Наречие как часть речи Правописание наречий

Тест 27

1. Укажите неверное утверждение.

а) наречие обозначает признак действия

б) неизменяемость - главный морфологический при­знак наречия

в) чаще всего наречие относится к существительному

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречия­ми?

а) в пустую комнату, в пустой комнате, разговаривать впустую

б) по весеннему лесу, в весенний день, солнечно по- весеннему

в) разговаривать впустую , теплый по-весеннему , шел медленно

3. Укажите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

а) говорила, теплый, бабушка

б) представлял, этот, себе

в) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия места?

а) где? куда? откуда?

б) сколько? каков?

в) что сделав? что делая?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причи­ны и цели?

а) вовремя, навстречу, издалека

б) втрое, поодиночке, назло

в) сгоряча, сослепу, напоказ

6. В каком ряду все наречия являются наречиями места?

а) быстро, медленно, слишком

б) радостно, впереди, налево

в) внизу, издали, впереди

7. Найдите наречие в форме простой сравнительной степе­ни.

а) бежал быстрее всех

б) прыгнул выше всех

в) проснуться раньше

8. Найдите наречие в форме составной сравнительной сте­пени.

а) нарисовал лучше всех

б) нарисовал лучше

в) приехал издалека

9. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)память, (на)зло, (с)размаху

б) (из)дали, (без)устали, (до)востребования

в) (в)развалку, (на)выпуск, (с)лева

10. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно

в) (не)лепо двигаться, говорить совсем (не)искренне

Тест 28

1. Пишется А

а) налев..

б) горяч..

в) дочист..

2. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -А-?

а) засветл.., направ.., дочист..

б) досух.., справ.., издавн..

в) справ.., надолг.., влев..

3. В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишет­ся О?

а) неуклюж.., трескуч.., свеж..

б) блестящ.., колюч.., ужасающ..

в) горяч.., свеж.., хорош..

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (во)все, (по)немецки, (из)далека

б) когда(нибудь), (по)другому, (в)десятых

в) (по)минутно, (ни)чего, (по)пусту

5. В каком ряду во всех наречиях пишется НЕ?

а) н..где не отдыхал, н..где прилечь

б) н..куда пойти, н..куда не пошел

в) н..где остановиться, н..куда поставить

6. В каком ряду все слова являются отрицательными на­речиями?

а) никак, нимало, куда

б) негде, некогда, ниоткуда

в) ни у кого, нимало, откуда

7. В каком ряду (или рядах) во всех словах на месте про­пуска пишется Ь?

а) береч.., настеж.., брош..

б) чувствует.., хорош.., молодёж..

в) наотмаш.., проч.., вскач..

8. В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

а) (на)лету, (на)миг, (до)отвала

б) (в)тупик, (на)тощак, (не)чаянно

в) (на)радостях, (под)мышкой, (до)суха

9. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)уклюже, (не)по-дружески

б) (не)тепло, а холодно, говорил (не)громко

в) ничуть (не)весело, (не)глубоко, а мелко

10. В каких наречиях пишется Н?

а) говорил тума..о

б) лаять беше..о

в) смотреть удивле..о

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Тест 29

1. В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом -О-?

а) страшн.., напевн.., свеж..

б) сгоряч.., дочист.., доверчив..

в) чист.., докрасн.., отличн..

2. В каком ряду во всех наречиях на месте пропуска пи­шется Е?

а) певуч.., горяч.., ещ..

б) испытующ.., убаюкивающ.., зловещ..

в) свеж.., угрожающ.., умоляющ..

3. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) крест(на)крест, (на)последок, (в)смятку

б) (без)оглядки, (по)временам, куда(то)

в) (по)турецки, (по)прежнему, (кое)где

4. В каком ряду все наречия пишутся с НИ?

а) н..куда не поехал, н..откуда не взял

б) н..когда написать, н..где не получил

в) н..где взять, н..куда пойти

5. В каком ряду употреблены только отрицательные наре­чия?

а) ни к кому, не от чего, ничем

б) никуда, некуда, нигде

в) ниоткуда, никого, ни от кого

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

а) навзнич.., сплош.., настеж..

б) невтерпеж.., стереч.., горяч..

в) кирпич.., роскош.., нет рощ...

