14 мая 2018 года пройдет международная акция под названием ”Тотальный диктант”, направленная на проверку уровня владения русским языком. В этом году тотальный диктант будет проводиться в пятнадцатый раз. Участие примут известные российские звезды.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: история возникновения и общие сведения

Проект зародился в 2014 году как акция Новосибирского государственного университета для студентов гуманитарной направленности. На сегодняшний день участие в нем принимают около семидесяти стран. В прошлом году добровольный диктант на русском языке писали более двухсот тысяч человек в 866 городах. В 2018 году Таллиннская площадка, на которой проводилось действие, стала одной из самых многочисленных в мире, собрав в себе три тысячи человек. Ранее брали тексты таких авторов как Алексей Иванов, Дина Рубина, Борис Стругацкий, Захар Прилепин и многие другие.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: какие изменения произойдут в этом году

В этом году, что бы сделать процесс интереснее, было решено выбрать столицу ”Тотального диктанта” исходя из народного голосования. На конференции в Новосибирске выбирается один из пяти победивших городов, в котором будет происходить событие в живую. Победителем оказался город Таллинн.

Площадки будет целых три, две из которых с участием звездных диктаторов. Дима Билан будет читать для молодой аудитории, а Виктор Сухоруков для более старшего поколения. Третья площадка будет размещена в Таллинском университете. Это сделано для тех людей, которые нуждаются в спокойной обстановке. В качестве диктора выступает филолог, сообщает сайт 1rre. Дима пишет, что не смотря на то что сам не блещет идеальными знаниями в грамматике, и наверняка сделал бы какое-то количество ошибок, знаки препинания расставляет правильно следуя интуиции. У него уже есть подобный опыт, на который можно сослаться. Артист обещает стараться читать ровным голосом и не использовать свои артистические данные, но немного подсказать при помощи мимики совсем не прочь. Что касается Виктора Суходорова, его обрадовало место проведения, так как это именно та площадка, где он в свое время получил награду за лучшую актерскую работу в одном эстонском фильме.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: произведение, из которого будет взят фрагмент и короткая биография автора

Текст будут брать из романа Гузель Яхиной ”Дети мои”. Произведение посвящено судьбе поволжских немцев. Увидеть его на полках книжных магазинов можно будет уже в мае. Гузель родилась в Казани в 1977 году. Выучилась в казанском национальном университете на педагога, и окончила школу кино в Москве. Известной как писательницу ее сделал роман “Зулейха открывает глаза”, за который она получила целых три премии: “Книга года”,”Большая книга” и ”Ясная поляна”. В этом году Яхина собирается читать во Владивостоке в день акции, а ранее приехать в Таллинн, что бы высказать уважение столице Эстонии.

«Диктаторы» диктанта

Судя сразу по двум публикациям ("Как делают классиков" и «Тоталитарная тональность», «ЛГ», № 15), «Тотальный диктант» привлёк внимание нашей интеллигенции. У нас, в Тамбовской области, в этом году он был проведён уже во второй раз. Совместно с работниками областной научной универсальной библиотеки имени А.С. Пушкина, в залах которой и состоялась акция, в организации принимали участие преподаватели Института филологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Начну с самого понятия диктант . Недоумение у меня, как и у многих, вызывает определение «тотальный» . Один из местных телеканалов репортаж об этом событии начал так: «Сегодня Пушкинская библиотека стала столицей тоталитаризма». Всё дело в том, что в сознании современника слова тотальный и тоталитаризм связаны. Действительно, это слова одного порядка: « Тотальный - всеобъемлющий, всеобщий». Тоталитаризм как форма государственной власти характеризуется «полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества» (Словарь русского языка: в 4 т. М., 1999 г.). Остаётся радоваться, что тотальный не перепутали с тотализатором : звучание-то схожее. «Досталось» и тем, кто диктовал текст в аудитории: их неоднократно в печатных и электронных СМИ называли... диктаторами .

