ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - крайне реакционное идеалистическое воззрение, мистифицирующее человеческую волю и приписывающее ей решающую роль в развитии мира. Волюнтаризм в корне враждебен научно-материалистическому миропониманию. «Мир есть воля»,- говорил Шопенгауэр. Махизм, как указал В. И. Ленин, это волюнтаристический идеализм, признающий мир волей. Волюнтаристами были также враги марксизма в России - народники, эсеры, анархисты, которые отрицали объективные исторические закономерности и оправдывали индивидуалистический произвол и авантюризм в политике. Особенное распространение и человеконенавистническую интерпретацию получил волюнтаризм в идеологии апологетов. «Воля к власти» - неотъемлемое свойство «высшей» арийской расы,- вещал Ницше. Современная империалистическая философия (прагматизм, неокантианство, экзистенциализм и т. п.), занимающаяся пропагандой агрессивной империалистической активности и отрицающая, вопреки фактам, объективные закономерности развития общества, сплошь пропитана волюнтаризмом. Широко использованный идеологами немецкого и итальянского фашизма волюнтаризм ныне пропагандируется англо-американскими поджигателями войны, безнадёжно пытающимися с его помощью оправдать грабительскую, авантюристическую внутреннюю и внешнюю политику правящих кругов США и Англии. Реакционная сущность волюнтаризма, поставившего бредни философского идеализма на службу империалистической реакции, до конца вскрыта и разоблачена в трудах лидеров бывшего СССР В. И. Ленина и др..
Волюнтаризм в психологии - одно из реакционных направлений буржуазной психологии, получившее широкое распространение с конца 19 в. Воля и особенно её низшие формы - влечения - признаются волюнтаризмом основой и наиболее полным выражением психических процессов, познание же и чувства рассматриваются лишь как особые продукты и проявления этих влечений. Характерно, что один из наиболее рьяных сторонников волюнтаризма Вундт утверждал, что воля полностью определяется «я», т. е. якобы не имеет никакой объективности. Представитель волюнтаризма в предреволюционной России идеалист-реакционер Лосский подчёркивал, что в действительности будто бы нет состояний сознания, а имеются только целеустремлённые акты, вызываемые «моими», чисто индивидуалистическими устремлениями. Представителями волюнтаризма, помимо Вундта и Лосского, был целый ряд буржуазных психологов: Геффдинг, Фрейд, Мак- Даугол и др. Широкое распространение волюнтаризм получил в современной реакционной англо-американской психологии, пытающейся выдвигать в качестве основных движущих сил поведения людей влечения биологического порядка, с целью оправдания капиталистических общественных отношений и империалистической агрессии, как якобы закономерно и неизбежно вытекающих из самой природы этих влечений. Советская психология, подчёркивая существенную роль сознания в активности личности, решительно отбрасывает волюнтаризм как идеалистически извращённое толкование этой активности, как в корне порочное понимание воли, её подлинной основы и её действительной роли в общественной и личной жизни людей.
Волюнтаризм в праве - идеалистическая реакционная буржуазная теория, рассматривающая волю как первооснову происхождения государства и права. Представителями волюнтаризма в праве были Фихте и др. (см.


Волюнтаризм (лат. - воля) - одно из субъективно-идеалистических направлений в философии, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе и приписывающее человеческой воле решающее, первичное значение. Представители волюнтаризма - (см.), (см.), Гартман и др. Это направление своими корнями уходит в глубокое средневековье.

Мы находим его ещё в писаниях «отцов церкви»: у Августина Блаженного (354-430), придававшего воле решающее значение и сочетавшего волюнтаризм с учением о божественном предопределении, у известного философа средневековья Дунса Скота, признававшего примат воли над разумом, случая - над необходимостью и зависимость человека от воли божьей. Реакционный характер волюнтаризма выявил себя, таким образом, у самых истоков его возникновения. Волюнтаризм уживался с фаталистическими учениями о божественном предопределении и воле божьей. В новой философии направление волюнтаризма связано, как показал Ленин в « » (см.), с линией (см.), (см.), с кантианской формулой рассудок диктует законы природе. Ярким примером такого «волюнтаристического идеализма» является махизм (см.), отрицающий объективные законы природы и признающий мир творением воли. У народников, у анархистов, у эсеров волюнтаризм философски обосновывает лженаучные субъективистские теории о «сильных личностях», якобы направляющих общественный процесс.

