Линней - самый известный шведский учёный-естествоиспытатель. В Швеции его ценят также как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну , изучил своеобразие шведских провинций и увидел, «как одна провинция может помочь другой» . Ценность для шведов представляют даже не столько работы Линнея по флоре и фауне Швеции, как описания им собственных путешествий; эти дневниковые записи, наполненные конкретикой, богатые противопоставлениями, изложенные ясным языком, до сих пор переиздаются и читаются . Линней - один из тех деятелей науки и культуры, с которыми связано окончательное становление литературного шведского языка в его современном виде .

Карл был в семье первенцем (позже у Нильса Ингемарссона и Кристины родилось ещё четверо детей - три девочки и мальчик) .

В 1709 году семья перебралась в Стенбрухульт , находившийся в паре километров от Росхульта. Там Нильс Линнеус посадил возле своего дома небольшой сад , за которым с любовью ухаживал; здесь он выращивал овощи, фрукты и разнообразные цветы, при этом знал все их названия. С раннего детства интерес к растениям проявлял и Карл, к восьми годам он знал названия многих растений, которые встречались в окрестностях Стенбрухульта; кроме того, в саду ему был выделен небольшой участок для его собственного маленького сада .

В 1716-1727 годах Карл Линней учился в городе Векшё : сначала в низшей грамматической школе (1716-1724), затем в гимназии (1724-1727). Поскольку от Стенбрухульта Векшё находился примерно в пятидесяти километрах, Карл бывал дома только на каникулах. Его родители желали, чтобы он выучился на пастора и в будущем как старший сын занял место своего отца, но Карл учился очень плохо, особенно по основным предметам - богословию и древним языкам. Его интересовала лишь ботаника и математика ; нередко он даже прогуливал занятия, вместо школы отправляясь на природу изучать растения .

Доктор Юхан Стенссон Ротман (1684-1763), окружной врач, преподававший в школе у Линнея логику и медицину , уговорил Нильса Линнеуса отправить сына учиться на врача и стал заниматься с Карлом индивидуально медициной, физиологией и ботаникой. Обеспокоенность родителей судьбой Карла была связана, в частности, с тем, что найти в Швеции работу для медика в ту пору было очень непросто, в то же время проблем с работой для священника не было .

Учёба в Лунде и Уппсале

В Уппсальском университете Линней познакомился со своим сверстником, студентом Петером Артеди (1705-1735), вместе с которым они начали работу по критическому пересмотру естественноисторических классификаций, существовавших к тому моменту. Линней преимущественно занимался растениями в целом, Артеди - рыбами , земноводными амфибиями и зонтичными растениями . Следует отметить, что уровень преподавания в обоих университетах был не слишком высок, и большую часть времени студенты занимались самообразованием .

Рукопись работы Линнея (декабрь 1729 года)

В 1729 году Линней познакомился с Улофом Цельсием (1670-1756), профессором теологии , который был увлечённым ботаником. Эта встреча оказалась для Линнея очень важной: вскоре он поселился в доме Цельсия и получил доступ к его обширной библиотеке. В этом же году Линней написал небольшую работу «Введение в половую жизнь растений» (лат. Praeludia sponsaliorum plantarum ), в которой были изложены основные идеи его будущей классификации растений, основанной на половых признаках. Эта работа вызвала большой интерес в академических кругах Уппсалы .

С 1730 года Линней под началом профессора Улофа Рудбека-младшего приступил к преподаванию как демонстратор в ботаническом саду университета. Лекции Линнея пользовались большим успехом. В этом же году он переселился в дом профессора и стал служить домашним учителем в его семье. Линней, однако, жил в доме Рудбеков не слишком долго, причиной чего стали не сложившиеся отношения с супругой профессора .

Известно об учебных экскурсиях, которые проводил Линней в эти годы в окрестностях Уппсалы .

С другим профессором медицины, Ларсом Рубергом, у Линнея также сложились хорошие отношения. Руберг был последователем философии киников , казался человеком странным, одевался плохо, однако был талантливым учёным и владельцем большой библиотеки. Линней им восхищался и был активным последователем новой механистической физиологии , которая основывалась на том, что всё многообразие мира имеет единое устройство и может быть сведено к относительному небольшому числу рациональных законов, подобно тому, как физика сводится к законам Ньютона . Основной постулат этого учения, «человек есть машина» (лат. homo machina est ), применительно к медицине в изложении Руберга выглядел следующим образом: «Сердце - насос, лёгкие - кузнечный мех, живот - корыто». Известно, что Линней был приверженцем и ещё одного тезиса - «человек есть животное» (лат. homo animal est ). В целом же такой механистический подход к явлениям природы способствовал проведению множества параллелей как между различными областями естествознания, так и между природой и социально-культурными явлениями. Именно на подобных взглядах основывались планы Линнея и его друга Петера Артеди по реформированию всей науки о природе - основная их идея заключалась в создании единой упорядоченной системы знаний, которая бы легко поддавалась обзору .

Линней в «лапландском» (традиционном саамском) костюме (1737). Картина голландского художника Мартина Хоффмана (Martin Hoffman ). В одной руке Линней держит шаманский бубен, в другой - своё любимое растение, позже названное его именем - линнеей . Саамский костюм, как и гербарий лапландской флоры вместе с рукописью «Флоры Лапландии» Линней привёз в Голландию

Получив средства от Уппсальского королевского научного общества , 12 мая 1732 года Линней отправился в Лапландию и Финляндию . Во время своего путешествия Линней исследовал и собирал растения , животных и минералы , а также разнообразные сведения о культуре и образе жизни местного населения, в том числе о саамах (лопарях) . Идея этого путешествия в значительной степени принадлежала профессору Улофу Рудбеку-младшему, который в 1695 году путешествовал именно по Лапландии (эту поездку Рудбека можно назвать первой научной экспедицией в истории Швеции), а позже на основании собранных в том числе и в Лапландии материалов написал и сам иллюстрировал книгу о птицах, которую показывал Линнею . Обратно в Уппсалу Линней вернулся осенью, 10 октября, с коллекциями и записями. В том же году вышла в свет Florula lapponica («Краткая флора Лапландии»), в которой впервые появляется в печати так называемая «половая система растений» из 24 классов , основанная на строении тычинок и пестиков .

