МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА МИНИШТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Квест «Жизнь и творчество Назара Наджми »

Мероприятие разработала

учитель начальных классов

МБОУ СОШ сМиништы

Хамадиева Рита Ульфатовна

2018 год.

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Назара Наджми.

Квест «Жизнь и творчество Назара Наджми»

Цели: Систематизация знаний по жизни и творчеству Н.Наджми; воспитание интереса к жизненному пути поэта; через произведения поэта воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

Ход мероприятия

Мероприятие начинается с показа презентации « Назар Наджми» с музыкальным сопровождением «Юкка тугелдер».

Ведущий 1. В стихах моих, наверно, оттого

Так много родников и рек немало.

И песни все народа моего

У вод земли моей берут начало.

Это строки из стихотворения Назара Наджми, нашего земляка и односельчанина выдающегося мастера слова, Народного поэта Республики Башкортостан, Лауреата государственных премий имени Салавата Юлаева и Российской Федерации имени Максима Горького - нашего земляка Назара Наджми.

Ведущий 2.

Упорство и талант, исключительная требовательность к себе и неутомимые искания – вот характерные черты поэзи и Назара Наджми. Он настоящий сын советского времени, лишь на несколько месяцев он моложе Октябрьской зари. Поэт рос вместе со страной, стал ее вдохновителем,певцом родного края.

Ведущий1.

Наше мероприятие посвящается творчеству нашего великого земляка Назара Наджми.

5 февраля 2018 года Назару Наджми исполнилось бы 100 лет. Без творчество Назара Наджми невозможно представить современную башкирскую литературу и культуру.

Ведущий 2

И встреча наша сегодня будет не совсем обычной. Трем командам предстоит пройти 7 этапов квеста, посвященного жизни и творчеству нашего земляка. Команды отправляются из школы на разные пункты. Вы получите маршрутные листы с указанием названия этапа. На каждом этапе по 5 заданий. Время нахождения на этапе ограничено, оно составляет от5 до 10 минут. Название этапа тоже зашифровано.На каждом этапе вас ждут педагоги с приготовленными заданиями. Вас, ребята ждут самые разные задания, для выполнения которых понадобятся знание биографии поэта, знание его творческого пути.

А еще вам нужно будет проявить смекалку и проявить ваши творческие способности.

(команды на этапы отправляются по очереди,в разные пункты. Команды на пунктах не должны встречаться)

1 этап .Это здание открыли в сентябре 2008 года (Дом –музей Назара Наджми).

«Песни на стихи Н.Наджми»

1. Самая известная песня На стихи Н.Наджми про войну.(Котелогым).

2.Песня,в которой поется о красоте географического объекта.(Кандавлытау –гора Кандавыл.)

3.Песня,в которой воспевается красота столицы.(Уфимские липы).

4.Из какой песни эти строки:

Ты – теченье моей жизни Ты – моя печаль Ты – мой мир радости Мои потери и находки Ты – моя печаль.(Зимний романс).

5.Соберите текст песни.(Слова песни в разрезе)


Не старятся моря,
А годы всё летят,
Но тысячью огней сердца горят.
И липы над Уфой
Пусть вспомнят о нас с тобой,
Когда в цветы оденутся весной.(Уфимские липы).



После прохождения этапа команда отправляется на следующий этап по усмотрению ведущего на этапе.

II ЭТАП.

Этот дом не простой:
В нем живут бок о бок
И Кощей, и царь Гвидон.
А на соседней с ними полке
Живут, не тужат и, кстати,
В доме этом они дружат,
Волк и семеро козлят.
И всегда в гости ждут
Они ребят!(Библиотека.Сельская библиотека)

«Назар Наджми –драматург»

1.Назовите названия драматических произведений Н.Наджми.("Весенняя песня”, "Прощай, Хайруш” «Парень остается парнем», "Незваный гость”, "У соседей-гость”, "Друг-гармонист”, "Дуга с колокольчиками” .)

2.Назовите произведения написанные в жанре комедии.(«Парень остается парнем», "Прощай, Хайруш”).

3. Премьера этого спектакля состоялась 28 февраля 1978 года.(Трагедия «Дуга с колокольчиками»).

4.Из какого драматического произведения эти герои?Хайрулла,Бибинур,Газиза,Тимер,Хамдия,Миннибай.(Прощай,Хайруш!)

5.Эта пьеса о парне –пастухе, который очень любил петь.(«Весенняя песня»)

III ЭТАП.

«Награды»

Немного территории занимает он,

В школе нашей расположен.

Там история нашего села

От создания и до наших дней.(Школьный музей).

1.За какие сборники Н.Наджми получил премию имени Максима Горького?(«Послание другу», «Дыхание», «Тарафлар»)

3.В каком году Н.Наджми присвоили звание «Народный поэт Республики Башкортостан?(1992 год).

4.Назовите какми орденами награжден поэт ?(орден Октябрьской революции (1978),два ордена Отечественной войны 2-й степени (07.06.1945; 11.03.1985),два ордена Трудового Красного Знамени (1955; 11.03.1968),орден Красной Звезды (19.02.1945),орден Почёта России (1999))

5.Лауреаты премии имени Н.Наджми.Назовите некоторых.(И.Газетдинова,Радик Динахметов,Мударис Мурзаханов и др.)

