Виды мировоззрения

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности .

Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины – естественно-научное, ценность красоты и совершенства – эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости – нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть – это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

представления;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проанализировать текст «Мировоззрение личности» (В. И. Добрынина). Прочитайте текст и выполните задания.

Текст « Мировоззрение личности»

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно мо­жет существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она в конечном счете и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдо­научном знании и т. п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоя­тельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и худо­жественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой че­ловека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жиз­ни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности че­ловека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой фор­мирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентации, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В. И. Мировоззрение, его роль в современном мире // Основы философских знаний. М., 1995.

  1. Какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?
  2. Как вы понимаете мысль автора о том, что «при всех самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая»?
  3. Соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения.

4. Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв и т.д. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система и т.д. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенные в тексте автором.

Поэтому, что — ВЛОЖИШЬ в детей в этот период детства – то и ПОЛУЧИШЬ, когда они вырастут и станут взрослыми. К семи годам в ребёнке — ФОРМИРУЕТСЯ то Мировоззрение, с которым он — ПРОЖИВЁТ всю свою жизнь.
Вот – почему так чрезвычайно ВАЖНО – ВКЛАДЫВАТЬ в ДЕТЕЙ — только ДОБРОЕ и ПОЛЕЗНОЕ для жизни, ВОСПИТЫВАТЬ в них ДОБРЫЕ — ПРИВЫЧКИ и ПРИУЧАТЬ их только — к ДОБРОМУ и РАЗУМНОМУ и к ТРУДУ, а главное — ПРИВОДИТЬ их к ВЕРЕ — в БОГА. Тогда и люди из них — вырастут порядочные, добрые и разумные.

Мировоззрение — это система взглядов человека на общество и природу, понимание им жизни и его ценности, это его воспитание и качество образования. У людей существует три типа Мировоззрения: 1. Негативное Мировоззрение. 2. Смешанное Мировоззрение. 3. Положительное Мировоззрение.

Негативное Мировоззрение – принадлежит только Негативным, дурным людям. Мировоззрение таких людей основано на непорядочности, на лжи и злобе, на не уважении к людям, на вседозволенности, грубости, хамстве и наглости, на пошлом отношении к женщинам, на понимании власти силы и того, что слабых можно и нужно обижать и подчинять своей воле и власти денег, что деньги – не пахнут и деньги можно добывать криминальными способами, на понимание того, что «Не обманешь – не проживешь», что работа не волк – в лес не убежит и честная работа только для дураков. Совести, чувства долга и ответственности — у таких людей просто нет. Смешанное Мировоззрение – в этом типе Мировоззрении как бы всё перемешано и хорошее и доброе. Главное, люди с этим Мировоззрением – НЕ ИМЕЮТ твердых положительных принципов, не умеют хорошо различать Добро от Зла – у них как бы своеобразная каша в голове, все понятия расплывчатые, размытые, неопределенные. Люди со смешанным мировоззрением, если попадают в хорошую среду и в общение с хорошими людьми – делаются лучше, а если попадают в дурную среду и в общество дурных людей – становятся хуже. Смешанное Мировоззрение — характеризует две группы людей:

А). Обыватели, в Мировоззрении которых преобладают НЕГАТИВНЫЕ нравственные принципы и установки: эгоизм, жадность, скупость, зависть, расчетливость, непорядочность, лживость, безответственность.

Б). Обычные люди, в Мировоззрении которых преобладают Положительные нравственные установки и принципы: понимание честности, ответственности, доброты, важности добросовестного труда, важности семейных ценностей.

Положительное мировоззрение – им обладают хорошие, добрые порядочные люди. Это Мировоззрение основано на понятиях Чести, Совести, Долга, Ответственности, вежливости, Справедливости, уважения старших людей, уважения женщин, Патриотизма, понимания важности и необходимости учебы и труда, понимания важности семейных ценностей.

Мировоззрение ребенка полностью ЗАВИСИТ — от Мировоззрения и образа жизни его родителей, от их — ЛИЧНОГО Примера. Дети видят и запоминают все и учатся на примере жизни, поведения и поступков — своих родителей. Вот почему и говорят, что чего не знают и не понимают родители, как могут знать их дети? Вот почему так важно, чтобы родители были люди порядочные, хорошо воспитанные и образованные – всё это они ПЕРЕДАДУТ своим детям.

