Работа – это место, где человек проводит огромную часть своей жизни. Конфликты не обойдут вас стороной будь вы хоть учителями, хоть плотниками. Одним словом можно завести друзей, а можно и нажить врагов. При этом враг в лице начальства порой наименее страшен, чем враг-сослуживец. Поэтому очень важно, чтобы общение с коллегами приносило положительные эмоции и вам и им.

Первым делом стоит запомнить несколько нерушимых правил поведения на рабочем месте.

Нерушимые правила:

  1. Хорошее настроение залог легкого общения. Если с утра вы встали не с той ноги, не стоит показывать этого на работе и вымещать плохое настроение на коллегах. Позитивные люди всегда ценятся на вес золота в серых стенах офиса, с ними редко хочется заводить конфликты.

  1. Многие люди, не зная, о чем говорить с сослуживцами, начинают сплетничать – это плохое решение. Сплетни зачастую состоят из преувеличений и лжи, что ведет к недоверию среди коллег и негативу. Лучше поинтересуйтесь как продвигаются дела с новым проектом, узнайте не нужна ли помощь, поделитесь своим мнением.

  1. Не стремитесь влюбить в себя сразу весь коллектив: нравится каждому невозможно. Просто добросовестно выполняйте свою работу, и люди отметив ваши положительные качества, сами потянутся к вам.



Конфликты – бич совместной работы

Когда видишь людей каждый день без конфликтов обойтись невозможно, особенно если вас связывают рабочие взаимоотношения. Когда речь заходит о конфликтной ситуации зарождается три последовательных вопроса: как избежать конфликта, как не усугубить ситуацию и как закончить ссору без последствий.


Как избежать ссоры?


  • Ни в коем случае не нужно повышать голос. Еще в детском саду учат, что крики не могут ничего решить, а лишь «подливают масла в огонь». Если эмоции рвутся наружу и их уж никак не сдержать, лучше под каким-либо предлогом покиньте место «битвы» и вернитесь к разговору через некоторое время с холодной головой. Это пойдет на пользу и вам и оппоненту. Лучше всего продолжить беседу в неформальной обстановке, где ничего не будет напоминать о предмете ссоры.
  • Выяснять противоречия всегда нужно один на один, без свидетелей и посторонних.
  • В любой ситуации нельзя забывать про этикет и переходить на личные оскорбления.

Как не усугубить ссору?

  • Вступив в конфликт с коллегой не стоит бежать за помощью к начальству. В такой ситуации для всех вы предстанете как слабый и инфантильный человек, который не может сам справиться с проблемами и прикрывается «родителями».
  • При конфликте между коллегами, всегда важно слышать аргументы второй стороны. Возможно вы просто не до поняли друг друга и хотите одного и того же.
  • Не нужно рассказывать о конфликте другим сослуживцам и поливать грязью оппонента. Ведь уши есть и у стен.

Как помириться?


  • Самое главное выслушать коллегу и найти компромисс. В крайнем случае это можно сделать под руководством беспристрастного третьего лица.
  • Если вы не сдержались и перешли на личности, то всегда нужно найти в себе силы и извиниться. Объясните свое поведение излишней эмоциональностью.
  • После закрытия темы конфликта, никогда больше не возвращайтесь к ней. Вспоминая снова и снова о своих тогдашних аргументах, вы можете вызвать волну агрессии к себе.
  • Сконцентрируйтесь на общей цели – движение в одном направлении помогает забыть старые противоречия.

Дружеское общение

В любом месте (особенно если проводишь в нем много времени) нужен человек, с которым можно отвлечься от насущных вопросов и просто поболтать. Поэтому на работе очень ценится не деловое, а приятельское легкое общение. Здесь важно разделять личные и рабочие отношения, в противном случае вам могут сесть на шею с просьбами о помощи и т.д.

Как отказать?

