Занятие по внеурочной деятельности «Расти здоровым»
«Необычное кулинарное путешествие»
«Здоровые дети – в здоровой семье»
Цель: формировать культуру питания учащихся и установку на здоровый образ
жизни.
Задачи:
 воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
 развивать интерес к истории своей семьи, семейным кулинарным традициям;
 формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассникам;
 работать над сплочением классного коллектива, коллектива учащихся и
родителей;
 учить различать полезные и вкусные продукты;

воспитывать культуру питания.
Оформление:
1.
плакаты «Здоровое питание»;
2.
3.
4.
выставка книг «О вкусной и здоровой пище», кроссворд «Овощи и
фрукты», игра «Полезные продукты», пословицы и поговорки, карточки с
продуктами;
самовар, выпечка;
фонограммы песен «Пока все дома», русские народные песни.
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые родители и ребята. Сегодня
нас ждет необычное путешествие, на котором мы поговорим о кулинарных
традициях, обычаях, которые существуют в ваших семьях. А также вспомним о
кулинарных традициях русского народа. А с кем путешествовать веселее? (с
друзьями)…
Кто помнит, какую песню с друзьями пел Крошка Енот? (Улыбка)
В каком населенном пункте мы с вами живем? (село Вязьма­Брянская).
Вязьма­Брянское сельское поселение Вяземского района Смоленской области –
самое крупное сельское муниципальное образование Вяземского района.
А какие еще деревни вы знаете, которые находятся на территории нашего села?
деревня Вассынки
деревня Железнодорожный
деревня Зеленый
деревня Певное
село Вязьма­Брянская





село Городок
Ну, а мы наш населенный пункт, по которому мы будем путешествовать,
назовем по особому «Здоровей­ка». И деревни в нашем селе имеют тоже необычные
названия. А какие, мы узнаем, путешествуя по ним.
Дети (участники игры) распределяются по группам – «деревням». И
представляют свои «деревни» (название, визитка, карта, рецепты, пошаговое
приготовление).
Какую первую деревню мы посетим узнаете, ответив на вопросы.
­ Как называется приём пищи утром? (завтрак)
­ Что полезнее всего есть на завтрак? (разнообразные каши)
­ Как сделать кашу вкуснее? (добавить изюм, орехи, сухофрукты и т.д.). Итак,
кто догадался, в какую деревню мы отправимся?
1. Представление деревни «Злаковка».
Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Арсений и Елизавета
приготовили нам рассказ о кашах.
Ученик: Одно из любимых российских блюд – каша. Она наравне со щами
стала, чуть ли не нашим национальным символом: «Щи да каша – пища наша!». Кашу
подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово «каша» означало тоже,
что и «пир». Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему
европейскому, особенно любил ячневую кашу.
Ученица: На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие,
рассыпчатые и каши­размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие
каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень
и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые)
ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными
яйцами. Каши­размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и
варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом,
добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.
­ Так из чего варятся каши? (Из разных круп). А из каких растений получают
крупы? Отгадайте загадки.
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (Зёрнышко)
В поле – метёлкой, в мешке – жемчугом. (Пшеница)
В поле серёжки на тоненьких ножках. (Овёс)

Черна, мала крошка,
А пользы в ней много.
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. Что это? (Гречка)
Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее
количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Наиболее полезна
гречневая каша. Далее – каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный
продукт, ее следует, есть перед контрольной работой, соревнованиями или
физической работой.
2. Конкурс «Вопрос – ответ»
1.Овощ, название которого состоит из 2­х нот (фасоль).
2.Без нее борщ, как скрипач без скрипки (свекла).
3.То же, что и перец (паприка).
4.Вещество, в большом количестве содержащееся в моркови (каротин).
5.Мера редиса, принятая на базаре (пучок).
6.Овощ – «второй хлеб» (картофель).
Как вы думаете, в какую следующую деревню мы отправимся?
2.Представление деревни «Малые овощинки»
В традиционной русской кухне было не принято смешивать продукты, и даже
постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей,
грибов и рыбы приготавливался отдельно. Капусту, репу, редьку, горох, огурцы­ели
сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не
были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из
заимствований с Запада. Салаты поначалу делались преимущественно с одним
овощем, отчего и назывались «салат огуречный», «салат свекольный», «салат
картофельный».
Сейчас идёт весна. Именно весной наш организм нуждается в витаминах.
Витамины не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают
только вместе с пищей. Сейчас по христианскому календарю идёт Великий пост.
Мудрыми были наши предки, что вели этот пост весной. Он помогал набраться сил,
поправить здоровье, чтобы бодрыми и здоровыми выйти в поле и провести все
весенние работы. Силы им очень были нужны, ведь все работы они выполняли в
ручную.
­Ребята, какие овощи вы любите?
­А, какие не любите? Нужно есть все овощи, и научиться выполнять правило:
«Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я». Я
думаю, что с сегодняшнего дня вы полюбите все овощи, потому что узнаете много
интересных и полезных рецептов.
­Но сначала немного отдохнём. Поиграем в игру «Вершки и корешки».
­Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки)
встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис,
капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька.

Кроссворд «Фрукты»
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний… Банан.
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине – сладко. Слива.
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка», ­ скажу. Яблоко.
Плод, похожий на лампочку. Груша
Заморский гость сидит на кустике,
С зеленым чубчиком на голове.
Одет он в серую кольчугу –
Плотно колечки прижаты друг к другу. Ананас.
3. Представление деревни «Фрукты».
Это интересно знать.
ЯБЛОКИ – прекрасное средство профилактики болезней,
вызванных
малоподвижным образом жизни. Они снижают усвоение жиров организмом, а
содержащийся в них калий выводит излишки жидкости.
Мы провели анкетирование среди учащихся третьих классов. Опросом было
охвачено 55 человек.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Какие напитки вы любите?
2. Любите ли вы молоко?
3. Чем полезно молоко?
4. Какие молочные продукты вы знаете?
5. Какие молочные продукты вы любите?
6. Какие продукты вы кушаете на полдник?
7. Употребляют ли в вашей семье молочные продукты?
Учитель:
И выяснили, что из 52 учащихся третьих классов 30 детей назвали молоко
среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным
напиткам, чаю, компотам, различным коктейлям. 58% ­ молоко, 42% газированные
напитки, сок, чай, компот.
Вызывает тревогу тот факт, что не все дети осознают важность значения

молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых
продуктов молока у многих ребят нет.
Учитель: Молоко идеальный продукт питания. Эта пища, приготовлена самой
природой. Молоко является не только лакомством, но и лекарством. Всего в молоке
около 30 видов витаминов.
1 ученик: Люди, которые в детстве и юности пили много молока, имеют более
крепкие кости.

