Термин морфемика употребляется лингвистами в 2 значениях:

    это совокупность всех морфем языка с учетом их типов и иерархии (Что это? – расположение частей целого в порядке от низшего к высшему и наоборот );

    это раздел науки о языке, изучающий типы и состав морфем (звуковой и буквенный), их значения (грамматические и словообразовательные), их отношения между собой и к слову в целом.

Морфемика позволяет получить сведения о строении слова, широко используемые в словообразовании и морфологии.

Становление морфемики как особой лингвистической дисциплины стало возможным благодаря исследованиям основателя Казанской лингвистической школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, который в 1881 г. ввел понятие морфемы, а также благодаря трудам Василия Алексеевича Богородицкого, Григория Осиповича Винокура, Елены Андреевны Земской, Владимира Владимировича Лопатина, Михаила Викторовича Панова, Александра Николаевича Тихонова, Игоря Степановича Улуханова и других отечественных ученых.

Традиционно морфемика включалась в состав словообразования или морфологии. В академической "Грамматике СРЛЯ" (1970 г.) впервые в русистике морфемика представлена самостоятельной главой. С этого времени большинством ученых она выделяется в отдельный самостоятельный раздел языка.

Морфемика – это раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка – морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ).

3. Задачи морфемики:

– исследование значений морфем и их функций, формальной структуры и общих закономерностей сочетаемости морфем в составе слова;

– практическое применение теоретических положений при изучении морфемного анализа слова.

Основные единицы морфемики – морфема, морф.

4. Определение морфемы

При первоначальном знакомстве с языком главное внимание обращается не столько на звуковой состав слова, сколько на морфемную структуру языка, т.е. на кратчайшие единицы, имеющие смысловое значение. К. Г. Паустовский рассказал о таком случае: к одному поэту подошел маленький мальчик и, показывая на вывеску магазина под названием "Антилопа", спросил: "Я знаю, что такое "анти", но не знаю, что такое "лопа" .

Этот эпизод показывает, что человек стремится раскрывать смысл неизвестных слов путем их членения, мы сравниваем новые слова с известными и стараемся выделить знакомые смысловые части слова. Это происходит потому, что большинство слов русского языка в нашем сознании распадается на части – морфемы. Именно поэтому мы быстро запоминаем новые слова, легко усваиваем их значение и часто не затрудняемся в их написании.

Возьмем компьютерный термин архивировать , допустим, его значение нам неизвестно, но мы знаем, что такоеархив – 1. учреждение, к-рое хранит документы прошлого; 2. само собрание хранимых документов.

Сравнив значения слов информИровать – "сообщать информацию", коллекционИровать – "собирать коллекцию", премировАть – "награждать премией", мы можем вывести в общем виде значение суффикса -ирова- : "выполнять действие с тем, что названо корнем, правильнее: мотивирующим словом".

Следовательно, архивировать (файл) означает перевести его в хранилище, сохранить надолго. Проверим, правильным ли был наш логический путь по "Толковому словарю русского языка к. XX века" (под ред. Г.Н. Скляревской): архивировать – создать архив файлов; записать на диске, обычно в сжатой форме, для длительного хранения.

Т.е. мы смогли определить значение слова, зная значение его частей – морфем.

Морфема – минимальная значимая часть слова.

Так, в слове медвежата три части: медвеж- , -ат-, -а. Морфема медвеж- (корень) содержит указание на конкретное животное, морфема –ат- (суффикс) указывает на детенышей этого животного (ср.: волчата, верблюжата, лисята ), морфема –а (окончание) указывает на то, что это слово является существительным в множественного числа, им. падежа (ср.: имена, вечера, трактора ).

Морфема - наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933 году). Термин введён И. А. Бодуэном де Куртене. Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем.

Морфы и алломорфы

Строго говоря, морфема , будучи абстрактной языковой единицей, является не знаком, а классом знаков. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (в последнее время чаще) морфом .

При этом, морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф .

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу , беж- в бежишь и беж- в бежит ) и только двумя алломорфами (бег- и беж- ).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

В обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин «морфема» часто употребляется в значении морф . Иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты. Следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме, идёт речь.

Классификация морфем

Корни и аффиксы

Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни , или основы ), и аффиксальные (аффиксы ).

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду ) не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы , располагающиеся перед корнем, и постфиксы , располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки .

В зависимости от выражаемого значения, постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Традиционное название флексий русского языка - окончания , так как они, в основном, располагаются в самом конце слов.

Есть языки, которые не употребляют префиксов (тюркские, некоторые угро-финские), а всю грамматику выражают постфиксами. В некоторых других языках, например, суахили (семейство банту, Центральная Африка), используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. Индоевропейские языки, к которым принадлежит русский язык, используют и префиксы и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.

Помимо префиксов и постфиксов, встречаются и аффиксы иных типов. Интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о -тряс ). Конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob-t - «хваленый»). Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня (встречаются в индонезийских языках). Трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском).

Литература

  • А. А. Реформатский. Введение в языкознание
  • Современный русский язык (под ред. В. А. Белошапковой)

Морфемика

Литневская Е. И.

  1. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

Морфема - это минимальная значимая часть слова. В этом определении одинаково важны обе части - минимальная и значимая: морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение, она не членится на более мелкие значимые части слова.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (то есть не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных.

Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем.

о / # (беглый гласный): сон - сна;

е / #(беглый гласный): день - дня;

е / о: бреду - бродить;

о / а: смотреть - посматривать;

е / о /# / и: соберу - сбор - собрать - собирать;

о / у / ы: сох - сухой - высыхать;

Чередования согласных и их сочетаний:

1) чередование парных твердых с парными мягкими:

[б] - [б"]: моль[б]а - моль[б"]е;

[в] - [в"]: тра[в]а - тра[в"]е;

[г] - [г"]: но[г]а - но[г"]е и т. д.

2) чередование заднеязычных с шипящими:

г / ж: нога - ножка;

к / ч: рука - ручка;

х / ш: муха - мушка;

3) чередование зубных с шипящими:

д / ж / жд: водить - вожу - вождение;

т / ч / щ: светить - свечу - освещение;

з / ж: возить - вожу;

с / ш: носить - ношу;

ц / ч: огурец - огурчик;

ст / щ: грустить - грущу;

4) черередование губных с сочетанием губной + [л"]:

б / бл: любить - люблю;

п / пл: купить - куплю;

в / вл: ловить - ловлю;

ф / фл: графить - графлю;

м / мл: кормить - кормлю.

В русском языке представлены и другие чередования, но они менее распространены, например: казак - казацкий, друг - друзья.

Перечисленные выше чередования отражаются на письме разными буквами. Однако нефонетическое чередование твердого согласного с парным ему мягким согласным обозначается не согласной, а последующей гласной буквой: ру[к]а - ру[к"]е.

Часто в одной морфеме бывает представлен целый ряд чередований согласных, наиболее распространенным из которых является тройное чередование парный твердый / парный мягкий / согласный другого образования, например:

[с] / [с"] / [ш]: нёс - носить - ноша;

[в] / [в"] / [вл"]: лов - ловить - ловлю.

Кроме того, в русском языке возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:

а (я) / им: снять - снимать;

а (я) / ин: жать - пожинать;

и / ой: бить - бой;

е / ой: петь - пой.

В одной и той же морфеме могут быть представлены чередования и гласных, и согласных, например: ход - хожу - хаживать - хождение (о / а, д / ж / жд).

  1. Классификация морфем русского языка.

Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка, словообразующий суффикс, постфикс), называемые аффиксами, и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс), называемые флексиями.

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом) и без окончаний (метро). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс

Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.

Приставка - словообразующая морфема, стоящая перед корнем (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где), в том числе и перед другой приставкой (до-разо-брать, не-раз-борчивый).

Словообразующий суффикс - словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия (стол-ик, красн-е-ть); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а.

