Части страны является довольно разнородным по национальному составу, хотя и с явным преобладанием русских. Данный этнос начал селиться в этом регионе только с начала XVIII века. А вот коренное население Камчатки, народы, которые издревле жили на этом полуострове, постепенно растворяется в общей массе населения. Давайте подробнее узнаем об этих этнических группах Камчатского края.

Общая демографическая характеристика

Прежде чем приступить к изучению коренных жителей, нужно узнать, что представляет собой население Камчатки на сегодняшний день в целом. Это позволит нам уяснить значение и роль коренных народов в современной жизни региона.

Прежде всего, нужно выяснить общее количество населения на Камчатке. Это один из самых важных демографических показателей. Численность населения на Камчатке на сегодняшний день составляет 316,1 тыс. человек. Это всего лишь 78-й показатель из 85 регионов Российской Федерации.

А вот по площади Камчатский край занимает десятое место в стране среди субъектов федерации. Она составляет 464,3 тыс. кв. км. Зная численность населения Камчатки и её площадь, можно рассчитать плотность. Данный показатель тоже считается одним из важнейших компонентов демографической статистики. Плотность населения на Камчатке на данный момент составляет всего 0,68 чел./кв. км. Это один из самых низких показателей в России. По данному критерию Камчатский край занимает 81-е место среди 85 регионов страны.

Национальный состав

Теперь нам предстоит взглянуть на то, какое население Камчатки в этническом разрезе. Это поможет нам выделить коренные народы региона из общего населения.

В этническом плане население Камчатки имеет национальность, которая численно преобладает над всеми остальными. Это русские. Их численность составляет 252,6 тыс. человек, или более 83% от количества всех жителей региона. Но русские - это не коренной народ Камчатки.

В значительной роли формируют численность населения Камчатки также украинцы. Их существенно меньше, чем русских, но этот народ занимает второе место среди этносов региона, составляя более 3,5% от всего населения края.

Третье место - у коряков. Этот народ уже представляет собой коренное население Камчатки. Его доля в общей массе жителей региона составляет чуть более 2%.

Остальные национальности, как коренные, так и не коренные, представители которых живут на Камчатке, значительно уступают по численности трем указанным народам. Общая доля каждого из них не дотягивает даже до 0,75% от общего объема жителей. Среди этих малочисленных на Камчатке народов следует выделить ительменов, татар, белорусов, эвенов, камчадалов, чукчей, корейцев.

Коренные народы

Так какие же национальности являются коренными на Камчатке? Кроме коряков, о которых мы говорили выше, к народам, являющимся аборигенами данного полуострова, относятся ительмены.

Особняком стоят камчадалы, являющиеся субэтносом русского народа, сформировавшие свою национальную идентичность именно на Камчатке.

О каждой из этих народностей мы более подробно поговорим ниже.

Коряки: общие сведения

Как уже говорилось выше, коряки являются третьей по численности национальностью Камчатки, и, таким образом, первым по количеству представителей коренным народом данного северного региона.

Общая численность этой народности составляет 7,9 тыс. чел. Из них проживает на Камчатке 6,6 тыс. чел., что составляет чуть более 2% от суммарного количества населения региона. Главным образом проживают представители данной национальности на севере Камчатского края, где находится Корякский округ. Также распространены в Магаданской области и в

Большинство коряков в настоящее время разговаривают на русском, но историческим их языком является корякский. Он входит в чукотско-корякскую ветвь чукотско-камчатской языковой семьи. Наиболее близкородственными к нему языками считаются чукотский и алюторский. Последний некоторыми лингвистами рассматривается как подвид корякского.

Данный народ разделяется на две этнические группы: тундровые и береговые коряки.

Тундровые коряки имеют самоназвание чавчувены, что переводится как «оленеводы», и ведут преимущественно кочевой образ жизни на просторах тундры, занимаясь разведением оленей. Их исконным языком является корякский в узком значении данного термина. Чавчувены подразделяются на следующие субэтносы: паренцы, каменцы, апукинцы, итканцы.

Береговые коряки имеют самоназвание нымыланы. Они, в отличие от чавчувенов, ведут оседлый образ жизни. Их основное занятие - рыболовство. Исконный язык этого этноса - алюторский, о котором мы говорили выше. Основные субэтнические группы нымыланов: алюторцы, карагинцы, паланцы.

Большинство верующих коряков в настоящее время - православные христиане, хотя довольно сильными остаются пережитки шаманизма, которые пришли из традиционных верований этого народа.

Жилищем коряков является яранга, которая представляет собой особый вид переносного чума.

История коряков

Теперь давайте проследим историю коряков. Считается, что их предки населяли территорию Камчатки ещё в первом тысячелетии нашей эры. Они вошли в историю как представители так называемой охотской культуры.

Впервые наименование коряков стало появляться на страницах русских документов с XVII века. Это было связано с продвижением России в Сибирь и на Дальний Восток. Первое посещение русскими данного региона относится к 1651 году. С конца XVII века стартовало покорение Камчатки Россией. Начал её Владимир Атласов, который вместе со своим отрядом захватил несколько корякских селений. Впрочем, коряки не один раз поднимали бунт. Но, в конце концов, все восстания были подавлены. Таким образом, население Камчатки, включая коряков, стало российскими подданными.

