Классный час о войне

Слайдов: 39 Слов: 799 Звуков: 2 Эффектов: 10

Огонёк памяти. Цель. Задачи. Форма. Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей. "Дети и война". Будем помнить всегда. Над вьюгами и стужами седыми вновь торжествует юная весна. Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, стволы их станут трубами органа. Пусть льдины злобы и вражды растают. Шли мальчишки в шинелях до пят, на врага под огонь бронебойный. В память о детях безвинно погибших. Ребята, не будем забывать этих молодых героев. Кто – то сказал: «На войне детей не бывает». Надежда Надеждина «Партизанка Лара». Другое время, другие люди, но любовь к Родине творила чудеса. - Классный час о войне.ppt

Классный час «1812 год»

Слайдов: 30 Слов: 539 Звуков: 0 Эффектов: 8

Отечественная война 1812 года. "Умереть - так только за отчизну, жить - так только родиной дыша". Отечество – родная земля. Наполеон Бонапарт. Нападение. Гроза 12-го года настала - кто тут нам помог. Смоленское сражение. Герои смоленского сражения. Кутузов Михаил Илларионович. Французские солдаты. Французские кавалеристы. Бородинское сражение. В дыму огонь блестел. Вам не видать таких сражений. Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый. Смешались в кучу кони, люди. Совет в Филях. Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы. «Мы шли по огненной земле под огненным небом, между стен из огня». - Классный час «1812 год».ppt

Классный час ВОВ

Слайдов: 15 Слов: 47 Звуков: 2 Эффектов: 2

Классный час. Помним и гордимся. Марфин Иван Абрамович. Участник ВОВ. Николай Данилович. Танкист. Дети войны. Кучеренко Николай Игнатьевич. 1941 – 1945 г.Г. Никто не забыт, ничто не забыто. - Классный час ВОВ.pptx

Классный час о Великой Отечественной войне

Слайдов: 20 Слов: 338 Звуков: 0 Эффектов: 72

Классный час. Письмо неизвестному солдату. Пыль черна от слез. Имя твое неизвестно. Солдат. Головы свои склоняем низко. Низкий поклон. Была война. Первый снимок. Война. Житель нашей страны. Наша Родина. Спят мальчишки. Здравствуй, папа. Надпись на рейхстаге. Слава вам, храбрые. Жуткое слово – война. Сияло солнце. Письмо. - Классный час о Великой Отечественной войне.ppt

Классный час «Блокада Ленинграда»

Слайдов: 21 Слов: 1036 Звуков: 1 Эффектов: 1

Блокада Ленинграда. Ленинград. «Блокадная книга». У печали этой нет названья. Город превратился в военную крепость. Цигельмайер. Для борьбы с авитаминозом стали изготавливать хвойную настойку. Над Ленинградом – смертная угроза. Мы никогда не кусали хлеб, а отщипывали, отщипывали кусочки хлеба. Имя ленинградской девочки Тани стало известно на весь мир. Скрипят, скрипят по Невскому полозья. Мы с тобою танков не взрывали. Никогда ленинградцы не забудут день 27 января 1944 года. «Блокада» Шишова. 9 мая, в День Победы, ленинградцы идут на Пискаревское кладбище. Коновалова Галина Михайловна. - Классный час «Блокада Ленинграда».ppt

Классный час о блокадном Ленинграде

Слайдов: 23 Слов: 530 Звуков: 0 Эффектов: 4

Сценарий классного часа для старшеклассников. «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат». Классный час. Ленинград! Один из красивейших городов мира. Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Немецкое командование назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение- вместе с жителями. ТО есть истребить, уничтожить как биологическое,географическое,историческое понятие. Не удалось! Фашистская армия рвалась к Ленинграду. Дорога жизни. Начала действовать «Дорога жизни»-осенью и летом по воде, зимой по льду. - Классный час о блокадном Ленинграде.ppt

Память о Холокосте

Слайдов: 20 Слов: 1249 Звуков: 0 Эффектов: 0

Память о Холокосте. Национализм. Шовинизм. Расизм. Ксенофобия. Геноцид. Антисемитизм. Холокост. Систематическое преследование. Хронология Холокоста. Технологии Холокоста. Палачи. Календарь Катастрофы. Кровавый итог. Сопротивление. Праведники мира. Отношение мирового сообщества. Память и памятные даты. Отрицание. Память о Холокосте – путь к толерантности. - Память о Холокосте.ppt

День Победы классный час

Слайдов: 24 Слов: 25 Звуков: 0 Эффектов: 7

Дню Победы. Родина-мать. Зовёт! Вася Коробко. Володя Дубинин. Зоя Космодемьянская. Марат Казей. Лара Михеенко. Лёня Голиков. Блокада Лениграда. БрестскаЯ крепость. - День Победы классный час.pptx

Классный час «Афганистан»

Слайдов: 47 Слов: 2403 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сценарий мероприятия. Контакт с общественной организацией воинов. Афганистан. Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан. Историческая справка. Из истории. Причины войны в Афганистане. Обращение к СССР с просьбой. Кабул. Ввод Советских войск в Афганистан. Ввод советских войск в ДРА. Выполнение широкого круга задач. Годы пребывания в Афганистане. Советские военнослужащие. Советская группа спецназа. Возможность прекратить войну в Афганистане. Министр обороны СССР. Советские войска. Мужество и героизм. Потери. Советские солдаты. Прошла война. Вечная память. -

Тема: Великая Отечественная война

Цель: дать понятие о великой отечественной войне.

Задачи:

  • рассказать о некоторых моментах ВОВ;
  • дать понятие о детских концлагерях;
  • развивать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам войны.