IV ЭТАП

«Назар Наджми поэт»(этап кабинет башкирского языка и

литературы).

В этом кабинете много таблиц на государственном языке РБ.

1.Как называется первый сборник стихов поэта?(«Капельки» 1950 год)

2. Как называется последний сборник стихов, вышедший при жизни поэта.(Ак чишма).

3.Название сборника,изданного 1955 году?(Волны).

4.Назовите стихотворение поэта.

Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица…(Березы).

5.Прочтите каждый стихотворение Н.Наджми.

V ЭТАП

«Жизненный путь поэта»

В этом кабинете организуются выставки,посвященные творчеству многих поэтов и писателей(школьная библиотека)

1.Когда и где роился поэт(с.Миништы Дюртюлинского района РБ,5 февраля 1918 года).

2.Редактором какого журнала работал Н.Наджми 1955-1959 годах.(Журнал «Хэнэк).

3.Произведения каких русских писателей поэт переводил?(А.С.Пушкин,М.Ю.Лермонтов,Н.Некрасов,К Кулиев.)

4.Назовите прозвище поэта и почему он получил такое прозвище?(Шадра пэри).

5.Какими талантами обладал Н.Наджми?(Хорошо играл на музыкальных инструментах,очень красиво пел.)

VI ЭТАП

«Близкие люди поэта»

Культурный центр нашего села.(Сельский клуб)

1.Как звали маму поэта?(Галима)

2. «Баллада про песню» кому посвящена?(Другу, погибшему на фронте Малику Харису).

3.Кому посвящена поэма «Урал»?(Кураисту Ишмулле Дильмухаметову).

4.В честь кого поэта назвали Хабибназар и кто назвал?(Поэта Хабаибназаром назвал папа,в честь своего фронтового товарища).

5.В память о ком поэт написал стихотворение «Миляш»?(В память о родном брате Гиляже).

VII ЭТАП

«Родная деревня в жизни поэта»

(Родник Хаким).

С каким родником связана жизнь поэта. На этот родник он часто ходил с мамой когда был маленьким .

1.Откуда эти строки?

И когда Бог весть о чем сгрустится,

И душа теснится, боль тая,

Я за песнями в свои края

Прихожу...(отрывок из поэмы «Ворота»

2.Собери стихотворение. И назови произведение.(слова стихотворения в разрезе)

Первым вздохом, первым плачем,

Материнским молоком,

Ты живешь во мне горячим

Жарким пламенем с дымком...

Без тебя мы мало значим,

Отчий дом, отчий дом..("Одиннадцать песен о друге" баллада)

3.Когда написаны эти строки?

Если жив я останусь, к тебе я вернусь,

Лишь к тебе, мой любимый Урал,
Без родных берегов Ак-Идели томлюсь,

Сколько лет я о них тосковал!

О мой город Уфа, я клянусь, что вернусь

Лишь к тебе! Так тебя я люблю,

Что и камням твоим, как родным, поклонюсь,

Подымаясь на гору твою...(1944 году).

4.Назовите композитора,который написал музыку к стихотворению «Наша деревня Миништы».(Масалим Валеев).

5.Исполните одну из песен на стихи Назара Наджми.

После прохождения всех этапов команды собираются в школе. Подсчитываются баллы и проводится награждение участников. Мероприятие заканчивается коллективным исполнением песни «Юкка тугел,юкка тугелдер».

