Баратынский Евгений Абрамович, биография которого вызывает искренний интерес у поклонников поэтической лирики, - знаменитый русский поэт 19 века, современник и друг Александра Сергеевича Пушкина.

Детские годы

Родился 19 февраля 1800 года в небогатой семье дворян, проживавшей в Тамбовской губернии. Его мама Александра Федоровна была фрейлиной, а отец Абрам Андреевич - генерал-адъютантом.

Мальчик с раннего детства владел иностранными языками. Французский был принят в доме Баратынских, в 8-летнем возрасте Женя свободно на нем общался. Итальянский познал благодаря своему дяде - итальянцу Боргезе, а немецкий изучал в частном пансионе Петербурга, куда родители отдали его в 1808 году.

В 1810 году отца не стало, и заботы по воспитанию сына мать - умная образованная женщина - полностью взвалила на свои плечи. В 1812 году Евгений поступил в Пажеский корпус города Петербурга. Там с определенной группой товарищей принимал участие в шалостях, закончившихся для него весьма грустно. Одна из них граничила с преступлением (кражей) и стала поводом для исключения юноши из учебного заведения без права поступления на государственную службу, кроме солдатской.

Это позорное происшествие сильно подействовало на 15-летнего Евгения. Молодой человек не раз был готов попрощаться с жизнью. Словно сквозь мрачное стекло, стал смотреть на окружающий мир Евгений Баратынский. Стихи его имели пессимистический настрой, граничащий с душевными терзаниями, пережитыми муками позора.

Баратынский Евгений Абрамович: биография

После исключения Баратынский уехал в Тамбовскую губернию, в деревню к матери. Периодически навещал дядю - адмирала Б. А. Баратынского, проживавшего в Смоленской губернии. Жизнь на сельских просторах полностью пробудила в Евгении стихотворный талант. Рифмованные строки раннего периода были достаточно слабые, но за пару Баратынский приобрел уверенность и собственный индивидуальный стиль.

В 1819 году Евгений Баратынский, стихи которого изучаются школьной программой, был зачислен в Петербургский егерский полк рядовым. Интерес к литературе в этот период побудил его к тому, что молодой автор целенаправленно стал искать знакомство с писателями. Его работы по достоинству оценил Антон Антонович Дельвиг, оказавший значительное влияние на стиль написания Баратынского. Литератор нравственно поддержал юношу, помог в издании собственных произведений и познакомил с такими известными писателями, как Петр Плетнев, Вильгельм Кюхельбекер, и Александр Пушкин.

«Я безрассуден - и не диво!» - Евгений Баратынский именно к Дельвигу обращается в этом стихотворении, написанном в 1823 году, где рассказывает о своих сердечных страданиях, а проявлением дружбы с Александром Сергеевичем стала публикация книги «Две повести в стихах», в которую вошли поэмы Баратынского «Бал» и Пушкина «Граф Нулин».

Годы в Финляндии

В 1820 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого вызывает искренний интерес поклонников его творчества, в чине унтер-офицера попал в Нейшлотский полк, базировавшийся в Финляндии. Там он задержался на 5 лет. Жизнь вел спокойную, уединенную. составляли пара-тройка офицеров, с которыми он встречался у полкового командира. Этот период, оставивший глубочайшие впечатления в сознании Баратынского, ярко отразился на его поэзии. Суровый край был описан в стихотворениях «Водопад», «Финляндия», «Эда».

В печати периодически стали появляться эпиграммы, мадригалы, элегии и послания Баратынского. Особый успех ему принесла поэма «Пиры», опубликованная в 1820 году. В это время Евгений сблизился с мемуаристом и историком Н. В. Путятой, дружбу с которым сберег до конца своих дней. Николай Васильевич описывал Евгения как худощавого бледного человека, черты которого выражали глубочайшее уныние.

Баратынский Евгений Абрамович: интересные факты

Благодаря ходатайству Путяты в 1824 году Евгению было разрешено приехать в Гельсингфорс (столицу Финляндии). Там он состоял при корпусном штабе генерала Закревского и очень сильно увлекся его женой Аграфеной. Своей музе поэт посвятил множество стихотворных строк («Мне с упоением заметным», «Оправдание», «Нет, обманула вас молва», «Фея», «Бал», «Я безрассуден - и не диво!»). Евгений Баратынский много страдал из-за этой любви. Позже у покорительницы мужских сердец случился роман с А. С. Пушкиным.

Тем временем друзья Баратынского упорно добивались для него присвоения офицерского звания и все время наталкивались на отказ со стороны императора. Причиной этому был независимый характер творчества литератора, его оппозиционные высказывания. Баратынский не был декабристом, но идеи, получившие воплощение в деятельности тайных обществ, полностью овладели его сознанием. Политическая оппозиционность отразилась в эпиграмме на Аракчеева, элегии «Буря», стихотворении «Стансы». Наконец-то в 1825 году Евгений был произведен в офицеры, что дало ему возможность распоряжаться собственной судьбой. Он поселился в Москве, завел семью (женой Евгения Баратынского стала Настасья Львовна Энгельгард) и вскоре вышел в отставку.

Оседлая жизнь Баратынского

Жизнь его стала однообразной; жена имела неспокойный характер, чем причиняла немало страданий Евгению и повлияла на то, что от него отдалились многие друзья.

Мирная семейная жизнь сгладила в поэте все то мятежное, буйное, что терзало его последние годы. Поэт жил то в столице, то в своем имении (село Мураново), то в Казани, часто ездил в Петербург.