Если родители люди НЕПОРЯДОЧНЫЕ, то и личный ПРИМЕР их образа жизни, их дел и поступков — является НЕГАТИВНЫМ. А главное, детям полностью ПЕРЕДАЕТСЯ их НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение. Дурные люди приучают своих детей лгать и обманывать людей и потому их дети считают, что обманывать людей – это нормально, что обидеть слабого и отобрать у него что-то – тоже нормально, что деньги – не пахнут и потому можно и украсть при удобном случае, главное, чтобы никто не видел и так далее. Вот с таким багажом знаний дети дурных родителей приходят в этот мир.

Если родители ОБЫВАТЕЛИ — то их дети полностью ПЕРЕНИМАЮТ и усваивают их НЕПРАВИЛЬНОЕ эгоистичное отношение к людям и к жизни. Они также как и их родители зацеплены за МАТЕРИАЛИЗМ, важнейшей ценностью для них ЯВЛЯЮТСЯ: деньги, вещи, собственное благополучие, карьера, и потому ради этого они СПОСОБНЫ — на ОБМАН, на лицемерие, подхалимство. Чувство совести и долга у таких людей — отсутствует.

У всех ОБЫВАТЕЛЕЙ — ЕСТЬ одна тяжелейшая проблема. Они не знают главного. Да, Обывателям — нравится их эгоистичный образ жизни. Да, все Обыватели – люди равнодушные к своим ближним, многие жадны и скупы, для них понятие совести, справедливости, ответственности, любви к Родине, к Богу – ничего НЕ ЗНАЧИТ, и они живут всю свою жизнь как «Курицы» — все, что не попадется им на пути – они гребут под себя, чтобы только по лучше и по сытнее устроиться в этой жизни.

Но оказывается – жизнь к ним ЖЕСТОКА и БЕСПОЩАДНА! Бог – НЕ ХРАНИТ этих эгоистичных, жадных и РАВНОДУШНЫХ — к ближним и к своему Отечеству — людей!

Во всех войнах, во всех катастрофах, террактах, в пожарах, в крушениях поездов, самолетов, во всех автомобильных авариях – всегда в ПЕРВУЮ Очередь — ГИБНУТ в большом количестве – только в основном ОБЫВАТЕЛИ и НЕПОРЯДОЧНЫЕ люди. Обывателей гибнет БОЛЬШЕ – по сути – эти люди – своей кровью и мучительной смертью – Искупляют свой ГРЕХОВНЫЙ образ жизни перед Богом! За всё — НУЖНО ПЛАТИТЬ! Хороших людей – гибнет Мало – они НУЖНЫ Богу на земле.

Если родители являются ХОРОШИМИ, честными людьми, то их образ жизни, их дела и поступки – являются ДОБРЫМ примером для их детей и детям — ПЕРЕДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ Мировоззрение, с которым они приживут всю свою жизнь и ПЕРЕДАДУТ своим детям и внукам. Хорошие родители своим ДОБРЫМ отношением к людям – ПРИУЧАЮТ своих детей к уважению и доброму отношению к людям, к добросовестному труду, к любви к Родине. Верующие родители – личным примером – учат детей вере и любви к Богу!

Если родители сумели сформировать в детях Положительное Мировоззрение, научили их РАЗЛИЧАТЬ Добро — от Зла, приучили их любить доброе, ценить его, то эти дети – никогда не будут увлекаться дурным – им все ПЛОХОЕ будет ПРОТИВНЫМ.

Если родители — ПЕРЕДАЛИ своим детям НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение или Смешанное Мировоззрение – то их дети НЕ БУДУТ понимать, что такое Добро и что такое Зло, то есть будут ГЛУПЫ и потому могут увлечься всем дурным и это дурное — им БУДЕТ НРАВИТЬСЯ – вот так дети будут ПОРТИТЬСЯ и вырастут дурными людьми.

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Преподавание основ православной культуры стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Уже имеется и положительный, и отрицательный опыт. И, как во всяком новом (или хорошо забытом старом) деле, возникает много вопросов. 18 мая в Соборе Святой Троицы в городе Щелково собрались священники благочиния, педагоги светских и православных школ, преподаватели воскресных школ. Беседу вел иерей Антоний Коваленко - настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Богослово Щелковского района Московской области.

