В этой статье мы познакомимся с произведением, созданным Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1863 году. Опишем поэму этого великого автора, ее краткое содержание. Некрасова ("Мороз, мы впервые открываем для себя еще в школе. Но перечитывать произведения этого автора можно бесконечно.

Начинается поэма следующим событием. Страшное горе в одной крестьянской избе: умер кормилец и хозяин, Прокл Севастьяныч. Его мать привозит для сына гроб. Отец отправляется на кладбище для того, чтобы выдолбить в промерзлой земле могилу. Дарья, вдова крестьянина, шьет покойному мужу саван.

Русские крестьянки

Продолжаем описывать краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") всегда привлекали русские крестьянки. В своих произведениях он восхищался их силой, выносливостью, смелостью. Есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, покоряться до гроба рабу и быть матерью раба-сына. Все это выпало на долю русской крестьянки. Однако, несмотря на страдания, в русских селениях есть женщины, к которым грязь будто не липнет. Эти красавицы цветут на диво миру, ровно и терпеливо вынося и холод, и голод, при этом оставаясь во всякой одежде красивыми, а в работе - ловкими. Они безделья не любят по будням, но в праздники их лицо озаряется веселой улыбкой и таким сердечным смехом, какого не купишь за деньги. Женщина на Руси войдет в горящую избу, остановит на скаку коня. В ней ощущается и строгая дельность, и внутренняя сила. Русская крестьянка уверена, что ее спасение заключается в труде. Поэтому она не жалеет гуляющего без дела убогого нищего. Ей сполна воздается за труд: семья крестьянки не ведает нужды, дети сыты и здоровы, хата всегда тепла, к празднику есть лишний кусок.

Горе, выпавшее на долю Дарьи

Дарья, вдова умершего Прокла, была именно такой женщиной. Но горе теперь иссушило ее. Как ни старается девушка сдержать слезы, они падают на ее руки, шьющие саван. Мать и отец, отведя своих озябших внуков, Гришу и Машу, к соседям, обряжают покойника. Лишних слов не говорится при этом, никто не показывает слез. Кажется, что суровая красота умершего, в головах которого - горящая свеча, плакать не позволяет. И лишь потом, когда уже совершен последний обряд, начинаются причитания.

Преданная савраска

Савраска везет суровым зимним утром своего хозяина в последний путь. Много служил Проклу конь: и зимой, отправляясь с ним в извоз, и летом, во время работ в поле. Прокл простудился, занимаясь извозом. Он торопился вовремя доставить товар. Домашние лечили кормильца: с 9 веретен окатывали водой, водили в баню, спускали в прорубь, продевали через потный хомут 3 раза, клали его под куриный насест, возносили молитвы перед чудотворной иконой. Но Прокл уже не встал.

Дарья отправляется в лес за дровами

Как водится, соседи во время похорон плачут, жалеют семью умершего, хвалят покойника, а затем идут по домам. Дарья, вернувшись с похорон, хочет приласкать и пожалеть ребятишек, но у нее нет времени на ласки. Крестьянка видит, что ни полена дровишек не осталось дома, и, вновь отведя к соседке детей, отправляется на том же савраске в лес.

Слезы Дарьи

Вы читаете краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос". Это не текст самого произведения. Поэма Николая Алексеевича написана в стихах.

По пути через равнину, блестящую от снега, слезы показываются в глазах Дарьи - наверное, от солнца... И лишь когда она въезжает в лес с его могильным покоем, из груди девушки вырывается сокрушительный вой. Равнодушно лес внимает стонам вдовы, скрывая навеки их в нелюдимой глуши. Дарья, не отерев слез, принимается рубить дрова и думает о своем муже, говорит с ним, зовет его. Все это подробно описывает Некрасов Н.А. передает лишь основные события произведения.

Вещий сон

Девушка вспоминает сон, который видела перед Стасовым днем. Несметная рать обступила ее. Вдруг она превратилась в ржаные колосья. Дарья взывала о помощи к мужу, но тот не вышел. Крестьянка осталась одна жать рожь. Она понимает, что этот сон оказался вещим, и просит помощи у мужа в непосильном труде, ожидающем ее. Дарья представляет себе зимние ночи без Прокла, бесконечные полотна, которые она будет ткать к женитьбе своего сына. Вместе с мыслями о сыне возникает страх, что Гришу отдадут беззаконно в рекруты, так как заступиться за него будет некому.

Мороз-воевода

"Мороз, Красный нос" Некрасова в кратком изложении продолжается тем, что Дарья, сложив на дровни дрова, отправляется домой. Но затем, взяв машинально топор и прерывисто, тихо воя, подходит к сосне и под нею застывает. Тогда к ней подбирается обходящий владения свои Мороз-воевода. Он машет ледяной булавой над Дарьей, зовет ее в свое царство, говорит, что согреет и приголубит вдову...

Сверкающим инеем покрывается Дарья, ей снится недавнее жаркое лето. Девушка видит во сне, что она у реки, на полосах копает картофель. С нею дети, под сердцем бьется малыш, который к весне должен родиться. Дарья, заслонившись от солнца, смотрит, как воз уезжает все дальше. В нем сидят Гриша, Маша, Прокл...

"Заколдованный сон" Дарьи

Во сне Дарья слышит звуки дивной песни, с ее лица сходят последние следы муки. Ее сердце утоляет эта песня, в которой "дольнее счастье". В сладком и глубоком покое забвенье приходит к вдове вместе со смертью. Душа крестьянки умирает для страсти и скорби. На девушку роняет ком снега белка, а Дарья стынет в "заколдованном сне".

На этом заканчивается краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") называют певцом русского народа. Многие произведения этого автора посвящены его нелегкой доле. Это касается и интересующей нас поэмы. Мы начинаем сочувствовать судьбе русской крестьянки, прочитав даже краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") принято считать одним из величайших русских поэтов. Художественная сила этого произведения поражает. Вы можете убедиться в этом, познакомившись с поэмой в оригинале.


