Как научиться разбираться в людях? Как научиться понимать, что за человек перед тобой, почему он ведет себя так или иначе? В чем секрет успешного общения с разными людьми?

Один из путей познания разнообразия человеческих миров — изучение характеров людей, изучение разных типов личности. Психологическая наука накопила огромное количество информации на эту тему. Оставляя в стороне распространенные «достижения» и «открытия» астрологии, физиогномики, хиромантии и прочих околонаучных направлений человековедения, мы все равно оказываемся перед сложной задачей разобраться в многочисленных типологиях, которые в чем-то совпадают, а в чем-то противоречат друг другу.

Психологическая практика предлагает целые батареи тестов, с помощью которых можно, кажется, определить про человека все что угодно, вот только сам человек, живой и уникальный, ну никак не желает укладываться в прокрустово ложе теста, всегда какая-то часть ему не соответствует, не вписывается… Более того, многие психологи вообще не признают типологизацию как методологический подход, считая его принципиально неверным. Тем не менее, типологии реально оказывают очень большую помощь, как в психотерапевтической работе, так и в управленческой деятельности, поскольку помогают вносить некоторую определенность в бесконечное разнообразие человеческой индивидуальности и находить ориентиры для понимания особенностей данного конкретного человека.

Вот как поэтично, но в то же время ясно и точно пишет о соотношении индивидуальности и характера Марк Евгеньевич Бурно, московский психиатр:

«Как существуют уникальные листья березы, и листья липы, и листья осины и еще другие, объединенные общими свойствами (березовыми, липовыми, осиновыми), так существуют и определенные характеры, объединяющие неповторимых людей по общим свойствам в какую-то группу-характер. Так, человек с сангвиническим характером уникален, неповторим среди других сангвиников, но все они объединяются общими сангвиническими свойствами, составляющими сангвинический характер вообще».

В этой статье мы познакомим читателей с некоторыми типологиями темперамента, характера, личности. Мы не будем, как правило, приводить описаний типов (что потребовало бы по отдельной статье на каждую типологию). Цель нашей статьи — помочь читателям сориентироваться в многообразии типологий, узнать теоретические основы их построения, разобраться в причинах совпадений и различий «конкурирующих» систем. Читатель может выбрать типологию, близкую ему по духу, и изучить ее более подробно с помощью психологической литературы.

Типология темпераментов, предложенная еще древнегреческим врачом Гиппократом. Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь (sanguis), лимфа (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melan chole). Преобладающий вид жидкости определяет тип темперамента человека: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Концепция четырех темпераментов получила научное подтверждение в работах русского физиолога И.П. Павлова, несмотря на то, что медицинские познания со времен Гиппократа, разумеется, серьезно переменились.

И.П. Павлов установил, что в основе темперамента лежат такие свойства нервной системы, как:

* сила процессов возбуждения и торможения;

подвижность (скорость смены возбуждения и торможения);

уравновешенность (соответствие силы возбуждения силе торможения).

Комбинации этих свойств дают четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темперамента:

* Сильный уравновешенный, подвижный. Соответствует сангвиническому темпераменту.

Сильный, уравновешенный, инертный. Флегматический темперамент.

Сильный неуравновешенный. Холерический темперамент.

Слабый. Меланхолический темперамент.

Свойства нервной системы, о которых говорил И.П. Павлов, являются наследственными и почти не поддаются изменениям, а поскольку темперамент основан на свойствах нервной системы, его можно считать биологическим «фундаментом» личности.

Психологи подчеркивают, что ни темпераменты, ни типы высшей нервной деятельности не делятся на «хорошие» и «плохие». Свои сильные и слабые стороны есть у каждого, а последние могут сыграть даже положительную роль при соответствующих условиях. Чувствительный меланхолик, например, — прекрасный друг, и именно он, «слабый» тип способен на жертвенный героический поступок.

Перейдем от темперамента к характеру. В психологии понятие характер (греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает устойчивые индивидуальные особенности человека, которые проявляются в деятельности и общении, и включают в себя то, что придает поведению человека специфический, свойственный для него оттенок. Характер — это устоявшийся, определенный стиль поступков, рисунок поведения.

Характер и темперамент тесно связаны. Но если темперамент, как мы видели, имеет биологическую основу и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то формирование характера в значительной степени происходит в мире людей, благодаря влиянию различных социальных групп (семьи, школы, трудового коллектива), в особенности тех, которые являются для человека референтными.

Интересно, что тема характеров и их типологий привлекала исследователей самых разных школ и направлений. Большой вклад в исследования характеров внесли психиатры — немецкие: Э. Кречмер, К. Леонгард и российские: А. Е. Личко и М.Е. Бурно.

В 1921 году Эрнст Кречмер опубликовал свою работу «Строение тела и характер», в которой предложил строить типологию характера, исходя из строения тела человека. Карл Леонгард разработал широко известную и применяемую практиками типологию акцентуаций характера. Акцентуация характера — это усиление отдельных черт, при котором поведение человека не выходит за пределы норм. Одна из известнейших типологий акцентуаций характеров принадлежит А.Е.Личко. Особенность его типологии заключается в том, что построена она на основе наблюдений за подростками. По мнению А.Е. Личко, акцентуации характера, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, что и стало предметом его исследований. В начале статьи мы цитировали московского психиатра Марка Евгеньевича Бурно. Он разработал целую методику психотерапевтической помощи — терапию творческим самовыражением, основанную на характерологическом подходе.

