- 93.50 Кб

Неолитическая цивилизация: общая характеристика

Введение

Приблизительно 13-10 тысяч лет назад в жизни древнего человечества происходят глубокие изменения, без которых и наша нынешняя цивилизация оказалась бы совершенно невозможной. Бродячий охотник и собиратель, кочующий за стадами диких животных и питающийся главным образом их мясом, в эти переломные тысячелетия превращается в оседлого земледельца и в пастуха-скотовода.

Некоторые из основанных в X тысячелетии до н. э. поселений и поныне являются обитаемыми, например прииорданский Иерихон или североаравийская Бейда. Этот глубинный сдвиг в образе жизни человека именуют «неолитической революцией», которая произошла во времена Неолитической цивилизации.

Неолит (от нео... и греч литос - камень), новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды.

Цель нашей работы – дать характеристику Неолитической цивилизации.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • Рассмотреть земледелие и скотоводство эпохи неолита.
  • Описать процесс отделения ремесла от земледелия в Неолитической цивилизации.
  • Узнать, как появились центры раннеземледельческих культур и кратко описать их.
  • Рассмотреть культуру Неолитической цивилизации.
  1. Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды деятельности – важнейшее достижение Неолитической цивилизации

Неолит - завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией . Неолитическая революция - это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Значение этого события подчеркивал Н.Н. Моисеев: «Неолитическая революция качественно изменила характер общественного развития рода человеческого. И ее последствия были таковы, что уже позволяют говорить о начале истории... Неолитическая революция многократно ускорила развитие общества, создав качественно новые стимулы для развития - стимулы, которых принципиально не могло быть в предыдущей эпохе». Ученый считал, что «неолитическая революция послужила началом всех существующих ныне цивилизаций» . Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счет выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений . Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.

Неолит - период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр. Однако, первые земледельцы вначале использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели еще одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных, и началось их распространение по Земле.

Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда: земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.

В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если в конце неолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводства и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.

  1. Второе общественное разделение труда в Неолитической цивилизации – отделение ремесла от земледелия

Неолит - время новых технологий и материалов. Хотя это и каменный век, но его каменная индустрия достигла совершенства и высокой техники обработки орудий труда. Если палеолит называют эпохой оббитого камня, то в неолите люди научились камень резать, сверлить и полировать. Орудия труда стали не такими грубыми, а в их изготовлении начали использовать новые материалы диорит, яшму, нефрит. Для получения высококачественных сортов камня перешли к его подземной добыче, появились первые кремневые шахты. При помощи новой техники обработки были созданы новые орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстиями посередине. Характерно появление топоров нового типа, тонких и плоских, имеющих форму трапециевидного клина, т.н. колунов. Их уже можно было использовать для рубки деревьев. Археологи находят многочисленные челны, весла, лыжи и сани, в изготовлении которых топор незаменим.

Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры, новых изобретений и открытий. На протяжении сотен тысяч лет всего пять материалов камень, дерево, кость, шкуры животных и глина удовлетворяли человека. Однако, начиная с эпохи неолита, он сам стал создавать необходимые ему материалы. Превращаясь из собирателя и охотника в земледельца и скотовода, он сначала изобрел керамику и текстиль, а в конце неолита сплав металлов.

Появление керамики - великое событие в истории человечества и важный шаг его цивилизационного развития. Неолит часто называют керамическим веком . Появившимся не на пустом месте глиняным сосудам неолита предшествовали различные емкости для воды, собранных кореньев, пойманной рыбы и т.д. Ими могли быть тыквы, крупные орехи, плетеные корзины, рога, черепа животных и человека. В эпоху неолита стали изготовлять керамические сосуды для хранения семян, мыса, воды, для приготовления пищи на огне. До появления гончарного круга их делали способом налепа, когда из глиняной массы, куда добавляли песок, толченые раковины или рубленую траву, изготовляли жгуты толщиной 3-4 см и накручивали их по спирали, сглаживая и затирая швы рукой или палочкой. Затем их скромно украшали узором в виде линий, штрихов, зигзагов и ямок, после чего обжигали на костре. Обычно этим трудоемким ремеслом занималась женщина, ибо она вела домашнее хозяйство, а появление такой посуды значительно облегчало домашний труд, улучшая приготовление пищи и ее хранение.

