В СССР не было банков и кредитов. Точнее был Сбербанк, который служил для населения скорее хранилищем средств, откладываемых на юбилей, покупку машины или «черный день».

Сбербанк никоим образом не влиял на удовлетворение потребительских желаний населения. В СССР тех людей, которые жили не по средствам можно было пересчитать по пальцам. Как правило, они заканчивали жизнь либо в тюрьме, либо самоубийством.

В Россию, с развалом СССР, хлынул «частный капитал» и начали создаваться тысячи банков, в основном с еврейским участием. Банки дали людям такой сильный стимул потреблять, что по сути, благодаря им была создана иллюзия того, что в России мы стали жить гораздо богаче, чем в СССР. Объем займов, выданных российскими кредитными учреждениями гражданам, увеличился в 2013 году на 2 трлн 213,9 млрд рублей - до 9 трлн 935,8 млрд рублей, а сумма просроченной задолженности составила около 1 трлн 400 млрд рублей.
Население России находится сейчас в том состоянии, которое на Руси характеризовали поговоркой «в долгах, как в шелках».
Напомним, что в соответствии с православной моралью ростовщичество –это смертный грех и преступление против общества.

2.В СССР не было охранников. Точнее был вялый ВОХР, где работали бабушки и дедушки пенсионного возраста. Никто из советских людей никогда бы в жизни не пошел работать «сторожем в магазин». Профессия «сторож» относилась к наиболее маргинализованной части населения. Стать в советские времена сторожем было так же дико, как сегодня дворником.
В России охранниками официально работает почти полтора миллиона человек. Кроме них в сфере безопасности занято огромное число консьержей, сторожей и контролеров.
Огромная социальная масса людей, которая ничего не производит, кроме испорченного воздуха, профессиональные трутни и тунеядцы, потребляющие наши налоги. Унылая, инертная масса, визитная карточка любого полицейского государства.

3. В СССР не было «креаклов». В СССР была интеллигенция, которая занималась производством и трансляцией культуры. Был андеграунд, который удовлетворял запросы различных слоев населения, которые не хотели двигаться в официальном русле. Был Самиздат, подполье из диссидентов, антисоветчиков и барыг. Признаки интеллигента в СССР заключались в том, что он служил высшим идеалам культуры, был абсолютно не меркантилен и свысока относился к тем людям, которые жили только материальным миром. Влияние лучших представителей интеллигенции на население СССР было очень велико, гораздо выше любых представителей властных структур.

Российский «креакл» -это продукт товарно-денежных отношений в государстве, а точнее деиндустриализации и кредита. Этот класс на 90% продукт кредитной экономики, потому что после крушения СССР они были выключены из производственных цепочек.
Единственное, чем мог быть занят этот новый класс этих «новых безработных» - это перераспределение поступающих в страну нефтяных и газовых доходов путем оказания друг другу разных услуг, так как большинство населения в их услугах не нуждается. По некоторым оценкам в России креативный класс насчитывает примерно 39% работоспособного населения. Называется так же цифра в 15 миллионов человек.
В СССР таких креаклов называли тунеядцами и дармоедами.

4.В СССР не было колбасы. Точнее колбаса была, но не в том количестве, какое хотелось бы увидеть западным корпорациям и фермерским конгломератам США и Европы. По ГОСТу в СССР колбаса подразделялась на сорта от высшего до второго, в зависимости от количества мяса. В колбасе высшего сорта количество мяса должно было быть не менее 70%. Колбаса даже варёная считалась деликатесом и была отменного качества, не говоря уже о колбасах копченых. Мужики в поле или на стройке не брезговали даже ливерной колбасой, которую брали в основном домашним животным.

Не брезговали по той причине, что по своим вкусовым качествам и содержанию мяса ливерная колбаса намного превосходила те псевдоколбасы, которые в изобилии расположились на наших прилавках.
В России колбаса есть. Вареная колбаса теперь не считается деликатесом. Вместо мяса в неё кладут туалетную бумагу с желатином и эмульгаторами. Потребляют ее самые низшие круги населения.

