Преобладающие цвета в лирике Есенина - синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное...», 1925 г.)

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний - пейзаж души лирического героя.

Любимые есенинские эпитеты - «синий» и «голубой» - постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем - «зимнем» - цикле стихов, преобладают в основном два цвета - черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна...», 1925 г.)

Поэма «Анна Снегина» (1925) - «лучшее из всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лироэпический: внутренний, лирический, сюжет произведения не просто тесно переплетен, а неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». «Образцом для подражания» Есенину послужил в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем).

В основе сюжета - реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 и 1923 гг.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом 1917 г. «знаменитого поэта» со своей первой любовью:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой...

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «Ив сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...» Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - «первый в стране дезертир» - жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо...

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то рад овцы бьют криушан». Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия говорящая) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной... вместе... Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристику, например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ», и через детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде.)

Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню - Она говорила:

Оскорбила случайно...

Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут...»

Спустя годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

До этой осени

Я знала б счастливую быль...

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль...

Поэтому было не надо...

Ни встреч... ни вообще продолжать...

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть меж «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: в «лирику» вошел эпос. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас, -

Так кончается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих строках изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее - мир души, чувства - главное для человека, это - неуничтожимо, вечно, и потому финальные строки поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Если домашнее задание на тему: » Особенности цветосветовой палитры Есенина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет «Я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек», - с восхищением и гордостью писал удивительный русский поэт начала XX Сергей Петрович - студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у О Есенине и его поэзии «Эта песня в сердце отзовется» Горой Советского Союза Сергей Борзенко рассказывал автору этих строк: - В августе «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ (этот «сказочный оборотень») заключает в себе

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое


Что открыла нам лирика С.А.Есенина.

За тёмную гряду городского пейзажа садилось рыжее, нечёсаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча серые дома, пушистые облака, заглянуло нам в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышали ли мы что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой.

Солнце, остановись на мгновенье! Мы расскажем вам о Сергее Есенине, расскажем о его лирике, расскажем, почему мы полюбили его стихи. Стихи Есенина стали нам дороги сразу, как только мы вошли в его волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают нас удивлять.

Всё глубже изучая жизнь и творчество поэта, мы полюбили его всей душой и хотим быть певцами его поэзии. Почему? Мы часто задавали себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к природе, её красоте, из-за того, что они учат меня понимать всё прекрасное. Его поэзия ласкает душу, захватывает драматизмом, впечатляет недосказанной, неизречённой тайной и яркой образностью. Его поэзия - луч истинного света, света духовности.

«Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть…»

Да, Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновенье, жизнь. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство - свои стихи. В его стихах вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлётами. Он оступался, ошибался, впадал в народничество,- это вполне естественные «издержки» молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поиске, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к Родине.

Лирика Есенина открыла для нас простую истину: самое дорогое в жизни - Родина. И разве не счастье воспевать её красоту! Какая безграничная любовь к природе!

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле.Есенин пленил нас тем, что повёл по забытой прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывая её запахи.

Цветовая гамма лирики С.А.Есенина.

В 1905 г. А.Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что «современные взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. «И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, умений смотреть?» «Действие света и цвета освободительно.» Статья эта, с призывом к свету и цвету, к общению с живой природой, освобождённой от академического «асфальта исторических аналогий», кажется навеянной раздумьями о новой французской живописи. Но это не так: импрессионистов А.Блок не заметил. Тоска по простоте и ясности «красного, зелёного, белого» была реакцией на русский литературный символизм, который год от году становился всё глубокомысленнее. Блок искал выход, со свойственным ему даром предчувствия, предсказывал неизбежность появления поэта, который, «схватив радугу», принесёт в русскую поэзию русскую природу, «населённую многими породами существ», со всеми её конкретными «далями» и «красками» — «не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».

И такой поэт появился. Сергей Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятии и «неподдельной, наивной яркоцветностью». Как справедливо заметил И Сельвинский: «Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала».

Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать: «Какова палитра красок в лирике Есенина?» Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.

Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истинной, перламутровой, то глубокой, до черноты синий, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенность рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенина создаёт настойчиво и последовательно:

«В прозрачном холоде заголубели долы…»,

«Летний вечер голубой»,

«Голубизна презримой гущи»,

«Синяя вьюга».

«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза».

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. О начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывается в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 года начинается: «Несказанное, синее, нежное…». То есть, синее - это что-то нежное, несказанное.

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к желто-золотому:

«Мне снились реки златых долин»,

«Где золотятся рогожи в ряд»,

«Лижут сумерки золото солнца»,

«Хвойная позолота», «Зелень золотистая».

Нет ни увяданья, ни смерти, осень - золотых дел мастер - «золотит холмы». Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», врывается горький жёлтый цвет:

Весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

«Жёлтая дорога» — дорога в никуда. В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи».

«Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся».

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

«О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку».

«Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тлеется дым у малиновых сёл».

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:

« На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец».

« Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань.

Там, где капустные грядки,

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосет».

«Выткали на озере алый свет зари».

С «алым» сливается женский облик:

«С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла».

Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото - серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина - кони на фоне зелёных холмов - вставленная в золотую; синяя - те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».

«В холмах зелёных табун коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней,

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихой водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2-х цветов-белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного — для показа злых сил. Такая символизация цветов была обычно в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отражения можно получить необходимый цвет. В стихотворении «В том краю, где жёлтая крапива» опрокидывает в озеро жёлтую крапиву и синюю «гущу леса» и получает «зелень озёр». Краски в стихотворении ложатся то густо, то чуть приглушенно:

«Топи да болота, синий плат небес»

или

« Ярче розовой рубахи Зори вешние горят» .

В своём творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ «крашения». В стихотворении «Дымом половодье» первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила, жёлтые поводья месяца, рыжие, побуревшие за зиму стога. Общий план тона - желтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: желтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие черного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту:

1 строфа - ярко - жёлтая,

2 строфа - рыжая,

3 строфа - черная,

4 строфа - мрачно - синяя.

Дымовое половодье

Зализало ил.

Желтые поводья

Месяц уронил.

Еду на баркасе,

Тычусь в берега.

Церквами у прясел

Рыжие стога.

Заунылым карком

В тишину болт

Черная глухарка

К всенощной зовет.

Роща синим мраком

Кроет голытьбу…

Помолюсь украдкой

За твою судьбу.

Так после двух первых попадает в (3-ю и 4-ю) темноту весенней ночи, где пугает птица.

В есенинской цветовой азбуке много земляных, натуральных, естественных красок.

Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца «яблочного» цвета.

Читая есенинские строки, мы невольно провели параллель с живописным творчеством К. Петрова - Водкина. Художник вёл борьбу за новое «цветоощущение», за возвращение к ясности, к классическому трёхцветному «красный - синий — жёлтый». К цвету он подходил как мастер-философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится чересчур однообразным, зелёным, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль»:

«Не твоя ли шаль с каймой зеленеет на ветру» -деталь, прекрасно дополняющая «алый наряд».

Основной тон поэмы «Пугачёв» — медно- грязно-жёлтый:

«Луна, как жёлтый медведь»,

«Жёлтые кошки казацких голов»,

«Зари жёлтый горб»,

«Красношерстная верблюдица ».

Подобный фон (водно-голубой) вводится и в другие стихотворения:

«О, Азия, Азия!

Голубая страна,

Обсыпанная солью,

песком и извёсткой».

Есенин обращает внимание на голубой цвет, так же как и природа нашла единственно возможный дополнительный цвет к грубо-рыжим среднеазиатским пескам. У Есенина врождённая точность художественного зрения. Как и Петров-Водкин использует классическое трёхцветие:

«Под красным вязом крыльцо и двор»,

«Луна под крышей, как злат бугор»,

«На синих окнах накапал лик».

Но может создавать один цвет из множества оттенков:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех;

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: «багряные кусты»

«розовый закат»

« алый, как ягоды»

Стремясь получить нужный оттенок, не пренебрегать даже «краской тараканьей». В поэзии Есенина много образов- символов. Например: лебеди — символ красоты . Есть символическое значение и у цветных эпитетов, так, например:

«Красный конь»- символ революции;

»Розовый конь»- образ молодости;

«Чёрный конь» — предвестник смерти.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Значение цвета для раскрытия «движения души».