2 ученик: При добавлении в рацион йогурта и цельного молока отмечается
понижение холестерина в крови. Это важно знать тем, кто решил похудеть

3 ученик: Молоко является спасительным средством для укрепления зубов,
особенно детских, так как оно содержит кальций – строительный материал костной
ткани. Научно доказано: применение «молочного» кальция эффективнее, чем
использование его в таблетках.
1 ученик: Известно, что молоко может предупреждать стрессы. Выпитый
перед сном стакан молока ускоряет и облегчает засыпание.
2 ученик: Установлено, что молоко облегчает участь курильщиков. Те, кто
выпивает ежедневно хотя бы две кружки молока, реже болеют хроническим
бронхитом. Исследования показали, что тот, кто регулярно пьет молоко, менее
подвержен заболеваниям желудка и кишечника
3 ученик: Но – внимание! Таким воздействием обладает цельное, а не
обезжиренное молоко.
Учитель: Молоко единственный продукт, содержащий много кальция, поэтому

дети каждый день должны пить молоко. Если вы не любите молоко, попробуйте есть
регулярно другие молочные продукты: кефир, творог, сметану, йогурт.
Игра «Угадай­ка»
Вспомнить некоторые продукты, приготовленные из молока, с помощью
текстов, записанных на доске:
Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется …
(простокваша)
Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток
Если молоко поставить в горячую духовку, то получится … (топлёное
Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится…
белого цвета… (творог)
молоко)
(варенец или ряженка)
Учитель. Молоко – это белая аптека, простая, вкусная, результативная и без
всяких ограничений и противопоказаний.
Какие славные, вкусные, да полезные названия у наших деревень!
Мы с вами познакомились с рецептами и приготовлением блюд, которые
приготовили в наших деревнях. Но везде ли мы побывали в гостях? В нашем
населенном пункте есть музей.
Я предлагаю вам отгадать загадку. Отгадав её, вы узнаете, в какой музей мы с
вами попадем.
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести

И в руках не удержать?
Так что же это такое?
Дети. Вода.
Учитель. Правильно, вода! Вода очень нужна нашему организму. Она помогает
нам расти, справляться со всякими хворями, становиться сильными и крепкими.
Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А
сколько это?
Учитель предлагает детям посмотреть на демонстрационный стол, на котором
находятся стеклянные банки, в которых 1 л и 1,5 л воды. Это же количество
жидкости можно разлить по стеклянным стаканам и расставить их на столе.
Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы
занимались в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь
когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти
траты необходимо восстановить.
Хозяйка музея 1. «Сок жизни» – такое красивое название дал воде
выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Наш организм почти
на 80% состоит из воды. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2–3
дней. Вы уже знаете, какое количество жидкости требуется вам ежедневно. А как вы
думаете питаться всухомятку очень вредно? Хотите убедиться в этом?
Хозяйка музея берет два надувных шарика. Важно, чтобы стенки его легко
растягивались. Детям объясняется, что стенки человеческого желудка, так же, как и
стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в один шарик помещаются
кусочки хлеба, оставшиеся после обеда, а в другой – через воронку вливается суп
или кисель. Детям предлагается сравнить форму двух шариков – один с неровными
боками, другой – гладкий, округлый и ответить на вопрос, какому «желудку»
труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться.
В стаканчиках находится минеральная вода. Такую воду можно получать из
природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для
организма веществ.
В стаканчиках находится минеральная вода, которая содержит не только
минеральные вещества, но и газ. Она так и называется – газированная.
Такую воду нельзя пить очень часто.
Учитель. Газированные напитки, особенно летом, пользуются большим
спросом. Они продаются на каждом шагу, выбор их огромен и дети, их очень любят.
Но как часто мы слышим о том, что пить газированные напитки очень вредно. Но
почему? И ребята решили узнать.
Для своих исследований выбрали два напитка: «Кока ­ Кола» и «Спрайт».
В каждом варианте напитков состав разный.
Ученица. «Кока­кола»: очищенная питьевая вода, сахар, двуокись углерода,
краситель (Е 150а), регулятор кислотности (Е338), кофеин, натуральный
ароматизатор, натуральные экстракты.

Ученик. «Спрайт»: вода питьевая, сахар, углекислый газ, бензоат натрия,

E330 лимонная кислота, E331, цитраты натрия, ацесульфам К, аспартам,
натуральные ароматизаторы.
В составе газированных напитков нам встретилось множество непонятных
элементов. С помощью Интернета мы попытались разобраться в их влиянии на
организм человека.
Компоненты газировки и их влияние на организм человека.
Двуокись углерода. Один из основных компонентов газированных напитков –
углекислый газ (в наших напитках ­ двуокись углерода). Основная задача этого газа –
уничтожение микроорганизмов присутствующих в питьевой воде. Также, углекислый
газ способствует увеличению сроков хранения воды, что более выгодно
экономически. Сам по себе углекислый газ не вреден, но он распирает желудок и
мешает его нормальной работе, может вызвать вздутие живота и повреждение
эмали зубов.
Сахар. В газировке содержится очень большое количество сахара, иногда оно
доходит до пяти ложек на стакан. Такое количество сахара приводит к избытку
сахара в организме. Это может вызвать такие серьезные проблемы со
здоровьем, как ожирение и сахарный диабет.
Кофеин. Кофеин является тонизирующим средством, он вызывает
возбуждение нервной системы, что противопоказано детям. Кроме того, кофеин
обладает эффектом мягкого привыкания, вызывает зависимость, он также
способствует выведению кальция из организма. Кальций входит в состав костей и
зубов, поэтому у людей, злоупотребляющих газированными напитками, кости
становятся хрупкими и чаще ломаются.
Так же узнали о пищевых добавках и их воздействии на организм человека:
Ортофосфорная кислота. Реальную опасность для наших зубов представляет
не сахар, а именно кислоты, особенно ортофосфорная кислота, которая к тому же
накапливается в организме. Медленно потягивая газировку, мы создаем для зубов
кислотную ванну, в которой постепенно размягчается зубная эмаль. Особенно это
опасно для детских зубов, эмаль которых еще недостаточно устойчива и легко
может подвергнуться разрушению.
Ароматизаторы. Все красители и ароматизаторы, содержащиеся в газировке
дают нагрузку на печень, так как именно в печени они расщепляются. Также
употребление красителей может привести к различным аллергическим
реакциям – от сыпи до бронхиальной астмы.
Бензоат натрия содержится практически во всех газированных напитках. В
сочетании с витамином С он выделяет бензол, который является канцерогеном, то
есть может привести к такой страшной болезни как рак. Кроме того, бензоат
натрия также может повреждать ДНК человека.
Хозяйка музея 1. Ребята, знаете ли вы, как готовятся морсы? Если в
кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот очень полезный
напиток. Перед употреблением морс обычно охлаждают. Особенно полезны морсы из