«Характер данного человека — пишет М.Е. Бурно, — это его душевная человеческая природа в своей особенности-неповторимости, его душевно-телесная индивидуальность. Сплошь и рядом несчастен тот, кто не только в юности, но и в паспортной зрелости пытается выпрыгнуть из рамок своего характера, завидуя людям с другим складом и не обращая серьезного внимания на собственные личностные богатства, не зная толком о них, а то и презирая их».

М.Е. Бурно выделяет и рассматривает такую «гирлянду» характерологических типов:

* Сангвинический или синтонный характер (циклоид)

Тревожно-сомневающийся (психастеник)

Застенчиво-раздражительный (астеник)

Педантичный (ананкаст)

Замкнуто-углубленный или аутистический (шизоид)

Демонстративный (истерик)

Неустойчивый

Смешанные (мозаичные) характеры: «грубоватый», «эндокринный»,

Полифонический

Отметим, что типологии, построенные на основании наблюдений психиатров, вызывают критику со стороны многих психологов, которые считают неправильным делать выводы о психически здоровых людях, глядя на них сквозь «психиатрическое окошко».

Если черты характера отражают то, как действует человек, то черты личности — то, ради чего он действует. Другими словами, если описание характера есть ответ на вопрос «как? каким образом?», то описание личности отвечает на вопрос «что? ради чего?» Ответы на эти вопросы человек находит, разумеется, в социуме, в его культуре.

Большой вклад в развитие учения о типах личности внесли последователи З. Фрейда. Знакомясь с их системами, необходимо учитывать, что исходили они из соответствующих теоретических предпосылок — ортодоксального психоанализа и неофрейдизма. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг сотрудничал с З. Фрейдом, но впоследствии создал свой вариант психоаналитического учения — аналитическую психологию. Исходя из ее позиций, К. Юнг создал типологию личности, впервые опубликованную в знаменитой работе «Психологические типы», в которой он выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Юнг затрагивает исключительно описательную часть этих типов, не касаясь их генезиса.

К.Г. Юнг был убежден в «несоединимом разрыве между психическими и физическими явлениями», и для него психологические типы есть «структурные элементы психического». Таким образом, мы с вами видим не просто разные типологии, а разные исходные предпосылки их построения.

Экстраверт и интроверт воплощают два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены во внешний мир, к тому, что находится в нем, при второй — направлены к субъективному миру, обращены на себя.

Экстраверт живет, ориентируясь на окружающий его снаружи мир. Его внимание концентрируется на людях и вещах, которые его окружают. Экстраверт стремится отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств, которые выходят за пределы внешних ожиданий. Экстраверт принимает решения, большие и малые, исходя из норм и требований окружающего его социума.

Интроверт отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он в большей или меньшей степени боится новых людей и вещей, испытывает дискомфорт от столкновения с внешним миром. Интроверт теряет энергию, взаимодействуя с социумом, и восполняет ее в уединении.

Юнг утверждал, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но преобладающей становится какая-либо одна.

Мыслительный тип рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. У чувствующего типа, наоборот, мышление выполняет подчиненную роль.

Ощущение рассматривается Юнгом как восприятие непосредственной реальности, а интуиция направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро и точно воспринимает внешний мир с помощью органов чувств, а интуитивный тип, у которого слабее развиты функции ощущений, обладает способностью предвидеть возможные варианты развития ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, доминирующими обычно являются мышление и ощущение, а у женщин — чувствование и интуиция.

Помимо типологий Юнга, Хорни и других исследователей, в современной психоаналитической практике приняты восемь типов ориентации характеров:

* Шизоидный

Нарциссический

Параноидный

Обессивно-компульсивный

Истерический

Психопатический

Маниакально-депрессивный

Мазохистский

Если мы принимаем, что каждый человек обладает качествами и чертами, свойственными определенному типу (темперамента, характера, личности), то мы можем, опираясь на эти психологические ориентиры, стараться лучше и точнее понять, почувствовать своих близких, коллег или пациентов.

Но не для того, чтобы поставить им всем диагнозы, а чтобы научиться понимать, как устроен их внутренний мир, разглядеть их особые качества, умения и возможности, знать, что ожидать и как общаться с разными людьми.

Психологические знания о типологиях помогут и нам самим в поиске своего жизненного смысла, в выборе тех дел и дорог, которые соответствуют нашей природе, нашей индивидуальности.

Часто мне говорят, что у меня уникальное чувство людей. Хотел бы я это слышать в другом варианте, но пока разговор начинается только так: “А что было видно, что ему нельзя доверять, да? Чего я тебя тогда не спросил… ”.

Конечно, чтобы разбираться в людях, надо с ними проводить много времени. Просто набить шишек не хватит – после нескольких особенно болезненных обманов, можно закрыться и не доверять вообще никому.

Чтобы разбираться в людях, надо научиться видеть шаблоны поведения человека и это в разы проще, чем кажется. Вот главные из них, маячки, которые заставят вас задуматься нужен вам такой человек в окружении или нет.

Навыки адаптации

Невроз – это нарушение адаптации. Маленькие дети начинают страдать заиканием, закатывают глаза, писаются, когда в их жизни произошли резкие изменения, к которым они не смогли приспособиться. У взрослых тоже бывают неврозы, они вылезают из головы в виде бешенных тараканов и начинают грызть и топтать отношения с окружающими.

Дружить с таким человеком можно, но надо быть готовым, что неприятные сюрпризы станут обыденностью. Такие отношения будут больше отвлекать вас, чем помогать вам.