Особо – о текстах , предназначенных для чтения и написания в большой аудитории. Они должны быть максимально адаптированы для представителей различных категорий населения и тематически, и грамматически. Да, к прошлогоднему тексту Д. Рубиной было достаточно справедливых претензий, но можно быть уверенными: после проведения того диктанта все участники твёрдо усвоили, что Интернет как обозначение «международной компьютерной сети» пишется с большой буквы, а вот в функции определения как первая часть в составе сложных слов – со строчной буквы и через дефис: интернет-коммуникации, интернет-клуб и т.п.

Текст же 2014 года А. Иванова (в Тамбове писали часть 3 «Когда поезд вернётся») с точки зрения лексики показался не слишком ярким и недостаточно насыщенным орфограммами. Совсем неуместным было введение в диктант, проверяющий общий уровень грамотности, редких случаев обособления. Рядовому участнику, воспринимающему на слух текст, очень трудно правильно расставить знаки препинания в подобных конструкциях: « Дети[?] Это я за них своей совестью поступился»; «Чусовская – Тагил»… Солнечный поезд моего детства» . В комментариях допускалось до 5 (!) вариантов постановки знаков препинания, включая тире.

Непосредственное участие в «Тотальном диктанте» усилило опасение, что масштабная и изначально благородная задача привлечения внимания к национальному языку может обернуться всего лишь ярким мероприятием. В этом году на базе инициатора «Тотального диктанта» – Новосибирского государственного университета – были специально проведены научно-практическая конференция и Школа организаторов, в городах-участниках – специальные курсы. Членам экспертной комиссии заранее были высланы комментарии по методике проведения диктанта, и сама его процедура сопровождалась большим количеством зрелищных эффектов: реклама, демонстрация уже не только видеообращения автора, но и сводки ироничных новостей, комментариев.

Настораживает изменение формулировки цели проведения акции. Она стала претендовать на оказание активного влияния на формирование языковых норм: «Результаты акции могут послужить уникальным материалом для изучения актуального состояния русского языка, а также стать основанием для предложений по усовершенствованию норм правописания» (из информационного письма о Школе ).

Сильную тревогу вызывает и тот факт, что диктанты отчасти приобретают характер шоу-программы, ведь к их проведению привлекаются известные люди: политики, актёры, писатели. Тем самым снижается планка профессионализма, поскольку не все эти деятели в равной мере владеют методикой проведения диктанта, которая не сводится только лишь к выразительному чтению текста.

Ну а отсутствие классических образцов диктантов, к которым в первую очередь следует отнести фрагменты из классических произведений русской литературы XIX–ХХ веков, объясняется, думается, только одной причиной: слишком велик соблазн участников найти тексты в интернете через различные современные «подсобные средства» связи и списать правильный вариант. Предлагать тексты могут и современные авторы. Главное, чтобы текст был ярким, глубоким, в меру насыщенным орфограммами и не перегруженным «авторскими» знаками препинания.

Конечно, трудно ждать от единичной, хотя и регулярной, образовательной акции мгновенных результатов. Никто же не будет сомневаться, например, в том, что всеобщая утренняя зарядка раз в год не способна укрепить здоровье участников. А в случае с проверкой грамотности желание увидеть население пишущим без ошибок тем более наивно. Но при общей неблагополучной ситуации со знанием грамматики русского языка «Тотальный диктант» – пусть небольшая, но ступень на пути развития культуры грамотного письма.

Наталия СОРОКИНА, доктор филологических наук, профессор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Теги: русский язык, филология

Сегодня в 14:00 столица в очередной раз напишет тотальный диктант. Участники соберутся более чем на 350 площадках, чтобы проверить свою грамотность. сайт рассказывает о самой масштабной в стране просветительской акции и вспоминает, кто такие «эйлены», почему «боги на время» и как из спортинвентаря получились «скорбь и янтарь».

По всему миру 8 апреля идёт марафон русского языка: тотальный диктант пишут более чем в 800 городах 68 стран. В прошлом году участниками стали 148 тысяч человек. Среди них были и 14,5 тысячи москвичей, а в этом году организаторы ждут около 30 тысяч человек.