В 1803 году в Российской империи была основана Камчатская область. Коряки жили в основном в Гижигинском и Петропавловском уездах этой административной единицы.

После Октябрьской революции в 1930 году корякам предоставили национальную автономию. Так был образован Корякский автономный округ. В 1934 году он вошел в состав Камчатской области, сохранив свою обособленность. Административным центром являлся поселок городского типа Палана.

После распада Советского Союза в 1991 году Корякский АО, оставаясь частью Камчатской области, получил права субъекта федерации. В 2005 г. был проведен референдум, по результатам которого в 2007-м произошло полное объединение Корякского АО с Камчатской областью. Так образовался Камчатский край. Корякский АО был ликвидирован как субъект федерации, а на его месте образовался Корякский округ - территориальная единица, входящая в состав Камчатского края, и имеющая особый статус, но лишенная прежней самостоятельности. Официальными языками данного территориального образования являются корякский и русский.

На данный момент русские составляют 46,2% населения Корякского округа, а коряки - 30,3%, что существенно выше, чем в целом по Камчатскому краю.

Ительмены: общая характеристика

Ещё одним коренным народом Камчатки являются ительмены.

Общая их численность составляет около 3,2 тыс. человек. Из них, 2,4 тыс. проживают в Камчатском крае, составляя там 0,74% от общей численности населения, таким образом, являясь четвертым по численности этносом региона. Остальные представители данной нации проживают в Магаданской области.

Основная масса ительменов сосредоточена в Мильковском и Тигильском районах Камчатского края, а также в его административном центре - Петропавловске-Камчатском.

В большинстве своем ительмены говорят на русском языке, но их традиционным наречием является ительменский, который относится к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи. Сейчас этот язык относят к умирающим.

Ительмены исповедуют православное христианство, но, как и среди коряков, у них довольно сильно развиты пережитки древних культов.

Основным занятием ительменов, которые не переехали в города и живут традиционным строем, является рыболовство.

История ительменов

Ительмены - древнее население Камчатки. В большинстве своем они жили в южной половине полуострова, север отдав корякам. К моменту прихода русских их численность составляла более 12,5 тыс. чел., таким образом превышая современное количество в 3,5 раза.

После начала завоевания Камчатки число ительменов стало стремительно сокращаться. Первым завоевание данного народа начал все тот же Владимир Атласов. Он прошел полуостров с севера на юг. После его убийства собственными соратниками в 1711 году дело покорения ительменов продолжил Данила Анциферов. Он в нескольких сражениях разбил ительменов, но в 1712 году был сожжен ими же вместе со своим отрядом.

Тем не менее остановить поступь Российской империи на Камчатку ительменам не удалось, и та была окончательно завоевана. В 1740 году экспедицией был заложен центр распространения российского влияния на полуострове - Петропавловск-Камчатский.

Изначально русские называли ительменов камчадалами, но затем данное название закрепилось за другим этносом, о котором мы поговорим ниже.

Кто такие камчадалы?

Одним из субэтносов Камчатки, который принято считать коренным, являются камчадалы. Данная этническая единица выступает ответвлением русской нации. Камчадалы - это потомки самых первых русских поселенцев на Камчатке, частично ассимилировавших местное население, главным образом ительменов, которых сами русские ранее именовали данным этнонимом.

В настоящее время общая численность камчадалов составляет около 1,9 тыс. человек. Из них 1,6 тыс. проживает на Камчатке, и ещё около 300 человек - в Магаданской области.

Камчадалы разговаривают на русском языке, а основой их культуры является культура титульной нации России. Правда, определенное влияние на неё оказали и местные народы, по большей части ительмены.

Антропологические особенности коренного населения

Теперь давайте рассмотрим, к какой группе народов относятся коренные жители Камчатки.

Коряков и ительменов смело можно отнести к арктической малой расе. По-другому она называется эскимосской и является северным ответвлением крупной монголоидной расы. Данная субраса ближе по антропологическим признакам не к континентальным монголоидам, а к тихоокеанским.

Намного сложнее дело обстоит с камчадалами, так как эта народность относится к У камчадалов объединены признаки европеоидного и монголоидного типов, так как, по сути, данный этнос является плодом смешения русских с древним населением Камчатки. Данный расовый тип принято называть уральским.

Динамика численности

За последние сотни лет численность коренного населения Камчатки значительно сократилось. Данная ситуация была вызвана сразу несколькими факторами.

В эпоху колонизации Российской империи Камчатки значительную роль в сокращении численности местного населения сыграли эпидемии, а также истребление коренных жителей в рамках колонизационной политики. В более позднее время происходила культурная ассимиляция. Она была связана с тем, что быть представителем коренных народностей стало непрестижно. Поэтому дети от смешанных браков предпочитали именовать себя русскими.

Перспективы

Перспективы дальнейшего развития коренных народностей на Камчатке весьма туманны. Правительство России стало стимулировать самоопределение национальности населения региона в пользу подтверждения корякской, камчадальской или ительменской национальности путем предоставления представителям данных народностей ряда льгот. Но этого явно мало, так как просто самоидентификация человека с представителями национальных меньшинств не делает самобытную культуру этих народов более распространенной. К примеру, если общая численность ительменов на данный момент составляет 3,1 тыс. чел, что более чем в два раза превышает показатель 1980 года, то число говорящих на ительменском языке насчитывает всего 82 человека, что подтверждает его вымирание.