7. Укажите предложение, в котором нет наречий.

а) Весеннее солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом.

б) Прорвался печальный луч, бледный и анемичный,
как будто солнце было неизлечимо больным.

в) Туман исчезает, уступая неодолимой силе солнечных лучей.

8. Укажите предложение, в котором есть наречие в форме сравнительной степени.

а) Но однажды поутру прискакала кенгуру, увидала усача, закричала сгоряча.

б) Быть может, уж недолго мне в изгнанье мирном ос­таваться, вздыхать о милой старине.

в) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет, ко­локольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

9. В каком словосочетании наречие с НЕ пишется раз­дельно?

а) объяснял (не)понятно

б) выглядел ничуть (не)красиво

в) написал (не)брежно

10. В каком предложении выделенное слово является наре­чием?

а) (С)начала урока и до конца его ученики должны
быть внимательны.

б) (С)начала подумай, потом говори.

в) (С)начала занятия прошло десять минут.

1 из 23

Презентация -

Текст этой презентации

Правописание дефиса в наречиях

Сегодня на уроке: повторим правописание частиц; изучим новое правило; выполним тренировочные упражнения

Повторение – мать учения!

кто…то кто…либо кто…нибудь кое…кто кто…же сумеешь…ли написал…бы кто… же
Давайте сначала вспомним, по какому правилу пишутся эти слова и к каким частям речи относятся!
местоим.
местоим.
местоим.
местоим.
местоим.
глагол
глагол
местоим.

Опорный конспект

Правописание частиц. -ТО, -ЛИБО «ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПОЗАБУДЬ! КОЕ- -НИБУДЬ ЛИ ЖЕ «ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПРОВОДИ! БЫ Кое-кто, кто-либо, когда-нибудь, что же, кто бы, хотел ли, сказал же.
-ка (скажи-ка) -тка (на-тка) -с (да-с) -де (вот-де) -тко (ну-тко) -тка (скажи-тка)
наречное местоимение

Укажите неверное утверждение.
Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.
В предложении наречие обычно является обстоятельством.
Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.
Чаще всего наречие относится к существительному.

Найдите наречия в предложении: Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему тёплый день
Говорила, тёплый, бабушка
Представлял, этот, себе
Певуче, день, я
Певуче, ясно, по- летнему

Правописание дефиса в наречиях


-ОМУ ПО- + -ЕМУ - И
по-моему по-русски по-новому
«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПОЗАБУДЬ!

«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПРОВОДИ!
В-, ВО- + -ЫХ -ИХ
во-первых во-вторых в-десятых
повтор слова
еле-еле крепко-накрепко
образованы от порядковых числительных

Запомни!!!
бок о бок с глазу на глаз один на один точка в точку с году на год
точь-в-точь

Радионяня!!!
На следующем слайде – автоматическое воспроизведение аудио и анимации

«чёрточка» - дефис
во-первых во-вторых в-третьих
еле-еле точь-в-точь крепко-накрепко
ёлки-палки
по-русски по-казацки по-лисьи по-заячьи по-свински по-обезьяньи по-слоновому по-собачьи по-кошачьи по-цыплячьи по-куриному
кое-где когда-нибудь кто-либо
Правописание дефиса в наречиях
черным - черно
белым - бело
точь-в-точь
всё-таки
как-нибудь
кое-как
по-вашему
по-моему
точь-в-точь
крепко-накрепко
кое-что

Потренируемся?

Правописание дефиса в наречиях.
-ОМУ ПО- + -ЕМУ - И
по-моему по-русски по-новому
-ТО, -ЛИБО КОЕ- -НИБУДЬ ЛИ ЖЕ БЫ
«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПОЗАБУДЬ!
когда-то где-нибудь куда бы кое-где
«ЧЁРТОЧКУ» НЕ ПРОВОДИ!
В-, ВО- + -ЫХ -ИХ
во-первых во-вторых в-десятых
повтор слова
еле-еле крепко-накрепко
бок о бок с глазу на глаз один на один точка в точку с году на год точь-в-точь

где…либо
где…нибудь
кое…как
в…третьих
по…прежнему
крест…накрест
по…другому
по…немецки
точь…в...точь
бок…о...бок
по…заячьи
во…вторых

