Строки произведения «На железной дороге» сжимают сердце, рисуя в воображении читателя жуткие картины. В школе стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге» по плану. Он поможет быстро подготовиться к уроку.

Краткий анализ

История создания – написано в июне 1910 под впечатлением от произведений Л. Толстого, вошло в цикл «Родина».

Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой любви.

Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять катренов.

Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Эпитеты «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон» , «кусты блеклые», «рука небрежная» .

История создания

Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 г. Тогда он был впечатлен романами Л. Н. Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», поэтому основой сюжета анализируемого стихотворения стала смерть женщины, измученной любовью и осуждениями общества. Нельзя считать «На железной дороге» подражанием, ведь А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшей.

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая чем-то отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог просто забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в своем блокноте и в литературе.

Тема

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения - мертвая молодая женщина. О ее смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Сначала А. Блок подает портрет женщины, которая лежит «рву некошеной» . Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забрать труп. О причинах можно только догадываться. Героине даже глаза никто не закрыл, поэтому кажется, что она живая. Смерть не смогла стереть с нее молодость и красоту.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, пробираясь через лес. Здесь она с волнением ожидала кого-то. Ее глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На нее засматривались гусары, но красавица, погруженная в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних катренах автор приоткрывает тайну страданий героини. Ее юность умчалась, мечты оказались пустыми, а в том месте, где раньше было сердце, теперь отзывалась тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колеса.

В завершении рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходите к ней с вопросами» . Он понимает, что это дорвет сердце женщины.

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой рассказ лирического героя о судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Особенность смысловой организации - обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мертвой. Текст разделен на девять катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Все стихи пронизаны грустью. Стихотворный размер - пятистопный ямб. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ погибшей женщины, усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора. В тексте преобладают эпитеты : «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон» , «кусты блеклые», «рука небрежная. Метафор меньше, но они помогают расставить идейные акценты: «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.

В пронзительном цикле «Родина» во всех стихотворениях разлиты печаль и боль, безбрежная тоска, с давних времен объявшие и не отпускающие Русь. Лишь два произведения посвящены образам людей, а не Родины в целом. О бесцветной жизни молодой девушки рассказал А. Блок. Анализ стихотворения «На железной дороге» будет дан ниже.

Под мерный рокот ямба

Идет неспешное и, по сути, страшное описание существования юной девушки где-то в глубине России, которая не знает, как удержать пролетающую молодость. Показаны ее мучительные ежедневные приходы на станцию с пустыми надеждами на какие-то (какие?) перемены в жизни. Ведь она «красивая и молодая», характеризует ее Блок. На железной дороге покажет это) жизнь сожмет сердце и душу героини такой нестерпимой тоской, что с первой строфы ясно, как страшно и быстро она покончит счеты с жизнью и надеждами.

В трясине жизни

В страшном однообразном бытии героини было одно лишь развлечение - поход вечером, приодевшись, на станцию. Весь нудный томительный тягучий день завершался приходом к скорому поезду, в окна которого можно было заглянуть и увидеть другую жизнь - яркую и нарядную. И щеки румянились, и локон круче завивался, и героиня, стоя рядом с жандармом около блеклых пыльных кустов, изнемогала в пустых мечтах, увязая в косности. Издалека видела три ярких фары мчащегося поезда, и вагоны, подрагивая и скрипя, шли и шли мимо, без остановки, и тоска разрывала сердце: опять она стоит, никому не нужная. Поезд мелькнул, посмотрел вагонов - и все, и больше ничего нет.

Сплошное безразличие, хоть кричи, хоть не кричи, никому дела до нее нет. Существование без событий происходит на маленьком полустанке (и его ярко описывает Блок), на железной дороге. Анализ стихотворения говорит, что героине некуда приложить свои силы, чувства, ум, красоту.

Лишь один только раз

Всего лишь разок на нее обратил внимание гусар, небрежно облокотившись на алый бархат. Нежно улыбнулся, скользнув взглядом - и больше ничего не осталось.

