Биография Николая Миклухо-Маклая

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (рожд. 5 (17) июля 1846 г. – смерть 2 (14) апреля 1888 г.) — русский этнограф, антрополог и путешественник, выдающийся ученый, который изучил коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Его имя носит знаменитый Берег Маклая – участок северо-восточного побережья Новой Гвинеи.

Сейчас наверно никому не известна истинная протяженность его маршрутов. Ведь кроме знаменитых 15-ти месяцев жизни на Берегу Маклая было еще множество других путешествий, полных опасных приключений. Были собраны драгоценные материалы, которых хватило бы на добрый десяток путешественников.

Происхождение

Будущий путешественник родился 17 июля 1846 года в деревне Рождественской поблизости г. Боровичи Новгородской губернии. В роду числились выходцы из Германии, Польши, Шотландии. Его отец, Николай Миклуха, был дворянин, но в первую очередь гордился своим дедом Степаном – хорунжим одного из казацких малороссийских полков, отличившегося при взятии Очакова в 1772 году. Был он инженер-железнодорожник в чине капитана и первым начальником Николаевского вокзала в Петербурге. К несчастью, смерть отца очень сказалась на материальном положении семьи. Николаю к тому времени было 11 лет. Вдова с 5-ю детьми испытывала серьезные материальные трудности, но смогла дать детям хорошее образование.

Ранние годы. Юность. Обучение

Колю отдали в немецкую «Школу Св. Анны» в Петербурге, но после перевели во Вторую петербургскую гимназию. Но в шестом классе мальчика исключили за неуспеваемость и нарушение дисциплины. Это, впрочем, не смогло помешать будущему ученому в 1863 году поступить вольнослушателем в Петербургский университет на физико-математический факультет. Оттуда Николая также в скором времени исключили, несмотря на не совсем вразумительную формулировку – «…неоднократно нарушал во время нахождения в здании университета правила, установленные для этих лиц» (то есть вольнослушателей). Юноша был выгнан с «волчьим билетом», то есть без права учиться в других университетах России. Для продолжения образования, надо было отправляться за границу.

1864 год — молодой человек поступил на философский факультет одного из лучших европейских университетов в Гейдельберге. Но скоро студент разочаровался в философии и занялся медициной. Спустя какое-то время он перебрался в Йену.

В то время среди ученых-естествоиспытателей шли жаркие споры по поводу разных теорий . Одни утверждали, что все народы мира произошли от единого предка, другие отстаивали противоположную точку зрения. Среди них многие считали, что «цветные» народы стоят ближе к животным, чем европейцы. Несомненно, Николай не мог не интересоваться этими проблемами, однако в его жизни произошло важное событие, которое на время отодвинуло в сторону эти интересы.

Экспедиция на Мадейру и Канарские острова

В йенском университете преподавал известный естествоиспытатель, убежденный сторонник идей Дарвина, Эрнст Геккель. Новый студент в скором времени обратил на себя внимание профессора, и тот в 1866 году предложил ему принять участие в путешествии на Мадейру и Канарские острова в качестве своего ассистента. После этого, войдя во вкус полевой работы, Миклухо-Маклай направился в Марокко и пешком обошел эту небезопасную для европейца страну, потом побывал на Сицилии, в Испании и Франции.

Экспедиция на Красном море

В это время он под влиянием Геккеля занимался изучением морской фауны. Это же занятие он в 1869 году продолжил на Красном море. Чтобы избежать стычек с мусульманами, молодой ученый последовал примеру многих европейских путешественников, то есть выучил арабский язык и преобразился в араба: обрил голову, окрасил лицо и надел арабскую одежду. В таком виде с микроскопом в руках он бродил по берегам и коралловым рифам в поисках интересующих его морских обитателей. Но нестерпимая жара, голод и болезни расшатали его здоровье, пришлось вернуться на родину.

Эрнст Геккель (слева) с ассистентом Миклухо-Маклаем (1866)

Возвращение на родину

В России молодой ученый по рекомендации Геккеля стал работать под руководством одного из патриархов русской науки, академика Карла Бэра. Кроме морской фауны известного ученого очень интересовали проблемы происхождения человека. Он-то и утвердил своего молодого помощника в необходимости исследования первобытных народов с этнографическими и антропологическими целями. Николай мечтал из тропиков постепенно, в течение 8-9-ти лет, продвинуться на север, к Охотскому и Берингову морям. С этой идеей он, заручившись поддержкой видных ученых-путешественников, начал осаждать Русское географическое общество, в первую очередь его главу, известного мореплавателя Федора Литке.

Но к тому времени в русском правительстве, да и в самом Географическом обществе интерес к научным исследованиям в Тихом океане значительно был утерян. И тем не менее, Миклухо-Маклай все же смог выхлопотать разрешение на то, чтобы его взяли на российское военное судно, направлявшееся в интересующий его район. В заливе Астролябия на Новой Гвинее, где не ступала нога белого человека, он в сопровождении двух слуг должен был высадиться на берег и остаться там среди папуасов, слывших и в действительности являвшихся людоедами. На нужды экспедиции Географическим обществом была выделена ничтожная сумма в 1350 рублей.

Первая экспедиция на Новую Гвинею

1870 год, 27 октября — военный корвет «Витязь» вышел из Кронштадта. Его маршрут проходил через Магелланов пролив, потому путешественник смог провести кое какие исследования на островах Пасхи, Таити и Самоа. У основной цели своего путешествия Николай Николаевич оказался 19 сентября 1871 года. И капитан корвета Назимов, и видавшие виды матросы «Витязя» полагали, что высаживаться необходимо лишь в сопровождении вооруженного отряда. Но Миклухо-Маклай отказался. Вместе с двумя слугами, Ульсоном и Боем, он отправился к берегу.

Незваные гости были враждебно встречены папуасами. В них стреляли, правда, с намерением напугать, а не убить. Перед их лицами размахивали копьями. Но поразительная выдержка и презрение к смерти Маклая, а также его всегда ровное и дружелюбное поведение помогли преодолеть недоверие. Об этом может красноречиво свидетельствовать знаменитый эпизод: Миклухо-Маклай смог заставить себя заснуть в присутствии угрожавших ему оружием туземцев. В скором времени папуасы были в восторге от своего гостя. Они стали его друзьями, часто приходили в гости, приносили подарки.

