Основными произведениями Никколо Макиавелли (1469-1527 годы) являются: «Государь» , «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» , «О военном искусстве» и «История Флоренции» . Также его перу принадлежать многочисленные карнавальные песни, сонеты, новеллы и комедия «Мандрагора».

Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Последнее являлось политическим состоянием общества, которое выражало отношения между подданными и их правителями, основанными на страхе и любви населения данного государства. При этом основополагающим фактором было то, что страх поданных не должен превратиться в их ненависть, которая будет выражена против государства. Главная цель государства, а также основа его прочности – незыблемость собственности и безопасность личности.

Никколо выделял шесть отдельных государственных форм, разделяя их на две ветви – правильные (к ним традиционно относились аристократия, демократия и монархия) и неправильные (олигархия, охлократия и тирания). Согласно Макиавелли, любая государственная форма, достигнув своего совершенства, клонится к упадку, вырождаясь при этом в собственную противоположность. Так тирания приходит на место монархии, аристократией сменяется тирания, а аристократию заменяет олигархия, которой на смену приходят демократия и охлократия. Самой совершенной государственной формой он считает смешанную форму, так называемую умеренную республику – сочетание таких форм как монархия, аристократия и демократия.

Н. Макиавелли по праву считается одним из главных родоначальников политической науки. Именно им политика была определена в качестве метода и предмета. Политические задачи по Николло это выявление закономерности разных государственных форм, а также факторов их устойчивости, связей с политической расстановкой сил, её обусловленность психологическими, географическими, военными и экономическими факторами.

Кроме того, политика не должна основываться исключительно на моральных принципах, а обязана исходить из целесообразности определённой ситуации. Она должна быть подчинена достижению намеченных целей, которые, как и их выбор, зависят только от обстоятельств. Именно по этим причинам поступки правителей необходимо оценивать по их отношению к государственному благу, но не с точки человеческой морали. Немного позже, «макиавеллизмом» называли политику, которая основывалась на культе безнравственности и насилия.

Никколо Макиавелли, итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик родился в 1469 году во Флоренции в обедневшей знатной семье.

В 1498 году он стал секретарем «Совета Десяти»(Совет десяти занимался только охраной политической и социальной структурой венецианской Коммуны) Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. (Когда род Медичи узурпировал власть во Флоренции)После того как сменилась власть во Флоренции, Макиавелли оказался в опале, в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Впоследствии арест был заменен ссылкой. Находясь в ссылке в своем загородном имении, Макиавелли написал несколько трудов по философии, политической истории и теории военного дела.

Наиболее значительными считаются трактат «О военном искусстве» (1521), книги «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531) и «История Флоренции» (1532). Всемирную известность принес ему трактат «О Государе» («Князь», 1532).

Убежденный патриот, Макиавелли считал, что все беды Италии происходят из-за раздробленности и междоусобиц, и видел спасение Италии только в неограниченной власти государя, не учитывающей каких-либо требований нравственности и справедливости, интересов церкви и благополучия подданных.

Система политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название макиавеллизма. Государь Макиавелли - это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху.

Монарх может оказаться в таких условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны. Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними.

Не нужно бояться показаться устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

Государь должен быть добродетельным, но добродетель политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская. "Добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий..., людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя.

Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государства". Этот принцип имеет более позднее происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в творческие возможности человека. Согласно его концепции, сильная личность способна противостоять случайным стечениям обстоятельств, противопоставив им свою волю и проницательность. Он полагал, что выдающийся человек способен выдержать любые удары слепой судьбы и создавать историю. В своих трудах изобразил господствовавшую тогда систему династической политики, как единственно правильную. Его книги имели колоссальный успех у современников.

Как историк он внес большой вклад в развитие историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий и рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу, а способом прогнозировать – изучение истории.

«Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было… Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты».

У каждого жанра литературы есть свои основоположники. И безо всякого сомнения одним из прародителей ужасов является американец Говард Лавкрафт. Кстати, именно он придумал чудовище Ктулху, которого модно было поминать в интернет-дебатах еще несколько лет назад. Книги Лавкрафта полны мрачного ужаса. Конец их героев нередко трагичен, а обстановка – мрачна и гнетуща.

Писатель родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс (Род-Айленд, США). И именно родная Новая Англия стала основным местом действия его произведений. Говард Лавкрафт, родившийся в самой обыкновенной семье, был вундеркиндом – читал стихи наизусть с двух лет, а свои писал с шести. Его первые произведения не сохранились до наших дней. С детства писателя мучили жуткие кошмары, многие из которых легли в основу его рассказов. Что немудрено – оба его родителя закончили свои дни в психиатрической клинике.

Именно после очередного кошмара молодой Лавкрафт, несмотря на слабость после пробуждения, сумел записать рассказ «Дагон». Писатель так и не сумел закончить школу (в первую очередь из-за слабого здоровья), и очень стыдился этого до самого конца своей жизни.

Лавкрафт был женат, но неудачно.

Огромным ударом для него стало самоубийство другого легендарного писателя – создателя «Конана-варвара» Роберта Говарда в 1936 году. Окончил свои дни Лавкрафт в том же городе, где и родился, в Провиденсе, 15 марта 1937 года в полнейшей нищете. Творчество этого писателя наложила немалый отпечаток на произведения современного «матера ужасов» - Стивена Кинга. Примечательно, что Говард Филипс Лавкрафт удостоился даже собственного жанра литературы, называемого «лавкрафтовские ужасы». По мотивам его книг сняты несколько фильмов.