К числу важнейших изобретений эпохи неолита следует отнести и появление текстиля . Уже тогда человек проявил желание найти новые способы изготовления одежды. И это, вероятно, была одна из причин и предпосылок изобретения прядения и ткачества. Для изготовления неолитических тканей использовались в основном растительные волокна лен, крапива, но применяли и полоски кожи, волос, древесное волокно, а в конце неолита овечью шерсть. Неолитические ткани богато орнаментировались цветными нитями. Для своей текстильной индустрии человек неолита придумал различные приспособления: деревянные гребни для чесания волокна, глиняные и деревянные катушки для нитей, веретено, глиняные и каменные пряслица и, значительно позже, прялку.

С появлением прядения и ткачества изменился и внешний вид неолитянина. Грубую одежду из звериных шкур он сменил на более изящную, сшитую из льняных и шерстяных тканей, украшенную тесьмой, кистями и бахромой. Неолитические модницы, как правило, предпочитали ярко окрашенные ткани, преимущественно красного, желтого и синего цвета.

Итак, в эпоху неолита произошло второе общественное разделение труда: ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений городов, что привело к отделению города от деревни.

  1. Закрепление оседлости, появление центров раннеземледельческих культур

Неолит возродил и закрепил оседлость, ибо занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни . С появлением ремесла улучшились бытовые условия и возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Наряду с землянками и шалашами, свайными постройками и болотными поселками человек неолита начал строить дома из глины, дерева и камня. В таких домах уже был закрытый очаг и первая неолитическая мебель, вокруг дома располагались хозяйственные постройки: амбары, сараи, кладовые. У дома находился огород, который обрабатывали простейшими орудиями. В Малой Азии, Сирии и Палестине появились богатые и развитые поселки, которые иногда окружали стеной. В сфере строительства эпохи неолита распространилось необычное и отчасти загадочное явление - мегалиты. Это оригинальные постройки из огромных каменных глыб, среди которых выделяются святилища, родовые усыпальницы. Отдельно стоящие камни воздвигнуты в память о выдающихся членах рода. Назначение многих мегалитических сооружений точно не известно.

Неолит - это пик в развитии матриархата, когда еще больше возросла хозяйственная и общественная роль женщины. Домашнее хозяйство (заготовка пищевых припасов, изготовление сосудов, одежды и т.д.), которым управляла женщина, первый и единственный раз в истории человечества воспринималось людьми, как самая ответственная и жизненно важная сфера. В руках женщин эпохи неолита концентрировалась вся действительная власть: земля, поля, урожай. Начала появляться и первая семья, т.н. матриархальная семья, ибо муж переселялся в дом жены и в ее родовой коллектив. Личного имущества у такой семьи не было. Исключение составляло оружие и только потому, что делалось под руку. Взаимобрачующиеся роды, чтобы не потерять друг друга, старались селиться рядом, но не перемешиваясь. Возникали более крупные, чем род, объединения людей племена.

В ходе неолитической революции появились раннеземледельческие комплексы или раннеземледельческие культуры, которые стали исходным пластом первых цивилизаций. В неолите сложилось несколько центров формирования и развития раннеземледельческих культур. Особую культурную зону образовал иордано-палестинский комплекс. К северу от Мертвого моря, в долине р. Иордан, расположен холм Телль-эс-Султан, представляющий собой руины упоминаемого в Библии города Иерихона. Жители Иерихона вели оседлый образ жизни, обустраивая свое поселение, которое занимало 4 гектара, и было окружено стеной из камня. К стене, высота которой составляла 4 м, примыкала круглая каменная башня диаметром 7 м и высотой 8 м, являвшаяся сторожевым постом для контроля за окрестностями (значит, было, что защищать!) . Жители города особо преуспели в домостроительстве, которое свидетельствует о довольно высоком по меркам неолита уровне благосостояния. Дома строили из сырцового кирпича, пол жилых помещений покрывали известковой штукатуркой, окрашенной в красный или кремовый цвет. Красили и стены дома: до метровой высоты шла красная панель, а выше кремовая окраска. Между домами располагались дворики, где обычно готовили пищу. Видимо качество питания жителей Иерихона было достаточно высоким. Они употребляли в пищу пшеницу, получаемую в результате обмена из более северных областей, и мясо, которое давала охота. Иерихонцы одомашнили козу, собаку и кошку. Иерихон вряд ли можно назвать городом в точном смысле этого слова, видимо он был ближе к поселению городского типа.

