А проще сказать человеконенавистником, не просто легко, а очень легко - достаточно пообщаться с любой достаточно двинутой социальной группой или просто живя среди сплошного быдла, родить совершенно нелогичную мысль, что львиная доля людей - ошибка природы, исправить которую сможет лишь термоядерный геноцид.

Понимаем твою боль… Давай вспомним трудности, суть которых поймем только мы:

  1. Когда ты сидишь в общественном месте наедине со своими мыслями, и кто-то садится рядом с тобой. Твоя первая реакция: «Отлично! Надеюсь, они со мной не заговорят».
  2. Когда они все-таки заговаривают - ты думаешь: «черт!».
  3. Когда они начинают рассказывать о том, как прошел их день, ты пытаешься понять, кого же ты так достал, чтобы заслужить это кармическое возмездие.
  4. Когда ты сидишь и прикидываешь, как выбраться отсюда и как долго это еще будет длиться, когда уже они замолчат.
  5. Ты даже не пытаешься скрывать свое подозрительное отношение к миру. Это просто твоя точка зрения, которую, кстати, ценят твои друзья.
  6. Любое небольшое место, где ты застрял с другими людьми, становится твоим персональным адом. Лифты, маленькие кафе, очереди – это самые ужасные места, где можно застрять с незнакомцами.
  7. На самом деле ты ненавидишь маленькие беседы. Особенно когда приходится вести их с тем, кого ты не знаешь. Ты ненавидишь тратить энергию на незнакомцев.
  8. Если кто-то пытается разговаривать с тобой, когда ты слушаешь музыку в наушниках, ты думаешь: «Серьезно? Вы что, не видите эти дурацкие наушники у меня на голове? Кто вам сказал, что лезть ко мне допустимо?»
  9. Никто так не преуспел в «subtweeting», как ты. (Когда в своем твиттере ты обращаешься к человеку, напрямую его не называя)
  10. Ты реально разозлился, когда Серьезный котик канул в лету. По сути, он олицетворял твое альтер-эго. Черт!
  11. Ты больше всего на свете любишь, когда люди отменяют свои планы. Ты испытываешь вздох облегчения, когда отменяется встреча с друзьями.
  12. «Ад – это другие люди» - наверняка твоя мантра.
  13. Когда кто-то пытается дозвониться до тебя, твоя первая реакция – вздох, полный презрения и отвращения. «Звонок?!! Мы что – в пятидесятых??? Пиши мне, идиот».
  14. Ты считаешь, что снежные бури великолепны, потому что они дают тебе 2-3 дня отдохнуть от чьего-либо присутствия.
  15. Когда ты на борту самолета и понимаешь, что рядом с тобой сидит ребенок – первая мысль «Конечно! Это должно было случиться со мной!».
  16. И, говоря о детях и маленьких людях, ты полностью поддерживаешь идею ресторанов чайлд-фри. Дети – худшее.
  17. Когда встает вопрос, с кем лучше провести время – наедине с собой или с людьми – ты выбираешь одиночество. Сериалы >люди, Книги >люди, Нет людей >люди
  18. Ты стараешься не садиться рядом с кем-то в общественных местах и тогда, когда выхода нет и садиться приходится, чувствуешь себя прескверно.
  19. Твои друзья – такие же мизантропы, что является идеальным вариантом. Когда вы собираетесь вместе - то тратите все время, на обсуждение недостатков окружающих. У вас, ребята, есть взаимопонимание, и это по-настоящему круто. Вот почему вы так близки.

Мизантропия как качество личности – склонность ненавидеть, презирать людей, толпу, отчуждаться от них; проявлять неприятие, человеконенавистничество.

Размышления мизантропа: Все люди делятся на три категории: те, кого я не перевариваю, те, кого я перевариваю, и те, кого я уже переварил.

В кабинете психоаналитика: — Послушай, меня все ненавидят… Может быть, хоть ты скажешь, отчего, мерзкий старикашка?