Из небольшой акции Новосибирского университета «Тотальный диктант» превратился в самый масштабный в мире проект по популяризации русского языка. Он побывал на антарктических станциях, на борту самолёта Новосибирск — Москва, на парусниках «Крузенштерн» и «Паллада», в Кунгурской пещере, под водой и на Международной космической станции. А в этом году акция захватила не только школы, вузы и библиотеки, но и аэропорты, поезда, вокзалы, гидроэлектростанции и даже туристскую палатку, чум и ледяную пещеру.

В Москве начнут писать диктант в 14:00. Это можно сделать в вузах, галереях, музеях, домах культуры, театрах, колледжах и школах. Среди необычных площадок — Мосгордума, храм и станции переливания крови. Ещё один вариант — написать диктант онлайн.

«Город и река» — тотальный диктант Леонида Юзефовича

Поначалу материалы для диктанта брали из классических произведений, а с 2010-го их пишут специально. В разные годы тексты готовили Борис Стругацкий , Дмитрий Быков , Захар Прилепин , Дина Рубина , Алексей Иванов , Евгений Водолазкин и Андрей Усачёв .

В этот раз автором стал писатель, сценарист, кандидат исторических наук Леонид Юзефович. Свой диктант он назвал «Город и река». «Это такие маленькие эссе о трёх городах, с которыми связана моя жизнь, и о реках, на которых эти города стоят. Это мой родной город Пермь на Урале, это город, где прошла моя юность и где я был офицером когда-то, — Улан-Удэ и Селенга в Забайкалье. И третий город — это город, где я живу сейчас. Это Санкт-Петербург и Нева», — рассказал писатель.

Писать публицистику Леониду Юзефовичу не хотелось. Его тексты получились очень личными, продиктованными не мыслью, а чувством. И писались они легко. Самым сложным для писателя оказалось уложиться приблизительно в 250 слов.

Звёздные «диктаторы»

Тотальный диктант читают известные артисты, журналисты, политические и общественные деятели. Их называют «диктаторами». Среди них в разные годы были комментатор Василий Уткин, журналист Владимир Познер, телеведущая Яна Чурикова, диктор Игорь Кириллов, бывший спикер Госдумы Сергей Нарышкин, певец Дима Билан, актёры Константин Хабенский, Сергей Безруков и Леонид Ярмольник. Последний в 2016 году читал текст на самой большой площадке — в таллиннском ледовом холле «Тондираба», собравшем 2,3 тысячи человек. В этом году артист отправится в Страсбург.

А москвичей ждут актриса Светлана Крючкова, режиссёр Марк Розовский, ведущий Максим Галкин, спортивный комментатор Георгий Черданцев, саксофонист Игорь Бутман, стилист Влад Лисовец, лингвист Максим Кронгауз, группа «Ундервуд», рэп-исполнитель Noize MC и другие звёздные «диктаторы».

Родина проекта, Новосибирск, приготовила для участников сюрприз. В этом году на одной из площадок диктатором станет робот . После акции он сфотографируется с участниками, правда, автограф дать не сможет — рук нет.



Лёгкий или сложный: загадка тотального диктанта

Тексты для тотального диктанта сложнее школьных: их, в отличие от учебных, не адаптируют. Но сам вопрос о трудности диктантов — загадка загадок для лингвистов. В прошлом году текст написал детский писатель Андрей Усачёв . «Мы думали, будет легко и непринуждённо. Вроде бы несложный синтаксис. Нет, некоторые места оказались сложными для наших участников», — рассказала Мария Ровинская, организатор акции в Москве. Леонид Ярмольник, читавший в прошлом году этот диктант в Таллине, нашёл его непростым и предположил, что получил бы за работу кол.

А бывает и наоборот: лингвистам текст кажется тяжёлым, а пишущим даётся легче. У организаторов каждый диктант вызывает кураж. Какие будут ошибки? Как участники решат пунктуационные проблемы в случаях, которые вообще не описаны в справочниках?

Оценка в пользу пишущего, или Давайте не ставить запятую в неудобное положение

Участники нередко жалуются, что тяжело угадать, как в точности писатель расставил знаки препинания. А если оценку снизят? Мария Ровинская успокоила пишущих: «Мы рассматриваем как легитимный, разрешённый вариант расстановки пунктуационных знаков любой вариант, который прямо не запрещён кодифицирующими источниками». Например, в тексте Евгения Водолазкина (2015) встретилось предложение, в котором правильных вариантов расстановки знаков препинания было 56. И все их учли как верные.

