Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

Знала, что графология изучает характер человека по почерку. Но, оказывается, она занимается и знаками препинания, и в написанном, и в напечатанном текстах. Еще бы! В последнее время устное общение мы часто заменяем sms-ками и посланиями в соцсетях. Мудрено было бы, если б графологи этим не заинтересовались. Что же способны рассказать знаки препинания о характере человека?

Двоеточие , особенно вместо тире – это знак людей сдержанных. Там, где любитель тире летит, сторонник двоеточий передвигается медленно, осмотрительно и с остановками, с ярко выраженным желанием во всем разобраться.

Многоточие. Многоточие значимо и демократично, открыто новому и динамично, нестандартно и таинственно. Обозначает незаконченность высказывания, когда мысль обрывается волнением говорящего, внешней помехой, обозначает заминку или перерыв в речи. Оно прячет недосказанность и сюрпризы, непредсказуемость и обилие вариантов.

Но если текст буквально пестрит многоточиями, это может характеризовать человека болтливого, у которого мысль за словами не поспевает, а додумывать до конца нет желания. Графологи считают обилие многоточий признаком слабого характера.

Также многоточиями злоупотребляют люди, которые плохо знают правила пунктуации. Их могут ставить вместо запятых, либо пытаясь заменить несказанное, что может свидетельствовать о нехватке словарного запаса.

Многоточие может выдать и больного человека: в психиатрии есть понятие «шизофреническая пунктуация». Это когда человек пишет: 1) короткими бессвязными предложениями с обилием многоточий, 2) длинными предложениями, в которых многоточия употребляются вместо других знаков препинания.

Кавычки считаются любимым знаком лентяев и людей двусмысленных. Сложно сказать, что на уме у тех, кто злоупотребляет этим знаком препинания: то ли им «в лом» неохота искать точную формулировку, и они обходятся приблизительной, определяя ее в кавычки; то ли их речь надо понимать в переносном смысле. Ведь кавычки способны изменить смысл слов на противоположный.

Таким людям и самим нелегко: они сомневаются в окружающих и в ответ получают то же сомнение. Их задача: стать более искренними и перестать оценивать других людей, принять их такими, как есть.

Скобки нужны тому, кто стремится отделить основную мысль от второстепенных, упорядочить мысли (а может, и жизнь), но не очень успешно: наводя порядок, любитель скобок запутывается еще больше. Обилие скобок на письме выдает человека закрытого, сдержанного, настороженного и немногословного, привыкшего держать дистанцию. Общение с таким человеком не слишком просто: он притягивает таинственностью, эрудированностью, но не знаешь, чего от него ожидать. Раскрыть такие скобки – все равно, что раскрыть объятия: можно выйти на новый, приятный уровень общения.

Длинные сложные предложения . Любовь к ним чаще говорит не о сложной личности, а о том, что человек не до конца разобрался в самом себе и/или хочет казаться сложнее, чем есть на самом деле.

Использование CAPS LOCK. Прописные буквы могут свидетельствовать о том, что у человека занижена самооценка. К нему мало прислушиваются в реальной жизни, вот он и старается выделиться на письме.

Предложения начинаются с маленькой буквы. Тоже, оказывается, характеризует человека. Переписка в мессенджере или в соцсетях, правда, может свидетельствовать о том, что человек просто не обращает на это внимания, занят. Но если человек намеренно начинает предложения со строчной буквы, это может говорить, что он хочет спрятаться. А если чье-то имя пишет не с заглавной, то таким образом проявляет неуважение.

КСТАТИ! «Вы» с большой буквы пишется в официальных письмах, при обращении к конкретному лицу. Т.о. подчеркиваем уважение к адресату. В остальных случаях пишем с маленькой.

Смайлы. Первоначально это невербальные средства общения были созданы, чтобы передавать эмоциональный фон пишущего. Со временем люди научились прикрывать смайлами то, что они чувствуют. Например, прочитали анекдот и ставите:-D, а на душе в это время кошки скребут.

Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, – нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки, именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос.

Владимир Набоков. Из интервью в апреле 1969 г. (перевод А. Г. Николаевской). Опубликовано в сборнике Nabokov V. Strong Opinions.

В самом деле, раньше маркерами настроения были только вопросительный и восклицательный знаки. В качестве растерянности применялось многоточие.