В 1839 году Баратынский познакомился с Лермонтовым Михаилом Юрьевичем. В Москве сошелся с такими писателями, как Н. Ф. Павлов, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, С. А. Соболевский. Итогом первого периода творчества Евгения Баратынского стало опубликованное в 1827 году собрание его стихотворений.

Творчество Баратынского

Разгром декабристского восстания круто изменил общественную жизнь России, что не могло не отразиться на поэзии Баратынского. Темы одиночества, великой скорби, прославление смерти как «разрешения всех цепей» («Смерть», «На что вы, дни», «Последняя смерть», «Недоносок», «К чему невольнику мечтания свободы?») вышли на первый план в его творчестве. В стихотворениях остро ощущаются пессимистические мотивы скорби, обреченности искусства, неполноценности человеческой природы, грядущей гибели человечества.

В 1832 году начал публиковаться журнал «Европеец»; одним из активных авторов стал Баратынский. Состоялось всего два выхода издания, после чего журнал был запрещен. Великий русский поэт, лишившийся сильного побуждения к словесным трудам, впал в безысходную щемящую тоску.

В 1835 году было опубликовано второе издание его произведений, казавшееся на тот момент завершением его творческого пути. Последней опубликованной при жизни Баратынского книгой стал сборник «Сумерки» (1842), объединивший стихотворения 1830-1840-х годов и посвященный князю Андреевичу. В нем ярко выражено противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека.

Путешествие в Неаполь

С конца 1839 года Баратынский Евгений Абрамович (годы жизни - 1800-1844) с женой и девятью детьми жил в подмосковном имении Мураново, позднее принадлежавшему Тютчевым. Деревенская жизнь нравилась поэту: он с удовольствием занимался хозяйством, не прекращая творческих поисков.

В 1843 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого подходила к концу, отправился за границу со старшими детьми и женой, полгода провел в Париже, встречался с писателями и общественными деятелями Франции. Чтобы познакомить со своей поэзией французов, поэт перевел на родной им язык несколько стихотворений.

В 1844 году Баратынский отправился морем в Неаполь через Марсель. Еще в начале пути он чувствовал недомогание, к тому же врачи предупреждали его о возможности неблагоприятного воздействия знойного климата Италии. По прибытии в Неаполь с супругой Баратынского случился болезненный припадок на нервной почве, который очень сильно подействовал на Евгения Абрамовича. У него резко усилились головные боли, часто его беспокоившие. На следующий день после случившегося - 11 июля 1844 года - Баратынский внезапно скончался.

Тело поэта было перевезено в Петербург и погребено на Лазаревском кладбище, в Александро-Невском монастыре.

Поэзия Баратынского - поэзия мысли

Как говорил великий русский поэт Александр Пушкин, поэзия Баратынского - это поэзия мысли. Поэт нового времени, романтик со сложным душевным миром, полным горести и скорби, вкладывавший в искусство большую личную страсть, был оригинален, ибо мыслил правильно и независимо. Белинский справедливо полагал, что из всех поэтов - современников Пушкина первое место занимает Баратынский Евгений Абрамович. Творчество его являет собой огромное наследие для современного поколения. После смерти Баратынского наступил длительный период практически полного забвения его произведений. Интерес к творчеству поэта возродился в конце 20 - начале 21 века.

В школьную программу входит стихотворение, которое в 1832 году написал Евгений Баратынский, - «Весна». С неповторимой трепетностью и нежностью автор передает всю необыкновенность прихода весны. Природа под пером Баратынского словно оживает, дышит и поет.

Совершенно противоположное настроение в стихотворении «Где сладкий шепот…». Евгений Баратынский описывает приход зимы, ее леденящий холод, мрачное небо и злой бушующий ветер.

Всем известен и многими любим классик русской литературы Евгений Абрамович Баратынский. Биография писателя насыщена множеством различных событий, связанных с частыми переездами и долгой разлукой с родиной. Именно этим ярким моментам жизни автора посвящена наша статья.

Ранние годы

Год рождения Баратынского - 1800, в это время к власти приходит Александр I, либеральное правление которого в будущем будет сменено законами Николая I, что серьезно повлияет на жизнь писателя. 19 марта в имении старинного польского рода (Тамбовская губерния) появился на свет Евгений Баратынский. Воспитывался мальчик в имении Мара матерью и дядькой-итальянцем. Благодаря последнему он рано выучил итальянский язык. А к восьми годам мог свободно общаться и на французском. В 1808 году его отдали в петербургский немецкий пансион, где продолжилось обучение писателя.

После смерти отца Баратынский Евгений Абрамович возвращается в Мару. В это время мать занимается подготовкой сына к поступлению в Пажеский корпус. И благодаря ее стараниям мальчик в 1812 году становится воспитанником этого престижного заведения.

Тамбовская губерния

После окончания Пажеского корпуса Баратынский (биография этого периода не отличается яркими событиями) возвращается к семье в Тамбовскую губернию, где начинает писать стихи. Поначалу его произведения очень слабы с технической точки зрения, но постепенно поэт овладевает мастерством. К 1819 году формируется тот стиль Баратынского, которым писатель гордился и считал основным достоинством своей поэзии.

Петербург

В 1819 год ознаменовался переездом в Петербург и поступлением рядовым в Егерский полк. В этот период знакомится со столичным литературным обществом Баратынский. Биография писателя полна встреч с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, Кюхельбекером, Плетневым. Он становится желанным гостем в литературных салонах.

Благодаря стараниям Дельвига, впервые публикуются произведения Баратынского: «К Кюхельбекеру», «К Креницыну», поэма «Пиры». А в 1823 году появляются сборники стихов поэта.