  • В первую очередь полный отказ должен быть максимально вежлив. Например, можно сказать, что сейчас у вас и самого завал, но в следующий раз вы обязательно поможете.
  • Делайте как в школе: когда подходишь к преподавателю за помощью, он лишь наводит на мысль как можно сделать, но не выполняет всю работу за ученика.
  • При отказе можно сослаться на обстоятельства. Например, «я бы с радостью, но мы с женой уже договорились сходить в кино».
  • Не забывайте, что вы отказываете не человеку, а в просьбе. Не приплетайте личные и профессиональные качества человека.

При общении с коллегами важно оставаться человеком, который в случае чего сможет и поддержать, и помочь. Но также стоит дать понять сослуживцам, что вы не рабочая лошадка, на которой можно ездить денно и нощно. Теплая дружеская и доверительная обстановка в рабочем коллективе приятна каждому, будь то медсестры, моряки или офисные служащие.

Чем взрослее становится человек, тем ему приходится быть сдержаннее. Яркие эмоции, которые нормальны для малыша, неприемлемы для школьника, то, что сходило с рук подростку, будет недопустимым для молодого человека за 20. Как определить уровень эмоциональности, возможный на рабочем месте?

Все мы живые люди и вполне можем рассердиться, огорчиться или обрадоваться, но стоит ли показывать свои чувства? Как отреагируют на это сотрудники, и, главное, чем это может обернуться? Существуют разные степени и формы проявления эмоциональности. Сегодня мы расскажем о тех, которые обычно вызывают недовольство коллег.

Мимими

«У нас есть сотрудница, которая постоянно всему умиляется, использует уменьшительно-ласкательные формы слов, сюсюкает, спамит картинками с подписями «какая няша» и вообще ведет себя, будто она в детском саду, – жалуется менеджер туристической фирмы Анна Егорова. – Это ужасно раздражает, с таким человеком невозможно разговаривать всерьез. Не знаю, как воспринимают клиенты все эти «путевочки», «визочки», «поездочки», хотя догадываюсь, что не всем нравится такая манера, но коллеги уже стараются обсуждать какие-то важные вещи без нее. Не думаю, что она долго продержится на работе».

Возможно, где-то есть общество, в котором уместны бесконечные потоки умиления, скорее всего, среди ваших друзей найдутся такие, кому нравится получать ссылки на трогательных котиков, но точно не на работе. Если вам кажется, что подобным образом вы располагаете к себе людей, то это мнение ошибочно. Они могут не проявлять свое недовольство открыто, но это не значит, что их все устраивает.

Поверьте, если вы не пошлете котика тому, кто хочет его получить, – никакой беды не будет. А вот если отправите тому, кто не хочет, – можете нажить неприятности.

Пойдем, выйдем

«На днях пришлось уволить двоих сотрудников, – рассказывает руководитель службы персонала Нина Павловна. – Один устроился недавно, зарекомендовал себя хорошо: квалифицированный , трудолюбивый, но, как оказалось, слишком болезненно реагирующий на шутки. Это не является недостатком, и никто бы не обратил внимания, если бы другой коллега не начал постоянно его провоцировать. Конфликт развился практически мгновенно, молодые люди поругались и... подрались. И хотя они оба сожалели о случившемся, подобное поведение недопустимо».

Такое понятие, как «умение постоять за себя», нужно оставить в переходном возрасте. Грубые слова, агрессивное поведение и, разумеется, драки на работе гарантировано заканчиваются увольнением. Если вам кажется, что к вам не проявляют должного уважения, подшучивают, провоцируют на конфликт, это не значит, что надо реагировать и пытаться поставить на место предполагаемого обидчика. Авторитет завоевывается безупречным выполнением обязанностей, профессионализмом, а не дворовыми «разборками». Да и для любителей демонстрировать свое остроумие работа – тоже не самое подходящее место. Коллеги могут поддерживать шутника, только если его колкости не направлены против кого-то из них.