Наджми Назар

НАДЖМИ Назар (наст. Назмутдинов Назар Назмутдинович; 5.2.1918, д.Минлиштино Бирского уезда Уфимской губернии, ныне с.Миништы Дюртюлинского района РБ, - 6.9.1999, Уфа, похоронен на родине), поэт. Народный поэт РБ (1993). Член Союза писателей РБ (1951). Участник Великой Отечественной войны. После окончания Баш­кирского педагогического института им. К.А.Тимирязева (1947) сотрудник газеты “Кызыл Башкортостан”, ж.“Әҙәби Башҡортостан” (см. “Агидель”), с 1954 директор БАТД, с 1955 редактор ж.“Хэнэк”, с 1959 ответственный секретарь, в 1962-68 председатель правления СП БАССР. Первая книга стихов “Тамсылар” (“Капельки”) вышла в 1950. Для поэзии Н.Наджми характерны драматический накал, сочетающийся с тонким лиризмом, яркая образность. В творчестве Наджми значительное место занимает военная тематика (стих. “Ҡанатлы ҡыҙ” - “Крылатая девушка”, “Иҫән ҡалһам” - “Если останусь в живых”, “Роза сәскәһе” - “Роза”, все - 1944; поэмы “Әсә” - “Мать”, 1948; “Ҡайындар” - “Берёзы”, 1959; “Күлдәк” - “Рубашка”, 1970 и др.). В основе поэм “Шағир һәм шаһ” (1969-70; “Поэт и шах”), “Иблес” (1973-76; “Дьявол”) и др. - размышления о смысле жизни, о роли человека в обществе, его нравственных устоях. Поэма “Урал” (1976) посвящена И.И.Дильмухаметову. Перу Наджми принадлежат драмы “Яҙғы йыр” (“Весенняя песня”), “Ҡыңғыраулы дуға” (“Дуга с колокольчиками”), комедии “Хуш, Хәйрүш” (“Прощай, Хайруш”), “Егет егетлеген итә” (“Парень остаётся парнем”) и другие, отражающие нравственные и социальные проблемы современности. Автор поэтических сборников “Ҡарҙар яуа” (1971; “Снега идут”), “Тарафтар” (1980; “Стороны”), “Атай йорто” (1988; “Отчий дом”) и др., литературно-критических и публицистических книг. “Яҡтылыҡ юғарынан төшә” (1972; “Свет падает сверху”), “Кем уйлаған” (1983; “Кто бы мог подумать”), “Күңел сәхифәләре” (1999; “Страницы души”). Произведения Наджми переведены на русский (Я.А.Козловским, Е.М.Николаевской, И.А.Снеговой и др.), украинский, азербайджанский, якутский языки. Перевёл на башкирский язык произведения Р.Г.Гамзатова, К.Ш.Кулиева, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.С.Пушкина и др. Пьесы Наджми ставились в театрах республики. На стихи Н. З.Г.Исмагиловым, Ш.З.Кульборисовым, Н.Г.Сабитовым, Р.М.Хасановым и другими композиторами написаны песни. Депутат ВС БАССР 6-7‑го созывов. Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.Горького (1982), пр. БАССР им. Салавата Юлаева (1972). Награждён орденами Октябрьской Революции (1978), Отечественной войны 1‑й (1985) и 2‑й (1945) степени, Трудового Красного Знамени (1955, 1968), Красной Звезды (1945), орденом Почёта (1999). В родной деревне открыт дом-музей поэта; учреждена премия его имени. Именем Н.Наджми названы улица и башкирская гимназия в г.Дюртюли, сквер, где ему установлен памятник, в Дюртюлинском районе - СПК; в Уфе на доме, где жил поэт, установлена мемориальная доска, в родной деревне - мемориал на могиле.

Назар Наджми (Нажметдинов Назар Нажметдинович) родился 5 февраля 1918 года в деревне Миниште Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Дюртюлинский район). Примечателен путь мальчишки из бедной крестьянской семьи в большую литературу. Он чем-то похож, но чем-то и не похож на путь его сверстников. Получив семилетнее образование в обыкно­венной сельской школе, юноша Назар покидает родную деревню Миништы, что на живописнейшем берегу красавицы Агидели, и приезжает в Уфу. Здесь он поступает на рабфак, после окончания которого становится студентом литературного факультета Баш­кирского педагогического института.

Назар заканчивал третий курс института, когда грянула война. И вскоре начинающий поэт надевает солдатскую гимнастерку, оставив на время студенческую скамью. Закончить же вуз суждено было ему лишь после Победы. Но война не прошла для него бес­следно. Она послужила суровой школой возмужания, школой по­знания жизни. Позднее, пройдя по долгим и пыльным, трудным и горьким, но победным дорогам войны, поэт Назар Наджми скажет в стихотворении «Желание»:

Творчество – солдатская дорога
Пусть же служит песнь моя стране
Так же честно, безотказно, строго,
Как служила гимнастерка мне (Перевод К Ваншенкина)

Но это – потом, после войны. Во время же войны Назару Над­жми было не до стихов. В первые дни войны он выступает по баш­кирскому радио со стихотворением «Фашизм разлетится в прах». Но вскоре, оказавшись вдали от родных мест, замолкает. Около четырех лет продолжалось такое состояние души. Лишь в конце войны он пишет 17 стихотворений, которые обычно даются в его -сборниках под названием «Из фронтовой тетради». Стихи, зани­мающие заметное место в творческой биографии поэта и свиде­тельствующие о том, что именно в них начинается Назар Наджми -вырисовывание его собственного поэтического лица и формирование собственного стиля. Если выразиться словами самого поэта, период войны был для него временем обретения способности удивляться и постепенного наполнения души.

После окончания института он долгие годы работал в респуб­ликанских газетах и журналах, в качестве специального коррес­пондента ездил по городам и весям родного Башкортостана, встре­чался с интересными людьми, собственными глазами видел и изу­чал созидательный труд земляков, писал о них волнующие очерки, рассказы, стихи. И к тому времени, когда вышел первый сборник, автору его перевалило уже за 30 лет.

Творческая судьба Назара Наджми его складывалась не совсем обычно – не так, как у других. В эссе – обращении к известной башкирской поэтессе Фаузие Рахимгуловой он говорит, что им не удалось вспыхнуть внезапно и гореть ярким пламенем, а пришлось мучительно долго, почти ощупью карабкаться по неизведанным тропам литературы.

Мысль о затяжном характере выхода на литературную арену мелькает и в отдельных стихотворениях Назара Наджми, которые, можно утверждать, составляют его лирическую биографию. В сти­хотворении «Все с опозданием пришло ко мне…», например, поэт с присущей ему откровенностью признается:

Я до конца еще не разрешил
Загадку жизни и ее дороги…
Куда б ни шел я, как бы не спешил -
Всегда подолгу мешкал на пороге.
Как будто цели я достиг вполне,
Но жду чего-то, тороплюсь куда-то.
Все с опозданием пришло ко мне:
Знать, родился на свет я рановато.