Что бы посмотреть на Тамо-руса (Русского человека) приезжали даже с других островов. Туземцы разрешали путешественнику измерять себя, состригать волосы с головы (правда, в обмен на пряди волос самого Маклая). Он свободно мог передвигаться по острову, сделал прекрасные зарисовки, осуществил съемку участка побережья от мыса Круазиль до мыса Короля Вильгельма. При помощи хозяев острова Тамо-рус собрал уникальные коллекции, в т. ч. человеческих черепов, крайне необходимых для антропологических исследований.

Ученый не только занимался изучением папуасов – он делил с ними радость и горе, лечил, рассказывал о далеких странах. Путешественник смог во время своего пребывания прекратить междоусобные войны на острове. Туземцы платили ему привязанностью, а как-то раз даже устроили для него смотр невест, остерегаясь, что соседи с Били-Били и Бонгу переманят к себе почетного гостя. От участи быть мужем сразу трех папуасок еле-еле удалось избавиться. Николай Николаевич заявил, что женщины много шумят, а он любит тишину. Это было понятно, и туземцы отстали.

1) Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом (1874-75)
2) Миклухо-Маклай в Квинсленде (1880)

«Человек с Луны»

Тем не менее папуасы были вовсе не безобидны. В их миролюбии сыграли роль не только личные качества ученого и его доброе отношение к туземцам. Поначалу новогвинейцы, видимо, считали путешественника каарам-тамо (Человеком с Луны), бессмертным, потому не трогали, а только пугали. Надо отдать должное ученому – он не обольщался на счет хозяев острова. Когда от воспаления брюшины умирал Бой, от Миклухи-Маклая не укрылось, что туземцев очень интересует, умрет или нет его слуга. Если умрет, то пришельцы окажутся вовсе не богами, а простыми людьми.

Трудно сказать, что бы произошло, если бы Бой умер на глазах у папуасов. Возможно, те захотели бы убедиться в бессмертии ученого опытным путем. Но это произошло ночью, Маклай предпочел не рисковать и опустил тело слуги в океан, чтобы не спровоцировать туземцев на агрессивные действия. Он прекрасно знал о людоедстве своих опасных друзей и имел прямые доказательства тому. Однажды в подарок ему вместе с плодами хлебного дерева принесли куски человеческого мяса. Гости с соседнего острова Витязь знаками дали понять понравившемуся им Тамо-русу, что никогда не съедят его – найдется достаточно других.

Но постепенно все опасения отошли на задний план, но Маклаю становилось все тяжелей заниматься работой. Ульсон был плохой помощник, он часто болел и был ленив. Исследователя также трепала жестокая лихорадка, обострились хронические заболевания – катар желудка и кишок, появились язвы на ногах. Кроме этого, продукты с «Витязя» подошли к концу, а на острове было очень мало белковой пищи. Непривычный к этому путешественник стал слабеть, но продолжал исследовать даже реакции своего организма на местные условия.

На клипере «Изумруд»

А тем временем в немецких газетах было опубликовано сообщение о том, что Миклухо-Маклай погиб. Русское правительство отправило для выяснения его судьбы клипер «Изумруд». 1872 год, 19 декабря — он вошел в бухту Астролябия. Узнав о том, что их соотечественник жив, матросы громко закричали «ура!», страшно перепугав этим туземцев. Столкновения, однако, не произошло.

Поначалу ученый, несмотря на ужасное физическое состояние, наотрез отказался уезжать, не закончив работу. Он был убежден, что Географическое общество не даст деньги на новую экспедицию, и просил только оставить ему продовольствие. Но капитан «Изумруда» уговорил исследователя отдохнуть в нидерландских колониальных владениях в Восточной Индии. Ему было точно известно, что скоро в эти места прибудет научная экспедиция, которая сможет взять его с собой. Трогательно простившись с папуасами и пообещав, что возвратится, Тамо-рус под грохот длинных новогвинейских барабанов благополучно отбыл на борт корабля.

На Филиппинах, в Сингапуре, на о. Ява

Но следующая встреча с папуасами, произошло не так скоро, как предполагал ученый. По дороге он пришел к выводу о необходимости сравнительного изучения папуасов, меланезийцев и филиппинских негритосов. С этой целью Миклухо-Маклай побывал на Филиппинах, остановился в Сингапуре, на о. Ява, где жил в резиденции генерал-губернатора в г. Бейтензорге. В городе, название которого в переводе означает «беззаботный», путешественник смог отдохнуть, подлечится, разобрать материалы первой экспедиции.

Второе путешествие на Новую Гвинею

1873 год — он снова отправился в длительное путешествие, вначале на о. Амбоин в Южном Молуккском архипелаге, а потом на берег Папуа-Ковиай Новой Гвинеи. Там у мыса Айва ученым была построена хижина в которой он и поселился. Теперь его сопровождение насчитывало 16 человек.

Однажды ученый ушел далеко в глубь острова, чтобы исследовать район возле озера Камака-Валлар. Там он открыл неизвестное ранее племя папуасов ваау-сирау. А тем временем на берегу разыгралась страшная трагедия. На местных папуасов напали туземцы из бухты Кируру. Папуасы из Кируру победили, а заодно разграбили хижину Маклая, с особой жестокостью убили его людей, в т. ч. нескольких женщин и ребенка. Одну из несчастных разрубили тут же на столе на куски, вероятно, чтобы потом не тратить время на разделывание мяса. Кроме этого, источники вблизи хижины оказались отравленными.

Как выяснилось позднее, папуасы разыскивали Маклая, чтобы убить. Их подстрекал к этому давний недоброжелатель Тама-руса, глава одной из близлежащих деревень по имени Суси. Спустя несколько дней большой отряд повторил нападение, но ученый и оставшиеся в живых члены его группы смогли успеть перебраться на о. Айдум.

В скором времени на острове появился Суси с отрядом. Маклай, по-видимому, отличавшийся отчаянной храбростью, узнав об этом, спокойно допил кофе, взял пистолет и в сопровождении всего двух человек отправился к пироге, на которой прибыли разбойники. Суси не было видно. Тростниковая крыша не давала возможности заглянуть в глубь лодки. Тогда Маклай сдернул крышу, схватил огромного папуаса за горло и приставил пистолет к его виску. Спутники Суси не посмели вмешаться даже тогда, когда их командира связали. Позже его передали голландским властям. Больше Маклая и его спутников не тревожили.

