Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы , локти -локо ть

2. Изменить падеж

Книжка – книже к

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прути ки, справка – справо чка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежи й, узкий - узо к

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лез ла, нёс- нес ла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу , готовь – приготовя т

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

песчаный – песо к, рожь - ржа ной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опозда ть

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка № 1

Колонка №2

10 попла_ки

Колонка №3

Колонка №4

7 бережли_

8 трудолюби_

10 се_ (возраст)

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть ), ск лянка (хотя ст екло ), пле сн уть (хотя пле ск ать) , ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка ).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость ) - косный («отсталый»), косность ;
  • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы ) - шествовать («идти») (ср.: шёл );
  • сверс т ник (ср.: верс т а ) - ровесник ;
  • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный ) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

· буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

· конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн

· перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

· в женских отчествах на -ична .

Мария Савви ч на.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

· в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

· в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

· в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган ), чудесный (ср.: чудеса ), ужасный (ср.: ужас ), опасный (ср.:опасаться ), гнусный (ср.: гнус ), бестелесный (ср.: телеса ), небесный (ср.: небеса ), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.:словеса ).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лото ч ник (торговец с лотком, на лотке) – лото ш ник (игрок в лото), гре ч невый (от греча) – гречи ш ный (от гречиха).

Трудности избранного пути.

Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось. С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому ёмнению никогда не помешает. Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть. Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что «лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь

Грамматическая тема: Слог.

Лексическая тема: Медицинская этика.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Слог.

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).



Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Во-да, стра-на.

  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Сон, лай-нер.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый),

о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать , а деление на части для переноса – уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От-течь, раз-лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-кропить, при-крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-ний, тер-рор, ван-на.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы-скать.

Медицинская этика.

Медицинская этика (медицинская деонтология ) - дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом . Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον - должное, надлежащее; λόγος - учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер .

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

Медицинская деонтология включает в себя

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Лексическая тема: Казахстанская медицина.

План лекции.

1 Правила переноса слов в русском языке.

2.Развитие медицине в Казахстане.

Цели:

  • формировать умение анализировать языковой материал, познакомить с правописанием непроизносимых согласных букв в корне слова;
  • формировать умение находить орфограмму в словах по определенным признакам;
  • научить выполнять звукобуквенный анализ слов с непроизносимыми согласными.

Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык» 3 класс, карточки для работы парами (см. Приложение), сигнальные карточки, кроссворд.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Словарная работа

3. Актуализация знаний и формулирование темы урока

Работа парами. У детей – карточки с заданиями (Приложение 1 ). В результате работы в каждой паре выявляется слово с непроизносимой согласной.

– Назовите слова, которые вы выделили. (Все слова записываются на доске в столбик.)
– Что интересного заметили? (Во всех словах одна согласная пишется, но не произносится.)
– Как вы назвали эту согласную? (Непроизносимая.)
– Какая тема урока? (Непроизносимая согласная в корне слова.)
– Сегодня будем наблюдать за словами с непроизносимой согласной в корне слова, и учиться проверять написание таких слов.

4. Наблюдение за словами с непроизносимой согласной

– Запишите к каждому слову однокоренные слова.

Поздно, опоздать, опоздание.
Известный, весть, известить.
Сердце, сердечный, сердечко.
Солнце, солнышко, солнечный.
Наездник, езда, поездка.
Грустный, грусть, грустить.
Тростник, тростиночка, трость.
Здравствуй, здороваться, поздоровался.

– Понаблюдайте за словами в каждой группе. Во всех ли однокоренных словах встречается непроизносимая согласная? (Нет)
– В чем особенность слов, в которых она встречается? (В них есть стечение трёх согласных: здн, стн, рдц, лнц, вст. Одна из этих согласных не произносится, чаще средняя или первая.)
– Какие согласные не произносятся в этих словах? ([з], [т], [в], [л].)
– А в остальных родственных словах каждой группы этот согласный звук слышен? (Да. Они могут быть проверочными.)
– Попробуйте сделать вывод из наших наблюдений. Что мы узнали о непроизносимых согласных?

Вывод. В некоторых словах пишутся подряд три согласных буквы. Одна из них при произнесении «теряется», не произносится. Их можно назвать непроизносимыми.

