Докторант Йельского университета Мэтью Фишер и его коллеги Мэриел Годду и Фрэнк Кейл задали людям серию обманчиво простых вопросов. Они затрагивали темы, которые обычно кажутся понятными, но на самом деле ставят в тупик: например, причины возникновения фаз Луны и процесс изготовления стекла. Одним испытуемым разрешили подсмотреть ответы в интернете, другим - нет. Затем всем задали вторую серию вопросов на другие темы. Участники, которым поз­волили пользоваться интернетом, заметно переоценили свою способность верно ответить на новые вопросы.

Делает ли нас интернет излишне самоуверен­ными? Неужели мы не можем провести грань между тем, что хранится в нашей памяти и в интернете?

Фишер: Мы внимательно изучили, может ли доступ к интернету - этой громадной базе данных - вызвать иллюзию всезнайства. Даже если люди не находили в сети правильного ответа на вопросы из первой серии, они уверенно утверждали, что смогут ответить на последующие вопросы из другой области.

А вдруг они действительно знали ответы на вторую серию вопросов?

Распределение людей по группам было случайным, так что это маловероятно. Все потенциальные различия между участниками, например объем их знаний, таким образом сглаживались. По­этому единственное, что их действительно отличало друг от друга, - доступ к интернету во время работы над первыми вопросами.

В общем, все логично. Если я знаю, что моя машина обслуживается у механика, я буду более уверен в том, что она не сломается.

Здесь иная ситуация. Люди, рывшиеся в сети, выказывали большую уверенность не в том, что они смогут найти верные ответы, а в том, что знают их - что эта информация уже у них в голове. Как если бы доступ к услугам механика убеждал нас в том, что мы сами умеем ремонтировать автомобиль.

Как вы поняли, что люди думали, что уже обладают нужной информацией? Может, они считали, что им снова разрешат подсмотреть?

В ходе одного эксперимента мы просто поинтересовались у них, насколько хорошо они могли бы объяснить свои ответы без использования внешних источников информации. В ходе другого, не спрашивая их об уверенности в себе, мы сказали, что мозг людей, дающих правильные ответы, более активен. Затем, не требуя оценить степень уверенности по какой-либо шкале, показали им ряд снимков мозга с разным уровнем активности и попросили указать, какой из них соответствует работе их мозга при ответе на вопрос. Люди, имевшие доступ к интернету, упорно указывали на изображения с большей активностью.

Хитро.

Да, думаю, это наше изобретение.

И каков же механизм всего этого?

Существует множество исследований транзакционной памяти у партнеров. Представьте себе пожилую пару, вспоминающую свое первое свидание. По отдельности супруги мало что помнят, но сложив свои воспоминания, они создадут картину, которая будет больше суммы вкладов каждого их них. Похоже, что таким партнером по транзакционной памяти может стать компьютер. Человек плюс поисковая машина - это больше, чем человек и поисковая машина по отдельности. Но нам-то кажется, что мы все делаем сами. К тому же поиск в сети почти не требует усилий и практически всегда доступен. Благодаря ему мы не ощущаем своего невежества. Мы настолько плотно «подсели» на него, что путаем доступ к знаниям с обладанием ими. Интернет стал частью нас самих. Это своего рода «когнитивный протез».

Так ли плох этот протез? Это как бионическая рука - очень продвинутая вещь!

Но что происходит, если он не работает? Если мы не можем получить доступ к знаниям? Представители некоторых профессий должны обладать истинно глубокими познаниями, а не ­ложным ощущением всезнайства. Скажем, хирурги. Как минимум, надо выстроить наш мир так, чтобы, если уж эти люди опираются на интернет, он хотя бы не отрубался. Конечно, у сети есть неоспоримые преимущества. Мы просто полагаем, что у людей сдвигается баланс между самостоятельным изучением мира и хранением информации о нем вне собственного мозга. Чем больше мы используем интернет, тем сложнее понять, что же мы на самом деле знаем, в том числе насколько здраво мы оцениваем самих себя.

Как люди реагировали на результаты ваших изысканий?

Более бурно, чем я ожидал. Осталось так мало мест без доступа к интернету, что без него мы уже как без рук. В самолете или во время личного общения, когда невежливо пользоваться мобильными устройствами, нам чего-то не хватает. Мы вдруг чувствуем себя не такими уж умными. Но на самом деле мы и не были умными - мы просто поверили: если мы можем найти ответ, то, по сути, мы его уже знаем.

То есть интернет заставляет нас ощущать себя всезнайками? Но это я и так знал!