Финляндия

В 1820 году Баратынского переводят в Нейшлоцкий полк, находящийся в Финляндии. Командует полком родственник поэта - Г. А. Лутковский, поэтому Баратынский живет у него, пользуется немалыми привилегиями и часто посещает Петербург. Однако самого писателя тяготит его положение. Он не принадлежит к солдатскому сословию, но ему не дают офицерского звания, а службу просить он не станет - такое поведение может быть воспринято как неуважение к власти. И со «светом» все меньше и меньше общего имеет Баратынский. Биография дворянина не предусматривала службы в солдатах, отчего писатель чувствовал свою ущербность.

В Финляндии Баратынский проводит пять лет - с 1820 по 1825 год. Это отлучение от родины ярко отразилось в его поэзии: стихотворениях «Водопад», «Финляндия», поэме «Эда».

В 1824 году благодаря ходатайствам друзей Баратынского переводят в Гельсингфорс, где он служит при штабе генерал-губернатора. В этот период поэт влюбляется в замужнюю женщину - А. Ф. Закревскую. Эта любовь принесла ему много страданий, но благодаря ей появились на свет такие стихи, как «Фея», «Оправдание», «Я безрассуден - и не дивно…» и многие другие.

Офицерское звание

То, что поэт долгое время не мог получить офицерское звание, было связано с независимой тональностью его творчества и рядом оппозиционных высказываний, которые очень часто позволял себе в свете Баратынский. Евгений Абрамович дослужился до долгожданного чина только через семь лет (в 1825 году). Это давало поэту возможность самому распоряжаться своей судьбой. В этом же году Баратынский едет в гости к матери в Москву и обратно уже не возвращается, а в 1826-ом он официально уходит в отставку.

Возвращение в Россию

Сразу по возвращении на родину поэт женится на Анастасии Львовне Энгельгардт и поступает на службу в Межевую канцелярию. Жизнь Баратынского становится унылой и монотонной. Семейный быт сглаживает все вызывающие, бунтарские черты характера писателя.

Подобное положение дел сильно повлияло и на творчество Евгения Абрамовича. Его произведения все меньше и меньше ценятся публикой, они уже не имеют столь грандиозного успеха, как ранние творения. Однако писатель не собирается отказываться от новых установок и новаторских идей. Поэзия Баратынского этого периода была не понята критиками и современниками, только Пушкин смог оценить ее. Особого же внимания этого великого писателя была удостоена поэма «Эда».

Отношение к декабристам

Евгений Абрамович не был активным противником политического строя и не примыкал к декабристам, но сама идея тайных обществ его захватила. Однако творчество Баратынского все же отразило и оппозиционное отношение поэта к правительству. Например, элегия «Буря» показала все негодование и возмущение Баратынского, касающееся расправы над декабристами. Для поэта крах движения стал символом поражения идей свободы и лучших человеческих устремлений.

Журнал «Европеец»

В 1831 году друг Баратынского И. В. Киреевский начинает выпускать журнал «Европеец». Евгений Абрамович в знак поддержки стал писать для издания прозаические рассказы, среди которых можно отметить известный «Перстень». Статьи Баратынского для журнала были полны критических замечаний в адрес современных ему литераторов, отзывов о политических событиях. В «Европейце» предстал не только Баратынский-поэт, но и Баратынский-критик, а также политический деятель. Однако журнал был вскоре закрыт, что сильно огорчило писателя, и он впал в тоску.

Последние годы

В последние годы жизни отношения Баратынского с писателями-современниками сильно ухудшились, и поэт оказался в изоляции. Положение усугубляет разрыв со старыми друзьями - Киреевским, Пушкиным, Хомяковым. Итогом стало затворничество писателя и его семьи в имении Мураново, расположенном под Москвой.

Стихи Баратынского о любви в этот период творчества уходят на второй план, уступая место трагически-философским размышлениям о современности и одиночестве. Меняется и стилистика самих произведений - они отличаются разорванностью, нестройностью и крайним надрывом.

В 1843 году Баратынский со старшими детьми отправляется в путешествие за границу. За время поездки писатель посетил Германию, Париж, где свел знакомство с Н. И. Тургеневым, а также Францию. К поэту возвращается вера в будущее и бодрое настроение, что отражается и в творчестве (стихотворение «Пироскаф»).

Баратынский через Марсель морем отправляется в Неаполь, где пишет последнее свое произведение - стихотворение «Дядьке-итальянцу». Еще в Париже, незадолго до отъезда, Баратынский чувствовал себя нездорово, но пренебрег советами врача о вреде жаркого климата и продолжил путешествие. 28 июня 1844 года у поэта случился приступ сильной головной боли, за которым последовала лихорадка, и на следующий день он скончался.

Жена Баратынского, Анастасия Львовна, на 16 лет пережила мужа, а после смерти была похоронена рядом с ним на Тихвинском кладбище.

Особенности лирики

Стихи Баратынского о любви преобладают во всем творчестве поэта. Связано это с тем, что Евгений Абрамович относился к числу романтиков. В его творчестве отразились тяготы и горести современного поэту времени. Большой заслугой Баратынского является его способность ярко изображать внутренний мир человека со свойственными ему противоречиями и сложностями. Поэт очень страстно относился к тому, что описывал, его стихотворения полны беспокойства, тревоги и глубоких переживаний.

Основными для творчества Баратынский считал следующие моменты: мысль, своеобразие и простоту. И согласно этим трем составляющим, творил.