В университетах Швеции в этот период не выдавали дипломов доктора медицины , и Линней, не имея докторского диплома, не мог далее заниматься преподаванием в Уппсале.

В 1733 году Линней активно занимался минералогией , написал на эту тему учебник . Под рождество 1733 года он перебрался в Фалун , где начал преподавать пробирное искусство и минералогию.

В 1734 году Линней совершил ботаническое путешествие в провинцию Даларна .

Голландский период

23 июня 1735 года Линней получил степень доктора медицины в университете Хардервейка , защитив подготовленную ещё дома диссертацию «Новая гипотеза перемежающихся лихорадок» (о причинах возникновении малярии). Из Хардервейка Линней направился в Лейден , где опубликовал небольшое сочинение Systema naturae («Система природы »), которое открыло ему дорогу в круг учёных врачей, натуралистов и собирателей Голландии, обращавшихся вокруг пользовавшегося европейской известностью профессора Лейденского университета Германа Бургаве (1668-1738). С изданием «Системы природы» Линнею помог Ян Гроновиус (1686-1762), доктор медицины и ботаник из Лейдена: он был настолько восхищён этой работой, что выразил желание напечатать её за свой счёт . Доступ к Бургаве был весьма затруднён, однако после выхода из печати «Системы природы» он сам пригласил к себе Линнея, а вскоре именно Бургаве уговорил Линнея не уезжать на родину и остаться на некоторое время в Голландии .

В августе 1735 года Линней по протекции друзей получил место смотрителя коллекций и ботанического сада Джорджа Клиффорда (1685-1760), бургомистра Амстердама , банкира, одного из директоров Голландской Ост-Индской компании и увлечённого ботаника-любителя. Сад находился в имении Гартекамп около города Харлема ; Линней занимался описанием и классификацией большой коллекции живых экзотических растений, доставляемых в Голландию кораблями компании со всего мира.

В Голландию переехал и близкий друг Линнея Петер Артеди ; он работал в Амстердаме, приводя в порядок коллекции Альберта Себа (1665-1736), путешественника, зоолога и фармацевта. К несчастью, 27 сентября 1735 года Артеди утонул в канале, оступившись при возвращении домой в ночное время. К этому моменту Артеди успел закончить свой обобщающий труд по ихтиологии , а также определил всех рыб из собрания Себа и сделал их описание. Линней и Артеди завещали друг другу свои рукописи, однако за выдачу рукописей Артеди хозяин квартиры, в которой тот жил, потребовал большой выкуп, который был уплачен Линнеем благодаря содействию Джорджа Клиффорда. Позже Линней подготовил рукопись своего друга к печати и издал её в 1738 году под названием Ichtyologia . Кроме того, предложения Артеди по классификации рыб и зонтичных растений Линней использовал в своих работах.

Летом 1736 года Линней совершил поездку в Англии , где жил несколько месяцев; состоялось его знакомство с известными ботаниками того времени, в том числе с Гансом Слоаном (1660-1753) и Йоханом Якобом Диллениусом (1687-1747).

Карл Линней
Genera plantarum , раздел Ratio operis . § 11.

Три года, проведённые Линнеем в Голландии, - один из самых плодотворных периодов его научной биографии. За это время вышли его основные сочинения: первое издание Systema naturae («Система природы », 1736), Bibliotheca Botanica («Ботаническая библиотека», 1736), Musa Cliffortiana («Банан Клиффорда», 1736), Fundamenta Botanica («Основания ботаники», «Основы ботаники», 1736), Hortus Cliffortianus («Cад Клиффорда», 1737), Flora Lapponica («Флора Лапландии», 1737), Genera plantarum («Роды растений», 1737), Critica botanica (1737), Classes plantarum («Классы растений», 1738) . Некоторые из этих книг вышли с замечательными иллюстрациями, сделанными художником Джорджем Эретом (1708-1770).

Вернувшись на родину, Линней больше никогда не выезжал за её пределы, однако трёх лет, проведённых за границей, оказалось достаточно, чтобы очень скоро его имя стало всемирно известным. Этому способствовали и его многочисленные работы, изданные в Голландии (поскольку довольно быстро стало понятно, что они в определённом смысле заложили фундамент биологии как полноценной науки), и то, что он лично познакомился со многими авторитетными ботаниками того времени (при том, что его нельзя было назвать светским человеком и ему плохо давались иностранные языки) . Как позже охарактеризовал Линней этот период своей жизни, он за это время «написал больше, открыл больше и сделал крупных реформ в ботанике больше, чем кто-нибудь другой до него за всю свою жизнь» .

Кибела (Мать-Земля) и Линней в образе юного Аполлона , приподнимающего правой рукой завесу невежества, в левой несущего факел, светоч знаний, и попирающего левой ногой дракона лжи. Hortus Cliffortianus (1737), деталь фронтисписа. Работа Яна Ванделаара
Работы, опубликованные Линнеем в Голландии

Издание такого большого числа работ стало возможно также и потому, что Линней нередко не следил за процессом публикации своих трудов, по его поручению этим занимались его друзья .