Сначала смайлы, как выразительный прием, разнообразили электронное общение. Уместно поставленный смайл может указать на хорошее настроение автора, а то и поможет избежать обид в случае рискованного заявления. Однако важно понимать: зачеркивание и смайлы не заменят остроумия и не передадут точный смысл того, что хотите сказать.

В последние годы смайлы стали применять в СМИ. Не будем вдаваться в рассуждения, надо ли это и всегда ли оправданно:). Речь о другом: все, что не к месту, чего излишне много, характеризует нас не с лучшей стороны. Как оказалось, простая точка – и та много значит. Вот тебе и «просто» знаки препинания!

Точка ставится:

  • в конце законченного повествовательного предложения: Стоял солнечный день.

Точка может ставиться:

  • в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания (Ну что ж, иди.);
  • перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение, т. е. предыдущее предложение интонационно закончено (сравните: Ливень продолжался несколько часов. Но вот солнце опять заблестело. - Ливень продолжался несколько часов, но вот солнце опять заблестело );
  • в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: Вот что произошло вчера утром (дальше следует развернутое повествование) .

Вопросительный знак ставится:

  • в конце простого вопросительного предложения (Разве тебе не стыдно? );
  • в конце сложносочинённого предложения, если вопрос содержится в обеих его частях (Ты идешь или мне идти одному? ) или в одной (Сам пришел, а Наташа-то где? );
  • в конце сложноподчинённого предложения, если вопрос содержится в главном предложении (Неужели не ясно, что задача решена правильно? );
  • в конце бессоюзного предложения, если последняя часть его содержит прямой вопрос (сравните: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - Как она могла тебя укусить - я не понимаю ).

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Ах, какая это была девушка! ).

Так как восклицательными становятся предложения, произносимые с усиленной эмоциональностью, то в зависимости от

оттенка значения и от интонации возможна двоякая пунктуация (Что за человек? - Что за человек! ).

При равноправии вопроса и восклицания встречается сочетание двух знаков - вопросительного и восклицательного (Да что же это такое?! ).

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, на неожиданный переход от одной мысли к другой и т. д. (Слушай, отпусти ты меня... ). Многоточие ставится и в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: “Первоэлементом литературы, - указывал Горький, - является язык... ”.

В конце законченного повествовательного предложения ставится точка.

  • С середины неба глядит месяц.
  • Ветер стал холодный.
  • Навстречу солнцу ползет свинцовая туча.
  • Слышны далекие раскаты грома.
  • Теплый ветер гуляет по траве.
  • В комнате совершенно темно.
  • Луна скрылась за лесом.
  • Роща спит над темной рекой.
  • Мы отправились в лес и долго бродили там.
  • Кругом сверкала вода, по которой едва заметно шла рябь.
  • Рассвет был сырой, холодный.
  • В небе грозно сверкает молния, гремит гром.
  • Дети пили чай на кухне, взрослые о чем-то спорили, сидя за столом в гостиной.
  • В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
  • Накануне выпал небольшой снежок, подморозило.
  • Что написано пером, не вырубишь и топором.
  • Что мне неприятно, то его всегда радует.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Что ты не виноват, мне давно и хорошо известно.
  • Наступила осень, и журавли потянулись на юг.
  • Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
  • Воздух дышит осенним светом, и вся природа оживляется.
  • Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
  • Ни я не послал ему письма, ни он мне не написал.
  • Мать решила никуда не ездить, да и мне не хотелось.

В конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, может ставится точка.

  • Дедушка, тебе бы полечиться.
  • Позвольте мне прийти еще раз.
  • Ты меня не учи.
  • По пути в окна не высовываться.
  • К этой двери не прислоняться.
  • Тебе бы на юг поехать, например, в Сочи.
  • Ох, отдохнуть бы часа два.
  • Отправить этого лодыря с глаз долой, в деревню к бабушке.
  • Ровно к часу ребятам всем быть на пустыре позади школы, в зарослях.
  • Так, а теперь идти быстро и тихо, не оглядываясь по сторонам.
  • Короче, дети, к вечеру переодеться, причесаться, умыться и сидеть чинно, как в гостях.
  • Пусть колдунам не удается морочить правоверных.
  • Лишь бы лета нам дождаться.
  • Улететь бы вольною птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров.
  • Перебраться бы скорее на новую квартиру.
  • Всем бы прочитать эту книгу.
  • Конечно, мне бы сказать ему сразу: "На меня не надейся".

Точка ставится перед союзами, если они начинают собой новое предложение.