Читая Назара Наджми, нередко приходится встречаться с по­добного рода откровениями («Вы удивлялись», «Года все идут…», «Печали, к моим вы стремитесь воротам…»):

О, что б я ни делал, мне все не хватает чего-то,
Не все получается в жизни моей, как хочу…
Ухабы, колдобины, рытвины и повороты -
Грохочет телега, которую трудно тащу…
Не все получается в жизни моей, как хочу

На первый взгляд может показаться, что от таких строк веет грустью, тоской, неудовлетворенностью поэта своей творческой судьбой. Но кажущееся недовольство Назара Наджми самим со­бою – это, скорее всего, мера взыскательности поэта к своему творчеству, результат годами выработавшейся и окончательно сложившейся привычки открыто, без утайки говорить читателю о том, что он думает.

Однако это вовсе не значит, что лирика Назара Наджми носит чисто интимный характер. Согретая душевной теплотой, она за­частую выходит далеко за пределы личных переживаний поэта.

Лирика Назара Наджми беспристрастна, лишена внешней нази­дательности, голых нравоучительных наставлений. В ней не най­дешь и следа oт любования ложной красивостью. Поэт видит жизнь во всей ее сложности и многообразии. Он стремится лично, всем существом своим понять окружающий мир и поэтически ос­мыслить закономерности его движения, разгадать тайны индиви­дуального бытия человека. Своеобразную поэтическую интерпре­тацию философии обыденной жизни представляет собой «Отцов­ское слово». Стихотворение это построено в форме прямой речи -поэт как бы без изменений передает слова отца, которыми он, «су­дача о движении бренных годин», напутствовал своего сына. Сколько народной мудрости заключено в этих словах! Отец при­зывает сына всегда быть достойным своих целей, не впадать в ду­шевный недуг и запомнить, «что тысячеслоен мир», который мы видим вокруг.

Или вот обратим внимание еще на одно поэтическое создание Наджми – стихотворение «Узел». По объему это совсем небольшое произведение – состоит из 16 строк. Но до чего глубока и емка мысль, вложенная в него поэтом! Уже первые две строки привле­кают внимание своей лаконичностью и афористичностью:

Если б правду одолела ложь.
Дружба бы пропала ни за грош!

Затем он в немногих словах, но образно говорит о чувстве, ко­торое, как мост, соединяет людей и имя которому – дружба. Но пить этой дружбы, оказывается, «тоньше волоска», «острей меча», потому она требует бережного, осторожного отношения к себе. Главная мысль, которую хотел высказать поэт, заключена в по­следних строках стихотворения:

Правда, сердце в силах иногда
Нить соединить, коль оборвется…
Но всегда при этом -
Вот беда! -
Узел остается…

То, что Назар Наджми - поэт-лирик, поэт самобытный, имею­щий свой собственный голос, – все это несомненно. Его стихи от­личаются певучестью, музыкальностью, близостью к народной поэзии. Отнюдь не случайно, что многие из них положены на му­зыку. Но сегодня для Назара Наджми этих определений уже недостаточно, поскольку они не полностью раскрывают суть его поэтического таланта.

Суть же в том, что в поэзии Н. Наджми еще с конца 60-х годов все сильнее стала прокладывать себе русло философская струя -его лирика все более и более становилась философской. Обычно стихотворения Н. Наджми невелики по объему. Но по характеру мышления и масштабности поэтического образа они нередко вы­растают в широкие обобщения:

Оттого ль, что быстро привыкаем
К счастью – если встретится в пути, -
Радость с гору – мы не замечаем,
Горе с кочку – нам не обойти…
Кочка пред горой… Видна ли взору?
Да какое там!… Но – примечай:
Падаем – споткнувшись не о гору,
А задев за кочку невзначай.

Перевод Е. Николаевской

Назар Наджми много размышляет о нашем бытие, о смысле жизни, о человеке и его месте в обществе. При этом размышления не только свидетельствуют о большом жизненном опыте поэта, но зачастую приобретают философскую окраску. Вот, к примеру, об­разец, где налицо и краткость, и четкость фразы, и одновременно -глубина мысли:

Рождение и смерть – две крайних даты,
А между ними- жизни торжество.
В последний путь, познав всю боль утраты,
Толпой проводим друга своего.
Другой уйдет – и голову в печали
Над ним склоняет целая страна.
А в мир входил - его мы не встречали,
Была с ним рядом только мать одна.

Перевод Я Козловского

Назар Наджми далеко не безразличен к тому, что происходит вокруг. Он живет заботами страны и народа напряженно следит за бурными событиями эпохи, перед которой особенно остро чувст­вует свою ответственность, свой гражданский долг:

А в мире еще – до сих пор -
Тревога живет,
Не смолкая.
Спит дочка моя,
Спит наш двор.
Лишь я только глаз не смыкаю.
И вслушиваюсь в тишину,
И хочется спать да не спится…
Все кажется: если усну,
Вдруг что-нибудь с миром случится!