Мизантропия – способность, избегая людей, наслаждаться человеконенавистничеством, презирать распространенные человеческие ошибки и слабости. В отличие от человечности – способности бережно, сострадательно, заботливо и ответственно относиться к другим людям; воспринимать других людей как своих родных и близких; проявлять ярко выраженную склонность к человеколюбию, мизантропия, испытывая чувство изоляции и социального отчуждения, презирает характерные черты, присущие большинству человечества. Она не терпима к стереотипам поведения, стадному инстинкту толпы.

Мизантропия часто ограничивается ненавистью к кодле, к толпе, к ее низменным качествам. Трудно обнаружить в этом что-то негативное. Игорь Губерман пишет:

И мерзко, и гнусно, и подло,

И страх, что заразишься свинством,

А быдло сбивается в кодло

И счастливо скотским единством.

Мизантропия может быть мотивирована эмоциональным выгоранием от межличностного общения. Мамин – Сибиряк в «Имениннике» пишет: «Прасковья Львовна постоянно ошибалась в людях, и с годами каждая новая ошибка отдавалась в ее душе все больней, развивая мизантропию».

Не обязательно, чтобы мизантроп ненавидел весь род людской. Это частный случай. Мизантроп в состоянии поддерживать и развивать отношения с людьми, но не часто и круг таких людей ограничен. То есть он крайне разборчив к выбору своего окружения.

Бестактность, неделикатность, фамильярность и панибратство вызывают у него тошноту. Мизантроп – мастер держать необходимую дистанцию, близкую к холодности и отчуждению, но с людьми, прошедшими его тщательный отбор, он способен установить нормальные во всех смыслах отношения.

Как правило, мизантроп – «шатун – одиночка», «хмырь болотный», ведущий уединенный образ жизни. Удовольствия и прелести социальной жизни не для него. В ней он не видит большого проку. Некоторые психологи считают, что м изантроп — идеалист, борец за справедливость. Истребление редких видов животных, политическая грызня, загрязнение экологии, рассыпанные по автобусной остановке окурки, разбитые на природе бутылки, курение в общественных местах – все это царапает мизантропу сердце. В местах скопления народа он начинает нервничать: «Они громко говорят, матерятся при детях, устраивают «семейные сцены», не смотрят, куда идут, ковыряются в носу (о, Боже!), они ведут себя, как стадо!».

Михаил Лапин в стихотворении «Мизантроп» пишет:

Я живу как живу – не осталось азарта
Вот опять наступило вчерашнее завтра
Лень расписывать в лицах, словах и поступках
Не убудет от слов изобилья в ублюдках
Не хочу, не могу, без обид, не желаю
Больше рад я ей богу, собачьему лаю
Серо-желтым морщинам у штор на гардине
Мотыльку за окном, паучку в паутине
Мизантроп – это человек, разочаровавшийся в человечестве или человеческой природе. Слово «мизантроп» получило особое распространение после одноименной комедии Мольера. Происходит слово от греческого μῖσος (misos , «ненависть») и ἄνθρωπος (Антропос «, мужчина, человек»). Философ-киник Диоген Синопский был известным мизантропом. Он отличался презрением к людям и питал уважение к животным, таким как мыши и собаки, Диоген посвятил свою жизнь доказательству того, что нормы и обычаи, которым следует большинство людей, на самом деле бесполезны для достижения истинного счастья.

Причинами развития мизантропии как качества личности может стать гордыня в таких ее формах как гонор, спесь, высокомерие, надменность, чванливость, тщеславие. Человек, впавший в депрессию, по определению недружелюбно смотрит на мир, то есть депрессия может стать причиной мизантропии. Переизбыток общения, пустословие тоже могут внести свой вклад в развитие данного качества личности. К волонтерам мизантропии также можно отнести проблемы принятия себя, закомплексованность, чрезмерную эмоциональную чувствительность, чувство собственной важности и значимости.

