22.01.2017

В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

«Родной язык, как ты прекрасен!»

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка . В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов.
Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык — это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.



«Русской речи государь…»

В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично».

Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.






«Я голову пред ним склоняю снова…»

21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!» . Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.

Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.

В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.

В 2011 году президент Российской Федерации подписал указ о проведении 6 июня ежегодно Дня русского языка. Этот праздник широко и полноценно отмечается во всех школах, гимназиях, лицеях России.

День русского языка – важное мероприятие в учебных заведениях, ниже представлены наметки на возможные варианты его проведения, какие конкурсы можно провести, что придумать, чтобы деткам всех возрастов было бы интересно.

Основной и традиционный способ проведения праздников в школах – это, конечно же, газета. Каждый класс может подготовить свою и потом в конце дня жюри подведет итог: кто же полно и красочно отразил тему: "День русского языка 2014".

Детям с первого по шестой класс можно предложить объединиться по командам в 6-8 человек и предложить разыграть маленькие сценки на тему фразеологических оборотов в речи.

С шестого по девятый класс можно предложить игру-викторину, на подобии передачи «Что? Где? Когда? » . Пускай ребята отвечают на вопросы, и тем самым укрепляют знания по русскому языку и литературе.

Старшеклассникам, чтобы заинтересовать, можно устроить некий аукцион знаний. За каждый отгаданный вопрос или безошибочно написанное предложение – символический приз (конфетка, ластик, скрепка и т. д.) В конце аукциона на выигранную «валюту» можно будет купить какой-нибудь ценный приз: словарь Даля, том стихов Пушкина и т. д.

Сами учителя также могут подготовить для своих воспитанников интересные и познавательные стенды, посвященные какой-либо определенной тематике: «история возникновения письменности», «какие слова русского языка заимствованы у других народов», «интересные факты из развития русского языка», «обучение в дореволюционной России» и т. д.

Конечно же, стоит организовать конкурс чтецов. Ребята могут сразиться в поэтическом поединке. В жюри можно пригласить их же одноклассников, чтобы более заинтересовать и заинтриговать их игрой. День русского языка в школе – это праздник, который должен уважать каждый юный россиянин. Поэтому в этот день утром необходимо организовать торжественную линейку, на которой и освятить мероприятия на текущий период празднования.

В гимназических заведениях до 1917 года, когда ученик говорил ерунду, учителя очень часто по-гречески восклицали «морос» (что означает «глупость») . Отсюда и пошло значение слова «сморозить» (сказать что-то глупое) .

Продолжая тему, по возможным мероприятиям в день русского языка стоит сказать, что нужно поддерживать детей в желании усовершенствовать свои знания и всячески их поощрять. Лучше всего независимо от возраста полезная информация воспринимается детьми в игровой, сопернической форме.

Например, можно устроить акцию «Проверь знания». Здесь каждый желающий может пройти тест по русскому языку и ответить на каверзные вопросы ведущего. В конце при хороших результатах – победитель получает приз. Если в школе существует театральный кружок или просто команда желающих стать актерами, то можно попросить поставить их сценку, например, из произведений Пушкина или изобразить самого поэта, который пришел в наше время посмотреть и проверить знания современных школьников.

Мероприятия, связанные с днем русского языка можно и нужно начинать заранее, где-то за неделю до намеченной даты. Так дети смогут спокойно подготовиться к празднику, разучить стихи, подтянуть знания по предмету, наконец, самостоятельно узнать: когда отмечают день русского языка и в каком году ввели этот праздник.

Ниже, в продолжение темы игр-викторин, представлены еще некоторые возможные их варианты.

«Магический квадрат». На большом листе ватмана можно начертить квадрат, который в свою очередь делится на 36 разноцветных пронумерованных секторов. Каждый цвет означает сложность задаваемого вопроса, а также его область (лексика, фразеология, логический вопрос или из области правил правописания) . Команды по очереди выбирают, какой им нравится сектор, и отвечают на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то слово дается другим.

Можно немного ввести интриги в конкурс и ввести в игру кубик с разноцветными гранями. Команда кидает кубик и какая грань окажется сверху – из такой области и будет вопрос.

Не надо насильно заставлять детей участвовать в конкурсах, рисовать стенгазеты и заучивать стихи для открытых уроков! Важно заинтересовать каждого ребенка и подобрать такие конкурсы, в которых захотел бы участвовать любой.

Для средних и старших классов будет интересна такая игра, как «Части речи, знаем ли мы вас? » Суть игры – это правильно отвечать на вопросы ведущих.

