История создания и развития Минского государственного высшего авиационного колледжа

Ранее отмечалось, что 60-70 годы – это годы бурного развития гражданской авиации России и Республики Беларусь.

Учитывая все возрастающие потребности гражданской авиации в специалистах, приказом Министра Гражданской авиации СССР №154 от 9.08.74г. с 1 октября 1974 года было образовано Минское авиационное техническое училище гражданской авиации (МАТУГА). 1 сентября 1975 года 250 юношей, прибывших со всех концов Союза ССР, приступили к обучению по двум специальностям:

Техническая эксплуатация радиооборудования самолетов;

Техническая эксплуатация авиационных приборов и электрооборудования самолетов.

Приказом Министра гражданской авиации СССР первым начальником училища был назначен Клименко Петр Павлович , к.т.н., работавший начальником УКП КИИГА. Заместителями начальника: Зигун Анатолий Андреевич, Пархимович Виктор Антонович. Для организации учебного процесса были приглашены:

По радиоотделению – Маслов Иван Антонович;

По электроприборному – Ребрей Алексей Григорьевич.

В 1976 году вводятся в учебный процесс учебно-производственные мастерские; в начале 1977 года – учебный аэродром в аэропорту Минск-1. В 1979г. заканчивается строительство 12-ти этажного общежития.

С 1983 по 1999 год училище – колледж – высший колледж возглавлял Сидорович Николай Андреевич.

С 1984 года начинается активное развитие материальной базы и увеличение количества обучающихся. Прием на 1-ый курс в 1985 году составил 480 человек.

Организация учебного аэродрома на территории училища (3 га). Уникальная операция по перетранспортировке учебных самолетов с а/п М-1 на учебный аэродром училища. Строительство стадиона и гимнастических площадок.

Окончено строительство бани и складских помещений.

Открытие в училище (спустя 12 лет) третьей специальности "Техническая эксплуатация наземных комплексов и э/связи". Построена учебная база ЭРТОС. Построена авиационно-техническая база на учебном аэродроме. Построен ангар для военного учебного аэродрома.

Открывается четвертая специальность - "Техническая эксплуатация электронно-вычислительных комплексов и информационных систем".

Приказом Министра гражданской авиации №18 от 22 января 1991 г. Минское авиационное училище преобразовано в «Минский авиационный колледж», с целью организации в колледже ступенчатой непрерывной подготовки авиационных специалистов: техников; техников по комплексам.

В 1991 году было создано учебно-научно-методическое объединение "Рижский институт инженеров ГА – Минский авиационный технический колледж". Результатом работы этого УНМО явились новые учебные планы. Курсанты-выпускники колледжа, прошедшие обучение по этим планам, по рекомендации Совета колледжа должны были продолжить обучение отдельной группой на 3-м курсе института для дальнейшего получения высшего образования.

В связи с ликвидацией Министерства гражданской авиации, колледж перешел в систему Министерства образования и науки Республики Беларусь и перенаименован в "Минский государственный авиационный колледж" (МГАК). В этом же, 1992 году, открывается новая специальность - "Техническая эксплуатация воздушных судов и авиадвигателей".

В связи с прекращением связей с Рижским институтом инженеров ГА колледж начал сотрудничать с Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники (БГУИР) и Белорусской государственной политехнической академией (БГПА).

Приказами Министра образования и науки Республики Беларусь:

- №197 от 25.06.93 г. организовано учебно-научно-методическое объединение "БГУИР-МГАК" по специальностям: "Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования", "Вычислительные машины, системы и сети".

- №68 от 5.03.94 г. организовано учебно-научное объединение "БГПА-МГАК" по специальности "Техническая эксплуатация авиационных приборов, электросистем и комплексов".

Построен ангар-лаборатория для специальности "Техническая эксплуатация самолетов и двигателей", построено 9-ти этажное общежитие для курсантов.

Отселены из аварийного жилого дома и получили благоустроенные квартиры свыше 25 сотрудников колледжа.

Проведена подготовка к открытию 6-й специальности - "Управление движением на воздушном транспорте". Открыты курсы повышения квалификации. Создан уникальный диспетчерский тренажерный центр (УДТЦ) совместно с научным объединением "АГАТ".

В БГУИР было направлено по 25 выпускников колледжа на каждую из двух специальностей, в БГПА - 30 выпускников для продолжения учебы на старших курсах.

На базе колледжа были организованы филиалы кафедр от БГУИР и БГПА, в состав которых включены сотрудники вузов и колледжа.

Совместным приказом Министерства образования РБ и Госкомавиации №19/340 от 25.08.1995 г. колледж реорганизовывается в "Минский государственный высший летно-технический колледж" для организации подготовки инженеров по специальности "Организация движения и управления на транспорте", для чего в этом (1995) году впервые в истории колледжа организована кафедра УВД. Первым заведующим кафедрой был назначен кандидат технических наук, доцент Олиференко Георгий Иванович. Колледж переводится в разряд высших учебных заведений Республики Беларусь. Первым ректором был назначен Сидорович Николай Андреевич.