В особый центр раннеземледельческих культур выделилась Малая Азия. Ее расцвет характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное на 13 гектарах плодородной Конийской долины. В неолите здесь существовало более 20 оседлых поселений и Чатал-Хююк, вероятно, являлся их столицей, центром этой сельскохозяйственной округи, ее организационным и идеологическим лидером. Это довольно богатое поселение насчитывало от 2 до 6 тыс. человек . Люди жили в добротных домах из сырцового кирпича. Внутри дома из глины делали сиденья типа скамьи. Жители Чатал-Хююка занимались скотоводством и земледелием, культивируя 14 видов растений и выращивая крупный и мелкий рогатый скот. Несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фисташковое и миндалевое масло, вино из семян крапивного дерева производили в этом земледельческом центре. О высоком уровне благосостояния его жителей свидетельствует и их интерес к своему внешнему виду. Он не ограничивался обилием внешний украшений (ожерелья, бусы, подвески, браслеты), но дополнялся различными видами древнейшей косметики (румяна, охра, жировые вещества). Богатый мир Чатал-Хююка отражают и его святилища с сюжетной стенной росписью и глиняными рельефами. Отличительная особенность Чатал-Хююка наличие, наряду с глиняной, деревянной посуды. Заключение 16
Список литературы 18

Неолитическая революция – это произошедший в эпоху неолита (нового каменного века, 8 – 5 тысячелетия до нашей эры) переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство), создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 - 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

Одомашнивание коз и овец, научились выращивать пшеницу, ячмень и горох. На территории Передней Азии все это к 7-6 тысячелетию до н.э.

Данное явление стало объектом изучения исследователей в 19-ом веке, а Гордон Чайлд в середине ХХ века переосмыслил его и ввел само понятие «неолитическая революция», которая, кроме появления производящего хозяйства, включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности - атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

Другие изменения:

Специализация культуры имеет ещё одну сторону - она сама является важнейшим фактором роста производительности труда. Теперь работник материального производства заинтересован в производстве не только необходимого, но и избыточного продукта с тем, чтобы обменять его на услугу, продукт духовной деятельности - шамана, колдуна, певца, сказителя, врачевателя и т. д. В то же время, последние заинтересованы в производстве продукции, востребованной производителями материальных благ, что является важнейшим стимулом для духовного творчества.

С переходом к земледелию и скотоводству объектом поклонения стали иные боги - ответственные за производство, создатели - творцы, демиурги - порождающие новый продукт: зерно, животных и самого человека. Создаются и иные праздники: сельскохозяйственного цикла у земледельцев, природного цикла обновления степей и домашних животных - у скотоводов. Объекты поклонения приобретают зооморфную, а позднее антропоморфную форму. Важную роль начинают играть солярные (солнечные) и астральные (звёздные) культы.

Итак, последствия неолитической революции:

· Появление новых орудий труда из камня, полированных, тщательно отделанных, многофункциональных

· Регулирование возделывание злаков и выращивание животных

· Второе разделение труда (после земледелия и скотоводства) – выделение ремесла (гончарное производство, прядение, ткачество)

· Появление пахотного земледелия (изобретение сохи и плуга) С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье.

· Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы индивидуального (семейного) хоз-ва и появляются зачатки частной собственности на землю

· От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

· Создание постоянных поселений, деревень, городищ (предшественников городов), т.к. захоронения производились в/под жилищами + ведение с/х работ; выделение строительства как особой сферы хоз деятельности

· Управление – особая сфера труда (зачатки администрации, власти вождя)

· Переход к соседской общине, расслоение внутри общины

· Формирование крупных межобщинных объединений – племен, особенно в районах орошаемого земледелия; расширение военных столкновений между ними

· Усложнение и дифференциация религиозных верований, возникновение племенных богов, формирование политеизма (многобожия)

Внутри соседского коллектива произошло выделение знатных семей, возвысившихся над родовыми общинниками. В свою очередь, среди простых общинников постепенно выделялись, с одной стороны, зажиточные крестьяне, а с другой – бедняки, искавшие приемлемые условия существования и социальную защиту у влиятельных и богатых семей. Все это привело к созданию сложной системы личностных форм связей и подчинения, которые откладывали существенный отпечаток на социально-экономические отношения. Значит, это все предпосылки для появления первых цивилизаций.