Оборудование: костюмы для сценки, красные гвоздики, презентация

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Играет «Школьный вальс».

Учитель: Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.

2слайд. Солдат, 22июня, 4 часа утра.. 1941 год
3 слайд. Люди слушают сообщение. Голос Левитана.
4 слайд. Священная война на магнитофоне, а на экране кадры военных событий.

Учитель (на фоне музыки). 22 июня 1941 года на нашу Родину напала немецко-фашистская Германия. В то время в Германии правили фашисты во главе с Гитлером – жестоким и беспощадным поработителем других народов. Вместе со своими генералами он составил план быстрого захвата Советского Союза.

Фашисты были уверены в своей непобедимости. И действительно. Они завоевали много других стран и имели очень хорошее вооружение, технику, поэтому могли атаковать нашу землю с моря. С воздуха и на суше. Они хотели разгромить наши армию и флот, уничтожить большие города вместе с их жителями. А тех, кто уцелеет, сделать своими послушными рабами.

Первыми приняли удар наши пограничные войска. Все они показали беспримерное мужество, сражаясь до последней капли крови. Особенно отличились защитники Брестской крепости.

Чтец:

Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть … и нет…

Чтец:

На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.

Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

на слайде: 4 года 1418 дней «20 000 000 человек»

Учитель: Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми Старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты не щадили никого.

Варвары

1. Они с детьми погнали матерей
И ямы рыть заставили,
А сами, они стояли – кучка дикарей
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят,
И медными глазами окинул обреченных...
Мутный дождь шумел в листве соседних рощ,
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
2. Нет! – этого я не забуду дня!
Я не забуду никогда, вовеки!
Я слышал, плакали как дети реки
И с яростью рыдала мать – Земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи вышло на поля;
В последний раз детей поцеловало...
В последний раз...
3. Гудел осенний лес,
Казалось, что сейчас он обезумел.
Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг...
Я слышал, мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый;
Детей внезапно охватил испуг,
прижались к матерям, цепляясь за подолы...
И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной...
4. Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья еще не старой женщины,
Она смотрела, ужаса полна...
Как не лишиться ей рассудка?
Все понял, понял все малютка...
"Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!"
Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожи...
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу против дула прямо...
5. "Я жить хочу! Не надо, мама! Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?"
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож...
6. "Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно...
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно..."
И он закрыл глаза...
И заалела кровь на шее лентой извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни, и одна любовь...
7. Гром грянул, ветер свистнул тучи,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез – горячих и горючих,
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты столько горя видела людского,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое!
8. Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними священной правды знамя,
Омой его Земли кровавыми слезами,
И пусть лучи его пронзят!
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно...
Кровь наших матерей...

Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Чтец:

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Учитель : В начале войны фашисты были сильнее. Поэтому они захватили большое пространство и подошли к сердцу нашей родины Москве. Враги окружили кольцом блокады прекрасный город на Неве Ленинград (Санкт- Петербург). Девятьсот дней и ночей в окружённом городе защищались ленинградцы, но врага в город не пустили.

Слайд: Ленинград и цифры 900 дней

900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. За время блокады (окружения) в этот город не въезжали машины, поезда. Фашисты перекрыли все въезды в город. Туда не привозили продукты питания, бомбы и снаряды повредили трубы, и в дома не поступали тепло и вода. Люди жили в невыносимых условиях.

СЦЕНКА.

Сценку показывают мальчик и девочка. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Учитель: Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день.

Слайд с хлебом.

Учитель: Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.

Слайд. Дневник Тани Савичевой.

Учитель: Его нашли в одной из квартир после освобождения Ленинграда. Но были и ещё другие страшные места, где уничтожали русских людей – это концлагеря.

Учитель: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или ЛАГЕРЯ СМЕРТИ. Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни. Как уже было сказано, либо расстреливали, либо сжигали людей, либо увозили в лагерь. Те, кто мог работать, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те, кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах.

Слайд: ребёнок, печи, горы трупов. Песня «Бухенвальдский набат»

Учитель: Война отучила этих детей плакать. Когда поезд разбомбили, люди попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9 мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией.

Слайд с салютом.

Звучит музыка «День победы».

Учитель : Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.

Чтец:

И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на поверки
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:
Что не даром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать

Ученик:

Четыре года жизни – год за годом,
Четыре года смерти – день за днем,
Во имя мира всем земным народам
Бежали, опоясаны огнем.
Все, что свершили, – памятно и свято.
Навеки будут рядом, без конца –
Могила Неизвестного солдата и
Счастье победившего бойца!

Учитель : День Победы отмечается как большой всенародный праздник, он принес нашему народу мир, а детям - спокойное детство. В этот день память погибших чтят минутой молчания. Давайте и мы, стоя, склонив голову, молча почтим память тех, кто отдал свою жизнь за нас, за мир на земле.

Расул Гамзатов «Нас двадцать миллионов»
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Минута МОЛЧАНИЯ
Музыка……..

Учитель . Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Прошу всех встать!

Слайд с вечным огнём.


День Победы - дня дороже нету.
День Победы - самый главный день!
В этот день на зависть всей планеты
Все награды, Родина, надень!

В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Сегодня праздник - День Победы,
Счастливый, светлый день весны!

Вздохнули полной грудью люди.
Конец войне! Конец войне!
И многоцветные салюты
Сверкали долго в вышине!

Гром торжества могучим валом
Катился по краям родным,
Отечество салютовало
Отважным воинам своим!

Они отчизну защищали,
Бесстрашно шли на смертный бой,
Чтоб дети в счастье вырастали
В стране свободной и родной!