Например, первое задание. Перед участниками даны предложения: «он выполнял», «она выполняет», «его выполняют» и т. д. Задача – назвать прилагательное и причастие того же времени и формы, что и глагол. .

Второй тур. По центру сверху вниз пишется слово причастие, справа и слева от него определенное количество пустых клеточек к каждой букве. И даны несколько глаголов, из которых и требуется составить причастие, и вписать в нужную горизонталь.

Еще вариант этого же тура – это написать вертикально слово «прилагательное» и аналогично составлять прилагательные от данных глаголов.

Задание третьего тура развивает словарный запас и логическое мышление учеников. Ведущие начинают перечислять существительные с одной и той же буквой на конце (например, магистраль, вестибюль, бандероль, шинель, вуаль и т. д.) Игроки должны придумать подходящие к ним по смыслу прилагательные. Например, магистраль широкая, вуаль легкая, воздушная. Кто придумает больше, тот и побеждает в туре.

В следующем туре из предлагаемых прилагательных необходимо придумать существительные. Например, смелый – смельчак, богатый-богач, бедный - бедняк и т. д. . Это можно делать командам либо по очереди, либо за определенное время. То есть, кто больше за одну минуту придумает к данным словам существительные.

В заключительном, решающем туре можно предложить следующее. Дается предложение (например, достигать поставленной цели путем определенных усилий) и нужно выразить его одним словом (ответ – добиваться) . Остальные фразы придумываются в таком же ключе, что и приведенный пример.

В завершении обзора стоит сказать, что возможных способов проведения праздника «День русского языка», план мероприятий которых корректируется от уровня учащихся, достаточно много.

Мероприятие ко Дню русского языка

Результаты: систематизация знаний по лексикологии, фразеологии, морфологии, исправление речевых ошибок в предложении, создание условий для формирования бережного отношения к русскому языку.

Классы: 7-8.

Ход мероприятия

Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

В.Я. Брюсов

    Приветствие.

    Анализ эпиграфа. Выход на тему.

    Объявление темы, целей (совместное формулирование).

    2 команды, придумать название, девиз, приветствие команде-сопернице.

Станция «Теоретическая»

    У каких частей речи нет окончания? (Наречие, деепричастие)

    Какую часть речи лингвисты считают самой молодой по времени появления? (Наречие)

    Как называется часть слова без окончания? (Основа)

    В какой части слова заключено его лексическое значение? (Корень)

    Какого рода слово «тюль»?

    Когда мы употребляем местоимение Вы?

    Сколько гласных букв в русском языке? (10)

    Сколько гласных звуков в русском языке? (6+3)

    Какие части речи есть в русском языке? (Самостоятельные, служебные, особые части речи)

    1 команда перечисляет самостоятельные части речи, 2 команда – служебные, за дополнительные баллы – особые части речи.

Станция «Практическая»

    К словам подбери синонимы, в которых уже есть вторые буквы:

главный – 2-ая буква «с» (основной);

мощный - 2-ая буква «и» (сильный);

смышлёный - 2-ая буква «о» (сообразительный);

занимательный - 2-ая буква «н» (интересный);

прекрасный - 2-ая буква «у» (чудесный);

кроткий - 2-ая буква «м» (смирный);

скорый - 2-ая буква «ы» (быстрый);

отчётливый - 2-ая буква «п» (определённый);

притворный - 2-ая буква «ж» (лживый);

жадный - 2-ая буква «л» (алчный);

густой - 2-ая буква «а» (частый);

большой - 2-ая буква «г» (огромный);

смелый - 2-ая буква «т» (отважный);

гостеприимный - 2-ая буква «д» (радушный).

    Объясни значение фразеологизмов:

взять себя в руки, в первую голову, браться за ум, не давать покоя, болеть душой, как с гуся вода, тряхнуть стариной, дело в шляпе, ломать голову, сколько душе угодно, тут как тут, поднять на смех, во все лопатки, как снег на голову, сказка про белого бычка, море по колено, играть первую скрипку, положить зубы на полку .

    Объясни значение выделенных слов.

Ямщик сидит на облучке , в тулупе. (Ямщик – кучер. 2 б. Облучок – толстая деревянная скрепа, огибающая верхнюю часть саней. 2 б.)

Играют яхонты , как жар. (Яхонты – старинное название рубина и сапфира. 2 б.)

Повсюду ткани парчовые . (Парчовый – см. парча – плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитками. 2 б.)

