ШУТОЧНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"?

("От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак.)

2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"?

(Австралия.)

3. Какое животное есть в каждом посёлке мира?

(Осёл - п-осёл-ок.)

4. Что занимает ровно половину любого острова?

(Ров - ост-ров.)

5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре?

(Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре.)

6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?

(Буквы "Р".)

7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании?

(Данию - до свидания.)

8. Какая российская река протекает в Лондоне?

(Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза.)

9. Какой приток Самары течёт... по проводам?

(Ток.)

10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется?

(Нора.)

11. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы?

(Сок.)

12. Какую реку... ловят в море?

(Реку Треска.)

13. Назовите самый тонкий и острый мыс.

(Мыс Игольный.)

14. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать?

(Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга.)

15. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами?

(В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты.)

16. Какой морской залив каждый географ считает своим?

(Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии.)

17. Где протекает "парламентская река"?

(В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента.)

18. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией?

(Река Мама, приток Витима.)

19. В какой реке есть помещение для самолётов?

(В Ангаре - Ангар-а.)

20. Назовите "самый умный" горный хребет мира.

(Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане.)

21. Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории?

(Полуострова Камчатка - "камчатка".)

22. Какой город Красноярского края имеет математическое название?

(Минусинск.)

23. Название какой нашей реки является первым словом в названии произведения испанского писателя и оперы итальянского композитора?

(Дон: "Дон-Кихот", "Дон Карлос".)

24. Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?

(Подошва.)

25. Поможет ли география найти счастье?

(Да, она подскажет, что город Счастье находится на Украине, в Луганской области, на реке Северный Донец.


Викторина по географии: «По странам и континентам».

Кузьмина И.Н.

учитель географии

МКОУ «Ленинская СОШ №1»

Ленинского района Волгоградской области .

1. Какие особенности природы Сахары нашли отражения в пословицах и поговорках её жителей? « Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни».

2. Назовите самый жаркий материк. (Африка)

3. Какой материк является самым сухим? (Австралия)

4. На каком материке больше всего эндемиков? (Австралия)

5. Озеро Эйр самое известное в Австралии. С каким из африканских озёр, оно имеет много общего? (Чад)

6. « Я видел, как останавливали свой бег реки,и исчезала из них вода»- писал Чарльз Стёрт. Какую природную особенность австралийских рек описал Стёрт? (Крики)

7. На каком материке нет ледников, и действующих вулканов? (Антарктида)

8. Чему равна площадь материка Африки? (30,3 млн. кв. км.)

9. Назовите материки, которые пересекает экватор? (Африка, Южная Америка, Евразия)

11. Самое большое озеро материка Африки? (оз. Виктория)

12. Что означает слово гелея? (лес)

13. Какое дерево, тонет в воде? (Эбеново)

14. Назовите самую большую пустыню? (Сахара)

15. Самый маленький материк? (Австралия)

16. Что такое самум? (песчаная буря в Африке)

17. Плоды, какого дерева называют хлебом пустыни? (Финиковая пальма)

19. Какая птица весит всего 2-3грамма? (Колибри)

20. Назовите самых низкорослых людей на Земле? (Пигмеи)

21. В пустынных районах Австралии распространены заросли сухих кустарников. Как их называют? (Скрэб)

22. Каких примитивных млекопитающих вы знаете в Австралии? (Ехидна, утконос)

23. Назовите самый высокий водопад на Земле? (Анхель)

24. Из сока какого дерева,можно получить каучук? (Гевея)

25. Листья какого растения выдерживают вес в 50 кг. И имеют диаметр 2м.? (Виктори –регия)

26. Назовите шоколадное дерево? (Какао)

27. Как называют коренных жителей Австралии? (Аборигены)

28. Кто первым совершил кругосветное путешествие? (Магеллан)

29. Назовите остров расположенный на юге Австралии? (о. Тасмания)

30. На какой реке находится водопад Виктория? (р. Замбези)

31. Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце два раза в год бывает в зените? (Экватор)

32. В какой части света,чем северней тем теплей? (Австралия)

33. Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг? (На северном полюсе)

34. Карта в нём одна к одной

Сшиты в типографии.