В цветы все улицы одеты,
Смеется и ликует май!
В тот самый первый День Победы
Цветы дарили нашим дедам,
Бойцам, что мир несли в наш край.
Учитель: Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем гвоздики словно напоминали прохожим: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней…И эти гвоздики даря тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам. И тем, кто не вернулся с полей сражения – возлагают к памятнику и вечному огню.

Ученик : Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

В каждой семье живёт память о тех, кто воевал или трудился в годы Великой отечественной войны.

Не забывайте о ветеранах. Будьте к ним внимательны, говорите о них с любовью и благодарностью.

Ученик

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны!

Ученик

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

(Звучит фонограмма песни «День Победы».)

Ученик

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 40» г. Сыктывкара

ЦИКЛ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

по теме

ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

Методическая разработка

учителя начальных классов

О.А.Пенкиной

Сыктывкар

2017

Детям о войне.

Цикл классных часов.

План:

1.Первые бои. Первые герои.

2.Дети и война.

3.Сыны и дочери полка.

4. Военные награды.

5. Память.

Пояснительная записка.

Давно не слышно грохота снарядов,

Не плачут дети, потеряв родных.

Но то, что было, забывать не надо,

О прошлом помнить – важно для живых.

Более пятидесяти лет прошло со дня Победы над фашистской Германией. Во всех городах, посёлках и самых маленьких селениях помнят о той войне. Каждая вторая семья проводила на фронт кого-то: отца семейства, любимого сына, брата, а иногда и мать, сестру, дочь. Многие из них не вернулись. Страшнее всего было получить треугольник письма с официальным сообщением, что горе постучалось в семью…Нельзя забывать о подвигах тех солдат, что своей жизнью приблизили великую победу и дали возможность жить всем нам.

Важное место в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеют знания о войне. В доступной форме следует рассказывать школьникам о значимых датах, о совершённых подвигах, знакомить с именами героев СССР, о наградах СССР, полученных во время войны. Рассказы о тех годах должны быть представлены дозировано, с иллюстративным сопровождением. По возможности привлекать с рассказами о родственниках, переживших войну, родителей обучающихся. Собрать материал из книг, из сохранённых архивов родных, в классах организовать выставку книг о войне для детей Работа должна проводиться регулярно и демонстрироваться наглядно на стендах и в классных уголках. Завершением такой работы может служить традиционный концерт к 9 мая, выход к памятникам солдатам с возложением цветов, рисование орденов и медалей по шаблонам, коллективное письмо ветерану.

Первые бои. Первые герои.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с военными датами.

2.Дать понятие о подвиге.

3.Воспитывать уважение к прошлому нашей Родины.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Введение в тему.

Цель: подготовить обучающихся к восприятию новой информации

Любите ли вы слушать сказки?

А какие сказки вам больше всего нравятся? Про животных, про волшебство?

А я хочу сегодня познакомить вас с интересным человеком, который умеет рассказывать не сказки, а то, что было в жизни на самом деле. Зовут его дедушка Иван Иванович. Давайте познакомимся с ним.

Любим!

Разные.

Слайд №1.

Картинка старика Ивана Ивановича.

Здравствуйте, ребятишки!

Мне очень нравится встречаться с такими умными и любознательными детьми. Могу и я вам сказки разные рассказывать, но вы их и сами можете найти в библиотечных книгах. А вот мои истории вам никто не расскажет. Будете слушать?

Здравствуйте!

Да.

Основная часть.

Цель:

Рассказать обучающимся об основных, наиболее понятных им сражениях.

Слайд № 2,3,4,5,6

Было это давно, много лет назад. в 4 часа 30 минут немецкие войска нарушили границы нашей Родины. Началась . Наш народ не ждал её, не готовился к боям. В первые месяцы советская армия потеряла огромное количество солдат и военной техники. Мы отступали, но отступали, геройски защищая свою страну.

Первыми дали отпор врагу защитники Брестской крепости. Силы были неравными, немцы могли быстро выиграть этот бой. Но у них ничего не вышло, наши солдаты даже в одиночку сражались до последнего патрона. Сами немцы удивлялись, как это у них получается, ведь не осталось у защитников крепости ни еды, ни воды, снарядов, но никто не сдался в плен добровольно! Помимо крепости гитлеровцы 9 дней не могли взять Брестский вокзал. Железнодорожники, милиция и пограничники (около 100 человек) ушли в подвалы и ночами совершали вылазки на перрон, расстреливая немецких солдат. Бойцы питались печеньем и конфетами из буфета. В итоге немцы затопили подвалы вокзала водой.

Брестской крепости присвоено звание с вручением и медали « ». С крепость является . На её территории выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

Слайд №7,8,9,10

Не страшно вам слушать? Тогда я дальше буду вам рассказывать о подвигах наших бойцов.

А немцы рвались к Москве, мечтали, что 7 ноября пройдут с парадом своих войск по нашей Красной площади. И это могло бы у них получиться, только вот советский народ не хотел отдавать свою родину врагам. 16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление под Дубосеково. Группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии, состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым, в течение четырех часов под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Многие из них погибли, но план немцев не удался!
Вы можете посмотреть об их подвиге фильм «28 панфиловцев", прочитать книгу Владимира Паршинина «28 панфиловцев. «Вела Россия, а отступать некуда – позади Москва!»».

Ребята, может, вы сами знаете какие-то битвы за нашу Родину?

Нет.

Не знаем. Расскажите, пожалуйста.

Расскажу. Только давайте вспомним, о каких битвах вы сегодня уже узнали.