Олицетворением мизантропа был философ Артур Шопенгауэр. Его манифест мизантропа выглядел бы так:

«Чего не должен знать твой враг, того не говори своему другу»
«На все наши личные дела следует смотреть как на тайны; надо оставаться совершенно неизвестным для своих знакомых… осведомленность их в невиннейших вопросах может когда-нибудь при случае оказаться для нас весьма невыгодной»
«Ни любить, ни ненавидеть» – такова первая половина житейской мудрости; вторая ее половина: «Ничего не говорить и никому не верить»
«Недоверие – мать спокойствия»
(излюбленная французская поговорка).
«Забыть какую-либо скверную черту человека – это все равно, что выбросить трудом добытые деньги. Таким образом мы избежим глупой доверчивости и неразумной дружбы»
«В жизни превосходство может быть приобретено лишь тем, что человек ни в каком отношении не будет нуждаться в других и открыто станет показывать это»
«Чем меньше уважаешь других, тем больше они будут уважать тебя»
«Если среди нас есть человек действительно выдающихся достоинств, то не полагается говорить ему этого, словно это какое-то преступление»
«Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются»
«Злобу или ненависть нельзя обнаружить иначе, как действием… Ядовитыми бывают лишь животные, имеющие холодную кровь»
«Немного вежливости и дружелюбия способны сделать людей уступчивыми и услужливыми. Таким образом, вежливость для человека то же, что для воска тепло».

Мизантроп опасается людей, не доверяет им, но внешне это выглядит как ненависть. Он считает, что вокруг одна ложь и провокация. Тот, кто хочет произвести на него благоприятное впечатление, сразу попадает в черный список. В его поведении мизантроп выискивает признаки большого подвоха. Не верь, не бойся, не проси – это его психологическая установка. Недоверие к людям – основа мизантропии. Оно, в свою очередь, стоит на платформе презрения к ним. Мизантроп полагает, что люди всегда мотивированы низменными помыслами, сводящимися к «исть», «есть», «асть» и «ысть». То есть – ненависть, месть, страсть и корысть.

Английский писатель Мэтью Грегори Льюис в романе «Монах» ярко описывает «красоту» жизни мизантропа: «Человек рожден для общества. Как ни далек он от мира, он не способен совсем его забыть, а быть забытым миром для него не менее невыносимо. Исполнясь отвращения к греховности и глупости рода людского, мизантроп бежит его. Он решает стать отшельником и погребает себя в пещере на склоне какой-нибудь мрачной горы. Пока ненависть жжет ему грудь, возможно, он находит удовлетворение в своем одиночестве, но когда страсти охладятся, когда время смягчит его печали и исцелит старые раны, думаешь ли ты, что спутницей его станет безмятежная радость? Нет, Росарио, о нет! Более не укрепляемый силой своих страстей, он начинает сознавать однообразие своего существования, и сердце его преисполняется тягостной скукой. Он смотрит вокруг себя и убеждается, что остался совсем один во вселенной. Любовь к обществу воскресает в его груди, он тоскует по миру, который покинул. Природа утрачивает в его глазах все свое очарование. Ведь ему указать на ее красоты некому, никто не разделяет с ним восхищения перед ее прелестями и разнообразием. Опустившись на обломок скалы, он созерцает водопад рассеянным взором. Он равнодушно смотрит на великолепие заходящего солнца. Вечером он медлит с возвращением в свою келью, ибо никто не ожидает его там. Одинокая невкусная трапеза не доставляет ему удовольствия. Он бросается на постель из мха унылый и расстроенный, а просыпается для того лишь, чтобы провести день такой же безрадостный и однообразный, как предыдущий».

Петр Ковалев 2014 год

В числе наиболее известных мизантропов - Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Джонатан Свифт, Франц Кафка, а так же любимцы миллионов телезрителей - (House Md) и (The Вig Bang Theory). Неужели у всех этих настолько разных людей и персонажей есть общая черта? Или же неприязнь к людям у каждого из них своя, особенная? Мы решили разобраться в этом вопросе, и вот что получается…

Кто такой мизантроп?

