Изумительный вид открывается со Строгинского моста, когда едешь из центра города в район Строгино. За спокойной гладью водного пространства раздольные, зеленые Строгинская и Кировская поймы огромная зона отдыха, а за ними, как белые паруса, многоэтажные дома. Район Строгино смотрится единым, компактным массивом, окруженным с трех сторон Москвой-рекой, а с четвертой стороны от остального мира его отсекает непрерывный автомобильный поток МКАД.

Недаром Строгино называют "Белый остров Москвы" (так поется в гимне района). Первое упоминание о
селе, на месте которого стоит Строгино, относится к 1570 и 1573 гг: в приправочных книгах села
Тушино указывается, что его межа (граница земельного владения) по Москве-реке доходит до государева дворцового села Острогано. В XVI в. это село принадлежало царскому двору и было известно как царская конюшенная волость. Село это было расположено в северо-восточной части полуострова на сравнительно высоком участке берега Москвы-реки.

Заливные луга служили отличными пастбищами для скота, а по их краям тянулись поля с плодородной лессовой почвой. В Москве-реке водилось много рыбы, в том числе и крупной щука, лещ, судак, которую можно было добывать с помощью остроги. Возможно, что от названия этой рыболовной снасти, которой "били" рыбу, и получило свое имя село Острогино. Именно эта легенда послужила основанием включения в герб района трезубца - остроги. Существовавшая здесь церковь во имя Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, дает основание предположить, что село было одним из торговых центров на Москве-реке (церковь разрушена в XVII в., в Смутное время). Добирались до Острогина из Москвы по старому Волоколамскому тракту. Близость к большой дороге имела важное значение для крестьянского хозяйства, деревня Острогино быстро разрасталась. Крестьяне в основном занимались земледелием и скотоводством. В XIX в. прежнее название деревни упрощается, во всех документах она теперь числится как Строгино. В 1861 г. произошло великое событие - отмена крепостного права. Четверть века спустя, в 1887 г., в деревне была построена новая часовня Александра Невского в память об освобождении крестьян при царе Александре II.

По статистическим сведениям 1898 - 1900 гг., Строгино процветающая деревня. Накануне Первой мировой войны здесь были торговые лавки, трактир, двухэтажная чайная и постоялый двор. Имелась своя пожарная дружина. Была школа-четырехлетка и своя изба-читальня. Строгинцы всегда любили читать. Годы революции и Гражданской войны пронеслись над селом, не слишком изменив уклад жизни. Как и прежде, жили трудом. Каждый вел свое немалое хозяйство. Строгино стало центром большого объединения крестьян окрестных селений, которые добывали и вывозили в Москву песок и гравий для строительства. Весной 1934 г. жизнь в Строгине забурлила с новой силой. Началось строительство канала Москва - Волга. Колхоз занимался в основном овощеводством, давала доходы и молочная ферма.

В 1954 г. в результате укрупнения колхоз вошел в состав колхоза им. СМ. Кирова с центром в Троице-Лыкове. В годы войны на территории Строгина располагалось несколько зенитных батарей. Самый первый фашистский самолет под Москвой был сбит около деревни Строгино. Здесь же в первые месяцы войны проходили испытания самых первых танков-амфибий. В декабре 1941 г. в Строгине формировалась 1-я автоколонна с продуктами для блокадного Ленинграда. Отсюда начиналась Дорога жизни. 9 мая 1986 г. в день встречи участников Дороги жизни - был разбит парк у Москвы-реки. На улице Исаковского стоит скромный обелиск, на котором выбиты имена 150-ти односельчан, не вернувшихся с войны в родное Строгино. В соответствии с ранним Генеральным планом строительства Москвы на территории, прилегающей к Строгину, предполагалось создать обширную зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами. К середине 60-х годов выросло огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от течения Москвы-реки. Но столице нужны были земли для нового жилищного строительства, было решено избрать для застройки район деревни Строгино.