5. В СССР не было секса. Точнее так считали некоторые полоумные. Если быть еще более точным, в СССР отсутствовала порнография, секс-игрушки, сексуальные сцены в телевизоре и печатных СМИ. Была напряженка с таблетками стимулирующих половую активность, даже презервативы считались некой непристойностью. Проституция, присутствовала, как явление, но присутствовало исключительно в столицах и курортных зонах. Все что касалось похоти и разврата было табуировано и преследовалось законом.

При этом институт семьи охранялся и государством, и проклятыми коммунистами, и кровавой гэбней. Аборты и разводы считались чуть ли не преступлением против общества.
С 1948 по 1989 годы в СССР отмечался постоянный естественный прирост населения - примерно на 1 % в год.
Сегодня в России есть проституция, порнография и секс-шопы. Есть огромная транснациональная секс-индустрия, которая получила громадный скачок с развитием интернета. В Великобритании доходы секс-индустрии даже включают в расчеты ВВП.
В настоящее время России институт семьи существует только в силу инерции, демография отрицательная, уровень преступности и смертности не снижается уже два десятилетия.

6.В СССР не было религии. Точнее она была, но только для истинно верующих, которые готовы были терпеть ради этого насмешки, лишения и моральные страдания. Институт церкви был отделен от государства, попов держали в черном теле, а церкви традиционно использовали для зернохранилищ.
Большая часть населения страны были атеистами.
Сложно было представить в СССР картину, когда поп в телевизоре учит полунищий сброд духовным скрепам, покорности и преимуществам Царства божьего.

В России религия есть. Церквей построили гораздо больше, чем школ. Попы оказывают огромное влияние на светскую жизнь, включая государственное управление, идеологию и бизнес. На сегодня, по сути, вторым человеком в государстве является Патриарх, а влияние Церкви равняется влиянию ФСБ.

7. И последнее. В СССР не было бомжей, бандитов, беженцев и бездомных. Не было пандемий, заброшенных поселков и огородов, не было не вспаханных полей, не было демократии, не было «рыночной» экономики. Не было экономических кризисов, национальной вражды и гражданских войн. Не было липовых генералов и ветеранов, не было липовых героев и орденов, не было спортсменов занимавшихся спортом ради денег.Не было ментов-оборотней, не было уголовников во власти, не было свободной прессы и не было такого товарного изобилия –от ректальных свечей до золотых унитазов.
Зато в России все это есть. Мы широкой поступью вступили в сообщество цивилизованных государств и уверенно смотрим в завтрашний день.


Недавно пришлось сделать несколько перелетов по Европе.
Везде очень строгий контроль, не разрешается провозить даже пластмассовые одноразовые ножи и вилки. Как будто террорист может их применить для угона самолета. Все-таки Задорнов иногда бывает прав: они, на Западе, реальные придурки! Изъяли у меня пузырёк мизинчикового размера с российскими каплями против насморка. Объяснили, что это опасно. На мой вопрос: «В чем опасность?» – ответить не смогли. Лишь указали на инструкцию, в которой подробно описано, что требуется изымать у пассажиров в связи с борьбой против террористов. Я сдержался, не стал у долбаков выяснять, как, по их мнению, я могу угнать самолёт с пузырьком, наполненным каплями от насморка?

Нет-нет, я не собирался приводить пример очередной тупости западных человекоинструкций. Лишь описал тот момент, после которого вспомнил о нашей жизни в Советском Союзе. Интересно, знает ли сегодняшнее молодое поколение, что у нас в аэропортах не ставили даже рамок безопасности? Но, несмотря на это, после войны было всего лишь две попытки угона самолета! При посадке в самолёт никто не проверял пассажиров на наличие оружия. А знаете почему? Оружия ни у кого не было! И ведь летали, и не боялись. Сегодня в это даже трудно поверить.

Более того, советские самолёты так не трясло в воздухе, как сегодняшние пропиаренные на весь мир самолеты известных брендов. Каждый раз, когда сегодняшний автопилот при посадке бУхает самолёт об землю, я вспоминаю, как плавно, с достоинством приземлялись наши Тушки, Илы, Яки и Анты…

Конечно, еду в полётах подавали не так изысканно, как нынче в тех же Боингах. Советский Союз потому и проиграл соревнование с Западом, что не умел красиво упаковывать всякую хрень. Как правило, в полёте приходилось есть небритую курицу с варёным картофелем. Причем всем пассажирам почему-то доставались или ножки, или крылышки. Складывалось такое ощущение, что советские курицы состояли только из крыльев и ног. Этакие вертолёты-многоножки. Но та еда нашего прошлого, как показало время, была не столь вредна, как сегодняшняя красиво упакованная, генномодифицированная и разогретая в микроволновках.