Регион требует вложений денежных средств в культуру малых народов в том объеме, сколько население Камчатки готово освоить.

Общие выводы

Мы изучили коренное население Камчатки, народы, населяющие этот северо-восточный регион нашей страны. Конечно, в данный момент развитие самобытной культуры этих этнических групп оставляет желать лучшего, но государственные структуры стараются сделать все, чтобы эти люди, их языки и традиции окончательно не исчезли.

Будем надеяться, что в будущем численность представителей коренных народов Камчатки станет только увеличиваться.

Полуостров Камчатка в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: , проживающие в северной и центральной частях полуострова; , населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); , которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; , в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); , проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

К концу XIX века основой хозяйства стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, катып , нипко , с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки.

Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф отмечал кузнечество.

В качестве жилища использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных , эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую "натаскать" на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов, носили не "глухую", а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося под дошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - . Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (на Алеутских островах, юго-западе полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островах).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10–12 тысяч лет назад.

Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева; обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- и двухвесельные байдарки. также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире.

Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пилу, а так называемый "алеутский" топорик был популярен у русских.

Традиционная одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими необитаемых островов, открытых в 1741 году экипажем судна "Святой Петр" во главе с , связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 году и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам (с острова Медного) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору), и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории , в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

Несколько слов следует сказать о мифологии чукотско-камчатской группы народностей. Космологические концепции палеоазиатов представляют собой обычное деление на верхний (облачная земля), средний и нижний миры. Верхний мир населен верхним народом (чукотский чаргоррамнын ), к этим существам относятся: Творец, Рассвет, Зенит, Полдень, Полярная звезда и Кол, к которому, как олени, привязаны звезды и созвездия. В свою очередь, звезды и созвездия в их понимании представляются людьми.

Мифологической моделью мира также является и жилище, в особенности стоящий посреди него "столб-лестница", символизирующий связь верхнего и нижнего миров.

В и мифологии большую роль играют так называемые "облачные люди". По чукотским представлениям, на небе в некоторых местах обитают определенные категории мертвецов. Коряки считают, что после смерти человека одна из душ поднимается на небо, к верхнему существу, а другая (тень) отправляется в нижний мир.

Сравнительный анализ космогонических представлений, преданий и сказок о вороне в фольклоре Чукотско-Камчатского региона показывает, что центром наибольшего распространения вороньего цикла предстает не Чукотка, а именно Камчатка. Именно в и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные представления о вороне Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты культурного героя - Творца Вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок, в которых его героический образ принижается до образа комического, когда мудрый Творец превращается в шута, обманщика и обжору.

Представления народов севера Камчатки о рождении, болезни и смерти были тесно связаны с мировоззрениями на природу и человека. Как и другие народы, сохранявшие до недавнего времени анимистические представления во взглядах на природу, они считали всю окружающую природу одушевленной. Горы, камни, море, небесные светила и прочие элементы мертвой природы осознавались как живые организмы, действующие и мыслящие подобно людям.

Вселенную населяли различные существа, которые, в зависимости от их отношения к человеку, олицетворяли доброе и злое начала. Добрые, как правило, помогали людям, хотя, рассердившись на них по какому-либо поводу, могли причинить и вред, злые же посылали всевозможные болезни и даже смерть.

Несмотря на сверхъестественные способности перевоплощаться, воскрешать себя и других, быть невидимыми и тому подобное, как добрые, так и злые существа осознавались вполне материальными. Они чаще всего представлялись в антропоморфном виде, обитали в таких же жилищах, как и люди, среди сородичей, занимались охотой и рыбной ловлей, пастьбой оленей, имели своих детей и семьи.

Благожелательные существа помогали людям, но судьба последних в большей степени зависела от действия вредоносных существ (злых духов). По заключению С. Н. Стебницкого, злые духи играли основную роль, например, в религиозных верованиях и их культе.

Личные охранители имелись у каждого , и пр. Они нашивались на одежду маленьким детям, чтобы оградить их от злых духов, часто нападающих на детей во время сна.

Сведения о душе суммарны и отрывочны. Например, коряки полагали, что у человека имеется несколько душ. Одна - главная, или основная, другие души добавочные, или второстепенные, которые имели связь с понятиями "дыхание" и "тень". К сожалению, исследователям не удалось выяснить соотношение этих двух душ для человека.

Душа - жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни или навсегда, вследствие смерти, и только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже после смерти человека, отняв ее у злых духов.

Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки яркой нитью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.

Исследователи отмечают, что у и отсутствует четкое представление о естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешениях, о покойниках, действующих как живые.

"Паренцы, - пишет К. Бауэрман, - верят, что смерть - временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пынел-су )".

По материалам , коряки связывали смерть с состоянием главной души. Она или сама покидала тело, напуганная злыми духами, или же последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою очередь, поселиться в человека. И если шаман был не в силах вернуть душу, то главная душа покидала землю. В дальнейшем главная душа поднималась к Верховному существу, а покойник отправлялся к умершим предкам.

Таковы основные представления о душе и мире, характерные для народов Камчатки в недавнем прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с постепенной утратой традиций предков уходят и верования.

Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения теперь известны очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие праздники знают многие. Жив еще кое-кто из шаманов.

