Многие дети не могут дождаться окончания девятого класса. Им хочется поскорее покинуть стены школы и пойти в высшее учебное заведение.

Поэтому часто наступает момент, когда в семьях задаются вопросом: куда можно поступить после 9 класса? Ведь это очень ответственный и важный шаг в жизни каждого человека.

Нужно ли уходить со школы после девятого класса

Не столько дети, сколько родители переживают и сомневаются, нужно ли, чтобы ребёнок менял свою жизнь в таком юном возрасте? Во-первых, они пропустят школьный выпускной бал, который больше не повторится. Во-вторых, остро становится вопрос: куда можно поступить после 9 класса?

Для начала не паникуйте, а хорошо взвесьте все за и против. В этом возрасте ребёнок становится подростком, и его сложно переубедить. Поэтому, если школьник категорически настроен уходить со школы, не препятствуйте ему, а поддержите. Вместе подумайте, куда можно поступить после 9 класса, чтобы ребёнку было интересно учиться.

Главное, помните, ничего страшного не произошло. Многие дети уходят со школы после 9 класса и находят себя быстрее своих сверстников. Даже если ваш ребёнок ошибся с выбором специальности, он всегда сможет доучиться.

Преимущества

У обучения вне школы после 9 класса есть много плюсов. Например, абитуриенту легче поступить на бюджет. Ведь именно после 9 класса высшие учебные заведения предлагают намного больше бюджетных мест, чем после 11 класса.

Ребёнок, поступивший после 9 класса в колледж, училище или техникум осваивает не только школьный материал, но и получает специальность, по которой после третьего курса сможет уже работать.

Есть и ещё один весомый плюс: если ребёнок окончил техникум, в институт поступает сразу же на третий курс. То есть высшее образование он получает быстрее, чем его сверстники, окончившие 11 классов.

Недостатки

Есть и минусы. Дети раньше уходят от родителей и живут самостоятельной, не всегда правильной жизнью. Часто ребят портит общежитие, где минимален контроль, особенно в отношении учёбы. Родители не всегда могут проконтролировать своё чадо, поэтому могут начаться систематические прогулы и "двойки", а это, как известно, грозит отчислением.

Ещё один немаловажный минус, когда дети ошибаются с выбором специальности. В итоге понижается их успеваемость, пропадает интерес к учебному процессу, и тогда могут начаться очередные проблемы. Чтобы этого не произошло, тщательно продумайте и изучите варианты, куда можно поступить после 9 класса.

Выбор профессии

Хорошо, если школьник давно определился с выбором и знает, чего хочет от жизни. А если не имеет понятия, куда пойти учиться после 9 класса и какая профессия для него приемлема? Тогда родителям приходится помогать своему школьнику определиться.

На самом деле список профессий, на которые можно пойти учиться после 9 класса, достаточно большой. Поэтому теряются в выборе не только дети, но и родители. Прежде чем выбирать конкретную специальность, заведение или профессию, нужно понять интересы школьника. Ведь от этого зависит как успеваемость, так и будущее человека.

У каждого девятиклассника способности разные. У одного школьника хорошо получается изучать гуманитарные науки, у второго – точные. Так же и в профессии. Одним нравится медицина, другим – вождение автомобиля, третьим – все, что связано с маникюром, и т. д.

Так как профессия – это будущее человека, к её выбору необходимо подходить основательно. Даже от характера ребёнка зависит выбор как специальности, так и учебного заведения.

Родители должны помнить, что поступление после 9 класса – важный шаг. Поэтому нельзя школьнику навязывать своё мнение. Ведь в будущем он вас упрекнёт, что не дали ему право самому выбирать. Если вы покажете ребёнку список профессий, учебных заведений, поинтересуетесь его хобби, он сам поймёт, что ему нужно. Не давите на подростка, и он сделает правильный выбор.

Выбор учебного заведения

Это сложная задача. Особенно для тех, кто не может определиться, куда пойти учиться после 9 класса. Подходит много колледжей, училищ и техникумов для школьников. Остаётся только выбрать по интересам и способностям.

Однако есть и другие моменты. Если ребёнок не поступит на бюджетной основе, придётся платить. Остаётся понять, смогут ли родители дать финансовую поддержку своему школьнику.

Учебные заведения после 9 класса славятся большим количеством бюджетных мест и маленьким конкурсом. Если у ребёнка присутствуют хотя бы небольшие знания, тогда ему поступить не так уж сложно. Особенно если перед поступлением походить в это заведение на курсы и подготовиться к экзаменам.

Техникум, колледж или училище

Если вы выбрали учебное заведение, после 9 класса сдаёте экзамены и поступаете. Так как многие не могут определиться, можем дать некоторые советы. Как правило, в училище идут те абитуриенты, которые хотят получить практичную специальность. Она может пригодиться на производстве или заводе. Знания в училище дают, но требования не совсем сложные. Хотя за прогулы и плохую успеваемость могут и отчислить.

Бытует мнение, что в колледж идут учиться модной или престижной профессии. Это может быть связано с авиацией, программированием, медициной и т. д. В колледжах требования более высокие, чем в училище. Поэтому их смело можно приравнять к техникуму, в котором добывают техническую специальность, которая более востребована.

Исходя из вышеперечисленного, можете посетить все понравившиеся вам учебные заведения. После 9 класса можете смело подавать заявление в несколько учебных заведений. Если не поступите в одно, тогда наверняка повезёт в другом.

Специальности для мальчиков

Для ребят есть много прекрасных и востребованных профессий, которые ценятся и оплачиваются довольно неплохо. Однако сейчас разговор идёт не о зарплате, а об интересах юноши. Много ребят хотят быть офицерами. Для этого можно предложить суворовское училище, где очень хорошая военная подготовка, прекрасная дисциплина и повышенная успеваемость. Многие родители спят спокойно, зная, что их сын находится под отличным присмотром.

Авиационный колледж – это прекрасная возможность проявить себя. Здесь тоже отличная дисциплина, физическая подготовка и строгость. Эти два заведения превращают юношей в настоящих мужчин.

Училища после 9 класса дают возможность получить диплом электрика, автослесаря, машиниста-тракториста, сантехника и многих других подобных специалистов. А вот техникум учит на более серьёзные специальности. Это водитель разных категорий, строитель, сметчик и т. д. Техникумы после 9 класса помогают подготовиться к университету.

Для мальчиков очень много разных специальностей, которые открывают дорогу в будущее. Однако смотрите не только на интересы, но и на престиж профессии. Ведь от этого и зависит зарплата человека.

Колледжи после 9 класса, как и техникумы, помогут студенту освоить определённую специальность, пойти учиться в университет и одновременно работать. Поэтому не нужно бояться отпускать ребёнка на учёбу. Ведь вы всё делаете для его же блага.