– Как не ошибиться в написании таких слов? (Нужно подобрать родственное слово, где этот согласный слышится отчетливо.)
– Молодцы ребята, вы сделали правильные наблюдения и выводы. Чтобы лучше запомнить их, давайте прочитаем правила в учебнике.

Физминутка

Упражнения на снятие статического напряжения.

5. Первичное закрепление

– Отдохнули? Продолжим урок. Будем тренироваться слышать слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные.

1) Фронтальная работа.

– Приготовьте сигнальные карточки. Услышите слово с непроизносимой согласной, поднимите зеленую карточку и готовитесь назвать проверочное слово. Если в слове нет непроизносимой согласной, поднимите красную карточку.
Бескорыстный, безынтересный, вирусный, властный, возрастной, вкусный,
гласный, доблестный, жалостный, живописный, запасной, известный, интересный, искусный, корыстный, лестный, ненавистный, ненастный, небесный, опасный, отсутствие, поверхностный, поздний, победоносный, прихвастнуть, редкостный, согласный, страстный, телесный, трёхъярусный, тростник, тягостный.
– Молодцы, вы были внимательными, хорошо работали.

2) Самостоятельная работа

– А теперь выполняем упражнение 79 с. 61. Прочитайте задание и скажите, как вы будете выполнять задание.
– Нужно прочитать слова, подобрать проверочные и узнать, какая буква пишется на месте пропуска.
– Какие слова будут проверочными? (Те, в которых непроизносимый согласный слышен отчетливо.)
– Работаем самостоятельно.

Дети выполняют упражнение, учитель проверяет у 3-5 учащихся правильность выполнения, затем они становятся консультантами, проверяют у остальных учеников.

3) Словарная работа

– Разгадайте кроссворд. Выпишите в тетрадь слова. Подчеркните непроизносимые согласные.

  1. Что обогревает землю? (Солнце)
  2. Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз? (Лестница)
  3. Как называется растение, из которого в тропических странах добывают сахар? (Тростник)
  4. Как называют того, кто принес весть? (Вестник)

– Во всех ли словах непроизносимую согласную букву можно проверить? (В слове «лестница» не проверяется.)
– Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить, нужно запомнить его написание.
– А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя, не просто так существуют непроизносимые согласные. У них есть своя история. Например, в слове лестница мы пишем букву Т. Почему? В древнерусском языке было слово лъства или лъзтва и происходило оно от глагола лезти, лезть с помощью суффикса -тв (а). Оно то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов как сахарница, чернильница. Значит непроизносимое Т в существительном лестница – это остаток суффикса -тв (а). Так знание этимологии помогает не делать ошибок в словах.
– Подберите однокоренные слова к слову лестница и понаблюдайте, где сохранились остатки суффикса Т, а где нет.

ЛесТница, лесТничный, лесенка, лесТничка.
– Запомните написание этих слов.

6. Итог урока

– Подведем итоги. Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? (Сегодня мы познакомились с новой орфограммой – непроизносимые согласные буквы в корне слов. Мы узнали, что непроизносимая согласная чаще всего находится в словах, где есть стечение нескольких согласных. Написание слов с непроизносимой согласной можно проверить. Для этого нужно подобрать проверочное слово, где этот согласный слышен отчетливо.)

7. Домашнее задание: с.61 – правило, упр. 80, устно составить предложения со словами лестница, лестничный, лесенка, лестничка.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык.

Солнце , сердце , лестница, праздник, честный , радостный , звёздный, грустный, счастливый , здравствуй.

2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

Сердечный - сердце, прелестный - прелесть, капуста - капустный, здравие - здравствуй, радостный - радость, известный - известие, свистать - свистнул, хрустеть - хрустнул, уста - устный, богатый - богатство.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

1. Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центре концерт. 4. Пастух громко свистнул. 5. В этом фильме снимается известный актёр. 6. Я сделал все устные задания. 7. В поле яростно дует ветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребёнка. 10. В воздухе чувствуется запах полыни.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

1. У моряка храброе сердце. 2. Пёс радостно встречает меня у порога. 3. Под сосной хрустнула ветка. 4. Всем знакомо чувство обиды. 5. Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звёздных войнах. 7. На лестнице послышались шаги. 8. Выглянуло солнце. 9, Грустный котёнок сидит на крыльце. 10. Скоро праздник.