Запомните!
В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис ставится только после по: Нью-Йорк - по-ньюйоркски Ильф и Петров – по-ильфопетровски

Запомните!
Соединяются дефисами слова в наречиях, образованных от составных порядковых числительных: в-двадцать-вторых в-сто-сорок-четвёртых

Тренировочные упражнения

Рассуждать по…детски, повторить в…сто...двадцать...пятых, говорить по…французски, по…заячьи труслива, мало…по… малу справились, бывало по…всякому, одеться по…зимнему, выглядеть по…молодецки, поступить по…своему, в…третьих, относиться по…прежнему, выглядеть по…новому, похожи точь…в…точь, по…весеннему тепло, идти бок…о…бок.

По…испански, еле…еле стоял на ногах, жить по…новому, одеться по…домашнему, по…дружески, помочь по…приятельски, одета по…летнему, улыбался по…лисьи, пельмени по…сибирски, макароны по…флотски, в…четвёртых, появиться нежданно…негаданно, смотреть по…особому, поступить по…рыцарски, произошло давным…давно, по…ребячьи доверчиво, по…волчьи оскалился

Цели урока достигнуты?
Что нового узнали на уроке? Познакомились с условиями написания наречия через дефис? Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

I – Значение и разряды наречий.
1. Наречие – это:
А) Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В) Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.
С) Часть речи, которая обозначает признак предмета.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия, признак признака.
Е) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
Правильный ответ: D.
2. Укажите слово, не являющееся наречием.
А) Ниоткуда.
В) Никуда.
С) Ничей.
D) Никогда.
Е) Нигде.
Правильный ответ: С.
3. Укажите предложение с наречием.
А) Родина для меня дороже всего на свете.
В) Человеческое слово острее стрелы.
С) Здоровье дороже золота.
D) И работа спорится лучше, когда мы вместе.
Е) Сестра моложе брата на пять лет.
Правильный ответ: D.
4. Укажите предложение с наречием.
А) Отец старше матери на два года.
В) Дождливое лето хуже осени.
С) После работы отдых приятнее.
D) Здоровье дороже золота.
Е) Ты мог выполнить эту работу лучше.
Правильный ответ: Е.
5. Укажите часть речи, не являющаяся наречием.
А) Навзнич..
В) Сплош..
С) Настеж..
D) Вскач..
Е) Дрож..
Правильный ответ: Е.
6. Укажите часть речи, не являющуюся наречием.
А) Невмоч..
В) Вскач..
С) Бреш..
D) Настеж..
Е) Наотмаш..
Правильный ответ: С.
7. Укажите предложение с наречием.
А) Пятый день несло непроглядной вьюгой.
В) Перед сумерками, короткими по-осеннему, с бугра съехали двое конных.
С) Меруерт смотрела на него, не понимая, нахмурив брови.
D) Он начал говорить, пересилив волнение.
Е) Мой сосед-художник пригласил меня на свою выставку.
Правильный ответ: В.
8. Укажите наречие, имеющее значение цели.
А) Широко.
В) Неистово.
С) Твёрдо.
D) Яростно.
Е) Назло.
Правильный ответ: Е.
9. Укажите наречие:
А) Кое-как.
В) Куда-то.
С) Кто-нибудь.
D) Что-то.
Е) Какой-либо.
Правильный ответ: В.
10. Укажите предложение, в котором есть наречие образа действия.
А) Нигде не видно ни огонька.
В) Никогда не говори неправду.
С) Разошлись все затемно.
D) Справа послышался шорох.
Е) Оратор говорил взволнованно.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Поступать по совести.
В) На миг остановиться.
С) Отвечать твёрдо.
D) Остановить на скаку.
Е) Находиться вблизи.
Правильный ответ: Е.
12. В данных словосочетаниях укажите наречие аремени.
А) Слишком разочароваться.
В) Слегка исправить.
С) Дважды потерять.
D) Иногда вспоминать.
Е) Очень переживать.
Правильный ответ: D.