Закончив работу, ученый возвратился на Амбоин, где тяжело заболел лихорадкой. В Европе о нем в течении долгого времени ничего не знали. Английское правительство приказало капитану одного из своих военных кораблей срочно заняться поисками. Тот выполнил задание, но нашел исследователя в таком состоянии, что не сомневался в его близкой смерти. Но сила духа Тамо-руса снова смогла победить смерть. Он снова продолжил исследования на Малаккском полуострове, где в верховьях р. Пахан нашел остатки вымирающего племени оран-секай (семанг), но из за приступов лихорадки был вынужден отправиться в Сингапур.

Карта путешествий Миклухо-Маклая

Возвращение в бухту Астролябии

Едва оправившись от болезни, Миклухо-Маклай в 1876 г. посетил о. Яп (Каролинские острова), острова Адмиралтейства, а потом выполнил обещание и вернулся в бухту Астролябии.

Тут Тамо-русо был встречен с восторгом. На протяжении нескольких дней продолжался праздник общения со старыми знакомыми. Старая хижина была разрушена землетрясениями и муравьями, но матросы с корабля и туземцы выстроили новую. Маклай сам посадил вокруг нее пальмы и разбил новый огород. Научная работа была продолжена. За 17 месяцев ученый смог исследовать 150 папуасов, собрать уникальные сведения о папуасских танцах, бытовых пантомимах, праздниках.

Было ясно, что туземцы крепко полюбили своего необычного друга. Однако вопрос о бессмертии Человека с Луны по-прежнему мучил их. Как-то раз один из туземцев, которому путешественник когда-то спас жизнь, прямо спросил, может ли он умереть. Ученый не хотел лгать другу и нашел соломоново решение. Он взял копье и передал его туземцу, чтобы тот сам смог выяснить интересующий его вопрос. Расчет был верен: тот не смог поднять руку на Тамо-руса.

Дни и месяцы летели быстро. К лихорадке исследователя прибавилась еще и невралгия. Потому, когда к берегу случайно подошла британская шхуна, он решил покинуть Новую Гвинею. Пообещав возвратиться, он предупредил друзей, что сюда могут приплыть злые белые люди, которые будут убивать и забирать людей в рабство.

Третье путешествие на Берег Маклая

В 1881 и 1883 гг. Маклай побывал на островах Новая Каледония, Новые Гебриды, Санта-Крус, Адмиралтейства и вновь собрал значительное количество материалов по антропологии, этнографии, зоологии и географии. 1883 год — он в третий – и последний – раз посетил Берег Маклая, но прожил там лишь восемь дней. Здесь его ожидали печальные перемены. На берегу побывали торговцы «черным товаром». Многие друзья были убиты или умерли. Оставив папуасам быка, корову, козла и козу, семена кукурузы и других растений, Маклай снова отправился в Сидней. Врачи давно предупреждали, что тропики оказывают пагубное влияние на его здоровье, а климат Австралии, наоборот, – благоприятен.

Сидней. Женитьба

Сидней был хорошо знаком ученому. Там при его непосредственном участии была создана зоологическая станция. В этом активную поддержку ему оказал премьер-министр австралийского штата Новый Южный Уэльс, сэр Джон Робертсон. Его дочь, 22-х летняя Маргарет, в скором времени стала самым дорогим человеком для Маклая. Молодая женщина отвечала ему взаимностью. Несмотря на серьезные препятствия, возникшие из-за различия вероисповеданий, влюбленные все же соединились. Маклай добился разрешения царя на освящение брака по протестантскому обряду. А православный обряд был совершен тремя годами позже в Вене, по пути в Россию.

Смерть

Супруги прожили вместе лишь 4 года. 1887 год — с двумя маленькими сыновьями они приехали в Петербург. Закончить обработку материалов экспедиций путешественник не успел. Только часть его колоссальной работы была опубликована в немецких и русских журналах. Закончились неудачей и его попытки оградить туземцев от насилия со стороны европейских стран. 1888 год — Германия объявила Новую Гвинею своим владением. Миклухо-Маклай успел выразить протест, но 14 апреля этого же года скончался в Петербурге. Ему было всего 41 год.

Память

Маргарет с детьми вернулась в Сидней. Все из наследия мужа, что представляло малейшую научную ценность, она передала музеям Петербурга и Сиднея. Все оставшиеся 48 лет жизни она чтила память о Николае Николаевиче и воспитывала детей и внуков с чувством благоговейной памяти об отце и деде. Их потомки сейчас живут в Австралии и бережно хранят память о своем удивительном предке.

Результатом титанической исследовательской работы Миклухо-Маклая Николая Николаевича стали веские доказательства того, что «дикие» народы Новой Гвинеи, Малайи, Австралии, Океании, а значит, и других неевропейских территорий, – совершенно равны так называемым «цивилизованным» народам планеты. Он изучил биологические и физиологические свойства мозга темнокожих, строение их черепа и на этой основе смело, вопреки утверждению многих поклонников расового превосходства белых (да и то не всех белых), заявил: никаких расовых различий в функционировании мозга у народов Земли не существует.

«Почему я выбрал Новую Гвинею?» 20 сентября 1871 г. на берег острова Новая Гвинея с борта русского корвета «Витязь» высадился Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888), молодой ученый-зоолог. Матросы выстроили для него дом, перевезли все необходимое. «Витязь» ушел. Это было первое дальнее путешествие ученого, вся последующая жизнь которого прошла в непрестанных экспедициях.

Миклухо-Маклай хотел собрать на Новой Гвинее факты, которые помогли бы ответить на один из самых острых научных вопросов: о происхождении человека и человеческих рас, о первобытном человеке, о папуасской расе и ее месте среди других народов.

Русский ученый был глубоко убежден: человечество, несмотря на расовые отличия, составляет единый биологический вид. Эту идею необходимо было подтвердить фактами, так как находились такие ученые, которые приписывали папуасам разные фантастические черты и признаки, которых нет у людей других рас. На основе этих соображений делался вывод, что папуасы будто бы представляют некую промежуточную форму, стоящую между животным миром и человечеством; что папуасское общество якобы состоит из людей низшего типа, не способных в принципе подняться до уровня современной цивилизации. Миклухо-Маклай рассчитывал добыть своей экспедицией сведения, опровергающие такого рода представления.