Ушло (или почти ушло) время, когда Церковь и светские органы образования спорили - преподавать ли духовные дисциплины в общеобразовательных школах или не преподавать. Резкое падение нравственности в светском обществе и опыт нравственного воспитания, сохраненный Церковью, принудили светское общество дать однозначный ответ, хоть и с опасным запозданием. Преподавать. Но с принятием этого решения возникли новые проблемы, которых ожидали, но решение некоторых найти оказалось крайне непросто.

Самой решаемой, как ни странно, оказалась проблема допуска духовной дисциплины в светское учебное заведение. Как не нарушить закон о свободе совести? Решение таково. Преподаватель должен хорошо понимать разницу между подачей информации и проповедью. Преподаватель имеет право и должен насколько возможно интересно и доступно рассказывать о христианстве, но не имеет права призывать к практике религиозной жизни. К примеру, можно и должно рассказывать о молитве. Но сказать: "Дети, а теперь встанем и помолимся" имеет право только преподаватель духовного учебного заведения - Воскресной школы, Семинарии, где обучаются люди, желающие практиковать выбранную религию. Преподаватель светского учебного заведения не имеет права призывать детей участвовать в религиозных обрядах, в церковных службах, в православных постах. Но он должен рассказывать им, как и почему это делают верующие люди. Можно вспомнить, что в советских школах были (и, кажется, есть) уроки, а в вузах - и целые курсы, посвященные греческому и римскому язычеству. Но никто не призывал молиться Зевсу или Гермесу, и с законом о свободе совести все было в порядке. Кстати, логично преподавать Православие на территориях, где культурное наследие обязано Православию, мусульманство на территориях, где культурное наследие обязано Исламу и т.п. Мусульманин вполне может посещать уроки православия, а православный - уроки ислама, если там не будет призыва к практике религии. Это даже необходимо для того, чтобы обучаемый мог разобраться в духовном состоянии и истории общества, в котором живет.

Но есть проблемы преподавания, несравненно более сложные, решение которых не сводится к сдерживанию преподавателем самого себя от желания навязать любыми средствами свое мировоззрение другим. Одна из таких глобальных проблем, порождающая многочисленные ошибки - отсутствие у современных преподавателей детского духовного опыта. Вряд ли стоит говорить, что преподаватель Православия должен быть человеком воцерковленным, то есть практикующим религию. Рассказ о вере - это рассказ не об абстрактной дисциплине, влияющей на жизнь человека лишь в некоторой степени, а рассказ о мировоззрении, влияющем на жизнь в самой максимальной мере (здесь, кстати, и секрет сохранения нравственности). На уроках в общеобразовательных школах с детьми на духовные темы говорят взрослые люди. Духовное мироощущение взрослого и ребенка сильно отличаются. А большинство современных преподавателей пришли в Церковь во взрослом возрасте, им незнакомо детское переживание веры, они росли в атеистическом обществе. Данный текст - своего рода "работа над ошибками" в преподавании духовных дисциплин, упорядочение и формулировка отрицательного опыта. Обращен данный текст к педагогам как светских, так и духовных школ, а также к родителям, которые желают воспитать своих детей в Православии.

Итак, начнем.