  • Программа грандиозная. И вполне реальная.
  • На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены.
  • Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге - гиблое дело...
  • Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал.
  • Ждали малоснежную зиму. И не угадали.
  • Осип надеялся на добросердечие барина. Однако просчитался.
  • У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью.
  • Гроза бушевала над опустевшим городом. Но вот раскаты грома стали стихать.
  • Для такой работы нужно предельное внимание. И терпение.
  • Мама твердо решила соблюдать диету. Однако выдержала только два дня.
  • Девочка неожиданно рассмеялась. И мальчик улыбнулся.
  • Мы договорились встретиться днем. Но встретились только поздним вечером.
  • Он меня не слышит. И я его не слышу.
  • Раздался чей-то голос. Или мне так только показалось?

Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение.

  • Отец рассказал следующее. На дорогу перед машиной внезапно выскочила маленькая собачонка, мокрая и жалкая. Шофёр резко нажал на тормоз, машина завертелась на мокром асфальте и едва не свалилась в кювет. К счастью, всё обошлось.
  • Вот как это случилось. Пёс погнался за котёнком и опрокинул шаткий столик. Бабушкины очки, которые лежали на столике, упали на пол, одно стекло треснуло, дужка отломилась.
  • Я, пожалуй, сделаю вот как. Аккуратно выкопаю этот розовый куст и пересажу его под самое окно. И тогда в спальне по утрам будет пахнуть розами.
  • Немного отдышавшись, Петя рассказал вот что. Лодка с ребятами опрокинулась на самой середине речки. До берега дети добрались вплавь, а лодку унесло течением.
  • Представьте себе такую картину. В комнату вбегает Антон в сопровождении огромного лохматого барбоса. Тот вертится и подпрыгивает, пытаясь лизнуть мальчика в лицо. Антон отталкивает собаку, падает на пол и разражается громким рёвом.
  • Вот что у нас случилось сегодня утром. В открытую форточку влетела синица, заметалась по комнате, а потом стала биться об оконное стекло. Петя бросился ее спасать, споткнулся и разбил коленку.

В конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, ставится вопросительный знак.

  • Это кто стучал?
  • Что это вы пишете?
  • Хотят ли русские войны?
  • Как ваше здоровье?
  • Что может краткое свиданье мне в утешенье принести?
  • Может с Тёркиным беда?
  • Знаете ли вы украинскую ночь?
  • Случалось ли вам хоть однажды заблудиться в лесу?
  • Куда же мне теперь деваться?
  • Как бы мне повидаться с Петром Петровичем?
  • Который теперь час?
  • Во сколько ты приедешь?
  • Какое сегодня число?
  • Сколько стоит эта книга?
  • Ты откуда взялся, Фёдор?

Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится в одной или в обеих его частях. При этом следует помнить, что, если оба предложения содержат вопрос и соединены соединительными или разделительными союзами, запятая между ними не ставится.

  • В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слез прошла пора?
  • Где ты была и кто разрешил тебе так поздно приходить домой?
  • Куда он едет и когда вернется сюда?
  • Во сколько мы встретимся и где ты меня будешь ждать?
  • Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?
  • Зачем ты это сказал и что нам теперь делать?
  • Он сможет разобраться с этим или нам сделать самим?
  • Маша приедет к нам или нам поехать к ней?
  • Ты позвонишь в магазин или мне заехать туда?
  • Антон вымоет посуду или мне попросить Катю?
  • Вы купите хлеб или послать в магазин Диму?
  • Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
  • Книга такая толстая, а сколько ты уже прочитал?
  • Вот раздались чьи-то шаги, или мне только показалось?
  • Я виноват перед тобой, но ты когда-нибудь простишь меня?
  • На дворе уже апрель, но когда же наконец станет тепло?
  • Комната очень большая, но понравится ли она Вашему мужу?

Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится в главном предложении.

  • Разве кто-нибудь из вас понял, о чем они спорили?
  • Неужели ты не представляешь, сколько времени потребуется для выполнения этой работы?
  • Разве кто-то может знать, как сложится дальше его жизнь?
  • Неужели ты не помнишь, как он оказался на чердаке?
  • Разве трудно понять, что детям не следует слушать подобные разговоры?
  • Кто-нибудь из вас знает, какой дорогой лучше пройти к церкви?
  • Разве дети не знали, чьи книги лежали на столе?
  • А за кого же я могу вас принимать после того, как вы отказались помочь мне уничтожить предателя?
  • Тебе не было страшно, когда из окна повалил дым?
  • Не было ли тебе обидно, что работу твою не оценили?
  • Разве не странно то, что ты совсем не помнишь меня?
  • Не удивительно ли то, как Олег отреагировал на мою просьбу?

Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если его последняя часть содержит прямой вопрос.

  • Хвалы приманчивы - как их не пожелать?
  • Я шел и думал: что бы всё это значило?
  • Он постоянно спрашивал себя: за что, за что такие мучения?
  • А я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют?
  • С изумлением глядел он на старый дом: неужели он жил тут когда-то?
  • Иногда мне думается: нужно ли было так упорно настаивать на своем?
  • Вот чего я никак не могу понять: как такое могло произойти?
  • Лежу и думаю: как мы выберемся из этой передряги?
  • А боюсь я вот чего: ну как зверь подкрадется незаметно?
  • Печален я: где мой друг любезный?
  • Он заволновался: как можно стрелять в безоружного человека?
  • Мне совсем не хочется спать: неужели уже без четверти два?
  • Сережка промолчал: к чему словесные клятвы и заверения?
  • Саша боялся подойти к обрыву: а вдруг поскользнешься?
  • Никто и не помышлял идти спать: как пропустить такое зрелище?

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного (произносимого с усиленной эмоциональностью) предложения.

  • О, вы не знаете украинской ночи!
  • Божественная ночь!
  • Очаровательная ночь!
  • И какая сверкающая даль!
  • Какая красивая и умная собака!
  • Да, вот это гроза так гроза!
  • Что за чудесный человек мой отец!
  • Ах, как вы побледнели!
  • Встань! Ступай в свою комнату!
  • - Держи! - стонал старик, отпихивая баркас от берега.
  • Чтобы я больше не слушал таких разговоров!
  • Слушайте все! Чрезвычайное происшествие!
  • Вот венец мой, венец позора!
  • Как ярко светит солнце и как поют птицы!
  • Какой красивый кот и какая у него белая грудка!
  • Какой красивый лес и как тихо все вокруг!
  • Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!
  • Какое лето было тогда и как мы любили друг друга!
  • Как вечер тих и как тиха река!
  • Чего не знаю, того и не хочу знать!
  • Что было между нами, того уж не вернешь!

Многоточие ставится в конце предложения для обозначения незаконченности высказывания.

  • А, так ты... - Я без души лето целое все пела.
  • - И кроме того... - подумалось мне, - и кроме того...
  • В департаменте... Но лучше не называть, в каком департаменте.
  • Пожалуй я... Да нет, лучше мне промолчать.
  • На выставке представлены свыше 50 произведений Ренуара, Гогена, Дега, Сезанна, Моне...
  • Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову...
  • Фестивали... Конкурсы... Концерты...
  • Горы, леса, ширь - конца-краю нет...
  • Не бывал я в таких делах...
  • Пропаду ведь я...
  • Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы...
  • Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет...
  • Стоять я не могу... мои колени слабеют... душно...
  • Жена его... Впрочем, они были совершенно довольны друг другом.
  • Друг Моцарт, эти слезы...
  • Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на "тягу"...

Многоточие ставится в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца.

  • Горький писал, что "Рудин - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев..."
  • О Пушкине Гоголь писал так: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте..."
  • "Нет сомнений, - говорил Тургенев о Пушкине, - что он создал наш поэтический, наш литературный язык..."
  • И.С. Тургенев говорил: "Нет счастья вне родины..."
  • Чернышевский писал, что "искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни..."
  • "В "Онегине" все части органически сочленены..." - писал Белинский.
  • Выступая в защиту устной речи, А.П. Чехов писал: "В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать..."
  • М.В. Ломоносов писал, что "красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг..."
  • "Надо уметь употреблять слова, которые наиболее тонко выражали бы мысли..." - написал А.А. Фадеев.
  • "...Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа..." - писал Н.Г. Чернышевский

§ 1. Точка

1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие раскаты грома. Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (Ч.).

Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова: …и др.; …и пр.; …и т. д.; …и т. п.

2. Точка ставится после коротких предложений, рисующих единую картину, для придания изложению большей выразительности: Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою. (П.)

3. Точка ставится в конце номинативных (назывных) предложений, не заключающих в себе ни вопроса, ни восклицания: Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма. Птичник. Плодовый сад. Лес. Два трактора. Мастерские. И всё это в блестящем состоянии. (Кат.)