Семья Линнея

В 1738 году, после возвращения Линнея на родину, он с Сарой обручился официально, а в сентябре 1739 года в фамильном хуторе Мореусов состоялась их свадьба.

Их первый ребёнок (позже получивший известность как Карл Линней младший) родился в 1741 году. Всего у них было семеро детей (два мальчика и пять девочек), из которых двое (мальчик и девочка) умерли в младенческом возрасте.

Род красивоцветущих южноафриканских многолетников из семейства Ирисовые (Iridaceae ) был назван Линнеем Moraea (Морея) - в честь жены и её отца .

Генеалогическая схема семьи Линнея

Ingemar Bengtsson
1633-1693
Ingrid Ingemarsdotter
1641-1717
Samuel Brodersonius
1656-1707
Maria (Marna) Jörgensdotter-Schee
1664-1703
Johan Moræus
~1640-1677
Barbro Svedberg
1649- ?
Hans Israelsson Stjärna
1656-1732
Sara Danielsdotter
1667-1741
Нильс Ингемарссон Линнеус
Nicolaus (Nils) Ingemarsson Linnæus
1674-1748
Кристина Бродерсония
Christina Brodersonia
1688-1733
Юхан Ханссон Мореус
Johan Hansson Moraeus (Moræus)
1672-1742
Элизабет Хансдоттер
Elisabet Hansdotter Stjärna
1691-1769
Карл Линней
Carl (Carolus) Linnaeus
Carl von Linné

1707-1778
Сара Лиза Морея
Sara Elisabeth (Elisabet, Lisa) Moraea (Moræa)
1716-1806

Carl von Linné d.y. (Карл Линней младший , 1741-1783)
Elisabeth Christina , 1743-1782
Sara Magdalena , 1744-1744
Lovisa , 1749-1839
Sara Christina , 1751-1835
Johannes , 1754-1757
Sofia , 1757-1830

У Линнея было три родных сестры и брат Самуэль. Именно Самуэль Линнеус (1718-1797) сменил Нильса Ингемарссона Линнеуса, их отца, на посту священнослужителя Стенбрухульта. Самуэль известен в Швеции как автор книги о пчеловодстве .

Зрелые годы в Стокгольме и Уппсале

Вернувшись на родину, Линней открыл врачебную практику в Стокгольме (1738). Вылечив несколько фрейлин от кашля с помощью отвара из свежих листьев тысячелистника , он вскоре стал придворным лекарем и одним из самых модных врачей столицы. Известно, что в своей врачебной деятельности Линней активно использовал ягоды земляники , - и для лечения подагры , и для очищения крови, улучшения цвета лица, уменьшения веса . В 1739 году Линней, возглавив морской госпиталь, добился разрешения вскрывать трупы умерших для определения причины смерти .

Помимо врачебной деятельности, Линней преподавал в Стокгольме в горном училище.

В 1739 году Линней принял участие в образовании Шведской королевской академии наук (которая в первые годы своего существования была частным обществом) и стал первым её председателем .

В октябре 1741 года Линней вступил в должность профессора медицины в Уппсальском университете и переселился в профессорский дом, располагавшийся в Университетском ботаническом саду (ныне - Сад Линнея) . Положение профессора позволило ему сосредоточиться на писании книг и диссертаций по естественной истории. В Уппсальском университете Линней проработал до конца жизни.

В 1750 году Карл Линней был назначен на должность ректора Уппсальского университета.

Наиболее значимые публикации 1750-х годов:

  • Philosophia botanica («Философия ботаники», 1751) - учебник ботаники, переведённый на многие европейские языки и остававшийся образцом для других учебников до начала XIX века .
  • Species plantarum («Виды растений»). Дата опубликования работы - 1 мая 1753 года - принята за исходный пункт ботанической номенклатуры .
  • 10-е издание Systema naturae («Система природы»). Дата опубликования этого издания - 1 января 1758 года - принята за исходный пункт зоологической номенклатуры .
  • Amoenitates academicae («Академические досуги», 1751-1790). Десятитомное собрание диссертаций, написанных Линнеем для своих студентов и отчасти самими студентами. Выходило в Лейдене , Стокгольме и Эрлангене : семь томов вышли при его жизни (с 1749 по 1769), ещё три тома - уже после его смерти (с 1785 по 1790). Темы этих работ относятся к различным областям естествознания - ботанике , зоологии , химии , антропологии , медицине , минералогии и др.

В 1758 году Линней приобрёл поместье (ферму) Хаммарбю примерно в десяти километрах к юго-востоку от Уппсалы; загородный дом в Хаммарбю стал его летним поместьем (поместье сохранилось, сейчас оно входит в состав принадлежащего Уппсальскому университету ботанического сада «Линнеевское Хаммарбю» ).

В 1774 году Линней перенёс первый удар (кровоизлияние в мозг), в результате которого он был частично парализован. Зимой 1776-1777 года случился второй удар: он потерял память, пытался уйти из дома, писал, путая латинские и греческие буквы. 30 декабря 1777 года Линнею стало значительно хуже, и 10 января 1778 года он скончался в своём доме в Уппсале .

Как один из видных горожан Уппсалы, Линней был похоронен в Уппсальском кафедральном соборе .

Апостолы Линнея

Апостолами Линнея называли его учеников, которые участвовали в ботанических и зоологических экспедициях в самых разных частях света, начиная с конца 1740-х годов . Планы некоторых из них были разработаны самим Линнеем или при его участии. Из своих путешествий большинство «апостолов» привозили своему учителю или присылали семена растений, гербарные и зоологические образцы. Экспедиции были связаны с большими опасностями: из 17 учеников, которых обычно причисляют к «апостолам», семеро во время путешествий умерли. Эта участь постигла в том числе и Кристофера Тэрнстрёма (1703-1746), самого первого «апостола Линнея»; после того как вдова Тэрнстрёма обвинила Линнея в том, что именно по его вине её дети будут расти сиротами, он стал отправлять в экспедиции только тех своих учеников, которые были неженаты .