(ПРО ЦИВИЛИЗАЦИИ НЕ НАДО – она не говорила ничего подобного!!)

С окончанием ледникового периода, около 12 тыс. лет назад, в мире произошли коренные изменения. Повышение температуры привело к таянию ледяных щитов, покрывавших почти четверть поверхности суши Земли. Растения и животные распространились далеко на север, в широты, которые в течение долгих тысячелетий до этого были слишком холодны для жизни. Огромные массы воды высвободились из ледяных оков. Уровень Мирового океана повысился, климат стал более влажным. Пустыни, занимавшие приблизительно половину суши в тропическом поясе планеты, тоже начали отступать под натиском обильных дождей и новых рек.

За растениями и животными на новые земли двинулись и люди. Природные условия были разнообразны, ресурсы — обильны. Общины охотников и собирателей каменного века приспосабливались к этим новым условиям разными путями. В лесной и степной зоне вырабатывались иные способы охоты. Особую роль в ней сыграло изобретение лука и стрел. Широко распространилось рыболовство. В прибрежных областях изобилие пищи, добываемой у моря, привело к возникновению общин собирателей моллюсков. Следы деятельности этих групп сохранились в виде больших куч раковин, известных в разных местах земного шара. В благоприятных условиях быстро росло население. Поселения постепенно становились более многочисленными и постоянными.

Но самым ярким событием стало зарождение земледелия и скотоводства. Мягкий климат и разнообразие растительного и животного мира новой эпохи стали главным условием для развития сельского хозяйства. В некоторых областях Старого Света — на Ближнем Востоке, на холмистых предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и в дельте реки Янцзы — общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. Они стали не просто собирать дикие злаки, а выращивать их, не только охотиться на диких животных, но и приручать их пойманных детёнышей. Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни. Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни — от одежды и утвари до идеологии. Наступила новая эпоха — новый каменный век, неолит.

Эти изменения были настолько разительными и произошли на огромной территории в такой короткий по сравнению со всей предшествующей историей человечества период, что за ними закрепилось название «неолитическая революция».

Вынужденный выбор

Где и почему люди впервые стали выращивать растения? Земледелие имело долгую предысторию. Древние охотники и собиратели издавна пользовались плодами растений. Наряду с охотничьей добычей дикие злаки, корешки, ягоды и другие плоды составляли важную часть рациона их питания. Они хорошо знали, как растёт трава, как из семян появляются новые деревья, и часто предпринимали действия для увеличения и сохранения урожая. Аборигены Австралии при выкапывании ямы пересаживали деревья или кустарники на новое место. Индейцы Северной Америки племени шошонов строили дамбы и каналы для орошения диких полей луковичных и зерновых растений. Такие действия уже могут быть названы зачатками земледелия. Но чтобы сделать всего лишь один шаг к самому земледелию, человечеству пришлось пройти ещё долгий путь. А некоторые народы, как, например, те же аборигены Австралии, этот шаг так и не сделали. В чём же причина?

Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требует больших усилий: вспашка земли, сев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали всё свободное время первых земледельцев. Поэтому переход к земледелию был вынужденным выбором человечества. Охотники и собиратели обращались к сельскому хозяйству лишь тогда, когда охотничьи ресурсы уже не могли прокормить их общину. Рост населения и истощение охотничьих угодий стали первым всеобщим экономическим кризисом в истории человечества. Поиски выхода из него постепенно приводили ко всё большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем и от специально выращенных. Переход к новой жизни был постепенным и мало заметным для людей одного поколения. Сначала община охотников селилась поближе к диким полям и охраняла урожай от диких животных. Затем, как индейцы-шошоны, охотники-собиратели начали оберегать поля от засухи, пропалывать их от сорняков, рыхлить почву весной и, наконец, высаживать зёрна.