Постфикс - словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов.

В русском языке представлены постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Морфема. Что такое морфема? Что такое морфемный разбор слова?

Вопрос закрыт, так как является дубликатом вопроса "Морфема - что такое? Какие есть виды морфем?"

Морфема - это часть слова, причем его самая минимальная. Любое из слов, в русском языке, состоит из морфем, подразделяемых на два вида: это обязательные, называемые корнем (например: вода - водяной - водопад - подводник, у всех этих слов примерно одинаковое значение, связанное с водой и общий корень) и не обязательные, входящие в состав лексемы либо нет (например: походить, выходить, уходить, заходить) С помощью морфемного разбора слов, мы можем разобрать его структуру и определить и подобрать родственные по смыслу слова. При морфемном разборе, в первую очередь, можно определить основу слова и его корень, так же, если слово, каким то образом изменяется, то нужно найти его окончание, с помощью спряжения и склонения.

Любое слово разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами . Морфемы, это:

  • корни (главная морфема в слове),
  • суффиксы,
  • приставки,
  • интерфиксы (соединительные гласные),
  • постфиксы,
  • окончания.

Раздел науки о языке, который изучает состав слова, носит название морфемика .

Владсандрович

Само по себе слово морфема, переводится как часть слова, ну и соответственно морфемный разбор, это разбор слова по частям.

Части эти слова в большинстве своем известны все, так как в школьный курс входят такие разборы, это: суффикс, приставка, корень и другие.

Помимо этого есть некоторые дополнительные характеристики, как например выведение основы слова или способа образования. Конечно нормы и требования к стандартам разбора меняются, а потому, их изменения есть необходимость, которая возникла как данность времени и является естественным явлением разбора слова и всех других норм в русском языке.

Metelitsa

Морфемы - это части, из которых состоят слова: корни, приставки, суффиксы, окончания и интерфикс (соединительная гласная в составе сложного слова). Все эти части слова находят при морфемном разборе слова, то есть, морфемный разбор слова - это разбор слова на составные части, другими словами морфемный разбор еще называют разбором по составу.

При морфемном разборе морфемы слова выделяют различными путями: изменяя слово, подбирая однокоренные слова, подбирая слова, содержащие такую же морфему.

Valentina51

морфема -это значимая часть слова, а морфемика изучает эти части (корень, приставку, суффикс, окончание). соответственно, морфемный разбор- это разбор слова по составу, не путать с морфологическим, когда слово разбирается как часть речи. В учебниках задание по разбору слова по составу обозначается цифрой 2 над словом.

Katalina

Значимая часть слова называется морфемой. Отсюда следует, что морфемным разбором мы будем заниматься в случае разбора слова по составу: найдем корень, выделим приставку, определим суффикс и окончание. Разбирая слово по составу, нельзя забывать, что делается это на основе современных правил русского языка.

Moreljuba

Под морфемой в русском языке подразумевается самая маленькая часть слова, которая может быть в нём выделена. Каждое слово как раз таки и состоит из разного количества морфем. В свою очередь морфемы носят такие названия:

Морфемный разбор подразумевает выделение всех возможных морфем в конкретном слове.

МОРФЕМА - это значимая часть слова, из морфем (то есть значимых частей) состоят слова в русском языке. Корень, суффикс, префикс и окончание- все это морфемы. Но здесь есть НО - значимая часть слова, это не одно и то же, что часть слова, и многие ошибаются, путая эти значения.

Искатель приключений 2000

Добрый день, как известно в школе проходят разбор слова по составу, в словах можно выделить следующие части:

Так вот все эти части называют морфема . Поэтому все люди сталкиваются с этим в школе и узнают, как можно разбирать слово.

Морфема, в переводе с древнегреческого значит "форма". Значимая часть слова, двусторонняя единица языка. Одна сторона называется - семантическая (содержание). Вторая сторона - фонетическая (выражение).

Любое слово которое разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами. Морфемы (с древнегреческого переводится как "форма"), это: корни (эта самая главная морфема в слове), суффиксы (после корня), приставки (перед корнем), интерфиксы (соединительные (беглые) гласные), постфиксы (после окончания),окончания (не входит в состав слова).

А раздел науки о языке, который изучает состав слова называется морфемика.

Морфемы это

Яна андреева

Морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем.
Морфы и алломорфы
В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи) , аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты» . Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме - идёт речь» .

Классификация морфем. Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни) , и аффиксальные (аффиксы) .

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского "вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание) "). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду) , не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр. , вид у глаголов) .

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение) . Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция) . Флексии - словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка - окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.

Вики бокарева

Приставка, корень, суффикс, окончание-это морфемы (части слов). Каждая из них имеет свое смысловое значение. Например, приставка при- слове приехал обозначает приближение. Морфемы как части слова изучается в особом разделе науки о языке-морфемике.

Добро пожаловать на наш сайт!


1. Общее понятие о морфемике

В современном русском языке существует 2 значения термина морфемика:

  1. Это совокупность всех морфем языка с учетом их типов и иерархии, то есть движение от простого к сложному, от высшего к низшему.
  2. Это раздел науки о языке, где изучаются типы и состав морфем (звуковой и буквенный), их значения (грамматические и словообразовательные), их отношения между собой и к слову в целом.

Морфемика является составляющей лингвистикой дисциплины, возникла в 1881 году, благодаря исследованиям основателя Казанской лингвистической школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, а также благодаря трудам Василия Алексеевича Богородицкого, Григория Осиповича Винокура, Елены Андреевны Земской, Владимира Владимировича Лопатина, Михаила Викторовича Панова, Александра Николаевича Тихонова, Игоря Степановича Улуханова и других отечественных ученых.

Морфемика изучает систему минимальных, неделимых единиц языка – морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ).

Морфемика является составляющей раздела языкознания.

2. Задачи морфемики

  1. Исследование значений морфем и их функций, закономерностей сочетаемости морфем в составе слова.
  2. Практическое применение теоретических положений при изучении морфемного анализа слова.

Основные единицы морфемики – морфема, морф.

3. Определение морфемы

Как правило, при знакомстве с языком главное внимание уделяется не только на звуковой состав слова, но в большей степени на морфемную структуру языка, т.е. на кратчайшие единицы, имеющие смысловое значение.

К. Г. Паустовский любил рассказывать любопытную историю о маленьком мальчике, который увидев вывеску «Антилопа», воскликнул: «Я знаю, что такое «анти», но не знаю, что означает «лопа».

Этот случай убедительно показывает, что человек стремится раскрывать смысл неизвестных слов путем их членения, мы сравниваем новые слова с известными и стараемся выделить знакомые смысловые части слова. Это означает, что большая часть слов русского языка в нашем сознании делится на части - морфемы.

Другой пример. Возьмем компьютерный термин архивировать , допустим, его значение нам неизвестно, но мы знаем, что такое архив – 1. учреждение, где хранятся документы прошлого; 2. само собрание хранимых документов. В итоге мы поймем, что архивировать файл - значит перевести его в хранилище, т. е. сохранить.

Вывод: определив значение отдельных частей слова, можно понять значение всего слова. Морфема – это и есть минимальная значимая часть слова.

4. Как соотносится морфема с другими единицами языка?

Морфема – может быть рассмотрена в двух планах, т.е. она обладает и формой, и содержанием.

Форма: состоит иззвуков, к-рые обозначены на письме буквами; она же имеет содержание – указывает на конкретный предмет. Своей двуплановостью морфема отличается от фонемы и слога, которые имеют только форму.

Как правило, морфемное деление слова (подо-ш-л-и) обычно не совпадает с его делением на слоги (по-до-шли).

Возможна синонимия слов и морфем: самый красивый – красивейший; русист – специалист по русскому языку.