«Шутка юмора»

Про юмор стоит поговорить отдельно. Человечество многие годы пытается разгадать причину смеха: почему одни вещи кажутся нам забавными, а другие вызывают неприятие и раздражение? К сожалению, ответа на этот вопрос не существует, и рецепт идеальной шутки до сих пор не найден, поэтому будьте осторожны! Нет ничего хуже человека, который сам себя считает остроумным, невзирая на мнение других.

А он такой, а я такая...

Эмоциональные рассказы о своей и чужой личной жизни на работе – не редкость. Когда люди трудятся в коллективе давно, и их связывает дружба, то они могут делиться своими секретами. Но вот тех, кто пересказывает многочисленные истории, не поинтересовавшись, нравятся ли такие разговоры собеседнику, часто недолюбливают. Поскольку грубо прерывать чужой рассказ считается невежливым, сотрудники терпят болтуна, но недолго – при первой же возможности от такого человека стараются избавиться.

Свое мнение

Еще одна проблема, характерная для молодых сотрудников – это категоричные высказывания. Отсутствие опыта зачастую не позволяет им рассматривать ситуацию с разных точек зрения, поэтому они нередко дают резкие негативные оценки поступкам других людей. Однако надо понимать, что ваши слова могут ранить чувства окружающих. Это история рассказана главным бухгалтером крупного строительного холдинга.

«Недавно к нам в бухгалтерию устроилась работать девушка – выпускница экономического факультета. Очень способная, умная, работает прекрасно, но обо всем высказывается слишком безапелляционно. Рассказывая про своего знакомого, например, она как-то сказала: «Он такой инертный, безынициативный, заграницей нигде, кроме Турции, не был». Многие наши сотрудницы в ответ на это только переглянулись, ведь среди нас не так много путешественников – не все могут, как она, за счет богатых родителей колесить по миру. В другой раз, не стесняясь в выражениях, начала возмущаться тем, что ее подруга родила ребенка без мужа: «Невозможно в одиночку вырастить полноценного ребенка, и женщина, которая оказалась в такой ситуации, – безответственная и глупая». При этом у нас в отделе работает мать-одиночка и несколько разведенных женщин, которым было неприятно все это слушать». Очевидно, что такая сотрудница друзей в коллективе не найдет, да и вряд ли надолго задержится на этой работе.

Не стоит также демонстрировать свои убеждения или вкусы, если вы предполагаете, что они могут шокировать сотрудников. Эпатажное поведение, характерное для молодых людей, вызывающий внешний вид, стремление противоречить во всем никого не делают сильными и независимыми. Скорее, наоборот, они создают рамки и стереотипы, из которых потом очень сложно будет выбраться.

Конечно, невозможно полностью исключить из общения чувства и эмоции – вряд ли ваши сотрудники хотели бы видеть в своем коллеге робота, но и перегибать палку тоже не следует. К знаменитому спокойствию, которое так советовал проявлять Карлсон, хорошо бы добавить деликатность и уважение к чувствам и убеждениям других. Ведь у человека, который себя контролирует, всегда больше шансов добиться успеха.

Где бы ни происходили ваши разговоры с коллегами – в курилке, в корпоративной столовой, по дороге на работу или с работы, следует помнить о темах, которые ни в коем случае нельзя касаться в разговорах с коллегами.

Культура речи.