Мизантропия (от греческих слов «ненависть» и «человек») - отсутствие интереса к людям, либо презрение, либо ненависть к человечеству, его слабостям, моральным ценностям или их отсутствию. Одновременно все эти компоненты смешаны быть не могут, так как взаимоисключают друг друга: безразличный не обращает на других внимания и наслаждается одиночеством, презирающий любуется собой на фоне массы посредственностей, ненавидящий на самом деле боится и сам же страдает от своей нелюдимости.

Независимо от вышесказанного мизантропов можно разделить на две категории. Первые проявляют общую неприязнь к человечеству в целом - то есть homo sapiens как к несовершенному, полному противоречий и пороков виду - и, в принципе, замечают многие типичные недостатки в себе самих. Вторые, напротив, любят человечество в целом и себя как его часть - им не безразлично будущее, они могут бороться за сохранение природы, реформы образования и т. д. При этом они испытывают сдержанную неприязнь и недоверие к отдельно взятым людям - ничего требуют от других, но и не ожидают от них. Такие люди не смогли бы уехать на необитаемый остров и жить так как в раю - им нужно хотя бы ощущать присутствие себе подобных.

В любом случае неверно истолковывать мизантропию как полную изоляцию от людей. Как правило, мизантропы поддерживают нормальные, тёплые отношения с небольшим кругом избранных людей, которые проявили себя достойными уважения, честны перед собой и окружающими, умеют контролировать своё эго и, как следствие, способны к истинной дружбе, привязанности, преданности и любви.

Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой - максимальная блокада социально-коммуникативных связей.

Причины мизантропии

Мизантропами часто становятся люди с интеллектом выше среднего, которые в силу своей генетической предрасположенности, образованности (а может и количеству прожитых жизней) возвышаются над «средними» людьми. Мизантроп не обязательно относится к остальным с высокомерием и считает их «быдлом» - он может и осознавать, что каждый разумен в силу своих возможностей (никто ведь не презирает приматов, за то что они не настолько умны, как люди). Однако проводить время в подобном обществе интеллектуал не хочет и даже не может - им невыносимо скучно слушать «общение» обычных людей, погружённых в мелкую, ничего не значащую суету, сплетни, склоки, желание произвести на кого-то впечатление…

Отдельный случай вынужденной мизантропии у одаренных людей - это ответная реакция на отношение к ним окружающих. Выдающихся личностей часто не понимают, не принимают, ненавидят и часто подвергают издевательствам, насмешкам и гонениям. Ничего удивительного, что одарённый человек отвечает взаимностью толпе уязвлённых посредственностей.

Ещё одна возможная причина мизантропии - это идеализм. Некоторые люди, сталкиваясь с несовершенством реального мира и его несоответствием утопическому порядку и гармонии, не выдерживают этого противоречия. Нетерпимость к недостаткам, которые встречаешь на каждом шагу, выливаются в ненависть. Сложность в том, что такого рода мизантропами часто становятся люди с тонкой душевной организацией, которые очень остро чувствуют все то гадкое, что есть в людях, и искренне переживают по этому поводу. Пытаясь исправить, «вылечить» человечество, они сталкиваются с тщетностью своих усилий, и начинают ненавидеть людей еще больше.

Мизантропия как философия существования и модель (анти)развития общества - это болезнь нашего века в принципе. Многие люди были воспитаны в духе «выживает сильнейший» и «после меня хоть потоп», и по сей день руководствуются этими принципами. Они не спрашивают себя, куда эти лозунги ведут, не задумываются о том, кто их создал и с какой целью пропагандирует. Они - мизантропы от недостатка интеллекта, а не от его избытка.