Евгений Баратынский: «Весна»

Знаменитое стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист» представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Баратынского. В произведении с восторгом, трепетом и нежностью описывается возрождение природы. Лирический герой ликует, он счастлив, его душа поет.

Стихотворение просто и легко звучит. Оно не отличается излишне высоким слогом или сложностью структуры, но именно благодаря этому читать может ощутить восторг и трепет автора, его ликование и воспевание расцветающей природы.

Весна была любимым временем года поэта. В письме к матери, написанном в 1815 году, Баратынский отмечал, какое грандиозное влияние оказывает на его душу созерцание преображения и украшения природы в весеннее время. Говорил о радости и ликовании, наполняющем его сердце, о прогулках, дающих ему истинное наслаждение.

Сборник «Сумерки»

Он вышел в 1842 году и был последним сборником стихов Баратынского. В него вошли произведения, написанные с 1835 по 1842 год. Представлены они были лирическим циклом, объединенным образом, который и стал заглавием всей книги. Сумерки здесь предстают символом, который, с одной стороны, знаменует финал жизни и творчества самого Баратынского, а с другой - содержит намек на окончание существования духовности и культуры всего человечества.

Практически не пишет в этом сборнике Баратынский о природе, поэт создает философский жанр эпиграммы, где происходит растворение объекта в отвлечении и обобщении. Примеры таких произведений: «Люблю я вас, богини перья», «На посев леса», «Коттерие» и многие другие.

Поэт выражает свои горестные мысли о судьбах искусства, человечества. Его волнует то, как общество воспринимает и будет воспринимать поэта. Делает много неутешительных выводов.

Поздние стихотворения Баратынского резко отличаются от его раннего творчества. Если раньше главными были четкость и ясность, то теперь писатель часто использует сложный синтаксис, архаическую лексику, ораторские приемы, что сильно затрудняет восприятие.

Музей Баратынского

Музей Евгения Абрамовича Баратынского находится в историческом центре Казани. Он расположен во флигеле усадьбы, когда-то принадлежащей супруге поэта. В имении долгое время жила семья самого писателя, а позднее - его многочисленные потомки.

История музея началась в 1977 году, когда при казанской школе № 34 открылась литературная выставка, посвященная наследию Баратынского. Лишь в 1981-ом музей приобрел статус государственного, а через десять лет переехал в усадьбу, которую так любил Баратынский.

Юбилей (2010 год) писателя отмечался в Казани с широким размахом, и музей принимал в этом активное участие. На его территории прошли лекции о жизни и творчестве Баратынского, были выставлены редкие экспонаты, проведены дополнительные экскурсии для школьников.

Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) (1800 -1844)

В глуши тамбовской

он открыл

степной тоски очарованье.

С. Бирюков

Творения Евгения Абрамовича Боратынского по праву вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Имя Боратынского принадлежит к числу почетнейших имен нового поколения русских поэтов.

"В романтической поэзии он самостоятельный поэт, не подражатель, но творец, и в том роде, в котором он пишет, доныне никто с ним не сравнялся", - справедливо заметил известный журналист и историк Н.А. Полевой, подготовивший к изданию первый поэтический сборник Е.А.Баратынского. Высоко ценили его творчество А.С.Пушкин и В.Г.Белинский, И.С. Тургенев и Л.Н.Толстой, А.А.Блок и И.А.Бунин.

Большая часть детских лет будущего поэта прошла в имении Мара Кирсановского уезда. Он рос в дружном семейном кругу, был окружён всеобщим вниманием. Отец и мать не чаяли в нём души. Мальчик был смышлёным, спокойным и очень послушным. "Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя...",- сообщал Абрам Андреевич своему отцу. В пять лет Евгений уже знал русскую грамоту, рано научился говорить по-французски. Успехами в учёбе он был во многом обязан своему воспитателю итальянцу Джьячинто Боргезе. Евгений питал к нему нежную привязанность, сохранённую на всю жизнь.

Весной 1812 года Евгений Баратынский уехал в Петербург для определения в Пажеский корпус, самое привилегированное военное учебное заведение тогдашней России. Вначале его учёба шла неплохо, но вскоре юный Баратынский стал успевать значительно хуже. Создав с группой приятелей некое "тайное общество мстителей" корпусному начальству, он стал непременным участником разного рода весёлых, но небезобидных проделок. Они выходили за рамки обычных шалостей, довольно широко распространённых в элитных учебных заведениях. Впрочем, одна из них оказалась действительно серьёзным проступком, и наказание не заставило себя ждать: решением государя Баратынский был исключен из Пажеского корпуса с запретом несения любой государственной службы, за исключением армейской в чине рядового.

Почти три года Евгений, отданный на попечение дяди, провёл в Подвойском, родовом имении семьи в Смоленской губернии, и Маре. Как раз в эти годы он всё более ощущал потребность в творчестве: "...Нынче, в минуты отдохновения, я перевожу и сочиняю небольшие пиесы и, по правде говоря, ничто я не люблю так, как поэзию. Я очень желал бы стать автором". Еще в 12 лет он написал на французском языке первое стихотворение, посвящённое матери. В Подвойском Евгений написал и поставил несколько пьес для "домашних развлечений".

Осенью 1818 году Баратынский уехал в Петербург, а вскоре был зачислен рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Тогда же он познакомился с лучшими столичными литераторами, особенно сблизился с молодыми поэтами-лицеистами, игравшими заметную роль в культурной жизни Петербурга, - А.А. Дельвигом и В.К. Кюхельбекером. Это стало отличной школой для начинающего поэта. Судя по всему, именно Дельвиг познакомил Баратынского с Пушкиным. Пушкин стал внимательным и доброжелательным критиком первых литературных опытов Баратынского.