Психологи уже изучили феномен ­высказываний типа «Я всегда это знал». Когда некто авторитетный объясняет что-нибудь дилетанту, тот чаще всего отвечает: «Это же очевидно!» или «Да-да, я так и думал». Поэтому у психологов есть типичный прием - они объявляют людям результаты, прямо противоположные истинным. И люди говорят: «Ну да, все логично». Я мог бы сыграть с вами в эту игру и заявить: «Мы обнаружили, что при использовании интернета человек начинает считать себя глупее, ведь его знания по сравнению с всемирной паутиной ничтожны». И вы бы ответили: «Ну еще бы, конечно».

Постойте, а как я пойму, что вы так не поступили? Каковы же результаты на самом деле?

Перед вами данные исследования.

Почему вы заинтересовались именно этой темой?

Это был любопытный практический способ изучить тему, которая меня очень волнует: метакогнитивные знания, то есть способность человека оценить, насколько хорошо он может объяснить явления окружающего мира. Эмоциональная вовлеченность порождает иллюзию знания. Это часто происходит в политике: нам начинает казаться, что мы лучше, чем на самом деле, понимаем чью-либо аргументацию. Наши исследования показали, что, когда студентов просят оценить свои знания по конкретным темам, наименее точными оказываются их оценки, касающиеся профильных предметов. Если мы чем-то увлечены, нам приятно думать, что мы знаем об этом намного больше, чем в действительности.

В интервью я точно разбираюсь лучше многих!

Не сомневаюсь, что вам так и кажется.

Многим зрелым людям кажется, что «творчество» — это инфантильное и бесполезное занятие. В то же время креативные практики полезны для всех, независимо от возраста, рода деятельности и склада ума. Существует миф о правополушарном происхождении творческих способностей, и некоторые оправдываются тем, что они к этому типу не относятся. Однако недавние исследования свидетельствуют, что творчество фактически активирует обширную сеть мозга, а не одно полушарие. В силу этого творческие занятия — эффективный инструмент для развития мозга, поиска новых решений для бизнеса, бескрайний источник энергии и возможность снять стресс.

Приводим шесть книг, которые помогут сделать творчество частью вашей жизни.

Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Мы привыкли думать, что способности мозга ухудшаются с возрастом, но это не так. Мозг способен к регенерации и обучению до последних дней жизни. Каждый может стать креативнее, если будет расширять кругозор и использовать техники стимулирования мозга.

Эта книга объясняет, как работает наш мозг и сколько в нем потенциала для развития творческих способностей. Одна из самых ценных наших способностей — воображать несуществующее и генерировать новые идеи, касается ли это бизнеса, науки или бытовых решений. «Гибкий ум» объясняет, как проходят скрытые творческие процессы, а главное, как настроить их для собственной пользы.

Дэнни Грегори «Заставь его замолчать»


Каждый человек сталкивается с проблемой внутреннего критика, когда на любой творческий порыв внутри отзывается голос с опасениями и негативом. В той или иной мере от этого страдают все разумные люди. Важно не позволять этому голосу останавливать вас на пути к великим достижениям.

Автор на личном примере и десятках историй разных людей рассказывает, как работает внутренний критик, как его распознать и как с ним справиться. Грегори описывает работающие техники преодоления барьеров, мешающих реализовать себя.

Дэнни Грегори «Творческие права»


Еще одна воодушевляющая книга Грегори. Многие хотят писать, рисовать, танцевать или играть в театре, но боятся даже попробовать. Некоторые мечтают о творческой работе, но их профессия вроде как несовместима с творчеством. Эта книга дает то, что у вас уже и так есть: разрешение творить — много, ярко, успешно. Наследственность, общественное мнение и талант здесь ни при чем — нужно лишь принять решение хотя бы по чуть-чуть заниматься тем, чего по-настоящему хочется.

Стать творческим человеком и по-новому взглянуть на собственную жизнь может каждый. Неважно, что говорил ваш учитель рисования, требовательные родители или вечно недовольный начальник. Не бойтесь того, что могут сказать о ваших произведениях. Выражать свою творческую натуру не просто можно, а нужно.

Остин Клеон «Кради как художник»


Эта книга родилась из лекции, с которой знаменитый арт-деятель Остин Клеон выступил в Нью-Йоркском университете. Он дал студентам 10 советов, которые хотел бы получить сам, когда был начинающим художником. Текст лекции попал в Сеть и стал распространяться с невероятной скоростью. И тогда Клеон решил выпустить целую книгу.