В поле зрения исследователей теперь попадают в основном предметы и обстановка, предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты. Все это в целом, наряду с привлечением отдельных материалов из фольклора, этнографии и археологии, дает возможность воссоздать и описать традиционную жизнь аборигенов Камчатского полуострова.

Публикуется с сокращениями
по сборнику "Камчатка (справочник туриста)"
(Петропавловск-Камчатский, 1994).

По сравнению с другими российскими регионами, Камчатка является одним из наименее населенных участков страны - на одного человека приходится около 16 км 2 территории. При этом почти 85% населения составляют городские жители, поэтому фактическая плотность живущих на полуострове людей еще ниже.

На Камчатке встречаются лица 176 национальностей, этнических групп и народностей. На первом месте находятся русские, на долю которых приходится около 252 тысяч человек, что соответствует 83% от всего населения. На втором месте по численности находятся украинцы, процент которых достигает 3,5%, а третье место досталось корякам - коренному населению полуострова. На их долю приходится немногим более 2% населения.

Число других национальностей и народностей, как коренных, так и переселенцев, проживающих на Камчатке, значительно скромнее. Доля каждой из этих национальностей не достигает даже 0,75% от общего числа жителей полуострова. К этим народностям относятся ительмены, татары, белорусы, также эвены, камчадалы, алеуты, корейцы и чукчи.


Количество людей, населяющих Камчатку, достигает 360 тысяч, большая часть которых проживает в Петропавловске-Камчатском. В основном люди расселены по побережью, что объясняется благоприятными условиями и рыбной специализацией полуострова. Так, коряки, в основном населяют северную и центральную часть региона, а ительмены занимают юго-западные районы полуострова. Эвены создали компактные группы и расселились на территории Олюторского, Быстринского и Пенжинского районов, алеуты проживают в Алеутском районе (остров Беринга), а чукчи населяют север полуострова в Пенжинском и Олюторском районах.

Общее число людей, представляющих эту народность близко к 8 000, из которых на Камчатке проживают около 6,6 тысяч человек. В большинстве своем эти люди населяют Корякский округ, Магаданскую область и Чукотский АО.

Коряки сейчас изъясняются на русском языке, однако их историческим языком считается корякский, составляющий ветвь чукотско-камчатской языковой семьи.

Представителей этой народности делят на две этнические группировки: тундровых и береговых коряков.


Тундровые коряки (их самоназвание звучит как чавчувены - т.е. оленеводы) ведут в тундре кочевой образ жизни, параллельно разводя оленей. Эти животные обеспечивали людей всем необходимым: мясом для еды, шкурами для изготовления одежды, а также для строительства яранг (переносных жилищ). Кости оленей у чавученов шли для орудий труда и предметов быта, а жир использовался для освещения яранг. Кроме того, именно при помощи оленей люди перемещались по тундре. Внутри народности имеется разделение на несколько субэтносов: паренцев, апукинцев, каменцев и интанцев.

Береговых коряков (самоназвание которых - намыланы) отличает оседлый образ жизни и занятие рыболовством. Для ловли рыбы намыланы использовали сети, изготовленные из волокон крапивы, в море ходили на байдарах, обтянутых шкурами животных. Родной язык этой народности - алюторский. Намыланы делятся на алюторцев, паланцев и карагинцев.


Коряки известны своими домашними промыслами: резали по кости, дереву, обрабатывали металлы, плели, вышивали бисером, изготавливали ковры из шкур оленей, занимались пошивом национальной одежды.

Верующие коряки в большинстве своем являются православными христианами, однако, с сильными остаточными пережитками шаманизма. Проживают эти люди в ярангах - особых переносных чумах.

Ительмены

Еще одна народность Камчатки, считающаяся коренной - это ительмены. Их общее число составляет около 3,2 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. живут в Камчатском крае, а остальные населяют Магаданскую область. Наиболее плотно ительмены заселили Тигильский и Мильковский район Камчатского края, а также Петропавловск-Камчатский. Язык, на котором изъясняются представители этой народности - русский, однако традиционным наречием ительменов является ительменский, который на данный момент считается умирающим. Относится он к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи.


Что касается вероисповедания, то ительмены причисляются к православным христианам, но, также как и в случае с коряками, с сильными пережитками древних культур.

В древности ительмены селились преимущественно на побережьях рек, так как основным занятием представителей народности было рыболовство. Также ительмены много охотились на лисиц, медведей, соболей, горных баранов. Еще их добычей становились морские звери: каланы, сивучи, тюлени. На втором месте в деятельности ительменов была заготовка дикорастущих трав и кореньев. Жили эти люди в зимних и летних, а также во временных и постоянных жилищах.

Одежду ительмены шили из лисиц, соболей, евражек, собачьей кожи, снежных баранов. Предметы гардероба отличались наличием многочисленных кисточек, изготовленных из горностая, множеством опушек, расположенных по капюшону, вороту, рукавам и подолам.


Камчадалы

Еще один субэтнос Камчатки, считающийся коренным - камчадалы. Их считают ответвлением русской национальности, так как они являются потомками первейших русских переселенцев полуострова. Представителей этой народности насчитывается около 1,9 тыс. человек, 1,6 тыс. из которых населяют Камчатку, а около 300 человек проживают в Магаданской области.