Самым простым сигналом нарушения навыков адаптации у человека может быть его (или чаще ее) неспособность быстро менять планы: “Ну я уже настроился (-лась) на это, а теперь случилось то…”.

Хотите проблемные отношения? Подпустите к себе поближе человека с нарушением навыков адаптации. Пока он будет выживать в своей жизни, вам достанется от него сполна.

Кстати, вопрос мужчинам: “Знаком трюк, когда девушка резко меняет свои планы, чтобы привлечь вас к себе?” Она входит в роль капризной стервы, вас это бесит, но и одновременно вы к ней притягиваетесь. Почему? Потому что так она демонстрирует свою значительность в отношениях – раз, и высокие навыки адаптации – два, которые ваше подсознание считывает, как признак здоровья.

Умение быть здесь и сейчас

Если человек тебя не слышит, чаще всего это не потому, что он занят или торопится, а потому что он не умеет слышать вовсе. Хотите вечно быть недопонятым, объяснять, что вы имели ввиду под тем или этим, оставаться виноватым? И поверьте, вас оставят виноватым… Подпустите к себе того, кто не умеет слушать.

Косвенным признаком может служить шаблон общения, в котором он (или она) задает вам только одноуровневые вопросы. Например:

– Как прошла тренировка?

– Тяжело сегодня.

Все, первый уровень вопросов исчерпан. Вопросы второго уровня типа “почему было тяжело?”, “что не выспался?” не прозвучат. Вместо них будет: “А я…”

Нежелание идти глубже в обсуждение вашей темы – может быть

  1. отсутствием интереса к вам (что само по себе значительно)
  2. а может быть проявлением отсутствия интереса к кому-то другому кроме себя вообще, что означает, что перед вами “подарок еще тот”.

Маячок такой: если вы чувствуете, что человек не на 100% в вашем разговоре, это уже сигнал, что фраза “почему я его (ее) так близко к себе подпустил” однажды родится в вашей голове.

На каком этапе жизни вы его (ее) повстречали

История имеет тенденция повторятся, а люди имеют склонность создавать вокруг себя прежнюю ситуацию.

Навыки человека к выживанию огромны. В период, когда у него нет ни денег, ни друзей, он неосознанно примет форму и цвет самого лучшего человека в мире. Если такой хороший человек живет один, без денег (показатель социальной полезности и просто дисциплины), без друзей и массивной поддержки его окружения, можете отворачиваться от него тоже. У вас нет времени доказывать всему миру, что каждый отвергнутый это случайность. История повторяется, помните? Он создаст в будущем ситуацию, из-за которой и вам придется от него отвернуться.

Можно ли отвернуться от бедного, брошенного человека и ошибиться? Конечно можно. Но шансы будут на стороне “лучше отвернуться”, чем “пригреть змею”. Если он так хорош и в его жизни произошла случайность, пусть докажет это миру сам, без вашего участия. Лучше собирать цветы, а не мусор.

Думаю, правил, которые помогают лучше разбираться в людях можно написать сотни и вам уже пришло на ум несколько из вашего опыта. Обратите внимание на эти три, они важные.

Предложенная еще Гиппократом, основанная на преобладающем виде жидкости, из тех четырех, что текут в теле человека: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. Эта классификация была научно подтверждена И.Павловым, русским физиологом. Он подтвердил, сто сангвинический имеет сильный , подвижный ; флегматичный – сильный, уравновешенный, но инертный. Холериков отличает сильный и неуравновешенный темперамент, а – слабый.

Эти свойства темперамента закладываются не генетическом уровне и практически не поддаются изменению. Ни к одному такому типу не применимо понятие «плохой» или «хороший». Свои достоинства и недостатки имеет каждый. Если темперамент – врожденный, то характер является приобретенным свойств, которые формируются под влиянием различных социальных групп – семьи, школы, трудовых коллективов.

Кроме того, по утверждению К.Юнга, существуют различные исходные предпосылки к построению разных психологических типологий. Так, например, люди также делятся на экстравертов и . Эти два типа воплощают в себе два способа мировосприятия и отношения к окружающей действительности. Экстраверт концентрирует внимание на событиях, предметах и людях , которые его окружают. Свои решения он принимает с учетом требований и правил окружающего его социума. Интроверт живет в своем субъективном мире и не очень комфортно чувствует себя в социуме, от взаимодействия с ним он теряет энергию, которую восполняет в уединении.

Юнг также утверждал, что каждый человек, обладая основными четырьмя психологическими : мышлением, чувствованием, ощущением и интуицией, имеет одну из них в качестве преобладающей. Согласно Юнгу, у преобладают мышление и ощущение, – интуиция и чувствование.

Зная особенности поведения и восприятия каждого психологического типа, вы сможете не только разбираться в людях , но и найти свой жизненный смысл и выбрать те дела и жизненные пути, которые соответствуют вашей природе.

Обратите внимание

Разбираться в людях - легко. Очень, очень легко. Вся информация о том, как данный конкретный человек поступит с вами в будущем, всегда лежит на поверхности и доступна буквально по щелчку пальцев. Все случаи, казавшиеся исключениями, на проверку оказывались просто более сложными случаями применения тех же законов. Это очень лестно и приятно - предполагать, что вы весь из себя такой прекрасный, и с вами у этого человека все будет совершенно иначе.