Встречаются и такие мизантропы, для которых ненависть ко всем и ко всему - просто способ почувствовать себя уникальным, не имея на то никаких действительных причин. Эти люди (чаще всего подростки) являются психологически незрелыми, не любят себя по-настоящему и проецируют эту нелюбовь на всех окружающих. При этом он, конечно, не понимает истинной причины своей «выдающейся нестандартности», которая кроется в отсутствии близких и доверительных отношений в «родительском гнезде».

Не путать с социопатией

Социопатия, - модный нынче диагноз, которым бросаются в адрес мизантропов, простых интровертов и людей, пребывающих в затяжной депрессии. Однако диссоциальное расстройство личности проявляется совсем иначе: оно характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, склонностью к агрессивному поведению и насилию, безответственностью и отсутствием чувства вины, неспособностью извлекать пользу из жизненного опыта и наказания, крайне ограниченной способностью формировать привязанности, бессердечностью и равнодушием к чувствам других людей. В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. Истинные социопаты так же обладают выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, которое грубо не соответствует господствующим социальным нормам и приводит его к конфликту с окружением.

Мизантропия (греч. μίσος - «ненависть» и άνθρωπος - «человек») - это неприязнь, недоверие или ненависть к человечеству или предрасположенность к неприязни и/или недоверию к другим людям. Также - выражение неприязни и презрения к «общепринятым» правилам и «моральным ценностям», недоверие и презрение к господствующей религии и её догматам, желание во что бы то ни стало отгородить себя от внешних контактов с обществом, чаще всего - не беспочвенна и проявляется у творческих личностей и личностей, непонятых или отвергнутых остальным «социумом», не нашедших себе места в обществе и лишённых единомышленников (не путать с маргиналами). Термин также подходит к тем людям, которые добровольно избегают общения с другими людьми или становятся отшельниками из-за вышеупомянутых чувств.

Основные сведения

Мизантроп - человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает (или наоборот наслаждается) человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Противоположность - гуманист, филантроп.

Хотя мизантропы выражают общую неприязнь к человечеству в целом, они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными людьми. Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения, или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества.

Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям в целом. Из-за этого термин часто ошибочно ассоциируется с множеством негативных вещей, идущих «в нагрузку». В особых случаях мизантроп действительно может ненавидеть человеческий вид в целом, но при этом мизантропия не обязательно говорит о психопатии. Мизантропы могут поддерживать нормальные и близкие отношения с людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.

Известные мизантропы

Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше
Билл Мюррей
Трент Резнор
Александр Гордон
Чарльз Буковски
Мишель Уэльбек
Амброз Бирс
Стивен Патрик Моррисси
Жан Жак Руссо

В массовой культуре

Тревис Бикл («Таксист (фильм)»)
Антон Чигур («Старикам тут не место»)
Агент Смит («Матрица (кинотрилогия)»)
Бендер
Дарья Моргендорфер
Доктор Быков («Интерны (сериал)»)
Доктор Грегори Хаус
Джек Торренс («Сияние»)
Джон Константин («Константин: Повелитель тьмы»)
Мистер Бёрнс
Мистер Дикинсон («Мертвец»)
Персиваль Кокс
Роберт Келсо
Сайлар
Стьюи Гриффин
Старуха Шапокляк
Фрэнк Мартин («Перевозчик»)
Эрик Картман
Шелдон Купер («Теория большого взрыва (телесериал)»)
Роршах («Хранители»)

В музыке

Лева Би-2.
Джим Моррисон
Егор Летов.

В литературе

Григорий Александрович Печорин - персонаж романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова.
Урсус - персонаж романа «Человек, который смеется» Виктора Гюго.
Весьма мизантропично описан персонаж романа «Мастер и Маргарита», Понтий Пилат. Важно учесть тот факт что Пилат является реальной исторической фигурой. В романе он изображен как человек, относящийся с недоверием к людям.
Джонатан Свифт высмеивал человечество. Особенно ярко он сделал это в главной книге своей жизни - «Путешествия Гулливера». Свифт не ненавидел человечество (хотя за ним закрепилась такая слава), но считал что если человеку дать полную свободу, то рано или поздно он скатится до скотского состояния йеху. Похожие идеи были и у Маркиза де Сада, который показал всю животную сущность человека, не ограниченного законом и моралью.
Также, известный сыщик Шерлок Холмс - герой романов и рассказов Конан Дойля является мизантропом.
Кнемон - персонаж комедии «Брюзга» Менандра.
Человек из подполья - персонаж повести «Записки из подполья» Достоевского.
Гриффин из романа Уэллса «Человек-невидимка»

Филантроп (от греч. φιλέω, «любить» и греч. ἄνθρωπος, «человек») - человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся.