Решением Мосгорисполкома от 1 декабря 1975 г. ГлавУКСу Москвы был отведен земельный участок в Строгине под жилищное и культурно-бытовое строительство. Работы начались в 1977 г., и за год на возвышении позади деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива. Строгино вошло в состав Ворошиловского района, позже переименованного в Хорошевский. 5 ноября 1981 г. был торжественно открыт Строгинский мост, связавший район-новостройку с "большой землей". В 1991 г. в Москве было введено новое административное деление. Жилой массив Строгино и село Троице-Лыково образовали один муниципальный район, вошедший в состав Северо-Западного административного округа г. Москвы. Москва-река, омывающая полуостров, на котором вырос новый жилой массив, обширная (300 га) зеленая зона отдыха придают району Строгино неповторимый облик. По оценке Москомприроды, район относится к группе наиболее экологически чистых.

Территория района составляет 1670 га, население - 125 тыс. человек. На территории района работает единственное крупное промышленное предприятие завод "Орбита". После долгих лет застоя завод начал развиваться. В 2001 г. после большого перерыва выпущена первая партия телевизоров "Орбита". Между жилым массивом и селом Троице-Лыково развивается промышленная зона. Это в основном складские помещения и базы строительных, дорожных и прочих фирм. Здесь же построено трамвайное депо, в 2002 г. вошедшее в строй. За последние годы в районе произошло много изменений. Здесь построен весь жилой фонд, намеченный ранее Генеральным планом, но Москве нужны новые площади, и застройка района стала уплотняться. В 2002 г. закончено строительство 1-й очереди жилого комплекса "Олимпия" и 1-й очереди строительства малоэтажных жилых домов по 2-й Лыковской улице. Построены комплекс зданий городка ОМОН, пункт быстрого питания "Макдоналдс". В 2001 г. введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс "Комета". Сегодня в районе идет большое строительство. Возводена 2-я очередь жилого комплекса "Олимпия", построен жилой комплекс "Капитан". В 2002 г. началось строительство спортивных сооружений в Строгинской пойме по программе "Строгино XXI век". По этой программе уже построены 2 жилых дома на Строгинском бульваре. Началось строительство жилого комплекса "Лазурный блюз" на ул. Твардовского.

В 2003 г. началось строительство туннеля под Серебряноборским лесничеством, который соединит автодорогу "Москва Рига" с будущим Краснопресненским проспектом. В ходе реализации программы "Мой двор, мой подъезд" значительно повысилась инициатива жителей по приведению в порядок своих подъездов и дворов. Проведение конкурсов "Московский дворик" и "Улучшаем свое жилище" показало, что жители готовы взять на себя ответственность за сохранность выполненных работ и вложить собственные средства в улучшение внешнего облика дворов и технического содержания подъездов. Строгинские дворы и подъезды неоднократно выходили победителями в этих конкурсах. На территории района Строгино в селе Троице-Лыково, на землях бывшей усадьбы Корзинкиных, расположено два уникальных храма: храм Живоначальной Троицы памятник архитектуры XVTI в., автор зодчий Яков Бухвостов, и храм Успения Пресвятой Богородицы, открытый в 1851 г., ныне отреставрированный и действующий. Много делается в районе и для улучшения жизни незащищенных и малообеспеченных слоев населения. Действует Центр социального обслуживания, имеющий отделения дневного пребывания, социальной помощи на дому и срочной социальной помощи. При непосредственном участии управы построено и в июне 1999 г. открыто РУСЗН "Строгино", аналога которому по оснащению техникой, площадям, возможностям обслуживания и условиям работы сотрудников в Москве нет.

В Строгино проживают много семей с детьми, которым созданы все условия для развития и образования. В 13-и из 19-и школ созданы классы, спрофилированные на вузы, работают кадетская школа № 1700, многопрофильная гимназия № 1519, получившая в 2001 г. Почетный диплом лауреата первого Всероссийского конкурса "Трудовая слава России-2000", и другие образовательные учреждения. Для лучшей организации досуга и отдыха школьников в районе работают Центр детского и юношеского творчества "Строгино", Государственный педагогический клуб "Строгино плюс", Государственный клуб "Современник", клубы "Норд-Вест", ЮНЕСКО "Единство" и другие. Развивается спорт. Далеко за пределами района известен футбольный клуб "Строгино". Работают секция фигурного катания и Клуб восточных единоборств "Воины". В школах действуют кружки и спортивные секции. Детские творческие коллективы района - постоянные участники всех торжеств и праздников. Для людей старшего поколения работает клуб-ветеранов "Герои среди нас". Большой популярностью в районе пользуется театр "Ветеран". Развивает активную деятельность Литературно-творческое объединение "Строгино".