Полезный совет

Потребность научиться разбираться в людях возникает чаще всего после того, как человек несколько раз обманывается насчет окружающих. Те, кто кажутся с первого взгляда надежными, ответственными людьми, могут неожиданно подвести, тот, кого мы считаем добрым и заботливым, причиняет нам боль, а кто-то, в ком вы не подозревали высоких душевных качеств, на поверку оказывается настоящим другом и прекрасным человеком.

Оксана Сергеева .

Как научиться разбираться в людях? 49 простых правил

Введение

Характер человека – это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц. Обычно мы судим о людях сгоряча, по первому впечатлению, которое зачастую бывает обманчивым. Проходит немало времени, прежде чем мы действительно понимаем, что перед нами за человек, что им движет, почему он ведет себя так, а не иначе. Спустя какое-то время наше отношение к человеку может кардинально поменяться: зануды превращаются в интереснейших для нас людей, а люди, которые показались сначала забавными и привлекательными, на деле оказываются банальными шутами из дешевого балагана.

Умение разбираться в людях – это целая наука. Мы будем исходить из идеи, что плохих и хороших людей не бывает: мы не будем никого осуждать и вешать клеймо неудачника или труса, приговаривать человека, судить его. Мы просто поможем вам найти свой подход к людям с разными характерами, с разными жизненными принципами и моральными ценностями. Мы сделаем попытку разобраться в многообразии человеческих индивидуальностей. А уж дальше – выбирать вам: хотите ли вы общаться именно с этим человеком, мириться с его недостатками, пытаться оценить его немногочисленные достоинства или нет.

В жизни мы часто сталкиваемся со сложностями в общении с разными типами людей. Мы расскажем о том, как преодолеть эти трудности, как сделать общение с любым человеком приятным и полезным. Общаясь с окружающими вас людьми, вы должны помнить, что у каждого человека своя манера общения, свой способ выражения мыслей. Если вы будете учитывать специфические особенности личности каждого конкретного собеседника, то вы обязательно сможете найти общий язык с любым человеком, вы освоите науку нравиться и сможете добиваться поставленных целей во время общения. Мы вам в этом поможем.

Глава 1
Эмоции и чувства – зеркало человеческой души

Чтобы понять, что перед вами за человек, нужно прежде всего обратить внимание на то, как он выражает свои эмоции, какие чувства в нем доминируют, а какие совсем не развиты. Ведь эмоции и чувства – это отношение человека к миру, выражение его желаний и интересов. Вы сможете сделать вывод о характере человека, узнав, что вызывает у него положительные эмоции, а что является предметом отрицательных эмоций.

Правило № 1

Умеет ли человек выражать свои эмоции: об эмоциональных и гиперэмоциональных людях

По способности человека выражать свои эмоции мы делим людей на эмоциональных и неэмоциональных. Первые довольно чувствительны к происходящему вокруг них, их чувственный мир разнообразен, они выражают свое отношение к миру и окружающим через всевозможные эмоции – гнев, уныние, тоску, умиление и пр.


Существует мнение, что люди эмоциональные проще в общении, к ним легче найти подход. Их не нужно расспрашивать, понравился ли им только что просмотренный фильм или новый сотрудник, появившийся на вашем предприятии. Захлестнувшие их эмоции сами вырываются наружу.

Эмоциональный человек торопится рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Это, безусловно, делает общение с ними привлекательным: с ними всегда интересно.

Но порой чрезмерная эмоциональность является раздражающим фактором для окружающих. Если эмоции не дают человеку успокоиться, он нуждается в том, чтобы на кого-нибудь их выплеснуть. Эмоциональные люди постоянно ищут объект, на который можно было бы свалить груз впечатлений от только пережитого разговора с начальником или от ссоры с продавщицей в магазине. Подобная навязчивость, эмоциональные всплески могут не только раздражать вас, но являться причиной вашего эмоционального утомления (вы как бы сами переживаете эмоции постороннего человека). Гиперэмоциональные люди, как правило, выражают свои эмоции вне зависимости от желания окружающих выслушать их – для них это жизненно необходимо. А вот для окружающих не всегда бывает приятно, особенно если эмоции негативные.

Как правильно общаться с эмоциональными и сверхэмоциональными людьми? Прежде всего помните, что они нуждаются в том, чтобы их выслушали, им необходимо высказать все, что накопилось. Поэтому вам следует их выслушать, но не увлекайтесь сами их переживаниями. Будьте немного эгоистичны: притворитесь, что вы их слушаете и поглощены их эмоциональным рассказом, но ни в коем случае не принимайте все услышанное близко к сердцу. Эмоциональные люди склонны к преувеличениям. Если их рассказ затянулся, не бойтесь остановить их, прервать, сославшись на свою занятость.

Правило № 2

Как правильно общаться с неэмоциональными личностями: о людях без эмоций

Люди неэмоциональные, как правило, ограничивают круг выражаемых эмоций до минимума. Они проявляют свою эмоциональность только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. В обычной жизни они не склонны демонстрировать свои переживания.


Нам бывает сложно понять чувства человека, понять его отношение к окружающим предметам, да и к нам самим, если он открыто не выражает свои эмоции. Неэмоциональные люди кажутся нам таинственными и скрытными, создается впечатление, что у них что-то недоброе на уме. Не зря самые лучшие шпионы и секретные агенты прекрасно владеют навыком скрывать свои эмоции. Способность скрывать свои переживания делает человека практически неуязвимым: мы не можем понять, что перед нами за человек, и поэтому начинаем его опасаться. Иногда приходится долго изучать его, прежде чем становится ясно, как он относится к тому или иному явлению, человеку или событию. Эмоции другого человека дают нам хорошее представление о его внутреннем мире: мы можем определить, чем он живет, что он чувствует. А вот если наш собеседник скуп в выражении своих душевных переживаний, тогда нам становится некомфортно в его компании, мы не знаем, чего от него ожидать.