В самом начале 1819 года на страницах столичных журналов впервые появились стихи поэта. Его имя с каждым стихотворением, вынесенным на суд читателей, становилось всё известнее и популярнее. На Баратынского начинали смотреть как на одного из самых многообещающих поэтов России.

В январе 1820 года Евгений Баратынский был произведён в унтер-офицеры и переведён в Нейшлотский пехотный полк, расквартированный в Финляндии. Поэт и его друзья единодушно расценили изменение места службы как ссылку. В "Послании к барону Дельвигу" читаем:

Исчезли радости, как в вихре слабый звук,

Как блеск зарницы полуночной!

И я, певец утех, пою утрату их,

И вкруг меня скалы суровы,

И воды чуждые шумят у ног моих,

И на ногах моих оковы.

Баратынскому в известной мере повезло. В суровой Финляндии он нашёл новых друзей, принявших горячее участие в его судьбе. Много лет спустя, рассуждая о том, что значили в его судьбе то время и та далёкая страна, Боратынский писал: "Я думаю о ней с признательностью: в этой стране я нашёл много добрых людей..., этот край был пестуном моей поэзии".

Стремительно росла поэтическая слава Баратынского. Имя автора популярных поэм "Пиры" и "Эда", великолепных элегий "Разуверение" и "Признание" становилось всё более известным широкому кругу читателей и авторитетным в среде собратьев по перу.

Между тем, семья и друзья продолжали хлопотать о прощении Евгения Абрамовича и производстве его в офицеры. Деятельное участие в этих хлопотах приняли А.И.Тургенев, Денис Давыдов, финляндский генерал-губернатор А.А.Закревский, В.А.Жуковский. Долгожданное производство в офицеры состоялось, наконец, весной 1825 года, после чего Баратынский вышел в отставку и поселился в Москве. Летом 1826 г. Евгений Абрамович женился на Анастасии Львовне Энгельгардт. Анастасия Львовна была старшей дочерью генерал-майора Л.Н.Энгельгардта, известного боевыми заслугами во времена П.А.Румянцева и А.В.Суворова. По материнской линии она принадлежала к роду Татищевых; её дед был членом литературного кружка Н.И.Новикова. По свидетельствам современников, супруга поэта обладала несомненными художественными способностями и вкусом, и Евгений Абрамович весьма доверял её мнению. Благодаря Анастасии Львовне, хранительнице рукописей Баратынского, мы располагаем ныне множеством произведений, автографы которых утрачены, но остались копии, сделанные её рукой. Это тем более важно, что Баратынский зачастую беспощадно переделывал свои творения до неузнаваемости. Много лет спустя поэт напишет:

О сколько раз к тебе, святой и нежной,

Я приникал главой своей мятежной,

С тобой себе и небу веря вновь.

В Москве Баратынского встретила сильная и авторитетная школа писателей и критиков. Самым заметным среди них был, безусловно, П.А.Вяземский. Баратынского и Вяземского связывала многолетняя дружба, велась обширная переписка. Петр Андреевич прекрасно понимал, что имеет дело с большим мастером. Ценил он и человеческие качества поэта. "Чем более я знаю Баратынского, тем более ценю его ум и сердце...",- писал он А.И.Тургеневу.

Дорожил Евгений Баратынский общением и с И.В.Киреевским, известным литературным критиком и философом. "Ты первый из всех знакомых мне людей, с которыми изливаюсь я без застенчивости: это значит, что никто ещё не внушал мне такой доверенности к душе своей и своему характеру",- писал он Ивану Васильевичу.

Живя в Москве, Евгений Абрамович печатался в здешних и петербургских журналах и альманахах. Наиболее значительным событием для поэта стало издание в 1827 года сборника "Стихотворения Евгения Баратынского". В него вошло лучшее, что было написано им за недолгую пока поэтическую жизнь. Его открывала элегия "Финляндия", принесшая автору литературное признание.

В 1828 году в Петербурге вышла книга "Две повести в стихах", в которую были включены "Граф Нулин" А.С.Пушкина и "Бал" Е.А.Баратынского, что ещё раз подчеркнуло духовную и творческую близость поэтов. Тогда же Баратынский напечатал свои лучшие стихотворения "Последняя смерть" и "На смерть Гёте".

Именно они создадут мнение о Евгении Баратынском как одном из глубоких поэтических лириков девятнадцатого столетия. Здесь раскрылся талант Баратынского-философа, тонкого толкователя смысла человеческой жизни.

Впрочем, Баратынского-творца заботило и другое. Весной 1827 года с молодой женой и новорожденной дочерью он приехал в Мару, и всё чаще и чаще его поэзия обращается к молодости, родным местам:

Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь.

"Я не знавал человека, более привязанного к месту своего рождения. Он, как швейцарец, просто одержим был этой, почти неизвестной у нас, болезнью, которую французы называют тоской по родине", - писал о Баратынском поэт Н.М.Коншин, его сослуживец в Финляндии.

Вернувшись осенью в Москву, Баратынский поселился в доме тестя. Год спустя, он приобрёл дом на Спиридоновке и занялся его обустройством. Помимо этого, по хозяйственной надобности он постоянно бывал в многочисленных имениях Баратынских и Энгельгардтов в Московской, Казанской, Тамбовской и Тульской губерниях. Разумеется, поэт не упускал случая заехать в Мару. Здесь жили его мать Александра Федоровна и брат Сергей Абрамович, после смерти А.А.Дельвига женившийся на его вдове Софье Михайловне. Последняя хранила в Маре архив покойного мужа.