Приемы поэтики в поэме
Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Предметы гуманитарного цикла (литература)
Самутинская Татьяна Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Новороговская СОШ №2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

1.2. История создания поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

2.1. Анализ поэмы «Мороз, Красный Нос»
2.2 Приёмы создания образов в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и определение их значения в произведении
Заключение
Библиография
Введение
Это произведение помогает рассмотреть крестьянскую жизнь с ее традициями, трудом, духовностью в изображении русского поэта Н.А.Некрасова, который углубляется в самобытный мир русского народа. В его поэме «Мороз, Красный нос» значительное место занимает крестьянская семья, которая, по сути – основа труда, нравственной чистоты, духовной силы. Она интересна в историческом и культурном аспектах. Сегодня важно вернуться к тем истокам нравственности, которые зарождались в крестьянской семье. Особое место в поэме автор отводит женщине, сильной, красивой, высоконравственной, опытной в сельской жизни, - в центральной фигуре семьи. «Тип величавой славянки», - таков авторский эпитет, характеризующий русскую крестьянку, свою современницу.
Наши современники, современницы, рвущиеся в поток городской суеты, должны сегодня осмыслить суть деревенского труда, традиции, сельской жизни, воспитание в ее глубинах как исток добрых чувств, часть родины.
Наибольшей мудрости требует воспитание женщины – матери, которая должна трудиться, терпеливо сносить строгость судьбы, любить и бороться за ближних, поддерживать климат любви в семье. Женщина должна иметь сильный характер, волю, добродетельность, жизнеспособность, чувство реальности. Образ женщины в поэме привлекателен. В ней нарисованы светлые стороны крестьянской натуры. Поэма приближена к глубинным основам национальной жизни, в ней нет, о чем предупреждал сам автор, «никакого служения направлению».
Цель: определение значения приемов описания и портретных характеристик в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
Проблема достаточно изучена. Это подтверждается, прежде всего, тем, что в качестве материалов для исследования были использованы множественные энциклопедические и словарные статьи, а также работы ведущих российских филологов.
Изучение данной темы позволило увидеть отношение автора поэмы к русскому народу, к селянам, живущим самобытно, к их традициям к духовному мироощущению, к своей родине. Поэт с детства был близок с крестьянскими детьми, знал образ жизни деревни, душу народа. И в этом поэтическом произведении Н.А.Некрасов рассказал читателю о крестьянской семье, о сельском труде и воспитании трудом, о тяготении простого народа к духовным истокам.
При анализе сюжета поэма найдены приемы описания и портретных характеристик персонажей, значение которых следующее:
1.Общие описания и портретные характеристики крестьянки.
2.Описание и портретные характеристики главной героини – Дарьи, женщины, матери, хозяйки дома, труженицы.
3.Описание и портретные характеристики других персонажей: Прокла, детей, родителей Прокла, монахини – схимницы, Мороза и др.)
4.Описание быта, картин труда, похорон, монастыря, природы.
Центральным образом является образ русской крестьянки, Дарьи, о которой автор говорит:
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
Эти строки можно считать зерном поэмы: умения, здоровье, забота о семье, о будущности, разум, духовная сила, стойкость – те качества героини, которые помогали осчастливить ей свою семью, воспитывать детей в труде, создавать уют, заботиться о душе и затем стойко, по – христиански перенести горе – смерть любимого мужа.
Все описательные зарисовки в поэме, и мрачные, трагические, и светлые, радостные помогают, воспринимать сюжет поэмы, ее персонажей как многоцветную картину народной жизни. В поэме показан национальный характер русского народа.
Приемы описания, портерных характеристик раскрывают многоцветную палитру крестьянской жизни. С помощью этих приемов Н.А.Некрасов выразил свою любовь к русскому народу, он утверждал в поэме:
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Теоретическое исследование проводилось в два этапа: на первом этапе с помощью теоретических методов анализа и синтеза было исследовано 14 источников, о которых говорится в списке литературы.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть полезны преподавателям гуманитарных дисциплин.
Глава 1. Творческий мир Н. А. Некрасова
1.1. Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
В ходе развития отечественной культуры внимание к Некрасову – писателю, незаурядной личности и общественному деятелю в высшем смысле слова, борцу, организатору литературных сил – не было равномерным и равнозначным. На поворотах русской мысли и русской истории, главным образом – истории народа, оживал интерес к его граждански страстным стихам, открывающейся за ними обеспокоенности за судьбу Отечества.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года, в местечке Немиров Винницкий уезд Подольской губернии, в семье мелкопоместного крестьянина. Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, служил офицером. Мать – Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии, была прекрасно воспитана. Брак, в котором Александра Андреевна не была счастлива, был заключен без согласия ее родителей. У Николая Алексеевича было 13 братьев и сестер.
Детство Некрасова прошло в родовом имении отца – Грешнево (ныне село Некрасово) недалеко от Ярославля, куда переселился отец, после того как ушел в отставку (когда мальчику исполнилось 3 года). Вскоре ему пришлось пойти на службу исправником. Первым учителем будущего поэта, привившим ему любовь к литературе, была мать Николая.
Отец Некрасова был грубый, невежественный, жестокий и деспотичный помещик. По свидетельству одного из старожилов Грешнева, однажды Алексей Сергеевич (отец поэта) привязал свою жену в наказание за ее заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать ее страдания. Мальчик, не смотря на все это подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил ее водой. Мрачные и тяжелые воспоминания остались у Некрасова о детстве.Светлым лучом в детской жизни Николая была мать – образованная, культурная, чуткая женщина. На всю жизнь сохранил поэт глубокую любовь к своей матери.
В самые трудные минуты жизни он обращался к памяти умершей матери, чтобы она помогла ему в тяжелой жизненной борьбе, чтобы «укрепила волею твердою и на правый наставила путь». («Рыцарь на час»)
Мальчик Некрасов летом вместе с крестьянскими ребятами купался в реке, собирал с ними грубые набеги: «раскапывал листья, обшаривал пни», а зимой купался с ними на салазках.
Тесное общение Некрасова с людьми из народа – крестьянами, мастеровыми, жившими в имении отца или проходившими по Владимировскому тракту, - формировало в будущем поэте представление в русском народе как народе – богатыре, носителе лучших духовных и физических качеств.
Не меньшую роль в детских впечатлениях Некрасова сыграла и другая «большая дорога» - многоводная Волга, протекавшая вблизи Грешнева.
На одиннадцатом году жизни Николай Некрасов был отдан в Ярославскую гимназию. Занятия в гимназии не могли удовлетворить любознательного мальчика. Обучение было плохо организовано, знания давались самые поверхностные и бессистемные. Обучение было плохо организовано, знания давались самые поверхностные и бессистемные. Большую часть времени Николай занимался самостоятельным чтением книг: увлекался романтическими произведениями Жуковского, читал Пушкина, Байрона.
Вскоре он стал сам писать стихи в духе этих романтических произведений. Он не предполагал тогда, что эти юношеские опыты принесут ему больше огорчений, чем радости.
Без сожалений оставил Некрасов гимназию. Отец взял его оттуда до окончания курса, чтобы отправить в Петербург, в кадетский корпус. Но военная служба не привлекала Некрасова. Мать хотела, чтобы он получил университетское образование.
В 1832-1837 гг. Некрасов учился в Ярославской гимназии, доучившись до пятого класса.
Летом 1838 г., шестнадцатилетний Некрасов приехал в Петербург для определения в дворянский полк. Там он знакомится с группой студентов и отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, готовится к вступительному экзамену, чтобы учиться дальше. В 1839 году пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал. В одном из автобиографических произведений Николай о первых годах своей жизни в Петербурге:
« Я отроком покинулотчий дом.
(за славой я в столицуторопился.)
В шестнадцать лет я жилсвоим трудом,
А между тем урывкамиучился »
(поэма «Мать»)
Необходимость « жить своим трудом» была продиктована Некрасову самой жизнью: отец, узнав о том, что сын ослушался его и не поступил в Кадетский Корпус, отказал ему в материальной поддержке. Юноша был вынужден давать частные уроки правил корректуры, писал прошения, письма, аттестаты. Одежда юноши также была старой и зимой не спасала бы от холода. Однако нужда заставила продать и ее, когда Некрасов поселился вместе с таким же, как и он, бедняком художником Даненбергом,в убогой комнатушке на Васильевском острове.
Из автобиографических записей и рассказов поэта мы знаем, что в эти годы Некрасов тяжело болел, что после выздоровления он очутился на улице, а вещи его взяли хозяева, у которых он жил, что ночевать ему приходилось иногда в ночлежных домах вместе с нищими.
В это время Некрасов близко узнал быт самых обездоленных слоев городской бедноты, которую впоследствии изобразил в своих произведениях.