На самом деле неэмоциональные люди ничего не утаивают, ничего не скрывают от окружающих, просто они привыкли по-другому выражать свое отношение к миру: не через эмоции, а через мысли.

Сложность общения с неэмоциональными людьми по большей части преувеличена. Действительно, люди этого типа не сразу расскажут о своих переживаниях, по ним нелегко определить, как они относятся к окружающим: они мастерски могут спрятать свою симпатию или неприязнь. Неэмоциональные личности – это, как правило, люди с хорошо развитой интеллектуальной сферой – они мало чувствуют, но хорошо мыслят, они предпочитают выражать свой взгляд на происходящее, все хорошо взвесив и проанализировав. Их отношение к миру всегда более продуманное и обоснованное, чем у людей эмоциональных. Подход к таким людям найти довольно просто – их просто нужно подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Попробуйте поинтересоваться у них о том, что они думают по тому или иному поводу. В беседе с людьми этого типа не стоит прибегать к вопросам, связанным с оценкой их эмоционального восприятия, им проще высказать свое отношение к предмету разговора в виде неэмоциональных и хорошо аргументированных выводов.

Правило № 3

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с позитивным настроем

В жизни мы сталкиваемся с самыми разными ситуациями, которые заставляют нас испытывать разнообразные эмоции – позитивные и негативные. Человек, получивший заряд положительной энергии, считается более приятным и интересным собеседником. Так ли это?


Люди, настроенные позитивно, являются в некотором роде источником для подзарядки, они могут улучшить ваше не очень хорошее настроение, они с готовностью идут на контакт. Безусловно, нельзя отрицать, что люди, вставшие «с той ноги», в прекрасном самочувствии, добравшиеся до работы без пробок, в общем, зарядившиеся положительной энергией на весь день, становятся несколько эгоистичными в общении с окружающими. Они полагают, что прекрасное начало дня автоматически означает, что весь день должен быть превосходным: коллеги и близкие счастливы, начальник в хорошем расположении духа, погода отличная. Они все видят в розовом цвете, оберегают себя от лишних переживаний и конфликтов, желая сохранить свое прекрасное расположение духа подольше. Поэтому они могут пропустить, к примеру, тот факт, что у вас какие-то неприятности или вы не очень хорошо себя чувствуете. Простите их за это.

Как общаться с позитивно настроенными людьми? Не стоит бегать за этим человеком весь день, в надежде, что вам отдадут вашу порцию положительной энергии. Самый лучший вариант поведения – подбадривать вашего коллегу или близкого человека в течение дня, как бы поддерживая его положительный настрой, находить его шутки удачными, делать комплименты – и тогда вы почувствуете, что сами очень хорошо подзарядились на весь день. Не злорадствуйте, если ваше утро не принесло вам столько же положительных эмоций. Носители положительных эмоций – это не вечная батарейка «Энерджайзер», их настроение быстро может измениться, если его не стимулировать. Если вы постараетесь поддержать этот огонек позитива на работе или дома, тогда вы сами зарядитесь положительной энергией, а вот если вы его сразу потушите из зависти или раздражительности, тогда вы установите атмосферу недоброжелательности и дискомфорта.

Правило № 4

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с негативным настроем

Принято считать, что с позитивными людьми проще общаться, чем с людьми, испытывающими негативные эмоции. Но как же быть с людьми, которые обычно настроены негативно? Стоит ли общаться с ними или же лучше избегать всяких контактов?


К людям, настроенным негативно, гораздо сложнее найти подход, так как они озлоблены и переполнены отрицательными эмоциями.

Помните одно: вы не должны игнорировать человека, который переполнен отрицательной энергией. Если не попытаться помочь ему снять стресс в самом начале, тогда этот негатив обязательно начнет распространяться на окружающих. Безусловно, вы не должны выполнять функцию психотерапевта и бежать к вашему коллеге-неудачнику, требовать, чтобы он рассказал вам о том, что его беспокоит.

Но это не значит, что вы не можете ему помочь: вы можете разрядить обстановку и снять негатив, проявив элементарное человеческое внимание, например, угостить его своим вкусным цветочным чаем или оказать помощь не в службу, а в дружбу и выполнить небольшую часть его работы, если, конечно, это вам не в тягость.

Правило № 5

Активны ли эмоции человека: о стениках и астениках

Людей, у которых преобладают активные эмоции, такие, как радость, гнев, злость и пр., принято называть стениками. Их эмоции всегда вызывают подъем сил, возбуждение, напряжение. В противоположность им астеники – люди, испытывающие эмоции, которые подавляют активную деятельность, уменьшают энергию человека, например, тоска, печаль, уныние, подавленность.


Отличить стеников от астеников очень просто. Первые под влиянием своих переживаний способны на активные действия. К примеру, удовольствие от звучащей музыки вызывает у стеников желание подпеть, пританцовывать в такт, тогда как астеники ограничиваются мимическим выражением своих эмоций (полуулыбка, улыбка, закрытые глаза). Страх, к примеру, заставляет стеника мобилизовать все свои реальные и потенциальные возможности. Астеник же, испытывая страх, входит в ступор.