Морфема четко отличается от слова и предложения. Вот эти отличия:

1) морфема – минимальная единица, а слово и предложение могут члениться на более мелкие значимые единицы;

2) морфема лишена самостоятельности и существует только в слове; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но и ее отнесенность к корням или аффиксам (истец, лучистый, таксист). Слово же выступает как самостоятельный элемент предложения;

3) местоположение морфемы в слове строго фиксировано (лес-ок, а не ок-лес), слово же может перемещаться относительно свободно в пределах предложения;

4) морфема – единица воспроизводимая; говорящий берет их из хранящегося в памяти "инвентаря" языковых единиц, а предложения и некоторые слова (окказиональные и потенциальные – прозаседавшиеся – у В.Маяк., образованщина – Солж.; потенц. слова может создать любой говорящий на русском языке по аналогии с уже имеющимися со словами: суперзвезда – суперуспех, супермашина, суперрыба.

Часто, не задумываясь, мы используем морфемы: сокращенно по месту жительства - бакинец, москвич, итальянец.

5. Морфема, алломорф, вариант морфемы

Морфема – это обобщенная единица, которая имеет разновидности – морфы.

Морф также соотносится с морфемой, как звук с фонемой.

Пример: говорить, говорю - два морфа одной коневой морфемы, в словах купить, покупка, покупочка - три морфа одной суффиксальной морфемы.

Различные морфы, представляющие одну и ту же морфему, называют алломорфами (греч. allos – другой, morphe - форма).

Морфема – это ряд чередующихся алломорфов в строгой позиции. При этом алломорфы одной морфемы должны иметь:

1) тождество значения,

2) близость фонемного состава;

3) не встречаемость в одном морфемном окружении.

Пример: алломорфы люб -, любл - обладают одним значением "чувствовать глубокую привязанность к кому-н, чему-н.", близки по фонемному составу, не встречаются в одном морфемном окружении: алломорф любл- встречается только там, где в истории языка корневой б встречался с фонемой j: люблю, влюбленный, влюбляясь. Замена морфом люб - в этих словах невозможна.

Другой пример: нос и носильщик , здесь морфы не определяются как алломорфы, так как принадлежат к разным морфемам, потому что у морфов нет тождества значения: нос – "часть лица человека", нос" (в слове носильщик) означает перемещать что-либо, взяв в руки.

Слова идут и шли , здесь морфы ид- и ш- имеют тождественное значение передвижения, но не обладают близостью фонемного состава, поэтому нельзя назвать алломорфами, это разные морфемы.

Если рассмотреть окончания существительных в словоформах дверями , дверьми , то здесь морфы тождественны по значению (указывают на существительное в форме множ. числа, творит. падежа), близки по фонемному составу, но встречаются в одной и той же морфемной позиции, в конце одной и той же части слова. Их называют не алломорфами, а вариантами морфемы.

Вывод: алломорфы, и варианты морфем обладают тождеством значения и близостью фонемного состава, но варианты морфем встречаются в одной и той же позиции , а алломорфы – в разных .

6. Типы морфем

В составе слова возможны 6 типов морфем: корень, приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительная гласная (интерфикс), постфикс.

Типы аффиксов различаются по месту в слове.

Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

Часть слова без окончания называется основой.

Корень – это центральная морфема в слове, несущая основное, лексическое значение. Общая часть родственных слов, называемых однокоренными .

Аффикс (лат. прикрепленный) – морфема, уточняющая и конкретизирующая лексическое значение слова или выполняющая в нем грамматические функции.

Основные отличия корня и аффикса:

1) корень – обязательно присутствует в каждом слове, слов без корней не бывает, аффикс – факультативный: есть слова, не имеющие аффиксов (нет, кино, беж, ау, видео);

2) корень обязательно имеет значение, аффикс может его не иметь (пятилетний, старшеклассник);

3) корни могут находиться в любой части речи (добро, добрый, подобреть); аффиксы же обычно соотносятся со словами определенных частей речи: ениj – суффикс отвлеченных существительных (настроение, достижение, промедление), айш- суффикс прилагательных в форме превосходной степени (высочайший, глубочайший); -ут – глагольное окончание (пишут, машут, несут).

Исключение здесь составляют суффиксы субъективной оценки (дяденька, старенький, скромненько);

4) корней в русском языке значительно больше, чем аффиксов.

Пример: «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой имеет около 5000 морфем, из них более 4400 корней и около 600 аффиксов);

5) корни пополняются новыми морфемами, новые же аффиксы в языке почти не появляются;

6) в тексте корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксы (Так, во фразе Л. Н. Толстого « Где кончается любовь, там начинается ненависть» – 6 корневых морфем, не менее 10 аффиксов);

7) корневые морфемы длиннее, чем аффиксальные;

8) аффиксы бывают нулевыми (брат, сказал); корни нулевыми не бывают.

Аффиксов разграничиваются на слово образовательные и формообразующие (словоизменительные).

Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, для формирования их основ (про-жить, жи-тель).

С помощью словоизменительных аффиксов образуются грамматические формы слов (жи-ть, жив-ут).

7. Продуктивность и регулярность аффиксов

При анализе слов русского языка можно заметить, что не все аффиксы в равной степени употребительны: некоторые из них принимают активное участие в словообразовательном процессе, другие не участвуют в словообразовании.

С этой точки зрения аффиксы делятся на продуктивные и непродуктивные .

Продуктивными называются морфемы, которые активно участвуют в словопроизводстве и дают новые слова.

В образовании названий лиц мужского пола насчитывается свыше 50 суффиксов: чий (зодчий), -ак, -як (земляк, рыбак), -ик (историк), -чик /-щик (разведчик, ядерщик), -ок (ездок), -онок, -ёнок (внучонок, поваренок), -ар, -яр (овчар, столЯр), -ёр (боксер), -ир (банкир)… Весь список таких суффиксов можно найти в книге Зиновия Ароновича Потихи «Современное русское словообразование».

Непродуктивными называются аффиксы, при помощи которых в настоящее время не образуются новые слова и формы.

Например: Глашатай, завсегдАтай, соглядАтай, ходАтай – вот, пожалуй, все слова в языке с суффиксом –тай/-атай. То же относится к суффиксам – ев (варево, зарево), -знь (жизнь, боязнь, болезнь), -яш (племяш, кудряш).

Это же самое относится и к формообразующим морфемам: все глаголы в 1 лице ед. числа настоящего времени имеют окончание –у / -ю, и лишь 2 глагола имеют в этой форме окончание –м: дам, ем.

Кроме продуктивности / непродуктивности, аффиксы различаются по регулярности .

Регулярность (лат. regula – закон, правило) – это закономерная повторяемость, воспроизводимость аффикса в составе ряда слов однородной структуры. Они образуют определенный словообразовательный или формообразующий тип.

Нерегулярные аффиксы обладают ограниченной (уникальной) сочетаемостью – только с одним определенным корнем; такие аффиксы называются еще унификсами : -енёк (муженек), -анек (куманек), -авец (красавец, мерзавец), -унок (рисунок), –юх (конюх).

Окончания –умя, -емя, -ьмя встречаются только в числительных двумя, тремя, четырьмя. Приставка ко- есть только в слове закоулок, приставка му- только в слове мусор.

Все нерегулярные аффиксы являются одновременно непродуктивными, но не все регулярные аффиксы являются продуктивными. Например, суффикс –от - (быстрота, чистота, доброта) в СРЯ регулярный, т.е. есть определенная словообразовательная модель: от прилагательного при помощи этого суффикса образуется отвлеченное существительное, но новые слова так не образуются, поэтому суффикс непродуктивный.

8. Краткая характеристика типов морфем

Корень – общая неделимая часть родственных слов, способное присоединять к себе другие морфемы.

Обычно корни состоят из 2 – 6 звуков (бер-у, мечт-ать, погод-а), корни, состоящие из 1 звука редки (ш-ла, его, у-й-ти).

В морфемном разборе корень находится при подборе и сопоставлении родственных слов.