клюквы, брусники, которые не только содержат много витаминов, прекрасно
утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит.
А еще из воды и ягод можно приготовить замечательный напиток. Для того
чтобы узнать его название, отгадайте загадку.
Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились. Компот.
Хозяйка музея 1. Ну­ка, знатоки, отгадайте название еще одного вкусного и
питательного напитка
Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется. Кисель.
Учитель.
Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый... Сок.
В музее заранее приготовлены капуста, лук, редька, терка, мед.
А вы знаете, из чего можно приготовить соки? (Дети называют продукты, из
которых может быть приготовлен сок).
Хозяйка музея 1. А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный
напиток, но он еще может быть и замечательным лекарством.
Дети приглашаются к столу, на котором лежат капуста, лук, редька. Из этих
овощей также можно приготовить сок. Только не для питья, а для борьбы с хворями
да болезнями. Знаете ли вы, как используются соки этих овощей? (Сок редьки
помогает избавиться от кашля, сок лука – от насморка, сок капусты – снять боль от
ожога или нарыва.
Хозяйка музея 1. Сейчас мы с вами научимся получать эти лечебные соки.
(Демонстрация и объяснение.) Для того чтобы получить сок редьки, нужно разрезать
ее пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда кладется
немного меда. Очень быстро в подготовленное отверстие начинает поступать сок.
Смешанный с медом, он очень вкусен и полезен.
Для того чтобы использовать капустный сок, нужно снять несколько капустных
листов и подавить их рукой. Затем эти листы с выступившим соком прикладывают к
больному месту и привязывают бинтом.
Для того чтобы получить сок лука, луковичку очищают, разрезают и кусочек
натирают на терке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку.
Этот сок закапывают в нос при насморке – и никакой насморк тут не устоит!
Если вы боитесь, жжения в носу, то можете добавить в луковичную массу капельку
растительного масла.
Теперь вы знаете, что сок – не только вкусное и полезное питье, но и
прекрасное лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны!

Учитель: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие.
 Что вам больше всего запомнилось?
 Что полезного узнали для себя?
 О чем бы хотели рассказать дома?
 О чем бы вы еще хотели узнать?
 Какое правило надо научиться выполнять?
(«Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я»).
 А чтобы вы пожелали своим родным, близким, самим себе?
Выберите лепесток, напишите пожелание и прикрепите его на цветок.
Анкета
1. Какие напитки вы любите?__________________________________________
2. Любите ли вы молоко?_____________________________________________
3. Чем полезно молоко?_______________________________________________
4. Какие молочные продукты вы знаете?_________________________________
5. Какие молочные продукты вы любите?________________________________
6. Какие продукты вы кушаете на полдник?______________________________
7. Употребляют ли в вашей семье молочные продукты?____________________

Конспект внеклассного мероприятия по комплексной программе по формированию культуры питания как составляющая культуры здоровья, здорового стиля поведения у обучающихся, воспитанников в школе-интернате «Преодоление».

По теме: «Необычное кулинарное путешествие»

"Национальные блюда разных стран"

(внеклассное мероприятие для 9 класса)

Составила воспитатель:

Пескова Е.С.

Самара 2015

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Место проведения: столовая, классная комната или кабинет технологии для девочек

Цель: познакомить детей с национальными блюдами разных стран, научиться технологии их приготовления

Задачи

- расширить знания учащихся о мировой кулинарии;

Убедить в том, что питание бывает не только вкусным, но и полезным

Подготовительная работа : разделить группу на 4 подгруппы, между ними поделить кухни стран мира: Россия, Франция, Италия и Грузия. Выбрать одно из национальных блюд каждой из стран. Закупить продукты для приготовления выбранных блюд. Дать задание каждой подгруппе приготовить соответствующее блюда и рассказ о нём. Подготовить презентации.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас в необычное кулинарное путешествие по странам мира. Все вы знаете, что кухни разных народов отличаются друг от друга, но в современном мире всё так перемешалось, что вы наверняка уверены, что котлета исконно русское блюдо. А вот и нет, само блюдо «котлета» пришло в русскую кухню из европейской кухни и если быть точнее из французской. Удивлены? Тогда готовьтесь, сегодня таких сюрпризов будет много. Раз уж мы заговорили о Франции с неё и начнём.

ФРАНЦУЗСКАЯ КУХНЯ по праву считается достоянием и даже особой французской философией. Во Франции впервые возникли и достигли совершенства многие основополагающие понятия современной кулинарии. К слову, часто можно прочитать, что французы -- гурманы. Во французском языке это слово означает просто излишнее пристрастие к еде. Для того, кто вникает в особенности вкусовых оттенков, смакует ощущения и разбирается в технологиях готовки, существует специальное слово -- гурме. Без сомнения, нарастающий ритм современной жизни не мог не затронуть и Францию, но все же именно здесь фаст-фуд пока еще не занял такие непоколебимые позиции, как в других европейских странах (хотя и заметно потеснил «высокую кулинарию»). Интерес к трапезе здесь считается естественным для людей любой квалификации и достатка. Обеденный перерыв во Франции -- дело святое, никто даже и не подумает его сократить или заняться в это время какими-то делами. В отличие от других стран постиндустриальной эры французские хозяйки еще не отвыкли готовить дома, мало уступают им и мужчины. Покупки принято делать не в супермаркетах, а в небольших лавочках, где можно осмотреть каждый пучок зелени, пощупать каждый кусочек мяса. И хотя молодежь постепенно расстаются с традициями, кулинары не сдают своих позиций.