Трудности в общении возникают, если они общаются между собой, т. е. один из собеседников – стеник, другой – астеник. Вы сможете овладеть наукой общения с представителем из другой группы, если начнете учитывать его непохожесть на вас, его особые, специфические черты, которыми вы не обладаете.

В общении со стеником вас не должна удивлять его бурная деятельность и желание активно проявлять свои эмоции. Терпимо отнеситесь к тому, что ваш собеседник будет находиться в состоянии постоянного эмоционального напряжения. Если его что-нибудь возмутит, то он обязательно возмутится «вслух»; если он обрадуется, то очень активно; если разгневается, то так, что это заметят окружающие. Не стоит останавливать стеника и просить, чтобы он вел себя поскромнее. Самая правильная модель поведения – переждать «бурю», дать ему возможность высказаться, выразить свои эмоции. Плюсы общения со стениками: они активны, легки на подъем, чаще всего позитивно настроены, достаточно мобильны, более общительны, чем астеники.

Астеники с виду могут показаться неэмоциональными людьми. Но на самом деле они испытывают эмоции более сдержанные, которые не подталкивают их к активной деятельности, они более пассивны и неподвижны. Иногда о них говорят, что они занудны, вечно грустны и тоскливы. В общении с такими людьми лучше всего не давить на них, не настаивать на более деятельностном выражении эмоций (к примеру, вам бы хотелось, чтобы ваш собеседник-астеник выразил свой гнев открыто, а не просто что-то бурчал себе под нос; для астеника – это непосильная задача). Вам нужно привыкнуть к тому, что их эмоции выражаются скучновато. Есть и свои плюсы в общении с астениками: их эмоции более стабильны, чем у стеников. Для них характерна глубокая внутренняя концентрированность, которая говорит о продуманности их действий. Они предпочитают сначала проанализировать свои впечатления, а уж потом приступают к конкретным действиям.

Правило № 6

Как общаться с людьми с хорошим или плохим настроением: о людях с постоянным эмоциональным фоном

У каждого человека есть свой эмоциональный фон, который мы называем настроением. В жизни мы встречаем людей с положительным эмоциональным фоном и отрицательным. Проще говоря, нам приходится общаться с людьми, у которых всегда хорошее или всегда плохое настроение.


Удобными в общении являются люди первой группы – те, у кого настроение обычно хорошее. Эти люди достаточно позитивно настроены на общение, они часто улыбаются. Найти подход к таким людям очень просто: они достаточно открыты и с удовольствием идут на контакт. С ними можно разговаривать практически на любые темы. Хотя есть и свои минусы в общении с этими людьми: их не просто встревожить, их позитивный эмоциональный фон довольно стабилен, поэтому не ждите от них искреннего соболезнования, если вы вдруг сообщите им о своем горе или жизненных трудностях. Чаще всего такие люди увиливают от разговоров на «грустные», «печальные» темы или не принимают их всерьез.

Общаться с людьми, у которых вечно плохое настроение, – занятие не из приятных. Нам кажется, что разговор с ними может испортить наш собственный настрой. Мы даем таким людям за глаза самые неприятные прозвища – «брюзга», «ворчун» и пр. В коллективе они часто оказываются белыми воронами, так как их недолюбливают. Помните, что их плохое настроение нельзя рассматривать как нежелание общаться с другими людьми. Они тоже нуждаются в общении. Для того чтобы общение с такими людьми принесло определенные плоды, чтобы ваш разговор не был в тягость ни вам, ни вашему собеседнику, придерживайтесь следующих правил.

Не пытайтесь развеселить вашего угрюмого собеседника. Такие люди в этом не нуждаются. Помните, что их плохое настроение – это не следствие каких-либо неурядиц и жизненных проблем, это их нормальное состояние. Ваша попытка, к примеру, рассказать им анекдот будет воспринята негативно, ваши старания не оценят, вы точно не услышите в конце своего рассказа желанного смеха, а натолкнетесь на недоумение со стороны вашего собеседника. Развеселить таких людей может только очень радостное событие, которое будет иметь непосредственное отношение к ним самим. Не просите их улыбнуться в ответ на вашу улыбку. Людям с постоянным отрицательным эмоциональным фоном это не свойственно. Даже если они последуют вашему совету, их улыбка будет выглядеть ненатурально.

Вам придется привыкнуть к их специфическому отношению к окружающему миру: они все подвергают сомнению. Их жизненное кредо: ждать удара от жизни в любой момент.

Такие люди не всегда неудачники в жизни. Плохое настроение может быть свойственно даже успешным, хорошо продвигающимся в жизни людям. Их настроение – это своего рода защитная реакция организма. Они заранее перестраховываются на случай неудачи, краха их планов и надежд. Если у них что-нибудь не получится, никто даже не заметит никаких видимых перемен в их поведении. Если сорвется крупная сделка или желанная командировка за границу, то им будет проще скрыть свое разочарование.

Правило № 7

Быстро ли у человека меняется настроение: о людях «настроения»

Иногда нам приходится общаться с людьми с переменчивым настроением. Эмоциональный фон у таких людей меняется очень часто и внезапно, когда мы этого не ждем. Любая мелочь, любая деталь запросто может испортить их позитивный настрой. А какая-нибудь неуместная или неудачная шутка рассмешит их – и они забудут о многочисленных проблемах.


Люди с неустойчивым настроением очень сложны в общении. Обычно их поведение и резкие эмоциональные перепады могут сбить нас с толку, мы можем забыть о цели разговора, сбиться с мысли. Реакция людей настроения может быть непредсказуемой, мы не можем предугадать, как они отнесутся, к примеру, к нашей просьбе поработать в выходные или к тому, что их ожидаемое повышение по службе временно откладывается.

