Современная школа претерпевает изменения, которые направлены на освоение новых ценностных ориентиров учебной деятельности школьников. В основу обучения ставится идея целостности личности каждого ученика и его саморазвития.

Школьное образование все больше опирается на индивидуальные установки учащегося, его психическое состояние, отношение к себе и окружающим людям. При этом, отвергая простую исполнительность ребенка и его пассивность.

Естественно, что учитель должен понимать, что разноплановая активность школьника будет всецело зависеть от того, как он ощущает себя в школе, как строится его общение со сверстниками и насколько ребенок удовлетворен процессом обучения.

Многие психологи называют одним из механизмов саморазвития школьника рефлексию. Именно она эффективно способствует обновлению представлений о себе, отношений со сверстниками и способов деятельности.

Рефлексия поможет ребенку осознать свое внутреннее состояние, проникнуть в чувства и мотивы другого человека. Она позволит скорректировать свое поведение в ответ на возможные действия другого человека.

И, наконец, именно рефлексия даст возможность ребенку свободно ощущать себя во время учебного процесса и полноценно развивать свои индивидуальные способности.

Поэтому, для многих учебных заведений актуальным становится проблема исследования удовлетворенности учащихся учебной деятельностью. При этом ставится основная цель — выявление того, насколько удовлетворены учебным процессом его участники – школьники, их родители и учителя.

Наиболее распространенным методом для реализации данной цели является анкета. Удовлетворенность школьной жизнью, таким образом, определяется с помощью специально разработанных вопросов. Анкетирование, с одной стороны, различно для каждой категории опрашиваемых (учащиеся трех возрастных групп, родители и учителя) . Но, в то же время, тематика для всех должна быть одинакова.

Вопросы анкеты должны затрагивать следующие важные стороны школьной жизни:

· Деятельность школы, то есть, обучение (его содержание и способы осуществления) .

· Организация школьной жизни (питание, организация учебного времени и внеурочных занятий, санитарно-гигиенические условия) .

· Социально-психологическая сторона учебного процесса (эмоциональная атмосфера в школе и классе) .

· Административная деятельность (как осуществляется управление школой, насколько эффективна работа администрации, ее влияние на развитие школы) .

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью является актуальной задачей для многих известных педагогов и психологов.

Приведем примеры некоторых разработанных методик по данной тематике.

· Определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью по А. А. Андрееву

Школьникам предлагается несколько утверждений, которые следует оценить с помощью такой шкалы:

0 – совершенно не согласен

1 – не согласен

2 – затрудняюсь сказать

3 – согласен

4 – совершенно согласен

Утверждения анкеты:

Утром я иду на учебные занятия с удовольствием

В школе у меня, чаще всего, хорошее настроение

У нас хороший классный руководитель

К нашим учителям всегда можно обратиться за советом и помощью

У меня есть любимый учитель

У меня есть любимые школьные предметы

Я могу свободно высказывать в классе свое мнение

В нашей школе создаются все условия для развития моих способностей

Моя школа полноценно готовит меня к самостоятельной жизни

Во время летних каникул я скучаю по школе

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью выявляется после обработки результатов. Осуществляется она следующим образом. Суммируются баллы ответов всех учащихся. Полученное число делится на общее количество ответов. Если результат оказывается больше 3 , то показатель удовлетворенности высокий. Если меньше 2, то показатель – низкий.

· Определение степени удовлетворенности родителей школьной жизнью своего ребенка по А. Андрееву.

Родителям предлагается несколько утверждений, которые следует оценить с помощью той же шкалы, с которой работали учащиеся.

Утверждения анкеты:

Класс нашего ребенка можно назвать дружным

Среди своих одноклассников наш ребенок комфортно себя чувствует

Педагоги доброжелательны к нашему ребенку

В общении с администрацией школы и учителями мы испытываем чувство взаимопонимания

У нашего ребенка хороший классный руководитель

Наш ребенок не ощущает перегруженности уроками и домашними заданиями

Учителя справедливо оценивают успехи в учебе нашего ребенка

Педагоги учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка

В школе проводятся интересные и полезные мероприятия

В школе работают кружки и секции, в которых наш ребенок может заниматься

Учителя дают нашему ребенку полноценные и прочные знания

В школе заботятся о здоровье и физическом развитии нашего ребенка

Школа способствует формированию правильного поведения ребенка

Учителя и администрация школы создают условия для развития способностей нашего ребенка

Школа в полной мере готовит нашего ребенка к будущей самостоятельной жизни

Обработка результатов проходит аналогичным способом. Следует разделить общую сумму баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если в результате получается число больше 3, то это говорит о высокой степени удовлетворенности. Если полученное число меньше 2 – степень удовлетворенности низкая.