Специальности для девушек

Училища после 9 класса предлагают абитуриенткам такие специальности:

  • Швея.
  • Парикмахер.
  • Продавец.
  • Кассир.
  • Повар.
  • Кондитер.
  • Визажист.
  • Педагог.
  • Воспитатель дошкольников.
  • Медсестра.
  • Акушерка.

В колледжи после 9 класса поступают чаще всего девушки, которые хотят получить начальное педагогическое или медицинское образование. Однако после него желательно поступать в университет. Ведь после колледжа сложно построить хорошую карьеру.

В техникумы после 9 класса поступают девушки, которые хотят стать экономистом, программистом, администратором, экскурсоводом, продавцом, бухгалтером и так далее. На самом деле список специальностей очень большой. Осталось только выбрать интересующую профессию и учиться на неё.

Профессиональные сферы: природа, общение, сам человек

Чтобы ребёнок изначально не ошибся с выбором, нужно провести небольшие тесты. Только тогда вы поймёте, к какой сфере лежит душа у сына или дочери. Лучше всего, чтобы школьник пообщался с психологом.

Есть первые 3 основные профессиональные сферы:

1. Природа – это профессии, которые напрямую связаны с животными, растениями, лесным хозяйством и т. д. Если ребёнок сопереживает, любит наблюдать за природой, ценит её, смотрит фильмы на эту тематику, тогда ему отлично подойдут такие профессии:

  • Агроном.
  • Зоолог.
  • Биолог.
  • Геолог.
  • Ботаник.
  • Ветеринар.
  • Овощевод.
  • Пчеловод.
  • Садовод.
  • Эколог.
  • Цветовод.

2. Общение – это те профессии, которые связаны с коллективным общением или межличностным. Если школьник любит общаться, хорошо относится к людям, ему нравится делиться опытом с окружающими, создаёт весёлую и уютную атмосферу в коллективе, тогда для ребёнка подходят профессии:

  • Администратор.
  • Бармен.
  • Официант.
  • Менеджер.
  • Милиционер.
  • Педагог.
  • Воспитатель.
  • Парикмахер.
  • Экскурсовод.
  • Юрист.

3. Сам человек – это профессии, которые помогают человеку работать над собой, следить за своим внешним видом, походкой, пластикой и т. д. Такие люди могут работать:

  • Актёром.
  • Моделью.
  • Манекенщицей.
  • Спортсменом.
  • Вокалистом.
  • Велогонщиком.

Профессиональные сферы: техника, эстетика, информация

Есть и другие специальности, которые нравятся детям. Выбирайте профессии после 9 класса тщательно и обдуманно. Для этого побеседуйте со школьником, чтобы понять его интерес к профессиональным сферам. Предлагаем вам рассмотреть ещё 3 варианта.

1. Техника. Это профессии, связанные с техническими устройствами (создание, сборка, наладка или ремонт). Школьник, который хочет связать свою жизнь с техникой, может пойти на такие специальности:

  • Автослесарь.
  • Водитель.
  • Газорезчик.
  • Сварщик.
  • Лётчик.
  • Машинист.
  • Радиомеханик.
  • Сталевар.
  • Тракторист.
  • Шахтёр.
  • Электромонтёр.
  • Плотник.
  • Пекарь.
  • Кондитер.

2. Эстетика – это творческие профессии. Они связаны с искусством, писательством, моделированием. Можно пойти на такие специальности:

  • Архитектор.
  • Дизайнер.
  • Журналист.
  • Писатель.
  • Искусствовед.
  • Композитор.
  • Музыкант.
  • Парикмахер.
  • Швея.
  • Режиссёр.
  • Ювелир.
  • Художник.
  • Фотограф.
  • Продюсер.
  • Визажист.
  • Косметолог.

3. Информация. Это те профессии, где нужна точная наука. Здесь нужно работать с цифрами, расчётами или формулами. Если школьнику нравится точная наука, тогда можно пойти на специальности:

  • Аудитор.
  • Бухгалтер.
  • Звукооператор.
  • Сметчик.
  • Инженер.
  • Кассир.
  • Программист.
  • Финансист.
  • Экономист.

Определяйте профессиональную сферу и помогайте ребёнку не ошибиться с выбором. Ведь это очень важный шаг в жизни школьника, который частично определяет будущее ваших детей.

Специалисты утверждают, что после 9 класса школьнику легче освоиться как в учёбе, так и в коллективе. Поэтому родителям не стоит переживать. Список профессий после 9 класса очень большой, и вы без проблем выберете то, что нужно именно вашему ребёнку.

Если школьник выберет специальность слесаря, каменщика, сварщика или парикмахера, он должен понимать, что это очень ответственная работа. Ведь один неверный шаг может повлечь за собой серьёзные проблемы.

Работа грузчика не столько ответственная, сколько тяжёлая. Ребёнок должен понимать, к чему готовиться. Поступление в медицинский колледж после 9 класса поможет стать только медсестрой или медбратом. О докторе не может быть и речи. А вот после колледжа можно поступать в университет, чтобы получить высшее медицинское образование и стать врачом. Это не только престижная работа, но и высокооплачиваемая.

Заключение

Как выяснилось, поступление после 9 класса несложное. Важно, что предоставляется больше бюджетных мест. Поэтому даже у школьников с небольшими знаниями есть хорошие шансы поступить в училище, колледж или техникум. Однако если у ребёнка совсем плохой аттестат, тогда он может по баллам и не пройти на бесплатное обучение.

Для начала узнайте у школьника, что он хочет от жизни. Затем выясните немаловажный параметр, что он умеет. Многое зависит от способностей, талантов и наклонностей ребёнка.

Обратите внимание на возможности школьника и своей семьи. Сможете ли вы поддерживать сына или дочь с финансовой стороны. Ведь у бюджетников тоже есть некоторые финансовые затраты. Плюс к этому, обратите внимание на психологическое и физическое здоровье ребёнка.

И самый последний вопрос, который можете задать себе: надо ли обществу то, чем будет заниматься сын или дочь? Это может быть медик, педагог, менеджер, программист и другие востребованные профессии. После 9 класса можете поступать в том случае, если смогли ответить на вышеперечисленные вопросы.

Некоторые с детства знают, что хотят стать врачом или шахтёром. Другие вообще не представляют, кем работать. Кому-то финансы и результаты учёбы в школе позволяют пройти на любой факультет, а кто-то выбирает из того, что доступно. Как быть, если вы ещё не знаете, в какой университет лучше поступить? Зависит от того, что мешает вам определиться с выбором.

Вы не знаете, какой вуз лучше

Хороший университет - расплывчатое понятие. Чтобы понять, какой вуз сделает из школьника крутого специалиста, нужно перерыть кучу данных.

Учтите, что рейтинги университетов разные. Простые списки вроде «100 лучших вузов мира» не подходят: то, что они оценивают, не всегда нужно для будущей профессии. Ищите рейтинги, которые отражают трудоустройство выпускников: сколько специалистов нашло работу после учёбы, как быстро они устроились и работают ли по специальности вообще.