Время не ждет, поезд умчался вдаль. Но на секунду она была оценена. Это и прекрасно, и унизительно. Как поезд, мчалась бесполезная юность. А что потом? И сейчас-то ничего нет, кроме унылого однообразия, кроме отупляющих и огрубляющих ум и душу мелких дел. А что потом? Неужели вот так бесцветно надо состариться, чтобы никто не порадовался ее живому веселому характеру и нежной прелести юности? Горечь, сожаления, беспросветную тоску, снедающие героиню, показывает Блок ("На железной дороге"). Анализ стихотворения не позволяет надеяться на какие-либо изменения в жизни героини.

Крутой поворот

Сколько раз пришлось бедняжке проходить через лесок на станцию, сколько раз потребовалось постоять под навесом, сколько раз была пройдена длинная платформа, знают только она сама и Всевышний. Ведь так неудержимо влекло из этого тихого места туда, где бурлит и меняется жизнь каждый день. И ничего не случалось. И тогда пришло моментальное желание навсегда покончить с сонным туманом жизни (рассказывает Блок) на железной дороге. Анализ стихотворения говорит о спонтанном, но не случайном решении девушки прощально улыбнуться и без желаний, как в омут, броситься под поезд.

Страшное начало и страшный конец

Как музыкальное рондо, начинают и завершают первое и последнее четверостишия резко оборванную несчастную убогую жизнь, которая даже не распустилась, да и не могла расцвести в полную силу. И вот, словно живая, с открытыми остановившимися глазами она лежит в некошеном рву, скатившись с рельсов под насыпь. Собственно, умерла она не сейчас, а еще тогда, когда тлели и с каждым проходящим днем угасали надежды.

Физически живая, она уже погибала, когда бросала жадные взгляды на окна вагонов. Какие теперь могут возникнуть к ней вопросы? Да и захотела бы девушка отвечать на них? Ведь всем все безразлично. Все - только пустое любопытство. Так повествует Блок ("На железной дороге"). Анализ стихотворения только констатирует, как врач, факт смерти.

Россия

Одинока и никому не нужна, ни себе, ни людям, девушка. А как же Россия без дочери? Она сама нищая, лежит в дремоте, униженная и дикая. Такой ее увидел на перепутье, на железной дороге Блок. Анализ, проделанный поэтом, как скальпелем вскрывает ее хаотичность и гибельность пути. Но именно такой безмерно любил и ненавидел одновременно ее поэт. Противоречиво, с облитым кровью сердцем, с горечью смотрел, что творилось на железной дороге, Блок. Анализ российской действительности он проводил в течение всего цикла стихотворений «Россия». «На железной дороге» - это кусочек мозаики, из которого сложилась «Россия» - безбрежная тоска.

У поэта плачет сердце, из него струится кровь на Куликовом поле. И художник сам не знает, что делать с собой, не то что давать советы и рецепты детям России. Одно знает точно, что «не может сердце жить покоем», Блок. «На железной дороге» (анализ стиха дает нам это понять) - пронзительный крик души, разрывающий сердца и поэта, и героини произведения. Пошлость, дикость и вековая тьма торжествуют.

Читая Блока вслух

Стихотворения должны восприниматься на слух, как музыка, потому что только так можно услышать звуки и понять, почувствовать, как складываются образы.

Начнем с языка метафор. Вагоны, желтые и синие, предназначены для состоятельных людей, которые могут позволить себе ездить в первом и втором классе, что поэтом не уточняется, а зеленые - для нищеты, потому что современникам это ясно без объяснений. В этом четверостишии, кроме того, интересны звуковые ассонансы и аллитерации: повторяющиеся слоги «ли» смягчают грозный стук колес и делают его напевней. Мягкое повторяющееся 10 раз «л» в четверостишии о гусаре делает мягче неизбежность мимолетной встречи взглядами чужих друг другу людей. Свистящие и шипящие «с» и «ж» подчеркивают быстрый ход состава. Если внимательно почитать и произнести вслух, то эта экспрессивная окраска будет слышна. А прием в композиции, когда развязка предшествует рассказу, усиливает созданный далее образ железной дороги как символа жизненной колеи, с которой не свернуть ни вправо, ни влево. Временные формы глаголов также важны. В первом и последнем четверостишиях глагольные формы используются в настоящем времени, и это также усиливает его обратную композицию. Образ пути, пройдя через все стихотворение, становится центральным, давящим и умертвляющим человека. Так строит Блок «На железной дороге». Анализ, даны кратко. Их можно дополнять и далее.