Жизнь папуасов в освещении Миклухо-Маклая. Маклай, проживший среди папуасов в общей сложности почти четыре года, прежде всего постарался овладеть их языком, знание которого считал единственно надежным средством к познанию туземных обычаев, нравов, образа жизни. Самыми сложными для изучения оказались слова, выражающие абстрактные понятия, которые нельзя усвоить, указав на них пальцем.

Ученый подробно фиксировал антропологический облик папуасов. Много лет в европейских учебниках по физической антропологии утверждалось, что у папуасов особые, растущие пучками волосы, отличающие их от представителей других рас. Вскоре выяснилось, что в естественном состоянии волосы у папуасов мелко-курчавые, плотно прилегающие к голове. Проведя обследование, Маклай написал в своем дневнике: «Волосы [у папуасов] растут не группами или пучками... а совершенно одинаково, как и у нас...»

Исследователь изучал быт и труд папуасов, делал зарисовки их хижин, деталей одежды, украшений и т. д., подробно описал процесс приготовления пищи. Он принимал участие в ритуалах и пиршествах папуасов, участвовал в их коллективной охоте.

Фактически Миклухо-Маклай открыл для науки папуасов Новой Гвинеи, о которых почти ничего не было известно. Впервые в мировой науке «туземец», «дикарь» предстал как обычный живой человек.

Из-за тяжелой болезни (тропическая лихорадка) и многолетних, полных лишений путешествий Маклай в конце жизни вынужден был прекратить активные этнографические изыскания. Кроме того, он отказался от публикации многих материалов своих исследований, опасаясь, что его научные наблюдения могут облегчить порабощение папуасов европейскими колонизаторами.

МИКРОНЕЗИЙЦЫ

В расовом отношении микронезийцы образуют особую группу, сформировавшуюся в результате смешения австралоидных и монголоидных элементов. Микронезийцы - среднего роста, со светло-коричневой кожей, с темными волосами (курчавыми или прямыми). Свыше десятка прожинающих в Микронезии небольших народов говоря!" па различных языках, относящихся к австронезийской семье. Девять местных языков имеют письменность, хотя и недостаточно развиты в литературном отношении. Роль языка межэтнического общения выполняет английский.

Жители островов занимаются рыболовством и земледелием тропического типа. Основная товарная (то есть предназначенная для продажи) культура - кокосовая пальма, из плодов которой производят копру (сушеную мякоть). Так же товарное значение имеет выращивание какао, некоторых овощей и фруктов, черного перца.

Животноводство развито довольно слабо, улов рыбы используется приемущественно для местных нужд.

Поскольку колонизаторы проникали на разные острова Микронезии в разное время, степень сохранности традиционной

культуры в различных районах неодинакова. Подвергнувшись необратимому разрушению

на Марианских островах и острове Палау, она сохранила значительное влияние на остальных архипелагах Микронезии. Это касается как материальной культуры (жилища, одежда, пища), так и духовной (фольклор, песни, танцы). Например, дома зачастую, как и в старину, сооружаются на каменном фундаменте, а для стен и крыш используются помимо дерева пальмовые листья. Мужчины носят набедренные повязки, а женщины - юбочки из травы и листьев. Здесь можно даже встретить старинные деньги, представляющие собой огромные, просверленные посередине каменные диски.

В других частях Микронезии до сих пор встречаются дома своеобразной конструкции, где отсутствуют стены, а двускатная крыша из пальмовых листьев держится на столбах. Эти хижины, так же как и традиционные микронезийские лодки, вплоть до настоящего времени сооружаются без гвоздей.

В то же время, скажем, одежда и утварь жителей острова Палау - европейского типа, а дома кроются оцинкованным железом.

Почти полное разрушение прежнего (до эпохи колонизации) социального порядка на одних островах, сочетается с неприкосновенностью многих элементов старого общественного строя на других. Во втором случае продолжают пользоваться большой властью вожди, с которыми борется за влияние выделившаяся в последние десятилетия прослойка богатых людей. На островах население, как и прежде, делится на. сословия.

Население одних островов полностью христианизировано, в то время как на других сохраняют силу прежние религиозные верования (например, вера в духов), нередко сосуществующие с христианством.

МЕЛАНЕЗИЙЦЫ

Антропологические типы и языки. За пределами Папуасии основную часть коренного населения Мела-

незии составляют меланезийцы. Для меланезийского антропологического типа характерны темная кожа, утолщенные губы, широкий нос, умеренно курчавые полосы, лицо средней ширины.

В Меланезии можно выделить еще один антропологический тип - новокаледонский (население Новой Каледонии), который отличают узковолнистые волосы, развитый третичный волосяной покров (т. е. обильный рост волос, появляющихся после наступления половой зрелости) и довольно высокий рост.

Более трехсот народов, проживающих в Меланезии, в языковом отношении подразделяются на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. Подавляющее большинство меланезийцев (свыше 0,7 млн. чел.) говорят на австронезийских языках, относящихся к восточно-австронезийской, пли океанийской, ветви. Народы Меланезии численно невелики. Самый крупный из них- толаи на острове Новая Британия- насчитывает немногим колее 100 тыс. человек.

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Основное занятие меланезийцев - ручное земледелие. Главная культура, которая производится в хозяйствах островитян, кокосовая пальма. Часть урожая кокосовых орехов идет на продажу, остальное - для внутреннего потребления. Культивируют также ямс, таро, бананы, батат, земляной орех (арахис), саговую пальму, табак. В небольших количествах выращивают культуры, завезенные европейцами: какао, сою, рис, имбирь, коричное и гвоздичное деревья. На островах Меланезии распространена подсечно-огневая система земледелия.

Вторая по значению отрасль хозяйства - морское рыболовство. На небольших островах это иногда единственное средство существования. Рыболовные снасти разнообразны: сети, верши (сплетенные из прутьев ловушки конической формы), корзины, крючки; рыбу бъют также острогой (вилообразным орудием с несколькими остриями) и стрелами из лука, травят ядом.

Охота из-за скудости животного мира не имеет серьезного значения. Кое-где распространена охота на крокодилов (Соломоновы острова).

Меланезийцы разводят свиней и домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только в хозяйствах плантационного типа.

Развито плетение циновок, корзин, сумок из растительных волокон. Ткачество большинству меланезийцев неизвестно; вместо тканей используется тала (см. ниже). Очень популярны резьба по дереву и строительство лодок, выдолбленных из целого ствола дерева.