Эта группа начала складываться в середине 18 века и становилась все больше и больше по мере заселения полуострова русскими переселенцами. Образ жизни и система хозяйства была перенята русскими от местных жителей.

Язык камчадалов гортанный, очень отличающийся от языка коряков. К середине 19 века камчадалы говорили на трех наречиях, одно из которых было распространено в долине реки Камчатка, а второе - в долинах двух рек (Быстрой и Большой), очень смешанное с русским языком. Третье, пенжинское наречие, считается наиболее чистым. Сейчас камчадалы говорят на русском языке, крещены и проживают в избах, похожих на русские.


Соседями коряков с северной стороны были чукчи или "оленные люди", часть которых переселилась на полуостров Камчатку. Чукчи охотились на водоплавающих птиц и дичь при помощи лука со стрелами. Также в их арсенале имелись гарпуны и копья. В качестве средства передвижения использовались не только олени, но и собачьи упряжки.

Чукчи отличаются прекрасными мореходными умениями, используя для перемещения по водоемам байдары на два-три десятка человек. Квадратные паруса, используемые во время дуновения попутного ветра, изготавливались из оленьей замши, а надутые воздухом шкуры тюленей давали судну большую устойчивость во время путешествий на волнах.


В летние месяцы чукчи ездили в промысловые экспедиции для охоты на реку Анадырь, осуществляли торговлю с эскимосами.

Эта малочисленная народность именовалась ламутами, а самоназвание этноса "эвын", то есть местный житель, и легло в основу названия нации. Эвены населяют территорию Тигильского и Быстринского районов Камчатской области, говорят на эвенском языке, а по культуре и происхождению особенно близки к эвенкам.

Жили эвены в чумах коническо-цилиндрической формы, напоминающих яранки коряков. Зимой для дополнительного сохранения тепла чум дополняли входом в виде туннеля - тамбуром.

Что касается одежды, то эвены носили распашные наряды, а не глухие, как у коряков, ительменов и чукчей. Собак эвены использовали зачастую не для езды, а для охоты, причем, "натаскивали" каждую особь на определенного зверя. А для перемещения представители этой народности использовали оленей и даже вывели особую породу животного для езды - ламутскую.


Береговые эвены, помимо охоты и оленеводства, морским зверобойным промыслом и рыболовством, занимались кузнечным делом.

Алеуты - народность, также населяющая территорию Камчатской области, в частности остров Беринга. Самоназвание этой этнической группы - "унанган", что означает "прибрежные жители", а название "алеуты" было дано им русскими.

Основными занятиями алеутов была охота на морских котиков, каланов, сивучей, а также рыболовство. Алеуты занимались собирательством, изготавливали орудия из кости, дерева, а также заготавливали на зиму птичьи яйца, используя для этого сивучий жир.


По острову Беринга эти люди передвигались на нартах с запряженными собаками, а на острове Медном для зимнего времени использовались широкие и короткие лыжи. Жили алеуты в полуподземных юртах.

Расовая принадлежность населения Камчатки

Ительменов и коряков этнологи относят к представителям малой арктической расы, которую по-другому именуют эскимосской и считают северной ветвью крупной монголоидной расы. Причем эта субраса по собственным антропологическим характеристикам более близка к тихоокеанским, а не к континентальным монголоидным.

Что касается камчадалов, то они относятся к смешанной расе с признаками как монголоидных, так и европеоидных особенностей. Камчадалы - это плод смешения древнего коренного населения Камчатки с русскими людьми, а тип их расы нередко называют уральским.


Изменение численности населения Камчатки

Последние сотни лет значительно повлияли на сокращение числа коренного населения. Это произошло по нескольким причинам:

  • Эпидемии, унесшие жизни огромного числа аборигенов;
  • Истребление местных жителей из-за проводимой колониальной политики;
  • Культурная ассимиляция, проходимая в более позднее время. Дело в том, что со временем стало немодно быть представителем коренной национальности, поэтому метисы предпочли считаться русскими.

Перспективы развития коренных народностей Камчатки очень неопределенные. Правительство РФ стало побуждать представителей этих этнических групп к самоопределению с целью подтверждения ительменской, корякской и камчадальской национальности, стимулируя людей несколькими видами льгот. Однако для распространения этих самобытных культур таких мероприятий мало, так как сейчас налицо все признаки их вымирания. К примеру, даже если число ительменов по сравнению с данными 1980 года увеличилось более чем в 2 раза, то количество представителей этой народности, говорящей на ительменском языке не достигает и сотни человек.


Для восстановления и последующего сохранения культуры малых народов, населяющих Камчатку, необходимы большие финансовые вложения, объем которых зависит от того, насколько население полуострова готово их освоить.

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

Разве бывает такое, чтобы целые народы могли затеряться во времени? Да, если вспомнить Северную Пацифику, невообразимую Берингию, вот только еще осталось на земле то, что способно их оживить. Это легенды, песни, обычаи, в которых красной нитью проходят таинственные сообщения о тех, кто жил по-особенному, кто думал иначе, кто знал великие Тайны...

Коренные народы Камчатки: кто это?

Ученые уже не первое десятилетие спорят по поводу того, кто именно из народностей поселился первым на территории побережья на севере Великого океана. Эта территория носит название - Северная Пацифика.

Для непросвещенного человека в этих народах нет никакой принципиальной разницы, ведь у них схожи и внешние черты, и культура, и образ жизни, и даже язык, плюс, поклонение великому Божеству, Ворону!