Информация для размышления:

  1. Рейтинги агентства «Эксперт РА»: начиная с абстрактного «лучший вуз» и заканчивая списком самых востребованных работодателями.
  2. Мониторинг Министерства образования и науки РФ о трудоустройстве выпускников.
  3. Рейтинг качества образовательной деятельности (также по версии Минобразования).
  4. Пример зарплатного рейтинга портала SuperJob. Поищите аналогичные подборки для других профессий.

Если вы собрались поступать, а ваше учебное заведение ни в каком списке не фигурирует, спросите у представителей вуза, легко ли выпускники находят работу. Возможно, вуз и не отслеживает судьбу всех выпускников, но хотя бы сотрудничает с работодателями и помогает в трудоустройстве. Расспросите о таких программах: действуют ли они и на каких условиях.

Пообщайтесь с выпускниками

  1. Как работодатели реагируют на диплом вуза?
  2. Пригодились ли знания с лекций и семинаров в работе?
  3. Как оценивают вуз коллеги?
  4. Довольны ли выпускники уровнем зарплаты? Как быстро продвигаются по карьерной лестнице?

Сходите на все дни открытых дверей

Вузы проводят встречи с абитуриентами, чтобы расхвалить себя. Походите, послушайте. Спрашивайте, как трудоустроиться после вуза, можно ли перевестись на другой факультет и как это сделать.

Узнавайте больше о возможностях обучения, поездок за границу. Задавайте вопросы об оборудовании в лабораториях и даже качестве еды в столовой.

Вы не знаете, кем хотите быть

Не переживайте, если ещё не , чем хотите заниматься. У вас есть время, чтобы выбрать дело своей мечты. Но если поступать вы хотите уже сейчас (чтобы не терять время или по другим соображениям), попробуйте найти подходящий вариант.

Поищите профессии, о которых не знаете

Откройте справочник профессий (у Министерства труда и социальной защиты РФ есть такой и такой) и посмотрите, кем вы можете работать. Просто читайте описания профессий по порядку. Если что-то понравится, зайдите на любой портал поиска работы и рассмотрите вакансии. Проанализируйте, какие требования предъявляют к соискателям и что вы должны будете уметь.

Иногда такой свободный поиск даёт больше, чем все тесты профориентации.

Выберите вуз с большим количеством направлений

Если через год-другой вы поймёте, что хотите заниматься совсем не тем, то сможете найти подходящую специальность внутри своего университета. Тогда будет проще перевестись на другой факультет и сдать дополнительные предметы.

Остановитесь на самом сложном

Если понятия не имеете, кем хотите быть, но учиться всё-таки надо (родители давят или вы боитесь армии больше, чем сессии), то выберите сложную специальность.

Во-первых, на сложных направлениях меньше конкуренция. Во-вторых, если вы решите сменить факультет или специальность, после сложной учёбы всё остальное покажется раем. В-третьих, навыки самодисциплины и преодоления трудностей - лучшее, что может дать современный вуз.

Выберите практическую специальность

Такую, чтобы вы могли сразу после учёбы или даже во время неё начать . Иначе после университета вы можете обнаружить себя с дипломом, который не нужен ни вам, ни нанимателю.

Лучше заработать на нелюбимой должности и накопить деньги на новое дело, чем потратить несколько лет на корочки, которые не пригодятся вообще.

У вас нет денег

Обучение - это дорого. Или нет?

Не зацикливайтесь на громком имени

Грубо говоря, если вы хотите стать математиком, вам надо стать математиком, а не студентом Самого лучшего математического университета. Поэтому ищите нужную специальность в других вузах и в других городах. Может, вы найдёте вариант за многие тысячи километров, но со стипендией.

Не останавливайтесь на Москве и Санкт-Петербурге: хорошие вузы есть не только в них. Исследование ВШЭ на тему доступности образования в 2016 году поможет по-новому взглянуть на географию образования.

Поступите в колледж

Колледжи дешевле. В них программу проходят быстрее. И через несколько лет на руках будет готовая специальность, работа и возможность учиться на заочном или вечернем отделении, не думая о том, как родители будут оплачивать учёбу.

Выберите вуз, в котором платят хорошие стипендии

Во многих вузах активных и талантливых студентов поощряют, выплачивая им дополнительные стипендии. Также деньгами может помочь регион.

Узнайте, есть ли в вузе, в который вы собрались, такие стипендиаты. Спросите, как они этого добились. Останется мелочь - стать одним из лучших студентов университета.

Попробуйте целевой набор

Целевой набор - это когда за ваше обучение платит предприятие, а после учёбы вы должны на этом самом предприятии отработать. Иногда договор заключается не с предприятием, а с муниципальными органами власти. По сути, это разновидность образовательного кредита, только возвращать долг приходится не деньгами, а работой.

Узнайте, есть ли в интересующем вас вузе целевой набор, спросите, с какими предприятиями там работают. Возьмите контакты отделов, которые заключают договоры, - и вперёд, изучать условия и особенности обучения.

Учтите, что приказы о зачислении целевиков подписываются раньше, да и заявления нужно подавать весной. Лучше всего успеть всё сделать на весенних каникулах.

Чек-лист выпускника школы

Если вы запутались, что делать прямо сейчас, проверьте себя по короткой инструкции:

  1. Определитесь, кем хотите быть.
  2. Составьте список вузов, в которых есть нужная специальность.
  3. Вычеркните учебные заведения, которые вам не по карману.
  4. В разных рейтингах проверьте положение оставшихся.
  5. Выберите несколько вузов, ради которых стоит постараться и сдать экзамены.

Любой человек обременен потребностями. В числе прочего нам нужны общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Чтобы всем этим обладать, надо "хорошо зарабатывать на жизнь". А финансовое благополучие целиком зависит от правильного выбора профессии, наличия необходимых знаний и успешной реализации умений.

Какие специальности среди предлагаемых сегодня вузами к изучению наиболее популярны среди абитуриентов-2007? И какие профессии предпочтут, например, выпускники-2012? На основе исследования компании Begin Group редакция "О&К" составила своеобразный рейтинг-справочник перспективных направлений и снабдила их комментариями известных и уважаемых в профессиональном сообществе людей.

Итак, представляем 12 специальностей, которые (мы в этом уверены) будут востребованы через пять-семь лет: политология; юриспруденция; менеджмент организации; финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; мировая экономика; экономика и управление на предприятии; реклама; маркетинг; связи с общественностью, психология; IT-технологии.