Искусственные курицы не несли искусственные яйца!

В конце концов, оторвал «волосики» от небритой куриной ножки и с удовольствием её съел. И не рождалось такое количество уродов, как нынче, от современной еды в сегодняшнем человечестве, причем особенно на Западе. Вглядитесь в лица молодёжи в самых развитых западных странах, большинство – уродцы! Большие полуслоновьи попы, подуздоватые челюсти, бессмысленные глаза, дистрофичные плечи, а коленки, как у чернобыльских кузнечиков. О знаниях я уж не говорю. Об этом много писал раньше.

Вырождается Европа! Кто не верит, пускай вглядится в лица европейских женщин. Запирсингованные и зататуированные молодые люди думают, что это их индивидуальность, а на самом деле они - ксерокопии друг друга.

В Советском Союзе не было такого количества молодых уродов-европеоидов, как нынче в России!

Да что там говорить…Много чего ещё не было…

Наркотиков!

О них мы узнали лишь по редким попадавшим к нам западных фильмам и думали, как хорошо, что мы живём в другой стране, где таких ужасов не существует.

Фильмов-ужасов не было, кровавых кинокачек, садистских фильмов….Мультяшек, развивающих садистские наклонности у детей. Ведь самые разумные сегодняшние родители, пока дети маленькие, стараются показать как можно больше добрых советских мультфильмов. Причем интересно: советские мультяшки детям стали показывать даже некоторые продвинутые латыши и литовцы.

Не было …гей-парадов! Я ничего не хочу сказать обидного в адрес геев или лесбиянок. Мир настолько пресыщен, что нетрадиционная сексуальная ориентация стала неизбежностью. Человечество не должно при таком безнравственном уровне своего развития излишне плодиться. Более того, я даже в магазинах часто обращаюсь к продавцам-геям. Они аккуратны, как правило, знают смысл продаваемого товара, и очень вежливые. Я бы даже сказал, по-женски заботливые. Только причем тут гей-парады? С таким же успехом можно устраивать парады астматиков, больных остеохондрозом…в советское время тоже были геи, но не выставляли себя напоказ и не пиарились как сверхчеловеки.

Я недавно видел Олега Газманова – мы когда-то очень дружили. Решили, что в ближайщем будущем организуем парад настоящих мужиков! А почему нет? Немужики имеют права парад организовывать, а мужики нет? Остались еще настоящие мужики: в шоу-бизнесе я насчитал уже 11!

А знает ли сегодняшняя молодёжь, что в советское время не было СПИДа? В конце 80-х годов, если я не ошибаюсь, на всю страну набралось около сорока человек, заболевших СПИДом, и то - все они привезли его из-за границы.

Таких эпидемий гриппа, как нынче, не было! Хотя прививки от гриппа и не делались.

Врачи не были бизнесменами. Если б советский врач брал откат с того лекарства, которое выписывал больному, то его бы посадили за решётку!

Лекарств не было поддельных. Любую контору, которая этим занималась, немедленно бы накрыли и всех отправили на север в трудовые лагеря, шить рукавицы для трудового советского народа.

Не было страха у старых людей, что после того, как они умрут, их не на что будет похоронить родственникам. Похороны были бесплатными! В крайнем случае, работникам похоронной конторы давали бутылку водки.

Склады с боеприпасами не взрывались!

В армии не было такой дедовщины! По морде съездить новобранцу могли, но забить до смерти - никогда.

Не было бездомных.

Беспризорных детей не было! Они не болтались по стране этакими обозленными зверьками.

Нищие не толпились на перекрестках, не просили милостыню.

В это сегодня не верится, но не было безработных! Если милиция ловила какого-то безработного, его отправляли за сто первый километр – была такая «отметка» во многих городах, где создавались специальные трудовые лагеря.