ТВОРЧЕСКИЙ И ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Рядом записать проверочные слова.

Доблестный, ненастный, счастливый, хрустнуть, звёздный, поздний, вестники, местность, областной, пастбище, сердце, грустный, честный.

2. Прослушать словосочетания. Выбрать и записать словосочетания с непроизносимыми согласными.

Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА

Грустная осень. Поздний вечер. На небе грозные тучи. Но я не замечаю ненастной погоды. Я открываю интересную книгу. Доблестные рыцари, прелестные феи, прекрасные принцессы. Ужасные драконы, опасные приключения. Честные поединки. Открытые чувства волнуют сердце. Известный конец. Конечно, он счастливый!

У бабушки заболело сердце. Она плохо себя чувствует. Мама принесла сильное лекарство. Бабушка почувствовала себя лучше, но у неё грустное лицо. Она должна лежать в постели несколько дней. Я принесла её любимую книжку и почитала ей. Бабушка счастливо улыбнулась и заснула. В доме стало радостней.

ЛЕС ПРОСЫПАЕТСЯ

Утренняя заря осветила местность. С восходом солнца лучики света пробились через густую зелень деревьев. Свистнула птица. Хрустнула ветка. Лес радостно просыпается. Он поёт свою счастливую песню. Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!

Поздний час. Ярко светит луна. На небе совсем нет облаков. Сегодня звёздная ночь. Мы с папой стоим и смотрим на звёзды. Он знает карту неба и много легенд о звёздах. Скоро и я буду знать все созвездия.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Найти и обозначить корни в ряду данных однокоренных слов. Родина, родник, родители, родить, родственники. Учить, учёба, у...

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Выделенные слова перевести на украинский язык. Мышь, вещь, ночь, помощь, печь, тишь, глу...

В русском языке возникают трудности в правописании сочетаний согласных звуков, потому что при морфофонемном правописании необходимо обозначать и те звуки, которые в слабой позиции при произношении выпадают.

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это второй звук в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, ртц, рдч, стц, стск, здц, ндц, ндск, нтск, нтств, ргск, первый звук в лнц, вств ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится , например: областной – область, сердце – сердечный. Есть случаи, не имеющие проверки, требующие запоминания: лестница, праздный, праздник, сверстник, чувство и др.

Нельзя вставлять лишние буквы, если их нет в проверочном слове, то есть в слове, где первый согласный стоит перед гласным, например: вкусный (вкусен, вкус+н-ый ), опасный (опасен ). У чащиеся, запомнив сочетания и забывая о проверке, часто допускают такие ошибки.

ЗАПОМНИТЕ: НЕТ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ :

блеснуть, двинуть, вянуть, заснуть, мякоть, обмякнуть, плеснуть, сполоснуть, прыснуть, пыхнуть, треснуть, тиснуть, тянуть (хотя блестеть, двигать, увядший, засыпать, мягкий, плющить, плескать, полоскать, прыскать, пыхтеть, трескаться, тискать, тяга, хрустеть ). Двояко пишется хрястнуть и хряснуть.

Это древнейшие, общеславянские утраты согласных по закону открытого слога, закрепившиеся позже в написании вопреки чередованиям. Ныне многие из них уже произносимы в других словах: прыгнуть, боднуть и т. д. Современные непроизносимые согласные, отражаемые на письме, представлены в слабой позиции, требующей «проверки».

ЗАПОМНИТЕ И РАЗЛИЧАЙТЕ:

искус-ств-о – искус-н-ый, искусница,ср. искус

конъюнктура ‘оценка положения’ – конъектура ‘восстановление текста’

констатация, констатировать – константа

костный (от кость )косные (взгляды ), закоснелый

лестница (от лез-у, с неясной Т ) – лесник (от лес )

пастбище, пастьбахотяпасу, пас-ти, выпасной

прийти, ноприду, придёт, пришёл

серчать – сердиться; сердечный

скатёрка, скатёрочка – скатерть

склянка(исчез древний непроизносимый согласный т , ср. стекло)

сверстник (ср. наверстать ) – ровесник (от ровесный, ср. чудесный )

хрустнуть, свистнуть – блеснуть, плеснутьи др., см. выше список

чувство (В – ныне необоснуемая вставка, ср. чу-я-ти)– участвовать

шефствовать(‘быть шефом’)шест вовать(‘идти’, с корнем шед -, ср. вед-у – вес -т и )

экскаватор – эскалатор

явственно (‘как наяву ’) – яства (от старославянского ясти ‘кушать’).