Защита Брестской крепости;

Оборона Москвы.

Слайд №11,12,13,

14,15,16

Молодцы! Запомнили. Тогда я вам расскажу ещё об одной битве, страшной, долгой, героической. Это битва за Ленинград.

Началась она в июле 1941 года, а закончилась в августе 1944 года. Если бы немцы выиграли это сражение, то могли бы нашу армию разгромить с моря. Немцы взяли город в кольцо. Со всех сторон окружили его и не давали возможности подвозить жителям продукты. Кроме того, с наступлением холодов нечем было обогревать город. Наступило голодное и холодное время. Жители города получали продуктовые карточки, по которым получали маленький кусочек хлеба. Если карточки терялись – это было страшное горе, люди умирали от голода. Девочка Таня Савичева оставила после себя дневник, в котором записывала, что происходило в семье в это время, как один за другим умирали её родные.

Но город не сдался врагам, хотя те не раз, и не два предлагали жителям сдаться.

Санкт- Петербург.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания,

объявить тему следующего классного часа.

Слайд №17

Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать, что защитники этих мест совершали подвиги? А что такое, по-вашему, подвиг? Хотите, мы об этом поговорим в следующий раз?

А сегодня давайте вспомним, о каких сражениях вы услышали?

(выбрать из предложенного ряда)

Можно, потому что они умирали, но не предали никого.

Защита Брестской крепости, городов Москва и Ленинград

Дети и война.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с жизнью детей в военное время.

2.Дать понятие о долге и ответственности.

3.Воспитывать интерес к истории страны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Вспомнить то, о чём говорили на прошлом классном часе; определить тему нового по предложенным иллюстрациям.

Слайд №1

Слайд №2, 3,4,5,6,7,8,9

- Ребята, в прошлый раз к нам приходил старый солдат. Как его звали?

Верно. А про какие битвы он вам рассказывал? Давайте я вам немножко помогу: на слайде будут даны названия битв, вы будете выбирать те, про которые точно слышали от нашего гостя.

(битва за Берлин, битва за Москву, оборона Брестской крепости, Курское сражение, битва за Ленинград).

Молодцы. А сейчас я вам покажу несколько иллюстраций, а вы попробуете догадаться, о чём или о ком сегодня расскажет вам Иван Иванович.

Совершенно верно.

Иван Иванович.

битва за Москву,

оборона Брестской крепости,

битва за Ленинград)

дети, война,

дети и война

Основная часть.

Цель:

Познакомить обучающихся с жизнью обычных детей во время войны, о подвигах, совершённых их ровесниками.

Слайд № 10,11,12,13,14,15,16.

Ребята, скажите пожалуйста, вы хорошо сегодня спали? А где вы спали, в своей кровати? А мамы вас утром кормили? Вкусно?

А вот когда началась война, дети лишились возможности и спать спокойно в своих кроватях, и есть вкусно, да и мама видели редко. Те, кто не ушёл на войну, работали на победу. Что это значит? Это значит, что фабрики и заводы стали работать целыми днями, чтобы как можно больше сделать оружия для наших солдат; в сёлах и деревнях выращивали хлеб, чтобы накормить в первую очередь солдат. Школы не работали. Дети не имели возможности играть, как прежде. Им пришлось рано повзрослеть. Как? Я расскажу вам о детях, которые хотели играть, ходить в школу, спать в своей кровати, вкусно кушать и чтобы рядом были родители. Но им пришлось совершить подвиг, за который они получили заслуженную награду. Пятеро пионеров-героев были даже удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин.

Коротко о каждом:

Лёня Голиков

Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Марат Казей

Мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Володя Дубинин

Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи . Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку. В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам - саперам, которые разминировали подходы к каменоломням. Мина подорвалась, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин . Мальчика похоронили в братской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.

Аркадий Каманин

Самый молодой лётчик Второй мировой войны. Он начал летать в 14 лет. Воевал на нескольких фронтах: Калининском, 1-ом Украинском , 2-ом Украинском. Аркадий летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет - спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2.

Вилор Чекмак

У мальчика было врожденное заболевание сердца, но он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. Будучи в дозоре, он заметил приближение врага. Предупредив отряд, один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой.

Петр Клыпа

21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым , смотрели кино в Брестской крепости. Утром мальчики собирались отправиться на рыбалку. Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он потерял сознание, а когда пришёл в себя, тут же схватился за винтовку. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых, выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях.

Хорошо спали. Конечно, в своей кровати. Да, мама готовит вкусно.

Давайте встанем и хором прочитаем их имена:

Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик,

Зина Портнова, Александр Чекалин.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о детях-героях войны,

Дать задание к следующему классному часу.

Слайд №17

Ребята, вот я вам сейчас рассказывал про детей, которые не пожалели своей жизни, чтобы нам с вами хорошо жилось. Вы запомнили их имена – вот они, на доске, их можно прочитать, а про самих детей найти книги в библиотеке. Но мне хочется, чтобы и вы мне рассказали что-нибудь про войну.

Но можете узнать. Давайте договоримся: на следующий классный час вы приготовите отрывки о детях, которых называли «сыны полка». Я вам подскажу, где и что взять, вы найдёте, прочитаете, а потом будете рассказывать мне и друг другу. Договорились?

Мы не знаем.

Да!

Сыны и дочери полка.

Цели и задачи:

1.Дать представление о том, кто такие «сыны и дочери полка».

2. Рассказать об участии в боевых действиях детей.

3.Воспитывать стремление к самостоятельности, ответственности.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Повторить изученное на прошлых классных часах, подготовиться к проверке задания по теме нового классного часа.