То, что выносится как ошибка, — это безусловная ошибка

Конечно, есть эталонный авторский текст, но ещё сотня вариантов, как он может выглядеть правильно в другой пунктуации. «Наша задача не покарать и не посмеяться, сказав: “Смотрите, как вы неправильно пишете”. Наша задача — показать людям, что обучение русскому языку в школе не заканчивается. Ситуация с русским языком в этом смысле уникальна. Нет никакого другого предмета, школьная пятёрка по которому вызывает иллюзию, что вы знаете всё», — объяснила Мария Ровинская.

То, что проверяющий выносит как ошибку, — это безусловная ошибка. А ведь многое вообще не учитывают при выставлении оценки. Это, например, знаки в конце предложения (в том числе в конце заголовка), закавыченные малознакомые слова, в некоторых случаях — прописные буквы. Два-три сложных слова выносят на слайд перед пишущими и ошибки в них не засчитывают.

Эйлены, аллавр, скорбь и янтарь: нелепые ошибки диктанта

Классически сложные орфограммы — написание частицы не с разными частями речи, н и нн , приставок пре- и при- . Но бывают и забавные ошибки. В диктанте-2016 древние эллины превратились в «эйленов», «эленов» и «элвинов» (вероятно, среди участников были поклонники мультфильма «Элвин и бурундуки», считают лингвисты), спортинвентарь — в «скорбь и янтарь».

Победителей награждали «аллавром», который «ценился как навес с золотом»

Одному из участников показалось, что речь пойдёт о династии римских Крациев, и на месте «Вкратце об истории Олимпийских игр» он написал «Крации в истории Олимпийских игр». У другого эллины выступали за то, чтобы игры проводились не ежегодно, а «для животных», у третьего боги наблюдали за соревнованиями «не из поднебесья», а «из Поднебесной». Были и те, у кого победителей награждали «аллавром», который «ценился как навес с золотом».

Мемом московской проверки стала фраза про Игоря. Один из участников подошёл к делу философски, и вместо «боги и те на время игр» получилось «Боги и те на время, Игорь». И правда, всё преходяще в этом мире.

Как выбирают автора?

«Мы имеем счастье выбирать такого автора, которого хочется видеть в первую очередь нам. В прошлом году, я думаю, многие знают, был детский писатель Андрей Усачёв. Так сложились обстоятельства, что я стала мамой в прошлом году, Наталья Борисовна (профессор заведующая кафедрой общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета Наталья Кошкарёва. — Прим. mos . ru ) стала бабушкой, и вот такая детская тема у нас сыграла», — рассказала Ольга Ребковец, руководитель проекта.

Задача «Тотального диктанта» как проекта по популяризации русского языка — это расширение литературного кругозора участников

Получается, с одной стороны, это вопрос субъективный. Организаторы приглашают того, кто нравится. У автора должно быть не только желание написать текст, но и возможность давать интервью, бывать на пресс-конференциях, читать текст в Новосибирске. Ольга Ребковец добавила: «С другой стороны, мы понимаем, что задача “Тотального диктанта” как, пожалуй, самого глобального и массового проекта по популяризации и продвижению русского языка — это расширение литературного кругозора наших участников, это знакомство их с по-настоящему хорошей современной русской литературой».

Требований к автору немного: текст должен быть содержательно единым, но легко делиться на три части (для разных часовых поясов). В каждой — около 250-300 слов. «Ничего специального нет, человек всё решает сам, фантазирует, каким бы он хотел видеть диктант», — объяснила Мария Ровинская. Авторам не задают тем, поэтому тексты и получаются такими разными.

Зачем нужен тотальный диктант: взгляд автора, «диктатора» и организатора

Зачем люди участвуют в тотальном диктанте? Правильного ответа на этот вопрос нет. Скорее всего, это вызов себе. Леонид Ярмольник считает, что те, кто приходят, проверяют, умеют ли они писать по-русски, а те, кто диктует, — умеют ли они читать по-русски. «Может быть, это одна из самых крупных объединяющих акций, которые проходят в стране. В ней есть соревновательный момент, что очень важно для любого самолюбивого человека: он хочет доказать и себе, и окружающим, что он закончил школу», — рассказал актёр.