Сущность мира у Блока страшна и наполнена разлетающимся злом, бездушным и безразличным, человеческой глупостью, безысходной, величавой, бесконечной. Но нет, это не конец, говорит поэт. Есть еще леса, поляны, туманы, шелесты в овсе. Прекрасное существует вне людей. Его можно и нужно увидеть.

Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» насыщенно художественными деталями, заставляющими читателя содрогнуться. Кинематографическая правдоподобность, с которой выписана каждая строфа, зримо рисует перед нами трагичную картину.

В это время Блок перечитывал «Воскресение» Л.Н.Толстого. Сюжет стихотворения имеет межтекстовую связь с историей Нехлюдова и Катюши Масловой. Здесь можно разглядеть отсылку и к другому, не менее известному роману «Анна Каренина». Однако нельзя сказать, что «На железной дороге» — поэтическое подражание. Автор задействует новые символы, насыщая их блоковским звучанием.

В основе замысла лежит и реальный случай, свидетелем которого оказался Блок. Проезжая мимо железнодорожной станции, он увидел в окно поезда отравившуюся девушку-подростка и местных обывателей, стоящих поодаль и взирающих с мелким любопытством. Блок же видел все изнутри. Он не мог не отозваться сердцем.

Как известно, поэт был очень внимателен и чужд равнодушию. Такой вывод можно сделать из воспоминаний его современников, из того, что было создано Блоком, например, такой статьи, как «Ирония», из его дневников и писем. Автор всегда остро реагировал на любое малейшее изменение миропорядка. Его чуткое сердце, услышавшее музыку революции, было не способно притворяться механическим движком.

Для Блока человеческая жизнь – это жизнь всей страны. В стихотворении «На железной дороге» явно ощущается отождествление бытия отдельной личности и судьбы всей Родины.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «На железной дороге» – лирическое произведение. В нем нашли отражение черты символистского направления.

Прежде всего, следует отметить многозначность каждого образа, появляющегося в произведении, музыкальность слога и философское звучание центральной темы. В концовке этого стихотворения явно прослеживается символистский взгляд на жизненные реалии с точки зрения вечности. Музыкальность, выраженная не только поэтическими приемами, но и сконцентрированная во внутренней энергии «На железной дороге», также роднит это произведение с символизмом.

Блок использует неоднозначный стихотворный размер: чередование пяти- и четырехстопного ямба. «На железной дороге» состоит из девяти катренов. Тип рифмы тоже особенный, первая и третья строки четверостиший срифмованы дактилически. Вторая и четвертая имеют женскую клаузулу. Таким образом, создаётся внутренний ритм, придающий стихотворению волнообразное интонационное звучание.

Композиция

Композиция «На железной дороге» – кольцевая. Стихотворение начинается изображением мертвой девушки, лежащей «под насыпью, во рву некошеном», и заканчивается возвратом к этому же образу. Блок использует кинематографический прием, постепенно отдаляя объектив от главной героини, чтобы показать ее судьбу, а затем вновь возвращаясь к фигуре несчастной девушки. Он создает у читателя ощущение вовлеченности в происходящее. Бытие отдельной героини становится импульсом для того, чтобы задуматься о судьбе Родины.

Кольцевая композиция позволяет Блоку создать образ бесконечности: конец есть начало, а начало есть конец. Однако последние строки оставляют надежду на избавление от этого рока. Мертвая героиня описывается словно живая: «Не подходите к ней с вопросами,/ Вам все равно, а ей — довольно:/Любовью, грязью иль колесами/Она раздавлена — все больно». Создается ощущение, что она все еще может слышать толки и суету вокруг, все еще видит приближающиеся к ней фигуры, все еще различает лица любопытствующих зевак. Мертвый человек выписан, словно существующий между миром дольним и горним. Эта двойственность в том, что плоть принадлежит земле, а душа устремляется в небо, показана омертвевшим, но все же присутствием.