Некрасов дважды пытался поступить в университет и, наконец, был зачислен вольнослушателем. Начал посещать лекции, однако размеренно и систематически заниматься не мог из-за той же гнетущей нужды.
Первые стихи были написаны еще в годы учебы в гимназии: некоторые носившие сатирический характер, были причиной ссор с преподавателями
В 1840 г. удалось издать сборник своих стихов под названием «Мечты и звуки»,большею частью написанных еще в период пребывания в ярославской гимназии. Литературный дебют оказался неудачным. «Мечты и звуки» были встречены критикой недружелюбно.
Юношеские стихи поэта были действительно подражательным, слабыми. Написанные в стиле романтической школы они не отличались ни оригинальностью замысла, ни поэтическими достоинствами.
Неудача со сборником принесла поэту немало огорчений. Сборник не облегчил материального положения автора, на что поэт возлагал некоторые надежды.
Молодой поэт понял, литература – великое дело, что ей нужно отдать все силы души, все умение. Он пишет для Александрийского театра водевили, небольшие пьесы легкого комического содержания, представлявшие собой зачастую переводы или переделки с французского; язык их живой, бойкий, меткий нравился зрителям.
Подписывался Некрасов комически звучащими псевдонимами: «Наум Перепельский», «ФеклистОнуфрич Боб» и др.
Наряду с крестьянской тематикой в творчестве Некрасова в 40-е годы значительное место занимает изображение городской жизни с ее вопиющими противоречиями между роскошью и нищетой, между дворцами и сырыми подвалами.
Основной темой творчества Некрасова явилась тема крестьянства. В 1856 г. он пишет стихотворение «Школьник», в котором звучит глубокая любовь к русскому народу, слышится вера поэта в светлое будущее «Родной Руси». В 60-е годы Некрасов начинает писать поэму «Кому на Руси жить хорошо», которая явилась подлинной энциклопедией жизни пореформенного крестьянства, изобразившей ее основные противоречия и рост революционного сознания народа.
Наряду с крестьянской тематикой в творчестве Некрасова в 40-е годы значительное место занимает изображение городской жизни с ее вопиющими противоречиями между роскошью и нищетой между дворцами и сырыми подвалами.
В этот период укрепляется и непосредственная связь Николая Алексеевича с крестьянством. Писал Некрасов под впечатлением рассказов крестьян и крестьянок.
Таким образом, уже в 40-е годы Некрасов становится в центре литературной борьбы. Он выдерживает озлобленные нападки со стороны реакционного правительственного лагеря, сторонники «чистого искусства» стремятся склонить его на свою сторону, но он стойко держится в лагере писателей, душой которых был В. Г. Белинский.
В 1868 г. поэт становится во главе журнала «Отечественные записки» и превращает его в самый передовой журнал, продолжающий традиции «Современника». Работе в «Современнике» Некрасов отдал много времени и энергии. Благодаря только исключительной работоспособности и железной настойчивости Некрасову удалось сохранить журнал.
С особым подъемом работал поэт над своим любимым детищем - «Кому на Руси жить хорошо», который он посвятил около 13 лет.Проблема народного счастья и пути, ведущие к этому счастью.Окончательно завершить поэму ему не удалось.
В своих воспоминаниях о Некрасове один из его современников, хорошо знавший его в течение десятков лет, отозвался о нем так: «это был человек мягкий, добрый, нравственный, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… и заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь».
Чудесные душевные свойства Некрасова отразились в его поэзии. Ее основной источник – горячее сочувствие людям:
Иди к униженным
Иди к обиженным –
Там нужен ты.
Но как бы ни были искренни и благородны убеждения Некрасова, он не мог бы воздействовать ими на многие поколения русских людей, если бы был слабым, неискусным писателем, неумело владеющим поэтической формой.
В чем же заключалась великая художественная сила Некрасова?
Прежде всего - в реализме, но не в том равнодушнопротокольном, фотографическом, которое прикрывается иногда этим названием. Реализм Некрасова был лирически страстен, исполнен то яростной злобы, то порывистой нежности.Обладая изумительной зоркостью к малейшим деталям окружающей жизни, он в то же время широко обобщал все свои сюжеты и образы. Как указал товарищ Маленков в своем отчетном докладе на девятнадцатом съезде партии, художественной литературе «типично не только то, что наиболее часто встречается, но и то, что с наибольшей полнотой и заостренностью выражает сущность данной социальной силы».
В начале 1875 годов Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом, приехавшим из Вены, результатов не дала.
8 января 1878 г. Некрасов умер от рака в Петербурге. Похороны Н.А. Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели характер общественно-политической манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек. В1881 году на могиле был установлен памятник Некрасову.
Поэзия Некрасова учит нашу молодежь с глубоким уважением относиться к труду, стремиться к знаниям, учит с благоговением чтить память борцов революционеров, посвятивших свою жизнь борьбе за счастье народа.
1.2. История создания поэмы
Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Многостороннее творческое исследование глубин народной жизни привело Николая Алексеевича Некрасова к созданию, может быть, самого изумительного,самого выдержанного из всех произведений Некрасова - «Мороз Красный нос». Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэму рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального.
Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья - все это превосходно даже с точки зрения «эстетической» критики, написано великолепными стихами и дает все образы, все картины. По общему складу к «Морозу Красному носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия: «Крестьянские дети» (1861).При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению - одно из самых сложных у Некрасова. Постоянные смещения во времени обеспечивают напряженный драматизм повествования. Поэт как бы «прокручивает» время назад; рассказ о жизни семьи начинает с самой трагической ноты - смерти крестьянина Прокла.Потом время начинает отматываться «назад», автор любуется русской женщиной, «величавой славянкой», сноровистой в работе и веселье. Но не часто приходится ей радоваться, тяжкая жизнь убивает красоту женщины. Она приходит в этот мир работать, страдать и сойти в могилу, не оставив о себе память.
Три тяжкие доли имела судьба:
И первая доля - с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Но поэт не хочет «плакать» над горькой судьбой русской женщины. Он поет ей «величальную песнь», может быть, идеализируя, преувеличивая ее духовную красоту. Это, скорее, желаемое, чем действительное положение крестьянки - такой она существует в воображении поэта.
…они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива…
Ко всякой работе ловка.
Автор обнаруживает прекрасное знание крестьянского быта, обычаев русского народа. Оно проявляется в описании семейного уклада, народных поверий, сельскохозяйственных работ.
Широко использует поэт и народное творчество, в частности причет. Однако под пером Некрасова он трансформируется так, что плач семьи Прокла «Голубчик ты наш сизокрылый!..» оказывается не только обрядовым повторением формул, но выражением неподдельного горя.
Голубчик ты наш сизокрылый!
Куда ты от нас улетел?
Пригожеством, ростом и силой
Ты ровни в селе не имел...
И на еще большую эпическую высоту поднимается повествование во второй части поэмы. Здесь в центре ставится образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то, как воспоминания, то, как мечты, то, как реальность, то, как в полубессознательном состоянии забытья.
Не псарь по дубровушке трубит.
Гогочет сорвиголова, -
Наплакавшись, колет и рубит
Дрова молодая вдова...
Рано я, горькая, встала,
Дома не ела, с собой не брала,
До ночи пашню пахала,
Ночью я косу клепала,
Утром косить я пошла. [ХVII]
Каждой части этой главы автором определен свой ритм. Это нужно, чтобы передать различные «настроения» видений, рождающихся в сознании замерзающей Дарьи. Картины светлого радостного труда и мирной семейной жизни с любимым мужем и детьми впечатляют читателя, тем более что они воспринимаются на фоне уже свершившейся трагедии - смерти Прокла и совершающейся на наших глазах гибели самой Дарьи.
Окончив привычное дело,
На дровни поклала дрова,
За вожжи взяла и хотела
Пуститься в дорогу вдова.
Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слез,
В лесу тишина гробовая -
День светел, крепчает мороз.[ХХIХ]
Поначалу, кажется, что поэма обращает нас к известной сказке «Морозко», но все не так. Некрасов избегает всяких совпадений - это упростило бы образ героини. Подобно скульптуре, стынет Дарья в лесу, ставшем вдруг сказочным, входит в мир природы и остается в нем.
Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти.
Стоишь И чувствуешь, как покоряет
Ее эта мертвая тишь.
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес...
А Дарья стояла и стыла
В своем заколдованном сне...[ХХХVI]
В этой поэме автор поднялся на высочайшую ступень художественного мастерства. Недаром французский литературовед Шарль Корбэ сравнивал «Мороз, Красный нос», как единое в своем роде эпическое произведение «современной литературы», с гомеровским эпосом. Поэма не только прекрасна, но она и загадочна, как и должно быть с великим творением мастера. И каждая эпоха старается найти свою разгадку этой непостижимой тайны.
Какой бы ценой ни досталось
Забвенье крестьянке моей,
Что нужды? Она улыбалась.
Жалеть мы не будем о ней.