Французская кухня славится исключительным разнообразием кулинарных изделий, тонкими вкусовыми и ароматическими качествами большинства из них. Французские повара достигают этого благодаря применению бесчисленного количества пряностей, приправ и ликеров для приготовления соусов, тушения мяса, приготовления рыбы и дичи. Во французской кухне используются все виды мясных продуктов. И готовятся эти продукты всеми возможными способами. Мясо варят, тушат, жарят, запекают. Характерной чертой французской кухни является также широкое применение, особенно в гарнирах ко вторым блюдам, таких овощей, как артишоки, спаржа, салат-латук. Эти богатые витаминами овощи у нас, к сожалению, мало используются. При варке овощей строго соблюдается правило: зеленые овощи для отваривания кладут в кипящую подсоленную воду и варят в открытой посуде; только сухие овощи предварительно опускают в холодную воду.

Французская национальная кухня отличается широким применением овощей и корнеплодов. Картофель, различные сорта лука (в том числе пашот, придающий пище специфический вкус), стручковая фасоль, шпинат, капуста разных сортов, помидоры, баклажаны, петрушка, салаты используются для приготовления закусок, первых и вторых блюд, а также в качестве гарниров. Особенно популярны салаты из богатых витаминами овощей: спаржи, артишока, лука-порея, салата-латука как свежих, так и консервированных. Ко вторым мясным блюдам, как правило, подают зеленый салат, салат из капусты.

Сегодня ребята решили порадовать Вас приготовлением салата с красивым и звучным названием «Коко Шанель»

Выходит группа, отвечающая, за французскую кухню. Все ингредиенты сварены и нарезаны заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали и комментирую каждое свое действие смешивают ингредиенты.

Ингредиенты для "Салат «Коко Шанель»":

    Курица (лучше грудка, отварная) - 400 г

    Помидор (свежий) - 400 г

    Картофель (отварной) - 400 г

    Перец болгарский (яркий, лучше красного цвета) - 300 г

    Сыр твердый - 250 г

    Масло оливковое (можно любое нерафинированное растительное)

    Сок лимонный

    Специи (соль, перец - по вкусу)

Рецепт "Салат «Коко Шанель»" :

Куриное мясо разбираем на волокна.
Картофель режем некрупно.
Сыр трем на терке среднего размера.

Перец режем тонкими полосками

Помидоры режем небольшими кусочками

Смешиваем все продукты, заправляем смесью: оливковое масло + лимонный сок + соль + черный молотый перец.
Салат готов. Подавать его следует на салатных листьях.
Приятного аппетита!

Воспитатель: Спасибо Вам ребята! Выглядит очень аппетитно. Дорогие гости записали рецепт? Ну что ж, а попробуем мы это блюда в конце нашего мероприятия.

А пока перейдём к следующей национальной кухне и это русская кухня.

Ру́сская ку́хня её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни - практически не встречается такой приём как жарка . Как правило, пища готовилась в печи , поэтому очень широко используются варка, тушение , томление . Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Однако, для современных вариантов русских блюд жарка является равноправным процессом приготовления наряду с остальными. В частности, жарке подвергаются блины и оладьи, яйца, многие виды мясных блюд. Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы , каши и хлебобулочные изделия. Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели , причем, сладкие (современные) кисели появились лишь позднее с приходом в русскую кухню картофельного крахмала. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи , борщ , рассольник , солянка , калья , уха , ботвинья и окрошка . Из десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, также варенья и мёд.

Традиционным десертом русской кухни являются печёные яблоки и другие печёные фрукты и ягоды. Специфически русские виды сластей, ныне совсем забытые:

    Овощи (морковь и огурцы), сваренные в меду, но не на открытом огне, а на водяной бане. Готовый продукт («русские цукаты») делался прозрачным и сохранял несколько упругую консистенцию.

    Толчёные ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек - «пастила». Употреблялись как заедки к напиткам, отчасти - как средства народной медицины против простудных заболеваний и авитаминоза.

    Высушенные в русской печи кусочки моркови или свеклы - «парёнки».

И сегодня ребята решили Вас удивить именно забытым нами рецептом приготовления Малиновой пастилы.

Выходит группа, отвечающая, за русскую кухню. Пастила приготовлена заранее, ребята просто рассказывают, что же такое пастила, как они её делали, из чего и демонстрируют готовый продукт.

Пастила – фруктово-ягодный десерт русской кухни. Пастилу готовят из взбитого пюре. Для ягодной пастилы отбирают бруснику, рябину, малину и смородину. До 1917 года в России самую лучшую пастилу готовили в Коломне, Ржеве и Белёве. Если коломенская пастила была однородной, то ржевская и белёвская – слоеная. В советское время готовили упрощённый вариант русской пастилы в форме небольших белых брусков, который по вкусу больше напоминает французский зефир.

Для рецепта нам потребовалось:

    малиновое пюре - 1 кг

    малиновый сок - 1 стакан

Процесс приготовления:

Малину помыли холодной водой, дали воде стечь, поместили в эмалированную кастрюлю, плотно закрыли и поставили в теплую духовку. Когда малина распарилась, ее в горячем состоянии протерли через сито. Полученное пюре поставили на слабый огонь, добавили сок и при постоянном помешивании уварили до уменьшения первоначального объема в 1.5-2 раза. Уваренную пастилу разлили слоем толщиной 1.5-2 см в формочки, устланные пергаментной бумагой, смазанной растительным маслом, чтобы пастила легко отделялась от бумаги. Пастилу мы сушили в духовке при температуре 60-70С, можно сушить на солнце. Подсушенную пастилу обсыпали сахарной пудрой.

Воспитатель: Выглядит очень аппетитно! Спасибо Вам ребята за напоминание такого прекрасного и простого русского народного рецепта. И самой главное, что это лакомство не содержит ни каких вредных веществ, а главное его составляющее малина- ягода богатая органическими кислотами, сахаридами, калием, кальцием, медью и витаминами группы A, B, C. Она обладает противовоспалительными, бактерицидными, жаропонижающими и восстанавливающими свойствами. Перейдём же к итальянской национальной кухне.

Итальянская кухня - традиционная кухня Италии , распространённая и популярная во всём мире, благодаря таким блюдам, как пицца и спагетти . Она очень разнообразна и региональная, в каждом регионе есть свои традиционные блюда.

В основе итальянской кухни лежат исторически сложившиеся многовековые традиции с культурными влияниями римлян , греков , лангобардов , арабов , и прочих народов, когда-либо населявших Италию или оказывавших влияние на формирование её культуры.

Популярные блюда

    спагетти, каннеллони, и прочие многочисленные макаронные изделия (с обширной и подробной классификацией). Они непременно подаются с одним из многих традиционных соусов, обилие которых создаёт разнообразие блюд, объединённых в итальянском (а также в английском и многих других языках) одним словом « паста » (итал. pasta ). Среди самых известных и простых блюд: Spaghetti Napoli (спагетти по-неапольски) - с томатным соусом, Spaghetti Bolognese (спагетти Болоньезе) - с томатным соусом и мясным фаршем, Spaghetti Aglio e Olio (спагетти с чесноком и маслом) - с горячим оливковым маслом и совсем слегка обжаренным в нём чесноком.