Главный вопрос любой религии - это вопрос о смерти: "Что есть смерть, что будет за порогом смерти, как мне прожить земную жизнь, чтобы за порогом смерти мне было хорошо?" Вера атеиста (бого-отрицателя) в то, что человеческое бытие смертью и заканчивается - примитивна, хотя и не нова. Религиозная мысль на протяжении всей человеческой истории искала более сложные и возвышенные ответы на вопрос о смерти. По словам физика и философа Блеза Паскаля, "Если я верю в жизнь после смерти, и это окажется правдой - я ничего не теряю, а если не верю, то теряю всё". Я не буду здесь доказывать, что самое возвышенное, радостное, и, если хотите, гуманное, решение, Богом-открытое, а не человеком-придуманное (не говорю - истинное, ибо это вопрос веры) - предлагает Православие. Это отдельная большая тема. А здесь отмечу, что, несмотря на первостепенную важность темы, разговор о смерти с детьми до определенного их возраста недопустим. Многие дети начинают бояться, близкое прикосновение к этой теме оказывает негативное влияние на детскую психику. Может дойти до того, что дети вообще перестанут воспринимать разговоры о вере. Особенно это касается невоцерковленных детей, для которых смерть - только пугающая тайна. Те ребята, что выросли в храме, относятся к вопросам смерти более спокойно, практика церковной жизни учит воспринимать подсознательно смерть как встречу с Богом. В школьном классе педагог должен знать духовный возраст каждого ребенка, чтобы никому не нанести раны. Я помню, как после урока в 8-м классе средней школы ко мне подошла одна девочка с протестом: "А я не хочу думать о смерти!" Что это было? Попытка спрятаться от неминуемой опасности, вместо того, чтобы взяться за ее решение? Или протест человеческой природы, для которой естественна вечность? Ведь опыт смерти человек познал вследствие опыта греха. Смерть неестественна для нас, мы изначально были созданы бессмертными. И поныне каждый человек приобщается к опыту смерти по мере взросления и, увы, приобщения ко греху. А маленькие дети еще достаточно чисты, поэтому и серьезный разговор о смерти с ними не имеет смысла.

Разговор о религии невозможен без разговора о молитве. Но преподаватель должен знать, что личную потребность в богообщении человек начинает чувствовать обычно в 16-20 лет. Пока ребенок не пройдет порог переходного возраста, пока он не познает радости и горести самостоятельности и свободы (которая приходит именно в переходном возрасте), пока жизнь его немного не "поломает", он может не почувствовать духовной и жизненной потребности в Боге, а значит, и в молитве. Но, тем не менее, учить молитве можно с самого раннего возраста. Самый естественный способ обучения - это просто жизнь в христианской среде, где соборная (литургическая или семейная) молитва являются частью христианского быта. Нужно следить, чтобы молитва была детям не в тягость. Почти все молитвы, совершаемые в семье, могут пропеваться - дети любят петь. Поют и годовалые дети - им просто интересно и хорошо, они подсознательно ощущают прикосновение к радостной тайне. А по мере взросления ребенку нужно объяснять смысл совершаемых молитв.

Никогда нельзя наказывать молитвой. Я слышал о такой практике: провинился ребенок - вставай на молитву в качестве наказания, замаливай грехи. Так поступать с ребенком может только родитель (или преподаватель), который сам не умеет молиться. В молитве душа отдыхает (как может не отдыхать душа, разговаривающая с Богом?) Молитвенный труд более связан с преодолением собственного богоотступничества, но это состояние и личную необходимость его преодоления понимает взрослый человек, а не маленький ребенок. Да, в церкви существует практика епитимьи - если человек совершил какой-то тяжкий грех, священник вправе назначить ему чтение каких-либо молитв, земные поклоны, пост. Но это не кара, а урок. И касается он взрослых людей. И взрослый человек должен быть согласен с необходимостью и полезностью для него такого налагаемого труда.

Следующая распространенная ошибка - это преждевременный разговор о темных духовных силах. По крайне мере, до возраста, пока ребенок не приобретет положительный опыт борьбы за справедливость хотя бы в среде равных (своих сверстников), нельзя пугать детей бесами, сатаной. Особенно это опасно для мнительных детей. Маленькие дети еще не умеют защищаться молитвой от искушений, которые провоцирует их собственная природа, а что уж там говорить о внешних, несравненно более серьезных силах! Упоминание о мрачной духовной составляющей мироздания (аде и всем, что с ним связано) возможно, но эта угроза в детском возрасте должна быть далекой, почти нереальной. Все силы воспитания нужно потратить на то, чтобы ребенок стремился быть с Богом, а не на то, чтобы думал, как бы ему защититься от бесов. Бог защитит!