Древнейшей формой благотворительности была милостыня и призрение (присмотр) нищих, главным образом, при церквях и монастырях.

Филантроп - полная противоположность мизантропу. Филантропия - человеколюбие, забота об улучшении участи человечества.

Знаменитые филантропы

Ричард Столлман - основатель движения свободного ПО
Гарольд Элфонд - передал в бюджет своего фонда 360 миллионов долларов для того, чтобы каждый житель его штата Мэн, рождённый начиная с 1 января 2009 года, мог получить грант на образование в колледже.
Павел Михайлович Третьяков и Сергей Михайлович Третьяков
Дэвид Гилмор
Савва Тимофеевич Морозов
Боно
Уоррен Баффетт
Марк Шаттлворт
Генри Форд
Пол Ньюман
Наполеон Хилл
Якоб Шифф
Тереза Тенг - Азиатская поп-звезда 70-80 годов.
Анджелина Джоли
Майкл Джексон
Джордж Сорос
Хуан Калинос

Ещё античные писатели заметили, что богатые люди испытывают гораздо большее наслаждение не от того, что получают, а от того, что дают. Стоит также заметить, что филантропия - это нечто большее, чем простое измерение количества пожертвованных средств: часто филантропы отказывались от всего, что имели, в пользу других и не требовали ничего взамен.

Пословицы и афоризмы о филантропии

Да не оскудеет рука дающего. Да не охамеет рука берущего.
Дам не рыбу, но удочку…
Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие. Это их отличительная черта, однако что их потом заставляет отказаться от имущества и суеты, жить просто ради других и созерцать одиночество и радость аскетическому образу жизни - неясно. (Оскар Уайлд. «Портрет Дориана Грея»)
«Чистая филантропия очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых - еще лучше» (Сесил Родс)

Философия. Разумная мизантропия

Если мы прислушиваемся к обоснованной критике нашего поведения, вносим необходимые коррективы и самокритично оцениваем промахи, а наш статус тем не менее остается низким, возникает соблазн обратиться к подходу, который практиковали многие величайшие философы Запада. Мы можем, трезво оценив изъяны господствующей системы ценностей, избрать путь разумной мизантропии, чуждой гордыни и ранимости.

Когда мы, как издавна советуют философы, пристально вслушиваемся в суждения других людей, мы делаем открытие, разом печальное и дающее странное ощущение свободы: взгляды широкой публики на большую часть вопросов путаны и неточны, а то и просто ошибочны. Шамфор выразил мизантропический подход как предшественников, так и потомков, сказав: “Нет мнения зловредней, чем общественное мнение” .

Разочарование в общественном мнении может быть болезненным, зато оно безусловно помогает нам избавиться от тревоги о собственном статусе, от изматывающего желания нравиться окружающим и мучительной тоски по знакам любви.

Одобрение других важно по двум причинам: материальной, поскольку быть изгоем опасно и неприятно, и психологической, поскольку трудно, а то и невозможно сохранять веру в себя, если окружающие нас не уважают.

Именно в этом втором отношении и полезен философский подход: он предлагает не огорчаться всякий раз, как общество нас отталкивает или не замечает, а сперва задуматься: правы ли те, кто так к нам относится? Наше самоуважение должно страдать только от справедливых упреков. Надо остановить мазохистский процесс и добиваться одобрения людей, выяснив прежде, достойны ли их мнения того, чтобы к ним прислушиваться, не стоит искать любви тех, с кем мы перестанем считаться, как только узнаем их образ мыслей.