    пицца - известный во всём мире открытый пирог, запечённый с томатным соусом, сыром и разнообразными опциональными ингредиентами. Среди классических разновидностей итальянской пиццы следует выделить такие, как Маргарита (с продуктами цветов итальянского флага: моцарелла - белый, томатный соус - красный, базилик - зелёный) , Каприччиоза, Дьябола, Кватро формаджио («Четыре сыра») и Кватро стаджионе («Четыре сезона»)

    ризотто - блюдо из риса (используются сорта с высоким содержанием крахмала) на бульоне/воде. Среди классических ризотто - risotto alla milanese («ризотто по-милански») с луком и шафраном

    равиоли и тортеллини - блюда, схожие с пельменями

    чиабатта - белый хлеб

Воспитатель: Вот его-то и презентуют нам сегодня ребята.

Выходит группа, отвечающая, за итальянскую кухню. Чиабатта испечена заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали.

Необходимые ингредиенты:

Для опары:

    сахар - 1 щепотка;

    вода (теплая) - 1/3 стакана (+2 ст.л.);

    дрожжи (сухие) - 1/8 ч.л.;

    мука - 130г.

Для теста:

    мука - 300 г;

    дрожжи (сухие) - 1/2 ч.л.;

    оливковое масло - 2 ст.л.;

    молоко (теплое) - 3 ст.л.;

    вода - 1 стакан;

    соль - по вкусу;

    сыр (фета) - 1 упаковка.

Как готовить опару : необходимо сухие дрожжи в размере 1/8 ч.л., развести в двух ст. ложках теплой, но не горячей воды, затем дать им настояться в течении пяти-десяти минут. Если хотите ускорить процесс, до добавьте щепотку сахара.

Способ приготовления чиабатты

130 грамм муки, треть стакана воды и дрожжи разведенные, смешивали все. Получили тесто, немного жиденькое. Миску с этим тестом, накрыв полотенцем, поставили в теплое место и на 12-14 часов о нём забыли. Уже на следующий день, начали готовить, непосредственно, тесто. Взяли половинку ч. ложки сухих дрожжей и развили в теплом молоке (объем - 3 ст. ложки). Затем в миску насыпали 300 грамму муки, оливковое масло, опару, дрожжи, стакан воды и соль. Тесто замешали прямо в миске в течении 5 минут, оно жидкое, но муку больше не добавляли Спустя два-три часа тесто увеличилось в объёме в 2 раза.На следующем шаге посыпали стол мукой, не забываем обращаться бережно с тестом, чтобы не выпустить из него пузырьки воздуха. Тесто достаточно жидкое, поэтому переворачивать его лучше большим ножом с широким лезвием. Из теста сделали такие небольшие кусочки, они пригодятся в дальнейшем. Берем пекарную бумагу или пергамент и сооружаем такую конструкцию, используя степплер для скрепления.

Тесто ножом поделили на четыре части, осторожно выложили сначала по одной лепёшке в каждую форму, посыпали сыром и накрыли второй лепёшкой. Тесто жидкое настолько, что раскатывать его не надо. Потом сделали интересное сооружение - по краям противня поставили четыре стакана. И накрыли полотенцем, которое не должно касаться противня. Для расстойки оставили «выстаиваться» на час. Не стоит ожидать, что тесто сильно поднимется. Духовку разогретли до 250 градусов, на нижнюю решётку поставили поддон с водой. Выпекали при высокой температуре и с водой, потом воду убратли, а температуру убавили до 200 градусов. До появления корочки коричневого цвета, выпекали 20-25 минут. Чиабатта, после приготовления, должна немного отдохнуть на решётке или тарелки - 10 минут будет достаточно.

Чиабатту ребята естественно готовят заранее.

Краткий состав готового блюда «Чиабатта»

продукт

кол-во

вес
гр

белки
гр

жиры
гр

углеводы
гр

калорий
ккал

итого

на 100 гр готового продукта

Воспитатель: Хлеб с хрустящей корочкой, а какой аромат, как же хочется отломить кусочек! Спасибо Вам ребята! Ну последняя национальная кухня в рамках нашего мероприятия это Грузинская кухня!

Грузинская кухня - национальная кухня грузинского народа. Многие из грузинских блюд, такие как цыплёнок табака, харчо, хачапури, широко известны в мире и стали фактически интернациональными.

В идеологии составления блюд грузинская кухня опирается на контраст пряного и острого. Широко используются овощи, как в качестве самостоятельного блюда, так и в качестве дополнения к мясным блюдам.

Существует различие между традиционными кухнями Западной (к западу от Сурамского перевала) и Восточной Грузии. Для Западной Грузии характерно употребление лепёшек из кукурузной муки мчади, а также из кукурузной муки особого помола или из особого вида проса - чумизы, варят кашеобразную массу - гоми, в которую по вкусу добавляют сыр сулугуни. Для Восточной более распространено употребление пшеничного хлеба. Кроме того, в Западной Грузии большую часть мясного рациона составляет домашняя птица. Рыбные блюда мало распространены в Грузии, за исключением районов, расположенных вдоль рек. Наиболее известными супами грузинской кухни являются харчо, чихиртма, хаши и суп из мацони. Отдельно подаётся толчёный чеснок и подсушенный лаваш.

И сегодня на ваших глазах ребята приготовят чихиртму. (бульон приготовить заранее)

Чихиртма́ (груз. ჩიხირთმა ) - грузинский густой суп, с необычной (по крайней мере, для России) технологией приготовления. Как правило, чихиртму готовят на бульоне из домашней птицы, реже из баранины. Чихиртма характеризуется полным отсутствием овощной гущи. Представляет собой загущённый мукой (в Грузии используется кукурузная) концентрированный бульон, с введёнными в него взбитыми яйцами (чаще только желтками), и кислотой (сок лимона, граната), при этом кислота супа является не столько самоцелью, сколько способствует тому, чтобы белок яйца не свернулся в некрасивые серые хлопья, а создал бы единую с бульоном массу. Технология введения яйца в горячий бульон достаточно сложна. Она возникла на Востоке (Персия) и подробно описана В. В. Похлебкиным в книге «Тайны хорошей кухни ». Готовая чихиртма, наряду с обыкновенно применяемыми приправами и специями, заправляется кориандром, корицей и мятой.