Район и одновременно муниципальный округ - Строгино, расположен в СЗАО на правом берегу реки Москвы. Площадь территории - 16,84 км², количество проживающего населения - 158 802 человека. Соседними районами выступают: Покровское-Стрешнево, Щукино, Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево.

Главные автомобильные магистрали р-на: Строгинское ш., ул. Маршала Катукова, ул. Исаковского, ул. Таллинская, Строгинский бульвар, ул. Твардовского, Неманский проезд, ул. Маршала Воробьева, ул. Маршала Прошлякова, аллея Дорога Жизни, МКАД, Мякининский проезд.



Одно из основных достоинств Строгино - статус центра водных развлечений Москвы и области. Район считается экологически чистым, с обилием зеленых зон. Наиболее популярны у москвичей - Рублёвский лес и Строгинская пойма. Половина всего периметра площади района проходит по реке, которая на определенных участках образует два крупных залива: Кировский и Строгинский. Обширные рекреационные зоны, в сумме, занимают больше половины территории Строгино.

Транспортная система в районе сформировано достаточно удобно. Функционирует станция метро "Строгино", курсируют трамваи (4 маршрута), автобусы (более 15-ти маршрутов), троллейбусы и речной транспорт. По совокупности всех показателей, Строгино считается самым престижным районом СЗАО, даже вопреки значительной удаленности от центра города.

Ближайшие станции метро:

Строгино сравнительно молодой район Москвы, годом его рождения считается 1979 год, когда жителям были выданы первые ордера в дома новостройки. Район, застроенный в основном в течение первых 2-3 лет, растет и развивается. Особенно большие изменения произошли за последние годы. Но Строгино как столичное образование выросло не на пустом месте. Уже много веков назад здесь жили люди.


Первое упоминание о селе, на месте которого стоит Строгино, относится к 1570 и 1573 гг.: в приправочных книгах села Тушино указывается, что его межа (граница земельного владения) по Москве-реке доходит до государева дворцового села Острогано. В XVI в. это село принадлежало царскому двору, и было известно как царская конюшенная волость. Село это было расположено в северо-восточной части полуострова на сравнительно высоком участке берега Москвы-реки. Заливные луга служили отличными пастбищами для скота, а по их краям тянулись поля с плодородной лессовой почвой. В Москве-реке водилось много рыбы, в том числе и крупной щука, лещ, судак, которую можно было добывать с помощью остроги. Возможно, что от названия этой рыболовной снасти, которой “били” рыбу, и получило свое имя село Острогино. Именно эта легенда послужила основанием включения в герб района трезубца - остроги.

Существовавшая здесь церковь во имя Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, дает основание предположить, что село было одним из торговых центров на Москве-реке (церковь разрушена в XVII в., в Смутное время). Добирались до Острогина из Москвы по старому Волоколамскому тракту. Близость к большой дороге имела большое значение для крестьянского хозяйства, деревня Острогино быстро разрасталась. Крестьяне в основном занимались земледелием и скотоводством. В XIX в. прежнее название деревни упрощается, во всех документах она теперь числится как Строгино.

В 1861 г. произошло великое событие - отмена крепостного права. Четверть века спустя, в 1887 г., в деревне была построена новая часовня Александра Невского в память об освобождении крестьян при царе Александре II.

На территории района Строгино в селе Троице-Лыково, на землях бывшей усадьбы Корзинкиных, расположено два уникальных храма: Живоначальной Троицы памятник архитектуры XVII в., автор зодчий Яков Бухвостов, и Успения Пресвятой Богородицы, открытый в 1851 г., ныне отреставрированный и действующий. По статистическим сведениям 1898 - 1900 гг., Строгино процветающая деревня. Накануне первой мировой войны здесь были торговые лавки, трактир, двухэтажная чайная и постоялый двор. Имелась своя пожарная дружина. Была школа-четырехлетка и своя изба-читальня. Строгинцы всегда любили читать.

Годы революции и Гражданской войны пронеслись над селом, не слишком изменив уклад жизни. Как и прежде, жили трудом. Каждый вел свое немалое хозяйство. Строгино стало центром большого объединения крестьян окрестных селений, которые добывали и вывозили в Москву песок и гравий для строительства.