Нет глубже, нет слаще покоя,
Какой посылает нам лес,
Недвижно, бестрепетно стоя
Под холодом зимних небес. [ХХХV]
Глава 2. Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
2.1. Анализ поэмы «Мороз, Красный Нос
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве - это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Произведение поэта будит глубокую любовь к народу, веру в его творческие силы и светлое будущее, звали «на бой, на труд».
Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине - такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.
«Мороз, Красный нос» - поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы - женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
Героиня - «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем одарит!»
Крестьянский мир, обрисованный в поэме, органически связан с миром природы. Умер Прокл – и состояние природы такое, «как будто весь мир умирает». По нему «воют» родные и «воет» метель. Плачущая Дарья уподобляется колосу, который «беззвучно роняет//Суровые зерна свои…» в видениях Дарьи оживают ржаные колосья. Человеческое обличье принимает мороз… жизнь крестьянина, не теряя своей реальности, пропитывается сказочно-мифологическими началами, оказывается одновременно и братством с природою и единоборством с нею.
Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», таков идеал поведения. Ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.
Первая часть этого двухчастного произведения посвящена смерти крестьянина. Обыденный для деревенской жизни случай дает Некрасову основание для широчайших обобщений, касающихся не только жизни сельского труженика, но и судьбы крестьянки. Две первые зарисовки (мать – старуха, понукая Савраску, везет на дровнях покрытый рогожей гроб; жена крестьянина рыдает, словно зарядивший дождь) уже вводят читателя в горестную жизнь деревенской женщины.
Особенной типизацией отличается некрасовское отступление о трех тяжких долях:
Три тяжкие имела судьбы,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные дали, легли
на женщину русской земли…
Обращаясь к крестьянке, суровая доля которой всегда оставалась неизменной, поэт рисует характерный облик глухо и незримо страдающей женщины:
Ты вся – воплощенный и слуг,
Ты вся – вековая истома!
Дарья, центральная героиня поэмы третьей из этих напастей: ей не довелось до гроба рабу покоряться. Труженик Прокл не понуждал ее к этому. Но судьба Дарьи не оказалась исключительной. Ей суждено было повенчаться с крепостным рабом, стать матерью его детей и испытать все горести и тяготы крестьянского существования. Вторая часть поэмы посвящена рассказу о трагической судьбе героини, вынужденной отправиться за дровами в лес, предаться там своему отчаянию и стать жертвой сурового Мороза. Замерзая, Дарья медленно погружается в сладостное сновидение, призванное раскрыть ее внутренний мир, воскресить отрадные дни далекого прошлого и выразить светлую мечту о возможном будущем, которая – увы! – для нас не наступит. Но чем ярче раскрывается здесь подлинная красота этой крестьянской женщины, любящей и умеющей так славно трудиться, тем рельефнее становятся те жестокие удары, которые наносит ей беспощадная жизнь.
С потрясающей фольклорной мощью образ рока изображен в самой пронзительной некрасовской поэме - «Мороз, Красный нос» (1863-1864 гг.). Здесь рок выступает в величественном образе Мороза, цепенящего леса, сковывающего реки, навевающего смертельный сон на случайного путника. Главный персонаж поэмы, Мороз - это безликая сила, это судьба. И Прокл, один из героев поэмы, и Дарья, молодая вдова, некрасовский идеал женщины, гибнут не в силу каких-то социальных причин, но без причины, в силу рока. Своеобразный апофеоз народного мира поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». В ней предстает некий идеальный образ крестьянской жизни, почти лишенной социально – бытовых зол, в которых критика 60-х годов находила единственно достоверную «жизненную правду».
Творение Некрасова покоряет своей песенностью, мелодичностью (К.И. Чуковский называл эту поэму оперой составленной из песен), богатством лейтмотивов, многоголосием, ритмическим многообразием (трехстопный амфибрахий переходит в четырехстопный или в трехстопный дактиль), сращенностью с фольклором (сказкой, причитанием), соединением эпического и лирического начал, реальности и сказочной фантастики. Поэма волнует своим обнаженным раскрытием потрясающих бездействий крестьянской женщины, которое, по словам критика В.А. Зайцева, было уже само по себе протестом против ужаса действительности.
Некрасов внес неоценимый вклад в дело обогащения и развития общенационального русского литературного языка, положил начало подлинно демократической поэзии.
Творчество Некрасова имеет для нас огромную познавательную ценность: оно знакомит нас с целой эпохой жизни России в период 40-70-х годов XIX в., с жизнью самых различных классов того времени: крестьян, городской бедноты, помещиков, чиновников, капиталистов.
Его творчество многочисленными нитями связано с нашей современностью, многие эти стихи звучат сегодня актуально и по-новому. Нам дорог и созвучен пламенный патриотизм Некрасова, горячая любовь к родине и народу, жгучая ненависть к его угнетателям и бодрая вера в народные силы и счастье будущей России.
Поэзия Некрасова учит нашу молодежь с глубоким уважением относиться к труду, стремиться к знаниям, учит с благоговением чтить память борцов за счастье народа; она воспитывает у молодежи такие черты характера, как честность, отзывчивость, трудолюбие, которые Некрасов увидел в русском народе и запечатлел в своих произведениях.
2.2 Приемы создания образов в поэме Н. А. Некрасова
«Мороз, Красный нос» и определение их значения в произведении
Нами исследована поэма Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос» с целью нахождения приемов описания и портретных характеристик.
Все описания и портретные характеристики классифицированы по следующим группам:
Общие описания и портретные характеристики крестьянки.
Описание и портретные характеристики главной героини – Дарьи, женщины, матери, хозяйки дома, труженицы.
Описание и портретные характеристики других персонажей: Прокла, детей, родителей Прокла, монахини – схимницы и др.
Описание быта, картин труда, похорон, монастыря, природы.
Представим описания и портретные характеристики по группам.
Общие описания и портретные характеристики крестьянки:
Однако же речь о крестьянке
Затеяли, чтоб сказать, что
Тип величавой славянки
Возможно, и ныне сыскать.
2)Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!
3) …Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
И холод и голод выносит,
Я видывал, как она косит:
Что взмах то – готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
4)Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
5)В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы.
6) В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье с труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Данные описания и портретные характеристики относятся как к Дарье, главной героине поэмы, так и к любимой крестьянке, в поисках образа которой автор находится. Он хочет представить читателю «тип величавой славянки». Зерном поэмы является последняя цитата: «лежит на ней дельности строгой и внутренней силы печать».
Описание и портретные характеристики главной героини – Дарьи, женщины, матери, хозяйки дома, труженицы:
1)Мертвец на скамье у окна;
Тихонько рыдает жена.
Сшивая проворной иголкой
На саван куски полотна,
Как дождь, зарядивший надолго,
Негромко рыдает она.
2)Горда ты – ты плакать не хочешь
Крепишься, но холст гробовой
Слезами невольно ты мочишь,
Сшивая проворной иглой.
Слеза за слезой упадает
На быстрые руки твои.
Так колос беззвучно роняет
Созревшие зерна свои…[V]
3) Слеза за слезой упадает
На быстрые руки твои.
Так колос беззвучно роняет
Созревшие зерна свои…[V]
4)В сверкающий иней одета,
Стоит, холодеет она
В ней кроткая ласка участья,
Обеты любви без конца…
Улыбка довольства и счастья
У Дарьи не сходит с лица.[ХХХIII]
5) В ней кроткая ласка участья,
Обеты любви без конца…
Улыбка довольства и счастья
У Дарьи не сходит с лица.[ХХХIV]
6)Едва ее ноги держали,
Душа истомилась тоской,
Настало затишье печали –
Невольный и страшный покой!
Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слез …[ХIХ]
Описания и портретные характеристики Дарьи, главной героини, которая проходит через весь сюжет поэмы, создают образ сильной и мудрой крестьянки, женщины, которая изо дня в день несет тяжелой ношей заботу о своей семье, на долю выпадает тяжелое горе – смерть мужа. Дарья несет свой крест с духовной силой.Любовь Дарьи к больному обессилевшему мужу и в том, что она отправляется в монастырь, чтобы обратиться к чудотворной иконе заступницы Божьей Матери.
Острота сюжета помогает увидеть в ней ту внутреннюю силу, о которой автор говорит в начале поэмы. Это образ верной жены, которая до конца берется за жизнь своего мужа, мужественно выносит похороны. В воспоминаниях Дарьи – ее прошлое счастье. Особое место занимает описание слез Дарьи в момент ее воспоминаний.
Описание и портретные характеристики других персонажей: Прокла, детей, родителей Прокла, монахини – схимницы и др.:
Прокл:
1)Лежит неподвижный, суровый,
С горящей свечой в головах,
В широкой рубахе холщевой
И в липовых новых лаптях.
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо - и до рук борода…
2)..больной уж безгласен лежал,
Одетый как в гроб, причащенный.[ХII]
3) Белые руки твои опустились,
Ясные очи навеки закрылись.[ХХIV]
Монахиня – схимница:
4)Долго меня продержали –