Сплетни, конфликты, проблемы управления, потеря клиентов — это лишь некоторые из проблем, которые часто обсуждаются между коллегами в офисе. И порой эти обсуждения занимают значительную часть рабочего времени. Специалисты HR и сотрудники отделов кадров часто замечают, что порой коллеги воспринимают друг друга как вторую семью. В некоторых случаях коллеги действительно становятся насколько неразлучными, что проводят вместе отпуска и выходные дни, знакомят с членами своей семьи и проводят вместе досуг. Такие отношения порой приводят к очень близким отношениям с коллегами за соседним рабочим столом. А далее следует откровенность, близость, искренность, вплоть до так называемых горячих тем.
Главное правило в команде по совету специалистов — открытость, позитивность и разговоры и дискуссии на наиболее безобидные и нейтральные темы. Главное, что должно вас объединять с коллегами – открытость, честный и прямой эмоциональный фон, общие интересы, идеи и ценности. Но мы должны помнить, что должны быть ограничения в открытости даже в самых близких отношениях с членами семьи. Коллега ни в коем случае не должен стать вашей жилеткой, вы не должны жаловаться и тем более плакать. Ваш коллега – всего ли ваш партнер по работе. Он – не ваш психотерапевт, не ваш финансовый консультант, не ваш банкир, и не ваш одноклассник. Помните, что самые сильные удары мы получаем от самых близких людей. И чем больше не близкие вам люди знают о вас, тем больше риск того, что известная вашим коллегам информация в какой-то момент будет использована против вас. Кого вы потом будете винить? Себя или вашего коллегу?
Помните старую мудрость: слово — серебро, а молчание — золото.

Профессиональные планы.

Если вы не довольны своей работой или зарплатой, если вы планируете сменить место работы, и ваш босс узнает об этом от ваших коллег, для вас может сложиться крайне неприятная ситуация. Вы только подумали, вы всего лишь поделились вашими планами, а ваш босс может уже дать указание отделу кадров начать поиск сотрудника на ваше место. Понравился результат простой болтовни за чашечкой кофе? А ведь пара ваших случайных слов может навсегда испортить ваше отношение с боссом и вам действительно придется искать новую работу. И даже если вы останетесь на своем месте, ваш босс будет относиться к вам без доверия, как к временному человеку, не ориентированному на длительный позитивный результат.
Так же следует держать язык за зубами, когда в вашей компании происходят какие-то кадровые перестановки, независимо от того, касаются они лично вас или нет.

Обсуждение вашего повышения.

Если вы получили предложение на продвижение по карьерной лестнице, то вам стоит помнить, что теперь вы станете боссом для кого-то из ваших коллег. Вспомните, всегда ли вы были с ними честны, откровенны, а может быть, излишне откровенны. Не дали ли вы вашим коллегам информацию, которая может быть теперь использована ими для манипулирования вами на вашей новой должности. А вам ведь предстоит принимать решения, делегировать задачи и нести ответственность за полученный результат. Вспомните, не обсуждали ли вы своего шефа вместе со своими коллегами, какие слова и сравнения вы употребляли и представьте, что, возможно в скором будущем, точно такие же слова могут быть сказаны вам в спину. Как ощущение?
Конечно, руководство можно и нужно критиковать, можно и нужно спорить с руководством. Но только в одном случае — в присутствии своего руководителя.

Служебные романы и личная жизнь.

Служебные романы и личная жизнь коллег — очень интересная тема, которая постоянно находится в динамике. Представьте себе, что вы рассказываете своему коллеге, что вы в выходные встретились с друзьями, пошли в хороший дорогой ресторан, потратили некую сумму, которую вы называете и вообще прекрасно провели время. Спустя пару минут вы замечаете, что ваш коллега странно реагирует на ваш рассказ. Он насуплен и раздражен. И как же ему не быть раздраженным, если его в выходные залили соседи, у которых лопнула труба. И все выходные он провел сначала в ожидании аварийной службы, а потом в попытках спасти свои вещи, а потом ему пришлось ехать с детьми и женой ночевать к теще, а по дороге в метро подсчитывать ущерб от этой чертовой трубы. Как же быть? Все просто: на вопрос о том, как вы провели выходные достаточно просто сказать, что все было хорошо, и вы чувствуете себя лучше, потому что выспались. Вполне достаточно. Дальше по ходу вы сможете понять, что же хотел услышать от вас коллега. Если с ним действительно произошла описанная выше ситуация, посетуйте вместе с ним, посочувствуйте ему, но не давайте втянуть себя в пространный и подробный рассказ.
Что касается служебных романов, то тут все еще проще. Вы просто не должны их видеть. Вы их не замечаете. А значит, и обсуждать вам нечего. Представьте себе, что у кого-то из ваших коллег служебный роман. Чем отличаются реальные служебные романы от фильма с одноименным названием? А отличаются они тем, что непременно заканчиваются. Вы готовы быть втянутыми сначала в подробное описание встреч, свиданий, романтики и пр., а потом, после расставания, вам ведь придется быть жилеткой и вытирать слезы своему коллеге. И снова, и снова, и по двадцать раз в день. У вас нет своих личных проблем? Вам не над чем подумать в рабочее время? Вам хочется чувствовать себя вовлеченным в чужую личную «драму»? Помните, вы всегда должны выглядеть на работе, как успешный человек, вы должны максимально поддерживать с коллегами официальные . Не холодные и чопорные, а спокойные и достойные.