Испытание властью

Политика - особая сфера человеческой деятельности, непосредственно связанная с властью, государством, управлением делами общества. В своей работе политику приходится решать всевозможные задачи, умело лавируя между интересами различных социальных групп в поисках компромиссов. Психологи считают, что власть развращает. Поэтому политический лидер априори должен быть доступным, открытым, честным, чутким и человечным, а также совестливым и бескорыстным - к данному выводу пришли депутаты и многие ученые нашей страны при обсуждении проблем морали и политики. Кроме того, такой человек должен быть высокообразованным и компетентным, ему необходимо обладать острым умом и широким кругозором. Французский император Наполеон говорил: "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам". Между тем попасть в большую политику непросто, фундамент надо закладывать с молодости. Первым шагом политической карьеры может стать получение высшего образования. Данная профессия сулит власть и деньги, а потому привлекает все больше молодежи. Конкурс на факультеты политологии достигает семи-десяти человек на место. Абитуриенты сдают экзамены по русскому и иностранному языкам, истории и обществознанию. Надо заметить, что обучение здесь в основном платное. Высокую стоимость (80–150 тыс. руб. в год) оправдывает перспектива удачного трудоустройства в учреждения МИД, федеральные, исполнительные и законодательные органы власти.

Элла Памфилова, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

Политика, политология и все, что с этим связано, по моему глубокому убеждению, являются вторичными сферами профессиональной деятельности людей. На политика нельзя просто выучиться в образовательном учреждении. Невозможно стать политиком, равно как и политологом, без определенного жизненного багажа, иного профессионального опыта. Нужно, чтобы человек набил шишек, научился разбираться в людях и взаимодействовать с ними, умел руководить и имел массу других качеств, свидетельствующих о его зрелости и способности менять жизнь к лучшему. Политика - это инструмент для достижения неких мировоззренческих целей. А политология - наука публично рассуждать, теоретизировать о том, какой должна быть политика и проводящие ее политики.

Наверное, многих молодых людей прельщает в этой профессии некоторая публичность, возможность высказывать свое суждение в средствах массовой информации, быть в центре общественного внимания. Однако не нужно обольщаться. Считаю, что у нас очень скудное дискуссионное политологическое поле. Область политологии по-прежнему монополизирована узкой прослойкой "элитных" представителей, которые мнят себя великими мыслителями наших дней. Только они вещают в СМИ на эти темы. Здесь вы не увидите серьезного разнообразия суждений, здесь нет особой конкуренции. Это поле очень унылое и убогое. Те, кто монополизировал эту площадку, не очень-то пускают сюда молодые амбициозные силы. А необходимость в приходе новых людей и свежих идей просто перезрела. Россия сделает прорыв в культурной, социальной, экономической и политической областях лишь в том случае, если обеспечит высокий уровень конкурентной среды во всех сферах жизнедеятельности, включая политику и политологию. Нужна конкуренция идей, действий, новых предложений, в результате которых молодые талантливые люди смогут прорваться через этот закостеневший монопольный редут в политике, бизнесе, финансах, информации и т. д.

Дмитрий Слизовский, заместитель заведующего кафедрой политических наук РУДН, доктор исторических наук, профессор:

Во-первых, в расхожем, литературно-художественном и вымышленном отображении для массового потребления политолог - это "преуспевающий модный политтехнолог, виртуозный манипулятор, "социальный энергетик" и успешный игрок", которого приглашают для создания "стратегии победы". Возможно, что этот, повторяю, вымышленный образ кого-то увлечет и привлечет к профессии политолога. А почему и нет? Навыки и умения улавливать кипучую социальную энергию, питающую огромные "машины политики", - разве не столь же привлекательная профессия, сравнимая по восторгу и переживаниям с вулканологами, ядерными физиками, исследователыми ледового океана, спортсменами, финансистами.

Во-вторых, политологическое образование сегодня - в основном гуманитарное. По большому счету, на стадии бакалавриата лучший вариант образования и самообразования суть философия, история, иностранные языки, информатика и восемь-десять общепрофессиональных дисциплин: политическая история, философия политики, теория политики, психология и социология политики и т. д. Не стоит игнорировать и пренебрегать именно таким "шлейфом" гуманитарных и специальных дисциплин. Здесь база общей фундаментальной подготовки помогает развить навыки и способности интеллектуального мышления и мыслительного аппарата к сложному умственному труду. Я бы рассматривал политологию как профессию для людей с ярко выраженной одаренностью к политической деятельности либо сознательно идущих в эту профессию и готовых со страстью жить за счет и ради политики и политической науки. А для этого мало быть гуманитарно подкованным. Надо приобрести конкретные навыки и умения по отдельным смежным политологическим специальностям. В наиболее продвинутых вузах страны, в частности РУДН, решают эту проблему следующим образом. В содержательном плане учебно-образовательного процесса в РУДН видят помимо развития традиционных для университета заслуг и успехов возможность концентрации усилий через подготовку и внедрение в учебные рабочие планы дисциплин: 1) по законотворческой деятельности (дисциплины близкие к юриспруденции, но не подменяющие последние); 2) по государственной бюджетной политике (условно близкие к группе экономического профиля); 3) по анализу многофакторных политических действий с помощью компьютерных имитаций и применения, например, методов анализа системной динамики (Analysis of Dynamic System - ADS) и анализа иерархических процессов (Analytical Hierarchy Process - АНР). Через указанные виды содержательной деятельности во многом решается проблема наполнения неопределенной в профессиональном плане политологии как образовательного направления и специфической профессии примерно десятью узкопрофессиональными, с конкретным набором навыков и умений специальностями: стратегического и локального (отраслевой) аналитика, эксперта, консультанта, публичного политика (депутаты различных уровней), помощника депутата, партийного организатора и руководителя, PR-политтехнолога, политического журналиста, политического менеджера, администратора-управленца, теоретика политической науки, преподавателя и т. д. Принципиальное значение придается закреплению в ходе обучения у студентов конкретных навыков, умений, компетенций. В свою очередь, эти же направления учебной работы логично перерастают в соответствующие направления научной работы как для магистров и аспирантов, так и для самих преподавателей. На очереди задача - структурировать весь состав профессорско-преподавательского и студенческого коллектива по конкретным научно-исследовательским направлениям в форме научно-исследовательских групп (школ). Обязательно участие в таких группах студентов всех курсов, магистров, аспирантов. Важно, что этой форме работы придается организационная закрепленность, публичность, создается положительный имидж и поддержка (финансовая, моральная, информационно-рекламная) со стороны кафедр и факультета гуманитарных и социальных наук.

В-третьих, в реальном измерении политолог - это профессионал в сфере политики. А это явление наполнено чрезвычайно широким смыслом и, по замечанию известного ученого М. Вебера, "охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству". Естественно, что тот же Вебер передал нам свое понимание политики как призвания и профессии. Нам и сегодня ничто не мешает принимать и понимать профессионала-политолога в самом объемном и верном смысле как призвание и профессию.

Какие же радости и удовольствия может предложить карьера политолога и какие личные предпосылки для этого она предусматривает для тех, кто ступает на этот путь?