Схимницу в тот день погребали.
Утреня шла,
Тихо по церкви ходили монашины,
В черные рясы наряжены,
Только покойница в белом была:
Спит – молодая, спокойная,
Знает, что будет в раю.
Поцеловала и я, недостойная,
Белую ручку твою!
В личико долго глядела я:
Всех ты моложе, нарядней, милей,
Ты меж сестер, словно горлинка белая
Промежду сизых, простых голубей.
В ручках чернеются четки,
Писаный венчик во лбу.
Черный покров на гробу –
Этак-то ангелы кротки![ХХVI]
Дети:
5)Вся раскраснеется наша
Маковым цветиком Маша
С синими глазками, с русой косой!
Ножками бить и смеяться.[ХIХ]
6)…На полном мешке
Красивая Маша, резвушка,
Сидела с морковкой в руке. [ХХХIII]
7)Кудри сама расчесала я Грише,
Кровь с молоком наш сынок- первенец,
Кровь с молоком и невеста…иди же!
Благослови молодых под венец!
8)Гришуха меж тем отозвался:
Горохом опутан кругом,
Проворный мальчуга казался
Бегущим зеленым кустом.[ ХХVIII]
Отец:
9)Высокий, седой, сухопарый,
Без шапки, недвижно – немой,
Как памятник, дедушка старый
Стоял на могиле родной!
Мать:
10)Старуха в больших рукавицах
Савраску пошла понукать.
Сосульки у ней на ресницах,
С морозу – должно полагать.
Пахом:
11)Без шапки, с ногами босыми,
С большим заостренным колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомец Пахом.
Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нем.
Через таких персонажей как Прокл, дети, родители показана вся крестьянская жизнь, отношения в семье. Главным в их жизни является труд и православная вера: через то и другое показана духовная сила семьи, Прокл всю жизнь трудится, как его родители и учил этому детей, перед смертью он причащается, готовясь предстать перед богом. По христиански состоится прощание с усопшим Проклом (читает дьячок, приходят соседи кладут поклоны). Все это подчеркивает высоконравственное в простом народе. Особое место занимает описание похорон монахини – схимницы из монастыря, куда пришла Дарья к пресвятой иконе Божьей матери. Схимница видится Дарье ангелом безвинным, безгрешным. Автор создает картину похорон монахини – схимницы, вводя в нее описание.
Описание быта, картин труда, похорон, монастыря, природы, традиций народа:
1)Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рябком шестилетнего сына
Нарядная мамка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
2) Старуха его окатила
Водой с девяти веретен
И в жаркую баню сводила,
Да нет – не поправился он!
Тогда ворожеек созвали –
И поят, и шепчут, и трут –
Все худо!
Его продевали
Три раза сквозь потный хомут,
Спускали родимого в пролубь,
Под куричий клали насест…
Всему покорялся, как голубь, -
А плохо – не пьет и не ест!
Еще положить под медведя,
Чтоб тот ему кости размял,
Ходебщик сергачевский Федя –
Случившийся тут – предлагал.
3)Но Дарья, хозяйка больного,
Прогнала советчика прочь:
испробовать средства иного
Задумала баба: и в ночь
Пошла в монастырь отдаленный
(Верстах десяти от села),
Где в некой иконе явленной
Целебная сила была.
Пошла, воротилась с иконой-
Больной уж безгласен лежал,
Одетый как в гроб, причащенный.
Увидел жену, простонал
И умер…
4)Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать,
и, правя Савраской, у гроба
С вожжами их бедная мать
Шагала…Глаза её впали,
И был не белей её щек
Надетый на ней в знак печали
Из белой холстины платок.
5) Как водится, в яму спустили,
Засыпали Прокла землей;
Поплакали, громко повыли,
Семью пожалели, почтили
Покойника щедрой хвалой.
6)Потом старина бородатый
Задвигался тихо по ней,
Ровняя землицу лопатой,
Под вопли старухи своей.
7)Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило:
В то утро свидетелем было
Печальной картины. [ХI]
8)Морозно. Равнины белеют под снегом,
Чернеется лес впереди,
Савраска плетется ни шагом, ни бегом,
Не встретишь души на пути.
Как тихо! В деревне раздавшийся голос
Как будто у самого уха гудет,
О корень древесный запнувшийся полоз
Стучит, и визжит, и за сердце скребет.
Кругом - посмотреть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит...
Описание крестьянского труда, традиций, природы, монастыря – все это входит в повествование о тяжелой крестьянской доле, о доле женщины – крестьянки, оставшейся молодой вдовой. В этих цитатах есть воспоминания из прошлой жизни Дарьи, ее семьи. Воспоминания показаны как мрачными, так и светлыми. Печальному и жизнерадостному соответствуют краткие описания природы.
Романтическим образом в реалистической поэме является Мороз:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.[ХХХ]
Идет – по ветвям шагает,
Трещит по замерзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.[ХХХ]
Встреча молодой вдовы с романтическим образом приводит ее в состояние полусна, откуда начинается воспоминание о прошлой жизни, в которые также входят вышесказанные описания и портретные характеристики.
Заключение
В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос» реалистически показана жизнь русского народа – крестьян. Все описательные зарисовки в поэме и мрачные, трагичные и светлые, радостные, помогают автору создать сюжет поэмы, ее персонажей как многоцветную картину народной жизни. В поэме отражен национальный характер народа, центральное место среди всех образов занимает образ женщины – крестьянки. На ее плечах лежит тяжелая ноша: повседневный труд, подчинение мужу, воспитание детей, забота о завтрашнем дне, а главное – сохранение духовной силы.
Приемы описания и портретных характеристик помогают автору раскрыть образы героев поэмы, в частности, образ «величавой славянки» и представить многоцветную картину сельского труда, традиций народа, его внутреннего мира. С помощью этих приемов Николай Алексеевич Некрасов выразил и свою любовь к русскому народу. Он утверждает в поэме:
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Нами выявлены особенности поэмы «Мороз, Красный нос», связанные с использованием приемов описания и портретных характеристик:
В поэме сочетаются картины прошлого и будущего, содержащие описательные зарисовки.
Некрасов использует в поэме народный плач, в который также входит описание.
Описания и портретные характеристики создаются не только с помощью прилагательных – в них много слов разных частей речи («коня на скаку остановит», «посмотрит – рублем подарит»).
В поэме имеют место образные характеристики.
Автор поэтического произведения смог создать «тип величавой славянки», сильной, мудрой, любящей, верной, который вызывает большой интерес у современного читателя.
Поэма «Мороз, Красный нос» в своем несложном сюжете имеет небольшое количество персонажей (Прокл, Дарья, дети Маша и Гришуха, мать Прокла, отец Прокла, соседи, монахини, схимница), немного в ней и мест нахождения героев (изба, дорога в храм, поле, монастырь, лес), но описательные зарисовки, портретные характеристики, обильно использованные автором, помогают раскрыть особенности жизни крестьянской семьи,духовные принципы, народные традиции. Поэт помогает нам заглянутьв историю русского народа.
Выделив в отдельную тему одну из сторон жизни народа – духовную, мы предлагаем методическую разработку, основанную на содержании данной поэмы,«Комментарии к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Ее назначение – факультативные занятия. Цель комментариев предполагает более глубокий анализ поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Они позволят глубже понять смысл образов произведения и актуальность идей поэмы.
Библиография
1)Башко, О. М. Словарь литературоведческих терминов. - М.:Просвещение, 2006. 517 с.
2) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Некрасов.www.Km.ru.2002.
3) Бойко, М., Гаркови А. « Некрасов Н. А. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Художественная литература, 1971. 324 с.
4) Беломестных, О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М.: Просвещение, 2002.151 с.
5) Васильева,И., Бойко М. «Лирика Некрасова».М.:Художественная литература, 1977. 102 с.
6) Каплан, И. Е., Пинаев М. Т. «Русская литература 10 класс». Хрестоматия историко – литературных материалов. - М.: Бао– пресса, 1993. 253 с.
7) Котельников, В.А. Русский писатели XI- н. XX вв. Библиографический словарь - М: Просвещение, 1995. 517с
8) Лотман, Ю. В. «О поэтах и поэзии».М.,: Искусство – СПБ, 1991. 166 с.
9) Макеев, М. С. «Мороз, Красный нос»/ статья о русской литературе. Учебное пособие для поступающих в МГУ имени Ломоносова. - М., Просвещение, 1996. 166 с.
10) Некрасов, Н. А. Собрание сочинений в трех томах. - М., Художественная литература, 1971.3 с.
11) Некрасов, Н. А. «Я лиру посвятил народу своему». Книга для учителя – М.: Просвещение, 1985. 175 с.
12) Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2007. 421 с.
13) Произведения школьной программы в кратком содержании. М., Родин и компания. Аст, 1988. 206 – 207с.
14) Роговер, Е. С. «Русская литература второй половины ХIХ века», Санкт– Петербург – Москва. САГА-ФОРУМ, 2005. 349 с.
15) Розанова, Л. А.. о творчестве Н. А. Некрасова. Книга для учителя. - М.: Просвещение,1988. 239 с.
17) Скатов, Н. Н., вступительная статья, комментарии, - МИД «Синергия», 2000. 262 с.
18) Скатов, Н. Н. Некрасов. М., Просвещение,2000. 284 с.
19) Чуковский, К. «Мастерство Некрасова». – М.: Художественная литература. 1952.284 с.
20) Чуковский, К. «Мастерство Некрасова». – М.: Художественная литература. М., 1971.323 с.
21) Эйхенбаум, Б. М. Некрасов Н. А.//Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Л., Советский писатель, 1986.223 с.
22) Журнал «Литература в школе» № 8.2009. 35 с.
23)Православные праздники и тождества. Справочник. 2000. 156 с.
24) Некрасов, Н. А. Избранное. - М.: Правда, 1989.428 с.
25) Сайтhttp: // ilib. Ru/
26) Сайтhttp://ron//. ru/ron/.htm/