Поистине исторический в жизни колледжа. Празднование 20-летия со дня организации колледжа. Большая группа работников награждена почетными Грамотами Госкомавиации, Заводского РИК, значками "Отличник транспорта РБ".

Создана кафедра "Техническая эксплуатация и ремонт самолетов и двигателей".

По итогам рейтингового отбора и решения Совета колледжа впервые в истории колледжа 37 его выпускников зачислены в качестве студентов для получения высшего образования непосредственно в колледже по системе "колледж – высший колледж":

17 человек – по квалификации "инженер по управлению движением на воздушном транспорте";

20 человек – по квалификации "инженер-механик по самолетам и двигателям".

Организация в колледже кафедр: "Техническая эксплуатация авиационного оборудования", "Социально-гуманитарные дисциплины".

Защищена первая диссертация (Сидорович Н.А.), 14 сотрудников колледжа зачислены соискателями в вузах Республики Беларусь, 5 человек успешно сдали кандидатские минимумы по философии и иностранному языку.

Издано два учебных пособия (Щербаков Н.Н., Сидорович Н.А.). Опубликована монография (Сидорович Н.А.).

Сотрудникам колледжа: Сидоровичу Н.А., Лапцевичу А.А. Лепской Л.Н., Кириленко А.И., Валькович Т.В. – Высшей Аттестационной комиссией присвоены ученые звания «доцент».

Организованы кафедры: "Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования" (ТЭАРО); "Общетехнические дисциплины"; "Физвоспитание".

Прием первых студентов (24 чел.) на специальность "Техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования", для получения квалификации "радиоинженер".

Итак, начиная с 1999 года, непосредственно в колледже осуществляется непрерывная двухуровневая система подготовки авиационных специалистов по 4-м специальностям и специализациям (кроме ЭВМ). Квалификации: "техник", "инженер".

Впервые в колледже организована заочная форма обучения по трем специальностям по среднему специальному образованию (квалификация "техник").

В 1999 году приемной комиссией Ульяновского высшего авиационного училища на базе МГВЛТК впервые приняты на обучение по специальности «инженер-пилот» и «инженер-штурман» девять граждан Республики Беларусь для обучения в учебных заведениях России на компенсационной основе.

В соответствии с приказом Министра гражданской авиации и Министра обороны СССР от 17 июля 1975 года №144 для курсантов МАТУГА с 1975-1976 учебного года введена военная подготовка.

Все эти годы в училище, а затем и в колледже осуществляется подготовка офицеров запаса для ВВС Министерства обороны Республики Беларусь на военной кафедре (цикле) по шести военно-учетным специальностям.

С ноября 1999 года начальником (ректором) Минского государственного высшего летно-технического колледжа назначен Науменко Александр Иванович.

С 1 сентября 2000 года открыт прием курсантов на седьмую специализацию: «Техническая эксплуатация электросветотехнического оборудования аэропортов».

В 2001 году колледж переименован в «Минский государственный авиационный колледж».

В 2001 году состоялся первый прием абитуриентов на заочное отделение по подготовке авиационных инженеров.

В 2002 году открыт прием курсантов на восьмую специализацию (по ССО): «Техническая эксплуатация средств механизации аэропортов».

В 2004 году ВАК присвоил ученую степень «кандидат экономических наук» Науменко А.И..

На 1.09.2006 года в колледже трудится свыше 270 человек профессорско-преподавательского состава, в т.ч. на восьми кафедрах: 7 докторов и 28 кандидатов наук.

Более подробно с историей становления и развития нашего учебного заведения, его выпускниками можно ознакомиться в музее колледжа.

  • Регион: Минская область
  • Населенный пункт: :Минск
  • Тип УЗ: ССУЗ
  • Вид УЗ: Образование
  • Адрес:

    220096, г. Минск, ул. Уборевича, 77.

  • Телефоны:

    (8 017) 341 66 32 (приемная начальника); (8 017) 345 32 81 (приемная комиссия)

  • URL: www.mgvak.by
  • E-Mail: [email protected]