В Маре Баратынский словно обретал новые силы. Именно здесь он начал работать над поэмой "Наложница", на одном дыхании написал стихотворения "Запустение" и "Вот верный список впечатлений...".

В апреле 1835 года вышел сборник поэта "Стихотворения Евгения Баратынского". Поэт рассматривал его как своеобразный итог творческого пути… Сборник включал 131 стихотворение и 6 поэм - всё лучшее, что было создано поэтом за полтора десятилетия.

В 1836 году Баратынский с семьёй поселился в подмосковном имении Энгельгардтов Мураново, где по собственному проекту отстроил дом и с необыкновенной увлечённостью занялся хозяйственными делами и воспитанием детей (у Баратынских было 9 детей, двое из которых умерли в детстве). Евгений Абрамович был добрым и спокойным отцом. Его старший сын Лев вспоминал позже: "Отец на детей никогда почти не сердился, прикрикивал на них очень редко и вообще относился к ним нежно; разговаривал он с ними серьезно, а со старшими детьми своими поэт старался держать себя как с друзьями, почти на товарищеской ноге". Письма поэта этого периода пронизаны ощущением счастья: "...Вот тебе рама нашего существования. Вставь в неё прогулки, верховую езду, разговоры, вставь в неё то, чему нет имени: это общее чувство, это итог всех наших впечатлений, который заставляет проснуться весело, гулять весело, обедать весело...".

В 1842 году увидел свет последний прижизненный сборник Баратынского "Сумерки". В основном он разошёлся по знакомым и родственникам. О книге никто не писал, не говорил. Молчали и те, кто получили её из рук самого автора. Современники не поняли поэта. "Когда в 1842 году вышла книга Боратынского "Сумерки",- писал один из них,- она произвела впечатление провидения, явившегося среди удивлённых и недоумевающих лиц, не умевших дать себе отчёта в том, какая это тень и чего она хочет от потомков". Как прав был И.В.Киреевский: "Чтобы дослышать все оттенки лиры Баратынского, надо иметь и тоньше слух, и больше внимания, нежели для других поэтов".

Осенью 1843 года Баратынский с женой и старшими детьми отправился в заграничную поездку. Зиму семья провела в Париже. Парижская жизнь Евгения Абрамовича была наполнена разнообразными встречами, знакомствами, впечатлениями. Много времени он проводил и со своими соотечественниками, живущими в Париже: братьями А.И. и Н.И. Тургеневыми, поэтом и переводчиком Н.М.Сатиным, послом России во Франции Е.П.Балабиным.

Весной 1844 года Баратынские через Марсель морем отправились в Неаполь. Италия давно манила поэта. Отсюда был его учитель Боргезе. Баратынскому всегда казалось, что он понимал и чувствовал Италию. Эту любовь он хотел передать детям и был очень рад, что совместная поездка с ними в страну юношеской увлечённости состоялась. Прекрасное настроение сказалось и на творчестве, и ещё на пароходе Евгений Абрамович написал стихотворение "Пироскаф", светлое, жизнеутверждающее, устремленное вперёд к неизведанному и прекрасному.

Строки "Пироскафа" значили много больше обычных стихотворных строк. Они знаменовали обновление Боратынского - человека и поэта. Очевидно, его ожидал творческий подъем. Тем трагичней и внезапней выглядит ранняя смерть поэта 11 июля 1844 года. Через год его останки были перевезены в Петербург и захоронены на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Смерть поэта не осталась незамеченной. Проникновенные строки посвятил его памяти В.Г.Белинский: "...Читая стихи Баратынского, забываешь о поэте и тем более видишь перед собой человека, с которым можешь не соглашаться, но которому не можешь отказать в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал...".

Трагично сложилась судьба родины поэта - Мары. Проживавшая здесь мать поэта Александра Федоровна Боратынская умерла в 1858 году. После её смерти владельцем имения стал Сергей Баратынский (младший брат поэта). С.А.Баратынский скончался в 1866 г. Его супруга дожила до 1888 г.

С их смертью Мара быстро пришла в упадок. И всё же вплоть до начала XX века здесь ещё многое оставалось таким, каким было при жизни поэта.

В годы революции и гражданской войны усадьба подверглась разрушению. Никакие постройки до наших дней не сохранились. И хотя время не пощадило некогда процветающую Мару, место это притягивает почитателей таланта поэта.

Творчество Евгения Абрамовича Баратынского по-прежнему волнует умы просвещённых людей. Несколько лет в Тамбове существует "Клуб друзей Мары". Тамбовский краевед В.Г.Шпильчин большую часть своей жизни отдал сбору экспонатов для будущего музея Е.А.Боратынского. В его коллекции свыше двухсот предметов - овеществлённая память о поэте. В Тамбовской области достаточно людей, мечтающих возродить имение. Раз так, имя поэта сохранится.

О, если бы предвидеть мог поэт,

Что в Маре через много лет

Его почтить потомки соберутся…

Поля отцов!

Он к вам мечтал вернуться.

От неудач и недругов устав,

Под синь небес, под сень родных дубрав

Из стран чужих душа его стремилась.

Теперь она навек здесь поселилась…

Биография Баратынского будет неполной без рассказа о его семье. Е.А. Баратынский появился на свет 2 марта (19 февраля) 1800 года в деревне Вяжле, расположенной в Тамбовской губернии. Его семья принадлежала к знатному дворянскому роду. Предки его из польского рода шляхтичей, которые получили свою фамилию еще в 14 столетии по названию принадлежащего им замка «Боратынь».