Он теперь всегда с тобой – гид по географии. (Атлас)

35. Он и летом и зимой – между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди – он всё будет впереди. (Горизонт)

36. Что общего у нашего мозга и Земли? (Есть кора и полушария)

37. Как называют остров о океане, на котором не растёт кокос и не ловится крокодил? (Остров Невезения)

38. Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились? (Лес рук)

39.Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это одна и та же гора)

40. Какую твёрдую горную породу заставляют грызть детей в школе? (Гранит науки)

41. Что измеряют по шкале Рихтора? (Силу землетрясения)

42. Какой континент пересекают все меридианы? (Антарктида)

43. В какой стране одновременно бывает яркий день и тёмная ночь? (Россия)

44. Чьё путешествие на юг прервалось из-за несвоевременного хвастовства? (Лягушки-путешественницы)

45. Какая из стран, имеет самое большое количество соседей? (Россия)

46. Назовите, самое маленькое по площади государство? (Ватикан)

47. Какая страна в мире, самая населённая? (Китай)

Описание материала : Предлагаю Вам разработку игры-викторины «Знатоки географии». Данная разработка для учителей географии. Игра-викторина может быть проведена на внеклассных занятиях по географии или на предметной недели.

Мероприятие разработано для сборной команды обучающихся 6-8 классов. Цель мероприятия: повторение пройденного материала в игровой форме. Оценить знания и умения учащихся в области географии. Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Викторина для учащихся 6-8 классов «Знатоки географии»

Форма проведения: игра - викторина «Знатоки географии»

Игра состоит из 9 конкурсов. Состав команды сборный: 1ученик из 6 класса,1ученик из 7 класса и 2 обучающихся 8 класса. Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с номером команды). На столах таблички с номерами команд.

Учитель. Я рада приветствовать вас на географической игре-викторине «Знатоки географии». В сегодняшней игре принимают участие три сборных команды. В каждой команде по 4 участника - 1ученик 6 класса, 1 ученик 7 класса и 2 ученика 8 класса.

На соревновании присутствует жюри в составе:

______________________________________________________________

Условия игры:

Учитель . Для того чтобы в игре принимали участие все игроки, задания командам будут даваться по классам, например: «На вопрос отвечают члены команды 6 класса» и т.д. Если на данный вопрос ученик этого класса не дал ответ или дал неверный ответ, а команда знает правильный ответ, команда может ответить, но за ответ будет присуждено только половина назначенных баллов. В конце игры подводятся итоги по набранным баллам, объявляется и награждается лучшая команда знатоков географии.

Прошу выбрать капитана команды. Капитаны проведите жеребьёвку и определите номер своей команды. Команды определены, желаю всем удачи!

А начнем мы нашу игру с географической разминки:

1 задание Географическая разминка:

Учитель. Начинает игру команда №1. Представители команд по очереди (6,7,8 кл.)

подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучили. Ученики команды передают друг другу указку и карточку с названием географического объекта. На выполнение задания команде даётся 1,5минуты.

За каждый правильный географический объект - 1 балл.

Географические объекты команде №1:

1. Индийский океан, Австралия

2. г. Джомолунгма (Эверест), река Конго

3. оз. Байкал, Кордильеры (горная система)

4. Альпы (горная система), о.Сахалин

Географические объекты команде №2:

1. Тихий океан, Африка

2. река Амазонка, г. Эльбрус

3. оз. Гурон, п-ов Ямал

4. влк. Ключевская сопка, Анды (горная система)

Географические объекты команде №3:

1. Атлантический океан, Евразия

2. о. Мадагаскар, река Миссисипи

3. оз. Чад, Курильские острова

4. Тянь-Шань (горная система), м.Дежнёва

2 задание Умники и умницы:

Учитель. Я читаю вопрос, каждый член команды по очереди отвечает. За каждый правильный ответ - 1 балл, если отвечает другой член команды -0,5 балла.

Вопросы команде №1:

3. Самый крупный вулкан России (Ключевская сопка)

4. Самый большой остров в России (Сахалин)

Вопросы команде №2:

1. Самый большой океан (Тихий)

Вопросы команде №3:

1. Самый большой остров (Гренландия)

3. Самое глубокое озеро в России и мире (Байкал)

3 задание География на все сто!

Учитель . Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Сторона света (Восток.)

Начало реки (Исток.)

Главный город страны (Столица.)

Государство в Прибалтике (Эстония.)

Город РФ, порт на Тихом океане (Владивосток.)

Имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб.)

4 задание Конкурс картографов.

Учитель. На карточках нанесены контуры географических объектов, которые
членам команды необходимо определить и показать на карте. На выполнение задания даётся три минуты. За каждый правильный объект - 1 балл.