Главная идея проста: в мире нет ничего «оригинального», поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути. Следуйте за своими интересами, куда бы они вас ни завели. Не ограничивайте себя никакими рамками — предоставьте свободу своему творческому «я».

Это манифест цифровой эры. Конструктивный, эффектно оформленный путеводитель с иллюстрациями и упражнениями, которые помогут вам выйти на диалог с творческой стороной своей натуры.

Эль Луна «Между надо и хочу»


Многие из нас, даже будучи зрелыми людьми, продолжают задаваться вопросом: «Чем же мне заниматься в своей жизни?» Эль Луна характеризует этот вопрос как перекресток между надо и хочу. Надо — это то, что мы должны делать, как нам кажется, или что от нас ожидают другие. Хочу — то, о чем мы мечтаем в глубине души.

«Найди свой путь и следуй ему» — подзаголовок книги, написанной в поддержку вашего внутреннего голоса, робко полагающего, что вы можете дать этому миру нечто особенное. Она призвана напомнить: пусть вы и не знаете, куда приведет дорога творческих решений, но по ней прошли уже очень многие. Она разрешает забыть все, что надо делать, чтобы вспомнить, чем вы в действительности хотите заняться.

Твайла Тарп «Привычка к творчеству»


Не стоит ждать вдохновения «свыше». Все гораздо более прозаично. Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно превратить его в привычку. Для этого потребуется немного подготовки и усилий, но справиться с этим нам под силу.

«Привычка к творчеству» — практическое пособие по качественному улучшению своей жизни. Оно учит, как сделать творческим каждый свой день. В книге собраны 32 упражнения, разработанные известным хореографом Твайлой Тарп на основе своего 35-летнего опыта.

Вместе с Твайлой вы перенесетесь на сцену к ее танцорам, окажетесь в мастерской да Винчи, в кабинете Моцарта или Достоевского, чтобы учиться у них создавать что-то стоящее. Вы узнаете, что означает быть креативным и как использовать свои способности по максимуму.

Еще греки и римляне были убеждены, что существует тесная связь между физической активностью и интеллектом. Но в последние два десятилетия неврология начала подтверждать идею Фалеса и Ювенала о том, что здоровый дух процветает в здоровом теле. В то время как многие исследования в один голос говорят, что бег делает нас умнее, это верно лишь отчасти. Этот процесс более сложен, но он показывает замечательные возможности человеческого тела и его эволюцию. Хотя наука способна помочь нам понять, как работают эти механизмы, вопрос остается открытым: почему бег делает нас умнее?

Создание новых клеток мозга

Два исследования на эту тему, опубликованных в феврале и июне, расширили наше понимание механизмов, участвующих в управлении, и способах, с помощью которых бег укрепляет память и когнитивные функции. До этого было понятно, что физические упражнения индуцируют процесс, названный нейрогенезом, в части мозга, участвующей в формировании памяти и пространственной навигации, известной как гиппокамп.

В то время как интенсивные упражнения будут создавать клетки мозга, в основном только стволовые клетки будут использованы. Бег не создает новых знаний. Скорее, это умственный эквивалент заточенного карандаша и чистого листа бумаги. Таким образом, бег подготовит вас к обучению, но вы должны предпринять усилия, чтобы учиться самостоятельно. Интеграция бега в ваш рабочий или учебный день - это разумный вариант, если эта конкретная выгода представляет для вас интерес.

Исследование финских ученых

Однако новое исследование говорит нам о том, что не все виды упражнений способны создавать новые клетки мозга. В исследовании финских ученых говорится о том, что только определенные виды упражнений, скорее всего, приведут к росту новых клеток мозга у взрослых.

По словам исследователей, упражнения должны быть аэробными и устойчивыми. Но они также смотрели на нейробиологические эффекты популярных на сегодняшний день высокоинтенсивных интервальных упражнений, а также сопоставляли их с тяжелой атлетикой. Команда обнаружила незначительную реакцию после интервальных упражнений. Но силовые упражнения не имели никакого эффекта в этой области. Таким образом, интервальные упражнения будут иметь небольшое влияние на ваши когнитивные способности, в то время как тяжелая атлетика, безусловно, не сделает вас умнее.

Мозговой нейротрофический фактор

В 1990 годах было установлено, что физические упражнения также помогают в обучении, поскольку способствуют производству белка, названного мозговым нейротрофическим фактором. Этот белок способствует росту новых нейронов и поддерживает их существование.