А ещё есть приятный бонус — в этом году каждый отличник получит в подарок словарь. Подарки ждут и тех, кто на акции в Москве поддержит благотворительный фонд, помогающий детям с органическими поражениями центральной нервной системы.

Есть среди участников компании, которые приходят писать диктант целыми коллективами, — так акция становится частью корпоративной культуры. «Это ещё раз подтверждает наше убеждение в том, что грамотность является сегодня очень важной, очень значимой компетенцией любого в принципе сотрудника», — объяснила Ольга Ребковец. Она уверена, что это не проверка, не сложный тест, а праздник русского языка.

От мысли, что текст, который я сочинил, будут писать 200 тысяч человек, перехватывает дух

Что такое тотальный диктант для автора? Леонид Юзефович, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер», считает участие в проекте честью. «Вообще от самой мысли, что тот текст, который я сочинил, будут писать 200 тысяч человек, как-то, знаете, перехватывает дух. И для меня очень важно, что в этом проекте участвовали замечательные писатели, которых я очень люблю. Это Захар Прилепин, Алексей Иванов и Евгений Водолазкин. Быть в одном ряду с ними — для меня большая честь», — отметил автор.

Лингвистам диктант даёт много пищи для размышлений, для научных исследований разного типа. Они, например, сравнивают, какие ошибки делают в России и за рубежом, какие слова оказываются для пишущих незнакомыми, какие кодовые слова участники пишут на бланках. Если же все делают одну и ту же пунктуационную ошибку — это повод для специалистов задуматься, а не пора ли менять правило. «Такой выборки не было ни у кого и никогда. Мы получаем это за один день», — добавила Мария Ровинская.

Язык — отражение личности. В том числе и письменный язык, когда человека за буквами не видно, и мы его воспринимаем через знаки. Неграмотный собеседник теряет свой авторитет и как эксперт в какой-то другой области — неслучайно многие онлайн-дискуссии проходят лингвистическую стадию «сначала научись писать». Через буквы мы презентуем себя миру, так давайте делать это грамотно.

Как проводить диктант в начальной школе

Во-первых, следует учесть, что для каждого класса определен необходимый минимум и максимум слов, которые должны присутствовать в тексте. Все нормы подобно расписаны в требованиях Государственного стандарта для каждого года обучения.

Во-вторых, текст диктанта подбирается с учетом изученных орфограмм и правил. Все орфограммы желательно распределить равномерно по всему тексту, так как учащиеся чаще всего делают ошибки в начале диктанта и в конце. Слов с неизученными орфограммами в тексте должно быть не более трех!

Порядок работы :

1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.

2. Чтение всего текста учителем.

3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).

4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.

5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз - для понимания смысла предложения, второй раз - под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.

6. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.

Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем.

Читать текст нужно громко, четко проговаривая каждое слово. Но! Не допускается "подсказывание": например, нельзя читать "коГО-то или мОлОко". Читать нужно, соблюдая правила произношения, но не искажая нарочито фонетическое звучание слов.

Чтобы сориентироваться, какого времени достаточно для написания одного предложения, можно выбрать одного ученика из класса со средней успеваемостью, и ориентироваться по нему.

Действия учителя

Действия учащихся

Название диктанта записано на доске. Учитель выразительно, медленно, четко читает весь текст, но не подсказывает орфограммы и пунктуационные знаки.

Учащиеся внимательно слушают и вникают в содержание, стараются услышать слова с трудными орфо-граммами («опасные» места).

Учитель задает вопросы на понимание содержания текста.

Учащиеся отвечают на вопросы.

1. Чтение предложения целиком.

Учащиеся внимательно слушают.

2. Чтение предложения частями.

Учащиеся записывают предложение.

3. Чтение предложения целиком.

Учащиеся проверяют написанное.

Выразительное чтение текста учителем еще раз.

Учащиеся проверяют текст, не пропущены ли слова; все ли знаки препинания поставлены, нет ли лишних и т. д.