А кто сегодня поверит, что большинство детей в советское время слушались своих родителей? Конечно, их наказывали, ставили в угол, давали ремня, …но они не устраивали таких дебошей, как дети современные. И никогда никто, ну, за редким исключением, не мог обматерить своего отца и мать. И не потому, что боялись быть сосланными в детскую колонию, а потому что были так воспитаны.

Спортом занимались бесплатно! Везде! По всей стране! Поэтому такого количества молодых дистрофиков-уродов не было в советском обществе.

Самоубийств было значительно меньше! Разве это не показатель более доброй жизни?

Учителя не вымогали деньги из родителей учеников – за это их выгнали бы из школы сразу. Причем с позором, с плохой характеристикой и нигде бы не приняли больше на работу.

Издание книг не было бизнесом. Конечно, много издавалось агитационной муры. Но и добрых книг, написанных порядочными авторами, печаталось значительно больше. Никто не гнался за рейтингом!

Книги были дешёвыми. Домашними библиотеками гордились!

Такая же ситуация была и на телевидении. Рекламы на телевидении не было!

Художественные фильмы не марались бизнесовскими интересами.

Коттеджей теремообразных у членов правительства не было!

Такого количества чиновников не было!

Не было столько «мигалок» на дорогах.

Гастарбайтеров, привезенных из Средней Азии, не было (может и были, но не в таком количестве, чтобы боязно было выйти вечером на улицу или спуститься на ночь глядя в метро).

Народы советских республик не воевали друг с другом. Даже западные украинцы ненавидели русских втихаря, на кухне шепотом под музыку Вивальди.
Колхозные поля не зарастали сорняками, их не превращали в поля для гольфа.

Деревенские и колхозные дома не напоминали разбросанные по земле черепа с пустыми глазницами.

Секс-шопов не было! Порнографические фильмы, безусловно, по рукам ходили, но за их распространение можно было угодить в тюрьму. Что, кстати, правильно.

В общем, много чего не было.

Предлагаю каждому включиться в этот размышлизм, добавить что-то свое и отправить в Администрацию Президента!


Эта фраза первой приходит на ум, когда разговор заходит о сексе в Советском Союзе . Выражение стало настолько расхожим и затертым, что многие давно забыли, как оно родилось и что на самом деле означало. 30 лет назад, 17 июля 1986 г., в эфир вышел телемост Ленинград-Бостон , одна из участниц которого изрекла незабвенный перл. Эта женщина впоследствии стала настоящей знаменитостью и даже зарабатывала на этом деньги.



В 1980-х гг. Владимир Познер провел несколько советско-американских телемостов. 28 июня 1986 г. прошел телемост Ленинград-Бостон под названием «Женщины говорят с женщинами», ведущими были Владимир Познер и Фил Донахью. В эфир он вышел 17 июля. Речь зашла о рекламе на телевидении, и одна из американок пожаловалась на то, что в рекламных роликах «все крутится вокруг секса». Советским участникам задали вопрос о том, как у них обстоят дела с телерекламой. На это Людмила Николаевна Иванова ответила: «Секса у нас нет, и мы категорически против этого». Зал взорвался смехом и аплодисментами, и концовку фразы никто не расслышал (она якобы добавила: «У нас есть любовь»). Другая участница выкрикнула: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». Позднее Людмила Иванова просила вырезать свои слова при монтаже, но их оставили, и вскоре вырванная из контекста фраза стала крылатой.



Позже возникло несколько версий относительно того, каким было продолжение фразы. Сама Иванова спустя 20 лет в интервью газете «Комсомольская правда» изложила другую версию происхождения этой фразы: «В общем, идёт телемост, и одна американка говорит: да вы из-за войны в Афганистане вообще должны перестать заниматься сексом с вашими мужчинами – тогда они не пойдут воевать. И пальцем всё время тычет. Я ей и ответила: в СССР секса нет, а есть любовь. И вы во время войны во Вьетнаме тоже не переставали спать со своими мужчинами».