Корни различают свободные и связанные корни , исходя из степени морфемной и семантической самостоятельности.

Свободные корни - выступают самостоятельно, вне сочетания с другими значимыми морфемами. Они сами по себе составляют основу слова: лес, добрый, вчера.

Связанные корни (радиксоиды) - употребляться только в сочетании с другими значимыми морфемами: о-де-ть, на-де-ть, об-у-ть, раз-у-ть, в-до-бав-ок.

Приставка (префикс – лат. прикрепленный спереди) – аффикс, который находится перед корнем и выражает словообразовательное или грамматическое значение.

Приставки в глаголах могут означать определенное действие: В-ходить – вы-ходить - словообразовательное значение.

Писать – на-писать – глаголы обозначают одно действие, но бесприставочный является глаголом несовершенного вида и являются формообразующими.

Обычно приставка находится перед корнем, но может быть и перед другой приставкой: без-раз-мерный, по-на-вы-дергивать, по-при-за-думаться.

Чаще всего приставки бывают простыми (без-/бес-, в-/ во-, о-/ об- / обо-), но могут быть и составными (сложными, производными), образованными в результате сочетания 2 приставок. Таких приставок немного: обез-/обес-, недо-, небез-/небес- (обезводить, обессилеть, небезызвестный, небесполезный, недовыполнить, недобрать).

Перед глаголами приставки обычно играют роль дополнительного смысла: во-гнать, вы-гнать, до-гнать, при-гнать.

При смешанных структурах сложных приставок (недо-, обез-, обес-) с простыми, из сочетания которых они образованы, могут возникнуть трудности.

Пример: недо-глядел – т.е. «не учел, не заметил, проглядел»; Он что-то недо-говаривал – т.е. «скрывал, утаивал».

Отличительной чертой приставки недо- является ее целостный, самостоятельный характер, часто слова с этой приставкой без не- не употребляются: недоучесть, недопонять, недоедание, недооценка, недомолвка, недомыслие, недоразумение. Запомнить!

Сложная приставка небез-/небес - используется для образования прилагательных и обозначает неполноту, слабую степень качества: небезвредный – не совсем вредный, небесполезный – в какой-то мере полезный, небезосновательный – имеющий некоторые основания. Небезызвестный – до некоторой степени известный, не безызвестный – известный, т.к. здесь не полностью отрицает неизвестность.

Суффикс - это аффикс, находящийся перед окончанием и служащий для образования новых слов или их грамматических форм.

Обычно суффикс находится после корня или другого суффикса: гост-и-ть, послед-ова-тель-ница.

Характерные особенности суффиксов:

1. Слияние суффикса с определенным окончанием. В лингвистической литературе суффиксы и флексии часто даются как одно целое: -ние, -ификация,-ство. Такие объединения суффикса и окончания называются формантами .

2. Суффикс обладает способностью вместе с окончанием относить слова к той или иной части речи: -ниц(а) (чернильница, хлебница) – предопределяет отнесенность слова к существительным женского рода. Суффикс –ск(ий) (городской, сельский) – к именам прилагательным, суффикс –ну- - к глаголам I спряжения (толкнуть, крикнуть).

3. Следует отличать суффиксы от приставок, суффиксы присоединяются не к слову в целом, а к основе словоформы: от глагола дружить при помощи суффикса –б- образуется существительное дружба, от сущ-го длина образуется прилагательное длинный.

В русском языке есть суффиксы исконно русские и заимствованные суффиксы.

Суффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные суффиксы изменяют лексическое значение производного слова.

Пример: существительные гардероб, газета имеют значение предметности, а образованные от них при помощи суффикса –чик / -щик газетчик, гардеробщик имеют уже значение лица по отношению к объекту, орудию действия.

В русском языке преимущественно употребляются словообразовательные суффиксы.

В морфемном разборе могут быть следующие трудности:

1. В притяжательных прилагательных типа лисий морфема –ий является суффиксом, а не окончанием, следовательно, в форме лисий нулевое окончание, окончание-буква появляется в таком прилагательном при изменении формы слова: лисья, лисьего. А гласная и является в суффиксе –ий беглой.

2. При одинаковом графическом изображении суффиксов и окончаний: сем-ей-й, голуб-ей. Здесь тоже нужно разбираемую форму сравнивать с другими, и только после этого решать, что перед вами: суффикс или окончание.

3. Трудно бывает отграничить один суффикс от другого (мечтательница, бесчувственность, предшественник): 1) выделить все это как один суффикс, 2) выделить как можно больше суффиксов.

В таких случаях необходимо выстроить словообразовательную цепочку, решить, от чего образовано данное слово, и мотивировать свое решение.

Мечтательница – женщина-мечтатель, можно выделить суффикс –ниц-. Мечтатель – это тот, кто мечтает, можно выделить суффикс –тель. Мечтать – иметь в голове мечты – выделяем суффикс –а-.

Русский язык отличается большим разнообразием суффиксальной системы, что способствует многообразию оттенков значений, тонкости стилистических оттенков. Пример: девочка, девушка, деваха, девчина, девчушка, девчушечка, девонька, девица, девчонка, девчоночка, девчурка, девчурочка.

Есть еще одна особенность суффиксов в русском языке: уменьшительность .

Часто в разговорной речи применяются уменьшительные суффиксы, которые являются проявлением неформального стиля речи.

Например: Скамья – это официальный язык, ярлык в магазине, в торговой ведомости, в юридическом обиходе. Уменьшительное «скамейка» – это обычное, общелитературное и нейтрально разговорное. А дважды уменьшительное «скамеечка» – это подчеркнуто разговорное, знак неформальных, дружеских отношений с собеседником.

Отсюда двойная или даже многократная уменьшительность многих слов и огромный запас суффиксов: к, ик, ок, чик, чек, очк, ечк, ичк, ушк, ишк, ышк, ица, ице... Одно и то же слово может уменьшаться на все лады: комната – комнатка – комнатушка – комнатенка; рука – ручка – рученька – ручонка – ручоночка...

Особый оттенок приобретают уменьшительные суффиксы у прилагательных. Они сглаживают и как бы усредняют те оценочные значения: красивый, добрый, умный, а теперь - с уменьшительными суффиксами: красивенький, добренький, умненький. В уменьшительной форме они начинают звучать несколько снисходительно, похвала умеряется, порой даже переходит в насмешку.

9. Постфикс

Постфикс (лат. прикрепленный) – аффикс, находящийся после окончания в абсолютном конце слова.

В русском языке 5 постфиксов: 2 глагольных (-ся / -сь, -те: бороться, борюсь, учите) и 3 местоименных (-то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-нибудь, чей-либо).

Выше перечисленные аффиксы являются словообразовательными.

Так, постфикс – ся придает глаголам переписываться, ссориться значение взаимности, а местоимения и наречия с постфиксами –то, -либо, -нибудь (кто-то, где-либо, когда-нибудь) имеют значение неопределенности.

Постфикс –ся / -сь выполняет словоизменительную функцию: он используется для образования форм страдательного залога. Например: Рабочие строят дом. – Дом строится рабочими.

Словоизменительный постфикс – те в форме повелительного наклонения глагола выражает грамматическое значение множественного числа: думай - те, запоминай - те.

Постфиксы совмещают в себе признаки приставок и суффиксов. Глаголы остаются глаголами, местоимения – местоимениями (начинать – начинаться, какой – какой-либо).

10. Интерфикс

Этим словом называют связанные между собой, но не тождественные понятия:

  1. соединительные гласные в составе сложных слов;
  2. межморфемные прокладки.

Основные соединительные гласные –О-, -Е-, также –И-, -ЕХ-, -УХ-, -У-: сорвиголова, четырехэтажный, двухэтажный, полутень.

Межморфемные прокладки - обеспечивают сочетаемость морфем и чаще находятся на границе корня и суффикса. В морфемном разборе в таком случае можно выделить суффикс –шн-, который является вариантом суффикса –н-, а можно выделить суффикс –н- и интерфикс –ш-.