Меланезийцы сохранили свое классическое жилище. Меланезийская хижина - прямоугольная в плане, с массивной двускатной крышей, чуть выпуклой и сильно выступающей за линию стен; материалом для нее чаще всего служат листья пальмы, банана или пандануса (древовидного растения). Стены делают из циновок, травы, досок или бамбука. Иногда стен нет совсем.

Одежда меланезийцев - набедренные повязки, передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди.

Изготавливается она из тапы - длинных и широких полос луба бумажно-шелковичного, фигового или хлебного дерева, отбитых деревянными или каменными колотушками. Куски готовой тапы украшаются орнаментом. Также на одежду идут трава, листья и другие подсобные материалы.

Меланезиец живет прежде всего за счет своего огорода. Свиное мясо и другие мясные продукты употребляют редко, зато довольно часто едят рыбу. Готовят

пищу в земляной печи. Огонь прежде добывали трением заостренной палочки о дощечку, а в настоящее время - при помощи покупных спичек.

Общественный строй и религиозные верования. По уровню общественного развития меланезийцы превосходят папуасов. Типичная форма общественной организации у меланезийцев - сельская община, внутри которой выделяется несколько больших семей, часто принадлежащих к разным родам. Земля является собственностью всей деревни, но каждая семья обрабатывает свой участок, сохраняя право на эту землю.

Род на большинстве островов Меланезии материнский (т. е. счет родства идет по женской линии).

В Меланезии к приходу европейцев сложилось имущественное и социальное неравенство.

Хотя к настоящему времени подавляющее большинство населения Меланезии христианизировано, их христианизация остается поверхностной, формальной. Наиболее типичным традиционным верованием у народов Меланезии является вера в некую таинственную силу, называемую мана, которая присуща разным предметам и явлениям природы, а также некоторым могущественным людям.

ПАПУАСЫ

Антропологический тип и языки. Папуасами обычно называют тех коренных жителей Новой Гвинеи (примерно 85% всего населения острова), что говорят на различных языках, не относящихся к австронезийским. Их общая численность достигает 4,3 млн. человек. При этом папуасское население не едино, а делится примерно на 600 отдельных народов (племен или этносов), которые, как правило, невелики но численности- от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Только четыре народа превышают 100 тыс. человек: дани, энга, чимбу и хаген; все они живут на центральном нагорье о. Новая Гвинея.

По своему внешнему облику (антропологическому типу) папуасы относятся к веддо-австралоидной расе, для представителей которой характерны темная кожа, черные курчавые волосы, карие глаза, слегка выступающая вперед челюсть, широкий нос и утолщенные губы, а у мужчин - также обильно растущие борода и усы.

На большей части Новой Гвинеи и некоторых островах архипелага Бисмарка распространен своеобразный папуасский антропологический тип. Представителей этого типа отличают курчавые волосы, характерная (с крючковидным изгибом в области хряща) форма носа, сравнительно узкое лицо.

Большинство населения Папуа-Новой Гвинеи и Ириан-Джаи, а также часть населения Соломоновых островов говорят на папуасских языках. Ученые-лингвисты различают несколько семей папуасских языков, в рамках каждой из которых языки связаны хотя бы отдаленным родством. На языках самой крупной из семей - трансновогвинейской - говорит большинство народов Новой Гвинеи - около 2,8 млн. человек.

Необходимость общаться в условиях многоязычия приводит к возникновению так называемых больших языков. Довольно широко используются языки хири-моту («торговый моту») и ток-писин (язык, близкий по лексике к английскому, а по структуре - к меланезийским языкам).

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Главное занятие папуасов - земледелие. Важнейшие возделываемые культуры: таро, ямс, батат (клубневые), бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево. Хозяйство в основном натуральное и лишь изредка производит товарный продукт - кокосовые орехи, кофе, какао. Традиционные орудия - каменный топор или тесло, заостренный сажальный кол и узкая деревянная лопата. Реже встречаются мотыги. Каменные и деревянные орудия теперь почти повсеместно вытеснены железными. Но, по существу, хозяйство осталось прежним. Даже

распорядок дня в папуасской деревне мало изменился по сравнению с существовавшим до начала европейской колонизации.

Рано утром взрослое население деревни расходится но своим делам. Женщины - в лес, где расположены (обычно вдали от деревни) огороды; там они занимаются посадкой, прополкой, сбором урожая (сохраняемого «на корню» - каждый раз снимается столько клубней таро, ямса, батата или других продуктов, сколько требуется семье на сутки).

Мужчины тоже отправляются в лес, где расчищают от растительности участки для новых огородов, огораживают их от диких свиней, жгут поваленные деревья, вскапывают землю (все остальное - дело женщин). Днем деревня пуста: в ней остаются только старики и маленькие дети. К вечеру первыми возвращаются женщины. Они приносят с собой клубни, хворост для костров, бамбуковые сосуды с водой, разводят возле хижин небольшие костры и готовят обед. Затем в деревню возвращаются мужчины. После еды рабочий день продолжается: кто чинит крышу на своей хижине, кто - лодку; женщины плетут сумки, циновки. Поздно вечером деревня засыпает. Рано утром - холодный завтрак (то, что осталось от вчерашнего обеда), и все опять расходятся по своим делам.

Каждая папуасская семья имеет 5 - 6 участков в разных местах: на одном вскапывают землю, на другом производят посадку, на третьем и четвертом - прополку, на пятом выкапывают из земли клубни, а на шестой участок, откуда клубни уже выкопаны, пускают свиней; заброшенный участок скоро зарастает лесом и будет вновь расчищен через 10- 15 лет.

Животноводство у папуасов развито слабо. До прихода европейцев единственными домашними животными островитян были свинья, собака и курица. Собак и свиней держали ради мяса; кур и их яйца редко употребляли в пищу (куры жили в лесу в полудиком состоянии). В последнее время в некоторых деревнях появился крупный рогатый скот; делаются попытки увеличить его поголовье.

Рыболовством вплоть до настоящего времени занимаются лишь некоторые прибрежные племена.