Конечно, такой выбор был возможен не везде. Для занятия земледелием нужны были благоприятный климат, плодородная почва, обилие воды для полива и, наконец, такие растения, которые давали высокий урожай. Все эти условия возникли после отступления ледников в разных частях мира. Независимо и приблизительно в одно и то же время земледелие зародилось на Ближнем Востоке в VIII тысячелетии до н. э., в Китае в VI тысячелетии до н. э., в Центральной Америке в VII тысячелетии до н. э.

В каждой из этих областей найдены дикие предки растений, ставших там издревле основными сельскохозяйственными культурами: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке и в Европе, рис и просо в Южной и Восточной Азии, кукуруза, бобы и картофель в Центральной и Южной Америке. В посёлках первых земледельцев этих областей, раскопанных археологами, обнаружены и зёрна первых окультуренных растений. Они встречаются в слоях пожарищ, в остатках пищи, в разрушенных стенах домов, которые обмазывали соломой, смешанной с глиной.

Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем непохожи на своих современных потомков. Найденный в Центральной Мексике початок кукурузы V тысячелетия до н. э. в пять раз меньше современного культурного вида. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией — отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие более стабильным и надёжным способом пропитания, чем охота и собирательство. Хорошие урожаи позволяли прокормить значительно больше людей. Преимущества нового способа хозяйства становились гораздо очевиднее.

5. Неолитическая революция

Это событие почти недавнего прошлого - конец ледникового периода, начало голоцена: неолитическая революция закончилась 10-12 тысяч лет тому назад. Она также качественно изменила процесс развития рода человеческого, еще больше отделила людей от остального живого мира. Неолитическая революция послужила началом всех существующих ныне цивилизаций. Так же, как и революция в палеолите, которая перевела эволюцию человечества в новое русло общественного развития, новая перестройка имела “техногенный характер”, т.е. определялась развитием искусственных орудий.

В период неолита наши предки не только усовершенствовали технологию обработки камня, но и создали метательное оружие - копья, лук, стрелы. Эти изобретения многократно усилили эффективность охоты и другие возможности жизнеобеспечения первобытного общества. И человек немедленно пустил в дело вновь созданное оружие. Вероятно, так поступило бы любое животное.

Если в той или иной системе появляется вид-монополист, это трагично не только для экологической системы, но и для вида-монополиста. Максимальное использование своих возможностей, стремление к удовлетворению своего сиюминутного превосходства, увы, свойство не только животных. И судьбу монополиста нетрудно предсказать. Вид-монополист достаточно быстро исчерпывает пищевые возможности своей экологической ниши, экосистема начинает деградировать, и вместе с ней вид-монополист встречает свой экологический кризис. В этих условиях возможны два исхода. Первый - вид-монополист начинает деградировать вместе со своей экологической нишей и однажды погибает.

Но возможен и другой исход. Вид-монополист находит новую экологическую нишу, адаптируется к ее возможностям и начинает новый цикл своего развития.

С человеком всегда случалось именно так: человек, становясь монополистом, находил новую нишу и становился еще более грозным монополистом! Изобретение главным образом метательного оружия превратило в конце неолита нашего предка в “абсолютного” монополиста и вызвало новый кризис. Новая перестройка характера антропогенеза стала неизбежной. Человек мог легко исчезнуть с лица планеты, поскольку к этому времени вся планета стала его экологической нишей, его ойкуменой. Но этого не случилось: человек нашел новую экологическую нишу. Вернее, он сам ее создал!

Уже во времена палеолита первобытные люди стали качественно выделяться среди остальных животных: только у них власти биосоциальных законов была противопоставлена нравственность, только у них одних возник духовный мир, а значит, появились и другие ценности, отличные от сиюминутного выживания. Наконец, наши предки “предпочли” общественное развитие биологическому, чисто индивидуальному. Но во многом они оставались еще “детьми Природы”, не отличаясь от других хищников. Они жили охотой и вписывались в естественный круговорот веществ в Природе. Чем лучше было их оружие, чем лучше была организация коллективной охоты, тем больше у них было пищи и быстрее росла численность населения. И всякий новый прием в добыче пищи ими использовался со всей той эффективностью, на которую они были способны. В этом они (впрочем, как и теперь) как раз ничем и не отличались от обычных животных. Им было чуждо думать о будущем и анализировать его.