1 октября 1974 года в Минске было создано Авиационное техническое училище гражданской авиации.
22 января 1991 года приказом Министра гражданской авиации СССР №18 Минское авиационное техническое училище гражданской авиации было преобразовано в Минский авиационный технический колледж гражданской авиации.
Приказом Министра образования и науки Республики Беларусь от 15. 04.1994 года №106 Минскому авиационному техническому колледжу изменено название на Минский государственный авиационный колледж.
В1995 году, в целях совершенствования подготовки специалистов со средним специальным образованием и интеграции его с высшим образованием, колледж реорганизован в Минский государственный высший летно-технический колледж. В этом же году в колледже создно отделение повышения квалификации и переподготовки кадров гржданской авиации.
С 1997 года в колледже открыта подготовка авиационных специалистов с высшим образованием.
В 2001 году колледж переименован в Минский государственный высший авиационный колледж.
В учреждении образования «Минский государственный высший авиационный колледж» большое внимание уделяется физической культуре и спорту. Хорошо организована секционная спортивная работа. Курсанты колледжа активно занимаются следующими видами спорта: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, мини-футболом, атлетической подготовкой, общефизической подготовкой, легкоатлетической кроссовой и лыжной подготовкой.
На сегодняшний день в колледже существует два факультета: гражданской авиации и военный, для подготовки специалистов с высшим образованием. Кроме того, колледж проводит подготовку специалистов со средним специальным образованием на отделении среднего специального обучения.
Колледж предоставляет возможность пройти обучение по дневной или заочной форме.

Факультет гражданской авиации

Факультет гражданской авиации проводит подготовку специалистов с получением высшего образования по дневной и заочной формам обучения по специальностям:
1-37 04 01 «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей». Квалификция: инженер.

1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)». Квалификация: инженер.
Направления специальностей:
1-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и электросветотехническое оборудование)»;
1-37 04 02-02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (радиоэлектронное оборудование)».
Срок обучения 5 лет 6 месяцев.
1-44 01 05 «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте». Квалификация: инженер по организации движения .
Направление специальности:
1-44 01 05-01 «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте (организация воздушного движения)».
Срок обучения 5 лет.

кафедра естественно научных дисциплин
кафедра общетехнических дисциплин
кафедра технической эксплуатации воздушных судов и двигателей
кафедра технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования
кафедра организации движения на воздушном транспорте
кафедра технической эксплуатации авиационного оборудования
кафедра физического воспитания и спорта

Военный факультет

В 1975 году для военной подготовки курсантов Минского авиационного технического училища гражданской авиации был создан военный цикл. В 1993 году военный цикл был преобразована в военную кафедру. В 2007 году кафедра реоргнизована в военный факультет.
Военный факультет осуществляет подготовку кадровых офицеров, офицеров запаса, прапорщиков и младших командиров.
Состав факультета:
кафедра тактики и общевоенных дисциплин
кафедра воздушных судов и авиационного оборудования
кафедра средств наземного обеспечения полетов
кафедра беспилотных авиационных комплексов и боевого управления.
Специальности факультета:
1-95 02 11 Техническая эксплуатация средств наземного обеспечения полетов. Квалификация: инженер, специалист по управлению.
Срок обучения 5 лет.
1-37 04 03-01 01 Техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов. Квалификация: инженер.
Срок обучения 5 лет.

Отделение среднего специального обучения

Отделение осуществляет подготовку специалистов со средним специальным образованием по специальностям:
2-36 11 01 "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование" . Специализация: 2-36 11 01 04 "Аэродромные средства и средства механизации аэропортов". Квалификация: техник-механик.
2-37 04 01 "Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей". Квалификация: техник.
2-37 04 02-01 "Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и электросветотехническое оборудование)". Квалификация: техник.
2-37 04 02-02 "Техническая эксплуатация авиационного оборудования (радиоэлектронное оборудование)". Квалификация: техник.
2-40 02 01 "Вычислительные машины, системы и сети". Специализация: 2-40 02 01 31 "Техническая эксплуатация средств обработки полетной информации". Квалификация: техник.
2-44 01 31 "Организация движения на воздушном транспорте". Квалификация: техник.
Срок обучения по всем специальностям составляет 2 года 10 месяцев.
В состав отделения входят цикловые комиссии и учебная часть. Учебная база содержит 20 кабинетов, 21 лабораторию.
Состав отделения:
Цикловая комиссия общетехнических дисциплин
Цикловая комиссия социально-гуманитарных дисциплин
Цикловая комиссия физического воспитания и спорта
Цикловая комиссия вычислительной техники
Цикловая комиссия авиационного оборудования и электросветотехнического обеспечения полетов
Цикловая комиссия воздушных судов и двигателей
Цикловая комиссия аэродромных средств и средств механизации аэропортов
Цикловая комиссия радиоэлектронного оборудования.

Отделение заочного обучения

Отделение заочного обучения осуществляет подготовку специалистов с получением высшего или среднего специального образования.
Для получения высшего образования обучение проводится по следующим специальностям:
1-37 04 01 Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей. Квалификация: инженер.