«Вечерняя Москва» предлагает 10 самых мрачных цитат Говарда Лавкрафта.

1. Страх - самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого.(Эссе "Сверхъестественный ужас в литературе", 1925-1927).

2. Жизнь - страшная штука, а порой из предыстории того, что нам известно, вдруг проглядывают поистине дьявольские откровения делающие её страшней тысячекратно. Наука уже вызывает томление души своими ужасными открытиями и, вероятно, полностью истребит род людской, если мы и впрямь особый род, ведь у неё припасены невообразимые ужасы, и, стоит им вырваться на свободу, мозг смертных не перенесёт такого потрясения. Если бы мы и знали, кто мы такие, то наверняка последовали бы примеру сэра Артура Джермина, который однажды вечером облил себя маслом и поджег…(Рассказ "Артур Джермин", 1920)

3. Человеческое существо в своей порочности всегда страшнее любого нечеловеческого.(Рассказ "Ужас в музее", 1932)

4. Хотел бы я знать с уверенностью, что портреты никогда не выйдут из своих рам.(Рассказ "Ужас в музее", 1932)

5. Воистину, многие ужасные древние тайны Земли лучше оставить неразгаданными - кошмарные тайны, которые не имеют никакого отношения к роду человеческому и которые можно постичь лишь ценой своего покоя и рассудка; сокровенные страшные тайны, знание которых превращает любого в чужака среди людей, влачащего свой путь в одиночестве.(Рассказ "Дневник Алонзо Тайпера", 1938)

6. Мы живем на блаженном острове невежества среди черных морей бесконечности, которые нам едва ли суждено переплыть.(Рассказ "Зов Ктулху", 1926)

7. Человек может играть силами природы лишь до определенных пределов; то, что вы создали, обернется против вас.(Рассказ "Сны в ведьмином доме, 1936)

8. Смерть милосердна, ибо из ее владений нет возврата. Но тот, кто, выстрадав знание, вернулся из потаеннейших владений ночи, уже навсегда лишится мира и покоя. (Рассказ "Азатот", 1922)

9. Человеческий разум не способен разобраться в своей сущности, и, полагаю, мы должны благодарить природу за её милосердие.(Роман "Хребты безумия", 1931)

10. Упрямое нежелание поверить в то, что на первый взгляд кажется тебе невероятным, равно как и отрицание вещей, недоступных твоему разумению, есть признак безумия.(Рассказ "Комната с заколоченными ставнями", дописал Артур Дерлет в 1959)

Мудрые мысли

(22 июня 1898, Оснабрюк, Германия - 25 сентября 1970, Локарно, Швейцария)

Один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.

Цитата: 528 - 544 из 796

Постарался отогнать мрачные мысли. Если все равно ничего нельзя сделать, незачем доводить себя до безумия.


Поступки женщины основываются на чувстве, а поступки мужчины - на разуме. (*Станция на горизонте*)


Почему всякий раз, когда человек хочет владеть чем-нибудь, он губит это, как только получил. (*Триумфальная арка*)


Почему устанавливают памятники разным людям, а почему бы не установить памятник луне или цветущему дереву? (*Три товарища*)


. «Почему?» - это вопрос о который до сих пор разбивалась вся логика, вся философия, вся наука. (*Триумфальная арка*)


Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную. Трагизм и вместе с тем ирония заключаются в том, что все люди на земле, начиная от диктатора и кончая последним нищим ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными. (*Жизнь взаймы*)


Правила необходимо нарушать, иначе они не доставляют никакого удовольствия.


Предаваться унынию можно лишь до тех пор, пока дела идут еще не совсем скверно.


При оказании сопротивления главное – помнить лишь о том, чего добиваешься в итоге, а не как это выглядит со стороны. Бессмысленное мужество – это самоубийство. (*Искра жизни*)


Принципы нужно нарушать, а то какое же от них удовольствие! (*Три товарища*)


Проклятие, я не хотел думать обо всем этом. Будь что будет, пусть я сойду с ума от горя, когда потеряю ее. Но, пока она была со мной, все остальное казалось безразличным. Стоило ли пытаться упрочить свою маленькую жизнь! Все равно неизбежно настанет день, когда великий потоп смоет все. (*Три товарища*)


Просто мы чужие люди, которые вместе прошли какую-то часть пути, так и не поняв друг друга. (*Тени в раю*)


Прошлое, давно минувшее и потому особенно пленительное. (*Тени в раю*)


Пусть её жизнь будет подобна свету без тени, счастью без сожаления, горению без пепла. (*Жизнь взаймы*)


Пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остаётся в крови... Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля - ничто не может помочь, таков мрачный и безжалостный закон любви. («Жизнь взаймы»)


Пятьсот девятый знал о распространённом в бараках суеверии. Сказанное утрачивало надёжность и достоверность, - а обманутая надежда всегда означала существенную потерю энергии. Это и предопределяло настороженность и осмотрительность всех. (*Искра жизни*)


Работа стала делом чудовищной важности: так много людей в наши дни лишены её, что мысли о ней заслоняют всё остальное. … Работа – мрачная одержимость. Мы предаёмся труду с вечной иллюзией, будто со временем всё станет иным. Никогда ничто не изменится. (Жаффе) (*Три товарища*)