Сегодня еще нет ясности, какую форму примет политика как профессия. Ясно, что политика уже стала одной из фабрик, одним из крупных и постоянно действующих предприятий. Это интеллектуальные индустрии. Они все больше поглощают людей в качестве своеобразной рабочей силы. И потому есть немало шансов для политически одаренных людей заняться удовлетворительной для них политической карьерой. Более того, профессия политолога и политика дает чувство власти даже на формально скромных должностях. Было бы опрометчиво полагать, что каждого здесь ждет успех, тем более человеческое счастье. Для того и другого мало обучаться профессии политолога. Надо еще иметь такие качества, как внутренняя ориентация на существо дела, чувство ответственности и за дело, и за себя, острый глазомер или интуиция.

Служитель закона

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Правовая безграмотность обывателей обеспечивает юристов заработком уже не одно столетие. Баснословные гонорары адвокатов не дают покоя молодым умам. Почти все хотят быть юристами. Между тем защита прав и свобод граждан - дело не из простых. "Доскональное знание законодательства, аналитический склад ума, усидчивость, внимание к деталям, ответственность - вот далеко не полный перечень требований к этому специалисту, - поясняет юрисконсульт ЗАО "Инвестиционная группа "КапиталЪ" Евгений Лапенков. - Не секрет, что по специальности работают не больше половины всех выпускников юридических факультетов. Остальные, несмотря на полученный диплом, не приживаются в профессии. Ведь помимо всего прочего юрист должен уметь артистично "жонглировать" словами, владеть искусством убеждать, обладать деловым шармом и главное - способностью внушать доверие".

Чтобы поступить на факультет юриспруденции, надо сдать экзамены по русскому языку и литературе, а также успешно пройти собеседование по основам права. Обучение на платном отделении обойдется в 50–150 тыс. руб. в год. Цена зависит от статуса учреждения и выбранной специализации. Для выпускников открыты двери всюду: в органах власти, налоговых службах, на таможнях, в других государственных и коммерческих структурах. Зарплата от 25 тыс. руб. в месяц.

Павел Крашенинников, председатель Комитета Государственной думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

Специальность "юриспруденция" считается одной из самых престижных во всем мире. Труд юристов, как правило, хорошо оплачивается и используется во всех областях экономики, науки, образования, культуры. Хорошие специалисты в данной области нужны повсеместно, но, к сожалению, должен отметить, что в нашей стране за последние годы в деле подготовки этой категории кадров произошла явная девальвация. Появилось огромное количество людей с дипломами юридических вузов и факультетов, хотя на самом деле квалифицированных специалистов, на мой взгляд, поубавилось. Только в Москве представителей данного профиля выпускают сотни вузов, тогда как в советское время их было в столице всего пять-шесть. Поверьте, мне не очень нравится советский период нашей истории, но нужно смотреть правде в глаза. Тогда в образовательных юридических центрах были сконцентрированы лучшие преподавательские и научные силы. И если в ту пору выпускников этих вузов не хватало, чтобы покрыть потребности в кадрах различных отраслей и предприятий, то сейчас наблюдается явное перепроизводство. Но беда не только в этом. Резко упало качество подготовки студентов в области юриспруденции. По-моему, действующая процедура лицензирования и аккредитации вузов сегодня довольно формальна. Следует принимать какие-то меры, ужесточать требования к уровню обучения и качеству подготовки молодых специалистов. Если Министерство образования и науки РФ не способно выполнять свои функции по строгому лицензированию и аккредитации вузов, нужно эти права отдать Министерству юстиции. Оно, надеюсь, наведет порядок.

Конечно, чтобы оздоровить ситуацию, придется принять какие-то дополнительные меры, поднять уровень зарплаты профессорско-преподавательского состава. Может быть, установить квалификационные признаки для педагогов, чтобы привлечь к этой работе самых опытных. Я часто выступаю с лекциями в юридических вузах и вижу, в каком плачевном состоянии находятся некоторые из них. Посмотришь конспекты студентов - впечатление такое, что преподаватели сами читают только учебники и по ним составляют лекции.

Конечно, в деле подготовки хорошего специалиста многое зависит от учебного заведения и преподавателей. Но не меньшее значение имеют воля, желание учиться и осваивать профессию самого молодого человека. Возможности для успешной учебы сейчас почти идеальные. Не проблема купить любую книжку. В Интернете легко найти что угодно. А если знаешь иностранные языки, можно стать специалистом экстракласса. Поэтому возьму на себя труд посоветовать ребятам проявлять активность, не ждать милостей от природы и внешних обстоятельств. Нужно "рыть землю", усердно заниматься. Необходимо разумно сочетать учебу и отдых, а некоторыми развлечениями стоит пожертвовать, чтобы увлечение досугом не стало препятствием на пути овладения профессией. Помните: многое зависит и от вас тоже.

Управляющий с умом

Потребность в квалифицированных менеджерах, топ-менеджерах и руководителях, способных быстро и адекватно реагировать на все изменения рынка и вести бизнес грамотно, растет с каждым днем. Необходимость в специальных знаниях осознают и многие карьеристы, мечтающие выгодно отличаться от конкурентов. Учиться и учить других "управлению" становится тенденцией времени. Поэтому практически во всех вузах появился факультет менеджмента. Образовательные учреждения знакомят будущих управленцев с кадровыми технологиями, обучают эффективной организации финансовых служб предприятий и учреждений различных форм собственности. Особое внимание уделяют экономическим и правовым дисциплинам, психологии управления. В процессе обучения широко используют современные технологии бизнес-образования: деловые игры, online-конференции с применением персональных компьютеров и т. п. Абитуриенты сдают вступительные экзамены по математике, иностранному языку, обществознанию и русскому языку. Задания - испытания по обществознанию включают в себя вопросы по экономике, что объясняется профилем факультета. Те, кто не прошел по конкурсу на места, обеспеченные государственным финансированием, имеют возможность учиться на основе договора с оплатой обучения от 90 до 250 тыс. руб. в год. Для выпускников открыты двери крупных российских и зарубежных компаний. Заработная плата от 20 тыс. руб. в месяц.

Александр Лившиц, заместитель генерального директора компании "РусАл":

Думаю, без специалистов по управлению не существует никакой бизнес в принципе. По всему миру. Россия - не исключение. Наша экономика за 15 лет проделала огромный путь. Нам пришлось на ходу перестраиваться на систему рыночных отношений и одновременно встраиваться в мировую экономику. Несмотря на многие трудности и недостатки в социальной и экономической областях, Россия добилась колоссальных результатов в этой работе. И обеспечили такой скачок современные управленцы. Практически все топ-менеджеры в "РусАл" - молодые люди. Во всяком случае все они гораздо моложе меня. Старшее поколение, наверное, плохо себе представляет, что в среднем 35-летние профессионалы сегодня ворочают миллиардами долларов. И не только в нашей компании, но в крупном бизнесе вообще. Российское предпринимательство активно выходит на международную арену, транснационализируется по продажам. И нефтяники, и газовики, и металлурги продают свою продукцию по всему миру.