· Удовлетворенность школьной жизнью ученика, особенно младшего школьного возраста, во многом зависит от его отношения с учителем. Поэтому, целесообразно на родительском собрании заполнение родителями следующей анкеты:

Устраивает ли вас характер взаимоотношений учителя с вашим ребенком?

Пользуется ли учитель уважением своих учеников?

Проявляет учитель такие качества, как доброжелательность, справедливость, тактичность?

Обладает ли учитель хорошими манерами поведения?

Были у вас конфликты с учителем вашего ребенка?

Всегда ли вы можете рассчитывать на помощь учителя?

Учитель дает на уроках полноценные знания?

Справедливо учитель оценивает вашего ребенка?

Ваш ребенок рассказывает, как он провел день в школе?

Анализ результатов подобных диагностических методик позволяет в полной мере оценить степень удовлетворенности школьников учебной жизнью. Конечно, хорошо, если этот показатель высокий. В этом случае, можно говорить о преобладании позитивного настроя учащихся на обучение, о высокой удовлетворенности своими учебными результатами, о благоприятном эмоциональном состоянии учащихся.

А что делать, если выявлен низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью? Ведь это свидетельствует о наличии таких моментов в школьной жизни, которые следует подвергнуть коррекции.

В таких случаях большая ответственность ложится на «плечи» классного руководителя. Прежде всего, ему следует выяснить причины некомфортности учащихся в школе. Классному руководителю и психологу следует помочь школьникам в преодолении психологических трудностей. Классным руководителям и учителям-предметникам необходимо особое внимание обратить на учащихся с высокой напряженностью и тревожностью (именно они дают низкий балл удовлетворенности школой) .

Коррекционная деятельность должна в полной мере быть направлена на то, чтобы все учащиеся с удовольствием посещали школу и испытывали позитивное отношение к учебным занятиям.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

(разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Таблица

1. Я иду утром в школу с радостью.

4 3 2 1 0

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

4 3 2 1 0

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

4 3 2 1 0

5. У меня есть любимый учитель.

4 3 2 1 0

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

4 3 2 1 0

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

4 3 2 1 0

8. У меня есть любимые школьные предметы.

4 3 2 1 0

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4 3 2 1 0

Обработка результатов.

(Разработано доцентом А.А. Андреевым)

Инструкция. Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень вашего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;3 – согласен;2 – трудно сказать;1 – не согласен;0 – совершенно не согласен.
    Я иду в школу с радостью. В школе у меня обычно хорошее настроение. В нашем классе хороший классный руководитель. К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. У меня есть любимый учитель. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности и ответственности.

Обработка результатов . Показатели удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Анкета: «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим Вас оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:

6.Участвуете ли Вы в делах школы?

7. ч то, по Вашему мнению, школа делает хорошо?________________________________

8. А, что, по Вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?_______________________

____________________________________________________________________________

П ри подсчете результатов анкетирования учитывались только ответы, выделенные жирным шрифтом.

Тест «Изучение удовлетворённости родителей учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Класс _________ Дата заполнения __________________

Инструкция: внимательно прочитайте перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого Вам необходимо обвести одну цифру, которая будет ответом, соответствующим Вашей точке зрения.

Шкала оценки:

0 – совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится наш ребенок можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

9. В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

15. В школе по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов

Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов ответов всех родителей на общее количество ответов.

    Если У равен или больше 3 , это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;

    Если У равен или больше 2 , но не меньше 3 , то можно констатировать средний уровень;

    Если же У меньше 2 , это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Тест «Изучение удовлетворённости учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: определить степень удовлетворенности учащихся лицейской жизнью.

Класс _________________ Дата заполнения __________________

Инструкция: прочитайте утверждения и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен;

2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Я иду утром в школу с радостью. ___________________________

    В школе у меня обычно хорошее настроение. _________________

    В нашем классе хороший классный руководитель. _____________

    К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. ______________________________

    У меня есть любимый учитель. _____________________________

    В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. ________

    Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. _________________________________________________

    У меня есть любимые предметы. ____________________________

    Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. _____________________________________________

    На летних каникулах я скучаю по школе._____________________

Обработка данных:

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на общее количество ответов.

    Если коэффициент У >3 , то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности;

    Если У > 2, но < 3 это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности;

    Если У < 2 существует низкая степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школьном коллективе.