Так, в чем же разница, чем отличаются друг от друга коренные народы камчатки? Еще Георг Стеллер начал разработку данного вопроса, так как самым первым встретился в Америке с индейцами, попав туда прямиком из Камчатки. Там он и познакомился с ительменами, одним из древнейших народов на северотихоокеанском побережье. Его выводы были поразительными и сводились к тому, что есть много схожего с индейским образом жизни. Более того, Георг предполагал, что, возможно, это одно и то же племя!


Исследования продолжаются!

Феномен тогда так и не был разгадан, и в 60-х годах прошлого столетия ответы продолжал искать Николай Диков, проводящий раскопки, конечно, на Камчатке , находясь на берегу известного своей красотой Ушковского озера.

Ему-то и принадлежит открытие, без преувеличения, мирового масштаба. Ученый нашел древнее захоронение жителей, возрастом более 15 000 лет. Самое интересное, что сама манера этого захоронения коренным образом отличалась от той, которая была принята у камчатских народов. Сходство наблюдалось с племенами индейцев из Северной Америки. Они-то и посыпали охрой покойников перед преданием тела земле.

Таким образом, мы видим, что на этой части земли сокрыто множество тайн, которые еще предстоит разгадать!

Изучаем жителей Камчатки детально!

После ительменов, о которых уже шла речь выше, на эту землю пришли чукчи и коряки, которые также являются коренными жителями Камчатки. Существуют различные мнения, но ученые все-таки ближе к тому, что случилось это порядка 500-800 лет назад. Племена были вытеснены из Восточной Сибири иными палеоазиатами, настроенными воинственно.


Айны - это отдельная история, которая покрыта дымкой тайны, ведь никто не может доподлинно сказать, как и почему они появились тут, называя себя курильцами. Самое главное, что и язык у них весьма необычен. Только недавно стало понятно, что он схож с... языком одного из древних аборигенских племен в далекой Австралии!

Эти коренные жители Камчатки, к слову, жили и на территории Японских островов, а после оккупации ушли в поисках того места, которое бы приняло их, дало возможность почувствовать гармонию с этим миром. Русские землепроходцы называли айнов «мохнатыми» за их характерные бороды.

Коренные малочисленные народы севера Камчатки «под микроскопом»!

Итак, на данной земле, на Камчатке, проживали такие малочисленные народы, как:

  • Ительмены
  • Коряки
  • Чукчи
  • Алеуты
  • Курильцы, иначе их еще называют айнами
  • Эвены
  • Камчадалы

Их история заслуживает подробного изучения, и в рамках этой публикации мы рассмотрим некоторые племена более детально!

Да, история аборигенов строится на базе археологических данных и открытий, которые сложно назвать полными. Они получены в разное время разными исследователями, но «старт» интереса к Камчатке начался в XIX веке, а ведь заселена земля была - около 15 000 лет назад, так что, как уже было замечено выше, нас ждет впереди еще много открытий, или, наоборот, некоторые детали навсегда останутся тайной...


Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.

Знакомство с коряками

Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. Если «копнуть» семантику названия народа, то, по мнению Крашенинникова и Стеллера, корни лежат в слове «хора», то есть «олень». Коряки сами себя так никогда не называют. Вообще тема названий очень интересна и глубока. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя нымыланами, что означает в переводе на русский язык - «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!


Коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.

Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.


Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она - только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.

Эти загадочные ительмены

Что касается ительменов, то название народа можно перевести, как «живущие здесь». Очень символично. Следует отметить и границы расселения, где южная - это мыс Лопатка, а северная - реки Тигиль и Ука.

В теплое время года ительмены проводили все время на воде. Они передвигались по рекам на изготовленных собственноручно из древесины тополя лодках-батах колодообразной формы. Занимались племена ловлей рыбы, опять же сетями из крапивы. Но также они и строили на реках ловушки.


Из-за того, что о запасах соли не могло быть и речи, то и заготовка ощутимых запасов рыбы не представлялась возможной. Посему охота на соболя, лису, медведя, баранов (горных) также была равнозначным рыболовному делу занятием. На побережьях охота велась на каланов, тюленей и другого морского зверя.

Интересно, что женщины-ительменки носили парики, а также самой почетной считалась та дама, у которой парик был самым роскошным. Молоденькие девушки традиционно заплетали свои черные волосы во множество тонких косичек, а сверху надевали особые «шапочки», также сплетенные из волос.


Об одежде народов Камчатки также можно рассказывать очень долго, так как у ительменов она была весьма и весьма своеобразной, сшитой из шкуры и кожи лисиц, соболей, собак, для украшения добавлялись опушки по вороту, рукавам, подолу.

Особенности эвенов!

Да, эвены, если сравнивать с другими камчатскими аборигенами, стоят несколько обособленно, а по своему происхождению - ближе к тунгусам.

Их предки пришли на Камчатку еще в XVII веке. Именно тогда они и оценили по достоинству возможности занятия оленеводством, изменив традиционной охоте. Русские называли эвенов, которые кочевали по Охотскому побережью, ламутами, что означает «живущие подле моря», пастухов - орочами (то есть опять же «оленные люди»). Впрочем, не только охота и оленеводство привлекали народ, так как «живущие подле моря» также вполне логично занимались и ловлей рыбы, и зверобойным промыслом в морских водах.