В другом интервью она утверждала, что сказала на самом деле «У нас секса нет… на телевидении», но концовку фразы никто не расслышал. Конечно, ситуация была анекдотичной, и позже «виновнице торжества» отчаянно хотелось вложить больше смысла в уже сказанное. Кроме того, она даже начала усматривать взаимосвязь между успехом журналистской карьеры Познера и своим выступлением: «Я приложила руку к его карьере. Кто помнит другие телемосты между Америкой и СССР? А наш, женский, запомнили. Познер пригласил меня на съёмки, а я сделала всё, чтобы этот телеэфир вошёл в историю. В результате в 1986 году Владимир получил премию Союза журналистов СССР и стал одним из самых известных и востребованных телеведущих страны».





Людмила Иванова признавалась, что попала на телемост случайно. Она работала в то время администратором гостиницы «Ленинград», в которой поселились Владимир Познер и Фил Донахью. Узнав, что женщина состоит в общественной организации «Комитет советских женщин», Познер пригласил ее на съемки. В 1980-е гг. говорили, что участниц телемоста собирали прямо на улице, но Иванова отрицает эту версию: «Ну что вы! В студии собралось сто женщин: ученые, артисты, спортсменки. Рядом со мной сидела тренер по фигурному катанию Тамара Москвина». И конечно, общение не было спонтанным: «За час до записи с нами побеседовал Познер, предупредил, что могут задавать провокационные вопросы. Меня посадили в первый ряд. Вдруг появляются американки: в рваных джинсах, в растянутых свитерах, старых кроссовках. Мы в шоке! Не думали, что они так плохо выглядят», – вспоминает Иванова.



После распада Союза Иванова открыла кафе-клуб «Сударыня» и активно эксплуатировала имидж «той самой женщины, которая говорила американкам о сексе». Многие приходили в заведение специально, чтобы на нее посмотреть. Так ей удалось заработать на собственном промахе и объездить мир – она побывала в 35 странах. Недавно ей исполнилось 75 лет, сейчас она живет в Германии.




И пока в СССР не было секса, Людмила Иванова успела 5 раз выйти замуж и признавалась, что в «перерывах между мужьями» у нее тоже случались романы. Зря американки переживали за советских женщин! Об этом свидетельствуют и 7 675 87

Раньше было что? Раньше были пустые прилавки. А вот а вот сейчас, при «демократах», все есть. Мы помним и огромные очереди, мы помним, как товары приходилось доставать с боем, идти на поклон к «нужным людям». Однако мне кажется очень сомнительным товарный дефицит в СССР и товарное изобилие сейчас. Почему?