Упр. 80. Вставьте нужные буквы, подберите проверочные слова (обычно с гласным после сочетания). Образец: Сектантство – сектанты.

Арестан..ский, бессловес..ный, благос..ный, безвозмез..ный, бескорыс..ный, бороз..чатый, брус..вер, вкус..ный, волос..ной, двенадцатипе́р..ная кишка, декаден..ство, дилетан..ский, захолус..ный, извес..ный, интендан..ский, искус..ный, ислан..ский, комендан..ский, компроме..тировать, конста..тировать, конъю..ктивит, корреспонден..ский, критикан..ство, кос..ные взгляды, крёс..ный отец, лан..шафт, лейтенан..ский, ненавис..ный, несчас..ливый, опас..ный, пакос..ник, пацифис..ский, поз..но, пос..лать (письмо), пос..лать (постель), праз..ник, прелес..ный, прете..дент, преце..дент, рен..геновский, сверс..ник, сержан..ский, словес..ный, трос..ник, ужас..ный, фашис..кий, учас..вовать, хироман..ский, ше..ствовать, юрис..консульт, ярос..ный.

Упр. 81 . От данных слов образуйте прилагательные по приведенным образцам.

1. Хвастать – хвастливый (человек), счастье, участь. 2. Честь – честный, должность, вкус, горесть, пакость, словеса, редкость, чудеса, уста. 3. Петербург – петербургский, аспирант, диссидент, расист, Голландия.

Упр. 82. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите ложнопроверяемые и традиционные написания.

I. Аспиран..ская стипендия, безвозмез..ная помощь, блес..нула молния, буревес..ник революции, волос..ные чиновники, голлан..ка, декаден..ские стихи, должнос..ной, звёз..ные войны, искус..ная защита, комендан..ская дочь, кос..ные взгляды, кос..ный мозг, лес..ное хозяйство, лес..ница, лес..ный отзыв, мес..ное время, наперс..ница барыни, одесс..кий, окрес..ности, опас..ность, пас..бище, поз..ний, ровес..ники, сверс..ники, сладос..ный, словес..ный, сума..шедший, уез..ный, ужас..ный, под уз..цы, ус..ный, уча..ствовать, чес..ночная приправа, чес..вовать, чу..ствовать, чудес..ные, я..ственнее.

II. 1. Я тоже рос, несчас..ный и худой, средь жи..ких, тягос..ных рас..ветов (Ес.). 2. – Смотри, Игорь, – сказал Шурик, – как видно, они всё-таки не побежали на телеграф. – Да, это так, – конста..тировал Эндель. (Акс.). 3. К этому привыкнуть ещё надо, рассуждал Пухов, – а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неумес..ного сер..ца (Пл.). 4. – Какими ты глазами на меня глядишь? И-и-и, бессовес..ный! Как тебя земля держит! (Ш.). 5. Гучков обрушился на «пацифис..кие идеи, хлынувшие на армию» (НЖ). 6. Смысл последнего четверостишия, очевидно, показался редактору требующим конъе..ктуры: как это, став вещью, поэт может возгласить слово вещи ‑ и зачем? («Звезда»). 7. Волновало его и то, что Сонька влюблена в него, а значит, отчасти близка ему, что делало ее как бы тайной соучастницей любовной жизни его души, даже давало порой странную надежду, что в Соньке можно найти не то наперсницу своих чувств, не то некоторую замену Кати (Бун.).

Упр. 83. Объясните, какие из приведенных рядом слов не могут быть проверочными и почему. Запишите.

Дви..нуть – двигать, лес..ный отзыв – лесть, лес..ница – лезть, мя..коть – мягкий, пас..бище – пасти, по-преж..нему – прежде, по..черк – подчеркнуть, тис..нуть – тискать, с..клян-ка – стекло, словес..ный – словеса.