Охота в Океании не играла сколько-нибудь значительной роли из-за почти повсеместного (кроме Новой Гвинеи) отсутствия крупных животных; основными объектами охоты являются дикая свинья, крупная нелетающая птица казуар, крокодил. Папуасы охотятся с помощью копья, лука и стрел. Ремесло у папуасов еще не отделилось от земледелия. Все, кроме части орудий труда, предметов одежды и украшений (покупаемых в деревенской лавочке или в городе), они делают для себя сами: сами строят себе жилища, лодки и т. п.

Папуасы селятся в хижинах - удлиненно-прямоугольных, овальных или (реже) круглых в плане легких наземных постройках. Основой их служат врытые в землю столбы, на которые опирается выстланная пальмовыми листьями кровля - обычно высокая и иногда спускающаяся чуть ли не до самой земли. На стены идут жерди, кора, стебли и листья растений; иногда для этого используют плетеные циновки. Пол в хижинах - земляной. Кое-где встречаются постройки на высоких сваях, с полом из бамбуковых стволов.

В одежде для защиты от холода жители Меланезии практически не нуждаются. Распространены набедренные повязки, пояса, передники, плащи-накидки. Вместо тканей папуасы используют тапу. Украшения - браслеты, серьги, носовые вставки - носят преимущественно мужчины. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела.

Пища в основном растительного происхождения. Мясо употребляют редко. Пищу готовят на кострах и в широко распространенной по всей Океании земляной печи, представляющей собой яму, куда вперемежку с раскаленными на костре камнями укладывают завернутые в листья куски пищи, после чего все содержимое ямы на час или на большее время прикрывают ветвями и землей.

Общественный строй и религиозные верования. Папуасы делятся на племена. Эти племена - довольно непрочные объединения, связанные единством язы-

ка и культуры, но не имеющие особой племенной организации, племенных вождей и т. п.

Основу папуасского общества составляет род - группа совместно проживающих кровных родственников трех-четырех поколений. Роду папуасов отцовский, т. е. счет родства ведется по отцовской, а не материнской линии. Несколько родов обычно объединяются в союзы. Союз родов - самая крупная социальная организация, которая имелась у папуасов до прихода европейцев.

В настоящее время большинство населения Новой Гвинеи исповедует христианство в форме протестантизма или католицизма. Однако христианизация папуасов имеет поверхностный характер, стойко сохраняются старинные верования. В Папуа-Новой Гвинее, например, никого не удивит, если член правительства берет месячный отпуск и отбывает из столицы в родную деревню, чтобы пройти там обряд инициации; по местным понятиям, мужчина, не прошедший инициации, не может считаться полноправным членом общества. Среди папуасских племен сохраняются вера в тотемных животных, распространены магия и культ предков (в форме культа их черепов).

Родился 17 июля (5 июля по старому стилю) 1846 года, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния - умер 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1888 года, Санкт-Петербург) - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Миклухо-Маклая). День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.

Юные годы

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в семье железнодорожного инженера. Семья имела потомственное дворянство, которое заслужил прадед Миклухо-Маклая - уроженец Черниговщины запорожский казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова (1788).

Позднее семья переехала в Санкт-Петербург, где с 1858 года Николай продолжил обучение во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Окончив курс гимназического обучения, Миклухо-Маклай в качестве вольнослушателя продолжает обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Учёба не была долгой. В 1864 году, за участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая отчисляют из университета и он, на средства собранные студенческим землячеством, уезжает в Германию. В Германии он продолжает учебу в Гейдельбергском университете, где изучает философию. Через год Миклухо-Маклай переводится на медицинский факультет Лейпцигского университета, а затем Йенского университета. В Йенском университете Николай знакомится с известным зоологом Э. Геккелем, под руководством которого начинает изучать сравнительную анатомию животных. В качестве ассистента Геккеля Миклухо-Маклай совершает путешествие на Канарские острова и в Марокко. После окончания университета в 1868 Миклухо-Маклай совершает самостоятельное путешествие по побережью Красного моря, а затем, в 1869 году, возвращается в Россию.

Становление учёного

Кругозор молодого исследователя расширился, и он перешел к более общим вопросам естествознания - антропологии, этнографии, географии. В этих областях Миклухо-Маклаю удалось достичь определенных успехов. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки различных народов обусловлены природной и социальной средой.

Совершает Миклухо-Маклай и очередное крупное путешествие. В 1870 году году на военном корабле «Витязь» он отправляется в Новую Гвинею. Здесь, на северо-восточном берегу этого острова, он проводит два года за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов). Начатые на Новой Гвинее наблюдения Миклухо-Маклай продолжает на Филиппинах, в Индонезии, на юго-западном берегу Новой Гвинеи, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876-1877 годах ученый снова проводит несколько месяцев на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, вернувшись к тому племени, жизнь которого он наблюдал ранее. К сожалению, пребывание его на острове было недолгим, и признаки анемии и общего истощения вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение заняло более полугода. Недостаток финансовых средств не позволил Миклухо-Маклаю вернуться в Россию, и он был вынужден перебраться в Сидней (Австралия), где поселился у российского консула. Затем Миклухо-Маклай некоторое время живет в Английском клубе, а потом перебирается в дом общественного деятеля, учёного-зоолога и председателя Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклея. Маклей помогает Миклухо-Маклаю реализовать высказанную им на Линневском обществе идею строительства Австралийской зоологической станции. В сентябре 1878 года предложение Миклухо-Маклая было одобрено и в заливе Уотсон-Бэй по проекту сиднейского архитектора Джона Киркпатрика начато строительство станции, которая получила название Морской биологической станции.

В 1879-1880 годах Миклухо-Маклай совершает экспедицию на острова Меланезии, в частности на остров Новая Каледония, и в очередной раз посещает северо-восточный берег Новой Гвинеи.

В 1882 году учёный возвращается в Россию. В планы Миклухо-Маклая входили строительство морской станции и русского поселения на северо-восточном побережье Новой Гвинеи (Берег Маклая). Миклухо-Маклай предлагал и свою программу экономических и социальных преобразований жизни островитян. Аудиенция у Александра III не принесла результатов. Планы учёного было отвергнуты, но ему удалось решить вопросы погашения долгов и получить финансовые средства на дальнейшие исследования и издание собственных трудов.