Возможно, после этого мы начнем отвечать презрением на презрение - мизантропическая позиция, пример которой подают нам многие философы прошлого.

“Происходящее в чужом сознании само по себе для нас безразлично, мы сами к этому равнодушны, лишь только ознакомимся с поверхностью и пустотой мыслей, с ограниченностью понятий, с мелочностью помыслов, с извращенностью взглядов и с заблуждениями, присущими большинству людей… Вот когда мы поймем, что ценить высоко мнение людей - для них слишком много чести! ” - утверждал Артур Шопенгауэр, идеальный образец философа-мизантропа.

В “Parerga und Paralipomena” (1851) он утверждал, что от желания нравиться другим быстрее всего исцеляет понимание их подлинной сущности, по большей части исключительно глупой и грубой. “Во всем свете карточная игра сделалась главным занятием любого общества, - писал Шопенгауэр, - она мерило его ценности, явное обнаружение умственного банкротства”. Более того, картежники обычно хитры и безнравственны: “К сожалению, к сказуемому ‘coquins m?prisables’ на свете имеется дьявольски много подлежащих”. Если же люди не порочны, они, обычно, просто скучны. Шопенгауэр одобрительно приводит изречение Вольтера: “La terre est couvert de gens qui ne m?гitent pas qu’on leur parle”.

Так стоит ли нам всерьез прислушиваться к мнению этих людей? - спрашивает Шопенгауэр. Неужто мы позволим их вердикту и дальше нами управлять? Неужто наша самооценка зависит от кучки картежников? И даже если эти люди уважают нас, чего стоит их уважение? Или, как сформулировал сам Шопенгауэр:

Едва ли аплодисменты публики польстили бы виртуозу, если бы он узнал, что, за исключением одного или двух слушателей, все остальные глухи.

У трезвого взгляда на человечество, при всех очевидных достоинствах, есть один изъян: мы можем растерять большую часть друзей. Шамбор, собрат Шопенгауэра по философской мизантропии, ясно видел эту проблему:

Когда человек принимает решение вести дружбу лишь с теми людьми, которые хотят и могут общаться с ним в согласии с требованиями нравственности, добродетели, разума и правды, а приличия, уловки тщеславия и этикет рассматривают лишь как условности цивилизованного общества, - когда, повторяю, человек принимает такое решение (а это неизбежно, если только он не глуп, не слаб и не подл), он быстро убеждается, что остался почти в полном одиночестве.

Шопенгауэр не страшился такого исхода. “На свете только и есть выбор, что между одиночеством и пошлостью”, - указывал он и советовал учить юношество “переносить одиночество”, ибо необщительность есть признак высоких нравственных достоинств. По счастью, считал Шопенгауэр, всякий разумный человек, поживший и поработавший среди людей, “питает не больше склонности к тому, чтобы вступать в общение с другими, чем педагог к тому, чтобы вмешиваться в шумную игру детей”.

Таким образом, решение избегать общества не обязательно проистекает из нелюдимости - возможно, причина в том, что дружить не с кем. Циники - те же идеалисты, просто с непомерно высокими запросами. Или, словами Шамфора:

О людях, живущих уединенно, порою говорят: “Они не любят общества”. Во многих случаях это все равно что сказать о ком-нибудь: “Он не любит гулять”, - на том лишь основании, что человек не склонен бродить ночью среди разбойничьих вертепов.

Философы-затворники советуют нам прислушиваться к собственной совести, а не к голосам одобрения или осуждения, звучащим вокруг нас. Важно не то, какими мы представляемся некой группе людей, а то, что мы сами о себе знаем. Или словами Шопенгауэра:

Упрек оскорбителен лишь постольку, поскольку справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований. Кто действительно уверен, что ни в чем не заслуживает упрека, тот может и будет спокойно пренебрегать им.