При работе над поэмой «Мороз, Красный нос» (1863) поэт поставил перед собой задачу углубленного анализа русского народного характера, художественного проникновения в самые сокровенные движения души, идеалы, чувства и представления своих народных героев. Поэма «Мороз, Красный нос» писалась, когда на спаде революционной волны запахло в стране реакцией, когда в рядах демократической интеллигенции в значительной мере пошатнулась вера в революционные возможности народа. Этим произведением Некрасов заявлял, что вопрос о народе и его судьбах остается центральным вопросом русской жизни. Обращаясь к демократической интеллигенции, он стремился укрепить ее веру в народные силы, ибо вся поэма «Мороз, Красный нос», полная проникновенного лиризма, звучала как вдохновенный гимн неисчерпаемой силе и великой нравственной красоте русского крестьянства.

В новой «крестьянской» поэме автор не стремится к развороту вширь. Два дня и две смерти в одной крестьянской семье. Сужено поле наблюдения, в сфере внимания автора лишь два наиболее полно (Дарья, Прокл) и несколько бегло очерченных персонажей, но никогда еще в своем стремлении проникнуть в самые глубины народного духа, народной психологии Некрасов не достигал таких успехов. Драматический сюжет (смерть и похороны Прокла, гибель Дарьи) способствует раскрытию внутреннего мира героини: в годину горя люди больше думают, острее чувствуют, живут более интенсивной духовной жизнью.