1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования» (по направлениям):
1-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования» (приборное и электротсветотехническое оборудование);
1-37 04 02-02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования» (радиоэлектронное оборудование). Квалификация: инженер.
Срок обучения 3 года 6 месяцев.
1-44 01 05 «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте» (по направлению):
1-44 01 05-01 «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте (организация воздушного движения)». Квалификация: инженер.
Срок обучения 3 года 6 месяцев.
Для получения среднего специального образования обучение проводится по следующим специальностям:
2-37 04 01 Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей.
2-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования» (по направлениям):
2-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования» (приборное и электротсветотехническое оборудование);
2-37 04 02-02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования» (радиоэлектронное оборудование);
2-36 11 01 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование" со специализацией: 2-36 11 01 04 "Аэродромные средства и средства механизации аэропортов»;
2-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети", со специализацией: 2-40 02 01 31 "Техническая эксплуатация средств обработки полетной информации»,
2-44 01 31 «Организация движения на воздушном транспорте».
Срок обучения по всем специальностям 3 года 10 месяцев.
По всем специальностям присваивается квалификация "техник".
Кафедры, обеспечивающие учебный процесс на заочном отделении:
кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
кафедра английского языка,
кафедра естественнонаучных дисциплин,
кафедра общетехнических дисциплин,
кафедра технической эксплуатации воздушных судов и двигателей,
кафедра технической эксплуатации авиационного оборудования,
кафедра технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования,
кафедра организации движения на воздушном транспорте,
кафедра безопасности на воздушном транспорте.

Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров

Создан в январе 2010 года в соответствии с приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 03.11.2009г. № 570-ц на базе государственного учреждения образования «Учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала» и отделения повышения квалификации колледжа.
Факультет успешно прошел сертификацию Межгосударственного авиационного комитета на право осуществления образовательной деятельности по повышению квалификации в качестве обособленного подразделения колледжа.
Колледж в лице ФПКиПК является правоприемником УЦПА и осуществляет повышение квалификации авиационного персонала.
В структуру факультета входят кафедры:
английского языка,
безопасности на воздушном транспорте,
социально-гуманитарных дисциплин.
Направления деятельности факультета соответствуют нуждам отрасли и отражены в виде лицензированных профилей (направлений):
Техника и технологии (направление образования «Транспорт», «Вычислительная техника», «Транспортная деятельность»);
Службы безопасности (направление образования «Защита граждан, личной и государственной собственности»);
Гуманитарные науки (направление образования «Гуманитарные науки»).

Приемная комиссия УО "Белорусская государственная академия авиации":

375 17 345-32-81

Документы для скачивания:

Правила приема в академию лиц для получения высшего образования I ступени
Порядок приёма на факультет гражданской авиации в УО «Белорусская государственная академия авиации» в 2016 году
Порядок приёма на факультет военной авиации в УО «Белорусская государственная академия авиации» в 2016 году
План приема (контрольные цифры приема) в 2015 году
Конкурс и проходные баллы в 2015 году
Отметки, приравненные к положительным, по результатам централизованного тестирования в 2015 году
Шкала перевода среднего балла документов об образовании
Информация о стоимости обучения:
Стоимость платного обучения в УО "Белорусская государственная академия авиации" в 2015/2016 учебном году

Иногородним курсантам, обучающимся в учреждении образования, предоставляется общежитие. В академии имеется два общежития. Общежитие №1: общая площадь - 6078 м2, жилая площадь - 2137,1 м2; количество койко-мест - 345, количество комнат - 132, количество этажей - 12. Общежитие №2: общая площадь - 8723м2, жилая площадь - 3258 м2; количество койко-мест - 600, количество комнат - 240, количество этажей - 9.
Имеются комнаты для самоподготовки и отдыха, кухни, гладильная в общежитиях оборудованы соответствующей мебелью и инвентарем. На территории академии есть прачечная, работают мастерские по ремонту одежды и обуви. Комнаты в общежитии расположены по блочной системе, состоящей из двух жилых комнат и комнат общего пользования. Каждый блок оборудован душевой и санузлом.

Правила заселения в общежития уточняйте по тел. +375 17 340-62-57

Обучающиеся в академии имеют статус КУРСАНТА.
Курсанты гражданской авиации и Вооруженных Сил обучаются в составе смешанных учебных групп по избранной специальности, проживают на территории академии в общежитии блочного типа. В распоряжении курсантов комнаты досуга и информирования, бытовые комнаты, библиотека, клуб, актовый зал, музыкальные и спортивные уголки.
Курсанты, прошедшие обучение по программе младших командиров при призыве на срочную военную службу пользуются льготами, установленными законодательством Республики Беларусь. В процессе обучения они могут проходить военную подготовку на военном факультете академии в соответствии с заявкой Министерства обороны Республики Беларусь по программам младших командиров и офицеров запаса. Курсанты гражданской авиации, полностью выполнившие программу военной подготовки по программам офицеров запаса, по окончании академии аттестуются в офицерский состав.
Успешно обучающимся курсантам, согласно законодательству Республики Беларусь, предоставляется возможность перехода с платной формы обучения на бюджетную.