Критика последнего места работы.

Вам совершенно ни к чему подробно рассказывать о своей прошлой работе, о своем руководстве и коллегах. Название вашей компании может быть знакомо кому-то из коллег, а если город, в котором вы живете небольшой, то может оказаться, что ваш новый коллега родственник или близкий друг того человека с вашей бывшей работы, о котором вы сейчас так негативно отзываетесь. Неловкая ситуация, верно? На вопросы о вашей прошлой работе вы можете спокойно сказать, что вас там устраивало совершенно все, кроме продукта, с которым вам пришлось работать. И неважно, в какой области вы работаете. Под продуктом здесь имеется в виду все что угодно, чем вы могли заниматься на прошлой работе.

Заработная плата

Офисные сотрудники также давно и безнадежно испорчены вопросом заработной платы, как москвичи жилищным вопросом. Особенно, если так случилось, что при сравнимых обязанностях у кого-то из сотрудников зарплата выше. Ну как тут удержаться от эмоциональной дискуссии?
Помните, что во многих российских компаниях есть индивидуальные системы в виде премий, компенсаций и т.д. Часто вы даже не знаете, почему вашему коллеге начислили большую зарплату, чем вам, но что за удовольствие поговорить об этом, вызвав в коллективе негатив против своего коллеги. На самом деле в такой ситуации вы ставите в невыигрышное положение только себя. Поверьте, вам никогда не предложат дополнительное стимулирование, если узнают, как вы реагируете на аналогичную дополнительную оплату для вашего коллеги. Вопрос зарплаты – это настолько же личный вопрос, как и ваш личный банковский счет. Вам придет в голову обсуждать с вашими коллегами на работе, в каком банке и какую сумму вы храните? Если вы обсуждаете и это с вашими коллегами, то вам нужно срочно обратиться к специальной литературе по корпоративным отношениям. И это вовсе не шутка!

Политика и религия.

При обсуждении политических и религиозных вопросов нужно так же быть крайне осторожным. Россия – многоконфессиональная страна и в вашем окружении может оказаться представитель любой религии. Ваша неловкая шутка или замечание может навсегда рассорить вас с вашим коллегой. Тоже самое касается и политических взглядов. Споры и недоразумения, которые могут возникнуть при обсуждении политических вопросов, крайне негативно отражаются на климате в команде.

Банально? Зато действенно.

Некоторых людей раздражает чрезмерная эмоциональность их коллег или, наоборот, заторможенность, отстранённость от коллектива или излишняя дружелюбность и назойливость. При этом нужно как-то найти общий язык со всеми, если не хотите сойти с ума.

Поставьте себя на место раздражающего коллеги. Наверняка у него есть причины такого поведения. Возможно, лучше понять человека вам поможет совместный обед или ужин. Попробуйте сблизиться, понять, почему он так странно себя ведёт. Узнав коллегу получше, вы постепенно перестанете замечать его недостатки.