Ингридиенты: 1 курица, весом около 1,2-1,3 кг 2 луковицы 3 яйца (только желтки) пучок свежей кинзы 2 ст.л. муки 2 ст.л. сливочного масла 2 ст.л. винного уксуса 1,5-2 ч.л. молотого шафрана соль, перец по вкусу

Рецепт приготовления блюда в домашних условиях Курицу промыли, положили в большую кастрюлю и залили 2 л холодной воды, поставили на огонь. После закипания сняли с поверхности воды пену и убавили огонь. Варили куриный бульон для чихиртмы в течение часа при слабом кипении. Шафран сложили в стакан, залить 80 мл кипятка и оставили настаиваться, пока варится бульон. Спустя указанное время вынули курицу из кастрюли и оставить остывать на тарелке, а бульон процедили через сито. В небольшую емкость отлили около 150 мл бульона и оставили остывать. Лук очищаем и мелко нарезаем, на сковороде растопили сливочное масло. Жарим лук в сливочном масле до мягкости и золотистого цвета на слабом огне (примерно 10 минут). Кинзу промыли, обсушили и мелко нарезаем, добавляем в кипящий куриный бульон вместе с жареным луком и размешиваем. В остывшем курином бульоне (150 мл) растворяем муку и размешали до полного растворения комочков, влили полученную смесь тонкой струйкой в суп, непрерывно его при этом помешивая. Остывшую курицу очищаем от костей и нарезаем мясо мелкими кусочками, добавляем в суп и готовим его на небольшом огне. Желтки отделяем от белков, соединяем их с уксусом и взбалтываем вилкой. Добавляем к желтковой смеси несколько ложек супа, тщательно размешиваем после каждой ложки. Вливаем желтковую смесь в кипящий суп вместе с настойкой шафрана (процедить ее через сито), солим, перчим блюдо по вкусу и размешиваем. Снимаем кастрюлю с огня, разливаем горячий суп по тарелкам и украшаем свежей кинзой. Чихиртма будет еще вкуснее, если при подаче добавить в каждую порцию немного лимонного сока.

Воспитатель: вот так легко и просто наши ребята приготовили национальный грузинский суп Чихиртма. А пока это чудо кулинарии не остыло, приглашаем Вас к нашему интернациональному столу.

Приятного аппетита!

Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.

Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.

Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.

Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению.

Основные понятия : кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.

Основные формы реализации : , экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Кулинария - сфера жизни, которая оказалась тесно связанной с искусством, творческой деятельностью человека. На протяжении многих тысячелетий еда для людей была не только источником насыщения, но и служила для получения удовольствия и наслаждения - вкусового, эстетического. Не случайно «кулинарная» тематика нашла свое широкое отражение в произведениях искусства, став в этом случае уже источником вдохновения для создания живописного, музыкального, литературного произведения.

Одним из наиболее известных жанров живописи, тесно связанным с изображением еды, продуктов, атрибутов стола, стал натюрморт . В переводе с французского это слово означает «мертвая натура». В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это - своего рода попытка по-новому взглянуть на привычный мир, найти в «обычном» необыкновенное и передать его красоту. Живописцы стремятся представить «материальное бытие» вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность, живую связь предметов с деятельностью человека. Не случайно жанр натюрморта у голландцев принято было называть «штил лебен» - «тихая жизнь».

Традиционно принято считать, что натюрморт как жанр живописи родился в Голландии. Однако на самом деле идея натюрморта сформировалась в Италии в XV веке. Расцвет итальянского натюрморта приходится на XVI век, в других странах Европы он завоевал популярность в XVII веке. Особую роль в развитии этого жанра сыграли фламандские и голландские художники (В. Хеда, Я. Рейсдаль, Брейгель). Их полотна очень часто посвящались кулинарной тематике - фрукты, дичь, рыба, морские животные изображались сочно и ярко. Интересно, что среди голландских натюрмортов даже выделился отдельный вид - так называемые «завтраки», на которых изображался стол, посуда, продукты («Завтрак с крабом», «Завтрак с цыпленком» и т. д.).

В развитии натюрморта можно выделить несколько этапов. Вначале было принято предметы быта изображать с небывалым изяществом. Для натюрмортов были характерны декоративная нарядность форм, яркость красок, праздничность (П. ван Норт «Рыбный натюрморт», Вилем Класс Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом», Иозеф де Брей «Натюрморт со стихотворением в похвалу селедке»).

В таком виде натюрморт просуществовал вплоть до середины XIX века, когда французский реалист Гюстав Курбе наиболее отчетливо сформулировал новую концепцию и создал свою собственную школу натюрморта. Для нее было характерно максимальное приближение к реальности, отказ от «парадности» и определенного «приукрашивания», свойственного натюрмортам XVII-XVIII веков.

В XIX веке жанр натюрморта занял заметное место и в творчестве импрессионистов. Цель художников заключалась здесь не столько в том, чтобы передать сам предмет, сколько свое видение, возникающие чувства (Моне «Яблоки и виноград», Сезанн «Плоды в вазе в форме раковины», Виллемс «Натюрморт с хлебом» и т. д.).

В России натюрморт как жанр стал привлекать к себе внимание только в конце XIX века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана, К. Коровина («Розы и фрукты»), И. Э. Грабаря («Цветы и фрукты на рояле», «Неприбранный стол»), Федотова и т. д.

Еще одно направление в живописи, связанное с кулинарией - бытовой жанр . Он является одним из наиболее древних в искусстве и посвящен изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые («жанровые») сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах) и т. д. Одна из тем бытового жанра - еда. Среди русских художников, писавших в жанре бытовой живописи, следует назвать П. Федотова, А. Венецианова, Б. Кустодиева.

«Здоровый человек с благородным складом ума, - сказал Теккерей, - наслаждается описанием хорошего обеда не меньше, чем самой трапезой». Кулинарная тематика занимала и занимает заметное место и в литературе. Уже у античных авторов можно встретить подробное и яркое описание сцен приема пищи. (Платон, Ксенофонт, Плутарх, Лукиан, Геродот, Гомер). Сцены пиров дают представление не только о кулинарных пристрастиях и обычаях древних греков и римлян, но и культуре народа в целом: «Застольные опросы» Плутарха, «Пир» Платона, «Пирующие софисты» Афинея и т. д.

Кулинарная тематика продолжает находить свое отражение и в литературе Средних веков. Так, к примеру, в поэзии трубадуров («Песнях» Бернарта де Вентадорна, «Песнях трубадуров») так или иначе отражается и быт того времени, стороны жизни, связанные с приготовлением и приемом пищи, кулинарными традициями и обычаями.