Весной 1934 г. жизнь в Строгине забурлила с новой силой. Началось строительство канала Москва - Волга. Колхоз занимался в основном овощеводством, давала доходы и молочная ферма. В 1954 г. в результате укрупнения колхоз вошел в состав колхоза им. СМ. Кирова с центром в Троице-Лыкове.
В годы войны на территории Строгина располагалось несколько зенитных батарей. Самый первый фашистский самолет под Москвой был сбит около деревни Строгино. Здесь же в первые месяцы войны проходили испытания самых первых танков-амфибий.

С войны в родное Строгино не вернулись 150 односельчан. На улице Исаковского в память о погибших строгинцах установлен скромный обелиск, на котором выбиты их имена.

В декабре 1941 г. в Строгине формировалась 1-я автоколонна с продуктами для блокадного Ленинграда. Отсюда начиналась Дорога жизни. 9 мая 1986 г. в день встречи участников Дороги жизни - в Кировской пойме у Москвы-реки был разбит парк, и главная его аллея была названа «Дорога жизни».

При въезде в район со стороны центра Москвы в самом конце ул. Маршала Катукова стоит грозная военная машина. Она установлена в честь воинов-катуковцев, тех, кто в битве под Москвой сражался под командованием М.Е. Катукова, советского военачальника, маршала бронетанковых войск, дважды героя Советского Союза, в 1941 году командира 4-й танковой бригады, сражавшейся на Волоколамском направлении. За проявленную храбрость и отвагу она первой в танковых войсках 11 ноября 1941 г. была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. В 1979 году главная улица нового района Строгино была названа именем маршала М.Е. Катукова.

В соответствии с ранним Генеральным планом строительства Москвы на территории, прилегающей к Строгину, предполагалось создать обширную зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами. К середине 60-х годов выросло огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от течения Москвы-реки. Но столице нужны были земли для нового жилищного строительства, было решено избрать для застройки район деревни Строгино.

Решением Мосгорисполкома от 1 декабря 1975 г. ГлавУКСу Москвы был отведен земельный участок в Строгине под жилищное и культурно-бытовое строительство. Работы начались в 1977 г., и за год на возвышении позади деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива. Строгино вошло в состав Ворошиловского района, позже переименованного в Хорошевский. 5 ноября 1981 г. был торжественно открыт Строгинский мост, связавший район-новостройку с “большой землей”.

В 1991 г. в Москве было введено новое административное деление. Жилой массив Строгино и село Троице-Лыково образовали один муниципальный район, вошедший в состав Северо-Западного административного округа г. Москвы.

Улицы: 1-я Строгино (бывш. Колхозная), 2-я Строгино (бывш. Центральная) и 3-я Строгино (бывш. Набережная).

К северу от издавна существовавшего под Москвой села Троице-Лыково местность постепенно понижалась и образовывала огромный полуостров, окруженный с трех сторон широкой излучиной Москва-реки. В давние времена, до строительства канала и Карамышевской плотины, водный режим реки не был постоянным. В летнее время она настолько пересыхала, что во многих местах широкое русло можно было перейти вброд и даже переехать на телеге, не замочив ступицы. Но в весенне половодье уровень воды поднимался на пять-шесть метров, затопляя прибрежные луга. Жить на берегу реки в этих местах было рискованно, однако и здесь почти по всему побережью встречаются старинные селища - следы существовавших некогда сел и деревень. Заливные луга служили отличными пастбищами для скота, а по их окраинам тянулись поля с плодородной лесовой почвой. В Москва-реке водилось много рыбы, в том числе и крупной - щук, лещей, судаков, которых в старину рыбаки добывали с помощью остроги. Отсюда пошло прежнее название «Строгино» - Острогино.

В XVI веке село Острогино принадлежало царскому двору, а первые упоминания о нем относятся к 1570 и 1573 годам. В начале XVII века село тяжело пострадало от разорения Смутного времени. Были сожжены дома, разрушена церковь Параксевы Пятницы, так и не восстановленная после польской интервенции.