Отец, Абрам Баратынский, служил офицером в лейб-гвардии Преображенского полка. Его особенно любил и ценил наследник престола Павел I. Однако, вскоре любимец оказался в немилости и вышел в отставку. Мать будущего поэта, Александра Черепанова, в молодости состояла фрейлиной при императорском дворе.

Получив начальное домашнее образование, в 1808 году Евгений отправился в частный немецкий пансион. К его безупречному итальянскому и французскому языкам прибавился немецкий. После пансиона он перешел в самое престижное в то время военно-учебное заведение – Пажеский корпус. Оттуда он часто писал письма матери, в которых говорил о своем непременном желании посвятить жизнь военному делу. Но не всем мечтам суждено сбыться. Он оказался замешан в «некрасивую» историю с кражей денег. С одной стороны, это была всего лишь шалость. А с другой – серьезный проступок, за который его исключили из корпуса и лишили права служить в высоком военном чине.

Начало творческого пути

В 19 лет Баратынский поступил простым солдатом в Егерский лейб-гвардии полк. Далее перешёл в Нейшлотский пехотный полк в Финляндии. В 25 лет ему выхлопотали офицерский чин. В нем он прослужил совсем недолго: ровно через год он отказался от службы и переехал в столицу. Там он вскоре обвенчался с Анастасией – любимой дочерью генерал-майора Льва Энгельгардта.

Первое поэтическое произведение было издано в 1819 году. Рассматриваемый период был весьма насыщен событиями: близкое знакомство в северной столице с Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом; вхождение в узкий литературный кружок московских писателей и тесное общение с Н. Языковым, И. Киреевским и А. Хомяковым. Год за годом, начиная с 1826, выходят сборники его произведений: поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница», лирические стихи и другие.

Последние годы жизни

В 36 лет Баратынский после кончины отца жены вступил во владение подмосковным поместьем – Мураново. Он поселился там с Анастасией Львовной и детьми, и практически не выезжал. В этот же период – в 1842 году, в свет вышел еще один цикл – «Сумерки».

А осенью 1843 года великий русский поэт отправился в семейное путешествие по Европе. Берлин, Франкфурт, Дрезден, Париж – вот неполный список городов, в которых побывала семья Баратынских. Не обошлось без приятных сюрпризов – новых знакомств с писателем Проспером Мериме, историками Амедеем и Тьери, поэтом Сент-Бевом. Они были восхищены его талантом, и по их настоянию он перевёл пятнадцать своих лирических произведений.

С приходом весны 1844 года семья решила перебраться в Неаполь. В путешествие отправились по морю, во время которого он написал своё последнее стихотворение. На следующий день после прибытия у Евгения Абрамовича усилились ранее беспокоившие его головные боли и он внезапно умер.

Другие варианты биографии

  • Для детей первое знакомство с творчеством и краткой биографией Евгения Баратынского происходит в 4 классе. Школьники знают, что он родился в эпоху Пушкина и считался первым после него великим русским поэтом.
  • В 20 лет юный поэт написал стихотворение, которое явилось пророческим. В нем он говорил о том, что он уже перешагнул во вторую половину своей жизни, и закончится она не где-нибудь, а стране далекой и чужой.
  • Говорят, что Баратынский очень плохо знал русскую грамматику. Однажды даже он спросил у А. Дельвига, что такое «родительский падеж». В своих произведениях он использовал только запятые и больше никаких знаков препинания.

Личное дело

Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844) родился в селе Вяжля Тамбовской губернии, в имении своего отца, отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Баратынского. Начальное образование получил дома. В конце 1812 года был принят в Пажеский корпус. Там Баратынский с друзьями под влиянием пьесы Шиллера «Разбойники» создали тайное «Общество мстителей». Завершилась история тайного общества, когда они украли у отца одного из учеников черепаховую табакерку в золотой оправе и 500 рублей. В результате в 1816 году всех их отчислили из Пажеского корпуса с запрещение поступать на службу иначе как рядовыми.

Проведя некоторое время в имении родителей, Баратынский в 1819 году приезжает в Петербург, где поступает в лейб-гвардии егерский полк, рассматривая службу рядовым как добровольное наказание. Как дворянину, ему разрешается ходить вне службы в гражданской одежде и жить не в казарме, а на частной квартире. В Петербурге Баратынский знакомится с Дельвигом, Кюхельбекером, Гнедичем, публикует первые стихотворения.

В начале 1820 года Баратынский был переведен в Нейшлотский полк, расквартированный в Финляндии, где ему довелось провести почти шесть лет. Попытки друзей Баратынского добиться его производства в офицеры наталкивались на отказ Александра I. Тем временем, произведения Баратынского становятся известны читателям. Элегия «Финляндия» (1820), другие стихотворения, посвященные краю, где проходили годы его службы, а позднее поэма «Эда» (1826) закрепили за ним репутацию «певца Финляндии».

В апреле 1825 года Баратынский наконец получает чин прапорщика и выходит в отставку. Он поселяется в Москве, где женится на Анастасии Львовне Энгельгардт. В 1827 году вышло в свет первое собрание его стихотворений. В 1832 году становится активным автором основанного Иваном Киреевским журнала «Европеец». Но после выхода в свет первых двух номеров журнал был закрыт по приказу Николая I Причиной для закрытия стала статья Киреевского «Девятнадцатый век», в которой усмотрели пропаганду конституционного правления. «Что после этого можно предпринять в литературе? - писал тогда Баратынский Киреевскому. - Я вместе с тобой лишился сильного побуждения к трудам словесным... Что делать! Будем мыслить в молчании и оставим литературное поприще Полевым и Булгариным». Закрыта также была и издававшаяся Дельвигом в Петербурге «Литературная газета». В 1835 году поэт выпустил второе издание своих. произведений. Баратынский написал о нем Вяземскому: «Кажется, оно будет последним, я к нему ничего не прибавлю».