Слайд №1

Добрый день, мои дорогие ребята! Я уже успел соскучиться по вам. А вы?

Вы помните, о чём мы договаривались?

Верно. Мне очень хочется послушать, что нового вы узнали. Ну, кто из вас самый смелый? Кто первым расскажет свою историю?

И мы скучали!

Мы должны были подготовить рассказы о детях, которые воевали рядом со взрослыми и назывались «сынами и дочерьми полка»

Основная часть.

Цель:

Познакомить детей с событиями военной поры посредством пересказа полученной информации

Слайд №2,3,4

Слайд №5,6,7,8,9

Видео

Слайд № 10,11,12,13,14

Рассказы о «сынах и дочерях пока».

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери.

Сын полка ( Дочь полка ) - ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни . Он может быть зачислен в списочный состав воинского и поставлен там на довольствие или же такие дети «…содержались в за счёт основного состава, и сведения о них, как правило, не отражались в учётной документации» . Термин получил широкое распространение в в годы .

Володя Тарновский

На фотографии запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага. Это 15-летний Володя Тарновский, который попал в действующую армию в 1943 году, когда советские войска освободили его родной Славянск. Председатель сельсовета рассказал о мальчике капитану стрелковой бригады, и тот предложил Володе пойти в армию.

Сначала он был обычным посыльным, но вскоре стал ходить на боевые задания вместе со старшими товарищами.

Свою первую награду Володя Тарновский получил за форсирование Днепра и спасение офицера. В 14-летнем возрасте Володя Тарновский стал разведчиком. Медаль "За отвагу" уже ефрейтор Тарновский получил после захвата "языка

После войны Владимир Тарновский закончил школу с золотой медалью, а затем Одесский институт инженеров морского флота.

Валерий Лялин

На флоте сыновей полка называли юнгами. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал в весной 1943 года. Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Капитан запретил юнге участвовать в операции, но он тайно проник на корабль. На подходе к причалам в мотор попали осколки снаряда. Юнга Лялин стал ремонтировать один мотор, в это время заглох и второй. Снаряды рвались, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Десантников высадили и отправились в обратный путь. Капитан а ранили, его место в рубке занял юнга Лялин. Он довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту.

Сережа Алешков (Алешкин)

Одним из самых юных бойцов в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата Летом 1942 года в деревню пришли немцы, и партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа споткнулся и запутался в кустах, его нашли разведчики. Майор Михаил Воробьев забрал мальчика с собой и стал для него вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу.

Мальчика в полку полюбили, одели, обули – найти сапоги 30-го размера в действующей армии – задача не из легких! Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Серёжа участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира, взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, но понял, что не справится, под бомбежкой побежал за подмогой. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и рыдал… Как-то на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

Валя Таран

13-летняя санитарка уже на территории Германии спасла от взрыва госпиталь в городе Бернау. Она вовремя заметила заложенную взрывчатку. А начала служить санитаркой Валя еще в 10-летнем возрасте, в Керчи.

Мария Щербак

14-летняя пулеметчица так и вообще воевала на равных со всеми.

Александр Колесников

12-летний мальчик, сбежавший на фронт в 1943 году, стал разведчиком в танковой роте, неоднократно пробирался в тыл врага со специальными заданиями. Он сумел отыскать замаскированную железнодорожную ветку, по которой гитлеровцы поставляли технику и боеприпасы, и обозначить ее условными знаками для наших бомбардировщиков. А уже на обратном пути пробрался в немецкий поезд и прямо на ходу заложил в него взрывчатку, успев спрыгнуть в последний момент. Поезд, нагруженный боеприпасами, взлетел на воздух вместе с мостом.

Ребята, так рассказали нам о «сынах и дочерях полка» люди, воевавшие с ними рядом. А вот писатели и поэты рассказали нам о них в своих книгах, стихах и фильмах. Например, Валентин Катаев написал прекрасную повесть «Сын полка», по ней сняли фильм; а поэты Александр Твардовский и Сергей Михалков написали стихи.

Десятилетний человек С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

А второе стихотворение мы послушаем в исполнении школьника.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о понятии «сыны и дочери полка», литература и искусство о «сынах и дочерях полка»

Ну, вот мы и закончили сегодняшний классный час. Скажите, можно ли назвать героями этих ребят? Почему?

А как вы думаете, они получали награды тоже как взрослые или у них были детские награды?

В следующий раз я расскажу вам о наградах. Какие они бывают и за что их дают. А кроме того вы узнаете, что наградить можно не только человека!

Да, они герои. Они воевали вместе со взрослыми и как взрослые.

Наверное, как у взрослых.

Военные награды.

Цели и задачи:

1.Дать представление о наградах.

2. Знакомство с героями-людьми и городами-героями.

3.Воспитывать чувство гордости за подвиги во время войны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала, проверить ранее изученное.

Добрый день, дорогие мои друзья! Вот я и снова к вам зашёл, как и обещал. Прошлый раз я вам рассказал… А о ком я вам рассказал, напомните!

Точно! Не буду спрашивать их имена, а вот спросить, что они делали, очень хочется.

А вы помните, награждали их или нет?

Помните, чем их награждали? Коробкой конфет? Новой рубашкой? Обувью?

Молодцы! Сегодня я вам расскажу, какие награды Родина давала своим самым смелым бойцам, и кто ещё получал награды, кроме людей.

О сынах и дочерях полка.

Они помогали взрослым сражаться с немцами, ходили в разведку, взрывали военную технику.

Награждали.

Медалями и орденами.

Основная часть.