Перевод Е. Николаевской

В таком же ключе написана поэма-монолог «У колыбели». В ней более крупно, более масштабно отражена динамика времени. Поэт словно бьет тревогу за судьбу мира, человечества. Используя оригинальный художественный прием – диалог между лирическим героем и его отцом, воскресшим в образе яркого пламени, он про­пускает через призму своего личного восприятия огромный поток исторических событий. И при чтении поэмы перед нами проходит целый мир явлений, столь характерных для XX века. «У колы­бели» – гимн Человеку, гимн Разуму, и в то же время – призыв к бдительности.

Поэзия Назара Наджми – плоть от плоти земная. Всем сущест­вом своим она обращена к родной земле, к народу, взрастившему его:

Пусть же я буду забыт тобой,
Проклят тобою, земля,
Если однажды сытой рукой
Хлеб оскверню твой я
Пусть и стихи от меня сбегут,
Мир обратится в склеп.
Если крестьянский забуду труд
Свысока взгляну на хлеб

Перевод И Снеговой

Поэтически ярко и образно идея кровной связи с народом вы­ражена в стихотворении «Сосед по огню». Оно подкупает своей образной мыслью, мягкой интонацией. В основе произведения старинный народный обычай – ходить друг к другу за горячим угольком для разжигания очага. Для поэта огонь и связанный с ним народный обычай – лишь деталь, от которой он отталкивается. Очаг, который в начале стихотворения употреблялся в своем пря­мом значении, в последующих строках постепенно приобретает другой, очень емкий метафорический смысл – сравнивается с ду­шой человека, со всем тем, что отличает живую природу от нежи­вой. Шаг за шагом, отчеканивая фразу и добиваясь предельной точности мысли, в заключительной строфе поэт делает вдруг не­ожиданный поворот, и первоначальный рисунок стиха получает совсем иное очертание:

Я желанье заветное в сердце храню:
Мне такого б огня хоть крупицу!..
Чтоб меня называли сосед по огню,
Чтобы людям ко мне торопиться!

Перевод Е Николаевской

Все же самой оригинальной вещью Назара Наджми в этой се­рии является, наверное, стихотворение «Моё Царское Село». Оригинально уже само название произведения, своеобразно перекли­кающееся с русской классикой. Не менее интересно оно и по со­держанию, по широте замысла и по характеру мышления. Стихо­творение написано в привычной для поэта манере – путем парал­лельного развития двух мотивов, двух линий. В данном случае одна из этих линий связана с идеей о том, что у каждого человека должно быть начало всех начал – дорогие сердцу родные места. Идея эта взята в качестве эпиграфа ко всему произведению. Вторая линия – воспевание родного пристанища, которое по красоте и богатству ничуть не уступает, по мнению поэта, пушкинскому Царскому Селу. Здесь нет золотых царских палат, «но есть золотая земля», золотые люди, золотые поля, на которых растут золотые зерна. Все здесь роскошно и прекрасно: и предгорья, и солнечный сад, и медовые липы, и луга, и «дубравы, прохладные в зной, и лебеди в сини озер, и яркость цветенья весной, и царственный лета убор». И все это дает поэту основание сказать:

Мой край – это щедрость земли,
Богаче он царских богатств,
Какие цари бы смогли
Создать то, что край наш создаст!
Ах, край мой! Здесь каждый – поэт,
Здесь школа – почти что Лицей…

Перевод И Снеговой

Чувство гордости и стойкой приверженности к родной стороне пронизывает и более крупные поэтические произведения Назара Наджми. “Моих стихов один конец живой всегда к земле родимой был привязан”, – заявляет он, например, в поэме «Одиннадцать песен о друге».

Через сложные, даже остродраматические коллизии идея кров­ной связи человека с родной землей, с ее твердо устоявшимися обычаями и вековыми традициями выражена также в поэмах «Дья­вол» и «Урал». Трагична ситуация, в которой очутился герой по­эмы «Урал». Волею судьбы он оторван от родной почвы и живет за океаном. Но кажущееся благополучие его, по сути своей, мнимое: оно не доставляет ему счастья и не приносит успокоения души.

Эстетические взгляды Назара Наджми достаточно четко и рельефно отражаются и в его эпических произведениях. Есть у Назара Наджми поэма, которая целиком и полностью посвящена созданию персонифицированного образа поэта. Это – «Поэт и шах». Основу ее сюжета составляет сказочный мотив, на что наме­кает и сам автор, определив в подзаголовке жанр своего произве­дения как восточную поэму. Но от этого отвлеченно-обобщенный образ поэта ничуть не становится сказочным – он вполне реальный и земной.

Действие поэмы происходит в одном из восточных ханств, во главе которого стоит богатый и грозный властитель – Шах-Жихан. Шах богат, но не столько золотом и бриллиантами, сколько славой -«Над миром гремела она». Славу же принесла ему «птица мудро­сти» – вдохновенное слово. «Слово – нет равных ему. Птичье пе­нье смолкает перед музыкой слов, замирают потоки вдоль всех берегов, затихает шуршанье травинок и рощ…».