Все просто… Дефицит есть просто нехватка товара. Западные СМИ (и наши иже с ними) годами вбивают нам: «раньше были огромные очереди, а сейчас их нет, значит, в СССР не хватало потребительских товаров, а сейчас их хватает». Из этого незатейливого посыла мы автоматически делаем вывод о том, что сейчас Россия производит больше товаров повседневного спроса, чем раньше. То есть, «демократы» лучше заботятся о людях. В СССР ресурсы страны тратились на «никому не нужную» добычу руды, выплавку стали и тому подобные вещи, а про народ власть и не вспоминала. А нынешняя власть только и делает, что увеличивает производство колбасы, пива, мяса, масла… На первый взгляд, так оно и есть. А на второй? Когда возникает дефицит, магазины пустеют и появляются очереди? Только тогда, когда спрос превышает предложение. Это единственная причина. Производство тут ни при чем! Наличие дефицита вовсе не говорит еще о том, что плохо с производством товаров! Объясню на примере. Допустим, имеется завод, выпускающий 100 кг докторской колбасы в день. В магазине есть 100 кг колбасы по 200 руб за килограмм, и 105 покупателей. Они, ясное дело, выстроятся в очередь. Возникает типично советская ситуация. 100 покупателей скупят всю колбасу (по 1 кг в руки), прилавки опустеют, а 5 из них останутся без колбасы и поэтому уйдут домой злыми. Деньги у человека есть, он хочет и может купить товар, он отстоял очередь, но не досталось! Обидно… Частный магазин — не государственный, хозяин цену устанавливает сам. И, конечно, стремится заработать как можно больше денег. Он видит, что спрос превышает предложение, поэтому повышает цену. Допустим, до 250 руб за кг. Что получается? Из наших 105 покупателей, допустим, 25 считают, что цена слишком высока и оказываются от покупки. И вот лежат на прилавке 100 кг колбасы, в магазин пришло опять 105 человек, но 25, увидев новую цену, развернулись и пошли домой. Что мы получаем? А все замечательно! Очередь стала меньше, колюасы всем хватило, и на прилавках осталось лежать 20 кг! Нет дефицита! Но на самом деле 25 человек хотели купить колбасу, но у них не хватает денег. Вот им-то и не досталось! Если вчера 5 человек ушли домой без колбасы, то сегодня — 25! Итак, при одном и том же объёме производства можно получить две совершенно разные ситуации. В первом случае — очереди, дефицит, пустой прилавок. А во втором и прилавок полон и очередь маленькая и всем вроде бы как хватило. Между тем, производство как было 100 кг в день, так и осталось. Пойжем дальше. Наш мясокомбинат заколбасило, и он стал выпускать не 100, а только 60 кг колбасы в день. В наш магазин опять приходит 105 человек, но цена уже 400 руб за кг. Теперь лишь 40 человек могут купить колбасу. Они покупают, и на прилавке остаётся 20 кг. И прилавок полон, и очереди нет! Красота! А производство-то уменьшилось! Раньше было 100 кг, теперь — 60! Выходит, что и и потребление раньше было выше! Покупали 100 кг в день, а теперь только 40. То есть производство снизилось, потребление тоже резко снизилось, а дефицита нет. Парадокс! Больше производим, больше покупаем — получи очереди, и ругань! Меньше производим, меньше покупаем, и «всё есть» !
Так почему же СМИ подменяют одно понятие другим, и проблему распределения пытаются выдать за проблему производства и потребления? Да все просто… То, как «демократы» решили проблему дефицита, просто повысив цены, можно было сделать и в СССР и без реформаторов, причем, с гораздо меньшими издержками для народа. Такую систему можно было бы восстановить и при Брежневе, и при Горбачеве. И точно так же выдать это за великое благо.
Итак, сейчас при «демократах» и производство и потребление в среднем сильно снизилось. Ликвидация дефицита, о котором нам постоянно говорят — это ложь. Наоборот, дефицит, то есть нехватка, сильно увеличилась по сравнению с советскими временами, только она приняла иную форму, вместо увеличения производства и потребления, нам просто понизили спрос, и теперь попросту вместо 105 желающих купить колбасу осталось 40. Остальным не по карману. Это и есть великое достижение «демократии».

На рисунке — объемы производства мяса и мясопродуктов. Рост начался за несколько лет до перестройки. Выпуск мясных полуфабрикатов был налажен не только на предприятиях пищевой промышленности, но и в системе общественного питания, так что непосредственно в жилых районах была создана сеть т.н. магазинов “кулинарии”.
Изменение экономической системы уже на самом первом этапе реформы вызвало удивительно быстрый, обвальный спад производства мясных изделий (это видно на рисунке в конце статьи). Вы можете легко убедиться, что объемы производства упали более чем вдвое.
1 – Колбасные изделия
2 – Мясные полуфабрикаты

С запчастями и автомобилями (а также с электронной бытовой техникой и прочим) немного сложнее: в СССР это все входило в особую категорию товаров, которые считались «роскошью», и на них была серьезная наценка. Например, себестоимость ВАЗ-2101 была около 850-900 руб, АвтоВАЗ продавал машины государству, накидывая на себестоимость 20% — примерно за 1050-1080 руб, а государство продавало населению за 5600-6000 руб. Но рассказ о наценках — это совсем отдельная тема.

Казалось бы, такой вопрос не должен был возникать. Россия исходно расценивалась большевиками как государство, созданное русскими, в котором все прочие нации и народности находятся в угнетённом состоянии. Поэтому один из первых же документов советской власти – «Декларация прав народов России», подписанная Лениным и Сталиным 2 (15) ноября 1917 года, – провозглашала право всякой национальности России на политическое самоопределение вплоть до образования независимого государства. Подразумевалось, что своё государство у русских уже есть.

Однако такой вопрос, тем не менее, встал в теоретическую плоскость во время создания СССР в конце 1922 года. До этого, помимо РСФСР, существовали несколько независимых советских республик, а в составе РСФСР – многочисленные автономные советские республики. Главные вопросы, которые обсуждались в коммунистическом руководстве в этой связи – каким будет союз советских республик, и какие республики его составят.