Вклад в науку

Линней заложил основы современной биноминальной (бинарной) номенклатуры , введя в практику систематики так называемые nomina trivialia , которые позже стали использоваться в качестве видовых эпитетов в биноминальных названиях живых организмов. Введённый Линнеем метод формирования научного названия для каждого из видов используется до сих пор (применявшиеся ранее длинные названия, состоящие из большого количества слов, давали описание видов, но не были строго формализованы). Использование латинского названия из двух слов - название рода, затем специфичное имя - позволило отделить номенклатуру от таксономии .

Карл Линней является автором наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Он делил природный мир на три «царства »: минеральное, растительное и животное, использовав четыре уровня («ранга»): классы , отряды , роды и виды .

Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений - более десяти тысяч ) и большое число видов животных .

С XVIII века, вместе с развитием ботаники, активно стала развиваться и фенология - наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. В Швеции именно Линней первым начал вести научные фенологические наблюдения (с 1748 года); позже он организовал состоявшую из 18 станций сеть наблюдателей, она просуществовала с 1750 по 1752 год. Одной из первых в мире научных работ по фенологии стала работа Линнея 1756 года Calendaria Florae ; развитие природы в ней описывается большей частью на примере растительного царства .

Отчасти Линнею человечество обязано нынешней шкалой Цельсия . Изначально шкала термометра, изобретённого коллегой Линнея по Уппсальскому университету профессором Андерсом Цельсием (1701-1744), имела ноль в точке кипения воды и 100 градусов в точке замерзания. Линней, использовавший термометры для измерения условий в парниках и теплицах, счёл это неудобным и в 1745 году, уже после смерти Цельсия, «перевернул» шкалу.

Коллекция Линнея

Карл Линней оставил огромную коллекцию, в которую входили два гербария , собрание раковин , собрание насекомых и собрание минералов , а также большая библиотека. «Это величайшая коллекция, которую когда-либо видел мир», - писал он своей жене в письме, которое он завещал огласить после своей смерти .

После долгих семейных разногласий и вопреки указаниям Карла Линнея вся коллекция досталась его сыну, Карлу Линнею младшему (1741-1783), который перевёз её из музея Хаммарбю в свой дом в Уппсале и в высшей степени усердно трудился над сохранением входящих в неё предметов (гербарии и собрание насекомых к тому времени уже пострадали от вредителей и сырости). Английский натуралист сэр Джозеф Банкс (1743-1820) предлагал ему продать коллекцию, но он отказался .

Но вскоре после внезапной смерти Карла Линнея младшего от инсульта , последовавшей в конце 1783 года, его мать (вдова Карла Линнея) написала Банксу, что она готова продать ему коллекцию. Тот не стал покупать её сам, но убедил это сделать молодого английского натуралиста Джеймса Эдварда Смита (1759-1828). Потенциальными покупатели были также ученик Карла Линнея барон Клас Альстрёмер (1736-1794), российская императрица Екатерина Великая , английский ботаник Джон Сибторп (1758-1796) и другие, но Смит оказался расторопнее: быстро одобрив присланную ему опись, он утвердил сделку. Учёные и студенты Уппсальского университета требовали от властей сделать всё, чтобы оставить наследие Линнея на родине, однако король Швеции Густав III в это время находился в Италии , а государственные чиновники отвечали, что не могут решить этот вопрос без его вмешательства…

В сентябре 1784 года коллекция на английском бриге покинула Стокгольм и вскоре была благополучно доставлена в Англию. Легенда, согласно которой шведы посылали свой военный корабль на перехват английского брига, вывозившего коллекцию Линнея, не имеет научных оснований, хотя и запечатлена на гравюре из книги Р. Торнтона «Новая иллюстрация системы Линнея» .

В составе коллекции, полученной Смитом, было 19 тысяч гербарных листов, более трёх тысяч экземпляров насекомых, более полутора тысяч раковин, свыше семисот образцов кораллов, две с половиной тысячи образцов минералов; библиотека насчитывала две с половиной тысячи книг, свыше трёх тысяч писем, а также рукописи Карла Линнея, его сына и других учёных .

Линнеанство

Ещё при жизни Линней приобрёл всемирную известность, следование его учению, условно называемое линнеанством, стало в конце XVIII века повсеместным. И хотя сосредоточенность Линнея при изучении явлений на сборе материала и его дальнейшей классификации выглядит с точки зрения сегодняшнего дня чрезмерной, а сам подход представляется весьма однобоким, для своего времени деятельность Линнея и его последователей стала очень важной. Дух систематизации, которым было пронизана эта деятельность, помог биологии в достаточно короткие сроки стать полноценной наукой и в каком-то смысле догнать физику , активно развивавшуюся в течение XVIII века в результате научной революции .

Одной из форм линнеанства стало создание «линнеевских обществ » - научных объединений натуралистов , которые строили свою деятельность на основе идей Линнея. Ещё при его жизни, в 1874 году, в Австралии возникло Линнеевское общество Нового Южного Уэльса , существующее и поныне.

Вскоре после Лондонского общества появилось аналогичное общество в Париже - «Парижское Линнеевское общество ». Его расцвет пришёл на первые годы после Великой французской революции . Позже подобные «линнеевские общества » появились в Австралии , Бельгии , Испании , Канаде , США , Швеции и других странах. Многие из этих обществ существуют до настоящего времени.