Цель:

Рассказать о наградах, о тех, кого награждали, за что; города-герои.

Слайд №1-16

Слушайте, мои любознательные друзья.

Во время войны люди совершали множество подвигов. Подвиг – это такое дело, которое не всегда можно сделать, потому что не умеем, потому что страшно, потому что хочется остаться живым. Но были люди, которые не задумывались о страхе, о смерти. Они понимали, что могут это сделать и делали. Кто-то оставался живым, кто-то умирал. Вот за такие подвиги и были им даны награды: медали и ордена.

Посмотрите, какие они разные. И дело не в том, что одни красивее других, дело в том, за какой подвиг они выданы.

Например: подвиг Алексея Демьяновского .

Это был 1942-й. Алексей помогал пулеметчику: подносил патроны, следил за обстановкой. Ему было 17. И это был его первый бой. В этом же бою пулеметчика сразил немецкий снайпер. Алексея поставили первым номером, дали солдата вторым номером, и солдат стрелял дальше. Чаще всего, если человек участвует в боях близко к противнику, больше трех суток он там не продержится. Алексею удалось продержаться, его тяжело ранило в ногу. Оттуда отправили в госпиталь. За то, что продержался, за то, что сдерживал противника, он и получил свою медаль «За отвагу».

Гвардии техник-лейтенант Алексей Аганичев бесперебойно снабжал дивизион боеприпасами. В период зимних боев 1942-43 года тов. В бою вел себя смело и решительно. 17.08.43 года Аганичев доставлял боеприпасы в пункт назначения, его колонна подверглась сильному артиллерийскому обстрелу противника, в результате чего была выведена осколками снаряда одна автомашина. Но Аганичев взял машину на буксир, вывел с района обстрела и своевременно доставил боеприпасы на, что дало возможность своевременно отразить контратаки противника.
Алексей создал с шоферов своего взвода ремонтную бригаду и своевременно производит ремонт и восстановление автотранспорта.
За бесперебойную доставку боеприпасов на огневые позиции, за содержание автотранспорта в боевой готовности, за храбрость в бою Алексей Аганичев удостоен правительственной награды - ордена "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".

Но я вам сказал, что не только люди удостаивались наград, но и …

Давайте-ка вспомним, как называлась крепость, которая в самом начале войны не желала сдаваться врагу.

Верно. Молодцы! Так вот, именно Брестская крепость получила звание «крепость-герой».

Давайте посмотрим в таблицу, на которой записаны все города-герои.

1 .Ленинград (ныне )

В каждом из этих городов-героев есть музеи боевой славы. Но это – тема нашего следующего классного часа.

Брестская крепость.

Рефлексия.

Цель:

Запомнить, за что люди получают награды, какие они бывают.

Слайд №17

Ну, мои дорогие, скажите-ка мне, чем награждали людей за подвиг во время войны?

Могут ли получать награды не люди?

Медалями и орденами.

Да. У нас есть города-герои и крепость-герой Брест.

Память.

Цели и задачи:

1.Объединить все знания о войне, полученные на классных часах.

2. Вспомнить, кто сражался во время войны; какие награды получал.

3. Воспитывать чувство уважения к ветеранам войны, гордость на наш народ.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Стимулировать желание вспомнить материал, полученный на предыдущих классных часах.

Слайд №1,2

Здравствуйте, ребята!

Иван Иванович сегодня не пришёл. Он уже довольно старый человек, прошёл всю войну, теперь часто болеет. Но он прислал вам очень необычное письмо. Я его вам сейчас прочитаю:

« Дорогие ребята!

Мне было очень приятно встречаться с вами всё это время. Я старался рассказывать вам только правду. Надеюсь, что вы сможете ответить на вопросы, которые сейчас вам будут задавать.

Желаю успехов в учёбе, мирной жизни, хорошего настроения.

Ваш Иван Иванович»

Обучающиеся слушают письмо.

Основная часть.

Цель:

Повторить изученное, закрепить знания о войне.

Слайд №3

Ребята,

    я вам буду задавать необычные вопросы. Ответы на них есть на простенках, на партах, на иллюстрациях.

    мы посмотрим мультфильм и попробуем определить, кто какую награду получит

    на заготовках создадим награду для Ивана Ивановича.

Готовы?

    Когда началась война

    С кем мы воевали

    Подвиг – это плохой поступок или очень хороший

    Выберите, кто был на войне: «дедушка полка, сын полка, мама полка, дочь полка»

    Посмотрите на картинку и скажите, какой город защищают солдаты

    Что могли делать на войне дети: плакать, смеяться, взрывать поезда, ходить в разведку, рисовать картинки

    Что давали за подвиг: буханку хлеба, орден, отпуск, медаль, пять в тетрадь.

А теперь будем смотреть мультфильм «Партизанская Снегурочка».

Кого и чем мы могли бы наградить?

Да.

Девочку. За смелость. Орденом и медалью.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания через рисование медали, ордена.

Определить, какие чувства возникают при прослушивании этой информации и рисовании.

Слайд № 4,5,6,7,8

А теперь вы мне скажете, какое у вас настроение после встреч с Иваном Ивановичем?

Интересны вам были сведения, которыми он с вами поделился?

Какие чувства вы испытываете:

    хочется плакать

    гордость за наших солдат

    уважение к ветеранам

А сейчас я вам предлагаю нарисовать орден нашему ветерану. Шаблон я вам приготовила. А что вы нарисуете в центре – это только ваша задумка.

(Эту работу можно дать на дом, собрать готовые рисунки, организовать выставку и написать коллективное письмо ветерану со словами благодарности)

Нам он понравился, мы его ждали.

