Проект для 2 класса подготовлен в виде презентации, где подобраны задания по разделам: "Загадки-складки", "Вопросы-шутки", "Угадай-ка", "Шарады". Мы подбирали интересные задания по русскому языку. В презентации настроены триггеры.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку 2 класс "И в шутку и всерьёз"»

"И в шутку и всерьёз"

Проект учащихся 2 класса

МБОУ Хмелитской СОШ

Вяземского района

Смоленской области

Никулиной Дарьи,

Герасемчук Ирины

Руководитель: Карапка Е.С.


НАША ЦЕЛЬ:

  • Изучая русский язык, нам захотелось подобрать интересные задания и предложить всем решить «Задачи» по русскому языку.

Вопросы -

Загадки -

Угадай- ка


Загадки - складки

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

да и в школе я нужна.

Называюсь.......


Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я.......


Во мне два К, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом.......

аккуратный


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - .......

прохлада


ВОПРОСЫ - ШУТКИ

Какой город летает?

Чем кончаются день и ночь?

Что стоит посредине земли?


Какое русское слово состоит из трёх

слогов, а указывает на 33 буквы?

Какое государство можно носить

на голове?

Чем кончается лето

и начинается осень?


Угадай-ка

В данных загадках пропали гласные.

Б _ л _й з_ й ч _ к

пр _ г _ _ т п _

ч _ р н _ м _ п _ л_ .

(Мел и доска)


Дн _ м сп _ т,

н _ ч ь _ л _ т _ _ т,

пр _ х _ ж _ х п _ г _ _ т.


В з _ л _ т _ й кл _ б _ ч _ к

спр _ т _ л с _ д _ б _ ч _ к.


Б _ л _ _ г _ р _ шк _

н _ з _ л _ н _ й н _ ж к _ .


Шарады

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

Кар - тина


Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая,

Но Г приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю.

Роза - гроза


Я - блок- о

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.


Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.


Дремлют два предлога

Около порога.

Потому -что тишь.

И не пикнет даже мышь.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бушевецкая начальная общеобразовательная школа»

Тема:

Проект «И в шутку и всерьез»

Участники проекта: ученики 2 класса

Руководитель проекта: учитель Федорова Лариса Зиновьевна

Бологое 2016 год

Тип урока: творческий проект

Цели проекта : заинтересовать обучающихся темой проекта.

Задачи проекта : прививать интерес к русскому языку, решать логические задачи по русскому языку, отбирать занимательный материал по предмету.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся
научатся решать логические задачи по русскому языку, отгадывать загадки и шарады.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные УУД: формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

Основные понятия : загадки, шарады, ребусы.

Ход работы:

Ребята! Сегодня у нас с вами очень интересный будет урок. Мы будем разгадывать интересные ребусы, шарады, кроссворды. Научимся писать загадочные рассказы.

Ребусы.

Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов - умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.

1. В каждом слове не хватает одной буквы. Чтобы отгадать слово. Необходимо вспомнить как называются рисунки и с какой буквы они начинаются.

У нас получились слова: радость, жадность, хитрость, улыбка

2. В этом задании надо дописать слова.

3.Составим небольшой рассказ. Вместо некоторых слов у нас рисунки.

Давайте прочитаем рассказ, который у нас получился.

«Жил был (мальчик). Его звали (Лев). У него была (собачка). Её звали (колокольчик).Однажды (мальчик) взял (удочку) и (ведро) и пошел удить (рыбу). Только сел в (лодку). Как на небе (туча) появилась, (молния) засверкала, (дождь) хлынул и все (птицы) попрятались. (Лев) испугался. Ни (дерева), ни (куста) нет. Выскочил он на (мост), смотрит (собачка) бежит и (зонтик) в (зубах) несёт. (мальчик) обрадовался и дал (Колокольчику) большую (конфету)».

Отгадаем кроссворд, используя рисунки.

Словесная задачка.

У Маши на холодильнике были буквы на магнитиках, из которых она собирала слова. Но вот однажды она слишком сильно хлопнула дверцей — и некоторые буквы попадали. Она приделала их обратно. Посмотри на получившиеся у Маши слова и скажи, все ли они правильные? Арбус, вада, птица, ёлачка, машина, юпка, трябка, часы, радуга.

Шарады.

Слово «шарада» произошло от французского «charade» - слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована обычно также стихотворными строчками.

Для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

Первые шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".

Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следуещем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.).
Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

Первое слово над чайником тает,
Второе - у папы растет над губой.
А целое - ветер морской надувает
И в плавание нас приглашает с тобой.

Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, "пар". Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет - это "ус". Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - "парус", который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.

А теперь попробуйте сами отгадать шарады.

И нужно же было

Такому

Случиться!

В два слога записана

Чёрная птица.

Записан был в срок

Одним только слогом

Колючий зверёк.

Короткое слово, ребята,

А в нём

Название города

Мы узнаём.

(Ворон-еж)

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в капели капает вода.

Местоимение — слог второй,

А в целом — школьный столик твой. (Пар + Та = Парта)

На первом стоит часовой,

Второй в лесу зеленеет,

И в целом — только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Пост + Ель = Постель)

Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пирог)

Слог первый мой — предлог,

Второе — летний дом,

А целое, порой, решается с трудом. (За + Дача = Задача)

Начало слова — лес,

Конец — стихотворение,

А целое растёт,

Хотя и не растение. (Бор + Ода = Борода)

Конец — на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда. (Кар + Тина = Картина)

Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое. (М-уха)

Первое - нота, второе - то же,

А в целом - на горох похоже. (Фа-соль)

Есть такие шарады, в которых просто меняются буквы.

С буквой «Г» — я по небу лечу,

С буквой «В» — детишек я лечу. (грач — врач)

С буквой «Р» — я задом пячусь,

С буквой «М» — я в булке прячусь. (рак — мак)

С буквой «Р» - вас сыпью награждает,

С буквой «Н» - на скачках побеждает. (корь — конь)

С «В» - индейцев возглавляет,

С «Д» - всю землю поливает. (вождь - дождь)

С «Ы» - мы мчим детишек что есть мочи,

С «У» - мы ноги всем промочим. (лыжи - лужи)

И в конце нашего проекта давайте поиграем в игру «Пропавшие буквы»

В выделенных словах пропала буква-шалунья . Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву .

Серый вол , голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

(Вол - вол к )

Стол высокий, метра три,

Крепко держит фонари.

(Стол - стол б )

Землю роет старый кот ,

Под землёю он живёт.

(Кот - к р от)

Кран зажёгся голубой -

Фильм посмотрим мы с тобой.

(Кран - э кран)

Шар на шею повязал

И ангину не поймал.

(Шар - шар ф )

От весёлой острой утки

Хохотали мы все сутки.

(Утки - ш утки)

Рыбки в лодочке сидят,

К поплавку прикован взгляд.

(Рыбки - рыб а ки)

Город наш нам каждый год

Урожай большой даёт.

(Город - о город)

Час уже томится в печке

Каша вкусная из речки .

(Речка - г речка)

Молодцы! Вы сегодня все хорошо потрудились.