Ищите позитив

Положительные стороны есть в любой ситуации. Коллега постоянно елозит на стуле, громко говорит по телефону, использует слишком ароматные духи? Зато из-за него вам уже заменили старые офисные кресла на новые (слишком часто ломались), к вам редко заходит начальник (его тоже раздражает громкий голос), к вам в кабинет не залетают комары.

К тому же, общаясь с теми, кто вас раздражает, вы закаляете свой характер, получаете новый опыт, укрепляете нервы и учитесь не обращать внимания на незначительные мелочи. Это поможет больше сосредотачиваться на работе и не отвлекаться на помехи.

Установите правила

Проблему лучше обсудить, чем замалчивать. Не стесняйтесь и не бойтесь кого-то обидеть - говорите прямо о том, что вам не нравится.

  • Если источник вашего раздражения постоянно что-то жуёт на рабочем месте, договоритесь есть только в обед или только на кухне.
  • Если вас раздражает то, что ваш коллега задаёт слишком много вопросов или просто любитель поболтать, договоритесь делать несколько 15-минутных перерывов в работе, когда вы сможете обсудить больной вопрос.
  • Тем, кого раздражают нарушители личного пространства (они просто приходят и садятся прямо рядом с вами, заглядывают в ваш монитор, трогают ваши личные вещи), советуем не бояться озвучить, что вам это неприятно и что так лучше не делать.

Используйте зеркальный метод

Если, к примеру, вас раздражает постоянно критикующий вашу работу коллега, начните играть на его же поле. Дождитесь, когда он сделает ошибку, и не упустите возможности покритиковать. Никому не нравится, когда его становятся заметны. Так что, скорее всего, он отступит.

Этот совет также подойдёт и для борьбы с теми, кто постоянно кого-то обсуждает, распространяет слухи и сплетни, не упускает возможности порадоваться чужим неприятностям. Как только они ощутят на себе, каково это, сразу утихомирятся. Конечно, подружиться с ними это вам не поможет, зато такие люди поймут, что с вами надо считаться. В итоге вы сработаетесь и перестанете тратить время на непродуктивные отношения.

анонимно

Здравствуйте! Мне 30 лет и за свою жизнь я поменяла не одну работу. У меня проблема - не складываются отношения с сотрудниками на работе. Конечно это было не всегда. Попадала в коллективы, где было очень комфортно, интересно и весело на столько, что домой не хотелось уходить! И сейчас я в относительно нормальном коллективе и отношусь ко всем с уважением, но хочу общаться только по работе и не более, т.к. другие темы мне не интересно с ними обсуждать. На это они обижаются и считают, что я прихожу не в духе на работу. Но это не правда! Наговорили на меня такой ереси, что противно стало. Объявили мне бойкот - как ни кртути, а это не приятно, но я с этим живу и переживаю, т.к. чрезвычайно мнительна. От части я понимаю свои недостатки - это юношеский максимализм, который должен уже давно пройти, но почему то не проходит, это желание везде и всегда говорить только то, что думаю, а не то что нужно говорить(мне не нравиться врать или лукавить, в этом я вижу некоторую несправедливость по отношению к себе и к окружающим и грех если хотите и по этому я молчу, это не нравиться моей начальнице и она подбивает меня на разговор, а после того что я ей выдаю - обижается) Я не считаю нужным им объяснять, что я в нормальном настроении. По натуре я общительный человек, но только тогда, когда мне это интересно. Помогите мне, я всю жизнь только и делаю, что копаюсь в себе и пытаюсь разобраться, что во мне не так. Доверяю свои переживания маме,а она подливает масла в огонь, говоря, что сама во всём виновата. Больше так не могу. В чём моя вина, если в скучном коллективе мне не хочется общаться и комфортней находиться в одиночестве. Но ведь в чём то я не права, т.к. этот случай уже не единичный. Посоветуйте мне как поработать над собой, что бы исправть свои недостатки.