Он очень интересно рассказывал.

Гордость за наших солдат

Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждения

Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»

Классный час

На тему: Но разве о войне мечтали дети?

Выполнила:

Студентка группы 2 «А»

Власова Анастасия

Шахты, 2015

Технологическая карта

Тема: «70 лет спустя»

Дата: 08. 04. 2015 г.

Место проведения: МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина. 2 «А» класс

Формирование патриотического воспитания младших школьников.

Вызывать интерес у младших школьников к военным хроникам своей семьи.

Планируемые результаты:

Заинтересовать детей данной темой, чтобы у каждого остались мысли, заставляющие переосмыслить свое поведение.

Метапредметные:

А) познавательные: дети постепенно узнают о маленьких ребятах, которые отдавали жизни за Родину

Б) коммуникативные: в процессе беседы дети смогут проявить свои лидерские качества, а также навыки общения, беседы, выслушать мнение других, согласиться с ним или не согласиться.

Форма проведения: беседа

Форма воспитания: коллективная

Методы воспитания:

Методы формирования сознания: беседа, дискуссия, рассказ

Методы формирования деятельности и опыта: игра

Методы стимулирования: соревнование

Средства воспитания: поощрение, дискуссия

Образовательные ресурсы:

Но разве о войне мечтали дети?

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о важной теме для нашей страны. Узнаете вы ее, прослушая небольшое стихотворение.

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Как вы думаете о чем это стихотворение?

Верно, на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война. (звучит аудиозапись)

В тот далекий летний день люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война. У целого поколения украли детство.

А кто остался в тылу и не пошел на войну? А что такое тыл?

Тыл - Территория воюющей страны вместе с ее населением, лежащая за линией фронта.

Действительно, дети, женщины и старики. Великий писатель Александр Твардовский говорил: «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». За первые дни войны дети повзрослели, заменив на заводах своих матерей или отцов. Вспомните, чем вы занимаетесь, когда приходите со школы?

Верно, вы играете в компьютеры, гуляете на улице, помогаете родителям, а 70 лет назад ваши ровесники думали о том, как бы выжить, добыть еду.

Посмотрите на эту фотографию, как вы думаете, что на ней изображено? На ней мать провожает своего сына на фронт. Заметьте, он уже взрослый парень, а ведь были совсем маленькие дети, как вы, которые сражались на полях, помогали нашим партизанам и перебинтовывали тяжелые раны солдатские.

Сохранилось множество писем - треугольников, написанных бедными матерями, которые вынуждены были провожать на фронт не только своих мужей…

«Дорогой сынок, Славочка! Вот уже второй год пошёл с того дня, как ты по своему добровольному желанию оставил нас и ушёл на фронт. С той поры нет дня, чтобы я не думала о тебе и не плакала. Ты же знаешь, сынок, что я теперь осталась совсем одна. Отец воюет где - то под Ленинградом, пишет, что был ранен, полтора месяца лежал в госпитале, а теперь вернулся в свою часть. Как ты там живёшь, как воюешь, родной сыночек? Очень прошу тебя, Славик: выполни одну - единственную просьбу матери: береги себя. Ты ведь совсем ещё ребёнок! Не кидайся первым навстречу смерти, будь осторожным. Знай, что я не переживу твоей гибели. Пиши мне почаще, милый мой мальчик. Я тебя целую тысячу раз. Твоя мама».

На второй фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

Представьте себе, как тяжело приходилось этим маленьким ручкам поворачивать огромные рычаги.

Сейчас, мне бы хотелось, чтобы вы больше узнали о маленьких-пионерах героях, подвиги которых не забыты до сих пор. И вы, дорогие ребята, должны знать их, знать, благодаря кому мы сейчас живем и не боимся таких же ужасных событий. Леня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами.

Не снилось ему, что о подвиге этом
На утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая -
Награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая,
На Лёньку равненье возьмут.

Зина Портнова ходила в разведку, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет…. Но, жёлтая, как воск, она молчала.

Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал врагов, переодетых в форму русских солдат, и сообщил о них пограничникам. Марат был разведчиком. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.

Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машины врагов. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь фашистов со ставкой Гитлера. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

Всем четверым присвоино звание героев Советского Союза. Наших юных героев называли и называют по сей день Сыновьями полков. И это, ребята, далеко не все герои-пионеры нашей страны. О них можно говорить бесконечно. Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает. Ребята, скажите пожалуйста, что может вас расстроить, заставить плакать?

А этих мальчиков и девочек война разучила плакать, они видели, как погибали их братья и сестры, их друзья. Некоторые из этих детей, живы до сих пор. Мы называем их достойным словом - ветераны. Они всё также улыбаются, любят и верят, что войны никогда больше не будет на свете.

Сейчас мы живем в такое время, когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 70 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...
Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а те, кто не попадали ни туда ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым!
Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо!!!
Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза! Это звание получили не все взрослые, а дети в таком то возрасте!Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!
Мы должны понимать, что чувствовали дети во время войны и насколько нам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, мы должны понимать, как повезло нам, не знающим, что такое война.
Мы не знаем, каково вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...
Нам не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько ещё дней...
Мы благодарны тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово "война" .

Но, к великому сожалению, страшные события происходит и сейчас. Совсем рядом с нами. Вы догадываетесь о чем я говорю? Конечно же, ужасные события происходят в Украине, где дети точно также теряют свое детство. Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы всегда помнили, благодаря кому мы живем, чтобы вы наслаждались каждой счастливой минуты, не ругались друг с другом, помогали друг другу. Да, ребята, я разговариваю с вами, как уже с совсем взрослыми. И если вы знаете бабушек и дедушек, которые воевали, может это ваши родственники, а, быть может, соседи, в этот светлый праздник победы скажите им «СПАСИБО».