Чтобы исполнить совет мизантропической философии, мы должны отказаться от детской тревоги о том, как отстоять свой статус (задача в любом случае невыполнимая, поскольку, в теории, нам пришлось бы до конца жизни вызывать на дуэль каждого, кто когда-либо нелестно о нас отзывался), а вместо этого черпать удовлетворение из более надежного источника: осознания своей подлинной ценности.

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги Миры и столкновенья Осипа Мандельштама автора Амелин Григорий

ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА «КАНЦОНА» Неужели я увижу завтра - Слева сердце бьется, слава, бейся! - Вас, банкиры горного ландшафта, Вас, держатели могучих акций гнейса? Там зрачок профессорский орлиный, - Египтологи и нумизматы - Это птицы сумрачно-хохлатые С жестким

Из книги Метафизика пата автора Гиренок Фёдор Иванович

5.6. Философия сытых «Все христианские народы, - писал Г. Федотов, - могут считать себя „дважды рожденными“…» (9, с. 3). Вторым рождением устанавливается то, что Б.Вышеславцев называл «человеком с сердцем». «Человек „без сердца“ есть человек без любви и без религии,

Из книги «Матрица» как философия автора Ирвин Уильям

Из книги Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. автора Сарнов Бенедикт Михайлович

ФИЛОСОФИЯ НИЩЕТЫ Для обозначения третьего измерения бытия у каждого было свое слово.Пастернак говорил: Царство Божие, История. Булгаков - бессмертие, вечность. Мандельштам называл его телеологическим теплом. Блок - музыкой.Но разве дело в названии? Важно другое: то, что

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин Борис

Раздел III. Философия - Старые философские места, одни и те же с начала веков, - с каким-то брезгливым сожалением пробормотал Ставрогин. - Одни и те же! Одни и те же с начала веков, и никаких других никогда! - подхватил Кириллов с сверкающим взглядом… Ф.М. Достоевский.

автора Лихт Ганс

3. Философия Мы вступаем в совершенно иной мир, вчитываясь в «Эннеады», или разделенные на девять книг сочинения Плотина из Ликополя (третий век нашей эры). Неутомимый, полуслепой, физически надломленный создатель неоплатонизма часто затрагивает проблему любви; однако он

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Статьи из газеты «Известия» автора Быков Дмитрий Львович

Басманная философия Ровно 150 лет назад, 14 (26 н. ст.) апреля 1856 года в Москве, месяца не дожив до шестьдесят второго дня рождения, умер Петр Яковлевич Чаадаев, первая жертва русской судебной психиатрии. В последующие 150 лет русская философия тщетно пыталась пристроить его на

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

«Философия может существовать только там, где свобода». Философия в СССР (1960–1980–е годы) (беседа Владимира Кантора с Андреем Колесниковым и Виталием Куренным) Что такое философия в СССР в 1960–1980–е годы? Где она существовала реально - в «подполье», в неформальных группах,

Из книги Самоучитель олбанского автора Кронгауз Максим Анисимович

Ай, философия… На связи В русском языке в последнее время распространились две новые формулы прощания, которые показали мне, что я окончательно и бесповоротно устарел.Первая из них построена по аналогии со стандартными формулами прощания с предлогом до: До свидания!

Из книги Русская средневековая эстетика XI?XVII века автора Бычков Виктор Васильевич

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Из книги Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии автора Левченко Ян Сергеевич

1. Нужна ли философия? Вопрос о мировоззрении в науке о литературе обычно не ставится, и в этом есть заслуга формалистов, требовавших спецификации своего предмета. Тем не менее, говорить об отсутствии соответствующего фона вряд ли приходится. Философско-идеологические

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Философия Далеко не во все эпохи отношение к философии было идеально позитивным. В 1850 г. министр просвещения России князь П. А. Ширинский-Шихматов поставил вопрос о том, что «польза философии не доказана, а вред возможен». По настоянию министра были закрыты многие кафедры