Нам кажется, что дело не только в ярокоцветности лирики как таковой. Есенин как большой художник, оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.

Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах. Вот такая цветовая палитра Есенина.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам — свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями реального мира.

Заключение.

На траву упала роса. Растаяли в небе звёзды- насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, оно полетит через всю землю. Мы посмотрели на родные, знакомые до боли места и замерли. Теперь мы твёрдо знаем: в какие бы края ни забросила нас судьба, мы никогда не расстанемся с этой землёй.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте родину мою».

Этому научил нас Сергей Есенин.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью.

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся то перламутровой, то голубой, то синей узнавали его стихотворения. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно. Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые
впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресках, живописи, в устном народном творчестве. "В прозрачном холоде заголубели долы”; "Летний вечер голубой”; "Голубизна презримой гущи”; "Синяя вьюга”; "Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосёт глаза”. Есенин считает, что в самом имени " Россия ” спрятано " синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: " Россия! Какое хорошее слово… И "
роса ”, и " сила ”, и " синее ” что-то! ” " Синий цвет поэт считал не бытовым цветом, а как бы символическим, означающим " божественность ”. Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в метафорических. Наиболее характерным для древнерусской
литературы является употребление двух цветов: белого - для обозначения добрых начал и побуждений и чёрного цвета, символизирующего зло. Такая символика цвета была обычной в Древней Руси. Эту традицию и впитал в себя Есенин.

Наиболее ярко цветовая гамма выражена в поэме " Чёрный человек ”, где всё
страшное, беспощадное, злое, имеющее отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском человеке. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет.

В стихотворении "В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю "гущу леса” и получает "зелень озёр”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно: "Топи да блата, синий плат небес” или "Ярче розовой рубахи Зори вешние горят ”.
В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ " крашения ”. В стихотворении " Дымом половодье” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так неясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: "смутная желтизна” или "жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога”. Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в дву цветах: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например: "Красный конь” – символ революции, "розовый конь” – символ молодости, "чёрный конь ” – предвестник смерти. И дело не только в яркости цвета как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложные мыслеобразы. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ крашения. В некоторых его стихотворениях нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении "Дымом половодье" общим фоном является желтый ("Жёлтые поводья/ Месяц уронил"), который затем переходит в рыжий ("Церквами у прясел/ Рыжие стога"), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: "Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу". В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: "красный конь" как символ революции или "черный конь", всегда несущий смерть.

Также Есенин может создавать один цвет из множества оттенков:

Желтый: рыжие щенята

Ржаной закут

Золотящиеся рогожи

Золотые глаза,

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте

Где златятся рагожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: багряные кусты

розовый закат

алый как ягод

Стремясь получить нужный оттенок не пренебрегает даже краской тараканьей.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и не поддельной, наивной яркоцветностью. всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Синива, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно.

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.
«В прозрачном холоде заголубели долы»
«Летний вечер голубой»
«Голубизна презримой гущи»
«Синяя вьюга»
«Гой ты Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза»

Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ” “ Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим “ божественность ”! Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2х цветов – белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно:
«Топи да блата, синий плат небес” или
“Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят ”.

В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: «смутная желтизна» или «жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога»

Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например:
“ Красный конь ” – символ революции
“ розовый конь ” – образ молодости
“ чёрный конь ” – предвестник смерти.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать точайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения дыши. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённостьи, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени незахватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

Данный вопрос заинтересовал наших учеников. Они решили исследовать вопрос цвета в произведениях Есенина.

Используемая литература: М. Щеглов “ Есенин в наши дни ”, ж. “ Новый мир ” №3 1956 г. Ю. Прокушев “ Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха ”, изд. “ Новая Россия ”, Москва 1979 г. А. Марченко “ Поэтический мир Есенина ”, изд. “ Советский писатель ”, Москва 1989 г. “ Сергей Есенин. Проблемы творчества. ” Сборник статей. Составитель П. Ф. Юшин, изд. “ Современник ”, Москва 1978 г.