А сейчас, я предлагаю вам разгадать маленький кроссворд.

Как можно назвать поступок солдата, совершенный за Родину?

Продолжите фразу «Великая отечественная…»

Кому мы дарим цветы и говорим спасибо в День Победы?

Солдат, тайно достающий сведения

Чего ждали матери от своих сыновей и мужей с фронта?

Посмотрите, какое слово у нас получилось? Правильно, ПОБЕДА!

Молодцы ребята! На этом наш классный час закончен, спасибо вам за внимание и активное участие!

Работа участвует во Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку «Классный час»

Классный час в начальной школе "Они сражались за Родину"

"Они сражались за Родину. Подвиг семьи Степановых" - классный час в начальной школе.

70-летию Великой Победы посвящается.


Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории.
Цель: знакомство с семьёй Степановых.
Задачи:
пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;
развивать у учащихся умение слушать предложенный материал классного часа, умение осмыслить его и выделить главную мысль.
воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к Родине, своему народу;
накапливать исторические факты о подвигах русского народа, защите своего Отечества.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, фотографии семьи Степановых, цветы, фонограмма песни «Вставай, страна огромная…», запись - стук сердца, хронометр.
Описание: данный классный час приурочен к празднованию 70-летия Великой Победы и может быть использован педагогами как начальной, так и старшей школы.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово учителя.


- Великая наша Родина - земля Русская! Ты удивляешь и радуешь нас своими красотами: и реками, и озёрами, городами и сёлами, лесами и горами, равнинами и полями. Всё есть у тебя!
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет, ничего, дороже Отчизны
Именно Защитникам Отечества и посвящен наш сегодняшний классный час.


2. Основная часть.
Учитель.
9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы.


А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Последним мирным днём 1941 года была суббота 22 июня. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…


Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, свой выпускной бал.
Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».


Ученик 1. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов за 1418 дней. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость, любовь, труд…
Ученик 2. Тысячи и тысячи боевых подвигов совершили наши люди на фронте и в тылу. Об этих подвигах надо помнить всегда.
Учитель. Героическая судьба семьи Степановых – один из ярчайших примеров верного служения народу, символ массового героизма и стойкости советских людей.
Подвиг братьев Степановых велик.


Судьба этой семьи поистине удивительна. Это была крестьянская семья, вырастившая 9 сыновей. И все они отдали свои жизни за свободу и счастье Родины. Один погиб ещё на заре Советской власти, замученный белогвардейцами. Второй пал на Халхин-Голе, выполняя свой воинский интернациональный долг. Остальные, не жалея жизни, сражались с фашистами в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Ушли сыновья на войну…


Всех своих сыновей Епистиния Фёдоровна Степанова запомнила уходящими. Ушли в бессмертие.
3.Чтение строк из писем братьев Степановых.


Ученик 3.
Вначале приходили письма: «Крепко бьём фашистских гадов…», «Даём фрицам перцу!», «Береги себя, мама!»…
«…Шлю я Вам красноармейский горячий привет. Я за Вас буду стойко защищать нашу необъятную Родину!» (Филипп).
«…Если суждено будет погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей…» (Александр).
«…Не плачь, мама, не убивайся, ты должна гордиться своими сыновьями» (Иван).
В одном из писем с фронта Иван прислал матери стихи:
Чтец. Помню, мама, детство наше
В далёком хуторе глухом,
Как мы делили горе наше
Над речкой в домике своём.
Семью весёлую, большую,
Друзей, соседей полон дом,
Баян и скрипку удалую,
Их нежный звон и патефон.
Я детство наше не забуду,
Его счастливые времена
И долго-долго помнить буду
Тебя я, мама, ты у нас одна…»
Ученик 4. Послушайте строки из воспоминаний о том, как ждала мать своих сыновей


Учитель. А потом стали приходить «похоронки» (включается запись- стук сердца)

На Павла, Филиппа, Илью…
«Ваш сын пал смертью храбрых в бою за честь и независимость нашей Родины».
Александр расстрелян белогвардейцами в возрасте 17 лет.
Фёдор погиб в бою с японскими захватчиками на Халхин-Голе в возрасте 27 лет.
Василий 2 ноября 1943 года во время выполнения задания командования партизанского отряда «За Родину» был схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он держался стойко. Через 2 недели он был расстрелян гитлеровцами на окраине г. Никополя в возрасте 35 лет.
Павел пропал без вести на Брянском фронте в возрасте 23 лет.
Илья погиб в танковом бою на Курской дуге в возрасте 26 лет.
Иван расстрелян гитлеровцами в возрасте 28 лет.
Александр - Герой Советского Союза. Погиб в боях на Днепре в возрасте 20 лет.
Филипп замучен в фашистском концлагере в 35 лет.
Николай умер от ран, полученных на фронте в возрасте 60 лет.


За героизм и мужество они были отмечены наградами Родины, а младший посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.


Ученик 5 В городе Тимашевске Краснодарского края стоит памятник удивительной женщине-матери, которая выростила таких мужественных и сильных сыновей. И имя этой женщины - Епистиния Степанова.


Каждый год люди, которым не безразлична судьба всей нашей Родины несут цветы, подарки и свечи к памятнику, чтобы ещё раз почтить память этой удивительной женщины и её сыновей.
Ученик 6. 20 миллионов жизней, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
Чтец.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчания. Хронометр)
Учитель
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было!