5 задание По родной стране

Учитель. Команды по очереди отгадывают, о чём или о каком географическом объекте идет речь. Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы:

1. 17.1 млн. км 2 - площадь России;

2. 16 - количество соседних государств;

3. 13 - количество омываемых морей;

4. Эти озера нашей родины называют еще морями. Одно из них самое большое на Земле, другое - самое глубокое. Одно отличается самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами. Назовите эти озера. (Каспийское море и озеро Байкал).

5. Территория расположена на древней платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа - равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. (Русская равнина)

6. Обе эти реки имеют много общего. Принадлежат к числу самых больших рек мира. Обе на своём пути пересекают одни и те же природные зоны. Обе имеют одинаковое питание - смешанное. Ледоход на обоих реках отличается большой силой, сопровождается заторами льда. При впадении в океан одна из них образует широкую и длинную губу, а другая образует обширную дельту. Назовите эти реки. (Реки Лена и Енисей).

7. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы - чудесное место для горнолыжников. (Сев.Кавказ)

8. Какому городу посвящены эти слова А.С.Пушкина.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит....(г. Санкт-Петербург).

9. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с-з на ю-в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (П-ов Камчатка).

6 задание Юные топографы

Учитель. Изобразить путь туриста условными знаками. На выполнение этого задания

2 минуты. За каждый правильный знак - 1 балл:

Турист вышел из дома и пошёл по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы. Дальше его путь к лагерю шёл через луг. Он подошел к смешанному лесу. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к реке, налево - полевая дорога к болоту, а прямо - тропа к роднику. Он пошёл по грунтовой дороге и подошёл к небольшой реке, которую перешёл по деревянному мосту. От него по грунтовой дороге он подошёл к фруктовому саду, пройдя, его он вышел к лагерю.

7 задание Гонка за лидером

Учитель. Команде за одну минуту необходимо ответить на 10 вопросов, если ответа не знаете, говорите - дальше. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Газообразная вода… (пар)

2. Время суток после ночи… (утро)

3. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

4. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

6. Прибор для измерения азимута? (компас).

7. Самый маленький материк. (Австралия)

8. На каком материке протекает река Лимпопо (Африка)

9. Горы, отделяющие Европу от Азии (Уральские)

10. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)

2 команда

1. Количество осадков измеряется в… (мм)

2. Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)

3. Атмосфера - это…(воздушная оболочка Земли)

4. Вода в твердом виде … (лед)

5. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это … (ветер)

6. Как называется сборник географических карт? (атлас).

7. Самое глубокое озеро? (Байкал)

8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

9. Все неровности на поверхности Земли. (рельеф)

10. Пустыня Сахара расположена на материке (Африка)

3 команда

1. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

2. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

3. Иней, роса, гололед, изморозь - это… (атмосферные осадки)

4. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия).

5. Самый большой остров? (Гренландия).

6. Огнедышащая гора. (Вулкан)

7. Кто открыл Америку? (Колумб).

8. Самый жаркий материк (Африка)

9. Самый высокий действующий вулкан в России (Ключевая сопка)

10. Назовите самую длинную параллель земли? (экватор)

8 задание Реши задачку

Учитель. Команды по очереди выбирают карточку с заданием (в карточке по 2 задания), время на выполнение не более 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:

1 ч -+5 о С, 7ч -+7 о С, 13 ч -+9 о С19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.

(нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)

2 команда

1. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал

в 7 часов +1 о С;

в 13 часов +15 о С;

в 19 часов +8оС. (14 о С )

2. Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

3 команда

1. Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:

7 часов- 4 мм

13 часов- 7 мм

19 часов- 2 мм (13 мм )

2.Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26оС, а на вершине -10оС? (600м)

9 задание Самый внимательный

Учитель . Каждой команде я прочитаю по три шуточных стихотворения, вы должны быстро, без заминки найти ошибки. 1 балл за правильный ответ.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает. (Не впадает, а вытекает.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг. (Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан. (Не океан, а река.)

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора. (Не гора, а озеро.)

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне. (Не в пустыне, а в тропиках.)

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава. (Не дубрава, а бор.)