Почести

Ещё при жизни Линнею давали метафорические имена, подчёркивающие его уникальное значение для мировой науки. Его называли Princeps botanicorum (переводов на русский язык встречается несколько - «Первый среди ботаников», «Принц ботаников», «Князь ботаников»), «Северный Плиний» (в этом имени Линней сравнивается с

Карл Линней - великий шведский естествоиспытатель, натуралист, основоположник научной ботаники и систематики растений и животных.

Карл Линней родился в небольшом шведском городке Росхульт в семье священника 23 мая 1707 года. С ранних лет юный Карл Линней проявлял живой интерес к природе. На это его вдохновлял сад, посаженный его отцом – Нильсом Линнеем. Кстати говоря, фамилия Линней – это новоприобретенная фамилия. Истинная фамилия отца Линнея – Ингемарсон. Отец, следуя тенденция христианской моды 18 века, изменил фамилию. Он выбрал в качестве прототипа фамилии дерево липу, которое росло перед домом. Липа на латыни звучит как «Lind». Отсюда и фамилия – Linneus (Lindeus).

Родители мечтали, чтобы сын продолжил дело отца – стал пастором слова Божия. Но Линней с ранних лет был страстно увлечен растениями, которые отнимали все его время. Из-за этого Линней весьма неважно учился в начальной школе и гимназии.

В 1727 году Линней поступил в Лундский университет, где пристально изучал местную флору. В Упсальском университете Линней получил также медицинское образование, где познакомился с множеством видных ученых того времени, например Цельсием, ихтиологом Артеди. Здесь же наметилось его знаменитое путешествие по Лапландии.

В 1732 году ученый с мая по сентябрь находился в экспедициях, результатом которой стал небольшой труд о растениях, животных и минералах Лапландии.

В 1734 году Линней прибыл в Амстердам, где он знакомится со своей будущей женой – дочерью местного врача по фамилии Мореус.

Имея доступ к научной библиотеке Амстердама, Линней изучил труды по ботанике, зоологии, минералогии и пришел к выводу, что современная ботаника, как и зоология не имеет четкой номенклатуры растений и животных, основанной на общем родстве таксономических единиц природы. Благодаря трудам и стараниям Линнея в 1735 году в свет выходит первое издание «Systema naturae». Издание имело всего 14! страниц. Этот труд стал самым главным в жизни ученого. Именно над этим трудом Линней работал до самого последнего вздоха. Когда выходило последнее прижизненное издание (12-е) – это был уже четырехтомник, содержащий 2335 страницы.

В 1738 году Линней приехал в Стокгольм, где женился, получил должность врача и учредил Королевскую академию наук, став при этом ее первым президентом. Жена Линнея, по мнению современников, не была ему помощницей в его нелегком труде и не обладала особой остротой ума и интересом к делам мужа. У них было несколько дочерей и сын. Мать любила дочерей, но почему-то не очень любила сына. И часто настраивал Линнея против сына. Но тот, напротив, сына очень любил и привлекал его к ботаническим изысканиям.

Линней своим трудом и упорством покорил многие научные сообщество того времени. Он являлся почетным членом также нашей родной Петербургской академии наук.

Бинарная система Линнея применяется и до сих пор. Многие ученые считают систему искусственной, но это не умоляет заслуг Карла Линнея – отца ботаники.

Линней прожил 71 год и, окруженный почестями, тихо и мирно скончался в своем имении в 1778 году.

5 класс кратко для детей

Биография Карла Линнея о главном 5 класс

Карл Линней родился 23 мая в 1707 году, в городе Росхульте. Но свое детство он провел в городе Ингемарсон. Родители Карла хотели вдеть его в качестве священника, но неудержимая любовь к природе и точным наукам, порождала в маленьком мальчике другие планы на жизнь. Во время учебы в школе в Городке Векше, богословие и языки – давались Карлу сложно, в отличие от ботаники и математики. Латынь далась великому ученому тоже не просто, и только ради того, чтобы прочитать книгу Плиния «Естественные Науки». Но священником Карл так и не стал. Впереди его ждала карьера врача.

Вскоре Карл Линней поступил в Лундский университет. Но по рекомендациям доктора Ротмана, он ушел из Лундского университета и поступил в Упсальский. Но, несмотря на это, Карл больше занимался самообразованием.

В 1732 Карл посетил Лапландию для пополнения багажа знаний о живой природе. Это путешествие не стало единственным в жизни шведского ученого. После нескольких научных экспедиций он возвратился на родину, и окунулся с головой в медицину. Где достиг немалых успехов благодаря использованию в лечебных целях растений.

В 1742 году Карл становится профессором ботаники, в научной кафедре при Упсальском университете. Огромную роль в его выступлениях сыграл ботанический сад, в котором росли растения, привезенные Линнем со своих экспедиций. После, переехавши в имение Гаммарба в Упсале, он углубился в науку. И в 1753 году издает свою работу «Система растений» над которой он работал 25 лет.

Вклад Карла Линнея в природные науки поистине неоценим. Он не открыл каких-то новых законов и знаний, он упорядочил существующие. Линней распределил все живое на три царства. А их в свою очередь разделил на классы, отряды, роды, виды. Что намного упростило изучение природы.

У Карла Линнея было семеро детей, двое из них умерли в детстве.

Скончался ученый в 1778 году. От сильных болезней и трех перенесенных инсультов.

5 класс кратко для детей

Интересные факты и даты из жизни

Ашмарин Николай Иванович - советский языковед, тюрколог, член-корреспондент АН СССР (1929). Самый известный труд - 17-томный «Словарь чувашского языка» (1910-1950).

В исследовании звукоизобразительности в России Ашмарин был подлинным пионером. На Общечувашском съезде учащихся он прочитал доклад «Основы чувашской мимологии» (Казань, 1918), в котором подчеркнул значение подражательных слов, произносимых с наибольшей интенсивностью чувства, для суждения о старой эпохе чувашского языка.