13. Укажите наречие:
А) Никто.
В) Никому.
С) Ни с кем.
D) Нигде.
Е) Никакой.
Правильный ответ: D.
14. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Нечаянно сломать.
В) Обидно пошутить.
С) Смотреть холодно.
D) Накалить докрасна.
Е) Сделать назло.
Правильный ответ: Е.
15. Укажите предложение с наречием.
А) Небо украшено узорами звёзд.
В) Слушали докладчика заинтересованно.
С) Общество заинтересовано в строительстве железной дороги в этом районе.
D) Население предупреждено о возможности наводнения.
Е) Время стоянки было сокращено.
Правильный ответ: В.
16. Укажите ряд наречий глагольного происхождения.
А) Зимой, вниз, дотла.
В) Светло, нарочно.
С) Медленно, героически, по-лисьи.
D) Дважды, навстречу, наедине.
Е) Нехотя, умеючи, волнующе. Правильный ответ: Е.
17. Укажите предложение с наречием причины.
А) Он выглядел моложе своей жены.
В) Сделано это было нарочно.
С) После происшедшего поневоле пришлось изменить маршрут.
D) Всё медленнее проходило солнце свой дневной путь, теплее становился воздух.
Е) Гвоздь забить несложно.
Правильный ответ: С.
18. Укажите наречие цели.
А) Зачем, зачем ты это сделал.
В) Не очень-то рыболовы нас обрадовали.
С) Кое-кто попадается на удочку, перепутав змею с ужом сгоряча или сослепу.
D) Три дня ехали очень медленно.
Е) Говорите тише, шёпотом.
Правильный ответ: А.
19.Укажите предложение, в котором наречие примыкает к глаголу.
А) Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли!
В) Он (луч) падал на недавно крашенные стены, увешанные картинками.
С) В распахнутое настежь оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен.
D) Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю.
Е) Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотил изразцовую печь.
Правильный ответ: А.
20. Укажите наречие, распространяющее причастие.
А) На старом, почти развалившемся бочонке сидит огромная зелёная лягушка.
В) Она, зорко следя за солнечными зайчиками, прыгает на серо-зелёные дощатые ступеньки купальни.
С) Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав довольно неширокий затон.
D) По деревянным ступенькам, прогнившим от времени, спускаешься к речке.
Е) В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки.
Правильный ответ: А.
21. Наречие распространяет деепричастие в предложении:
А) Навстречу ей несётся звонкое щебетанье дроздов.
В) О чём она только так настойчиво трещит!
С) Постепенно, нарастая, разноголосый птичий гомон наполняет сад.
D) Невольно задевая ветку орешника, садится на верхушку сине-зелёный молоденькой ели болтливая сорока.
Е) Буйно цветёт сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть убогий сарай.
Правильный ответ: D.
22. Укажите вариант, в котором части сложного предложения связаны с помощью наречия.
А) Скоро он привык к своему новому положению, а вот к болезни привыкнуть не мог.
В) До войны он никогда не оставался надолго наедине с природой, и вначале она как-то смущала его.
С) Птицы, изгнанные войной из родных краёв, залетели в этот сад, здесь они объединились с другими птицами в одну стаю.
D) Птицы перестали как-то бояться его: он красиво присвистывал и кормил их крошками.
Е) Изредка появлялись и такие птицы, в которых он признавал инвалидов.
Правильный ответ: С.
23. Укажите наречие в форме сравнительной степени.
А) Мороз всё крепче.
В) День стал длиннее.
С) Этот путь короче.
D) Это озеро глубже.
Е) Живётся труднее.
Правильный ответ: Е.
24. Укажите, в каком примере употреблено наречие.
А) Раздался тихий шорох.
В) Озеро велико.