Недопустимы формулировки угроз типа "Вот, плохо себя ведешь - Бог тебя накажет". Кто вы такой, чтобы решать за Бога, когда и как наказывать? Лучше, если с ребенком случается некая неприятность, укажите ему на справедливость происшедшего: "взял без разрешения конфету - разболелся живот", "не захотел молиться вместе со всеми - приснился страшный сон", и т.п. Уж если почувствуете необходимость "приплести" духовное объяснение, лучше скажите ребенку, что своим плохим поступком тот оттолкнул от себя Ангела-хранителя, вот и случилась беда. Это, кстати, будет правильнее и с богословской точки зрения. Мне рассказывала одна прихожанка (она выросла в светской семье), как в детстве ей постоянно внушали, что тот самый Дед Мороз, который приносит на Новый год подарки, ежедневно и постоянно за ней следит, чтобы она не совершила ничего плохого. И она как огня боялась Деда Мороза, пока не выросла настолько, что поняла, что тот ненастоящий! Боялась каждый Новый год, и пряталась, когда он приходил. Взрослые, заметьте, насколько Бог ненавязчив! Зачем же вы лишаете Его этого доброго качества, да еще и в глазах детей? Да, ребенок должен помнить (и забывать, и вспоминать), что Бог все видит. И может и наказать, но не ради кары, а потому что хочет, чтобы мы стали лучше. Но напрямую угрожать детям Богом - нельзя!

Нельзя рассказывать о суевериях, приводя при этом кучу примеров. Суеверие - удивительно прилипчивая штука, как для взрослых, так и для детей. Людям проще верить в безликий алгоритм суеверия, чем выстраивать отношения с живой Личностью - Богом. А человеческая вера многое определяет в нашей жизни, в том числе и сбытие суеверия. Немного я встречал прихожан (увы!), которые с верой, радостью и смирением могли сказать про суеверия: "на меня это не действует!" Страх перед суеверием перестает действовать на человека, познавшего радость страха Божия. Ну, действительно, достойно ли величия Божия посылать вам в качестве знамения черную кошку под ноги?!

Как воспитать ребенка в страхе Божием? (Кстати, лучше избегать этого термина в разговорах с детьми. Это богословский термин, требующий толкования, которое может быть понятно только взрослым. А дети ощутят в этих словах ту угрозу, которой там нет.) Вопрос важный: "Начало премудрости - страх Господень". Если нет благоговения перед Богом, духовная жизнь как ребенка, так и взрослого приходит в тупик и угасает. Благоговение у человека вызывает красивая и величественная Тайна. Это касается всех возрастов. Не лишайте детей (и себя) этих Тайн! В Православии, в Боге их множество. Не надо стремиться объяснить в религии всё и вся. Это и невозможно. Кстати, если бы Православие было религией, выдуманной человечеством, там было бы гораздо меньше тайн и нелогичностей. А они - есть. Мы можем дорасти до объяснения некоторых, и они оказываются удивительно красивыми и мудрыми. А можем не дорасти. И тогда не примитивизируйте их корявыми толкованиями! По словам святителя Николая Сербского, "Любовь горит, пока есть Тайна. Раскрытая Тайна - сожженная Любовь". Но последние слова понятны более взрослым. Как быть с детьми? Поделитесь с ними чувством замирания перед Тайной. Пусть будет пауза осознания перед прикосновением к иконе или Евангелию, перед молитвой домашней или церковной. Подготовьте детей двумя-тремя фразами перед предстоящим духовным движением, иначе оно не состоится.

Многих родителей и педагогов волнует вопрос пребывания детей в православном храме. И именно родители должны стать главными помощниками в церковной жизни для ребенка. Пока дети маленькие, мамы и папы должны тихо, чтобы не мешать другим молящимся, объяснять детям смысл происходящего в храме, подсказывать, как надо себя вести в том или ином случае, и внимательно следить за духовным и физическим состоянием ребенка, находящегося на службе. Ребенок должен осознавать, где он находится, и для чего собрались окружающие люди. Для взрослых прихожан нахождение в храме требует сосредоточенности. А детям, особенно маленьким, особенно темпераментным, трудно находится в состоянии сосредоточенности на протяжении всей церковной службы. Если ребенок устал, необходимо вывести его на некоторое время из храма и вернуться в какие-то важные моменты церковной службы, например, во время "Херувимской" или Евхаристического канона. Пожертвуйте своей молитвой ради ребенка. Темпераментный пусть выбегается, с тихим хорошо послушать птиц или посидеть порисовать (это же можно сделать и в западной части храма, "на галерке", если на улице холодно или дождь). Приведу не очень хороший пример. Представьте: вас пригласили с маленьким ребенком к некоей важной персоне. И вы подготовили, как могли, ребенка к этому. И если во время застолья ребенок залезет под стол, это будет нормально: играет, взрослые разговоры пока не для него. Но если он начнет носиться по жилищу и сшибать вазы, тут уж придется принимать меры. Пример нехорош тем, что прикосновение к духовному миру в детском возрасте абсолютно возможно, в отличие от участия в разговорах о политике. Родители или воспитатели должны стараться чувствовать духовное состояние ребенка в храме. Главное, чтобы ребенок не забывал, к Кому он пришел. Забавный пример: один малыш тихонько подходил к клиросу (церковному хору) во время богослужения, слушал внимательно, а утомившись, стремглав убегал из храма (умело лавируя между молящимися). Так повторилось несколько раз. Наконец мама оговорила его. А он ответил: "Мам, я все правильно делаю, смотри!" - и показал на знак пожарной безопасности на стене - бегущего в направлении выхода человечка.