И кто это делает? Кто зарабатывает деньги не только для себя, но и для государства в целом? Современные менеджеры и бизнесмены. А ведь до недавнего времени у нас практически не было своих собственных традиций и наработанной базы в деле обучения, подготовки менеджерских кадров, предпринимателей высочайшего класса. В 1990-е многие из ныне преуспевающих людей нигде, кроме как за границей, не могли получить классное образование. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Появились российские вузы, дающие хорошие знания и профессиональные навыки молодежи. Лично я - сторонник того, чтобы развивать это направление именно в России, богатой не только природными ресурсами, но и талантливыми людьми. Однако, видимо, процесс становления и развития российского бизнес-образования пока находится в начальной фазе. Нам не хватает собственных высококлассных управленцев, приходится брать на работу иностранцев, особенно на уровне топ-менеджмента. Заседания правления "РусАл" проходят наполовину на русском языке, наполовину на английском. Нам нужны талантливые, успешные молодые менеджеры. Принимаем самых умных. Как правило, выпускников российских вузов. "Блатных" не берем - слишком опасно. Обычно начинают молодые специалисты у нас с должностей менеджеров среднего звена. А дальше все зависит от самого человека. Условия для карьерного роста имеет каждый. Тех, кто хорошо работает и старается быть впереди других, мы обязательно заметим. И лучшим обеспечим достойное профессиональное и карьерное продвижение.

Финансовый туз

Профессия финансового директора (менеджера) в настоящее время стала ключевой, жизненно необходимой для каждой организации и экономики страны в целом. Об этом свидетельствует, в частности, то, что общий уровень оплаты труда финансовых работников выше среднего на 15–35 %, причем разрыв увеличивается с карьерным ростом. В надежде получить "хлебную" профессию абитуриенты штурмуют финансовые вузы. Конкурс достигает 15 человек на место. Поступающие обычно сдают от трех до пяти , в том числе математику, русский и английский языки, географию (на международных отделениях), а также проходят тестирование и собеседование. Если постигнет неудача на конкурсных испытаниях, то образование потребует немалых расходов - от 40 до 180 тыс. руб. в год. Но, как говорится, цель оправдывает средства. Обладатели диплома по специальности "финансы и кредит" получают навыки управления капиталом предприятия, в дальнейшем они способны эффективно формировать финансовую и инвестиционную политику. В рамках обучения ребята осваивают кредитные операции, операции с ценными бумагами, валютные операции, международные расчеты, бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Также они изучают анализ и планирование производственной программы предприятия, учатся координировать свои действия с другими подразделениями и службами, оценивать любые стратегические, тактические и оперативные решения с точки зрения их влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности. В образовательном процессе широко используют современные информационные технологии: популярные пакеты прикладных программ инвестиционного и финансового анализа, средства мультимедиа и глобальную сеть Интернет.

Молодые специалисты имеют все шансы найти престижную и высокооплачиваемую работу. "Финансовые учреждения охотно принимают инициативных и нацеленных на результат ребят, желающих зарабатывать деньги законным путем, - утверждает банкир Леонид Краснер. - Залог успеха состоит в постоянном совершенствовании знаний и навыков".

Сергей Суверов, вице-президент управления торговли корпоративными акциями корпорации CITIGROUP:

Сейчас даже младшие школьники знают, что по специальности "финансы и кредит" в экономических и гуманитарных вузах обучаются в основном молодые люди, которые хотят стать банковскими работниками. Желающих попасть в этот ряд достаточно много. Во времена рыночных преобразований труд банковского служащего стал престижным, хорошо оплачиваемым и, могу добавить, увлекательным делом. Что ему присуще? Кредитная сфера - это род профессиональной деятельности специалистов, как правило, банковских отраслей, занимающихся поиском интересных проектов и предприятий, которые они могли бы профинансировать в долг. Все, казалось бы, довольно просто. На самом деле это не только сложная, но и весьма ответственная многосторонняя работа. Она включает в себя множество компонентов, в том числе способность и необходимость вести широкую аналитическую деятельность, в частности, в сфере кредитных рисков. Это умение анализировать и прогнозировать, насколько платежеспособен и добросовестен заемщик при погашении выданного ему кредита. Это расчетная сфера, то есть организация расчетов банка с фирмами и клиентами. Это бухгалтерская работа, связанная с ведением финансовых расчетов внутри предприятия. Это аудиторская работа, которая заключается в проведении анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия и оценке его платежеспособности. И многое другое.

Относительно "Ситибанка" могу сказать, что у нас применяют традиционные формы банковских услуг, связанных с выдачей кредитов юридическим лицам и ссуд населению. Я имею в виду кредитные карточки и весь объем работы по их обслуживанию. Кроме того, наши молодые специалисты активно привлекаются к работе в инвестиционно-банковском секторе, на финансовых рынках.

Меня довольно часто спрашивают, можно ли в банке сделать быструю карьеру. Думаю, такая возможность объективно существует. Очень способным молодым людям порой достаточно пяти-семи лет, чтобы успешно подняться по служебной лестнице от рядового служащего до руководителя среднего и даже высшего звена. Только не надо думать, что такое происходит автоматически или это очень легко. Для хорошей карьеры нужно иметь и демонстрировать большие знания. Огромную трудоспособность, умение кропотливо работать. Организаторские способности. Знание компьютера. Деловую реакцию, умение оперативно реагировать на быстро меняющуюся обстановку. И конечно же определенные личностные качества, располагающие именно к данной профессиональной деятельности.

Непростой счетовод

Времена, когда главного бухгалтера воспринимали как обычного счетовода-учетчика, давно позади. Сегодня это менеджер, обладающий юридическими и финансовыми знаниями, аудитор и грамотный руководитель в одном лице. Каждый день он во всеоружии ждет нового подвоха от переменчивого законодательства и заботится о том, чтобы компания не потеряла деньги. Дабы избежать штрафных санкций и наказаний, бухгалтер должен ориентироваться в правовом поле, быть в курсе отраслевых событий, хорошо разбираться в финансовых вопросах. Исключительное значение в нашей стране придают профессиональной подготовке бухгалтеров. Желающих обучаться по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит" сегодня немало, конкурс стабильный - пять-семь человек на место. Абитуриенты сдают экзамены по математике, русскому и иностранному языкам. Тот, кто не очень успешно сдал экзамены, получает возможность продолжить образование за 45 тыс. руб. и выше в год.

В процессе обучения студенты постигают теорию бухгалтерского учета, статистику, экономический анализ, автоматизированную обработку информации для БУ и аудита, управленческий и финансовый учет, ревизию и контроль, ценообразование, а также основы управления и правоведение. Обычно проблем с трудоустройством нет. На пятом курсе ребята отправляются на практику и там же присматривают себе будущие места работы. Насколько успешно сложится карьера, целиком зависит от человека. По мнению главного бухгалтера "Интермедсервиса" Екатерины Цыбиной, приходят в эту профессию по-разному, но остаются только те, кто действительно понимает и даже любит свое дело. Зарплата от 20 тыс. руб. в месяц.