На первый взгляд «Мороз, Красный нос» кажется произведением более традиционным, чем «Коробейники»: анализ душевных переживаний, эмоций героя и лирические раздумья автора издавна составляли основу жанра поэмы. Но это только видимость. Новаторский смысл поэмы и смелость автора ее в том, что героиня ее — деревенская баба, и те проникновенно-лирические интонации, те приемы глубокого и тонкого психологического анализа, которые применялись к героям прежнего типа, «тонким» людям дворянской среды, зазвучали небывало свежо, будучи использованы при изображении жизни неграмотной русской крестьянки.

Как и в «Коробейниках», поэт не страшится говорить о самом будничном, обычном, рисовать картины убогого деревенского быта (в избе, как водится, — «теленок в подклети», и на ужин, как водится, — «капуста, да с хлебушком квас») и беспросветной темноты (лечение Прокла) русской деревни во всей их истинности и суровой, «трезвой», как говорил Чернышевский, правде. Через эти картины и обнажается постепенно глубокий трагизм «хода народной жизни». Не скрывает поэт и того трагического обстоятельства, что века рабства и нищеты наложили свою печать на народный характер. Под воздействием «грозной доли» «тип измельчал / Красивой и мощной славянки», массовым стал тип женщины, очерченный словами:

Ты вся — воплощенный испуг,

Ты вся — вековая истома

Но пафос поэмы состоит в другом. Все внимание автора сосредоточено на более редко встречающемся, но вопреки всему сохранившемся типе «величавой славянки». Он есть, его «возможно и нынче сыскать», в нем сосредоточены лучшие черты народного характера, он — самое весомое доказательство, что «народ не замер, не опустился, источник жизни не иссяк в нем» (Добролюбов). К этому народному типу относятся и Дарья с Проклом, и родители Прокла, и, вероятно, Гришуха с Машей-резвушкой. Каждый из этих образов (и особенно Дарьи) овеян поэтическим ореолом. И это не стремление к идеализации, а результат определенного, нового для литературы той поры эстетического видения мира. Все есть: убогая избенка, худые лапти, теленок в подклети, непосильный труд, а за него — «капуста, да с хлебушком квас», но «грязь обстановки убогой» к героям поэмы «словно не липнет», может быть, потому, что это, употребляя термины Чернышевского, здоровая, реальная грязь, основным элементом которой является труд.

С большим лирическим волнением говоря о красоте героини — русской крестьянки Дарьи и о благородстве ее внутреннего облика, автор дает понять, что они суть следствие самого высокого: красоты человеческого труда, который составляет содержание и основу народной жизни и делает человека труда носителем высших нравственных норм и ценностей. Для Некрасова в 60-е годы проблема труда, его роли в человеческом обществе приобретает все большее и большее значение. Вывод, что именно народ является созидателем всех материальных и культурных ценностей, уже предчувствуется в поэме. Не случайно, что вслед за ней будут написаны «Железная дорога» и «Кому на Руси жить хорошо».

Но не вступает ли высокая поэтизация народной жизни в поэме «Мороз, Красный нос» в противоречие с требованием ее реалистического изображения? О социальных условиях, крестьянском быте, убогом и темном, поэт говорит, не смягчая красок, «трезвую правду». А о Дарье, Прокле? Тоже правду. Образы глубоко реалистичны, тысячей нитей связаны со средой и объяснены ею, нет оснований не верить поэту, что людей подобного типа в народе «можно и нынче сыскать». Но вся ли это правда о русском крестьянстве как таковом? Предстало ли оно во всей многосложности и противоречивости своего социально-бытового и психологического облика? Предстало ли не только в труде, но и в борьбе?

Некрасов с горячей любовью и большой правдивостью нарисовал один из наиболее положительных, отрадных типов народного характера, раскрыл наиболее поэтические стороны народной души. Но часть не равна целому. Вполне понятно, что поэма с семейно-бытовым сюжетом не могла вместить всего разнообразия народных типов, раскрыть все грани народного характера. Автор и не стремился к этому, перед ним стояла другая задача, блистательно решенная... Но именно в эти годы, годы работы над поэмой «Мороз, Красный нос», Некрасов вынашивал замысел грандиозного художественного полотна, эпопеи народной жизни, произведения, в котором хотел сказать о народе все, что знал и понял, в которое мог бы вложить все сведения о народе, собранные по словечку в течение двадцати лет. Это произведение он назовет «Кому на Руси жить хорошо».