В 1646 году в Острогино насчитывалось всего девять крестьянских дворов. В дальнейшем Острогино быстро разрасталось в связи с наличием земли для распашки и особенно обширных заливных лугов, необходимых для выпаса лошадей и заготовки сена. Содействовало быстрому росту селения и близко проходившая от Острогина оживленная Волоцкая дорога. Близость дороги давала дополнительный заработок крестьянам, продававшим проезжающим сено для лошадей. Часть жителей Острогина промышляла извозом. На рубеже XVII-XVIII века село перешло в собственность родственникам царя Мартемьяна Кирилловича Нарышкина. К этому времени в Острогине насчитывалось двадцать шесть крестьянских дворов, людей в них 92 человека, да двор бобыль Ивашко Мелентьев слеп, кормится христовым подаянием. Теперь уже утратившее в годы Смуты церковь село считается деревней.

Добирались до Острогино из Москвы по старому Волоколамскому тракту. Он начинался у Пресненской заставы и затем шел сначала на северо-запад, а потом строго на запад. Наезженная колея, оставляя позади речку Ходынку и пересекая обширное Ходынское поле, проходила западнее Покровского-Стрешнево. Затем, свернув с тракта налево, путники выезжали к деревне Щукино, а там, спустившись к броду через реку, попадали в Острогино. Для пешеходов впоследствии стали наводить наплывной мост. Деревня быстро разрасталась и по численности населения превзошла села Хорошево и Троицкое-Лыково, уступая только соседней деревне Тушино, расположенной на большой дороге. В 1760 годах в деревне Острогино числилось 56 дворов, 187 жителей мужского и 164 женского пола.

В 1812 году многие крестьяне были взяты ратниками в ополчение. Трое из них умерли от ран, вернувшись в родную деревню. Французские захватчики разграбили имущество, хлеб, весь крестьянский скот. Было сожжено 6 домов. В XIX веке прежнее название деревни упрощается, во всех документах она теперь числится как Строгино.
В Указателе селений и жителей уездов Московской губернии за 1852 год записано: Деревня Строгино третьего стана Всесвятской волости Московского уезда, в 10 верстах от Пресненской заставы, на проселочной дороге, в 5-ти верстах от квартиры станового пристава и в 2-х верстах от шоссе принадлежит генерал-майору Николаю Александровичу Бутурлину. В то время в 75-ти дворах проживало 730 человек.

После отмены крепостного права, в 1887 году в деревне была построена новая часовня - Александра Невского - в память об освобождении крестьян при царе Александре II. Многие крестьяне, получив вольную, устремились на заработки в Москву и другие места, оставили свою деревню. Из мужского населения деревни 122 человека работали на стороне. Среди поступивших на предприятия преобладали литоргафщики. В своей деревне работали 145 человек. Из них самую многочисленную группу составляли 46 человек корзинщиков. Из женщин 203 человека работали в своем селе, занимаясь главным образом вязанием чулок и перчаток из шерсти. 19 человек уходили на заработки в другие места. Накануне первой мировой войны в Строгино было несколько лавок, трактир, двухэтажная чайная, которую держал крестьянин Ширяев и постоялый двор. Имелась даже своя пожарная дружина, которая получала пособие от земства. Строгино славилось своими добротными и красиво поставленными домами.
Деревня выглядела нарядной и торжественной. У каждого дома было что-то свое: точеные балясины у крыльца, ажурные причелины, на которых можно было разглядеть и цветы невиданной красы, и зверей диковинных. Своих резчиков в Строгино не было. Их приглашали подчас издалека.

Жители Строгино занимались земледелием и скотоводством. Сеяли рожь, пшеницу, овес, пшено и гречиху. Сажали картошку. Много земли отводили под капусту. Держали птицу - гусей, уток, кур. Имели много скотины - коз, свиней, коров. Молочники продавали молоко, творог, варенец и жителям села, и наезжавшим летом дачникам. Самым знаменитым промыслом были ломовые извозчики. Ранней весной, едва лед на реке тронется, ломовые извозчики начинали возить в московские рестораны и частные дома глыбы льда, которые спускались в подвалы и использовались для ледников.

После Октябрьской революции жители Строгино продолжали жить сельским трудом. В 1929 году началась коллективизация. Около 30-ти семей было раскулачено. Был создан колхоз, получивший имя К.В. Уханова. В колхозе были открыты ясли и детский сад. К 1934 году в колхозе осталось только 45 лошадей. Занимался колхоз в основном овощеводством, но и молочная ферма давала доходы.