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению. (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

Викторина «Занимательная география» для учащихся 8-9 классов

Котченко Валентина Ивановна,
педагог – библиотекарь МКОУ Веселовская СОШ, село Веселовское,
Краснозерский район, Новосибирская область

Описание работы: данный материал будет полезен учителю географии, руководителю кружка, библиотекарю.
Цель: развивать любознательность учащихся, исследовательский подход к работе, стремление отыскивать данные для ответа.
Подготовка к викторине: детей заранее знакомят с вопросами викторины, для того, чтобы они смогли проделать исследовательскую работу. Классы делятся на две команды «Меридиан» и «Экватор». Вопросы командам задаются поочередно, если одна команда не может ответить на вопрос, вопрос адресуется команде – сопернице. Ответы оценивает жюри.

Викторина «Занимательная география»

1. Каков вес земного шара? (5 980 000 000 000 000 000 000 тонн)
2. В какой период времени можно облететь без остановки вокруг Земли (по экватору), если самолет будет делать 400 километров в час?
(Длина окружности по экватору свыше 40 000 километров, следовательно, самолет, летя с такой скоростью, облетит земной шар за 100 часов)
3. Как называется эта удивительная точка земного шара, где Полярная звезда стоит прямо над головой, где со всех сторон юг, где можно совершить кругосветное путешествие,
обернувшись вокруг себя?
(Эта точка называется Северным полюсом)
4. Где солнце стоит в зените 22 декабря? (На Южном тропике)
5. Кто в нашей стране раньше всех встречает Новый год?
(Жители мыса Дежнева)
6. Ситуация: Моряки нашли в океане бутылку, в которой содержалась бумага с просьбой о помощи потерпевшим крушение. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые цифры и буквы и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 47 градус… ш. и…в… на остр… Нов… …дия. Найдите на карте местонахождение потерпевших крушение?
(Остров Новая Зеландия)

7. Определите местонахождение потерпевших кораблекрушение моряков по следующим данным, сохранившимся на бумаге: 3 градуса …д и 6 градусов с… на …ских островах. (Шетландские острова)

8. Как темна полярная ночь?
(Полярная ночь не так темна, как многие ее представляют. Часто здесь бывает светло, как в пасмурную погоду. Дело в том, что астрономически ночью считается время, когда солнце не поднимается над горизонтом. В долгую полярную ночь солнце не всходит, но поднимается почти до линии горизонта и сразу же начинает спускаться. Происходят дневные околополуденные сумерки. Из – за обилия снега полярная ночь и в остальное время не бывает такой темной, как в средних широтах).
9. Назовите самую северную точку на земном шаре, самую западную, самую южную, самую восточную.
(Самой северной и южной точками являются полюсы, а самой западной и восточной точки на земном шаре нет).
10. Какая часть света омывается четырьмя океанами? (Азия)
11. Сколько воды на Земле?
(Водная поверхность составляет 71% поверхности Земли, а суша 29%. Объем всей воды Мирового океана составляет 2 млрд. куб. км)
12. Назовите глубочайшую впадину Мирового океана.
(Марианская впадина в Тихом океане. Ее глубина равна 10 863 метра).
13. Как глубоко человек опускался в море?
(На глубину 10 918 метров)
14. Знаете ли вы, сколько морей на земном шаре? (43).
15. Моря – это части океанов, которые вдаются в сушу или отделяются от океанов островами. Но на земном шаре есть одно море, расположенное посреди океана. Оно не имеет постоянных границ и берегов. Назовите это безбрежное море?
(Саргассово море в Атлантическом океане).
16. Морской лед обладает интересными свойствами: уже при образовании он значительно менее солен, чем морская вода. По мере дальнейшего своего существования он все более преснеет и, наконец, становится годным для приготовления пищи. Почему это происходит?
(При замерзании морской воды в лед превращается сама вода. Соли не образуют со льдами единой кристаллической массы. Они вымораживаются на поверхности льдины, где образуют кристаллы затейливого узора - «ледяные цветы». При морозе в 30 градусов ледяные кристаллы смерзаются на столько плотно, что капелек с раствором солей между ними почти не остается).
17. В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек?
(В Мертвом море. Называется оно так потому, что воды его так солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Тело человека легче такой воды).
18. Знаете ли вы, какой мощности получился бы слой, если соли Мирового океана извлечь из воды и рассыпать их по всей поверхности земного шара?
(Слой соли равнялся бы 45 метрам. Если же эту соль рассыпать только по поверхности суши, то образовался бы слой толщиной 153 метра).
19. Какова может быть величина Морских волн?
(13 -14 метров высота и ширина до 400 метров, при землетрясении был установлен рекорд 35 метров высота и 148 километров в длину. Эта волна смыла все, даже почву с близ лежащих островов)
20. Где находится «Крыша мира»? («Крышей мира» называют Памир)
21. Какой глубины приблизительно должна быть скважина, чтобы на ее дне закипела вода?
(Температура в глубь Земли в среднем повышается на 1 градус через каждые 33 метра. Вода должна закипеть в скважине глубиной 3 000 – 3 200 метров)
22. Знаете ли вы, сколько приблизительно ежегодно бывает землетрясений?
(Около 10 000)
23. Знаете ли вы, какой минерал можно порвать, как обыкновенный лист бумаги? (Палыгорскит, или «горная кожа»,- минерал из группы асбеста)
24. На сколько повысился бы уровень Мирового океана, если бы растаяли все ледники на Земле? (На 50 метров)
25. Где наблюдались самые высокие температуры на земном шаре?
(Самая высокая температура + 70,7 градуса наблюдалась в пустыне Деште – Лут на юго – западе Ирана, а самая низкая – 93,2 градуса в Антарктиде).
26. Почему небо голубое?
(Солнечный свет состоит из семи цветов спектра – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Атмосфера задерживает и рассеивает главным образом синие и фиолетовые лучи. Это придает небу голубой цвет. На больших высотах цвет неба кажется черно – фиолетовым).
27. Где на земном шаре выпадает максимальное количество осадков? Где меньше всего?
(Максимальное (до 12 метров) выпадает в Гималаях, меньше всего в пустыне Атакама (8 мм в год).
28. В тропиках жилые помещения плавающих здесь судов регулярно протапливаются. С какой целью это делается?
(В тропиках очень высокая влажность воздуха. Даже влажное белье не высыхает, коробятся изделия из дерева, ржавеют металлические изделия, поэтому жилые помещения на судах регулярно протапливаются).
29. Где находится «Долина смерти»?
(В Северной Америке, в Калифорнии. Эта пустынная местность – одно из самых жарких мест на планете, температура свыше + 50 градусов).