В «Путеводителе к святому Якову» средневековый автор высмеивает гастрономические привычки гасконцев и наваррцев, считая их «деревенскими». «…Вы вступите в Гасконь, местность, богатую белым хлебом и превосходным красным вином; гасконцы… славятся своим гостеприимством, которое они всегда рады оказать беднякам. Но едят они без стола, усевшись в кружок вокруг огня, и пьют из одного стакана. Едят они много, пьют и того больше, но не пьянеют, и все они дурно одеты…

…У наваррцев все домочадцы, как слуга, так и хозяин, как служанка, так и хозяйка, едят все вместе из одного котелка ту пищу которая там сварена; едят вперемежку, руками, не пользуясь ложкой; пьют они из одного стакана».

Повседневные обычаи и привычки того времени зачастую не отличались изяществом и изысканностью. Средневековые авторы сыграли очень большую роль в их «смягчении» и «облагораживании». Они использовали возможности литературы для того, чтобы высмеивать невежество и грубость, а также «популяризировать» обычаи и традиции, получающие распространение в слоях знати - при дворцах вельмож и богатых людей, в том числе и связанные с эстетикой и этикой приема пищи.

На Руси самым известным литературным памятником Средневековья, связанным с кулинарной тематикой, стал «Домострой» - книга, регламентирующая повседневный быт. В ней описывались нормы религиозного и этического поведения, утверждались правила воспитания и семейного быта, давались практические советы ведения домашнего хозяйства. «Домострой» дает современному читателю яркое представление о повседневной жизни древнерусской зажиточной семьи.

Перед началом трапезы прежде всего священники Отца и Сына и святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу; …И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести и, если перед кем-то ставишь еду или питье и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их… но подобает дар Божий - всякую пишу - расхваливать и с благодарностью есть.

А в погребе, и на ледниках, и в подвалах хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и горькие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, - весь тот запас ведать ключнику…

В литературе Западной Европы в XIX веке сформировалась уже отдельная область кулинарного жанра, где были свои классики: Брийа-Саварен - «Физиология вкуса», Гримо де ля Рейнер -«Альманах гурманов» и т. д. Знаменитые писатели и философы посвящали свое время созданию «кулинарных шедевров». До сих пор во Франции большой популярностью пользуется «Большой кулинарный словарь», написанный А. Дюма, книга «Наука еды» философа Мишеля Монтеня.

А вот отрывок из поэмы великого немецкого поэта Генриха Гейне «Германия»:

…Накрыли. Весь старонемецкий стол
Найдется здесь, вероятно,
Сердечный привет тебе, свежий салат,
Как пахнешь ты ароматно!
Каштаны с подливкой в капустных листах,
Я в детстве любил не вас ли?
Здорово, моя родная треска,
Как мудро ты плаваешь в масле!
Кто к чувству способен, тому всегда
Аромат его родины дорог.
Я очень люблю копченую сельдь,
И яйца, и жирный творог.
Как бойко плясала в жиру колбаса!
А эти дрозды-милашки,
Амурчики в муссе, хихикали, мне
Лукавые строя мордашки…

В русской литературе XIX века кулинарная тематика также была представлена в поэзии - так, А. С. Пушкин хотя и иронизировал сам над собой, что слишком часто упоминает «о разных кушаньях и пробках» («Евгений Онегин»), оставил яркие описания традиционных для своего времени блюд и продуктов. Как отмечает известный историк В. Похлебкин - «кулинарными стишками» грешили… такие поэты, как П. А. Вяземский и Е. А. Баратынский». Большое внимание гастрономии уделяется в произведениях В. С. Филимонова (1787-1858), которого называли «кулинарным поэтом».

«…Вот с кулебякою родной,
Кругом подернута янтарной,
Душистой, жирной пеленой,
Уха стерляжья на шампанском,
За ней - ботвинья с астраханским
Свежепросольным осетром
И с свежей невской лососиной.
Вот с салом борщ, калья с вином,
С желтками красный суп с дичиной,
Морковный, раковый, грибной…»

Безусловно, следует отметить и произведения Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и т. д.), а также М. Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов накормил»), Лескова («Русский характер»), И. Шмелева («Лето Господне»).

Заметную роль кулинарная тематика играла и в русской драматургии - от Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова до А. П. Чехова и С. А. Найденова. Так, по «Пестрым рассказам Антоши Чехонте» можно составить целое меню, традиционное для среднего класса того времени.

В современной литературе кулинарная тема также не обойдена вниманием. И это не только разнообразные пособия по приготовлению еды. Заметное место здесь занимают научно-популярные произведения, рассказывающие об истории кулинарии, культурных традициях и обычаях, связанных с приготовлением пищи. Яркий пример - книги историка В. Похлебкина, охватывающие самые разные аспекты кулинарии - «Кухни славянских народов», «Кулинарный словарь», «Занимательная кулинария» и т. д. Появляется все больше книг, где кулинарная тематика оказывается тесно связанной с тематикой социальной, социокультурной, исторической. Существует даже специальная международная премия Джеймса Берда, присуждаемая авторам наиболее ярких произведений.

Еде посвящались и музыкальные произведения. Интересно, что среди композиторов было мною гурманов, с именами которых связаны не только музыкальные шедевры, но и рецепты блюд. Так, во Франции широко известны «Куриные грудки „Берлиоз“», названные в честь великого композитора Гектора Берлиоза, «Яйца „Обер“», «Утка а-ля Россини».


Внимание учащихся следует обратить на следующее:

Еда для человека является источником удовольствия, эстетического наслаждения. Культура человека выражается, в том числе, и в умении оценивать вкус продуктов и блюд, выбирать наиболее гармоничные вкусовые сочетания, придавать значение эстетическим аспектам при организации своего питания.

Кулинария - особая сторона жизни человека, в которой большое место занимает творческая деятельность. Приготовление пищи может стать очень интересным занятием, когда человек может проявить свои способности, придумывая новое блюдо или вариант его оформления.

Варианты реализации темы:

Самостоятельная работа учащихся

Подростку предлагается дома самостоятельно выполнить задания на стр. 72-74 (посвященные кулинарной тематике в живописи).

Экскурсия в музей

В рамках реализации этой темы может быть организована экскурсия в местный художественный музей. Как правило, в экспозиции музеев есть раздел, посвященный натюрмортам и бытовой живописи, связанными с кулинарной тематикой.