Шах знал это, знал «секрет увлекать, укрощать» людей, знал «тайну словами губить и прельщать».

Все бы ничего, если бы вдруг не раскрылась ложь: птица-то мудрости, оказывается, принадлежала не шаху, а поэту непримет­ному. Ложь эту разоблачил поэт, не захотевший дальше раболеп­ствовать перед шахом.

Шах готов простить поэта, если тот снова силу и славу ему от­даст! Но поэт не соглашается: «Сам призвавший себя к ответу», он устраиваем суд над самим собой. «Ведь суда беспощадней нет над поэтом, чем суд поэта». В конце поэмы сообщается, что долго еще жил шах после гибели поэта, «но ни славы, ни счастья не знал».

Путём аллегории Назар Наджми сумел в иносказательной форме передать идею громадного общественно – гражданского и эстетического звучания: поэт – властитель чувств, он – единствен­ный, в чьей власти слово; слово же нужно людям, «чтоб согревало души им, чтоб заполняло ширь».

Участник Великой Отечественной войны, Назар Наджми много и трогательно пишет о войне. Почти все крупные произведения его -«Мать», «Березы», «Мальчик, открывающий ворота», «Баллада о песне», «У колыбели», «Рубашка», «Пожизненная песня», «Две Зулейхи», «Живая кровь» – так или иначе связаны с военной тема­тикой. Одна общая черта объединяет эти вещи – их автобиогра­фичность.

Если содержание баллады «Березы» связано с другом детства, не вернувшимся с поля боя, то в лирической поэме «Мальчик, от­крывающий ворота» автор повествует о себе и своих сверстниках, inai за шагом прошедших через «ворота жизни» и дошедших до Бранденбургских ворот; «Баллада о песне» – посвящение извест­ному башкирскому поэту Малиху Харису, погибшему в Великой Отечественной войне. Проникнутые глубоким лиризмом, стихи убедительны своей жизненностью, образностью; вызывают вос­хищение те люди, судьбы которых дали поэту пищу для размыш­лений и широких обобщений.

Самой свежей и не менее значительной поэмой Назара Наджми из серии о войне является «Живая кровь». Стройная композиция, цельный сюжет, прекрасный язык – безыскусственный, близкий к разговорному, перемежающийся афористичными выражениями, достойными войти в мир мудрых мыслей и изречений. Как и в предыдущих поэмах, война интересует автора не сама по себе -внимание его приковано больше всего к ее последствиям, к тем физическим недугам и душевным ранам, которые она причинила не одному поколению людей и которые дают знать о себе по сей день. Название поэмы имеет весьма емкое значение: и символиче­ское, и метафорическое, и аллегорическое.

Трудно выделить в поэтическом арсенале Назара Наджми ка­кую-либо одну, единственную тему, которая непременно превали­ровала бы над другими. Но при всем разнообразии тематики, про­изведения его едины: им присуща высокая человечность. О чем бы ни писал поэт, он всегда остается верен самому себе, своим раз и навсегда выработанным принципам, своему гражданскому долгу. Стихотворения его пронизаны сыновней любовью к родному краю, искренним и глубоким уважением к людям, для которых превыше всего честность и правдивость, красота души и щедрость сердца, верность в любви и бескорыстие в дружбе. Встречая слав­ный юбилей Назара Наджми – его восьмидесятилетие, с уверенно­стью можно сказать, что многогранное и многокрасочное творче­ство поэта составляет сегодня одну из ярких страниц башкирской поэзии. (По А. Хабирову.)

Назар Наджми (Назмутдинов Хабибназар Назмутдинович) - выдающийся мастер слова, народный поэт Республики Башкортостан, лауреат Государственных премий Российской Федерации имени Максима Горького и Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, премии Республики Татарстан имени Гаяза Исхаки. Он внес неоценимый вклад в развитие башкирской поэзии второй половины XX века, обогатил ее новаторскими чертами и создал целую школу. Академик Г.Б. Хусаинов назвал Назара Наджми одним из самых проницательных и очень взыскательных талантов, знающих и чувствующих цену слова, меру и силу дарования, независимо оттого, в какой области он работает – в поэзии ли, драматургии или публицистике.

Назар Наджми родился 5 февраля 1918 года в деревне Миништы Дюртюлинского района Башкирии в бедной крестьянской семье. Учился сначала в сельской семилетней школе, затем – на Уфимском металлургическом рабфаке. В 1938 году поступил в Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязева – на факультет языка и литературы, но с третьего курса ушел на фронт. Закончить же вуз ему удалось лишь после войны. Долгие годы работал в редакциях республиканских газет и журналов («Кызыл Башкортостан», «Эзэби Башкортостан», «Хэнэк»), директором Башкирского академического театра драмы, ответственным секретарем, затем - председателем правления Союза писателей Республики Башкортостан. Поэт вел также большую общественную работу: избирался депутатом Верховного Совета БАССР, членом правления Союза писателей БАССР и РСФСР, делегатом многих съездов писателей Российской Федерации и СССР. За свою плодотворную творческую деятельность, а также ратный труд он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, орденом Почета, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды и медалями.