Как правильно общаться с такими людьми? В разговоре следует придерживаться тактики «опереди собеседника». Вы должны занять строго лидирующую позицию в беседе, как бы опережая их эмоциональную реакцию на ваши слова. К примеру, если вам предстоит сообщить человеку настроения неприятное известие, лучше начать сразу с него, не откладывая в долгий ящик. Если вы сообщите о чем-то неприятном в конце разговора, то у этого человека обязательно останется неприятный осадок обо всем разговоре в целом. После того, к примеру, как вы сообщите, что долгожданный отпуск откладывается до следующего месяца, постарайтесь сразу же восстановить эмоциональное равновесие вашего коллеги – успокойте его тем, что в следующем месяце путевки будут гораздо дешевле, а погода в жаркой стране, куда он собирается, более щадящей, поэтому акклиматизация не будет такой тяжелой. Помните, что людям, подверженным внезапной смене настроения, можно быстро испортить настроение, но после этого можно запросто его поднять. Главное – никогда не оставляйте его с плохими мыслями наедине. Всегда расставайтесь на хорошей ноте.

Старайтесь всегда контролировать вашу беседу, не упускайте главного, не поддавайтесь перепадам настроения вашего партнера. Очень часто люди, способные перестраиваться в зависимости от ситуации, очень легко манипулируют окружающими. Чувствуя, что им предстоит неприятный разговор, они могут опередить вас и пожаловаться на свои проблемы, тем самым разжалобив вас. У вас появляется желание отложить разговор до более удобного момента. Не идите у таких людей на поводу – всегда говорите то, о чем собирались сказать, не откладывайте разговор в долгий ящик.

Есть и определенные плюсы общения с людьми настроения. С ними всегда интересно: они не утомляют вас однообразным брюзжанием или же вечно хорошим настроением. Они всегда разные, новые. Они очень мобильны, легко адаптируются к ситуации, способны выразить искреннюю радость и истинное соболезнование.

Как часто мы со стороны даем советы родным и близким, о том, что этому человеку нельзя доверять, а этому можно. Но когда дело касается нас самих, то постоянно возникают ситуации, когда мы оказываемся обманутыми, преданными и покинутыми. Именно в этот момент появляется желание научиться разбираться в характере людей, понимать, что на самом деле они преследуют, и стоит ли вообще продолжать общение.

Психология давно разгадала все тайны характера и предлагает методики познания личности. Это не только деление людей по темпераментам, но и умение разгадывать значение жестов и реакций на ту или иную ситуацию.

Темпераменты личности

Все же стоит начать изучение психологии личности с базовых знаний. К ним относятся темпераменты. Всего их выделено 4, но не стоит забывать, что бывают и смешанные черты, которые обнаруживаются не сразу, а в ходе длительного общения.

Флегматик. Отличительные черты: размеренность, неторопливость, даже заторможенность. Такие люди редко проявляют эмоции, они просто не умеют этого делать. Оказавшись в сложной ситуации, флегматики начинают ее анализировать. Окружающим замкнутость кажется высокомерием и надменностью, но это не совсем так. Часто типичный флегматик оказывается милейшим отзывчивым человеком, который может стать настоящим другом.

Сангвиник. Полная противоположность флегматику. Сангвиники открытые и жизнерадостные люди, которые хватаются за любые дела и соглашаются на авантюры. Но проблема кроется в том, что им быстро все надоедает. Настроение может поменяться совершенно внезапно. К тому же они очень поверхностны по отношению даже к близким.

Холерик. Этот тип отличают резкие, взрывные черты характера. Холерики очень темпераментны, действуют под управлением эмоций, о чем потом могут сильно пожалеть. Но они более искренни, чем сангвиники. Если вы смиритесь с некоторыми чертами характера, то холерик станет верным другом или спутником на всю жизнь.

Меланхолик. Такие люди очень чувствительны, их легко обидеть, но также легко и завоевать расположение. Меланхоликов отличает грустное настроение и неуверенность, нередко они замкнуты, избегают общения. В силу своего характера привязываются к одному человеку на всю жизнь и больно переживают разрывы. Дружить с меланхоликами тяжело, но вы всегда можете рассказать ему о своих переживаниях, и он поймет и поддержит.

Существует множество тестов для определения темперамента, но их результат никогда не будет определенным. Чистый тип личности в природе не встречается, обычно один из них доминирует, а другой его дополняет.

Знакомство с человеком уже может дать нам достаточно информации, чтобы решить, продолжить общение или нет. Речь идет не о внешних данных, которые могут быть привлекательными или наоборот, а более глубоком анализе особенностей собеседника. Существует несколько шаблонов поведения, которые могут о многом рассказать.

Представьте ситуацию, что вы находитесь на свидании вслепую или к вам подсел познакомиться молодой человек или девушка.

Во время разговора обратите внимание на такие детали:

1) Умение подстраиваться под ситуацию. Например, вы договорились встретиться в кафе. Проверьте его эмоциональную устойчивость, предложив пойти в кино, ведь там как раз идет фильм, на который вы давно хотели попасть. Если новоиспеченный знакомый или знакомая начнет приводить доводы за нелогичность такого решения, скорее всего вам попался тип личности, с отсутствием навыков адаптации, то есть умения быстро принимать решения и переключаться от ситуации к ситуации. Скоро отношения станут вам в тягость, потому что подобных выходок будет великое множество.