Творческий проект «Вкусная картина»

Педагог предлагает учащимся нарисовать натюрморт - изобразив свое самое любимое блюдо. Из картин учащихся в классе организуется «Вкусная галерея».

Самостоятельная работа учащихся

Педагог предлагает учащимся самостоятельно дома выполнить задания на стр. 74-76.

Ключ для задания «Кроссворд»

По вертикали.

1. Полба. 2. Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.

По горизонтали.

1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.

Викторина «Необычное кулинарное путешествие»

Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.

В начале «путешествия» учащиеся распределяются по группам. Каждая группа получает свой «маршрутный лист», в котором указаны этапы «Музейный», «Музыкальный», «Живописный», «Литературный».

На этапе «Музейный» подростки отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, традиционных блюд, кулинарных праздников).

На этапе «Музыкальный» подросткам нужно вспомнить и спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.

На этапе «Живописный» угадать художника выбранной ими картины, связанной с кулинарной тематикой.

Результаты группы фиксируются в ее «маршрутном листе».

Формула правильного питания (Методическое пособие) Безруких Марьяна Михайловна

Викторина «Необычное кулинарное путешествие»

Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.

В начале «путешествия» учащиеся распределяются по группам. Каждая группа получает свой «маршрутный лист», в котором указаны этапы «Музейный», «Музыкальный», «Живописный», «Литературный».

На этапе «Музейный» подростки отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, традиционных блюд, кулинарных праздников).

На этапе «Музыкальный» подросткам нужно вспомнить и спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.

На этапе «Живописный» угадать художника выбранной ими картины, связанной с кулинарной тематикой.

Результаты группы фиксируются в ее «маршрутном листе».

Из книги Все о спиртных напитках автора Дубровин Иван

КОКТЕЙЛЬ «СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Требуется: 30 мл виски, 15 мл темного крема «Какао», 30 г мороженого, лед.Способ приготовления. Взбейте со льдом компоненты рецепта и подайте в бокале для

Из книги Готовим вкусно, быстро, дешево! автора Криксунова Инна Абрамовна

Продемонстрируйте свое кулинарное мастерство! Когда хозяйка готовится к приему гостей, у нее хватает хлопот. Что касается праздничного торта, то не проще ли его купить в магазине? Ведь выбор великолепной выпечки сегодня так велик!Что может побудить женщину потратить

Из книги Огурчики, помидорчики - 1 автора Кулинария Автор неизвестен -

Лечо «Необычное» 0,5 кг помидоров, 0,5 кг патиссонов, 2 луковицы, 2 сладких перца, 1–2 зубка чеснока, зелень сельдерея и лука-порея, 20 г соли, щепотка острого перца, листья майорана, любистка, 30–50 г растительного масла.На растительном масле поджарить нарезанный пластинками

Из книги Твоя пивная автора Маслякова Елена Владимировна

Коктейль «Путешествие» Требуется: 2 ст. л. пива «Медовое», 2 ст. л. мандаринового ликера, 4 кубика сахара-рафинада, 2 ч. л. абрикосового ликера, 4 дольки апельсина, 4 прямоугольника лимонной корочки, 1 стакан шампанского, лед.Способ приготовления. В бокалы для шампанского

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Занятие «Путешествие и поход» Оборудование: несколько нарисованных «рюкзаков» - по числу групп, таблички с названиями продуктов.Этапы:1) Подготовка: педагог заранее предлагает учащимся вспомнить и подготовить небольшое сообщение о каком-то из своих путешествий или

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Занятие «Кулинарное путешествие» Оборудование: географическая картаЭтапы:1) Мини-лекцияПедагог в течение 10-15 минут рассказывает о том, чем и как отличаются кухни разных народов, почему возникают эти отличия.2) Задание «Пословицы» (стр. 55)Педагог предлагает учащимся

Из книги Вкусные и полезные блюда из рыбы автора Нестерова Дарья Владимировна

Викторина «Клуб знатоков русской кухни» Подготовка: Заранее формируется несколько команд. Каждая команда готовит несколько вопросов, связанных с историей русской кулинарии. Вопросы обсуждаются с педагогом.Команды также готовят музыкальное представление для

Из книги Рыбные деликатесы по-домашнему автора Кашин Сергей Павлович

ТЕМА 11. НЕОБЫЧНОЕ КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Задачи: Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека. Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека. Развитие культурного кругозора

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Болтушка «Путешествие по Италии» Требуется: 100–150 г сыра, 4–5 яиц, соль, 30 г сливочного масла.Способ приготовления. Разогрейте на сковороде сливочное масло и вылейте туда следующую смесь. Ко взбитым яйцам добавьте протертый сыр, соль. Будет даже лучше, если сыр окажется

Из книги Лучшие блюда из рыбы в праздники и на каждый день автора Кашин Сергей Павлович

Салат «Путешествие» Ингредиенты: 500 г филе морского окуня, 60 г белой фасоли, 150 г болгарского перца, 100 г репчатого лука, 1 яйцо, 200 г помидоров, 6 г каперсов, 70 г оливок без косточек, 60 мл оливкового масла, 10 г горчицы, укроп, соль.Способ приготовленияФиле морского окуня промыть,

Из книги Узбекские блюда автора Махмудов Карим

«Путешествие» Ингредиенты700 г трески, 1 яйцо, 200 г муки, соль, перец.Для соуса: 1 чайная ложка растительного масла, 60 г кислого молока, 2 столовые ложки воды, немного рубленого лука, разнообразная зелень, соль, специи (любые) Способ приготовленияРыбу нарежьте тонкими узкими

Из книги Диетические тайны Мадридского двора автора Герасимова Наталья

Из книги Беседы о домашнем хозяйстве автора Никольская Евгения

Салат «Путешествие» Ингредиенты: 500 г филе морского окуня, 60 г белой фасоли, 150 г болгарского перца, 100 г репчатого лука, 1 яйцо, 200 г помидоров, 6 г каперсов, 70 г оливок (без косточек), 60 мл оливкового масла, 10 г горчицы, зелень укропа, соль.Способ приготовления: Филе морского

Из книги автора

КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД Кулинария - это совокупность способов приготовления из продуктов растительного и животного происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни, здоровья и трудоспособности человека.Соблюдение определенных

Из книги автора

Кулинарное наследие арабов Традиции и обычаи, характерные для того или иного народа, не возникают из ниоткуда. Восемь веков арабского господства на территории современной Испании наложили свой отпечаток на местную культуру, которая изначально имела сугубо латинские

Из книги автора

Кулинарное использование пищевых продуктов