Имя Назара Наджми стало появляться на страницах периодической печати еще с довоенных времен. Окончательно же утвердился он как поэт после войны. Первая книга стихов его под названием «Капельки» вышла в 1950 году. Она получила положительную оценку в критике. Затем последовали другие книги, в которых раскрывались все новые и новые грани его поэтического дарования.

Назар Наджми известен прежде всего как поэт. Стихи его подкупают задушевностью, искренностью, глубиной мысли, афористичностью, музыкальностью. Не случайно, что многие из них положены на музыку и сейчас стали самыми популярными в народе песнями. Ярко проявился талант поэта и в лиро-эпической форме: он является автором шестнадцати поэм. Другого такого примера едва ли можно найти не только в башкирской, но и в других, даже более солидных литературах. Одни из этих поэм («Березы», «Мальчик, открывающий ворота», «Баллада о песне», «У колыбели», «Одиннадцать песен о друге», «Поэт и шах», «Рубашка», «Урал») давно уже переведены на русский язык и стали почти хрестоматийными; другие же («Дьявол», «Пожизненная песня», «Две Зулейхи», «Живая кровь») ждут еще своего перевода и более интенсивного внедрения в научный оборот.

Назар Наджми активно работал и в области драматургии. Его пьесы «Весенняя песня», «Прощай, Хайруш!», «Незваный гость», «Парень остается парнем», «Друг мой гармонист», «У соседей гость», «Дуга с колокольчиками» в разное время ставились на сцене Башкирского академического театра драмы, некоторые из них до сих пор продолжают идти отнюдь не безуспешно.

Назар Наджми был исключительно требователен к слову, к назначению поэта и поэзии, к роли и месту литературы и искусства в более широком смысле. До боли требователен был он в творчестве не только к себе, но в равной мере и к другим. «Выразить наш стремительный век в наше сложное время, – отмечал поэт в интервью «Литературной газете» по случаю присуждения ему Государственной премии Российской Федерации имени A.M. Горького, – не так просто, если учесть, что я не увлекаюсь поисками каких-то новых поэтических форм и разных психологических фокусов. Как известно, настоящая поэзия всегда едина и неразделима с природой человека. И она, поэзия, по своей сути проста и естественна, как человеческое дыхание, богата и таинственна, как его душа».

Эстетические взгляды Назара Наджми довольно четко и рельефно выражены в его художественных произведениях, особенно – в стихах и поэмах. Но еще глубже и острее воплощены они в литературно-критических статьях поэта, в его выступлениях на съездах писателей, открытых письмах к поэтам молодым и не только молодым, обращениях к ученым-филологам по тому или иному поводу. Весь этот богатейший материал собран в автобиографических записках «Кто бы мог подумать...», а также в книгах «Свет падает сверху» и «Страницы души». Кстати, в том же интервью, которое упоминалось выше, свои автобиографические записки поэт назвал «доверительным разговором о красоте и мудрости великой и вечной простоты» и выразил непреклонную уверенность «в непреходящей силе этой старой и всегда новой вечной истины».

Назар Наджми хорошо известен не только башкирскому и татарскому читателю. Большинство его произведений переведено на русский язык, что в общем итоге составило 13 книг, изданных в разные годы в Москве и Уфе. Факт этот весьма примечателен, и он свидетельствует о том, что «по широте замысла и по самому характеру мышления» произведения Назара Наджми отвечают высоким требованиям не только его земляков, но и тех, кто читает его на языке межнационального общения.

Поэт и сам не оставался в долгу. Он перевел на башкирский язык отдельные главы поэмы Алишера Навои «Фархад и Ширин», стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева и др.

Свою «Балладу о песне», написанную в 1962 году и посвященную собрату по перу, другу и единомышленнику Малиху Харису, погибшему на поле брани в годы Великой Отечественной войны, Назар Наджми закончил такими строками:

А над певцом, над павшими над всеми
Травой зеленой ветер шелестит…
Летит, как конь,
Летит, как всадник, Время,
Летит Земля,
И Песня вдаль летит.

(Перевод Е.Николаевской)

Спустя тридцать семь лет после того, как эти строки, навеянные грустью и полные глубокого философского смысла, легли на чистый лист бумаги, с автором баллады случилось то же самое, что и с его героем, – он стал достоянием Времени.

Назара Наджми не стало 6 сентября 1999 года. По завещанию он был похоронен на родине (на холме, перед въездом в село Миништы).

Воспоминания

«Назар Наджми - один из самых любимых мною поэтов. Всегда с наслаждением работала над переводами его стихов. Ему, главное, удалось передать в строчках все человеческое его обаяние. В дни его праздника я рада поздравить Назара, лиричного, тонкого и умного поэта, с тем, что он сумел сохранить и в седые годы молодость».

Елена Николаевская , поэтесса, переводчица

Наджми талантлив. И главное свойство этого таланта, мне думается, в пластичности, мягкости, естественности переживания, которое стремится к завершённости целого. ... Назар Наджми знает цену слова, потому и слово у него обладает секретом необходимости – рождается народом и уходит в народ.

Инна РОСТОВЦЕВА , критик, литературовед, поэт, переводчик.
«Литературная газета», 1976, 28 января.