Виды контроля результатов обучения по русскому языку

Традиционно письменными контрольными и проверочными ра-ботами в русском языке являются следующие виды работ:

. по правописанию:

- контрольный диктант;

- списывание с доски (с учебника) и восстановление слов, данных с пропущенными буквами или слогами, предложений без зна-ков препинания, предложений со словами, данными в началь-ной форме;

- составление предложений на заданную тему;

- изложение повествовательного текста, составление небольшого рассказа;

. словарный диктант и другие.

. по грамматике:

- письменный грамматический разбор;

- разбор по схеме части предложения или части слова;

- подчеркивание условными черточками или линиями гласных исогласных, членов предложения;

- указание частей речи;

Показ на схеме связи между словами в предложении;

- постановка знаков ударения и другие.

В начальной школе проверка знаний по грамматике и проверка навыков правописания обычно объединяются. Учащиеся пишут диктант, а потом выполняют различные задания (грамматические, словообра-зовательные, лексические, орфографические).

Условия успешного проведения контрольных работ.

1 . Контрольные работы по русскому языку необходимо проводить по истечении некоторого времени после окончания изучения какой-либо темы. У учащихся должны сформироваться определенные навыки по правописанию, в крайнем случае контрольную работу желательно перенести на более позднее время.

2. В контрольную работу должны быть включены не только случаи правописания, которые изучались на недавно проведенных уроках, но и ранее изученные.

3. Насыщенность диктанта должна быть средней; следует давать 2-6 слов на только что изученное правило и по возможности не менее 2 на ранее изученные правила.

4. Вопросы и задачи следует формулировать так, чтобы ответы на них обнаруживали степень понимания и усвоения изученного.

5. Знание методики проведения контрольных работ.

В качестве диктанта используются авторские или специально со-ставленные связные тексты описательного характера. По тематике и использованной, лексике они должны быть близки и понятны учащим-ся младших классов. Предложения должны состоять из 2-8 слов с включением однородных членов предложения, быть просты по струк-туре, различны по цели высказывания. В тексте используются слова не только на изучаемую в данное время орфограмму, но и ранее изучен-ный материал.

Как написать Тотальный диктант на пятерку, «опасные» слова, которые будут в тексте и советы от отличников - читайте гайд от журналистов Likes

Для всех любителей великого и могучего, скучающих по школьным урокам или стремящихся поддерживать свою грамотность на должном уровне спешим сообщить: 14 апреля в 13:00 в Уфе пройдёт Тотальный диктант.

Нет-нет, не нужно доставать двойные листочки, акция добровольная, бесплатная и пропагандирует только любовь к языку. Всероссийская, (почти всемирная) проверка грамотности ежегодно собирает тысячи желающих людей из разных городов и стран, которые пишут Тотальный диктант по русскому языку.

Традиционно акция проходит в одно и то же время с поправкой на часовые пояса, а оригинальный, прежде не публиковавшийся текст к Тотальному диктанту пишет специально приглашённый для этой цели известный писатель. В этом году выбор пал на Гузель Яхину, автора нашумевшей книги «Зулейха открывает глаза». По словам писательницы, текст будет посвящён одному дню из жизни деревенского учителя словесности по фамилии Бах.

Кто участвует

Если вы читаете эту статью и умеете писать под диктовку – добро пожаловать на Тотальный диктант. Никакой дискриминации, ограничений или специального разделения: диктант может написать любой желающий независимо от возраста, пола, образования, религии, профессии или интересов.

Как принять участие

Написать Тотальный диктант можно 2 способами:

В Уфе местом проведения акции станут 27 площадок для Тотального диктанта и 2 для TruD – специального теста для людей, изучающих русский язык как иностранный. Среди приглашённых чтецов (ещё их называют диктаторами) – профессора, учителя и медийные личности.

Если вам не с кем оставить ребёнка, а проверить грамотность очень хочется – приезжайте на площадки, где можно оставить своё чадо: пока вы пишете диктант, его займут аниматоры и воспитатели.

Если у вас нет возможности приехать на одну из площадок, не спешите огорчаться: диктант можно написать онлайн на сайте . Трансляции будут доступны в 8:00, 11:00 и 14:00 по московскому времени. Подключиться к любому из эфиров, написать диктант в специальном окошке и нажать кнопку «проверить» – оценка появится в личном кабинете через некоторое время.