В 1883 году Миклухо-Маклай покидает Россию и возвращается в Австралию. В 1884 году он женится на Маргарите Робертсон, дочери крупного землевладельца и политического деятеля Нового Южного Уэльса. В 1886 году году учёный вновь возвращается в Россию и снова предлагает императору «Проект Берега Маклая» как противодействие колонизации острова Германией. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата. Изношенный организм исследователя слабо сопротивлялся болезням и в вечером 2 апреля 1888 года великий российский ученый скончался в клинике Вилие в Санкт-Петербурге.

Память об учёном

Жена Миклухо-Маклая и его дети, вернувшиеся после смерти учёного в Австралию, в знак высоких заслуг ученого до 1917 года получали российскую пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III, а затем Николая II.

* В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии АН СССР.

* В 1947 году режиссером В. А. Разумным снят художественный фильм «Миклухо-Маклай».

* В 1996 году, в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

* В том же году на территории Университета им. У. Маклея установлен бюст учёного (скульптор Г. Распопов).

(5 июля по старому стилю) 1846 года в селе Рождественском (ныне Языково-Рождественское Окуловского муниципального района Новгородской области) в семье инженера.

В 1863 году поступил в Петербургский университет, откуда в 1864 году за участие в студенческом движении был исключен без права поступления в высшие учебные заведения России.

В 1864 году учился на философском факультете Гейдельбергского университета, в 1865 году — на медицинском факультете Лейпцигского университета. В 1866 году переехал в Иену, где на медицинском факультете университета занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, лекции которого слушал в университете, посетил Канарские острова и Марокко. В 1868 году Миклухо-Маклай окончил Иенский университет.

В 1869 году совершил путешествие на побережье Красного моря для исследования морской фауны. В том же году вернулся в Россию.

Первые научные исследования Миклухо-Маклая были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул и другим вопросам зоологии. Во время своих путешествий он проводил также ценные наблюдения в области географии. Он склонялся к тому взгляду, что расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Чтобы обосновать эту теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять путешествие на острова Тихого океана с целью изучения "папуасской расы". При содействии Русского географического общества он получил возможность в конце октября 1870 года выехать на Новую Гвинею на военном судне "Витязь". Сначала он побывал на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (1871-1872), который с тех пор называется Берегом Маклая. 15 месяцев Миклухо-Маклай прожил среди папуасов и своим дружелюбным и тактичным поведением завоевал их любовь и доверие.

В 1873 году он посетил Филиппины и Индонезию. В 1874 году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874-1875 дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая племена семангов и сакаев. В 1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию (острова Океании) и Северную Меланезию (островные группы в Тихом океане). 1876 и 1877 годы снова провел на Берегу Маклая; оттуда хотел вернуться в Россию, но из-за тяжелой болезни вынужден был поселиться в Австралии (Сидней), где жил до 1882 года. Он основал близ Сиднея первую в Австралии биологическую станцию. В этот же период совершил поездку по островам Меланезии (1879) и посетил южный берег Новой Гвинеи (1880); в 1881 году второй раз был на южном берегу Новой Гвинеи.

В 1882 году Миклухо-Маклай приехал в Россию, прочел ряд публичных докладов о своих путешествиях в Географическом обществе. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило ему золотую медаль.

Посетив Берлин, Париж и Лондон, где знакомил научную общественность с результатами своих исследований, Миклухо-Маклай вновь поехал в Австралию. По пути он в третий раз побывал на Берегу Маклая (1883).

1884-1886 годы ученый провел в Сиднее в Австралии, в 1886 году вернулся в Россию. В последние годы жизни готовил к опубликованию свои дневники и научные материалы. В 1886 передал в дар АН в Петербурге собранные им в 1870-1885 этнографические коллекции (ныне в Музее антропологии и этнографии).

14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1888 года Николай Миклухо-Маклай скончался в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Крупнейшей научной заслугой ученого является то, что он поставил вопрос о видовом единстве и родстве человеческих рас. Впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал его широкое распространение в Западной Океании и на островах Юго-Восточной Азии. Для этнографии большое значение представляют описания хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании.

При жизни Маклая было более ста его работ по этнографии, антропологии, зоологии, анатомии, географии и другим наукам, однако не вышла в свет ни одна из его крупных работ. Дневники путешествий Миклухо-Маклая впервые увидели свет в 1923 году. Собрание сочинений в пяти томах было издано в 1950-1954 годах.

Николай Миклухо-Маклай с 1884 года был женат на Маргарет Кларк, дочери известного австралийского политического деятеля, многократного премьера колонии Новый Южный Уэльс сэра Джона Робертсона. В ноябре 1884 года в семье родился первенец Александр Нильс, а в декабре 1885 года на свет появился и второй сын — Владимир Аллен. После смерти ученого Маргарет больше не выходила замуж. На мемориальной плите на могиле Миклухо-Маклая на Волковом кладбище по указанию жены были начертаны латинские буквы: N.B.D.C.S.U., что означало "Ничто, кроме смерти, не может разлучить нас".

В честь ученого были названы гора и река на Новой Гвинее, участок северо-восточного побережья Новой Гвинеи от залива Астролябия до полуострова Юон (Берег Миклухо-Маклая), а также подводная гора в Тихом океане и залив на Земле Уилкса в Антарктиде.

В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено институту этнографии Академии наук СССР (РАН).

В 2014 году Российским географическим обществом учреждена Золотая медаль имени Н.Н. Миклухо-Маклая как высшая награда общества за этнографические исследования и путешествия.

В честь 150-летия со дня рождения ученого 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Миклухо-Маклая. В том же году ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

В городе Окуловка Новгородской области был установлен бронзовый памятник Миклухо-Маклаю.

Бюст Миклухо-Маклая был установлен в Австралии на территории Университета Сиднея, у музея Уильяма Маклея.

Бюст ученого из белого камня был открыт в Севастополе перед зданием Института биологии Южных морей имени Ковалевского.

В городе Малине Житомирской области Украины в 1986 году был установлен памятник Миклухо-Маклаю.

Памятник ученому открыли в столице Индонезии Джакарте на территории Российского центра науки и культуры.

В 2010 году на Украине, недалеко от Киева, в селе Калитянское Черниговской области, на родине отца Миклухо-Маклая — Николая Миклухи был создан первый частный музей путешественника.

В 2013 году в поселке Кача недалеко от Севастополя был создан музей Миклухо-Маклая "Берег Маклая".

В 2014 году на Украине в городе Батурин Черниговской области открылся Историко-культурный центр "Паруса Маклая".