Во время исследования клеточного метаболизма ученые изучали секрецию белка катепсина В во время бега. Оказалось, что он имеет благотворное влияние на познание, в частности, усиливает рост клеток головного мозга в гиппокампе и улучшает пространственную функцию памяти.

Как бег связан с естественным отбором?

В настоящее время наука только начала серьезно изучать бег, но можно быть уверенным, что в ближайшие годы все больше исследований будет направлено на то, чтобы понять смысл нашей глубокой любви к этой самой простой и естественной форме упражнений. Но есть еще один вопрос: почему наше тело награждает нас увеличением когнитивных функций и улучшением пространственной памяти и сознания только потому, что мы бежим?

Скорее всего, ответ нужно искать в естественном отборе. Мы не эволюционировали для того, чтобы быть здоровыми или же иметь хороший опыт работы. На самом деле эволюция заинтересована только в том, чтобы человеческое тело оставалось в живых достаточно долго, чтобы иметь потомство. С этой точки зрения естественный отбор более или менее не заинтересован в нашем благополучии. Когда мы посмотрим на эти когнитивные преимущества бега с этой стороны, то что они расскажут нам о себе и о человеческом теле?

Опережение ваших знаний

Человеческому телу уже около двух миллионов лет, и только в последние несколько тысяч из них мы стали грамотными. Картографы, которые могут путешествовать, делают заметки и записывают свои наблюдения. На протяжении большей части истории у нас не было технологий, которые позволяли бы передавать эту тяжелую познавательную работу даже с помощью бумаги.

В детстве поэт 19 века Джон Клер хотел дойти до края горизонта, чтобы за его пределами найти новые миры. По его словам, он хотел выйти за пределы собственных знаний. Можно предположить, что все эти исследования о беге и улучшении когнитивных преимуществ говорят нам о том, что доисторические охотники-собиратели имели возможность получить эти новые знания.

Эволюционная система безопасности

Множество функций человеческого тела, которые позволяют бежать на протяжении 10 километров в жаркий день (стоять на двух ногах, способность к потоотделению и сохранению ясности мыслей), означают, что хотя мы и бегаем медленнее, чем многие животные, но можем преследовать их на больших расстояниях. Это называется преследованием добычи, и является довольно рискованной деятельностью, поскольку требует от охотников оставлять позади места, которые они знают. Без карт и других технологий древние люди должны были использовать только навигационные навыки своего мозга, чтобы сделать эту работу. Поэтому люди, мозг которых адаптировался на длинной дистанции, более вероятно могли найти путь обратно к племени, и, следовательно, выживали.

Рост новых клеток мозга в гиппокампе и улучшение пространственной памяти, вызванные бегом, являются эволюционной системой безопасности. Это механизм, который позволяет узнавать информацию, когда вы устали, потерялись или находитесь в уязвимом положении.

Переводчик Анастасия Казакова

Редактор Карина Бычкова

Руководитель проекта А. Василенко

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки Ю. Буга

© Katherine Ellison, 2005

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Предисловие к русскому изданию

C 2014 года мы проводим SelfMama Forum, ориентированный на женщин с детьми, которые стремятся к интересной и наполненной жизни, организуем мастер-классы для работающих в корпорациях мам и исследуем проблему совмещения материнства и самореализации женщины. Благодаря глубокому погружению в тему – а также тому, что мы сами являемся матерями и многое из того, о чем говорим, мы переживаем на собственном опыте, – мы можем оценить отношение современного общества к женщинам с детьми. Мы видим, как над ними дамокловым мечом нависают стереотипы вроде «все женщины глупеют в декрете», как они страдают от скрытой дискриминации на рынке труда, где они проигрывают только лишь потому, что у них есть маленькие дети.

На мастер-классах и форумах мы всегда задаем мамам вопрос о том, какие навыки и способности они приобрели после рождения ребенка. Ответы на эти вопросы не могут не поражать. Многие отмечают, что материнство наделило их настоящими «суперспособностями», которых раньше не было. Например, мама, которая способна уговорить трехлетнего ребенка надеть нужного цвета носки, причем сделать это без шантажа, угроз и манипуляции, становится переговорщиком 86-го уровня. Эти ежедневные, чуть ли не ежечасные «упражнения» – в разных вариациях – отлично тренируют переговорные навыки: тут и умение понять позицию оппонента, и способность предложить несколько альтернатив, и умение управлять своими эмоциями для взаимовыгодного завершения переговоров. При выходе на работу из декрета достаточно сменить «контекст носков» на деловой – и работодатель получает работника с дополнительными компетенциями, которого после непродолжительной адаптации можно отправлять на переговоры со сложными клиентами. И это далеко не единственный навык, который успешно развивается в контексте материнства, – то же самое касается и стратегического планирования, и управления людьми, и тайм-менеджмента, и эмоционального интеллекта, умения организовать работу, и многих других.