В обоих случаях нужна регистрация на официальном сайте, она открыта с 4 апреля. Зайти на сайт, открыть страницу с городом Уфа , выбрать подходящую для вас площадку, нажать кнопку «зарегистрироваться» и следовать простым инструкциям.

Узнать свой результат можно будет также на сайте: ввести ФИО и кодовое слово (как на бланке, который дадут на самом диктанте). Каждую работу проверяют филологи, а анализ ошибок участников помогает в написании научных работ в области современного русского языка. Система оценок – как в школе, можно увидеть на картинке.


Как подготовиться к диктанту

Те, кто знаком с акцией не первый год, давно в курсе: Тотальному диктанту предшествуют курсы. Как и сама акция, они бесплатны, добровольны и проводятся раз в неделю для всех желающих освежить в памяти правила языка. В 2018-м курсы проходили по средам с 21 февраля, последний «урок» – в прошлую среду 4 апреля в 18:30 в научной библиотеке БГМУ.

Несмотря на то, что до диктанта несколько дней, выход есть.

Даже за такой небольшой срок можно повысить свою грамотность.

Всё на том же официальном сайте Тотального диктанта любому желающему доступны материалы очных курсов плюс онлайн-школа . Помимо подробного разбора правил, представлены и Тотальные тексты прошлых лет, включая и TruD – для людей, изучающих русский язык как иностранный. Вкупе с повтором правил можно ознакомиться с диктантами, проанализировать сложные места и частые ошибки.

А этот пункт для очень ленивых и занятых. Какие основные правила нужно повторить (или пробежаться глазами)?

правописание гласных;
«не» и «ни» с частями речи;
одну и две «н»;
производные предлоги;
знаки препинания: обособление и выделение оборотов;
оформление прямой речи и цитат (самая частая ошибка!).

Бонусы для читающих

Если вы дочитали до этого места, получайте небольшой подарок: сложные слова, которые встретятся в тексте в этом году.

Наличник, палисадник, декламировать, зенит, сомнамбула, циферблат, шалопай, лоханка, вперемешку, вперемежку.

Советы от опытных «тотальщиков» сводятся к, казалось бы, очень простым правилам – больше читать и любить русский язык.

Ещё можно начать писать самому (если вы никогда не) – в стол, в блоги, на стикере на холодильник. Но старый как мир универсальный рецепт – по возможности как можно чаще читать художественную литературу. Рецепт один, а плюсов множество: расширение словарного запаса, тренировка внимательности, памяти, богатая речь и, главное, грамотный язык.

В чём смысл?

Проверить свою грамотность. Тотальный диктант – это не очередной способ вспомнить школьные годы и развесить ярлыки (отличник, троечник и неудачник). Полученная пятёрка, четвёрка, тройка – не клеймо, а адекватный способ оценить свои возможности, чтобы стать лучше и выяснить, над чем работать. Для кого-то это способ разбудить в себе спящий интерес к русскому языку, для другого – погладить себя по голове и укрепить собственные знания.

Ни пряников, ни золотых медалей и аплодисментов за пятёрки, просто ещё один способ убедиться в том, что это не просто нормально, нужно, можно и важно, быть грамотным – это модно.

Советы для новичков

Лидия Германова: Просто идите как на приключение! Не думайте о результатах, просто вспомните свои школьные годы, впадите в детство. Почитайте за недельку любимую книжку, потом мозг обязательно вспомнит именно те слова, которые вам нужны!

Денис Ямгулов: Мой совет – не повторять правила русского языка, тем более хаотично, тем более накануне диктанта. Расслабиться и не нагнетать важность, это просто оценка. Запастись терпением в ожидании результатов и не ругать себя в случае чего. Больше читать в обычной жизни. Всё.

Айгуль Давлетова: Приходить пораньше, чтобы занять место поближе. Счастливая ручка знаний не прибавит, да и правила все не перечитаешь. Но если человек идёт именно писать на результат, то имеет смысл сходить на курсы подготовки, их начинают вести месяца за два.