Пётр Иванович был известен как архивариус . (Архивариус – сотрудник архива, хранитель архива. Архив – учреждение для хранения документов. 2 б.)

Кучер был в красном кушаке . (Кушак – пояс обычно широкий, матерчатый. 2 б.)

    «Этикетный диалог».

Подберите эпитеты, относящиеся к слову «благодарность» (безмерная, бесконечная, большая, вечная, восторженная, глубокая, горячая, душевная…)

Покажите ситуацию, в которой вы используете эти словосочетания.

    Исправьте речевые ошибки в предложениях.

    Мы не хотим тормозить переговоры.

    Работа выполнена достаточно довольно слабо.

    Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная.

    Благодаря этим досадным ошибкам школьник не смог сдать экзамен.

    Из-за этого открытия ученый обрел мировую славу.

    Только благодаря случая ему удалось избежать неприятностей.

    Благодаря этому открытию ученым удалось доказать о возможности своей гипотезы.

    А теперь я потеряла к этому человеку всякую веру.

    Она выглядит более красивее, чем вчера.

    Этот пример более простейший, чем предыдущий.

Станция «Сообразительная»

    Почему одинаковые по произношению слова пишутся по-разному?

Деревенский старожил дом хозяйский сторожил.

    Назовите самое длинное слово в русском языке? (Времяпрепровождение)

    В каком слове 7 букв «о»? (Обороноспособность)

    Какие местоимения читаются одинаково слева направо и наоборот? (Оно, тот)

    Что ищут, чтобы уклониться от работы? (Предлог)

    Что часто мешает человеку в осуществлении его планов? (Обстоятельства)

Станция «Творческая»

    «Назывной рассказ» - из имён существительных составьте рассказ, можно добавить имена прилагательные. (Пример стихотворение А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья…»)

    Используя известные фразеологизмы, составьте рассказ. (Резерв)

Подведение итогов. Награждение. (+ приз командных симпатий)

В рамках празднования Дня русского языка в Пановской средней школе прошли различные мероприятия.

Для учащихся 4-5 коррекционных классов 22 мая был организован урок «Культура общения». Ребята узнали, что такое «культура общения», что означают понятия «культурная речь» и «культурный человек» и каким образом мы можем пополнять свой словарный запас. Учащиеся приняли участие в конкурсах «Пословицы», «Проверь себя», «Общение».

Ярко и увлекательно прошла игра «Шаг навстречу»

23 мая с учащимися 5-6 класса состоялась беседа «Русский язык - средство межнационального общения», в ходе которой ребята посмотрели презентацию «Международное значение русского языка» и узнали, что русский язык в современном мире выполняет три функции: национальный язык русского народа, средство межнационального общения в Российской Федерации и СНГ, один из мировых языков.

Многонациональный состав учащихся 5-6 классов

24.05.2017 года в 9 классе прошло праздничное мероприятие «История славянской письменности», посвященное Дню славянской письменности и культуры. Ребята выступили с сообщениями об истоках славянской письменности, о Святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, которые принесли на славянскую землю письменность и азбуку.

Завершила мероприятие интеллектуальная игра «Вопросы древности – ответы современности».

25 мая – прошел круглый стол «Русский язык-язык мира и добра», в котором приняли участие учащиеся 7-8 классов. Они читали стихи, делали сообщения, которые подготовили самостоятельно, решали лингвистические задачи. Их вниманию была предложена презентация на тему занятия.

Завершились праздничные мероприятия 6 июня в день рождения великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Именно в этот день отмечается российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку, - Международный день русского языка. В Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году.

Образование национального литературного языка - это процесс длительный и постепенный. Этот процесс слагается из трех основных исторических этапов, опираясь на три общественные предпосылки:

а) сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке (для России это осуществилось уже к XVII в.);

б) устранение препятствий в развитии языка (реформы Петра Первого, стилистическая система Ломоносова, создание нового слога Карамзина);

в) закрепление языка в литературе(Крылов, Грибоедов, Пушкин).
Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе. Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

6 июня в Пушкинский день в школе состоялся праздник. Ребята, которые посещают школьный лагерь с дневным пребыванием, узнали об истории празднования Международного дня русского языка. Учителя русского языка и литературы подготовили для учащихся презентацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. На празднике звучали стихи Пушкина, Тургенева, Ахматовой и других поэтов, посвященные родному языку.

Затем ребята приняли участие в литературной викторине, прочитали свои любимые стихи Пушкина.