Задачи, связанные с выбором детского садика, школы, кружков, секций, инструктаж бабушек, делегирование задач папе или помощникам, организация детских дней рождений и совмещение заботы о детях и семье с работой – все это «прокачивает» навыки, востребованные не только в материнстве, но и на работе (будь то свой собственный бизнес или работа по найму). Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что материнство – это не только бессонные ночи, но и приобретение целого ряда конкурентных преимуществ. Но, к сожалению, миф о том, что женщины в декрете глупеют, настолько устойчив в современном обществе, что не только работодатели, но и сами женщины начинают в него верить, а это сильно снижает уверенность в своих способностях и, как следствие, возможности для развития и карьеры.

Кэтрин Эллисон, лауреат Пулитцеровской премии по журналистике и автор книги «Мамин интеллект: Как рождение детей делает нас умнее», была одним из хедлайнеров SelfMama Forum. Ее выступление стало самым настоящим глотком веры в собственные силы и способности. Именно поэтому мы с командой SelfMama решили приложить все усилия к тому, чтобы труд Эллисон был издан на русском языке. Мы рады, что это наконец случилось, и уверены, что книга послужит источником вдохновения для многих русскоязычных мам.

Кроме того, следует отметить, что в книге приводятся ссылки на актуальные исследования о развитии мозга, поэтому она также будет полезна читателям, интересующимся нейронауками.

Команда SelfMama и Анна Зырянова

(ТОП-100 HR-директоров России, генеральный директор SelfMama и сооснователь сервиса по поиску удаленной работы WorkAtHome.ru)

Часть I

Великое превращение

Умнее, чем мы думаем

УМНЫЙ (прил.). 1. Обладающий здравым умом, сообразительностью (о человеке, людях) // Сообразительный, понятливый (о животных) // Выражающий ум, проницательность. 2. Порожденный умом, свидетельствующий о рассудительности, разумности или образованности, учености // Богатый мыслями, содержательный. 3. Умелый, искусный; способный выполнить сложную работу (обычно о руках, пальцах).

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов

Спустя несколько недель после появления моего первенца я увидела тревожный сон. Стоял сентябрь 1995-го, и я, иностранный корреспондент в Рио-де-Жанейро, была в декрете. В моем кошмаре пришельцы из космоса приземлились в Бразилиа – столице страны, а я… осталась дома, не в состоянии принять решение, стоит ли ради такой новости срываться с места. Позже меня осенило: этот сон идеально иллюстрирует мой страх променять мозг на младенца.

Именно страх удерживал меня, а также многих моих коллег и ровесников от того, чтобы завести детей, вплоть до момента, когда время уже почти лишило нас роскоши выбора. Проблема заключалась в том, что я привыкла полагаться на свою голову, ведь она так часто мне помогала: заработать на хлеб, ощутить чувство собственного достоинства, выйти замуж по любви. И я осознавала, что, родив ребенка, неизбежно подцеплю современный недуг, известный как «материнство головного мозга». Этот веселенький штамп (подобно эвфемизму «проблема пожилых», обозначающему провалы в памяти) подразумевает резкую умственную деградацию. В воображении возникает нервная беременная женщина, рыдающая над рекламой носовых платков, или измотанная мамочка, у которой в голове не умещается ничего, кроме расписания работы перехватывающей парковки и списка продуктов для ближайшего похода в магазин. («Если ты мелки оставил мирно плавиться в машине / И забыл, куда засунул от машины той ключи, / Объяснить несложно это, далеко ходить не нужно: / Материнство головного мозга, детка, у тебя» – автор этих строк самостоятельно ставит себе стихотворный диагноз.)

Наравне с варикозными венами и раздавшейся талией снижение мозговой активности, казалось бы, неизбежный риск, грустная участь девушки в положении. Безусловно, многие бездетные люди именно так воспринимают беременных и молодых матерей. Когда исследователи демонстрировали интервьюируемым несколько видеозаписей с участием женщины в ряде рабочих ситуаций (один и тот же человек, одна и та же должность, но в некоторых сценах героиня ролика появлялась с накладным животом, создающим впечатление, что она в положении), «беременная» оценивалась как менее компетентная и менее квалифицированная для карьерного роста. Мы, матери, также никак не боремся с этим предубеждением. «Материнство головного мозга!» – вот наше алиби, когда нам доведется ляпнуть какую-то нелепицу. «Часть разума покинет тебя вместе с плацентой», – поведала мне одна подруга еще в начале беременности.