Встречаются дети, которые боятся Бога потому, что им в красках рассказали о страданиях Христа, о распятии, смерти, погребении, о подвигах мучеников. Но слишком мало было сказано слов о главном во взаимоотношениях между Богом и человеком - о любви. Дети не знают о непрестанной заботе Бога о нас, о справедливости и защите.

В преподавании духовных дисциплин важна последовательность изложения. Она не должна быть исторической (сначала - Ветхий Завет, потом - Новый). Сначала нужно рассказать о главном, а потом - о второстепенном. Вспомните, как создавал свои "Хроники Нарнии" Клайв Льюис: сначала им была написана книга о спасении сказочного мира Асланом, о его жертве, а потом появились другие книги с историческими и нравственными мотивами. Начинать надо с уроков о любви Божией. Хорошо показала себя практика, когда первые уроки посвящены сотворению нашего мира, а затем происходит переход к евангельским событиям с периодическим возвратом к интересным и понятным для детей рассказам о событиях Ветхого Завета, приуроченным к текущей церковной жизни. Не надо опасаться, что ребенок воспринимает уроки веры, как сказку. Маленькие дети живут в мире сказок. Он для них реален так же, как и окружающий. И учить их церковной жизни нужно, прежде всего, на примерах любви.

Рассказывая о церковной жизни, педагог должен уметь расставлять приоритеты. Рассказывая, например, о правилах поста, нельзя не добавить, что главный пост для ребенка - слушаться родителей и помогать им во всем. Обрядовая сторона поста менее важна, чем мир в благополучной, пусть и нецерковной семье. Иначе происходят казусы, когда родители приходят в школу и начинают выяснять, почему ребенок отказывается есть и еще и их, родителей, жизни учит. Неблагополучная семья, в которой дети брошены родителями - иной случай, тут значительная доля ответственности ложится на педагога, которому ребенок доверился, в котором ребенок увидел опору и защиту.

Значительную опасность для детей представляют некоторые "инновации" в педагогике, типа игр "Кто о чем сейчас думает?". В этой игре дети садятся в круг и ребенок, выбранный из коллектива по определенному правилу, должен всем раскрыть свои мысли. Неужели не ясно, что такие "игры" учат или лжи, или лицемерию, или потере стыда? Подозреваю, что подобных "инноваций" в современной педагогике уже немало. Учителя пока не принуждаются вышестоящей властью их практиковать, эти методики лишь "рекомендованы". Просьба к преподавателям: анализируйте все новые методики, пропуская их через призму своего педагогического и житейского (а если есть - духовного) опыта! Иначе мы будем калечить детские души.

Подводя итоги, скажу, чего стоит добиваться: того, чтобы вера ребенка была светлой и радостной. Радующемуся светлой радостью человеку неинтересно грешить. Есть хорошие слова диакона Андрея Кураева (правда, он говорил о студенчестве, но это неважно): "Образование - это то, что осталось в вас после того, как вы забыли все, что вам было прочитано на лекциях". Так вот, дети могут забыть все, что им было рассказано на уроках духовной тематики. Но главное, чтобы они запомнили (а лучше - убедились на собственном опыте, ибо это несложно), что Бог есть Любовь.