На современном этапе развития образовательного процесса большое внимание стало уделяться применение которых способствует повышению интереса к предмету и адаптации детей в жизни.

Одной из часто применяемых форм является викторина. Она способна привлечь внимание ребенка к изучению предмета за счет неординарности используемых вопросов. А также это, пожалуй, одна из самых знакомых с детства игр, которая заключается в ответах на поставленные вопросы.

География относится к наукам довольно сложным, но интересным, если правильно построен процесс подачи материала детям. Поэтому викторина по географии может служить формой обучения, которая позволит держать детей в постоянном напряжении и мотивировать поиск ответов на поставленные педагогом вопросы.

Викторина как часть урока

Ведя речь об образовательном процессе, невозможно не сказать об использовании на уроке такой формы обучения детей, как «викторина по географии». Известно, что существует три основных этапа урока, это:

  • актуализация знаний учащихся;
  • изучение нового материала;
  • рефлексия.

Использование викторины может быть во всех трех случаях, безусловно, если вопросы по географии составлены правильно.

Этап актуализации - вопросы должны быть составлены так, чтобы учащиеся могли вспомнить основные моменты ранее полученных знаний, которые помогут при изучении нового материала.

На этапе изучения нового материала предлагаемые учителем вопросы должны стимулировать детей на поиск ответов («а почему?», «для чего?», «по какой причине?», «с чем это связано?», «к чему может привести?»). На данном этапе лучше всего использовать небольшое количество вопросов, но они должны быть емкими по своему содержанию.

Этап рефлексии. В данном случае вопросы должны предполагать ответы, требующие знаний, полученных в ходе изучения нового материала урока. Их тоже должно быть немного, но они направляются на основные моменты. Лучше всего рефлексию в виде викторины проводить письменно - это позволит получить дополнительные оценки ученикам, а учителю даст возможность проанализировать уровень усвоения образовательного материала.

Викторина как часть внеурочной деятельности

Вообще, чаще всего применяется викторина по географии как вид Использование ее помогает в течение всего года поддерживать у ребят интерес к образовательному процессу.

Вопросы для викторины по географии могут быть самыми разнообразными и затрагивать разные ее аспекты. Например, о родном крае или приурочены к определенной теме. Участие детей в такого рода мероприятиях позволяет не только повысить уровень знания по предмету, но и развивать функции мыслительного процесса, а также умение анализировать и делать выводы.