Например: казанский, саратовский, орловский, горьковский.

11. Окончание

Окончание (флексия – лат. сгибание, переход) – изменяемая часть словоформы, служащая для выражения грамматического значения и указывающая на синтаксические отношения слов в предложении.

Окончание занимает в слове конечную позицию, исключение касается только неопределенных местоимений, возвратных глаголов и сложных числительных (кому-нибудь, возвращаюсь, тремястами).

Окончание служит для выражения значения рода, числа, падежа или лица. Например: в словоформе страна –а выражает значение ж.р., ед.ч., им.п.; веселого -ого – значение м., ср. р., ед. ч., р. п.; смотрим –им – значение мн.ч., 1 лица, т.е. окончание имеет комплексный характер.

В некоторых случаях окончание является еще и словообразовательным средством: кум – кума, супруг – супруга, лис – лиса, Александр – Александра.

12. Аффиксоиды

По функции аффиксоиды близки к аффиксам. Они являются частью сложного или сложносокращенного слова, которые регулярно участвуют в словообразовании и тем самым приближаются по своей роли к аффиксам – приставкам и суффиксам.

Примеры префиксоидов: био- (биология, биохимия, биотехнология), псевдо- (псевдодемократ, псевдокультура), суффиксоидов: -лог (политолог, геолог, филолог), -тек- (фильмотека, картотека, библиотека).

13. Основа слова

Основа слова – это обязательный и постоянный элемент морфемной структуры слова, являющийся средством выражения его лексического значения.

В русском языке имеются 2 основных типа морфемного строения русского слова:

  1. основа + флексия (город, страна, сказал);
  2. слова, равные основе (весело, хаки, пальто).

Редко при образовании слова используются разнокорневые (супплетивные) основы: ребенок – дети, человек – люди, хорошо – лучше, я – меня.

Основы могут быть членимыми и нечленимыми.

Членимыми называются основы, состоящие минимум из 2 морфем, 1 из которых корневая: градус-ник, на-столь-н-ый.

Нечленимые основы равны корню: красн-ый, ид-ти.

Основы могут быть простые , т. е. содержащие 1 корень, и сложные , содержащие 2 и более корней (сельскохозяйственный, русско-немецко-французский).

14. Исторические изменения в структуре слова

Морфемная структура слова может изменяться, к числу которых относятся:

1) переразложение – изменение морфемных границ в слове, в результате чего основа слова членится на морфемы иначе, чем раньше. Пример: прежнее членение жив-н-ость заменилось членением жив-ность, удилище: уди-лищ-е (удить); раньше: уди-л-ищ-е (удило, ср.: закусить удила).

2) опрощение – превращение членимой основы в нечленимую (в слове вкус уже не выделяется приставка в-, раньше это слово было родственным словам кусать, кусок).

3) усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную (книга – книжка, нога – ножка).

4) замещение – замена одной морфемы другой без изменения общего значения слова: солянка – сол- первоначально имело вид селянка (сельская еда) – сел-.

15. Морфемный разбор

Порядок школьного разбора по составу:

  1. Определить часть речи разбираемого слова.
  2. У изменяемых слов изменить форму слова, выделить его окончание.
  3. Выстроить словообразовательную цепочку, выделить суффиксы и приставки.
  4. Подобрать однокоренные слова, убедиться в том, что оставшаяся часть – корень. Помнить о том, что в корне могут быть чередования.

Образец школьного разбора по составу:

1) участвовали – глагол,

2) участвовал, участвовала – окончание –и,

3) участвовал – форма прош. вр. от глагола участвовать – суффикс прош. вр. – л,

4) участвовать – это проявлять участие в чем-либо – суффикс –вова-.

5) Участие, участник – корень участ-.

Порядок вузовского морфемного разбора:

1. Часть речи – изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.

2. Характеристика окончания :

  • по характеру формального выражения (материально выраженное или нулевое),
  • по характеру грамматического значения.

3. Характеристика основы :

  • членимая / нечленимая,
  • простая / сложная,
  • прерывистая / непрерывная.

4. Характеристика корня :

  • по степени самостоятельности (свободный / связанный),
  • по характеру значения (предметный / глагольный / признаковый: качественный и количественный признак),
  • по наличию чередований.

5. Характеристика суффиксов :

  • по функции (словоизменительный / словообразовательный),
  • по значению.

6. Характеристика приставок :

  • по структуре (производная / непроизводная),
  • по функции (словоизменительная / словообразовательная),
  • по значению.

7. Характеристика постфиксов :

  • по функции (словоизменительный / словообразовательный).

8. Характеристика интерфикса : соединительная гласная, способствующая образованию слова / незначимая прокладка, обеспечивающая сочетаемость морфем.

Образец морфемного разбора

1) со-труд-ник- – сущ-ное, измен-ся по числам и падежам.

2) Окончание нулевое, выражает грамм. значение м. рода, ед. числа, им. пад.

3) Основа сотрудник членимая, простая, непрерывная.

4) Корень – труд- свободный, предметный, чередование д // ж // жд (труд – тружусь - утруждать).

5) Суффикс – ник- материально выраженный, словообразоват., имеет значение «название лиц по отношению к какому-нибудь предмету».

6) Приставка со- непроизводная, словообразовательная, имеет значение «совместности».

16. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания

Необходимо строго различать словообразовательные связи современного языка и реальный путь образования слова в прошлом, а также рассматривать словообразовательные средства современного языка в аспекте их продуктивности.

Продуктивными называются аффиксы, используемые для образования новых слов (при помощи суффиксов –ниj-, -чик-/-щик-, -ант, -к-: десантирование, звездолетчик, локаторщик, информант, гандболистка).

Словообразование имеет особое место в системе лингвистических дисциплин, связь словообразования с грамматикой и лексикологией .

Словообразование рассматривается как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом.

Грамматика - есть строй языка. Язык имеет: звуковую сторону (фонетика/графика), смысловую (лексика) и строение (словообразование, морфология, синтаксис).

Словообразование – отдельный раздел языкознания, имеет свой предмет исследования: морфемный и словообразовательный; свои задачи:

  1. изучение минимально значимых частей слова – морфем
  2. изучение способов образования слов
  3. изучение словообразовательных ресурсов
  4. изучение словообразовательной системы русского языка, основные тенденции развития
  5. освоение методики образования слов.

Связь с морфологией проявляется в том, что новые слова обычно оформляются по существующим в языке моделям, располагаются по грамматическим категориям языка (часть речи, пост. и непост. признаки).

Словообразование и синтаксис связь отражается в словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов. Рассмотрим это явление на примере слова «учить».

* учить – в предложении является сказуемым

Соответственно от этого глагола образуется:

  • имя действия (учение)
  • имя действующего (учитель)
  • имя прямого обстоятельства действия (ученик)
  • имя косвенного обстоятельства действия (учебник)
  • имя места действия (училище).

Словообразование и фонетика

Фонетический и морфологический строй русского языка тесно взаимосвязаны в структуре слова. В процессе словообразования и формообразования одна и та же морфема может видоизменяться по своему звуковому составу и различаться в морфах.

Морф - конкретный представитель одной морфемы в слове.

Словообразование и деривация

Деривация – сам процесс образования языковых единиц любого уровня (морфемы, слога, слова и тд).

Науку о словообразовании называют дериватологией. Сюда относятся процессы образования единиц языка в целом (слов, словосочетаний, предложений).

Словообразование изучает следующие разделы:

  1. морфемика – изучает морфемы, их значение
  2. раздел структуры рус.слова (об основах)
  3. морфонология (рассматривает морфы различ.типа)
  4. этимология (происхождение словообразовательной структуры слова)
  5. собственно словообразование (способы, типы, словообразовательные цепочки и гнезда)

17. Словообразование в рыночном мире

Знания о словообразовании в современном мире используются повсеместно.