Однако в 1835 году Баратынский участвует в выпуске нового журнала «Московский наблюдатель», основанного Киреевским, Шевыревым и другими литераторами с целью противостоять «торговому» направлению в литературе, которое представлял журнал «Библиотека для чтения». В первом номере «Московского наблюдателя» было напечатано стихотворение Баратынского «Последний поэт».

В 1843 году семья Баратынского совершает путешествие по Европе. Они посетили Берлин, Дрезден, Лейпциг. Полгода провели в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции, а также с жившими в Париже русскими литераторами. Оказавшись в Неаполе, Евгений Баратынский заболел и 29 июня 1844 г. скоропостижно скончался от «лихорадочного припадка».

Чем знаменит

Последний прижизненный сборник стихотворений Баратынского «Сумерки» (1842) можно назвать первым в истории русской поэзии книгой стихов, объединенных продуманной композицией и внутренним единством. Каждое последующее стихотворение «Сумерек» вытекало из предыдущего, внося в общее поэтическое повествование свои оттенки. Подобный жанр «книги стихов» или «авторского цикла» станет распространенным в русской поэзии только в XX веке.

О чем надо знать

Музей-заповедник в усадьбе Мураново носит имя Федора Тютчева, однако это место также связано с жизнью Евгения Баратынского. В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт (1770-е - 1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766 - 1836). После женитьбы на их дочери Анастасии в усадьбе каждое лето проводит Евгений Баратынский. Пейзаж Муранова изображен в его стихотворении:

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!

Баратынский занимался хозяйством имения: переоборудовал мельницу, завел лесопилку, насадил новый лес. В 1842 году был разобран старый усадебный дом и по чертежам Баратынского был возведен новый двухэтажный деревянный дом, обложенный снаружи кирпичом. В нем до сих пор сохранилась обстановка рабочего кабинета Боратынского.

Прямая речь

Мой дар убог и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах: как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

Евгений Баратынский

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

Евгений Баратынский

Читая стихи Боратынского, забываешь о поэте и тем более видишь перед собою человека, с которым можешь не соглашаться, но которому не можешь отказать в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить... Поэзия Боратынского — не нашего времени; но мыслящий человек всегда перечтёт с удовольствием стихотворения Боратынского, потому что всегда найдёт в них человека — предмет вечно интересный для человека

Виссарион Белинский

Едва ли можно было встретить человека умнее его, но ум его не выбивался наружу с шумом и обилием. Нужно было допрашивать, так сказать, буровить этот подспудный родник, чтобы добыть из него чистую и светлую струю. Но за то попытка и труд бывали богато вознаграждаемы.

Петр Вяземский

Баратынский — строгий и сумрачный поэт, который показал так рано самобытное стремление мыслей к миру внутреннему и стал уже заботиться о материальной отделке их, тогда как они ещё не вызрели в нём самом; тёмный, неразвившийся, стал себя выказывать людям и сделался через то для всех чужим и никому не близким.

Николай Гоголь

Он споткнулся на ровной дороге, на которую забежал потому, что не было хранителя, который бы с любовью остановил его и указал ему другую; но он не упал. Убедительным тому доказательством служит ещё и то, что именно в такое время, когда он был угнетаем и тягостную участию ещё более тягостным чувством, что заслужил её в нём пробудилось дарование поэзии. Он поэт!

Василий Жуковский

Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален — ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя несколько одаренного вкусом и чувством… Первые, юношеские произведения Баратынского были некогда приняты с восторгом. Последние, более зрелые, более близкие к совершенству, в публике имели меньший успех

Александр Пушкин

7 фактов о Евгении Баратынском

  • При жизни поэта использовались два варианта написания его фамилии: как Баратынский (чаще), так и Боратынский. Исторически верным является второй вариант, он происходит от названия замка Боратынь, принадлежавшего предкам поэта.
  • Известный педагог Сергей Рачинский приходился Евгению Баратынскому племянником.
  • На стихи Баратынского написан ряд известных романсов: «Не искушай меня без нужды...» М. Глинки, «Болящий дух врачует песнопенье...», «Были бури, непогоды...» В. Сильвестрова, «Живи смелей, товарищ мой...», «В дорогу жизни снаряжая...», «Мой дар убог...», «Сей поцелуй, дарованный тобой...», «Пока человек естества не пытал...», «Нет, обманула вас молва...», «Чудный град порой сольется...» А. Николаева и другие.
  • Стихотворение Баратынского цитирует учитель истории Мельников в фильме «Доживем до понедельника».
  • В декабре 1828 года была опубликована книга «Две повести в стихах», в которую вошли поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Баратынского «Бал».
  • Стихотворение , написанное Баратынским во время плавания из Марселя в Италию, получает различные интерпретации у литературоведов. Одни видят в нем «твердую готовность умереть для истинной жизни», другие утверждают, что это «бодро-оптимистичное стихотворение <…> загадочное своей ясностью, все устремленное в будущее, к новому берегу, где ждет иное».
  • Внук поэта, Александр Николаевич, был политическим деятелем начала XX века, членом «Союза 17 октября» и депутатом III Государственной Думы. Расстрелян в 1918 году после взятия большевиками Казани.

Материалы о Евгении Баратынском