4. Точка ставится после первой части так называемых сегментированных конструкций, или конструкций с «двойным обозначением», состоящих из двух частей. Первая часть (сегмент, т. е. отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой (именительный темы, или именительный представления), называет лицо, предмет, явление, которое во второй части (в последующем тексте) получает другое обозначение в форме местоимения: Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.); Производительность труда. Как её повысить? (газ.)

5. Точка ставится после разделительной паузы перед присоединительными конструкциями, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения (так называемая парцелляция, т. е. членение): В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (Чак.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.И.); Три молодые работницы часового завода прибежали после работы в редакцию. Взволнованные. Встревоженные. (Нар.); Мир стал иным. На год старше. (газ.); Программа грандиозная. И вполне реальная. (газ.)

6. Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: Вам бы полечиться. (М.Г.); Позвольте мне прочесть в другой раз. (Бл.); Ты меня не учи. (Добр.)

7. Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение: На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (Сим.); Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге - гиблое дело: не видно ни месяца, ни звёзд. (Марк.); Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он мол чал и молчал. (Кав.)

8. Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка:

§ 83. Пишутся слитно:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями… навряд ли, задаром.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными… натрое, но: по двое, по трое.

3. Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными… потихоньку, сгоряча. (Правила русской орфографии и пунктуации.)

1. При наличии в нумерованных рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже - запятой).
2. Если внутри абзаца, образующего подпункт, имеется самостоятельное предложение, то перед ним ставится точка и первое слово начинается с прописной буквы:
…Своевременно определять и изменять направленность исследований и разработок, организационную структуру научных учреждений. Усилить взаимодействие общественных, естественных и технических наук;
повысить эффективность использования научного потенциала высших учебных заведений для решения народнохозяйственных задач. Совершенствовать подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных и научно-педагогических кадров.

9. Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение: Вот этот рассказ. (Пауст.) [дальше следует рассказ]; Представьте себе следующее. [дальше - подробное повествование]; Новый станок имеет такое устройство. [дальше - пространное описание].

§ 2. Вопросительный знак

1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)

Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: Что я - попугай? индейка? (М.); Кравцов ласково улыбался - его нетерпению? самомнению? гениальности? (Гран.)

2. Вопросительными могут быть и номинативные (назывные) предложения: Пожар? (Кож.)

3. Вопросительный знак ставится в конце сложно сочиненного предложения, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора? (П.); Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)

4. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной: Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)

Примечание. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения образует косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится: Я прервал речь Савельина вопросом, сколько у меня всего денег (П.); Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (Н.О.).
Однако если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак ставится: Скажите, пожалуйста, что это за огни? (Л.Т.); Я спросил, как же он стал отшельником? (М.Г.)

5. Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся запятые) или только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится двоеточие либо тире, в зависимости от смысловых отношений между частями предложения): Кто скачет, кто мнится под хладною мглой? (Жук.); А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Сим.); Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Кр.)

6. Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста: «…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)

7. О сочетании вопросительного и восклицательного знаков см. § 3, п. 7.

§ 3. Восклицательный знак

1. Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения: Э, да это гроза! (Т.); Счастливый путь! (Кож.)

Примечание. Восклицательный знак может ставиться в восклицательных предложениях после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной, прерывистой речи: Играл! проигрывал! в опеку взят указом! (Гр.)

2. Всегда являются восклицательными предложения, имеющие в своем составе слова что за, как, какой и т. п.: Что за чудесный человек мой друг! (Т.); Как вы побледнели! (П.); Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (Ф.)

3. Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, в которых приказание, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено: Встань! Ступай отсюда! (Ч.); «Держи!» - стонал старик, отпихивая баркас от берега (Ш.).

4. Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, выраженных не формой повелительного наклонения глагола: Телефоны! Быстро! (Сим.); Офицер бросил бумагу на стол. «Подписать!» (М.Г.); Чтобы я больше не слышал таких разговоров!

5. Восклицательный знак ставится в конце номинативного (назывного) предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Чрезвычайное происшествие! (Г.); Вот венец мой, венец позора! (П.)

6. Восклицательный знак ставится в конце слова-обращения, междометного предложения или предложения-обращения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Ещё бы! (Т.); Верно! Верно! (Вс. Ив.); Нет, нет! (Крым.); «Шабаш!» - крикнул кто-то злым и надорванным голосом (М.Г.); Соня (тоном упрека): Дядя! (Ч.)