С) Мал золотник да дорог.
D) Говорите спокойно.
Е) Уйти в конец переулка.
Правильный ответ: D.
25. Укажите словосочетание с наречием времени.
А) Проснуться днём.
В) Повторить дважды.
С) Разбить вдребезги.
D) Стоять позади.
Е) Наткнуться сослепу.
Правильный ответ: А.
26. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Переписать набело.
В) Делать хорошо.
С) Поднялись справа и слева.
D) Вернулся вчера.
Е) Думать медленно.
Правильный ответ: С.
27. Укажите словосочетание с наречием причины.
А) Встать рано.
В) Находиться вблизи.
С) Заболеть зимой.
D) Не заметить сгоряча.
Е) Говорить по-русски.
Правильный ответ: D.
28. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Сделать нарочно.
В) Появиться вдруг.
С) Приходи сейчас.
D) Уйти накануне.
Е) Слушать внимательно.
Правильный ответ: А.
29. Укажите словосочетание с наречием меры и степени.
А) Совершенно развалиться.
В) Предупредить по-дружески.
С) Слышится вдали.
D) Наблюдать издали.
Е) Прийти поневоле.
Правильный ответ: А.
30. Укажите пример с наречием в форме превосходной степени.
А) Уж реже солнышко блистало.
В) При Лидии Макаров говорил громче, увереннее.
С) Поклонитесь от меня Алёне Дмитриевне,
Закажите ей меньше печалиться.
D) Собаки залаяли громче и дружнее.
Е) Всех выше нос и плечи поднимал вошедший с нею генерал.
Правильный ответ: Е.
31. Укажите отрицательные наречия.
А) Прочь, вправо, сюда.
В) Нарочно, сослепу, вкратце.
С) Нигде, никуда, никогда.
D) Поневоле, недаром, затем.
Е) Поневоле, весною, смолоду.
Правильный ответ: С.
32. Укажите предложение, в котором наречие обозначает образ действия.
А) Сегодня целый день играет в траве последний мотылёк.
В) Утром пошла в библиотеку.
С) Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.
D) Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Е) Я останусь здесь.
Правильный ответ: D.
33. Укажите предложение с наречием степени.
А) Южное небо совершенно чисто.
В) Студёные капли дождя пустились бегущим вдогонку.
С) Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.
D) Он твёрдо стоял на узкой доске.
Е) Ещё вчера я слышала зту историю.
Правильный ответ: А.
34. Укажите предложение, в котором наречие обозначает место.
А) Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
В) Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал.
С) Белый снег кругом.
D) И светло, морозно, вкусно заскрипел капустный лист.
Е) Всё слышит хорошо, но очень скупа на слова.
Правильный ответ: С.
35. Укажите предложение с наречием цели.
А) Он ловко спрыгнул с лестницы.
В) Какой-то жук больно ударил меня в лицо.
С) Посиди чуть-чуть в кабинете.
D) Ах ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло.
Е) По телефону день-деньской нельзя к нам дозвониться.
Правильный ответ: D.
36. Укажите предложение с наречием причины.
А) Ягнёнок сдуру, надевши волчью шкуру, пошёл по стаду в ней гулять.
В) Скоро стало жарко.
С) Иногда деревья расступались, открывая полянки.
D) Все цветы на лугу пахнут по-разному.
Е) Хорошо бродить по осеннему лесу.
Правильный ответ: А.
37. Укажите значение наречий.
Издали, здесь, впереди, всюду.
А) Места.
В) Причины.
С) Образа действия.
D) Цели.
Е) Времени.
Правильный ответ: А.
38. Укажите наречия со значением времени.
А) Вечером, недавно, раньше.
В) Кое-как, бережно, еле-еле.
С) Ползком, врукопашную, почти.
D) Трепетно, весело, чересчур.
Е) На ощупь, насухо, очень.
Правильный ответ: А.
39. Укажите наречие меры и степени.
А) Спросонья, впереди.
В) Слегка, едва, чересчур.
С) Дружно, утром, всегда.
D) Нарочно, назад, сгоряча.