Неолит, т.е. эпоха быстрого совершенствования технологии обработки и использования камня, превратила биологический вид homo sapiens в хищников-монополистов: создание нового оружия (главным образом, метательного) поставило человечество вне конкуренции со стороны остальных хищников. И эти возможности человек немедленно использовал. По-видимому, за считанные тысячелетия практически полностью были уничтожены все мамонты и крупные копытные - основа рационов неолитических охотников. Технические достижения в очередной раз поставили человечество на грань катастрофы. Но теперь оно оказалось перед перспективой глобального голода, который, по-видимому, имел место почти на всей территории планеты.

Но эта же реальность - недостаток пищи и неизбежность глобального голода - породила еще одно следствие - жесточайшую борьбу за ресурс, и в первую очередь за оставшиеся охотничьи угодья.

И не случайно за время неолитического кризиса население Земли (за исключением зоны тропических лесов) сократилось, вероятно, раз в десять! Впрочем, эти оценки антропологов очень приближенные. Но уменьшение населения Земли в конце ледникового периода действительно имело место! Это показывает резкое сокращение количества неолитических стоянок, изученных антропологами, по сравнению с числом палеолитических стоянок.

Но вот однажды кризис был преодолен. Природа открыла человеку еще одну из своих тайн: он познал потенциальную возможность собственного жизнеобеспечения за счет искусственного кругооборота веществ. Люди научились возделывать землю и выращивать злаки. Это произошло вскоре после окончания ледникового периода, в самом начале голоцена. Так называется тот период межледниковья, в котором мы сейчас живем.

Родиной земледелия, по мнению Н.И. Вавилова, были речные долины “плодородного треугольника” на Анатолийском плато, на территории современной Турции, в истоках великих рек Ближнего Востока - Тигра и Евфрата. И эти догадки Н.И. Вавилова, великого российского биолога, ботаника и агронома, подтвердили современные раскопки. Во всяком случае, именно там возникла культура возделывания пшеницы. Это произошло 8-9, может быть, даже 10 тысяч лет тому назад. Во всяком случае, раскопки в Хаджиляре и Чатал-Куюке, сделанные американцами в 70-х годах, показали, что около 8 тысяч лет тому назад, т.е. за несколько тысячелетий до появления письменности, до возникновения великих государств древности - Египта и Шумера, в тех краях уже существовала развитая земледельческая цивилизация (Mellart J. The Neolithic of the Near Est. N.Y. 1975). И появление земледельческих поселений в Анатолии отделяет от первых фараонов такая же бездна лет, как и век фараонов от века атомного оружия! Может быть, такой факт еще отчетливее показывает скорость возрастания оснащенности человечества техническими средствами. При практической неизменности его чисто природных, биологических характеристик.

Позднее, с интервалом, вероятно, в несколько тысяч лет, на периферии земледельческого мира возникло скотоводство. Этот разрыв во времени и различие географических зон, где произошли описываемые события, чрезвычайно важны для понимания генезиса современных цивилизаций. Но это уже другая тема, и ей посвящена следующая глава. Скажу только, что это одна из причин того резкого разграничения цивилизаций на традиционные и “техногенные”, которое наблюдается и в современном мире. И одна из причин того, что дивергенция видовая (биологическая), характерная для палеолита, сменилась дивергенцией цивилизационной. И не случайно, что именно Ближний Восток сделался одним из центров формирования цивилизаций традиционного типа. Их рождали, прежде всего, географические и климатические особенности этой части Евразийского суперконтинента.

Название этой главы я завершил вопросительным знаком, а затем описал три катастрофические перестройки. А заключить главу я хочу утверждением о том, что действительно после каждой из этих катастроф возникала “новая планета” со своими особенностями планетарной жизни. Каждый раз непредсказуемая эволюция рождала новые формы организации живого вещества и особенности его развития. Организация планетарной жизни претерпевала качественные изменения. И каждая из этих катастроф была очередной ступенью восхождения ЖИЗНИ по пути становления Разума. Первая бифуркация вырвала из животного мира один из его видов, который оказался способным не просто развить свой мозг, но и начать создавать искусственные орудия и покорять огонь. На Земле возникла “вторая природа”, целенаправленно создаваемая представителями живого мира. Планета обогатилась новыми возможностями развития.