7. Восклицательный знак в скобках ставится для выражения отношения автора к чужому тексту (согласия, одобрения или иронии, возмущения): «Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтверждены многочисленными экспериментами (!), основные положения обсуждались на разных совещаниях» - с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться. (См. также § 2, п. 6.) Для усиления функции восклицательного (вопросительного) знака при выражении отношения пишущего к чужому тексту встречается сочетание в скобках обоих знаков: …Небезызвестный… Уильям Бакли, которого «Нью-Йорк таймс» назвала «яростным сторонником консервативных позиций», опубликовал… панегирик под лихим заголовком: «Нейтронная бомба - уникальное антивоенное (?!) оружие» (газ.).

§ 4. Многоточие

1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.): А, так ты… - Я без души лето целое всё пела (Кр.); «И вы не боитесь…» - «Чего не боюсь?» - «…Ошибиться?»; «И кроме того… - подумалось мне, - и кроме того…»

2. Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки: В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте (Г.); «А… а… а, как же иначе», - заикался он (ср.: «А-а-а», - протяжно и понимающе произнёс он).

3. Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне… (газ.)

4. Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой: Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря… (П.)

5. Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени: …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

6. Многоточие ставится при перечислении слов с не раскрытым содержанием: Фестивали… Конкурсы… Концерты… (название рубрики в газете).

7. О постановке многоточия в цитатах см. § 55.

8. О сочетании многоточия с вопросительным или восклицательным знаком см. § 68, п. 1.

Пунктуация – это

1) система знаков препинания;

2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившаяся в русской письменности;

3) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и пра­вила их употребления на письме.

Главное назначение пунктуации – способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры, синтаксической и смысловой. Текст, написанный без знаков препинания, читается в три-пять раз медленнее, чем текст оформленный. (Лекант)

В основе слова препинание лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как запя­тая, пнутъ, препона и др. Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, обстановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками в речи, с интонацией, с переходом к новой мысли, к новому понятию.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонацион­ные особенности предложений и их частей.

Примечание. Место в предложении, где необходима поста­новка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;

2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предло­жения, однородных членов, чужой речи;

3) звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;

4) смысловые: выражение причины и др.

(М.Т. Баранов, Т. Костяева… Справочник по русскому языку для учащихся)

ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ

1. Интонационный принцип . (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А. Булаховский) знаки препина­ния - показатели ритмики и мелодики речи. (Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопроси­тельный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д . (...)

Тёплый ветер, дувший с юга, стих.

Дувший с запада резкий ветер вдруг неожиданно стих.

2. Синтаксический (грамматический) принцип. (Я. К. Грот) знаки препинания делают наглядным синтаксический строй речи, выделяют отдельные предложения и их части. Это получило отражение в формулировке большей части пунктуационных пра­вил:

как точка, фиксирующие конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их отграничительная роль); знаки, выделяющие разнообразные конструкции, но грамматически с ним не связанные, т. е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки, обращения; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения (...)

3. Логический (смысловой) принцип. пунктуация обеспечивает пони­мание текста. (Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

Например: Трое перед фотографией, напряжены (И. Ильф).

Трое перед фотографией напряжены.

Смысловой принцип в расстановке знаков пре­пинания выявляется особенно наглядно при обособлении, а также при присоединительных членах предложения (...) Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые в предложении, могут (...) варьироваться, и потому в пунктуации, покоящейся на таком принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное (...)

ВЫВОДЫ: все три принципа действуют в ней не разобщённо, а в единстве (...) Выделять же отдельно принципы сейчас можно лишь условно, для удобства изучения (...)

Таким образом, если учесть, что синтаксические единицы речи создают­ся для того, чтобы передавать мысли и эмоции, то станет оче­видным совмещение действия всех трёх принципов в единой пун­ктуационной системе. (Валгина)

Интонация и пунктуация – дети одного отца – смысла речи.

Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации

1) Паузы нет, а запятая есть:

Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.

Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав, что случилось, они немедленно приехали.

Вывод: письмо «по слуху» - источник ошибок.

2) Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.

Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.

И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.

Знаки препинания и их функции.

11 знаков препинания:

точка (.), вопро­сительный знак (?), восклицательный знак (!),

многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:),

тире (-), скобки (круглые) (), кавычки (« ») абзац (красная строка)

Функции ЗП:

    Отделительная (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют отрезки текста друг от друга

    Выделительная (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)