У неокантианцев волюнтаризм служит целям затушёвывания неизбежности гибели капитализма. У Ницше волюнтаризм означает оправдание насилия господствующих классов, порабощения, угнетения масс. Волюнтаризм - философия воинствующих мракобесов, стремящихся любой ценой задержать ход истории и спасти капитализм от - неминуемой гибели. Волюнтаризм - спутник политического авантюризма. Так, немецкая фашистская философия считала волю (особенно волю фюрера) определяющей силой общественных событий. Современная философия американо-английских империалистов использует волюнтаризм для «обоснования» политических авантюр новых претендентов на мировое господство. Представители так называемого (см.)пропагандируют реакционную идейку о том, что всё зависит от «воли» человека: фашизм, говорят они, становится «истиной», если люди решают жить при фашизме.

Марксистский философский материализм борется против волюнтаризма как реакционной идеалистической выдумки. Не «воля», не выдающаяся личность определяет ход истории, а объективные общественные законы. Подлинная свобода воли людей, свобода их деятельности возможна лишь при том условии, если они опираются на знание объективных законов развития и действуют не вопреки им, а в полном соответствии С ними. Положение марксизма об объективном, характере законов Общественного развития, существующих и действующих независимо от воли людей, целиком. относится и к социалистическому Обществу. Поэтому глубоко ошибочными, волюнтаристическими По своему существу были взгляды ряда советских экономистов, философов, юристов, полагавших, будто Советское государство может по своей воле уничтожать одни экономические законы и создавать другие, отменять и преобразовывать их по своему усмотрению.

Они отождествляли объективные экономические законы с юридическими законами, издаваемыми Государством или отменяемыми им. Вся деятельность Советского государства, всё развитие советского общества определяются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей. Волюнтаристская трактовка законов опасна тем, что она лишает всякой возможности предвидеть ход событий в экономической жизни страны и наладить хотя бы самое элементарное экономическое руководство. Политика Коммунистической партии является могучим рычагом строительства коммунизма именно потому, что она исходит из объективных экономических законов социализма, базируется на использовании этих законов и мобилизует массы на решение тех задач, которые выдвигаются всем объективным ходом исторического развития. (См. также


Восходящая к Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток информации сенсорной и определенным образом организующих его важна для конструктивного анализа сознания.

Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут - общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре:

1) социальным происхождением и строением - это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками;

2) разделенностью между двумя субъектами;

Структура деятельности совместной порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства:

1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами;

2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

3) предметность.

Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А.Н. Леонтьевым. «Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию - «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания - смыслы и языковые значения». 25

Первое, что обнаруживается при взгляде на «поле сознания» , - это необыкновенное разнообразие его содержаний.

Поле сознания неоднородно еще и в том смысле, что в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая, - «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее - область, содержания коей неотчетливы, смутны, нерасчлененны, - «периферия сознания» .

Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания и его непрерывное изменение отражается в понятии потока сознания.

Заметим, что сознание таит многие любопытные особенности и неведомые глубины, куда иногда удается заглянуть «с края пропасти». Так, в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях:

1) с одной стороны, он должен быть частью объективного мира, где его Я вынуждено приспосабливаться к внешней реальности; это - уровень сознания экстравертированного, функций перцептивных и принятия решений;

2) с другой стороны, он погружается в субъективный мир состояний измененных сознания, из коего исключена связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное Свое, где, по мнению некоторых, реализуется состояние«океанического союза со Вселенной» .

Согласно З. Фрейду 26 , сознание - одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания - роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно - для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики.

В психоаналитическом понимании сознание - лишь качество, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту, и никогда ничего не изменяет в нем, если не наступает.

Большинство сознательных процессов сознательны лишь кратковременно, и процесс возбуждения не оставляет в сознании, как во всех других психических системах, длительного изменения его элементов. Психоанализ не считает сознание сущностью психического и трактует его как, прежде всего, чисто описательный термин.

В заключении сделаем следующие выводы:

1) Мотив это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

2) Мотив человеческих действий может быть связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться а) на саму деятельность (как бывает в игре) и б) на один из результатов деятельности. Во втором случае побочный результат действий становится их целью.

3) Главным свойством сознания является единство, которое обеспечивает внутреннее и внешнее представление информации. Находясь по своей интенсивности беспрерывными и различными, свойства и определяют состояние сознания. Единство сознания и деятельности конкретно проявляется в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок. Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности – ее условий и целей – изменяет ее характер и течение.

2. Характеристика смыслообразующей функции мотивов

2.1 Смыслообразующие мотивы

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это образ желаемого будущего, представляемый результат деятельности 27 . Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания 28 .

В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Таким образом, каждое действие характеризуется личностным смыслом , иначе говоря, человека можно спросить: «Зачем ты это делаешь? Почему ты делаешь именно это действие, а не другое?».

Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. По мысли А.Н. Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе». 29

А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. 30 Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена .

Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения. Психолог В.А. Иванников высказывает предположение о том, что «в условиях актуально переживаемой потребности побуждающая сила исходит не от нее самой, а от создаваемого ею биологического или личностного смысла предмета и действия по отношению к этому предмету. Но это означает, что между мотивами как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл ». 31

Поэтому необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, но и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего - от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами субъекта составляют основную функцию воли человека.

Предмет потребности – материальный или идеальный, называют мотивом деятельности. Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. 32

Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности.

Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. 33

Генетически исходно для человека несовпадение мотивов и целей, их совпадение – вторично, это результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. 34

В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия - внешние, практические или речевые, мыслительные, - то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл.

Мотивы, однако, не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы, не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.

Это еще раз подтверждает то, что кроме своей основной функции - функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию - функцию смыслообразования. Обе указанные функции мотивов имеют способность распределяться между разными мотивами одной и той же деятельности, так как человеческая деятельность полимотивированна, то есть регулируется одновременно несколькими мотивами. 35

Как уже говорилось, обычно мотивы деятельности актуально не сознаются. Это психологический факт. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек сознает цели своих действий: в тот момент, когда он действует, цель необходимо «присутствует в его сознании» и, по известному выражению Маркса, как закон определяет его действия. 36

Иначе обстоит дело с осознанием мотивов действий, того ради чего они совершаются. Мотивы несут в себе предметное содержание, которое должно так или иначе восприниматься субъектом. На уровне человека это содержание отражается, преломляясь в системе языковых значений, т.е. сознается. Ничего решительно не отличает отражение этого содержания от отражения человеком других объектов окружающего его мира. Объект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в той же ситуации, например в роли преграды, являются в отношении возможностей их отражения, познания «равноправным». То, чем они отличаются друг от друга, это не степень отчетливости и полноты их восприятия или уровень их обобщенности, а их функции и место в структуре деятельности.

Последнее обнаруживается, прежде всего, объективно - в самом поведении, особенно в условиях альтернативных жизненных ситуаций. Но существуют также специфические субъективные формы, в которых объекты находят свое отражение именно со стороны их побудительности. Это переживания, которые мы описываем в терминах желания, хотения, стремления и т. п. Однако сами по себе они не отражают никакого предметного содержания; они лишь относятся к тому или иному объекту, лишь субъективно «окрашивают» его. Возникающая передо мною цель воспринимается мною в ее объективном значении, т.е. я понимаю ее o6ycловленность, представляю себе средства ее достижения и отдаленные результаты, к которым она ведёт; вместе с тем я испытываю стремление, желание действовать в направлении данной цели или, наоборот, негативные переживания, препятствующие этому. В обоих случаях они выполняют роль внутренних сигналов, посредством которых происходит регуляция динамики деятельности. Что, однако, скрывается за этими сигналами, что они отражают? 37 Непосредственно для самого субъекта они как бы только «метят» объекты и их осознание есть лишь сознание их наличия, а вовсе не осознавания того, что их порождает. Это и создает впечатление, что они возникают эндогенно и что именно они являются силами, движущими поведением - его истинными мотивами.

Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов.

Функции мотива

Мотив соединяет два понятия - потребности и деятельности, находится на их стыке.

Функции мотивов:

1. Побуждающая, мотив направляет деятельность. Характеризует энергетику мотива, мотив вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность. Связывает мотив с потребностью. Потребность побуждала действовать (даже неопредмеченная). Мотив делает то же самое. Ранее побуждала потребность, а теперь предмет, мотив берет на себя энергетику потребности (закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона).

2. Образование смысла – смыслообразующая функция.

3. Направляющая функция – направленность энергии мотива на определённый предмет, то есть выбор и осуществление определенной линии поведения.

4. Регулирующая функция – мотив предопределяет характер поведения и деятельности, эта функция выражается в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми. Реализация этой функции связана с иерархией мотивов.

Механизм образования новых мотивов :

1. Сдвиг мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом (1-е рождение, феномен горькой конфеты, соподчинение мотивов).

2. Изменения структуры мотивационной сферы, которые происходят при развитии личности (2-е рождение, осознание мотивов, возникновение самосознания).

3. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

4. Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

1 Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг).

Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

2 Смыслообразующие и мотивы-стимулы . Смыслообразующие мотивы - мотивы, не только побуждают деятельность, но вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).



4. По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные;

Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть в конце деятельности (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования.

Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной направленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт).

Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования -мотивационные образования более высокого уровня, социально обусловлены, связаны с социализацией человека.