2) Умение слушать. Это очень важный момент, потому что внимательность к собеседнику либо есть, либо нет. И с этим ничего не поделаешь. Интересуясь, как у вас дела, он никогда не спросит, почему – эта черта поведения говорит о фальшивой заинтересованности.

3) В беседе с человеком, постарайтесь как можно больше узнать о его окружении. С кем общается, какие отношения в семье. Если он с интересом делится своими историями, рассказывает о том, что имеет настоящих друзей, то смело продолжайте знакомство. Задуматься стоит тогда, когда собеседник начинает жаловаться на всех, что его бросили и предали. Согласитесь, редко бывает такое, что все в один миг отворачиваются от хорошего и бескорыстного человека.

Эти правила действуют не только для приведенного примера, но и в любой похожей ситуации. Например, в деловой сфере, когда вы собираетесь нанять работника или планируете сотрудничество.

Если вы стали больше чем знакомые

Когда вы много времени проводите вместе на работе или во время занятия общим увлечением, то появляется возможность внимательно наблюдать за человеком и изучать его черты характера. В скором времени вы научитесь составлять психологический портрет и понимать, как друг или коллега к вам относится.

Наблюдайте за следующими чертами характера:

  1. Эмоциональная устойчивость. Если ваш знакомый бурно реагирует на каждую ситуацию, которая с ним приключается, в скором времени вы ощутите его эмоции на себе. Многие люди ищут близкого человека, чтобы выливать на него свои негативные эмоции, тем самым освобождая от них себя. Если вы чувствуете подавленность и упадок сил после встреч, то продолжать не стоит.
  2. Пользовательское отношение. Все мы любим, когда нас хвалят и делают комплименты, но часто это бывает не от чистого сердца, хотя нам хочется верить в обратное. Если коллега по работе или друг, после недолгого знакомства, начинает просить вас заменить его или выполнить поручение, то вами пользуются. Особенно это заметно, когда просьбы становятся весомыми и идут в ущерб вашему времени и личной жизни.
  3. Наигранность. Присмотритесь к тому, как ведет себя человек с вами наедине и в компании. Честный и порядочный друг не станет менять тактику поведения и притворяться кем-то другим.
  4. Желание быть рядом с вами. Если знакомый стремиться проводить много времени в вашем кругу, спрашивает об интересах, принимает во внимание ваше мнение, то он искренне хочет стать другом или кем-то больше. Если же у него часто появляются неотложные дела, он постоянно занят, то не тратьте свое драгоценное время.

Эти, казалось бы, несложные правила, знает каждый из нас. Но в период общения с человеком, который симпатичен, они забываются. Поэтому сохраняйте здравый рассудок и оценивайте людей не по внешним качествам, а отношению к вам.

Чаще всего причиной того, почему мы хотим научиться разбираться в людях, является нежелание остаться обманутым. Поэтому следует запомнить несколько жестов и повадок, которые помогут понять, врет человек или говорит правду.

С вами общаются искренне, если:

  • глаза смотрят вам в глаза;
  • у собеседника свободная поза, руки и ноги расслаблены и находятся в естественном положении;
  • речь связанная, голос ровный;
  • человек быстро и не задумываясь отвечает на ваши вопросы;
  • искренне улыбается – вместе с губами, эту эмоцию выражают и глаза.

Вас обманывают, если:

  • при разговоре взгляд часто переводится с одной стороны в другую;
  • руки и ноги скрещены, движения резкие. Часто обманщик не может найти себе место;
  • голос меняет интонацию. Если человек врет, то он неосознанно старается говорить тише;
  • речь может быть несвязная, собеседник путается в фактах, делает долгие паузы;
  • он улыбается, не поднимая уголков рта. Такая мимика больше похожа на ухмылку.

Чем больше пунктов склоняют вас в ту или иную сторону, тем вернее будут догадки. Но все же, стоит учитывать некоторые раздражающие факторы, например, незнакомую обстановку, шум, плохое самочувствие собеседника. Поэтому выводы следует делать осторожно.

Чтобы безошибочно научиться видеть людей насквозь и угадывать их намерения, специалисты по психологии личности советуют развивать полезные навыки. Они помогут не только в отношениях с людьми, но и в любой жизненной ситуации.

Что нужно делать, чтобы уметь разбираться в людях:

  1. Развивать интуицию. Ваше подсознание знает намного больше, чем вы думаете. В нем откладываются все впечатления, хорошие или плохие, полученные от общения с людьми. Поэтому иногда вы как будто чувствуете свой внутренний голос, который говорит, доверять человеку или нет. Научитесь его слышать, и вы сможете интуитивно угадывать подвох.
  2. Применять знания на опыте. Вы можете прочитать сколько угодно литературы, но если не будете тренироваться, то знания останутся бесполезными. Сначала будет сложно запомнить тонкости психологии, но скоро это войдет в привычку.
  3. Учитесь анализировать. Человек может очень долго казаться настоящим другом и вести себя достойно, но когда-нибудь обман раскроется. На это будут указывать незначительные на первый взгляд, детали. Поэтому учитесь обращать внимание на нюансы поведения и привычки окружающих вас людей, ведь человек не может все время притворяться.

Начав наблюдать за окружающими, вы увидите, сколько в них фальши и неискренности. Но пусть это вас не шокирует. Ведь хорошие люди всегда найдутся рядом, и вы будете с ними чувствовать себя спокойно и уверенно, не задумываясь о предательстве и лжи.

Видео: как разбираться в людях