Алексей Забелин, ректор Московской финансово-юридической академии:

Интересно было узнать, что профессиональные пристрастия нашей молодежи и западной сближаются. Специальность "бухгалтерский учет, анализ и аудит" входит в перечень наиболее популярных в России. По признанию экспертов, в рейтинге лучших профессий в США также фигурирует профессия бухгалтера. Не знаю, по каким параметрам составляли рейтинг привлекательности у нас, но американский топ-лист, по отзывам прессы, складывался на основе анализа уровня достигнутой зарплаты, получаемого на рабочем месте стресса и характера разъездной работы (то есть учитывали, сколько поездок человеку приходится делать в рабочее время). Оказалось, что американцы - представители сферы бухгалтерии и финансов получают до 110 тыс. долл. в год. Это даже чуть выше, чем у предпринимателей.

Заработки российских бухгалтеров и аудиторов, конечно, скромнее. Хотя в крупных компаниях, банках они достигают нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов в месяц. Однако никто не платит просто так. Главный бухгалтер любой фирмы, предприятия или организации является правой рукой руководителя и отвечает наравне с ним за состояние финансово-хозяйственной деятельности и правильную уплату налогов. Эта работа очень ответственна, и не только в фигуральном смысле, но и с точки зрения административного и уголовного права.

У многих молодых людей сложилось неправильное представление о бухгалтерском труде как о чем-то скучном и монотонном. Это не так. Да, в основном это "сидячая" профессия, но ею может заниматься только интеллигентный человек. Все дело в отношении к работе. За цифрами и формами отчетности нужно уметь видеть людей и конкретное дело. Здесь при желании можно найти столько элементов творчества, креатива, выдумки в решении проблем и вопросов финансовой и производственной деятельности, что характеру этого труда позавидует иной творческий человек. Способный бухгалтер, консультант-аналитик, аудитор сумеет дать очень важный, полезный деловой совет, рекомендацию и маститому предпринимателю, и руководителю высокого ранга, чтобы поправить пошатнувшиеся дела или сделать бизнес еще более успешным.

Другое значительное преимущество этой специальности - ее универсальность. На каждом предприятии, большом или малом, есть бухгалтер. Поэтому спрос на профессионалов стабилен. Везде требуются хорошие специалисты. Но таковым нельзя стать без соответствующего образования и опыта работы. Этой профессии нужно обязательно учиться. А научившись единожды, постоянно повышать квалификацию, периодически обновлять полученные знания.

Массовый опрос детей 13–15 лет показал: школьники задаются вопросом, куда лучше пойти учиться, задолго до школьного выпуска. Сложность ответа в том, что правильных решений здесь несколько, но плана их принятия нет. Точнее, он есть, но в столь юном возрасте неизвестен.

Для ликвидации пробела предлагаем четкий алгоритм действий по выбору профессии. Начать стоит с уровней учебных заведений, открытых школьникам:

  • Колледж. Принимает абитуриентов после 9 и 11 класса на курсы среднего профессионального образования.
  • Бакалавриат (вуз) – первая ступень высшего образования. В плане поступления его предпочтение сулит больше сложностей (конкурс, тестирование, обязательные дисциплины по ЕГЭ). Зато через 4,5–5,5 года студент получает степень бакалавра.
  • Школа бизнеса – возможность отсрочить решение о выборе профессии, но приобрести навыки, полезные каждому (и возможность начать зарабатывать деньги).
  • Курсы. Здесь многое зависит от качества школы преподавания, состава программы обучения, направления. Практика показывает, их окончание целесообразно параллельно с получением профессии.

Чем руководствоваться при выборе специальности?

Выбор профиля (будущей профессии) – второй важный вопрос. Здесь есть 5 направлений (и до 50 профилей в каждой группе).

  1. Техническое. Все, что касается техники: сборка, наладка, обслуживание, настройка компьютерных сетей. Юношам, тяготеющим к компьютерным играм, информатике, следует пойти учиться на программиста, системного/сетевого администратора (факультет Информационных технологий). Девушкам подойдет профессия дизайнера-технолога.
  2. Экологическое (метеорология, ветеринария, медицина).
  3. Гуманитарное (переводы, педагогика).
  4. Сервисный профиль – торговый (коммерческий, управленческий), гостиничный, маркетинговый (рекламный).
  5. Художественный (творческая профессия, связанная с театром, кино, музыкой).

Руководствоваться при выборе стоит данным списком, предпочтениями, личностными характеристиками, финансовыми возможностями (стоимость образовательных программ сильно отличается). Всегда полезно обратить внимание на аттестат – предметы, по которым у абитуриента самые высокие баллы.

Помощь со стороны при выборе профессии

Выбор профессии не терпит спешки. Здесь важно проанализировать внутренние возможности, задействовать все инструменты поиска, включая внешние инструменты и технологии. Что сюда относится:

  • Помощь семейного совета. Профиль – это не приговор, единожды допустив ошибку, его можно сменить. Но переквалификация требует времени, денег, сил. Ошибаться можно, но не выгодно. А члены семьи с профессиональной подготовкой (высшей, средней специальной) прошли определенный путь, владеют знаниями, готовы советовать.
  • Школьные тесты на профессиональную ориентацию. Анкеты разработаны опытными психологами, экспертами области НОТ, постоянно обновляются, совершенствуются. Результаты тестирования не приоритетны, но могут оказаться полезными при выборе между 2–3 специальностями.
  • Консультация приемной комиссии выбранного учебного учреждения. Серьезные ссузы, вузы заинтересованы в выпуске востребованных специалистов, трудоустройстве выпускников, высоких отметках (которые определяет заинтересованность учащихся). Члены комиссии обязательно откликнутся на просьбу абитуриента дать совет, куда поступать.
  • Посещение Дней открытых дверей образовательных учреждений. Авторитетные вузы (и Университет «Синергия» не исключение) приглашают на мероприятия состоявшихся представителей актуальных профессий с опытом работы в различных сферах. Короткое описание специальности профессионалом нередко помогает принять правильное решение.
  • Рекомендации учителей. Квалифицированный педагог способен объективно оценить способности ученика – обрисовать спектр профессиональных перспектив с учетом его предрасположенностей.

Какую профессию выбрать после выпуска из 11 класса?

Решая, на какую профессию лучше пойти учиться, выпускаясь из школы (11 класс), необходимо ориентироваться:

  • на спрос работодателей (дефицитные специальности, наиболее распространенные вакансии);
  • актуальность профиля (будущее специальности);
  • размер заработной платы (амбиции, уровень цен);
  • набор смежных специализаций.