В 2015 году в городе Малин Житомирской области Украины в здании, принадлежавшем родственникам ученого, был открыт еще один музей Миклухо-Маклая.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мореплаватель Миклухо-Маклай

Николай Миклухо-Маклай был этнографом, исследовал жизнь племен, населявших тропические острова. Проявив огромное мужество и бесстрашие, он сумел подружиться с папуасами Новой Гвинеи и до сего времени, по прошествии почти полутора столетий, память о нем там священна.

Успех ученого может объясняться тем, что он считал туземцев такими же людьми, как он сам, относился к ним с уважением, без того чувства превосходства, какое было свойственно некоторым путешественникам. Своими работами он доказал ненаучность расизма.

Миклухо-Маклай учился в Петербургском университете, в университетах Германии, где изучал философию и медицину. Жил впроголодь, но работал необыкновенно много. Первая его научная поездка - на Канарские острова в 1866 году. Два года он работал там с великим зоологом Эрнестом Геккелем, потом - на острове Сицилия и на почти совсем неизученном Красном море.

Он был уже опытным зоологом, когда главным его интересом стала антропология - наука о человеке, а затем и этнография. Эта наука сделала его мореплавателем.

В свое первое плавание он отправился в 24 года - к берегам Новой Гвинеи на корвете «Витязь». Во время захода судна в Англию он сумел получить несколько приборов и провел исследования в Атлантическом и Тихом океанах: измерял глубины, температуру воды и соленость на разных уровнях. Также первыми были и его метеорологические наблюдения на берегу Новой Гвинеи, который теперь на карте мира обозначен как Берег Маклая. С 1871 по 1883 годы Маклай совершил более 15 плаваний, и провел в океане в общей сложности около трех лет, посетив девять морей и только в тропиках преодолев около 175 тысяч километров. Если же к этому добавить переходы из Петербурга в южные моря и обратно, то путь достиг бы трехсот тысяч километров. Это почти расстояние от Земли до Луны. И на каких только судах не приходилось ему плавать: - и на русских военных кораблях, и на пассажирских пароходах разных стран, и на совсем небольших промысловых шхунах, и на туземных лодках.

Н. Н. Миклухо-Маклай

Для папуасов Мак лай был, как мы сейчас сказали бы, инопланетянином, да и они для него были тоже людьми другой цивилизации. И проблема была та же, что при встрече обитателей разных планет: найти контакт, обнаружить что-то общее, связующее. Ведь те, кто уничтожал негров и индейцев, обращал их в рабство, не считали их за людей, во всяком случае, за полноценных людей.

Вот как описал он свою первую встречу с папуасом, когда его оставили одного на берегу Залива Астролябии: «Послышался шорох... Я увидел в нескольких шагах, как будто выросшего из земли человека, который поглядел в мою сторону и кинулся в кусты. Почти бегом пустился за ним по тропинке, размахивая красной тряпкой... Он оглянулся и, видя, что я один, без всякого оружия и знаками прошу его подойти, остановился. Я медленно приблизился... и молча подал ему красную тряпку. Он принял ее с видимым удовольствием и повязал себе на голову...»

Когда Маклай был приглашен в туземную деревню, то долго колебался: брать ли с собой револьвер, ведь он не знал, как к нему отнесутся островитяне, и в то же время понимал, что оружие может разрушить все надежды на установление контакта. Ему стало ясно, что «...сила должна заключаться в спокойствии и терпении». И он оставил револьвер в хижине.

Папуасы Новой Гвинеи (с рисунков Миклухо-Маклая)

Папуасы все же напали на него, вокруг засвистели стрелы, острие копья остановилось у самого лица, Маклай подумал: «Хорошо, что оставил оружие дома...» Он нашел единственно верное решение: расшнуровал ботинки, расстегнул пояс, улегся на циновку, закрыл глаза и... заснул. Проспал два часа, а когда открыл глаза, то увидел, что туземцы мирно сидят вокруг и смотрят на него. Он победил агрессию доверием и беззащитностью...

Пятнадцать месяцев прожил Миклухо-Маклай среди папуасов Новой Гвинеи. А потом вернулся, когда потребовалось защитить их от колонизаторов. Он пытался образовать государство - независимый Папуасский Союз, но это было совершенно невозможно.

Только через 12 лет, в 1882 году, вернулся Миклухо-Маклай в Россию - больной и весь в долгах. Расплатиться с ними, хотя бы частично, помогла объявленная в газетах общественная подписка; в ней приняли участие основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, писатель Иван Тургенев и многие другие. Лев Толстой писал ему:

«Ваш опыт общения с людьми составит эпоху... в науке о том, как жить людям друг с другом...»

Прожил Миклухо-Маклай всего сорок два года, и похоронен в Санкт-Петербурге.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих географических открытий автора

ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ (подвиг Миклухо-Маклая) Говорят, однажды Диоген днем со свечой стал что-то искать. Его спросили, что он делает? «Ищу человека!» - ответил философ.Странным образом с давних пор, совершая географические открытия, люди были озабочены поисками

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭ

Фёдоров Иван (мореплаватель) Фёдоров Иван (г. рождения неизвестен – умер 1733), русский мореплаватель. Весной 1731 в составе экспедиции на судне «Св. Гавриил» перешёл из Болынерецка в Нижнекамчатск. В 1732 принял командование судном. Ф. и его спутники, среди которых находился

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.) ученый, путешественник Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Генрих Мореплаватель В начале XV века Португалия не играла заметной роли в международной жизни. Она была одним из мелких государств, занимавших Пиренейский полуостров.Уже с середины XIII века определились те границы Португалии, которые существуют до сих пор. Ей удалось

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Н. Н. Миклухо-Маклай С давних пор, совершая географические открытия, люди искали драгоценные камни и металлы, лес и пушнину, пряности и благовония, - но только не ЧЕЛОВЕКА. Лишь после эпохи Великих географических открытий учёные стали обращать внимание на разнообразие не

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

За что португальский принц Генрих Мореплаватель получил свое прозвище? Генрих Мореплаватель (1394–1460), четвертый сын португальского короля Жуана I, прославился как организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и западным берегам

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

И И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник Из стихотворения «Стансы» (1826) А. С. Пушкина (1799-1837). Так поэт говорит о разносторонней деятельности Петра Первого: Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) Русский этнограф. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870–1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма.Миклухо-Маклай