Мимемы, по определению Ашмарина, представляют слова, воспроизводящие явления окружающего мира: звукоподражания, движения, световые явления, детские слова и т.п. Это давно задуманная монография заключает обильный материал, строго классифицированный и сгруппированный, «для разрешения вопроса о первобытном состоянии тюркской речи».

Вероятно, ни один язык не получил столь тщательного описания звукоизобразительных слов, как чувашский. Н.И. Ашмарин скрупулезно описывает многочисленные группы чувашских имитатитов.

Под метафорами в области подражаний Н.И. Ашмарин понимал транспозицию.

Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

Как видно из программной речи на Первом тюркологическом съезде (Подражание в языках Среднего Поволжья), Ашмарину близки были и теоретические языковые вопросы. Он был знаком с западноевропейской лингвистикой (труды Вундта, Есперсена и др.) и мечтал, видимо, о создании «психологии языка». Судя, отчасти, по примерам, приводимым им в мимологических этюдах, а еще больше в последних статьях: «Немецкое Schlange в свете урало-алтайских подражательных образований» и «К вопросу о происхождении латинского названия свинца» («Научно-педагогический сборник», IV и V, Казань, 1928-1930), Н.И. Ашмарин, исходя сначала из наблюдений над финно-тюркскими языками, стремился разъяснить роль подражательного элемента в процессе возникновения человеческой речи.

Serif"">Под метафорами в области подражаний Н.И. Ашмарин понимал транспозицию. >

Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

Литература: Ашмарин Н.И. О морфологических категориях подражаний в чувашском языке. Казань, 1928. 160 с. Гордлевский В. А. Памяти Н. И. Ашмарина // Ученые записки НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1956. Вып. 14. С. 268-276. Малов С. Е. Памяти Н. И. Ашмарина // Записки чувашского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории. 1941. Вып. 1. Егоров В. Г. Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. К 75-летию со дня рождения, Чебоксары, 1948. �емился разъяснить роль подражательного элемента в процессе возникновения человеческой речи. -serif"">Под метафорами в области подражаний Н.И. Ашмарин понимал транспозицию. >

Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

http://www.nbchr.ru/Virt2/pdf/ashmarin_n_i_1.pdf (О морфологических категориях подражаний в чувашском языке)

http://www.nbchr.ru/Virt2/bibliography.htm ial","sans-serif"">Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

Список фоносемантических трудов Н.И. Ашмарина

  1. Ашмарин Н.И. Подражание в языках Среднего Поволжья // Известия Азербайджанского университета. Общественные науки. Баку, 1925. Вып. 1-2. С. 143-158.
  2. Ашмарин Н.И. Подражание в языках Среднего Поволжья // Известия Азербайджанского университета. Общественные науки. Баку, 1925. Вып. 4. С. 75-99.
  3. Ашмарин Н.И. Основы чувашской мимологии: О подражательных словах в чувашском языке. Казань: Изд. Чуваш. нац. орг., 1918. 10 с.
  4. Ашмарин Н.И. О морфологических категориях подражаний в чувашском языке. Казань, 1928. 160 с.

22.09.1870-26.08.1933

Языковед, тюрколог, член-корреспондент АН СССР.

Родился в г. Ядрин Ядринского района Чувашской Республики.

Учился в Нижегородской классической гимназии, в 1894 г. окончил Лазаревский институт восточных языков (г. Москва). В г. Казань преподавал татарский язык в Крещено-татарской школе (1895 -1999 гг.), географию - в Инородческой учительской семинарии (до 1919 г.), с 1917 г. работал в Северо-восточном археологическом и этнографическом институте (ныне Восточный педагогический институт) в должности профессора чувашского и татарского языков. Сотрудничал с Переводческой комиссией при Учебном округе, служил цензором мусульманских изданий (1901-1917 гг.). В 1920-1923 гг. в Чувашском институте народного образования (г. Симбирск) вел теоретический курс чувашского языка.

В 1923-1926 гг. заведовал кафедрой тюркологии на восточном факультете Азербайджанского государственного университета. Доктор тюркологии с 1925 г. В 1926-1931 гг. работал профессором чувашского отделения Восточного педагогического института (г. Казань), вел курсы чувашского языка, сравнительной грамматики тюркского языка, разрабатывал теорию мимологии ("О морфологических категориях подражаний в чувашском языке", Казань, 1928), готовил к публикации "Словарь чувашского языка".

На протяжении всей научной деятельности собирал, описывал разные жанры чувашской устной словесности и религиозно-обрядовые основы чувашской народной культуры, анализировал особенности чувашских диалектов и говоров. Выводы его языковедческих трудов подкреплялись живым языковым материалом. В 20-30-е гг. ученый активно участвовал в процессе языкового строительства. Определил в целом пути развития чувашской филологии ХХ в.

Внес большой вклад в развитие культуры и просвещения чувашского народа. Мировую известность принес ему труд "Словарь чувашского языка", состоящий из 17 томов, который вобрал в себя огромное богатство устно–поэтического творчества чувашского народа и является ценным источником в исследовании чувашского языка. Автор грамматики чувашского языка, книг "Материалы для исследования чувашского языка", "Опыт исследования чувашского синтаксиса" , "Болгары и чуваши" (Ашмарин, Николай Иванович. Болгары и чуваши / Н.И. Ашмарин; Н. И. Ашмарин; Предисл. А. П. Хузангай. - Репринт. изд. - Чебоксары: ЧГИГН, 2000. - 142 с.) и др.