Здравствуйте! Из текста Вашего письма можно сделать вывод о том, что Вы достаточно чувствительный человек, склонный к рефлексии (то, что Вы называете копанием) – эти качества помогают Вам понимать, что может чувствовать другой человек. Вы умеете быть достаточно твердой и откровенной, когда говорите то, что думаете, а мягкой и деликатной быть хотите? Можно называть это лукавством, а можно – нежеланием обидеть другого человека, которое идет из сострадания к боли, которую Вы можете причинить человеку своей правдой. Поясните, что Вы имеете в виду, говоря о несправедливости и грехе? Какие конкретные недостатки Вы хотели бы исправить? Чему бы Вы хотели научиться?

анонимно

Здравствуйте! Хочу пояснить, что считаю грехом - это когда люди говорят не то что думают из-за желания ублажить собеседника, выглядеть в его глазах союзником ради тыла или других подобных вещей - корысти. В остальных же случаях считаю это приемлемым, т.к. обойтись без обмана иногда не представляется возможным из-за той же деликатности. Даже если это нужно для простого вливания в коллектив, мне легче промолчать или улыбнуться в ответ, чем отвечать солидарностью на некоторые убеждения сотрудников. А иногда хочется сделать вид, что я ничего не слышала. Согласна с Вами, что нужно быть мягче в разговоре, так и делаю, если это нормальный разговор, а не что иное. Ольга Сергеевна, я хотела бы исправить в себе "зацикливание" на проблеме, всю жизнь мучаюсь, не могу быстро переключиться на другое - долго отхожу. У меня есть множество увлечений, но порой и они не могут помочь мне расслабиться. Я обидчива. В какой то степени добра, т.к. всю жизнь являюсь "желеткой" для других. Люди подходят ко мне и рассказывают о своих проблемах, а мне их жаль и я помогаю им советом. Колючей стала потому, что люди часто вымещали на мне своё зло и т.д. Долго не могла понять почему и сейчас не понимаю, только решила больше не давать себя в обиду. Я как бы "зеркалю" отношения - не считаю это выходом, т.к. уподобляюсь им. Но из-за своей детской обидчивости и не желая попадать опять под "удар" - иногда считаю уместным это делать. Помогает, если попадается человек с умом, если он зол и не умён, то тут уж ничего не помогает. (Хочу избавиться от чрезмерной обидчивости - умом понимаю как это сделать, но по жизни не получается) Мне кажется я живу в больном обществе, мир как бы перевёрнут с ног на голову. Часто посещает чувство тревоги, потом это сменяется радостью, когда подумаю о хорошем, но это не надолго - тревога опять берёт своё. С уважением, Елена!

Уважаемая Елена, от обидчивости избавиться очень трудно, так как обидчивость – это следствие эмоциональной ранимости, чувствительности, «тонкокожести» человека. Если есть длинный список обидчиков, которые что-то вымещали на Вас, возможно несколько способов снижения остроты тягостного переживания обиды (в основе всех способов - правило о том, что выраженное чувство теряет свою интенсивность). Первый способ: каждому из обидчиков высказать свои обиды в письме или в разговоре (в разговоре труднее, чем в письме). Единственное, но очень важное правило – использовать Я-сообщения, а не упреки или критику. Если вышеперечисленное по каким-либо причинам невозможно, то можно написать письмо (или серию писем) с перечислением обид, не отправляя его адресату. Еще один способ совладания с обидами – пожаловаться близкому человеку, поплакаться в «жилетку», поискать утешения у близкого – то, что Вы хорошо знаете, когда сами бываете «жилеткой». Еще один способ: поработать с психологом. Повторюсь, кардинально изменить Ваш стиль эмоционального реагирования невозможно, но жить Вам будет полегче, и радости будет побольше, Ваши «зацикливания» станут менее драматичными. Если что-то непонятно в моем тексте, задавайте вопросы.