Стихи... Назара Наджми целиком пронизаны... жаждой донести огонь своей души, зажечь ответную искру в душе читателя. Оставаясь глубоко национальной, поэзия Наджми вся открыта в огромный и широкий мир, и когда он обращается к глубинам истории, к преданиям своего народа, своей земли, это служит ему разбегом для взятия новой поэтической вершины, с которой открывается вся наша многонациональная страна, весь мир.

Официальный сайт Народного поэта Башкортостана Назара Наджми © 2007 - 2019. Все права защищены.

У каждого народа есть человек, которым он гордится. Один из таких людей - Назар Наджми. Он прожил долгую жизнь и принес большую пользу своему народу. В этой статье мы рассмотрим биографию и награды Назара Наджми - народного поэта Башкортостана.

История жизни Назара Наджми

Будущий поэт и мастер слова родился пятого февраля 1918 в деревне Миништы Уфимской губернии. Окончил семилетнюю школу в селе, после этого поступил на рабочий факультет в Уфе. В 1938 году поступил в институт на факультет языка и литературы. Однако его учебу прервала Великая Отечественная война. Назар пошел на фронт. После окончания войны он вернулся в институт и в 1946 году окончил его.

После окончания института работал в различных башкирских газетах. Уже став достаточно известным, стал председателем правления Союза писателей Башкортостана. Писатель вел очень активную общественно-полезную работу: неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Башкирской АССР, являлся делегатом многих съездов писателей Российской Федерации и СССР. Стихи Назара Наджми настолько популярны, что многие известные композиторы писали музыку на эти слова, и тем самым получались замечательные песни, которые очень любимы слушателями.

Еще при жизни он был признан как поэт, который вошел в золотую сокровищницу башкирской поэзии. Один из самых известных башкирских поэтов умер шестого сентября 1999 года в городе Уфе. Последней волей Назара было желание, чтобы его похоронили на Родине. Завещание было исполнено. Поэт похоронен перед въездом в родную деревню.

Награды и премии Назара Наджми

Как достаточно известный поэт, Назар Наджми имеет большое количество наград и премий. Некоторые его награды имеют военное прошлое, поскольку поэт является фронтовиком, он прошел всю войну. Вот список наград, которые отмечены в официальной биографии Назара Наджми:

  1. Государственная премия СССР имени Горького получена в тысяча девятьсот восемьдесят втором году за написание книг, стихов и поэм.
  2. Башкирская республиканская премия имени Салавата Юлаева.
  3. Орден Октябрьской революции.
  4. Орден Отечественной войны II степени. Поэт был по ошибке награжден этим орденом дважды, в тысяча девятьсот сорок пятом году, сразу после войны, и в честь сорокалетия победы в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году.
  5. Два ордена Трудового Красного Знамени.
  6. Орден Красной звезды получен в феврале 1945 года за доблесть и героизм.
  7. Орден Почета Российской Федерации получен незадолго до смерти поэта.
  8. Народный поэт Башкортостана.

Стиль произведений Назара Наджми

За свою долгую жизнь Назар Наджми написал большое количество произведений, которые не могут оставить читателя равнодушными. Как говорят в самом Башкортостане:

Его творчество - вечно познаваемая тайна.

Стихи поэта подкупают читателя своей душевностью, глубиной мысли, искренностью, музыкальностью. Как уже было написано выше, многие его произведения положены на музыку и очень популярны. Наиболее ярко талант Назара Наджми виден в его поэмах. Он является автором шестнадцати поэм. Более того, практически все они уникальны, мотивы поэт старался брать из жизни башкир, чтобы показать читателю все своеобразие жизни башкирского народа.

Большинство поэм были переведены на русский язык и очень полюбились читателям, остальные же, которые еще не дошли до русского читателя, еще ждут своей очереди, чтобы стать любимыми для публики. Сам поэт, в свою очередь, не остался в долгу и перевел многие русские стихи на башкирский язык, сделав русскую культуру чуть ближе для башкирского читателя. При жизни поэта было выпущено трехтомное собрание его сочинений на башкирском языке, что также говорит о большой его популярности и народной любви к его произведениям.

Вывод

Люди часто недооценивают значение региональных писателей. Они сохраняют культуру малых народов. Мы знаем много известных писателей, которые сыграли большую роль в сохранении культуры своих народов. Их отличительная особенность в том, что они пишут на своем родном языке. Такие писатели:

  1. Назар Наджми.
  2. Расул Гамзатов.
  3. Ахмедхан Абу-Бакар.

Есть еще много писателей - выходцев из малых народов, всех не перечислишь. Однако эти трое сыграли самую большую роль в сохранении народной культуры. Остановимся на Назаре Наджми. Он - культурный герой своего народа, в книге "История башкирской литературы" Назару посвящена основная роль. Там же и написана полная официальная биография Назара Наджми на башкирском языке. Это лишь показывает отношение самих башкир к поэту. А в этой статье мы представили краткую биографию Назара Наджми, но только уже на русском языке, можно надеяться, что после прочтения статьи захочется глубже изучить его произведения, чтобы ощутить всю их красоту.