В почете у эвенов всегда было кузнечное дело, которое здесь развивалось, и среди представителей племени присутствовали настоящие мастера.

В качестве жилища у камчатских эвенов выступал чум циллиндрическо-конической формы. Больше он напоминает корякскую ярангу, если смотреть на устройство. Зимой же, чтобы сохранить в своем жилье тепло, к чуму они пристраивали специальный вход в виде туннеля.

К слову, только эвены не практиковали езды на собаках в отличие от своих «братьев», других коренных камчатских народов.

Ах, эти чукчи!

О чукчах знают все. Пожалуй, они являются самым известным народом, и отрицать сей факт невозможно. Это северные соседи коряков, которые для охоты активно использовали копья, гарпуны, луки и стрелы. Примечательно, что наконечники для орудий создавались из камня и кости животных.

Чукчи славились мастерством в плане добычи мелкой дичи и птицы, так как использовали для лучших результатов болу и пращу.

В качестве основного средства передвижения у чукчей традиционно использовались олени, но и собачьи упряжки оставались в чести, что сохранилось и по сей день.


Нельзя отрицать и то, что чукчи являются превосходными мореходами, на ура управляющимися с крупными байдарами на 30 человек. Паруса на них изготавливались из оленьей ровдуги, на борта же прикреплялись тюленьи шкуры, надувавшиеся воздухом.

С наступлением лета чукчи обязательно затевали промысловые экспедиции на Анадырь в целях плодотворной охоты. Были налажены торговые отношения с эскимосами.


В качестве резюме

Да, первобытное население Камчатки - это неотъемлемая честь природы. Эти люди жили в полной гармонии с ней, зная в совершенстве свой мир, используя его дары.

Очень многие тайны никогда не будут раскрыты, так как они канули в Лету вместе с народами, но еще есть возможность узнать то, что хранится бережно, что передается из поколения в поколение. Это и есть - история!