Филолог – это очень «широкая» специальность, филолога можно встретить везде: не только в учебном заведении, садике и библиотеке, но и в типографии, фирме любого профиля, городской и областной администрации – грамотные люди нужны везде.

18. Понятие производности

Производность - основное понятие словообразования, образуется между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно предопределены (мотивированы) формой и значением другого слова (речной ← река, ЧГПУ ← Челябинский государственный педагогический университет).

Все слова русского языка делятся (со словообразовательной точки зрения) на производные и непроизводные.

Производные - слова, образованные от других слов: весенний, ручеек. Слова река, речной, речонка производные, а слово река для них является производящим.

Производные слова (дериват) - это основная минимальная единица словообразовательной системы языка. Например: Снежинка ← снег

Производность бывает единственная и множественная . При единственной производности существует только один вариант мотивации производного слова: студентка ← студент, завмаг ← заведующий магазином.

При множественной производности (множественность мотиваций) слово может на равных основаниях соотноситься с несколькими производящими:

невесело ← весело перераспределение ← распределение

← невеселый ← перераспределять

Непроизводными называются слова, которые не образованы от других слов. Среди выделяют 2 группы слов. В одну входят изменяемые слова, состоящие из слова и окончания: весна, ручей, солнце.

Вторую группу составляют неизменяемые слова типа бра, пальто, там, брысь. Слова обеих групп имеют не членимую основу, которая равняется корню.

19. Мотивирующее и мотивированное слово. Словообразовательный формант

Слова «производящее слово» и «производящая основа» близки, но не тождественны.

Мотивирующим словом является производящее слово, от которого реально образовано разбираемое слово. Например: для слова вымогательство производящим и мотивирующим является слово вымогатель: вымогательство – это то действие, которое совершает вымогатель.

Мотивированное слово – это производное слово, значение которого можно объяснить (мотивировать) с помощью однокоренного слова, более простого по составу.

Мотивирующее и мотивированное слова связаны отношениями словообразовательной мотивации.

Мотивирующее и мотивированное слова составляют словообразовательную пару. Мотивированным в этой паре признается слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного. Например: Пекарь – пекарня. Слово пек-ар-н-я, например, формально длиннее (на суфф. –н-) и семантически сложнее: включает в себя компонент «место», значит, именно слово пекарня является мотивированным.

При толковании производных слов можно использовать типовые определения: тот, кто; то, что; такой, который.

Мотивированное слово всегда состоит из 2 частей: основы производящего слова и словообразовательного форманта .

Словообразовательный формант – это то средство, которым производное слово отличается от производящего: автор → соавтор (со-), учить → учиться (-ся). – это то средство, которым производное слово отличается от производящего: автор → соавтор (со-), учить → учиться (-ся).

В русском языке словообразовательными формантами служат:

a. аффиксы,

b. сокращение производящей основы (специалист → спец),

c. сложение или сращение в единое (быстрорастворимый, вагон-ресторан),

d. изменение системы грамматических форм слова (при его переходе из 1 части речи в другую: мороженое: прич. → сущ.), у причастия род был непост. категорией: мороженое мясо, мороженая рыба, мороженый кабачок; у сущ-го род стал пост. категорией – ср. р.

20. Словообразовательное значение

Производные слова выражают широкий спектр словообразовательных значений разных типов. Например: значения лица (льстец, летчик, дирижер – выделите форманты, которые выражают это значение), предметные значения (двигатель, счетчик, кипятильник – форманты), значение места действия или вместилища (раздевалка, зимовье, конюшня, сахарница, кофейник), значения женскости, невзрослости, собирательности или единичности (кассирша, лисенок, клиентура, горошина), разнообразные оценочные значения: уменьшительное, увеличительное, ласкательное, уничижительное (домик, домина, собачонка, умишко) и многие другие значения.

21. Методика выбора производящего слова и составления словообразовательной пары

Существует определенный метод выбора производящего слова и составления словообразовательной пары:

  1. Определить лексическое значение производного слова.
  2. Составить мотивационный перифраз (описательное выражение) к производному слову.
  3. Составить словообразовательную пару, выделить производную и производящую основу.
  4. Определить словообразовательный формант и его значение.

Например: Обаятельность – свойство обаятельного человека.

Обаятельность ← обаятельный.

Словообразовательный формант – суффикс –ость, придает значение отвлеченного сущ-го.

22. Словообразовательное гнездо

Словообразовательную пару образуют производящее и производное слова. Из них может сложиться словообразовательная цепочка: синий → синеть → посинеть → посинение.

Все производные слова, образованные от одного корня, составляют словообразовательное гнездо : Бор (сосновый и еловый лес) → борок

→ бористый

→ боровой → боровик → боровичок

Словообразовательные гнезда различаются по объему:

1) нулевое гнездо – представленное только 1 словом

2) слабо развернутое гнездо, включающее вершину и 1 производное: майонез – майонезный;

3) сильно развернутое гнездо, включающее 3 и более слов

23. Словообразовательный тип

Словообразовательный тип - основная комплексная единица словообразовательной системы.

В словообразовательный тип входят 3 компонента:

  • общность частеречной принадлежности производящих слов;
  • общность частеречной принадлежности производных слов;
  • общность словообразовательного форманта и словообразовательного значения.

Например, слоненок, медвежонок, негритенок созданы на основе словообразовательного типа (словообразовательной модели), т. е.

1. Основа сущ. + -онок / ёнок = сущ. со знач. детеныша.

2. Зеленоватый, синеватый, розоватый созданы на основе словообразовательного типа основа прил. + -оват-/-еват- = прил. со знач. оттенка цвета.

Словообразовательный тип, показывает строение существующих в языке слов и даёт правило для образования одних слов от других.

24. Способ словообразования

Способ словообразования – 1 из центральных понятий в словообразовании. Оно может быть рассмотрено плане диахронии и в плане синхронии.

С диахронической точки зрения способ словообразования фиксирует историю рождения слова в один из периодов его развития. Например: вратарь ← врата (суфф. способ, посредством форманта -арь); сейчас ← сей час (слияние 2 знаменательных слов).

С синхронической точки зрения способ словообразования определяет, с помощью какого средства выражается словообразовательное значение слова.

Во многих случаях словообразовательное значение собирательности выражается суффиксальным способом при помощи формантов –j-, -в-, -н-, -еств-, -няк, -ат. Например: зверье, листва, родня, студенчество, березняк, старостат.

Чтобы определить способ словообразования, нужно выявить производящую основу и словообразовательный формант.

Приземлиться ← земля (морфол., прист.-суфф.-постфикс.).

25. Морфологические способы словообразования

При морфологических способах словообразования используют морфемы.

В таких словообразованиях структура производного слова отличается от мотивирующей базы (производящего слова или словосочетания): весенний ← весна, подснежник ← снег.

При неморфологических способах не используют аффиксов и не сопровождаются изменением внешнего облика производящей единицы.

К чистым аффиксальным способам относятся префиксация, суффиксация, постфиксация.

Префиксация - образование слова с помощью приставок: петь → запеть, всегда → навсегда. Часто применяется по отношению к глаголам.

Суффиксация -образование слова с помощью суффиксов, это наиболее распространенный способ русского словообразования, характерный для разных частей речи, прежде всего для существительных и прилагательных.

Синий → синева → синь

Нулевая суффиксация - применяется в области отглагольных существительных (разговаривать → разговор, отвечать → ответ, бежать → бег, прогулять → прогул), существительных, образованных от прилагательных (зеленый → зелень, тихий → тишь, новый → новь), и оценочных существительных со значением лица (подлизываться → подлиза, задираться → задира).

Постфиксация - аффиксальный способ, при котором средством выражения словообразовательного значения служит постфикс.

Постфикс, как и приставка, присоединяется к слову в целом и не меняет части речи образуемого слова.