Исследователи объясняют это тем, что, пока наш мозг познает новое, создаются новые нейронные соединения, которые помогают ему работать лучше и быстрее. Мы расскажем, какие увлечения помогут вам стать умнее. Время выбрать что-то интересное для себя!

1. Играйте на музыкальных инструментах

Игра на фортепиано, гитаре и любом другом музыкальном инструменте развивает моторику, аналитические способности, помогает в изучении иностранных языков и математики, а также развивает креативность.

Многие возразят, что игра в командные виды спорта принесет столько же бонусов, однако только занятия музыкой укрепляют мозолистое тело – сплетение нервных волокон в головном мозге, которое соединяет левое и правое полушария. В результате улучшается память, реакция, а также лидерские качества. И все это происходит независимо от возраста!

2. Просто читайте

Рэй Брэдбери в своей антиутопии «451 градус по Фаренгейту» очень точно описал портрет человека, отказавшегося от книг. Чтение снимает стресс, повышает самооценку и способность мыслить логически, анализировать, решать задачи, основываясь на жизненном опыте. На работе эти качества помогут лучше организовывать свои дела и вести за собой других людей.

3. Занимайтесь спортом

Речь не идет о посещении фитнес-центра по выходным. Регулярная нагрузка приносит гораздо больше пользы, чем даже самая интенсивная тренировка раз в неделю. При регулярных занятиях спортом клетки заполняются белком, также известным как BDNF. Это усиливает концентрацию, повышает сосредоточенность, улучшает память, а также обеспечивает остроту мышления.

Мозг человека, ведущего малоподвижный образ жизни, работает хуже, чем у того, кто бегает по утрам

А вот сидячий образ жизни делает нас глупее, уверяют немецкие ученые. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Сидячий образ жизни хуже курения» . В подтверждение своих слов они показали результаты исследований, в которых видно, что мозг человека, ведущего малоподвижный образ жизни, работает хуже, чем у того, кто бегает по утрам.

4. Выучите новый язык

Лучшая тренировка памяти – не разгадывание загадок, а изучение иностранного языка. К тому же это тренирует наш мозг, помогая ему быстро решать трудные задачи, планировать и находить выход из самых сложных ситуаций. Но и это еще не все.

Исследования Национальной академии наук США доказали, что те, кто знает два языка, быстрее решают задачи, тем те люди, у кого в арсенале всего один. Знание двух иностранных языков позитивно влияет на способность оценивать окружающую обстановку и концентрироваться на поставленной задаче. Кроме того, у таких людей больше шансов продвинуться по карьерной лестнице.

5. Все время ищите что-то новое

Студенты перед экзаменом так зубрят определенные предметы, что к моменту теста становятся экспертами в данной области. Правда, всего лишь на один день – если регулярно не повторять и не обновлять знания, они быстро стираются. Именно поэтому изучение иностранных языков и делает нас умнее – мы с одинаковой интенсивностью повторяем изученное и приобретаем новое.

Примените этот подход к своей обычной жизни: выписывайте цитаты из книг, распечатывайте понравившиеся статьи, просто записывайте все, что кажется вам интересным и важным. Периодически просматривайте свои записи. Ваш мозг будет удерживать все больше и больше информации, и ваш кругозор расширится.

6. Играйте в игры

Судоку, пазлы, ребусы, настольные, карточные и даже видеоигры повышают пластичность мозга. Они ставят перед нами все новые задачи, которые надо решить, – это и повышает способность мозга обучаться, а также смотреть на ситуацию с разных сторон. Более того, люди с высокой нейропластичностью меньше подвержены паническим атакам и депрессии.

7. Медитируйте

В 1992 году далай-лама пригласил Ричарда Дэвидсона изучить с помощью электроэнцефалографии активность его мозга во время медитации. Как оказалось, о чем монахи думали перед медитацией, на том же они сосредотачивались и во время практики, сами того не осознавая. Это доказывает, что мы можем контролировать то, на чем должны сосредоточиться и о чем должны думать.

Если мы будем приказывать себе чувствовать себя увереннее, то со временем это принесет свои плоды. Точно так же можно поступать с любой идеей, будь то избавление от застенчивости и обретение уверенности в себе, или даже работа над совершенными ошибками.