Вторая бифуркация привела к возникновению качественно нового образа поведения живого вещества. На Земле утвердился живой вид, создавший основы нравственности, вид, который “отказался” от чисто биологического совершенствования во имя развития общественных форм организации, во имя создания нового типа памяти и, в конечном итоге, во имя создания Коллективного Интеллекта, о чем мне придется еще рассказывать в последующих главах.

Наконец, третья бифуркация, когда человек снова оказался на пороге своего исчезновения с лица планеты, ознаменовалась созданием искусственных биосистем. Возник новый тип эволюционного развития, а у человечества возникла частная собственность и новые стимулы для своей активности - началась эра современных цивилизаций.

Таким образом, за сравнительно короткое время, за четвертичный период, по меньшей мере трижды происходило качественное изменение характера эволюции биосферы, и каждый раз это были ступени по пути восхождения к Разуму.

И на каждой ступени возникала “новая планета”!

Будет ли продолжен этот путь?

обнаруживающаяся в Чатал‑Хююке, сияет точно сверхновая среди довольно тусклой галактики современных ей сельских культур… Наиболее длительное ее влияние сказалось не на Ближнем Востоке, а в Европе, ибо именно этот новый континент неолитические культуры Анатолии познакомили с первыми начатками сельского хозяйства и животноводства и культом богини‑матери, основой нашей цивилизации».

Здесь были обнаружены свидетельства беспрецедентного уровня развития технологии: сотни ножей, кинжалы, наконечники стрел и копья, из кремня или обсидиана, сработанные с поразительным и невиданным мастерством, намного опережающим уровень технического развития любых других культур, известных на Ближнем Востоке того времени. Обсидиан, в частности, является чрезвычайно твердым вулканическим стеклом, и отбитые куски этого стекла могут иметь невероятно тонкий режущий край, гораздо более острый, чем любое современное металлическое лезвие.

Были также найдены великолепно отполированные обсидиановые зеркала, бусы с тончайшими отверстиями, ювелирные украшения и тканые изделия высочайшей пробы, в их числе ковры - свидетельство жизни в комфортных условиях. Эти поселенцы не использовали глиняную посуду, однако пользовались деревянными и плетеными изделиями, которые по своей сложности и мастерству исполнения не имеют себе равных среди изделий той эпохи.

Их техническое совершенство столь велико, что нам до сих пор неизвестно, как эти люди создавали некоторые из предметов своего быта. Мы не знаем, как они полировали свои твердые обсидиановые зеркала, не оставляя ни единой царапины на поверхности; были найдены каменные бусы, а также несколько из обсидиана, в которых, трудно поверить, просверлено отверстие столь тонкое, что через него невозможно просунуть современную иголку.

Невозможно представить себе, как они могли сделать их, не прибегая к использованию очень твердых металлических сверл. Тем не менее они каким‑то образом сумели их сделать. Возможно, однажды мы узнаем их секрет.

Поселенцы исповедовали сложную и тщательно выстроенную религию, центром которой, судя по всему, была богиня‑мать, воспринимавшаяся как три человека в одном: молодая девушка, беременная женщина и старая ведунья. Даже в той небольшой части города, которую удалось раскопать к настоящему времени, было раскопано свыше сорока алтарей или святилищ, использовавшихся для отправления этого культа, хотя не все они действовали в одно и то же время.

Другими словами, что касается археологии, городская культура Чатал‑Хююка была уникальной; у нее не имелось никаких явных предшественников, не было никаких мест поблизости, где бы жители городища могли усвоить все свои навыки и умения.

Должно быть, жители города усвоили свои уникальные технические навыки где‑то еще. Но это не могло быть в каких‑либо известных общинах того времени, вроде тех, что найдены в Иерихоне в долине Иордана или в Джармо на плоскогорье Курдистана. Поскольку эти общины не имели даже отдаленно схожего уровня развития культуры и ремесла.

Нелепо полагать, что эта сложная, высокоразвитая городская культура взялась вдруг и ниоткуда около 8000 лет до н. э. И слепому ясно, что оседлая культура должна была начать свое развитие гораздо раньше и в каком‑то другом месте.

Вопрос в том, где и когда?

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме «Неолитическая цивилизация,:

  1. § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества
  2. Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв) Глава 1 Революции и реформы в становлении западной цивилизации