Существуют и комбинированные аффиксальные способы: префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-постфиксально-суффиксальный.

Рассмотрим эти способы.

  1. Префиксально-суффиксальный способ . Словообразовательным формантом в таком случае является комбинация 2 аффиксов – приставки и суффикса ((снег → подснежник, Урал → Зауралье).
  2. Префиксация с нулевой суффиксацией . Префиксация и нулевая суффиксация – способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных существительными со значений части тела или детали внешности: безглазый, безногий, безрукий.
  3. Префиксально-постфиксальный применяется в основном с глаголами. Средством выражения словообразовательного значения служит комбинация приставки и постфикса –ся, -сь: дозвониться, изголодаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому слову – глаголу.
  4. Суффиксально-постфиксальный применяется в основном с глаголами. В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: суета → суетиться, гордый → гордиться, нужда → нуждаться.
  5. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. Применяется в основном с глаголами, мотивирующими словами служат существительные, прилагательные и глаголы: банкрот → обанкротиться, щедрый → расщедриться, шептать → перешептываться.

Сложение - один из распространенных явлений в словообразовании.

При сложении основой является устойчивый порядок компонентов, тенденция к единому ударению, интерфикс.

Сложные слова имеют особый тип словообразовательного значения – соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ в 1 целостную единицу: север, восток → северо-восток.

Сложение включает несколько разновидностей.

  1. Сложносоставной способ – сложение самостоятельных слов без помощи интерфикса: вагон-ресторан, плащ-палатка, стоп-кран. Каждое слово имеет самостоятельное значение.
  2. Чистое сложение – образование производного слова путем соединения при помощи интерфикса 1 или нескольких основ с самостоятельным знаменательным словом: лесостепь, черно-белый. Слова могут быть как равноправными, так и неравноправными смысловыми отношениями (бело-розовый ← белый и розовый, водонепроницаемый ← непроницаемый для воды).
  3. Образование сложных слов с 1 неизменяемым связанным компонентом интернационального характера: авиа-, теле-, био-, видео-, рок- (авиапочта, телешоу, биодобавки, видеодвойка, рок-концерт).
  4. Сложносуффиксальный способ . Словообразовательное значение выражается комбинацией сложения и суффикса. Словообразовательными формантами служат интерфикс, суффикс. Этот способ распространен в сфере образования имен существительных и прилагательных: огнетушитель, полнолуние, пятиклассник, трехэтажный, западноевропейский, дальневосточный.
  5. Сложнопрефиксальный способ : умиротворить, иссиня-черный.
  6. Префиксально-сложносуффиксальный : повседневный, повсеместный, Причерноморье.

Усечение - сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): специалист – спец, заместитель – зам.

Усечению подвергаются основы существительных и прилагательных: специалист – спец, заведующий – зав, наивный – наив, интенсивный – интенсив. Усечения могут мотивироваться также словосочетанием: декрет - декретный отпуск, фиктив – фиктивный брак, синхрон – синхронный перевод.

Усечение может осложняться суффиксацией: видик, велик, мультик, компик.

Семантическое включение (универбация) - способ образования слова на базе словосочетания: читальный зал → читалка, зачетная книжка → зачетка.

Это очень распространенный способ современного словообразования, им образуются разговорные слова: маршрутка, публичка, девитиэтажка, трехлитровка, стометровка, сберкнижка, пятисотка.

26. Морфонологические явления при словообразовании

При морфологическом словообразовании на стыке производящей основы и аффикса наблюдаются различные звуковые изменения . Например, при сочетании корня рук- с суффиксом –н- в корне наблюдается чередование фонем к // ч, а при сочетании этого же корня с суффиксом –аст- в корне чередования нет: ручной – рукастый.

Морфемы могут приспосабливаться друг к другу, используя следующие словообразовательные средства:

  • вставку интерфиксов , благодаря этому удается избежать труднопроизносимых сочетаний фонем на морфемном шве (небоскреб, двухгодичный);
  • наложение морфем – частичное совмещение в структуре слова 2 соседних морфов (такси + ист → таксист; пальто + ов → пальтовый, роз-ов-ый + оват → розоватый).
  • усечение морфем – это сокращение части корня или аффикса под влиянием присоединяемого аффикса (пальто – пальтецо, итальянец - итальянка);
  • наращение – осложнение основы слова при образовании от него производных или словоформ: небо – небеса, дочь – дочери, время – времени, мать – материнский.
  • чередования фонем и сочетаний фонем.

Важнейшие исторические чередования

1. е // и (отпер - отпирать)

2. о // ы (посол - посылать)

3. о // а (гореть - гарь)

4. е // о (везти - воз)

5. я // у (звякнуть - звук)

6. е // я // а // и (сесть – сядь – садиться - сидеть)

7. е // ǿ (день - дня)

8. о // ǿ (сон - сна)

9. и // ей // ǿ (лить – лей - лью)

10. ы // ой (мыть - мой)

11. уй // ов (суй - совать)

12. уй // ев (жуй - жевать)

13. я // им (понять - понимать)

14. а // ин (начать - начинать)

15. оро // ра (поворот - вращать)

16. ере // ре (дерево - древо)

17. оло // ла (холод - прохладный)

18. оло // ле (молоко - млекопитающее)

19. г // ж // з (друг – дружу - друзья)

20. к // ч // ц (лик – личность - лицо)

21. г // ж // ч (берегу – бережет - беречь)

22. г // ж // щ (могу – может - мощь)

23. х // ш (сухой - сушить)

24. с // ш (носить - ношу)

25. д // ж // жд (ходить – хожу - хождение)

26. т // ч // щ (свет – свеча - освещение)

27. т // щ (питаться - пища)

28. ст // щ (пустить - пущу)

29. ск // щ (таскать - тащу)

30. д // с (веду - вести)

31. т // с (плету - плести)

32. любой согл. // ǿ (веду – вел, мету - мел)

33. б // бл (любить - люблю)

34. п // пл (лепить - леплю)

35. м // мл (земной - земля)

36. в // вл (ловить - ловлю)

37. ф // фл (графить - графлю)

Причины возникновения морфонологических явлений

  1. Исторические процессы в области фонетики (чередования с шипящими вызвали законы палатализации, беглость гласных – следствие падения редуцированных): кроха – крошечный, любить – люблю, сон – сна.
  2. Действие принципа экономии речевых усилий: усечение, наложение и гаплология, пример: коричневый – коричневатый, любопытный – любопытство, Чехов – чеховед.
  3. Стремление к сохранению прозрачности словообразовательной и морфемной структуры слова: самолет, тюзовский.
  4. Действие закона благозвучия.
  5. Действие закона аналогии (усечение, наложение, гаплология, интерфиксация): Орел – орловский.

27. Неморфологические способы образования

Неморфологические способы образования - способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы.

Неморфологические способы подразделяются на лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический способы.

Лексико-синтаксический способ (слияние, сращение) – это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния 2 и более слов: сегодня, сумасшедший, быстрорастворимый, вышеизложенный.

1) наречие + прилагательное или причастие: вечнозеленый, быстрорастворимый, маловысокохудожественные книги.

2) существительное + прилагательное или причастие: фосфорсодержащий, азотсодержащий, умалишенный.

При образовании слова лексико-синтаксическим способом изменяется только 1 часть: вечнозеленый, вечнозеленого, вечнозеленому.

Сложные существительные типа вагон-ресторан образованы путем сложения, потому что во многих из них склоняются обе части: в вагоне-ресторане, к матчу-реваншу, из салона-парикмахерской, от журналиста-международника.

Морфолого-синтаксический способ. Переход из одной части речи в другую.

Часто в русском языке слова могут переходить во все части речи. Продуктивность этих процессов неодинакова.

К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация и интеръективация.

1) Субстантивация (лат. substantivum - существительное) - существительные образуются от прилагательных и причастий: кондитерская, отдыхающие.