Виртуальная выставка: Ашмарин, Николай Иванович: "Гений чувашского языкознания" : к 140-летию со дня рождения ученого-языковеда

Труды Н. И. Ашмарина

Ашмарин, Н. И. Словарь чувашского языка = Чӑваш сӑмахӗсен кӗнеки: в 17 т. / Н. И. Ашмарин; худож. Э. М. Юрьев. – Чебоксары: Руссика, 1994 – 2000.
Т. 1-2. – 1994. – 584 с.
Т. 3: Е, ы, и, у(0). – 1994. – 364 с.
Т. 4: У, а, е, й(йурма). – 1994. – 360 с.
Т. 5: Й(йормалла – йешке), в. – 1994. – 423 с.
Т. 6: К (ка – корак кепси). – 1994. – 320 с.
Т. 7-8: [Куракла – Мшикке / отв. ред. Т. М. Матвеев]. – 1999. – 355 с. : портр. ; 21 см. – Репринт. изд. – Вых. дан. ориг.: Чебоксары, 1934-1935.
Т. 9-10: Н-Њ-П. – 1999. – 320 с. : портр. ; 21 см. – Загл. обл.: (на-нр-нр) (на-нӑмӑкка) (па-пшка) (рай-рша). – Репринт. изд. – Вых. дан. ориг.: Чебоксары, 1935-1936.
Т. 11-12: [С, Санте – Ҫ, ҫӑварлӑ]. – 2000. – 343 с. : портр. ; 21 см. – Загл. обл.: Т. 11-12: (С – С – С, Санте) (Стухал) (Ҫ, ҫа) (Ҫӑварлӑ). – Репринт. изд. – Вых. дан. ориг.: Чебоксары, 1936-1937.
Т. 13-14: Ҫаварлӑх – тыр; Тыр амӑшӗ – Тӑтӑшла / отв. за вып. Н. А. Резюков. – 2000. – 320 с. – Репринт. изд. – Вых. дан. ориг.: Чебоксары, 1937.
Т. 15-16: Тӑтӑшлан – фронт; Ха – хӑшкӑл / отв. за вып. А. Л. Лукин. – 2000. – 292 с. – Репринт. изд. – Вых. дан. ориг.: Чебоксары, 1941.
Т. 17: Х – Ш / [отв. ред., послесл. Н. А. Резюкова; отв. за вып. А. Л. Лукин]. – 2000. – 435 с. : портр. ; 21 см. – Загл. обл.: Т. 17: (Хӑшкӑлтар – хрр). (Шай – Шхасан). – Слов. сокр. к слов. в целом: с. 406-434. – Репринт. изд. – Вых. дан. ориг.: Чебоксары, 1950.

Индекс слов словаря чувашского языка Н. И. Ашмарина = Н. И. Ашмаринăн чăваш сăмахĕсен кĕнекин кăтарткăçĕ = Index Thesauri Linguae Tschuwaschorum N. I. Aschmarini / сост. Э. В. Фомин, А. М. Иванова, В. Н. Игнатьев, Й. Луутонен, Д. С. Пуртов. – Электрон. дан. – Чебоксары, 2014. Предисловие к словарю >>>

Айхи, Г. Юсав: [сӑвӑ] // Айхи, Г. Сӑвӑсемпе поэмӑсем / Г. Айхи. – Шупашкар, 1994. – С. 135.

Егоров В. Г. Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка / В. Г. Егоров. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1948. – 43 с.

Федотов М. Р. Н. И. Ашмарин: Краткий очерк жизни и деятельности / М. Р. Федотов. – Чебоксары: Б.и., 1995. – 51 с.

Адюкова И. Чăваш ăслăлăхĕн ашшĕ / И.Адюкова // Eлчĕк ен. – 2000. – 30 авăн.

Алексеев А. "Хам вырăс пулин те, чăваш халăхĕн шăпи манăн чĕреме тăван вырăс халăхĕн шăпи пек çывăх" / А.Алексеев // Тантăш. – 1995. – 20 юпа. – С. 9.

Алексеев А. Чăваш филологийĕн классикĕ / А.Алексеев // Сăвар. – 1995. – 3 чÿк.

Андреев И. Аслă тĕпчевçĕ / И.Андреев // Тăван Атăл. – 1970. – № 9. – С. 67–70.

Андреев И. Чăваш ăслăлăхĕн аслашшĕ / И. Андреев // Хыпар. – 1995. – 4 юпа.

Димитриев В. Д. Н. И. Ашмарин пăлхарсемпе чăвашсен чĕлхе тата этнос пĕрлĕхĕ çинчен вĕрентни / В.Д.Димитриев // Хыпар. – 1996. – 24 авăн.

Васильева E. Н. И. Ашмарин тата халăха вĕрентес ĕç / E. Васильева, А. Горшков // Хыпар. – 1996. – 26 пуш.

Виноградов Ю. Чĕлхе хăватне ĕненсе / Ю. Виноградов // Ялав. – 1980. – № 10. – С. 32.

Илле Элли Ашмарин профессор хăш халăх çынни? / Элли Илле // Хыпар. – 2000. – 2 çурла.

Ильин Г. Н. И. Ашмарин – чăваш чĕлхин наукине пуçараканĕ / Г. Ильин // Ял ĕçченĕ (Тăвай р–нĕ). – 2000. – 27 юпа.
Ларионов Н. Ашмарин – чăваш халăхĕ пулса кайни çинчен / Н.Ларионов // Канаш (Ульяновск обл.).– 2003.– 4 авăн (№ 36).– С. 5.

Ларионов Н. Ашмарин – чăваш чĕлхе пĕлĕвне хываканни / Н.Ларионов // Канаш (Ульяновск обл.).– 2004.– 1 ака (№ 14). – С. 4.