Е) Рано, оттуда, назло.
Правильный ответ: В.
40. Укажите наречие, которое употреблено в форме превосходной степени.
А) Зачирикал воробей веселей на крыше.
В) Немало я дум передумал с друзьями в далёком краю.
С) Горы вдали белы.
D) Отчего нам этот край дороже?
Е) И всё же орешник всех раньше цветёт.
Правильный ответ: Е.
41. Определите словосочетание по схеме «деепричастие+наречие».
А) как-то особенно.
В) восходя выше.
С) по-новому красивый.
D) люблю особенно
Е) взгляд исподлобья
Правильный ответ: В.
42. Определите наречие образа действия.
А) говорить громко
В) приеду поздно
С) находиться внизу
D) уронил нарочно
Е) встал рано
Правильный ответ: А.
43. Подчёркнутое наречие обозначает:
А гром вдали гремит раскатом.
А) меру
В) цель
С) время
D) место
Е) причину
Правильный ответ: D.
44. Определите наречие, которое обозначает признак другого признака.
А) Живите дружно
В) Рубашка навыпуск.
С) Море глухо роптало.
D) Весьма спорный вопрос.
Е) Кофе по-турецки.
Правильный ответ: D.
45. Определите вариант с наречием, которое обозначает признак действия.
А) Движение вперёд.
В) Прогулка пешком.
С) Слишком мало.
D) Волны бились о берег бешено и гневно.
Е) Очень высокое дерево.
Правильный ответ: D.
46. Слитно пишутся наречия.
А) (Во)первых, (по)весеннему, (в)потьмах.
В) (Во)вторых, (по)людски, (по)двое.
С) (В)пятых, (по)медвежьи, (по)старинке.
D) (В)десятых, (по)ребячьи, (по)старинке.
Е) (В)тридорога, в(расплох), (по)малу.
Правильный ответ: Е.
47. Укажите слитное написание наречий.
А) (В)первые, (по)напрасну, (в)трое.
В) (По)немецки, (по)пустому, (по)совести.
С) (В)попыхах, (в)десятых, (в)бегах.
D) По(двое), (в)пятеро, (по)настоящему.
Е) (По)напрасну, (по)домашнему, (по)трое.
Правильный ответ: А.
48. Укажите раздельное написание наречий.
А) (В)тридорога, в(расплох), (в)первые.
В) (Во)первых, (во)вторых, (в)третьих.
С) (По)малу, (по)напрасну, (по)долгу.
D) (В)попыхах, (в)потьмах, (в)троём.
Е) (В)потёмках, (по)двое, (по)совести.
Правильный ответ: Е.
49. Укажите раздельное написание наречий.
А) (По)очерёдно, (по)пусту, (по)весеннему.
В) (По)ребячьи, (по)щёгольски, (по)хорошему.
С) (По)нарошку, (по)одиночке, (по)полудни.
D)(По)старинке, по(трое), (в)одиночку.
Е) (По)нашему, (по)немецки, (по)пустому.
Правильный ответ: D.
50. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в словосочетании:
Преодолеть впервые.
А) Именем прилагательным.
В) Наречием.
С) Местоимением.
D) Именем существительным.
Е) Именем числительным.
Правильный ответ: В.
51. Укажите наречия образа действия.
А) Быстро, верхом, вдруг.
В) Слишком, надвое, очень.
С) Нарочно, назло, незачем.
D) Вчера, утром, днём.
Е) Вверх, вниз, всюду.
Правильный ответ: А.
52. Наречия – это:
А) Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
В) Слова, которые указывают на предмет, лицо, признак.
С) Форма глагола, способная изменяться.
D) Изменяемая часть речи.
Е) Неизменяемая форма глагола, которая в предложении обозначает добавочное действие.
Правильный ответ: А.
53. Наречие – это:
А) Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
В) Самостоятельная чась речи, которая обозначает действие предмета.
С) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает предмет.
Е) Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Правильный ответ: С.
54. Укажите словосочетание с наречиями.
А) По твоему заданию, по вашему району.
В) По моему упражнению, по нашему городу.
С) По своему усмотрению, по моей просьбе.
D) Плавать по-моему, сделать по-твоему.
Е) По своему компасу, по иному пути.