Сегодня особенно востребованы прикладные специализации – программист, бухгалтер, экономист, переводчик. Топ-10 наиболее перспективных для быстрого трудоустройства (с растущей зарплатой) направлений выглядит так:

  • IT-специалист;
  • маркетолог;
  • финансист (экономист, аудитор, бухгалтер);
  • веб-дизайнер;
  • юрист;
  • финансовый менеджер;
  • сотрудник банка (кредитный эксперт);
  • рекламный агент;
  • актер;
  • переводчик.

Наиболее популярные профессии среди выпускников 9 класса

Школьники, желающие начать карьеру раньше сверстников, выбирают колледж. В этом случае предпочтение стоит отдать профилям, используемым (эффективным, прикладным) в любой сфере коммерческой деятельности:

  • информационные системы (системный администратор, помощник сетевого администратора);
  • правоведение (помощник корпоративного юриста, социальный работник);
  • банковское дело (кассир, консультант);
  • экономист, бухгалтер;
  • дизайнер среды (художник, иллюстратор).

Перечисленные специальности доступны на уровне среднего специального образования (колледж при «Синергии»), открыты для дальнейшего обучения (бакалавриат, магистратура).

Среднее профессиональное образование или высшее образование?

5 лет назад высшее образование пользовалось безусловным предпочтением большинства школьников. Сегодня 60% выпускников 9 и 11 классов склоняются к среднему профессиональному. Оба варианта имеют плюсы и минусы. Здесь нужно рассматривать планы абитуриента на будущее. Колледж – для тех, кто готов приступать к работе, строить карьеру, планирует получить 2 и более специальности. Вуз – выбор целеустремленных студентов, нацеленных на высокую зарплату с первого дня устройства, быстрый профессиональный рост.

Получение образования выше школьного - насущная необходимость в том случае, если ты хочешь претендовать на интересную работу с хорошим заработком. В этой статье мы расскажем о трех основных способах получения профессии, которые тебе доступны, и особенностях использования каждого из них.

Куда можно поступить после школы: виды учебных заведений

Теоретически учиться где бы то ни было после школы необязательно: можно вместо этого попробовать устроиться на работу «без образования». Однако, скорее всего, это будет низкоквалифицированный труд с достаточно скромной зарплатой, причем с минимальными возможностями роста. Если такой вариант тебя не устраивает, то у тебя есть следующие варианты:

  1. Курсы . Это самый быстрый путь, который позволит тебе в считанные месяцы стать водителем, бариста, мастером по маникюру или кем-либо еще. Курсы могут организовывать образовательные центры, службы занятости, конкретные компании или предприятия, которым нужны работники определенного профиля, и так далее. Соответственно, именно их предложениями ограничен круг доступных специальностей. Такие курсы практически всегда платные, и проводятся они вне официальной образовательной системы, то есть не предполагают получение диплома. Вместо этого выпускникам выдают сертификаты государственного образца. Порой курсы предлагаются с гарантией последующего трудоустройства.
  2. Колледж . Это средний по продолжительности вариант: обычно учеба в колледже занимает около трех лет. Она может быть бесплатной (и даже предполагающей получение стипендии) или платной. В колледже можно получить реальную профессию по множеству профилей (экономическому, юридическому, техническому, строительному, творческому, медицинскому, педагогическому, аграрному и т.д.), после чего попробовать найти работу по этой профессии. Выпускники ссузов получают дипломы о среднем профессиональном образовании.
  3. Вуз (университет, институт или академия) . Наконец, самый долгий, но от этого не менее достойный путь - это получение высшего образования. Обучение в вузе продолжается 4-5 лет, после чего выпускникам выдают дипломы бакалавров . Еще 2 года обучения после этого позволяют получить диплом магистратуры, а медикам дополнительно необходимо пройти ординатуру. В высшем учебном заведении можно учиться на бюджете либо на целевом месте с получением стипендии, или на платной основе. По его окончании ты станешь специалистом с высшим образованием и сможешь претендовать на достойную карьеру, хотя начать рабочую деятельность, скорее всего, придется с достаточно низкой должности.

Особенности поступления в ссузы и вузы

Каждый вариант того, куда поступить учиться после 11 класса, имеет свои особенности касательно вступительной кампании. Обучение на курсах, как правило, доступно каждому, кто готов за них заплатить, а вот вузы и ссузы требуют от абитуриентов следующего:

  • Набор студентов в ссузы производится на основе среднего балла аттестата. Какого именно аттестата - об основном общем образовании (за 9 классов) или о среднем общем образовании (за 11 классов) - зависит от правил колледжа. Если в нем предусмотрена возможность поступления сразу на второй или третий курс (поскольку первые 1-2, во многом, повторяют школьную программу), то приемная комиссия может рассматривать аттестаты 11-го класса. Если же такой возможности в конкретном ссузе нет, и все студенты принимаются лишь на основе аттестата 9-го класса, то придется принести его и зачисляться на первый курс . Кроме того, колледж может по собственной инициативе проводить дополнительные внутренние экзамены для абитуриентов.
  • Для того, чтобы поступить в вуз, нужно сдать ЕГЭ . Во-первых, по обязательным предметам (пока это русский язык и математика , хотя в ближайшие годы к ним предполагается добавить историю). Во-вторых, по профильным , которые определяет сам университет. Чаще всего таких предметов два (например, физика и информатика, биология и химия, иностранный язык и обществознание). Конкурс проводится именно по результатам ЕГЭ, хотя предоставить приемной комиссии аттестат о среднем общем образовании (то есть за 11 классов) тоже понадобится. Некоторые университеты также вводят дополнительные экзамены на своей базе. Так, для будущих деятелей сферы культуры и искусств практически всегда обязателен творческий экзамен.

Некоторые абитуриенты имеют право на поступление вне конкурса. Например, призеры и победители финальных туров Общероссийской школьной олимпиады, чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдолимпийских игр, участники сборных команд России. Однако это правило действует лишь в том случае, если ты поступаешь на специальность по своему профилю. Другими словами, даже если ты стал победителем олимпиады по обществознанию, это не позволит тебе поступить вне конкурса на инженера.

Кроме того, для некоторых категорий граждан (сирот, инвалидов первой и второй категорий, граждан, живущих в населенных пунктах со льготным экономико-социальным статусом) предусмотрены определенные послабления при поступлении. Например, это может быть сдача вступительных экзаменов без участия в конкурсе по баллу аттестата или ЕГЭ.

Абитуриенты, поступающие в вузы, имеют право подать документы в пять разных образовательных учреждений (не более, чем на три специальности в каждом). В случае с колледжами также разрешено подавать документы в несколько ссузов сразу (их количество жестко не ограничено). Мы рекомендуем использовать эти возможности, особенно если ты сомневаешься в успешном прохождении конкурса, либо хочешь немного дольше подумать о том, на кого бы ты хотел учиться в первую очередь.