Николай Ашмарин: Чаплă чăваш тĕпчевçи Николай Иванович Ашмарин çуралнăранпа 125 çул çитнĕ ятпа / М.И.Скворцов пухса хатĕрленĕ // Хыпар. – 1995. – 27 юпа. – ("Хыпар" кĕнеки, № 17).

Николай Иванович Ашмарин: Хыпарçăсем // Хыпар. – 1996. – 8 нарăс.

Сергеев В. Унăн ячĕ ĕмĕр хисепре / В. Сергеев // Тăван Атăл. – 1980. – № 10. – С. 76–78.

Скворцова Р. "Ашмарин çĕкленĕ ялав вĕлкĕшсех тăрĕ..." / Р.Скворцова // Хыпар. – 1995. – 28 юпа.
Смолин А. Чăваш–и вăл е чăваш мар–и...: Сăвă / А.Смолин // Тăван Атăл. – 1988. – № 11. – С. 54.

Федотов М. Паллă тĕпчевçĕ çыравĕ / М. Федотов // Ялав. – 1982. – № 8. – С. 30.

Хусанкай А. Чăвашлăхĕпе тĕнчере палăрнă / А. Хусанкай // Хыпар. – 2000. – 19 юпа.

Андреев И. А. Н. И. Ашмарин и современное чувашское языкознание / И. А. Андреев // Вестн. Чуваш. ун–та.– 1996.– № 2.– С. 26–32.

Ашмарин Н. И. Незаконченные рукописи / Н. И. Ашмарин // Сăмах = Слово: 1993. – Чебоксары, 1994. – С. 85–97.

Иванская Т. Юные творят с оглядкой на Ашмарина / Т. Иванская // Совет. Чувашия. – 2000. – 25 нояб.

Федотов М. Р. В юношеском труде сказался весь Ашмарин / М. Р. Федотов // Совет. Чувашия. – 1998. – 20 мая.

Федотов М. Р. Краткий очерк о жизни и деятельности Н. И. Ашмарина / М. Р. Федотов // Лик Чувашии. – 1995. – № 1. – С. 147–164.

Федотов М. Тернистый путь Ашмарина к многотомному словарю чувашского языка / М. Федотов // Совет. Чувашия. – 1995. – 24, 25, 26 мая.

Чернов М. Ф. "Словарь чувашского языка" Н. И. Ашмарина – выдающийся памятник чувашской письменности / М. Ф. Чернов // Изв. Инженерно–технолог. акад. Чуваш. Респ. – 1996. – № 1 (2). – С. 245–249.

Место рождения: Ядрин Казанской губ.

Направления деятельности: гуманитарные науки

Ашмарин Николай Иванович (1870, 22 сентября (4 октября), Ядрин Казанской губ. - 1933, 26 августа, Казань) - российский и советский языковед, тюрколог, член-корреспондент АН СССР (1929), отделения гуманитарных наук (по разряду восточных наук (тюркология)).
Родился в семье небогатого купца 2-й гильдии города Ядрина. Вскоре после рождения Николая его родители переехали на постоянное жительство в дом его бабушки по матери в г. Курмыш. Бабушка по матери была чувашкой, и её доброе влияние, вероятно, предопределило будущий жизненный выбор Николая Ашмарина. Окончив городское училище, поступил в Нижегородскую классическую гимназию. По окончании в 1891 гимназии поступил в Московский Лазаревский институт восточных языков, который окончил в 1894 году с дипломом 1-й степени. В 1901 году, решив составить чувашский словарь, Ашмарин разослал по всем местностям, где проживали чуваши, программу по сбору материала. На его обращение помочь в сборе языкового материала откликнулись десятки учителей национальных школ и другие грамотные чуваши. Многолетней труд вышел 17-томным изданием «Словаря чувашского языка», включающим 40 тысяч слов. Этот словарь стал главным трудом Ашмарина. Первые два тома вышли в свет в 1910 и 1912 гг. Последний, 17 том, был напечатан в 1950 году в Чебоксарах.
Ашмарин собирал, обрабатывал и публиковал произведения чувашского фольклора. Он также автор ряда работ о чувашском языке. Талантливого ученого-тюрколога знали во многих странах. Без защиты диссертации ему присвоили учёную степень доктора тюркологии, в 1929 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР.
Основные работы: Материалы для исследования чувашского языка. - Казань, 1897-1898; Опыт исследования чувашского синтаксиса. В 2-х частях. - Симбирск, 1923; О морфологических категориях подражаний в чувашском языке. - Казань, 1928; Болгары и чуваши. - Казань, 1902; Словарь чувашского языка. В 17-ти тт. -Казань, 1928-1958; Незаконченные рукописи // Сăмах - Слово: 1993. - Чебоксары, 1994; Чувашская народная словесность. - Чебоксары, 2003.
Лит.: Алексин В. Совершивший научный подвиг // Советская Чувашия. - 2000. - 24 окт.; Алексин В. Учёный шагает по «своей» улице. // Советская Чувашия. - 2000. - 7 дек.; Андреев И. А. Н. И. Ашмарин и современное чувашское языкознание. // Вестн. Чуваш. ун-та. - 1996. - № 2; Егоров В. Г., Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. К 75-летию со дня рождения. - Чебоксары, 1948; Иванская Т. Юные творят с оглядкой на Ашмарина // Советская Чувашия. - 2000. - 25 нояб.; Малов С. Е., Памяти Н. И. Ашмарина. // Записки чувашского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории. - 1941. - Вып. 1; Марфин Ю. Создатель уникального словаря. // Чебоксарские новости. - 2000. - 15 нояб.

Автор работал в организациях

Материалы автора

Наименование Тип материала Год издания Кол-во страниц