Нарком по делам национальностей РСФСР И.В. Сталин предложил план (известный как «план автономизации»), согласно которому Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Бухара, Хорезм и Дальневосточная республика (ДВР) должны были войти в РСФСР как автономные республики, подобно Татарской, Башкирской и т.д. В противоположность ему, многие украинские и грузинские коммунисты отвергали идею формального объединения советских республик, настаивая на их независимости. Ленин избрал компромиссную позицию, по которой Союз Республик формировался на равноправной основе четырьмя субъектами – РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией. Вопрос о ДВР отпал в связи с её слиянием с РСФСР в ноябре 1922 г., а вопрос о вхождении Хорезма и Бухары в СССР был временно отложен.

В декабре 1922 г. была провозглашена декларация об образовании СССР, однако ещё предстояло выработать и подписать Союзный договор (первую Конституцию СССР). В связи с этим Сталин в феврале 1923 г. направил в Политбюро ЦК РКП(б) записку, в которой указывал на неопределённость существующего положения республик. Оставалось неясным, являются ли Грузия, Армения, Азербайджан и автономные республики в составе РСФСР субъектами СССР, либо таковыми являются Закавказская и Российская федерации, а не республики в их составе. Сталин утверждал: если принять, что закавказские республики имеют право стать членами Союза по отдельности, а не через федерацию, это означает, что и Татарстан, Башкирия, Казахстан (называемый тогда Киргизией), Якутия и Крым имеют такое же право. По мнению Сталина, это требовало упразднения РСФСР и создания на её месте нескольких национальных республик, включая Русскую, что он считал категорически неприемлемым.

Таким образом, вопрос о Русской республике был поставлен Сталиным в теоретической плоскости только для того, чтобы на его примере обосновать необходимость сохранения как РСФСР, так и Закавказской федерации в новом Союзе. Сама же возможность создания Русской республики наравне с другими национальными республиками на месте бывшей Российской империи отвергалась интернационалистской идеологией коммунистической партии. На XII съезде РКП(б) в апреле 1923 г., где остро дебатировался национальный вопрос и принципы организации Союза, все выступавшие партийные лидеры резко нападали на «великорусский шовинизм», считая борьбу с ним до полного искоренения главной целью строящегося Союза.

Наиболее полно эту генеральную линию партии выразил Н.И. Бухарин в таких словах: «Нельзя даже подходить здесь с точки зрения равенства наций, и т. Ленин неоднократно это доказывал. Наоборот, мы должны сказать, что мы [русские – ред.] в качестве бывшей великодержавной нации должны идти наперерез националистическим стремлениям и поставить себя в неравное положение в смысле ещё больших уступок национальным течениям. Только при такой политике, …когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить себе настоящее доверие прежде угнетенных наций».

В данном случае Н.И. Бухарин всего лишь пересказал тезис В.И. Ленина из его записки «К вопросу о национальностях или об “автономизации”», написанной 31 декабря 1922 года: «Интернационализм со стороны угнетающей или так называемой “великой” нации… должен состоять не только в соблюдении формального равенства, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически». Казалось бы, Октябрьская революция ликвидировала эксплуататорские классы, но нет: по мнению руководства коммунистов, русский рабочий и крестьянин каким-то образом эксплуатировал нерусских рабочих и крестьян и поэтому не должен был иметь в СССР той полноты прав, какая полагалась всем остальным… Как определённо высказался А.И. Микоян, предвосхищая политику раскулачивания: «Великорусский шовинизм будет, пока будет крестьянство».

На XII съезде РКП(б) подверглось жёстким нападкам за «великорусский шовинизм» даже весьма умеренное предложение Сталина обеспечить тем областям РСФСР, которые не входят в национальные республики (т.е. с преимущественно русским населением), представительство в Совете Национальностей союзного ЦИК (советского «парламента»). Что уж тут говорить о проекте Русской республики, который при большевиках мог появиться лишь как нечто заведомо «абсурдное», на примере чего можно было подвергнуть критике какое-то другое предложение – как это и сделал Сталин, прибегнувший к этой аналогии для «обоснования» нецелесообразности самостоятельного вхождения республик Российской и Закавказской федераций в Союз ССР.