I вариант

1. Укажите неверное утверждение.

А) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.

Б) В предложении наречие обычно является обстоятельством.

В) Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Г) Чаще всего наречие относится к существительному.

А) в пустую комнату, в пустой комнате

Б) по весеннему лесу, в весенний день

В) разговаривать впустую , теплый по-весеннему

Г) медленный полет, по медленному поезду

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

А) говорила, теплый, бабушка

Б) представлял, этот, себе

В) певуче, день, я

Г) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

А) где? куда? откуда?

Б) сколько? в какой степени? насколько?

В) как? каким образом?

Г) почему? отчего? по какой причине?

А) вовремя, навстречу, издалека

Б) втрое, поодиночке, назло

В) сгоряча, сослепу, напоказ

Г) вниз, слева, невдалеке

6. Найдите наречие в сравнительной степени.

А) бежал быстрее всех

Б) прыгнул выше всех

В) крикнул громче всех

Г) проснулся раньше

А) Можно посидеть еще крошечку .

Б) Птичка склевала последнюю крошечку .

В) Тепло в доме нужно беречь.

Г) Всем было тепло .

Д) Зло необходимо искоренить.

Е) Он зло посмотрел на меня.

А) Праздник стал веселее.

Б) После каникул он смотрит веселее.

В) Наш дом выше соседнего.

Г) Прыгнуть выше головы.

II. Запишите ответ словами.

Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сдуру, сослепу

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования .

Медленно, сгоряча, вмиг

хорошо, поразительно, понятно

А) состояние человека;

Контрольная работа по теме «Наречие»

II вариант

I. Запишите правильный вариант ответа

1. Укажите верное утверждение.

А) В предложении наречие обычно является сказуемым.

В) Наречие обозначает признак предмета по действию.

Г) Наречие относится к существительному.

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

А) по осенней дороге, в осеннем лесу

В) беззаботный вид, жить без забот

Г) прыгнуть от радости, шел вприпрыжку

3. Найдите наречия в предложении:

Я докрепка запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила нам жизнь.

А) запомнил, преподносила, я

Б) уроки, которые, мне

В) те, жизнь, усвоил

Г) докрепка, часто, сурово

4. На какие вопросы отвечают наречия образа и способа действия?

А) где? куда? откуда?

Б) зачем? для чего? с какой целью?

В) как? каким образом?

Г) когда? как долго?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

А) вбок, вправо, вниз

Б) потому, напоказ, поневоле

В) исподтишка, исподлобья, тихо

6. Найдите наречие в превосходной степени.

А) учился лучше всех

Б) посмотрел выше

В) спел громче

Г) взглянул строго

7. Определите, в каких примерах употреблено наречие.

А) В доме уютно .

Б) Мы уютно расположились на диване.

В) В начале пути рюкзак казался легким.

Г) Вначале я ничего не понял.

Д) Повернулся набок.

Е) На бок ремня он повесил фляжку.

8. В каких предложениях употреблено наречие в сравнительной степени?

А) Спортсмен прыгнул выше планки.

Б) Это дерево выше.

В) Это строение ниже предыдущего.

Г) Тучи опускаются все ниже.

II. Запишите ответ словами.

1. Определите разряды наречий (наречия выписать в тетрадь).

Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, затем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования.

Немного, быстро, затемно

3. Образовать все возможные степени сравнения от наречий

медленно, весело, удивительно

4. Приведите пример слов категории состояния, которые бы обозначали:

А) состояние человека;

Б) состояние окружающей среды.

III. Выписать из текста словосочетания НАРЕЧИЕ + ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, задать вопрос, наречие подчеркнуть как член предложения.

Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то на небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам – горячо от подступающих слез. То свежо веяло степным воздухом, то зловеще сгущались тучи, то легкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь еще и еще. Волей-неволей песня вливалась в душу, глаза распахивались по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

ТЕСТЫ

Укажите слово, называющее признак действия.

Укажите слово, называющее признак признака.

1. Совершенно тихий .

2. Произведение совершенно.

Какое слово в предложении является наречием, т. е. неизменяемым словом, обозначающим признак действия или признака и отвечающим на вопросы как? когда? где? или подобные?

Он быстро вскочил, пробежался... (А. Яковлев).

1. Первое.

2. Второе.

3. Третье.

4. Четвёртое.

Если наречия меры и степени отвечают на вопросы в какой степени? или на сколько?, то какие слова ими являются?

1. По-дружески, по-медвежьи, вчетвером.

2. Очень, весьма, совсем.

Если наречия образа действия отвечают на вопросы как? или каким образо м?, то какие слова ими являются?

1. По-приятельски, надвое, ласково.

2. Чересчур, немало, втрое.

Распределите наречия, обозначающие место, время, причину и цель действия в группы по соответствующим вопросам.

1. Назло, напоказ, нарочно.

2. Влево, издалека, вниз.

3. Тотчас, рано, накануне.

4. Сгоряча, почему, поневоле.

А. Где? Куда? Откуда? - Значение места. Б. К о г д а? - Значение времени. В. Почему? Отчего? - Значение причины. Г. Зачем? Для чего? - Значение цели.

Брат много раз впоследствии вспоминал об этой неприятности, полученной им в дороге... (Е. Водовозова).

1. Наречие времени.

2. Наречие образа действия.