Весной 1934 года началось строительство канала Москва-Волга. В Строгино было выстроено у реки множество бараков, огороженных колючей проволокой. Для земляных работ было пригнано много тысяч заключенных.

После начала Великой Отечественной войны большинство мужчин ушло в армию или в ополчение. Нелегкий земледельческий труд лег на плечи женщин. В окрестностях деревни разместились зенитные батареи. С территории Строгино Москву прикрывал 1744-й зенитный артиллерийский полк, которым командовал полковник Филимошкин. Самый первый фашистский самолет под Москвой был сбит воинами 20-той зенитной батареи около деревни Строгино. Его обломки долгое время демонстрировались на Тушинском аэродроме. Но бомбы сыпались и на деревню.

Когда фашисты были отброшены от Москвы, в Строгино с 22 по 28 декабря 1941 года формировалась первая автоколонна с продуктами для блокадного Ленинграда. Отсюда начинались дорога жизни. Колонна насчитывала 40 автомашин, за которыми было закреплено 80 водителей. Начальник автоколонны был назначен директор 3-го автобусного парка Виктор Гаврилович Иванов. Колонна состояла из полуторок М-61-651. С декабря 1941 года по март 1943 годов осажденный Ленинград было доставлено около 650 тысяч тонн грузов, и этими же машинами на обратном пути были вывезены на Большую землю свыше 650 тысяч человек. В память об этих разбит парк у Москва-реки. Автобусная остановка у этого парка называется теперь Дорога жизни.

После войны в Строгино был создан птичник. В 1950 году были разбиты большие яблоневые сады. В 1954 году в результате укрупнения земли, окружающие Строгино вошли в колхоз имени С.М. Кирова, центром которого было Троице-Лыково.
В соответствии с Генеральным планом строительства Москвы на территории, прилегающей к Строгино, предполагалось создать обширную зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами. Землеройные снаряды стали вгрызаться в берег, и к середине 1960-х годов выросло огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от течения Москвы-реки. Немало отличного песка было доставлено отсюда на стройки большого города, на бетонные заводы и домостроительные комбинаты.
Но столице нужны были земли для нового жилищного строительства. Большой жилой микрорайон планировался на месте Тушинского аэродрома. При прокладке новой линии метрополитена была заложена дополнительная станция в центре этой территории. Но в дальнейшем выяснилось, что для застройки этого микрорайона необходимо наращивание прибрежной дамбы, защищающей аэродром от вешних паводков, что связано с очень большими расходами.

Пришлось изменить прежние планы и избрать для застройки район деревни Строгино. Авторами проекта нового микрорайона столицы били архитекторы А.М. Половников, Б.В. Боде, Ю.В. Громченко, Г.П. Карибов и другие. Работы начались в 1977 году. И буквально за год на возвышении позади деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива. Первые новоселы приехали сюда осенью 1979 года.
Деревня Строгино с ее добротными домами, садами и огородами, никому не мешала. Но она была снесена полностью, а на ее месте проложена эспланада - площадка для обозрения ближайших городских окрестностей и Тушинского аэродрома.
На древней строгинской земле выросли ряды высотных домов. С этого момента начинается новая глава истории - уже муниципального района Москвы.

История Строгина

Введение

К северу от Села Троице – Лыкова местность постепенно понижается и образует огромный полуостров окруженный с трех сторон широкой излученной Москвы-реки. В прошлые времена, до строительства канала и Кармышевской платины, водный режим не был постоянным. В летнее время она на столько пересыхала, что во многих широких местах ее можно было перейти вброд. Но в весеннее половодье уровень воды поднимался на 5-6 м, затопляя прибрежные луга. Жить на берегу реки в этом месте было рискованно, однако и здесь почти по всему побережью встречаются старинные селища – следы существовавших некогда сел и деревень.

1. Возникновение

Лишь одно из этих селений, расположенное в северо-восточной части полуострова на сравнительно высоком участке берега Мосвы-реки сохранилось до сих пор. Заливные луга служили отличными пастбищами для скота, а по их окраинам тянулись поля с плодородной почвой. В Москве-реке водилось много рыбы, в том числе и крупной – щук, лещей, судаков, которых можно было добывать с помощью остроги. Возможно, что это слово и легло в основу названия села Острогино. Но, скорее всего, название связано уже с прозвищем «Острога», которое могло принадлежать одному из рыболовов, живших в этих местах в далеком прошлом.