Образы и символы

В стихотворении запрятаны символы, вбирающие в себя суть эпохи.

  • Например, в этом катрене: «Вагоны шли привычной линией,/Подрагивали и скрипели;/Молчали желтые и синие;/В зеленых плакали и пели…» — поэт аллегорически обозначает социальное неравенство и вообще полярность восприятия российской действительности того времени разными классами. И при этом подмечает глухое равнодушие к судьбе человека, как высших, так и низших слоев. Кто-то спрятан за маской аристократа, кто-то – за иллюзией о широте собственной души. В любом случае, все одинаковы в одном: никто не замечает человеческого ожидания, никто не протягивает руки. Однако Блок не упрекает людей, он только просит их быть более чуткими хотя бы к ее смерти, раз уж не смогли к жизни. Блок писал так: «Сердце, обливайся слезами жалости ко всему и помни, что никого нельзя судить…»
  • Несчастную судьбу героини можно рассматривать с символистской точки зрения. Образ девушки «в цветном платке, на косы брошенном» — олицетворение России . «Чинная походка», волнительные ожидания в надеждах, что вот сейчас случится чудо – и жить станет легче, и все изменится. Как мне кажется, Блок хотел вложить в этот символ глобальный смысл – вечные ожидания русским народом лучшей жизни.
  • В судьбе девушки легко угадывается и другой символ – нелегкой доли русской женщины . Бесконечные ожидания счастья, ключи от которого заброшены глубоко в воду и давно съедены рыбами, по словам героини поэмы Некрасова.
  • Образ железной дороги – это символ пути. Люди мчатся на поезде, неизвестно куда, не замечая, как все пространство страны погружается в смертельную тоску. «Жадные взоры», которые бросает девушка в окна вагонов, надеясь на сердечный отклик – попытка остановить поезд той эпохи и спастись любовью.
  • Лирический герой относится к девушке с глубоким сочувствием и состраданием. Прежде всего, он видит в лице девушки Россию. Создается ощущение, что он пропускает через себя всю боль этой несчастной судьбы, осознавая свою беспомощность перед свершившейся трагедией.
  • Темы

    Основная тема стихотворения – это тема одиночества в толпе, трагической судьбы человека, рвавшегося к любви и встреченного лишь холодом внешнего пространства. В канву сюжета вплетена и тема человеческого равнодушия, как результат всеобщего ослепления. Невозможность забыть себя и разглядеть ближнего, неумение выйти из мчащегося неизвестно куда вагона жизни и просто остановиться на мгновение, оглянуться по сторонам, заметить, прислушаться, стать чутким. Закрытость и отдельность каждого порождает всепоглощающую ледяную пустоту, в которую погружается вся страна. Блок проводит параллель между судьбами конкретной героини и России, показывая то, насколько одинокой и обветшалой кажется ему Родина, терпящая столько боли и не находящая на собственных просторах чуткой души.

    Блок также поднимает тему несбывшейся мечты. Звучание «На железной дороге» трагично именно этой победой жизненных реалий над грезами.

    Проблемы

    Проблематика «На железной дороге» многогранна: здесь и путь России, и участь русской женщины, и непреодолимость рока.

    В стихотворении нет ни одного риторического вопроса, однако, вопросительная интонация ощутима в подтексте произведения. Поэт размышляет над судьбой собственной страны, пытаясь понять, куда и зачем движется все вокруг. Ощущение внешней суеты и внутреннего одиночества создается за счет вокзального антуража. Мелкость человека на фоне огромного пространства, несущихся куда-то поездов, занятых собой людских толп. Проблема безысходности и безвыходности рассматривается на примере отдельно взятой человеческой судьбы.

    Идея

    Основная мысль, которую вкладывает Блок в своё творение, тоже неоднозначна. Каждый символ таит в себе не один смысл.

    Главная мысль – осмысление пути Родины. Лирический герой неравнодушен к происходящему. Он пытается призвать людей проявить чуткость и осторожность. Если рассматривать участь героини как символ судьбы России, то можно сказать, что центральная идея этого стихотворения – прислушаться к уже погибающей стране. Это своего рода предчувствие приближающихся событий той эпохи. То, что будет сказано в статье «Интеллигенция и революция» восьмью годами позже, находит отражение уже в этом произведении.