Субстантивированные прилагательные и причастия разнообразны по семантике: это обозначения лиц (больной, рядовой, ученый, встречный), помещений (ванная, столовая, гостиная, приемная, операционная), абстрактных понятий (будущее, прекрасное, главное), блюд, кушаний, лекарств (горячее, жаркое, снотворное), денег, платежей (чаевые, командировочные).

2) Адъективация – переход слов в имена прилагательные (первый ряд – первый ученик= лучший).

3) Прономинализация – переход слов в местоимения, прилагательные (известный художник – известная доля свободы = некоторая), числительные (посадить одно дерево – Жили в старину одни люди = некие, какие-то), причастия (данное мне поручение – высказаться по данному вопросу = этому).

4) Адвербиализация – переход слов в наречия, в наречия переходят существительные (жить совсем рядом = близко).

5) Предикативация – переход слов в слова категории состояния. Этому явлению подвергаются наречия и краткие прилагательные (туманно намекнуть – утро туманно – Утром туманно) и существительные (Унылая пора! Очей очарованье!).

6) Препозиционализация – переход слов в предлоги. В предлоги переходят существительные (в течение реки – в течение дня), наречия (стоять вокруг – стоять вокруг нас), деепричастия (благодаря товарища – благодаря помощи товарищей = из-за).

7) Конъюнкционализация – переход слов в союзы. В союзы переходят наречия (Мы точно следовали приметам. – Глаза блестели, точно звезды) и местоимения (Я не знал, что взять с собой. - Невольно в голову приходила мысль, что шелестят звезды – Пауст.).

8) Интеръективация – переход слов в междометия (нести караул – Караул! Грабят).

Морфологические способы словообразования в качестве словообразовательных формантов используют морфемы .

Основные способы морфологического словообразования

Морфологические способы:

1. Аффиксальные:

1) суффиксальный - ушастый - уши

2) нулевая суффиксация - бег - бегать

3) постфиксальный - учиться - учить

5) приставочно-суффиксальный - подосиновик - осина

6) пристав. - суфф.- постфиксальный - расщедриться - щедрый

7) суффиксально-постфиксальный - колоситься - колос

8) приставочно-постфиксальный - докричаться - кричать

9) префиксация с нулевой суффиксацией - изморозь - мороз

2. Сложение

1) чистое сложение - хлебозавод, хлеб, завод

2) сложносоставной способ - вагон-ресторан, вагон, ресторан

3) сложение с элементами интернац. характера - биодобавка, био, добавка

4) сложение + суффиксация - головоломка ← голову ломать

5) сложение + префиксация - умиротворить, мир, творить

6) сложение + преф-я + суфф-я - вполоборота, половина оборота

3. Аббревиация

1) буквенная - ЧГПУ

2) звуковая - ООН

3) слоговая - профком

4) слого-словная - зарплата

5) смешанная - ИМЛИ

6) телескопическая мопед

4. Усечение

специалист ← спец

5. Семантическое включение

зачетка ← зачетная книжка

Словообразовательный разбор

При словообразовательном разборе нужно определить направление производности и установление мотивирующего слова, рассмотреть соотношения мотивирующего и мотивированного слова в формальном и семантическом плане.

В процессе анализа выделяется производящая основа и словообразовательный формант, выявляется словообразовательное значение производного, которое выражается способом словообразования.

Для словообразовательного анализа необходимо брать только слова производные, и только в начальной форме.

Схема словообразовательного разбора

  1. Мотивирующее слово.
  2. Мотивация.
  3. Производящая основа.
  4. Словообразовательный формант.
  5. Способ словообразования.

Образец вузовского словообразовательного разбора

Перезваниваться ← звонить

  1. Мотивирующее слово – звонить.
  2. Мотивация: перезваниваться – периодически звонить друг другу.
  3. Производящая основа – звони.
  4. Словообразоват. формант – комбинация приставки пере-, суффикса –ива-, постфикса. – (УСТНО)
  5. Способ словообразования – морфологический, преф.-суфф.-постф.

Образец школьного словообразовательного разбора

Водопровод ← воду проводить (сложение)

Подснежник ← снег (приставочно-суффиксальный способ).

Морфемика

Морфемикой называют один из многочисленных­ разделов науки языкознания, который изучает строение (состав) слова.­ Каждое слово (слова) состоит из частей (значимых) это: приставки, корни, суффиксы и окончания. Все они имеют одно общее название в русском языке - морфемы, образующие состав слов (слова).

Морфема является минимальной значимой частью слова. По этому определению важны и равнозначны обе части, как значимая, так и минимальная. Морфемой также называется самая меньшая единица языка, имеющая значение. Она не может члениться еще на более маленькие значимые части.

О чередовании согласных и гласных в морфемах.

В русском языке­ как звуковой, так и буквенный состав морфем не может быть неизменным. В них есть нефонетические, которые не вызваны фонетическими условиями (ударением в конце фонетических слов и звуков) чередования согласных и гласных. Они не считаются случайными, так как объясняются разными историческими процессами, которые происходили и происходят в языке с давних времен. Следует отметить, что в современном русском языке представлены такие чередования, которые есть в составе морфем. К ним относятся чередования гласных букв,
с О, например «бреду - бродить»;
О с А, например «смотреть - посматривать»;
Е с О, « выберу - выбор­ - выбрать - выбирать;
О с У и Ы,­ «сох - сухая - высыхать»;

Как чередуются согласные и их сочетания:

1). Парные мягкие чередуются с парными твердыми. Например: мольба - мольбе, трава - траве.
2). Заднеязычные чередуются с шипящими. Например:
Нога - ножка (г), рука - ручка (к), муха - мушка (х).
3) Зубные чередуются с шипящими. (з /ж, с / ш, ц / ч, ст / щ).
4). Губные чередуются с сочетание губных + л (б / бл, п / пл,­ в / вл, ф / фл, м / мл).

В правописании русского языка есть менее распространенные чередования такие, как, например (друзья - друг). Все вышеперечисленные чередования на письме отражаются при помощи разных букв. Что касается нефонетического чередования мягкого парного согласного с твёрдым, то оно обозначается не согласной буквой, а последующей за ним, гласной. В одной морфеме часто встречается ряд согласных чередований. Среди них - тройное чередование парного мягкого с парным твердым согласным следующего образования. Кроме таких, в морфемах чередуются гласные (в сочетании гласного и согласного).

О классификации морфем.

Есть морфемы некорневые и корневые. Так некорневые делятся на следующие словообразующие, которые называются аффиксами и формообразующие - флексиями.

Корень в принципе отличается от всех типов морфем, так как он является единственной обязательной частью слова. Слов без корней не бывает, но есть слова, не имеющие приставок, суффиксов и окончаний. Корень­ употребляется вне всякого сочетания с другими имеющимися корнями. Корень (корни) употребляемый в слове самостоятельно, а также который сочетается с флексиями, имеет свое название - свободный. Таких значительное большинство.

О словообразующих морфем. Это - приставки, суффиксы и­ постфиксы. Все они различаются в зависимости от их места по отношению к другим морфемам и корню.
Приставка является­ словообразующей морфемой, которая стоит перед приставкой (еще одной), например «неразборчивый» или корнем, например, «прехорошенький».

Суффикс является словообразующей морфемой, которая стоит перед флексией, после корня. Например,­ «писательница.
Постфикс­ является словообразовательной морфемой, которая стоит после формообразующего суффикса и окончания. Например (-либо, -то, -нибудь).

18. Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.

В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

Словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

19. Чередование звуков в слове.

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

Чередование гласных:

е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.

Чередование согласных:

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.

20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

Простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.

22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения - источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

  • аффиксация:

    Префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    - суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    - префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

  • безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
  • словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
  • аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).

2. Неморфологические способы:

Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).

Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как "вселенная" и «мир» как "состояние без войны").

Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).