2. Деревня Острогино

Сама деревня была не велика. В 1646 г. все мужское население Острогина составляло 46 человек. Добирались до Строгина по старому Волоколамскому тракту. Он начинался у Пресненской заставы и затем шел на северо-запад, а потом строго на запад. Наезженная колея, оставляя позади речку Ходынку и пересекая Ходынское поле, проходила западнее Покровского-Стрешнева. Затем свернув с нее налево, путники выезжали к деревне Щукино, а там спустившись к броду через реку попадали в Строгино. В этом месторасположение Строгина было гораздо выгоднее по сравнению с Троице-Лыковом. Несомненно, что близость к большой дороге имела важное значение для развития крестьянского хозяйства. Деревня быстро разрасталась и по количеству жителей превзошла села Хорошево и Троице-Лыково, уступая только соседней деревне Тушино, расположенной на большой дороге.

3. XIX век.

В 1811 г. в Острогине было уже 260 мужчин. В 1812 г. многие из них были взяты ратниками в оплчение. Трое из них умерли от ран, вернувшись в родную деревню. В XIX веке прежнее название деревни упрощается, во всех документах она теперь числится как Строгино. В 1852 г. в Строгине проживало 730 человек, в 1862 – 751. В 1861 году произошло великое событие – отмена крепостного права. Строгино не только отделилась от прежнего помещичьего владения, но и отошел в другую волость – Всехсвятскую. Многие крестьяне получив вольную тут же устремились на заработки в Москву и в другие места, оставили свою деревню. В 1900г. в Строгине проживало 864 человека.

4. Довоенные годы

В 1927 г. в Строгине проживало 1302 человека. В 1929 г. началась коллективизация. Как и всюду, забирали в колхоз всех лошадей и часть коров, мучали непосильными налогами. Около 30 семей были раскулачены. В семьях раскулаченных ссылали не всю семью «кулака», а кого-то одного: либо мужа, либо жену. Мало кто вернулся «перековавшись». Весной 1934 г. забурлила жизнь в Строгино. Началось строительство канала Москва-Волга. Было выстроено у реки множество бараков, поставили заборы с колючей проволокой и привезли сюда огромное количество людей для выполнения задуманных работ. Жизнь колхозного Строгина шла своим чередом. Колхоз носил имя К.В. Уханова. Открыли в колхозе детский сад и ясли, которые, впрочем, работали только летом.

5. Война

Когда фашисты были отброшены от Москвы, в Строгине с 22 по 28 декабря 1941 формировалась первая автоколонна с продуктами для блокадного Ленинграда. Отсюда начиналась «Дорога Жизни». Колонна насчитывала 40 автомашин, за которыми было закреплено 80 водителей. Колонна состояла из полуторок «М-61-651». С декабря 1941 г. по март 1943 в осажденный Ленинград было доставленно около 600 тысяч тонн грузов, и этими же машинами доставлено на Большую землю свыше 600 тысяч человек. Сейчас на улице Исаковского стоит скромный обелиск, на котором выбиты 150 фамилий тех односельчан, которые не вернулись в родное Строгино.

6. Современность

В соответствии с Генеральным планом строительства Москвы на территории, прилегающий к Строгину, предполагалось создать обширную зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами. Так в 1960-х гг. выросло огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от течения реки. Но столицы нужны были земли для нового жилищного строительства. Большой жилой микрорайон планировался на месте Тушинского аэродрома. При прокладке новой линии метрополитена была заложена даже дополнительная станция. Но в дальнейшем выяснилось, что для застройки этого микрорайона необходимо наращивание прибрежной дамбы, что связано с очень большими расходами. И тогда для застройки избрали район деревни Строгино. Автороми проекта были назначены А.М. Половников, Б.В, Боде, Ю.В, Громченко и другие. Работы начались в 1977 г., а первые новоселы приехали сюда осенью 1979 г. Деревня Строгино никому не мешала. Но она была снесена полностью, а на ее месте была проложена эспланда – площадка для обозревания ближайших окрестностей и Тушинского аэродрома.

Информация взята из книги "Энциклопедия Московских Селений"