    Важно то, что лирический герой также находится среди тех, кто проносился мимо, и только лицезрение гибели взбудораживает все его существо. По сути, все эти художественные детали («чинная походка», «нежней румянец, круче локон» и т.д.) воссоздаются лишь в его воображении. Увидев итог этой печальной повести, он словно пролистывает назад, чтобы осознать ошибку, чтобы прочувствовать всю боль пережитого главной героиней.

    Средства художественной выразительности

    Средства художественной выразительности, встречающиеся в данном стихотворении, также многогранны. Здесь и эпитеты «ровным взглядом», «жадных взоров» и т.д., и сравнение «как живая», и антитеза «Молчали желтые и синие;/ В зеленых плакали и пели».

    Блок также использует звукопись «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели», чтобы точнее передать вокзальную атмосферу.

    Анафора в шестом катрене «Скользнул по ней улыбкой нежною,/Скользнул — и поезд в даль умчало…» необходима здесь для экспрессивности и подчеркивания мимолетности происходящего. В предпоследнем катрене встречается риторическое восклицание: «Да что — давно уж сердце вынуто!», передающее эмоциональную напряженность стихотворения. В этом же четверостишии Блок вновь использует анафору: «Так много отдано поклонов,/Так много жадных взоров кинуто», которая, в первую очередь, создает нагнетающую интонацию.

    Также Блок часто использует тире в середине строки, создавая, таким образом, долгую цезуру, которая акцентирует внимание на сказанном и становится импульсом внутреннего напряжения: «Скользнул — и поезд вдаль умчало», «Вам все равно, а ей – довольно», «…иль колесами/Она раздавлена — все больно».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.

Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье. Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»). Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.

Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.

Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату. Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена». Она испытала настоящую боль при жизни.

В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание. Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением. Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.

Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.

1910 год в творчестве А. Блока знаменуется выходом в свет печального стихотворения «На железной дороге». На создание такой работы автора натолкнуло произведение Л. Толстого «Анна Каренина».

Вчитываясь в первые строки стихотворной работы, читатель видит прекрасную женщину. Она лежит на железнодорожных путях. Но, тело ее безжизненно. Женщина погибла. Она совершила самоубийство и бросилась под колеса проходящего поезда. Почему героиня совершила такой поступок? Мы никогда не узнаем об этом, ведь автор не раскрывает причин трагедии. По мнению А. Блока, красавица оказалась никому не нужной в рассвете жизненных сил, так кто теперь будет интересоваться ее смертью!

В своем стихотворении А. Блок просто описывает трагическую судьбу такой молодой души, которая так рано погибла. Кем же была при жизни эта женщина? Разобраться достаточно сложно! Может, она считалась благородной дамой! А может, была девицей легкого поведения. В любом случае, каждый день она приходила к железной дороге и словно ждала появление нужного, дорогого человека. Она всматривалась в лица проезжих, в надежде на встречу. Думаю, она искала любимого мужчину, который предал и бросил ее. Только вот желанной встречи так и не случилось. Поэтому, женщина решила остаться рядом с железной дорогой навсегда.

Равнодушные проезжающие только лишь холодно рассматривали ее образ, который словно тень бродил по станции железной дороги. Им было все равно. Они наблюдали за незнакомкой, как за привычными садами, лесами и лугами. Сколько же дней, ночей, часов провела женщина на железной дороге? Об этом можно только догадываться. Всего лишь раз проезжающий гусар наградил незнакомку нежной улыбкой. Но, она совершенно ничего не значила, как и все мечты несчастной дамы.

Начало двадцатого века подарило слабой половине человечества бесценный дар – свободу. Но, не все женщины смогли справиться с таким стечением обстоятельств. И не имея правильного выхода, они заканчивали свою жизнь самоубийством. Так случилось и с героиней стихотворения.

А. Блок говорит о том, что совершенно не важно, кто стал убийцей этой дамы – поезд, безответная любовь или женские предрассудки. Виной всему было общество, которое совершенно уничтожало женщин, не давало им права даже на малые ошибки и ставило их гораздо ниже мужчин.