Туристу

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

Огромный полуостров Камчатка, расположенный на самом востоке материковой Евразии, сегодня населяют примерно 330 тысяч человек, которые представляют около 170 наций и народностей. Из них подавляющее большинство составляют пришлые народы с Большой земли: русские, украинцы, татары, белорусы и далее по списку этнических представителей нашей необъятной родины. Если сложить все коренные народы (включая камчадалов), то суммарно их представители составят всего 4,6 тысячи человек, что не на много превысит 1% от всего населения этого сурового края.
Этот единственный процент коренного и полу коренного населения Камчатки выглядит весьма удручающе, особенно если учесть, что примерно треть от этого числа жителей составляют камчадалы - потомки первых поселенцев, которые начали прибывать на полуостров в 30-х годах XVIII столетия. По большей части это были русские казаки, которые быстро смешивались с аборигенами северных этносов, привнеся в их культуру русский язык в качестве основного средства общения.
То, что русские, украинцы или татары, проживающие на Камчатке, называют себя камчадалами - неверно. Правильнее их называть камчатцами. Такие обитатели полуострова сохраняют свою национальную принадлежность, данную им предками на материке. Только те представители российских наций, предки которых связали себя кровными узами с ительменами, коряками или чукчами, могут считаться не только камчатцами, но и камчадалами. Примерно так же, как татарин, проживающий в Москве, будет считать себя москвичом, но оставаться татарином.
Малые народы Камчатки
Если из 100-процентного списка малых народов полуострова отбросить 38,23% камчадалов, то далее этнический состав распределится следующим образом… Ительмены, численность которых сейчас немного превышает 1,1 тысячи человек, возьмут на себя 24,34%, эвены при общем количестве чуть более одной тысячи получают 22,24%, 600 коряков - 13,17%, 70 чукч - 1,53%. Можно еще посчитать 15 представителей намыланов (0,33%) и семь ламутов (0,15%). Именно такие данные за 2012 год дает министерство спорта и туризма края.
Теперь представим себе, что на территории в 270 тысяч квадратных километров проживает всего 321,3 тысячи человек (0,2% от общего населения России), где средняя плотность составляет 0,7 человека на квадратный километр, притом что в среднем по стране нас на квадратный километр укладывается по 8,5 персоны. Добавим к этим справедливым расчетам тот факт, что 60% населения Камчатки приходится на Петропавловск-Камчатский, а на полуострове есть совершенно пустынные земли, где в статистическом пересчете на 10 квадратных километрах сыщется только один человек. Нелегкое это дело - выживать среди ветров, вулканов и медведей! Но коренным жителям полуострова, оставшимся в столь малом составе, это удается. Поэтому очень важно успеть сохранить этих самобытных, мужественных людей и уберечь их уникальные культуру и традиции.
Аборигены
Далеко не все малые народы севера, представленные на полуострове, считаются исконными, так как появились на Камчатке в сравнительно обозримые периоды времени. Так айны, проживающие на севере края, считаются выходцами с Курильских островов, которые хоть и прибыли сюда очень давно, но сохранили свою исходную аутентичность. Древнейшее же население Камчатки представляют ительмены, коряки и чукчи. Вот о них и поговорим.
Ительмены
Название самого многочисленного коренного народа ительмен, или итэнмэн, можно перевести как "живущий". Данное слово было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733-1743 годов Георгом Стеллером и Степаном Крашенинниковым. Они считаются самыми древними обитатели полуострова. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что ранние памятники ительменской культуры насчитывают уже 5,2 тысячи лет.
Испокон веков ительмены занимались рыбной ловлей. Охота и собирательство хоть и играли важную роль в жизни этого народа, но оставались скорее вспомогательными промыслами. Ягоды, травы, коренья и кедровые орехи употреблялись в пищу или использовались в медицинских целях. Дополнительным к рыбе пропитанием служило мясо оленей, медведей, снежных баранов и других зверей. Шкуры животных шли на одежду, отделку жилища и создание предметов обихода, а пушнина служила предметом обмена.
Ительмены изначально говорили на собственном языке, который хоть и относится к северо-восточной группе палеоазиатских языков, но имеет серьезные отличия от чукотского и корякского. К сожалению, начиная с конца XVII века эта древняя культура под влиянием русских подверглась сильной ассимиляции. В настоящее время только 10% коренных жителей владеет национальным языком.
В религиозных обрядах этого коренного народа преобладали почитание предметов, связанных с жизнью, а также явлений природы, которых они наделяли духами, жившими по собственным законам и понятиям. Кроме того, популярны были фетишизм и шаманизм, хотя шаманы и не пользовались специальными атрибутами.
Приметы также играли не последнюю роль в жизни ительменов. Так, например, категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым духи воды и гор лишаются желаемой пищи.
Одним из главных фольклорных действий признается древний ительменский танец любви - кузелькинга. Он исполняется парами, выделывающими вполне эротические движения в сопровождении собственных подкриков без использования музыкальных инструментов.
Коряки
Считается, что название корякского народа произошло от слова "хора", то есть "олень", хотя сами коряки до прихода на Камчатку русских называли себя либо нымыланами, либо чавчувенами. Первая группа вела оседлый образ жизни, занималась рыболовством и охотой на морского зверя, а вторая кочевала, перегоняя оленьи стада с пастбища на пастбище.
Намыланы выходили на промысел на байдарах, обшитых шкурами морских животных, из которых изготавливали также обувь, предметы одежды и быта и лыжи. Охотились они в основном на нерпу, лахтаку и кита.
Для чавчувенов практически единственным занятием было оленеводство. Олени давали им мясо, которое шло в пищу, шкуры, из которых делалась одежда и конструировались переносные жилища, а также кости и рога, используемые при производстве орудий труда и бытовых предметов.
Сегодня практически все коряки говорят на русском языке, хотя некоторые из них еще сохраняют собственные корякский и алюторский языки на письменной русской основе.
Чукчи
Большинство чукчей проживают на севере материковой Евразии, но часть из них уже так давно перебралась на просторы Камчатки, что их причисляют к коренным народам этого полуострова. Местные чаучу - "оленьи люди" - считаются бедными, если в стаде у них менее ста оленей. Изначально чукчи были просто охотниками на оленей, мясо, шкуры, кости и рога которых они подобно чавчувенам использовали по назначению. Примерно в XVII веке представители этого этноса освоили оленеводство, но не оставили кочевого образа жизни.
Помимо оленеводства чукчи немало времени уделяют наземной и морской охоте, особенно в этом промысле преуспевают те племена, которые живут ближе к морю.
Интересно, что представители этого народа в русских анекдотах часто фигурируют как люди не слишком тонкого ума, хотя сами они считают себя избранной нацией и весьма высокомерно относятся к своим соседям. В чукотском фольклоре ни один народ, за исключением русских и их самих, не называется собственно людьми.
Эвены
Эвены появились на территории Камчатки около 150 лет назад, когда их племена стали передвигаться на север и восток материка вслед за русскими отрядами покорителей Дальнего Востока. По происхождению они сходны с эвенками (тунгусами) и относятся к сибирской тунгусо-маньчжурской народности.
Эвены отличаются от других оленеводческих народов Камчатки тем, что они передвигаются на оленях не только в запряженном виде, но и верхом, управляя ими с правой стороны. Именно они вывели особую породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью.
Поскольку верховая езда стала неотъемлемой частью камчатских эвенов, их одежда приобрела особенности фасона не свойственные другим северным народам. Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.
Национальный праздник "Алхалалалай"
Возрождению национальных обычаев малых народов Камчатки посвящен традиционный ительменский праздник "Алхалалалай". Изначально это был обряд благодарения Ворону Кутху, которого ительмены считают прародителем Камчатки. Именно ему и рыбному богу Хантаю охотники и рыбаки приносили свою благодарность за удачные охоту/улов на стыке осени и зимы.
В советские времена этот обряд проводили исключительно на местах, стараясь не привлекать внимания официальных властей к такому языческому действу. Но в 90-х годах прошлого столетия по инициативе Бориса Жиркова "Алхалалалай" вновь стал организовываться открыто, собирая с каждым годом все больше гостей и участников. В 2013 году на празднике, который прошел 14 сентября в этнокультурном центре "Пимчах" села Сосновка, собрались тысячи людей. Помимо разнообразных состязаний, связанных со знанием национальных языков и традиций малых народов севера, на фестивале впервые устроили ительменский свадебный обряд. Изюминкой праздника стал танцевальный марафон или III Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки, который продлился 16 часов 30 минут и на 10 минут превзошел аналогичное состязание предыдущего года.
Ирина Нехорошкина