Определите разряд наречия в предложении.

Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой (П. Антокольский).

1. Наречие меры и степени.

2. Наречие образа действия.

Если основная синтаксическая роль наречия - обстоятельство, то в какой поговорке слово хорошо - наречие?

1. Правда - хорошо, а счастье лучше.

2. Говорит хорошо, да смотрит плохо.

3. Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит.

К какой части речи принадлежат слова на -о?

1. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно (Н. Гоголь).

2. Последуй моему совету, ступай тихохонько назад (А. Пушкин).

А. Имя прилагательное, так как является средством характеристики предмета (сказуемое), отвечает на вопрос каково?

Б. Наречие, так как является средством характеристики действия (обстоятельство), отвечает на вопрос как?

Какой части речи принадлежит форма превосходной степени сравнения?

1. Рассказал интереснее всех.

2. Рассказ интереснее всех других.

А. Наречие.

Б. Имя прилагательное.

Укажите пример слитного написания не с наречием.

1. Яблоко от яблони (не)далеко падает.

2. Мать высоко руку подымет, да (не)болъно опустит.

3. Гость и (не)долго гостит, да много видит.

283.

Определите, или пишется в наречиях на шипящие.

1. Горяч.., свеж.., общ., (говорить), хорош.. .

2. Певуч.., далеч.., негодующ.., ещ.. .

А. Под ударением (за исключением ещё). Б. Без ударения -е.

Имена существительные, прилагательные и наречия на -о/-е подчиняются одному правилу в области написания букв о или е после шипящих в суффиксах. Укажите слова с ударным о.

1. Плюш..вый, доч..нька, палящ.. .

2. Чащ..ба, девч..нка, (купался) нагиш..м.

Каким наречиям придаётся суффикс при словообразовании?

Укажите наречия с буквой о на конце.

1. Направ.., запрост.., влев.., накрепк.., засветл.. .

2. Изжелт.., довел.., справ.., издавн.., досыт.. .

В какой цепочке слов пишется два н?

1. Беспрепятствен, зачарова..о, умышле..о, нечая..о.

2. Бесслед..о, прекрасно, известно, безжалостно.

Сколько н надо написать в наречиях, образованных от имён прилагательных искусный, неизвестный, прелестный!

1. Одно н.

2. Два н.

по- и заканчивающиеся на -ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

2. (По)царски, (по)боевому, (по)нашему.

Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающиеся на -ых (-их), пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

1. (В)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)далъ.

2. (В)третъих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых, (в)по-следних.

Как пишутся данные наречия?

(Едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точъ)(в)(точъ).

1. Слитно.

2. Раздельно.

3. Через дефис.

292.

В каком примере слитно пишущееся слово - наречие?

1. Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

2. Не разговаривай (во) время еды - наделаешь беды!

293.

Вставьте пропущенную букву ь.

Вскач.. не напашеш.ся.

1. Буква ь пишется только в наречии.

2. Буква ъ пишется только в форме 2-го лица глагола.

3. Буква ь пропущена в обоих рассматриваемых словах.

В каких примерах употреблены похожие на наречия по форме, отвечающие на вопросы как? или каково?, но не выступающие в роли обстоятельств слова состояния (категории состояния), характеризующие состояние природы, человека, напоминающие по синтаксической роли (главный член безличного предложения) безличные глаголы?

1. А на душе и необъятно, и чудно (Н. Гоголь).

2. Саша приподнялась, но голова её бессильно упала на подушки (Е. Водовозова).

Кроме разнообразных состояний (физических, психических человека, животных; состояний природы, среды), слова состояния (категории состояния) называют оценку действий. Определите группы с данным значением.

2. Невозможно оставаться безграмотным.

3. Холодно ответил.

4. Холодно в комнате.

ОТВЕТЫ

271 - 2
272 - 1
273 - 2
274 - 2
275- 1
276 - 1Г, 2А, ЗБ, 4В
277 - 1
278 - 2
279 - 2
280 - 1А, 2Б
281 - 1А, 2Б
282 - 1, 3
283 - 1А, 2Б
284 - 2
285 - 2
286- 1
287 - 1
288- 1
289 - 2
290 - 1
291 - 3
292 - 1
293 - 3
294- 1
295 - 1,2