Кроме того, обучающихся на участие можно простимулировать тем, что за принятую активность в викторине будут выставлены оценки согласно полученным ответам. Конечно, «3» и «2» ставить не нужно, дабы не получить обратный эффект от использования данного вида внеурочной деятельности. Наименее активные ребята могут вообще остаться без отметок.

Виды географических викторин

Викторина по географии может быть нескольких видов, это:

1. Тематическая. Вопросы в данном случае составляются по определенно изученной теме. Она обычно имеет место быть на уроках, связанных с обобщением учебного материала, то есть для подготовки к контрольной работе.

2. Межтематическая (составление вопросов должно предусматривать при ответе на них учащихся использование имеющихся знаний из других областей наук).

3. Развлекательно-развивающая (ответы на поставленные вопросы направлены на использование детьми логического мышления).

Кроме всего вышесказанного, вне зависимости от выбранного педагогом вида викторина на тему «география» должна отвечать следующим критериям:

  • быть интересной, познавательной;
  • соответствовать возрастному составу участников;
  • стимулировать детей к изучению предмета и повышению уровня собственного образования;
  • использованные вопросы должны быть разноуровневыми;
  • предусматривать возможность участия всех желающих, вне зависимости от их уровня образования (низкий, средний, высокий).

Как составить и провести викторину?

Прежде чем педагог начнет составлять вопросы к викторине, ему необходимо определиться с ее видом и целевой принадлежностью. Следующим шагом будет доведение до детей информации о предстоящем мероприятии с объявлением темы и приглашением принять участие.

Основной частью викторины считаются правильно составленные вопросы по географии, они должны соответствовать следующим показателям:

  • соответствовать выбранной теме;
  • соответствовать возрастному критерию участников;
  • быть разноуровневыми (предусматривать участие разных учеников);
  • построение вопросов должно быть понятно не только учителю, но и учащимся,
  • предусматривать построение развернутых ответов, что способствует развитию речи и мыслей у детей;
  • затрагивать различные стороны науки географии.

О времени проведения викторины предполагаемые участники должны быть извещены заранее.

Место проведения должно соответствовать числовому количеству участвовавших. Кроме того, если мероприятие предусматривает ответы в письменном виде, значит, наличие листов с вопросами викторины должно быть в достаточном количестве.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, учащихся необходимо известить о времени, отводящемся на выполнение работы и разбалловке заданий (если она предусмотрена). Только при соблюдении всех вышеперечисленных критериев викторина по географии будет успешной.

Викторина как метод подготовки к экзаменам

Используйте данный вид деятельности на всех этапах обучения, и викторина может стать хорошим подспорьем для подготовки детей к выпускным экзаменам. Поскольку ЕГЭ предусматривает наличие вопросов по предмету и выбор учеником правильного ответа, то викторина по географии с ответами как нельзя лучше способствует развитию данного умения среди обучающихся.

Дети, которые привыкают к данной форме опроса, чувствуют себя более комфортно при сдаче ЕГЭ, делают меньше ошибок, так как научены правильному проведению анализа предлагаемых ответов.

География России

Пожалуй, самым большим блоком при изучении данного предмета является «География России». Ей отводится целый год обучения. Если посмотреть на карту мира, то наша страна занимает огромную территорию. В связи с этим учащиеся должны получить большой объем знаний, промежуточный контроль которых можно осуществлять при помощи использования данного метода.

Викторина по географии России должна составляться с использованием не только учебного материала, но и затрагивать вопросы современности. Данная процедура должна проводиться с целью развития у детей заинтересованности в происходящих событиях. Только в этом случае можно говорить о воспитании всесторонне развитой личности.

Уроки занимательной географии

Безусловно, викторина - это не единственный способ заинтересовать учеников. В методической литературе существует раздел под названием «занимательная география», который предусматривает наличие различного рода заданий для повышения мотивации детей к изучению предмета.

Для учителей, которые находятся в начале своего творческого пути, применение данного метода является залогом успешности. Кроме методической литературы, можно воспользоваться любым интернет-ресурсом, где размещены подробные разработки педагогов-новаторов.

Подведем итог

Необходимо помнить, что только при хорошем отношении к своему делу возможно воспитать лучших учеников! В этом случае занимательная география будет интересна для ребят, предмет принесет пользу в будущем.