Крестьянская тема красной нитью проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова . Жизнь простого народа, его быт, радости и несчастья, тяжелая работа и короткие мгновения отдыха были хорошо известны русскому гуманисту. Не отошел Некрасов от своих литературных предпочтений и в поэме «Мороз, Красный Нос» , которую написал в 1863 году и посвятил любимой сестре Анне.

Шестидесятые годы XIX века – сложный период в истории Российского государства. Обстановка в стране оказала свое влияние и на литературную жизнь. Революционное движение пошло на спад, в рядах демократов преобладали скепсис и уныние, вера в народные силы и крестьянский бунтарский дух серьезно пошатнулась, русская интеллигенция испытывала растерянность и мощное давление реакционных сил.

Скорее всего, эти обстоятельства и подвигли Николая Алексеевича к созданию поэмы, в которой были показаны лучшие черты людей из народа и четко обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.

Структура произведения «Мороз, Красный Нос» предельно проста, как и жизнь крестьянской семьи. В первой части поэмы Некрасов в деталях описывает похороны Прокла и горе его родственников в связи с потерей кормильца. Вторая часть поэмы полностью посвящена жене Прокла Дарье, которая и является главной героиней произведения.

Николай Алексеевич глубоко и детально изучил крестьянский быт, что особенно ярко продемонстрировал в первой части поэмы. Вечер накануне похорон Прокла и скорбная крестьянская процессия утром следующего дня отчетливо предстают перед глазами читателя. Становится понятно, что так приходилось хоронить многих крестьян. Особенно было тяжело проводить похороны зимой, что хорошо видно на примере отца Прокла. Убитый горем старик вынужден с огромным трудом копать в мерзлом грунте могилу для любимого сына.

Но в целом все персонажи поэмы, включая покойного Прокла, выписаны Некрасовым сдержанно, без особых эмоций. Они не должны были затмить образ главной героини произведения – «величавой славянки» Дарьи . Для этой женщины писатель не пожалел ни красок, ни сравнений, ни восторгов.

Во внешнем облике крестьянки воплотились представления народа о настоящей красавице, ее удивительно правильных чертах лица и крепком здоровом теле. Но героиня поэмы обладает также огромным душевным потенциалом. Верность, трудолюбие, стойкость, любовь к своей семье и готовность жертвовать ради здоровья и счастья родных – естественные и неотъемлемые качества Дарьи. Достаточно вспомнить, что эта женщина темной морозной ночью пошла за десять верст в монастырь, чтобы на последние средства выпросить у монашек чудотворную икону для спасения мужа.

Даже в самых сложных жизненных ситуациях Дарья не теряет надежду изменить жизнь к лучшему, сопротивляется невзгодам до последних сил. Но силы эти, к сожалению, не беспредельны. Поэтому судьба героини предопределена заранее, она очень типична для русских крестьянок девятнадцатого века: замужество, рождение и воспитание многочисленных детей, работа в поле и по дому, самый тяжелый и черный труд.

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

Дарье повезло лишь в том, что она избежала обязанности «до гроба рабу покоряться» . Отношения с мужем Проклом сложились на удивление счастливо. Супруг любил Дарью сдержанно и немного сурово, что характерно для большинства крестьянских семей того времени. В тяжелой работе Дарья всегда была не только помощницей, а и верным другом, опорой, на которой держалась вся родня. В семье росли сын и дочка, а весной Дарья должна была родить третьего ребенка. Супруги мечтали о том, как красиво будут женить старшего сына.

Тяжелый труд и многие жизненные неурядицы переносить было легче, когда в семье царили искренние чувства и взаимопонимание. Дарья свято верила, что трудолюбие – залог счастливой жизни. Но тяжелая болезнь, которая настигла Прокла, унесла его в могилу. Похоронив любимого мужа, женщина не пала духом и не сломалась. Она взвалила на себя гораздо больше тяжелой работы, чем раньше. Проводив Прокла в последний путь, Дарья хотела приголубить осиротевших детей, но нужно было ехать в лес за дровами, чтобы ребята не замерзли в холодной избе.

Кульминацией поэмы является ее вторая часть, в которой погибает сама героиня. Здесь Некрасов больше места уделяет воспоминаниям Дарьи о прошлой жизни с любимым мужем, ее душевным переживаниям. Явь, сны и видения героини переплетаются и сливаются в одно целое. Лишь заехав в лес и оставшись наедине с собой, Дарья дала волю своим чувствам. Она звала мужа, голосила, говорила с ним, словно Прокл был жив. Женщина вспомнила летний сон и поняла, что он был вещим. Во сне Дарья оказалась среди огромного поля ржи. Сколько не звала она мужа на помощь, Прокл не пришел, как и сейчас.

Но Дарья не сдавалась. Она нарубила полную повозку дров и уже собралась уходить, как столкнулась с силой мистической – Морозом-воеводой . Хозяин зимы предлагал ей невиданные дары, свое царство, дворец, а также прекращение страданий, забвение, небытие и спокойствие. Но Дарья, замерзая до потери сознания, огромным усилием воли воскрешала воспоминания о прожитой жизни. Какой бы тяжкой она не была, но все же очень дорогой для женщины. В последнем жизненном бою Дарья не утратила силы духа, она проиграла битву со стужей с достоинством русской женщины. С той же покорностью, с которой крестьянка переносила все житейские удары, она вела свой последний диалог с Морозом–воеводой.

Вспоминая прожитую жизнь, Дарья пеклась не о себе, а о любимых детях, которых оставила в доме соседки. Полная отдача и самопожертвование ради родных – еще одна важная черта русской крестьянки. В образе Дарьи автор поэмы в полной мере раскрыл потенциал славянской женщины. Эта внутренняя и внешняя красота главной героини является идеей поэмы «Мороз, Красный Нос». Торжественный гимн простой русской женщине Некрасов исполнил блестяще.

Тема поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом…”, в котором он называет свою Музу “родной сестрой” крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.

“Мороз, Красный Нос” – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: “баба”, “красивая и мощная славянка”, “матка” и, наконец, “женщина русской земли”. Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной

трагедии.

Героиня – “величавая славянка”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

“Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем одарит!”

Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.

Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба‑злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз‑воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его “Тепло ли тебе, молодица?” она трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.

Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: “Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока”, идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Мороз”. Стихотворение является прямой стилизацией и Пушкина, и Тютчева: Лихие, жесткие морозы, Весь воздух звонок, словно лед. Читатель ждет уж рифмы “розы”, Но, кажется, напрасно...
  2. МОРОЗ И СОЛНЦЕ, ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ (сочинение-миниатюра по началу) Зимнее утро! Как хочется понежиться в постели. Зима. Ка­кого чуда мне ожидать в этот холодный день?...
  3. Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь....