Одна из наиболее грандиозных мечетей всего мусульманского мира, самая большая мечеть в Средней Азии , огромный комплекс, внушающий благоговение и при этом таинственный страх грандиозной высотой стен и в то же время заставляющий трепетать от своего великолепия, - все это об архитектурном памятнике Биби Ханым.

Название «Биби-Ханым » («Биби-Ханум ») - потрясающей соборной мечети, предстающей взору с холма Афросиаб , - переводится буквально как «старшая принцесса» (или «старшая жена»). Биби Ханым иначе называли еще пятничной мечетью Самарканда - сюда приходили тысячи мужчин-мусульман для совершения таинства намаза.

Существует великое множество легенд о том, как появилась эта удивительная мечеть, богато украшенная изразцами, росписями и резным мрамором. Но историки все же придерживаются мнения, что Биби Ханым была построена по приказу Амира Тимура сразу после его возвращения из Индии, где он одержал победу, и названа в честь любимой жены Тамерлана .

Строительство началось 4 мая 1399 года на месте, которое лично выбрал сам повелитель. К работе приступили самые талантливые мастера и ремесленники того времени. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана, Хорасана и других стран работали на строительстве мечети, а в горах, не покладая рук, трудились над обработкой камня и поставкой его в Самарканд еще 500 человек. Чтобы ускорить ход работ, из Индии доставили 99 слонов . Неудивительно, что мечеть была построена за рекордно короткий для того времени срок - пять лет. В сентябре 1404 года двор мечети вмещал в себя 10 тысяч человек. Необыкновенное зрелище являли собой голубые купола мечети Биби Ханым , которые сравнивали с красотой небес, а арку портала - с Млечным Путем. Тем не менее, Амиру Тимуру сооружение не понравилось. В порыве гнева он приказал арестовать Ходжу Махмуда Давида и Мухаммеда Дисельда - вельмож, руководивших строительством.

Множество построек, из которых мечеть состояла изначально, были объединены в единую композицию крытой галереей с 480 мраморными колоннами и занимали площадь более 18 000 квадратных метров. С восточной стороны прямоугольного внутреннего двора располагался пештак - главный входной портал высотой 33,15 метра и шириной 46 метров. Напротив портала в центре комплекса стояла главная мечеть, вход в которую был украшен двухстворчатыми воротами, вылитыми из семи сплавов, резными мраморными плитами и искусно выполненной облицовкой. По углам мечети выстроили четыре высоких многоярусных минарета . В центре двора вырыли глубокий колодец и перекрыли его каменной плиткой с отверстием для стока воды (ташнау).

Мечеть Биби Ханым задумывалась как сооружение, которое должно было намного превзойти все аналогичные постройки. Однако средневековые мастера не владели необходимыми для строительства столь масштабных зданий технологиями и материалами, к тому же они не учли риск сейсмичности. Глубокие фундаменты из рваного камня и кирпичные стены не спасли Биби Ханым - еще при жизни Тимура здание стало разрушаться, и на головы молящихся сыпались камни из потрескавшегося купола.

Сейчас из всего комплекса можно увидеть только пять уцелевших построек: портал , большую мечеть в глубине двора, две малые мечети и минарет . Кроме того, центр двора до сих пор украшает огромный мраморный пюпитр для священного Корана , изготовленный при Улугбеке.
Но благодаря кропотливой работе историков, археологов и искусствоведов мы имеем возможность представить первоначальный облик Биби Ханым.

Тончайшие геометрические, растительные и эпиграфические орнаменты , а также майолика в сочетании с неполивными кирпичиками и резной наборной мозаикой украшают здание мечети. На внутренней части купола были позолоченные изделия из папье-маше, а на стенах - орнаментальная роспись по штукатурке. Малые мечети имеют более скромный декор - сделано это было намеренно, чтобы более выгодно подчеркнуть значимость основного здания.

В 1968 году начались работы по реставрации комплекса Биби Ханым , но почти полностью восстановленное сооружение жители и гости Самарканда смогли увидеть только к началу туристического сезона 2003 года.

Вновь была отстроена разрушенная примерно наполовину своей высоты арка главного портала. Нижнее мраморное обрамление осталось оригинальным, и старая облицовка видна сразу - она темнее. Так же, как и на главной мечети, первоначальный орнамент которой темнее, чем современная реконструкция, составляющая 90%. Частично сохранившийся северо-западный минарет был полностью облицован, а три других минарета восстановили, построив заново и облицевав. При этом высота вновь возведенных минаретов меньше той, что была у построенных мастерами в XV веке. Также полностью были восстановлены купол главной мечети и купола боковых мечетей. Сегодня восстановительные работы в Биби Ханым продолжаются.

В Гузарском переулке, через дорогу от мечети, находится оригинальный памятник - восьмигранный столбообразный мавзолей Биби Ханым со склепом . У этого здания нет главного фасада, и судя по изразцовому и расписному декору, мавзолей был пристроен к мечети Биби Ханым . Обрамление мавзолея свидетельствует, что его возвели в одно время с мечетью. В просторном склепе на полу размещены мраморные саркофаги. Когда в 1941 году саркофаги были вскрыты, в них обнаружили останки двух богато одетых женщин среднего возраста. Возможно, что одна из них и была Сарай Муль Ханым , она же - Биби Ханым.

Отдельно хочется отметить базар, находящийся возле мечети Биби Ханым. Спустя 600 лет он не утратил своего колорита и все так же продолжает жить своей неповторимой жизнью восточного базара .

Легенды о Биби Ханым.
Помимо общепринятой версии о строительства мечети по приказу Тамерлана , существует еще множество легенд, которые по сей день воспринимаются как красивые восточные сказки . Одна из легенд гласит, что медресе Биби Ханым строилось в честь матери жены Амира Тимура и было одним из первых, сооруженных в Самарканде при этом великом правителе. Эта легенда берет свое начало из дневника испанского путешественника Руи Клавихо , написавшего, что Тимур приказал построить великолепное сооружение во славу матери Сарай Мульк Ханым , которую Клавихо называл Каньо. Эта версия имеет право на существование, ведь слово «биби » имеет еще и значение «мать ».

Есть еще одна красивая легенда о том, как был построен этот великолепный комплекс. В ней говорится, что красавица Биби Ханым, любимая жена великого Тимура, решила удивить мужа, построив к его возвращению из очередного военного похода, прекрасную мечеть, по сравнению с которой меркли бы красота и величие всех других мечетей. Она пригласила самых лучших мастеров со всего света, которые тут же приступили к работе. Были сооружены минареты, вокруг обширного двора выросли белые мраморные колонны, а голубой купол неописуемой красоты затмевал собой небесный свод. Лишь арка оставалась недостроенной, когда эмир уже приближался к Самарканду. Но юный архитектор не торопился достраивать здание, ведь это означало неизбежную разлуку с Биби Ханым, которую он горячо любил со всей пламенностью молодого сердца. Биби Ханым была в гневе, требуя закончить строительство в назначенный срок. Тогда молодой человек согласился достроить мечеть, но при одном условии: если царица разрешит поцеловать себя.

Биби Ханым вначале потеряла дар речи от дерзости влюбленного, но будучи мудрой женщиной, она прибегла к хитрости и стала предлагать ему любую придворную красавицу на выбор. Она убеждала его, что все женщины одинаковы, подобно раскрашенным яйцам, а для наглядности приказала почистить при нем целое блюдо с раскрашенными яйцами. Но влюбленный стоял на своем, говоря, что бокал с белым вином сможет обжечь все внутри жарким огнем, а бокал с водой не сделает ничего, пусть даже они и налиты в одинаковые сосуды и цвет у них одинаковый. Любовь - это и есть бокал с вином. Расстроенной царице пришлось сдаться. В момент поцелуя она заслонила щеку рукой, но жар любящего сердца был настолько силен, что прожег все преграды, и на розовой щечке царицы осталось небольшое пятнышко.

Несколько дней спустя Тимур со своим войском вступил в город, и перед взором его предстали купола и минареты, поражающие своим величием. Но удивление и восторг от подарка прошли в ту же минуту, когда Тимур увидел на лице любимой жены след от поцелуя. Под его яростным напором царица призналась во всем. “Железный хромой” приказал найти мастера. Но юноша успел за это время сделать себе крылья и улететь в Мешхед.

Однако, как бы ни красива была эта легенда, она останется лишь легендой, ведь многое в ней не совпадает с реальными историческими фактами: во-первых, у Тимура не было жены по имени Биби Ханым - его главную жену звали Сарай Мульк Ханым. К тому же в то время, когда возводилась мечеть, ей было далеко за 60.

А еще местные жители рассказывают старое поверье : если женщина долго не может забеременеть, то нужно обязательно прийти в Биби Ханым, прикоснуться к камням мечети и к тому месту, где лежал большой Коран, и помолиться. Неважно, на каком языке будет звучать молитва, главное - просить в ней познать счастье держать в руках собственное дитя. И желание обязательно сбудется, ибо за долгие века место это намолено и считается святым.

Фотографии:

В каком туре можно посмотреть мечеть Биби Ханум:
  • - Тур в Узбекистан: основные достопримечательности Самарканда, Бухары и Хивы за 5 и 8 дней
  • - Гастрономический тур в Узбекистан
  • - Экскурсионный тур на майские праздники в Узбекистан
  • - Тур в Узбекистан на майские праздники
  • - Экскурсионный и джип тур в Узбекистан


Тамерлан и его потомки вошли в историю Евразии как воинственная династия, подчинившая себе много восточных земель. Считалось, что сам Тамерлан при этом продолжает династию великого Чингиз-хана - как его гурган, то есть зять. Начиная с жены Тамерлана из рода чингизидов, женщины династии Тимуридов немало отметились в политике Азии.

Сарай-мульк ханым

С тех пор, как род Чингиз-хана по мужской линии пресёкся, для разделивших его империю эмиров верным способом узаконить свою власть было взять в жёны девушку из рода великого завоевателя. Сарай-мульк ханым (буквально «Госпожа родом из дворца» - вероятно, это не имя, а прозвище) была дочерью последнего наследника Чингиз-хана по мужской линии, Казан-хана. Она стала главной женой Тамерлана, положив начало традиции тимуридов одной из жён брать чингизидку. Чтобы напомнить о своём происхождении и о том, как оно укрепляет положение мужа, чингизидки в семье Тимуридов носили головной убор монгольских ханш - боктаг, сложное и неудобное сооружение из коры и шёлка.



Сарай-мульк ханым была бесплодной, вдовой его врага и к тому же, по меркам средневековья, уже немолодой и вполне могла обнаружить себя отодвинутой в дальний шатёр, но, на её счастье, Тамерлан полюбил её всей душей. Сарай-мульк ханым пользовалась его безграничным доверием и влияла на многие его решения. Чтобы отличить свою главную жену, Тамерлан разрешал ей одной изо всех своих восемнадцати женщин встречать его из походов.

Поведение Сарай-мульк ханым отличалось от распространённых представлениях о восточных женщинах и о том, что только кроткие голубки «укрощают» воинственных мужчин. Она вела себя свободно, показывалась на пирах и пила там, спаивала гостей ради смеха, принимала послов в своих шатрах. Она могла казнить и миловать, и каждый стремился понравиться ей, зная, что от этого зависит и отношение Тамерлана.



Тамерлан не имел привычки с холодами возвращаться во дворец. Он зимовал в своих шатрах там, где его настигали морозы. И на зимнюю стоянку он неизменно звал Сарай-Мульк - вместе с какой-нибудь из молодых жён и внуками.

Подбор воспитателей наследникам всегда был ответственным и хлопотным делом. Главной воспитательницей сыновей и внуков Тамерлана была Сарай-мульк ханым, и в голову никому не пришло бы спросить, почему именно она. Она заботилась о нуждах детей, беседовала с ними и подбирала или одобряла им учителей. Когда количество воспитанных Сарай-мульк ханым внуков и внучек стало уже впечатляющим, у неё появилось прозвище, под которым её знают до сих пор - Биби-ханым, «Госпожа Бабушка».

Сарай-мульк, как и многие выдающиеся царицы Востока, покровительствовала наукам и искусствам и значительно повлияла на то, что Тамерлан, словно компенсируя всё, что разрушил в походах, строил новые здания и привлекал ко двору лучшие умы и таланты своей эпохи. Она умерла в шестьдесят лет, и горю Тамерлана не было границ.

Гаухаршад-бегим

В конце четырнадцатого века Тамерлан подобрал своему младшему, шестнадцатилетнему сыну Шахруху невесту - знатную узбекскую девушку по имени Гаухаршад двумя годами младше. По легенде, своё имя, которое буквально значит «Весёлый изумруд», она получила за необычайно яркие зелёные глаза. Но выбрал её Тамерлан, скорее всего, не за внешность. Во-первых, этот брак давал ему союз с сильной и уважаемой семьёй Гаухаршад. Во-вторых, она была хорошо образована и умна. В-третьих, её сильный, твёрдый характер мог уравновесить несвойственную тимуридам мягкость Шахруха.



Надо понимать, что «мягкость» в понимани средневековой Азии не означала неумение, например, убивать. Шахрух был умелым воином и проявлял доблесть в бою. Но когда речь заходила о государственных делах, о принятии собственных важных решений, он переполнялся сомнениями. Прекрасно разбирающаяся в вопросах управления, хорошо представляющая себе политический расклад в среде дворянства, умеющая принимать решения Гаухаршад стала ему отличной парой.

Долгое время, оставаясь приличий ради в тени, именно Гаухаршад управляла Хорасаном - частью империи Тамерлана, доставшейся Шахруху. Но в сфере её интересов была не только власть. Она, подобно жене Тамерлана, всячески поощряла служителей науки и искусства, застраивала столицу Хорасана прекрасными новыми зданиями. Двое из сыновей Гаухаршад-бегим, Улугбек и Байсонкур, вошли в историю как просвещённые правители, а также как учёный и художник.



После смерти Шахруха именно Гаухаршад выбрала среди внуков его преемника и привела его к власти. Ещё десять лет она была активным политическим игроком Средней Азии, пока её не казнили по приказу одного из Тимуридов, султана Абу Сада. Ей было семьдесят восемь лет, но она всё ещё оставалась слишком опасной, чтобы оставлять её в живых.

Жёны Тимуридов

С другими женщинами Тамерлана и его потомков связаны множество легенд, но в политических играх Тимуридов они, в основном, играли роль гарантов того или иного союза. Например, первая жена Тамерлана, нежно любимая им Ульджай-туркан, сохраняла дружбу Тамерлана с её братом - которая после ранней смерти Ульджай-туркан сразу охладела, а потом перешла во вражду.

Большой скандал вызвала женитьба одного из внуков Тамерлана, Халиль-султана, на персидской рабыне по прозвищу Шад-мульк. Он взял жену без дозволения деда - да никогда бы и не получил такого дозволения. Союз с рабыней оскорблял всю семью и мог заставить отвернуться от Халиль-султана отцов других, более подходящих невест. Тамерлан даже отдал приказ о казни Шад-мульк, но в дело вмешалась Сарай-мульк ханым, и бедную женщину оставили в покое. Удивительно, но именно Шад-мульк после смерти любимой жены Тамерлана народная молва обвинила в её отравлении. Вероятно, все подозрения держались на низком и иноземном происхождении женщины.



Тамерлан ещё дважды брал в жёны девушек монгольской крови. Во-первых, Туман-ага, племянницу Сарай-мульк - вероятно, надеясь зачать с ней мальчика с кровью Чингиз-хана в венах. Во-вторых, десятилетнюю монголку по прозвищу Тукал-ханум («Госпожа молодая жена»), с которой он в супружеские права не вступал - не в том был состоянии здоровья, и взял исключительно из политических соображений. Фактически, о Тукал-ханум заботилась Сарай-мульк ханым, словно она была одной из многочисленных детей Тимуридов. Сарай-мульк брала с собой Тукал к Тамерлану, когда его надо было отвлечь от болей разговорами. Тукал забавляла своего старого мужа.



Некоторые невестки Тамерлана также были чингизидками по женской линии, и их после смерти мужа передавали одному из братьев мужа в жёны. Чингизидка в семье была не просто женщиной, а живым символом, её муж автоматически мог претендовать на звание «гургана» - зятя по отношению к роду Чингиз-хана. Так оказались по очереди жёными двух братьев Маликат-ага и Ак-Суфи Севин-бек.

Ак-Султан Ханика, жена легендарного Улугбека и чингизидка, после того, как родила мужу сына, фактчески была отослана им в Хорасан, ко двору Гаухаршад-бегим. Жена Шахруха, вслед за Сарай-мульк ханым, заботилась о воспитании внуков, и именно необходимость в воспитании стала предлогом. На самом деле, Улугбек просто больше любил другую свою жену, двоюродную племянницу, имя которой не оставили нам историки.



Ак-Султан затаила злобу, кроме того, она небезосновательно боялась, что Улугбек предпочтёт оставить свои земли другому сыну, от любимой жены, и она воспитывала сына Абд-ал Латифа в убеждении, что отец недостоин своей власти и что у Абд-ал Латифа желают отобрать то, что ему принадлежит. В результате после смерти Шахруха её сын ввязался в войну за дедов Хорасан, вовлёк в неё отца, а потом захватил отцовский престол в Самарканде и подослал к низложенному отцу убийц. Все амбиции Абд-ал Латифа, однако, обернулись пшиком. Он не смог стать правителем Хорасана, и на престоле в Самарканде удержался недолго - через год его убили. Увы, но политической мудрости Сарай-мульк ханым или Гаухаршад-бегим старшей жене Улугбека очень не хватало, а сам Улугбек не смог передать сыну ни ума, ни миролюбия, которые его отличали.

Конечно, вообще один из самых драматичных сюжетов среднеазиатской истории.

18 февраля 1405 года умер Тимур (Тамерлан) - великий полководец, воин, правитель, основатель империи тимуридов, а также — страх и ужас всех народов конца четырнадцатого начала пятнадцатого веков. Этот человек сочетал в себе невероятную беспощадность и тонкое понимание искусства и науки.

Тамерлан родился в семье потомственных монгольских воинов. Несмотря на то, что он происходил из совсем непримечательной и не знатной семьи, да еще и имел физический недостаток (хромал на левую ногу), Тимур сверг хана и захватил власть над Джагатайским улусом. После этого он открыто заявил о том, что является прямым потомком Чингисхана. Следующие тридцать пять лет он захватывал все новые и новые земли, наводя ужас на врагов и восхищая подданных.

1. "Железный хромец"

Великий эмир Тимур, основатель империи Тимуридов вошел в историю под именем - "Тимур-э Ленг" или Тамерлан, что переводится, как железный хромец. Существует легенда, когда родился Тамерлан, в его зажатом кулаке была запекшаяся кровь. Отец мальчика, былой воин Тарагай ("Жаворонок"), сразу понял, что сына ждет путь великого воина, и назвал новорожденного Тимуром (тюркский вариант монгольского Темюр - "Железный").

Это было не просто распространенное мужское имя, оно несло в себе глубокий сакральный смысл, так как корнями уходило в религиозные традиции тюркских народов, у которых железо всегда было священной материей. Согласно некоторым азиатским преданиям, в центре мира стоит железная гора, а "вечное царство" в монгольской мифологии зовется "подобным железу". Кроме того, важно учитывать, что Тимур появился на свет в племени барласов, где еще сохранялись языческие верования, а данное при рождении имя определяло дальнейший жизненный путь.

Прозвище Ленг (хромой) пристало к Тимуру уже после персидского похода и носило оскорбительный характер, указывая на увечье воина - неправильно сросшиеся кости правой ноги, которое он получил в одном из сражений. С тех пор непобедимого эмира гордо величают уничижительным именем Тамерлан.


2. Образованный тиран

Тимур, несмотря на свою репутацию "кровавого варвара", был очень образованным правителем. По воспоминаниям современников, он в совершенстве владел разговорным тюркским, персидским и монгольским языками. Согласно другим источникам, грамоты он не знал, но любил искусства и изящную словесность, привлекал убеждениями и силой доставлял к себе ученых, художников, ремесленников и инженеров, считая их лучшей добычей.

Именно при Тимуре Самарканд стал "Сияющей звездой Востока" — одним из главных культурных центров в Азии. Удивительно, но Тамерлан любил свою столицу, несмотря на то, что он был из степняков-нормадов, которые предпочитали не ограничивать себя городскими стенами. Биографы великого эмира говорят, что активное строительство, которое он вел в Самарканде, было для него способом забыть все, что он разрушил и разорил. Его стараниями в Самарканде появилась огромная библиотека, дворец Коксарай и многие другие достопримечательности города, дошедшие до наших дней. Словно подтверждая незыблемую власть своего основателя, надпись на двери дворца Тамерлана гласила: "Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки".


3. Духовный учитель Тамерлана

Жажда знаний у Тамерлана появилась не на пустом месте, еще в детстве его окружали мудрые наставники, среди которых был потомок пророка Мухаммеда суфийский мудрец Мир Саид Барак. Именно он вручил Тамерлану символы власти - барабан и знамя, предсказав ему великое будущее. "Гуру" практически всегда был рядом с великим эмиром, сопровождал его даже в военных походах. Он же благословил Тимура на решающую битву с Тохтамышем. Существует легенда, что уже во время баталии, когда последний начал одерживать верх над Тимуром, Саид Барак высыпал песок перед войском хана и тот потерпел поражение. Он же предостерег своего ученика от битвы с Дмитрием Донским, и, как известно, Тимур развернул свои войска и через Елец отправился в Крым, не став дальше углубляться на территорию Руси.

Тамерлан глубоко уважал своего учителя. Он завещал ему свое почетное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир Саиду Барака, а себя повелел похоронить у него в ногах, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде.


4. Знамя Тимура

Знамя, символ власти Тамерлана, имело огромное религиозное значение. В тюркской традиции верили, что это дух войска, потерять его, значит потерять возможность сопротивляться врагу. Знамя служило и призывом к войне - если эмир выставлял его у своей кибитки - быть войне, тотчас весь его род спешил вооружиться, в союзные аулы летели гонцы.

На знамени Тамерлана были изображены три кольца, расположенные в форме равностороннего треугольника. Их значение до сих пор не ясно. Некоторые историки считают, что это могло символизировать землю, воду и небо. Возможно, круги обозначают три части света (по тем представлением - все части света), которыми владеет Тамерлан, то есть знамя значило, что Тамерлану принадлежит весь мир. Об этом в XVI веке свидетельствует испанский дипломат и путешественник Клавихо. Существует легенда, что в битве при Анкаре с османским султаном Баязидом, последний воскликнул: "Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!", на что получил ответ: "Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна".

Были и более мифологические трактовки этого символа. Николай Рерих видел в нем знак "триединости", который является достаточно универсальным во многих культурах - тюркской, кельтской, индийской и многих других, вдохновивший знаменитого философа на создание "Знамени мира".


5. Любимая жена

У Тамерлана было 18 жен — в лучших традициях мусульманского мира. Одной из любимых была Сарай-мульк ханым, которая некогда принадлежала ближайшему соратнику Тимура, а потом его злейшему врагу - эмиру Хусейну. Женщина стала добычей Тамерлана после смерти первого мужа, но полюбилась завоевателю и вскоре стала его главной женой. Она отнюдь не была тихой супругой - при дворе ее роль была значительна, она могла своей милостью спасти человека или же убить его. Какое-то время только она могла встречать мужа с походов, что считалось большой привилегией. При этом детей великому завоевателю она так и не родила.

Во многом именно влияние Сарай-мульк ханым обеспечило "золотой век" культуры в эпоху Тамерлана. Она была настоящей покровительницей наук и искусств. Именно Мульк-ханым воспитает из внука Тамерлана Тимура Улугбека мудрого правителя. При ней в Самарканде будет вестись активное строительство. Её именем названа кафедральная мечеть Биби-ханым, что означает — "Госпожа Бабушка" — одно из имен Сарай-мульк ханым.


6. Милосердный палач

Если остановиться на вышеперечисленном, то перед нами бы предстал великий правитель, которому все улыбается: он мудр, талантлив, а его деяния всегда благо: им создано мирное, стабильное и процветающее и богатое государство. Но это незавершенный портрет Тамерлана. Источники донесли до нас множество упоминаний о его кровавых деяниях, которые, в свое время, вдохновили Верещагина на создание его знаменитой картины "Апофеоз войны". Однажды Тимур решил поставить памятник своим победам, велев возвести десятиметровую пирамиду из отрубленных голов. Он стал палачом цветущих городов Востока - Исфагана, Дели, Дамаска, Багдада, Астрахани. Жестокость, с которой Тимур подавил восстание в Персии, прогремела на весь мир: он разрушил несколько городов, перебил жителей, а головы их приказал замуровать в башни. При взятии египетского города Халеб Тимур обещал не пролить ни капли мусульманской крови. И обещание "сдержал" — все христиане были перерезаны, а мусульмане погребены заживо. Однако приближенные Тамерлана говорили, что эмир всегда сам страдал от своей жестокости, оправдывая ее тем, что это "ошибки, преступления и прегрешения... безжалостные и необходимые сестры моих побед". Завоеватель не любил рассказы о войне и, когда осознавал содеянную им жестокость, повторял: "Я этого не хотел!"


7. Поход на Русь

В 1395 году Тамерлан, шедший походом на Тохтамыша, прошёл Рязанскую область и взял город Елец, после Тамерлан двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушёл 26 августа обратно. Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. До Москвы Тамерлан не дошёл, его армия прошла по Дону и взяла полон.


8. Облик Тамерлана

До сих пор досконально неизвестно, к какому народу принадлежал Тамерлан. По самой распространенной версии, он относился к тюркскому племени барласов. Но те немногие сохранившиеся описания его внешности не соответствуют его образу монгола. Так, историк Ибн Арабшах, плененный эмиром, сообщает, что Тимур был рослым, имел крупную голову, высокий лоб, был очень силен и храбр, крепко сложен, с широкими плечами. А цвет кожи...белый. Антропологическая реконструкция останков завоевателя, которую проводил знаменитый советский антрополог Герасимов, говорит: "Обнаруженный скелет принадлежал сильному человеку, слишком высокому для азиата (около 170 см). Складка века, самая характерная черта тюркского лица, выражена относительно слабо. Нос прямой, небольшой, слегка приплюснут; губы толстоваты, презрительны. Волосы седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Тип лица не монголоидный". Результаты этого парадоксального исследования были опубликованы в статье Герасимова "Портрет Тамерлана". Насколько соответствует этот портрет действительности, судить не рискнем, ясно одно — не все тайны "железного хромца" еще раскрыты.

Эти медресе на площади Регистан, или мусульманские профкультучилища, построили в целях подготовки кадров для распространения исламской веры… Сооружения внушительные, и красиво по отношению друг к другу расположены… Бросились в глаза изображения зверей на одной из них… Спросил о них у Турсуна… Он рассказал, что барс – это символ города. По легенде, когда был заложен город Самарканд, то с гор спустился леопард- палянг, побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился... С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами, так как они горды, не терпят лжи, не стремятся к богатству, и душа их открыта прекрасному… Ведь среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир. Барс с Солнцем на спине, украшающий медресе Шер-Дор, олицетворяет Правителя. Только Барс, смелое и сильное животное, с которым вынужден считаться человек, в состоянии нести на себе верховное небесное светило…

Понял… Пришёл леопард, похлопал строителей по плечу, сказал: «Молодцы, братаны…!», - и все в городе стали, как барсы… Помнится, когда я ехал по Военно-Грузинской дороге в деревню Верхний Ларс - есть там такая под самыми небесами, так тоже один местный показывал на развалины сакли и говорил, что «легенда гласит …, здесь спустился…, напал…, но тут пришёл…, достал кинжал…, и с тех пор…». И утверждал, увидев руины какой-то овчарни, что это раньше был замок самой царицы Тамары… Так что легенды – это такое дело… И на гербе Узбекистана расположили птицу Хумо с распростертыми крыльями – она в узбекской мифологии является символом счастья и свободолюбия. Кстати, на гербе Казахстана размещён волк – символ силы и мудрости. Да и на гербах многих российских городов тоже животные: Владивостока – тигр, Пскова – лев, Новгорода – олень, Челябинска - почему-то верблюд, Вязьмы – павлин на пушке… Или рыбы… В Калининградской области вон на гербе города Балтийска осётр – символ того, что он тут когда-то в незапамятные времена был… Так что, пусть Всевышний поможет самаркандцам сохранить веру, что этот барс на самом деле отражает то, что в этот символ заложено… А не то, что когда-то может быть и было…

Едем к мечети Биби-Ханым… Тоже впечатляет… Приехавший с нами Турсун опять поведал легенду о том, что: «Биби попросила зодчего ускорить работу…, тот потребовал поцелуй…, она поломалась…, он настоял…, она согласилась…, он поцеловал…»… Хотя никакой любимой жены Биби-Ханым у Тимура никогда не было… На самом деле мечеть построили в 1399-1404 годах по его приказу после возвращения из индийского похода. Её поистине громадные размеры отражают известное выражение Тимура: «Если ты сомневаешься в нашем величии - посмотри на наши постройки». Мечеть возвели за 5 лет… За огрехи в строительстве Тимур приказал казнить двоих, надзирающих за сроками и качеством работ, вельмож - Давида и Дисельда… Какие-то совсем не мусульманские имена…. Она посвящена любящим 65-летним Тимуром любимой 60-летней жене Сарай-Мульк-Ханым… Вот это, я понимаю, страсть так страсть… Не то, что сейчас – вышли на пенсию и считают, что жизнь уже позади…
Летопись гласит: «В воскресенье – 4 числа месяца рамадана 801 года, искусные мастера в час, счастливый и предсказанный по звездам, положили основание постройке. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети, и пятьсот человек в горах упорно трудились над обтесыванием камня и отправкой его в город. Артели ремесленников, собравшись со всех концов мира к подножию трона, прилагали, каждый в своей области, тщательное старание. Для привоза материалов 95 гороподобных слонов приведены были из стран Индии в Самарканд, и пущены в дело».

Хотя от постройки сохранились теперь лишь только портал, большие мечети внутри двора, малые по сторонам и минарет некогда величественной мечети, но их отделка не просто восхищает удивительной красочностью, но и поражает разнообразием цветной майолики и наборной мозаики, резным деревом и мрамором. Даже нас, привыкших к современной гигантомании, поразили размеры портала. Тут же находится лаух – огромная каменная подставка для Корана, расположенная в центре внутреннего двора. Она была поставлена Улугбеком - с этого места в Биби Ханым читались проповеди. Считается, что если обойти его, а затем пролезть под этим лаухом, то у вас обязательно родится ребенок. К Биби Ханым приходят те, кто уже отчаялся обрести радость материнства и отцовства.
Неподалёку расположен и мавзолей Биби-Ханым с двумя саркофагами. Стиль и отделка позволили считать, что комплекс строили одновременно. При вскрытии саркофагов в 1941г. были обнаружены останки двух женщин, богатство одежды которых наводит на мысль, что одна из них – та самая Сарай-Мульк-Ханым… Сарай – какое хорошее имя, однако… Интересно, если бы мою так звали, как бы я её нежно называл…? Сараюшечка ты моя неразвалившаяся…? Когда я ей об этом сказал, то получил второй подзатыльник… Бедный Тимур – он же свою Бибю всю жизнь Сараем почти каждый день называл…

Рядом с Биби-Ханым вот уже 600 лет находится базар…Наши экскурсанты решили, что на сегодня хватит… Действительно, что-то нас за очень короткое время просто перекормили впечатлениями… Не только у всех нас, но и у детишек уже, наверно, рябило в глазах от всей этой пышности и красочности Востока, и от которой они уже явно устали… Подъехали к гостинице, где должен быть ночлег, но оказалось, что мест хватит только половине народу… Остальным придётся ночевать в автобусе… Как раз нам восьмерым и выпала такая честь… Бажа Вовка психанул, но я ему намекнул, что здесь уже в четвёртый раз, и ещё не вечер… А пока пошли-ка сходим на знаменитейший самаркандский базар… Молодёжь отказалась, наши дамы заявили, что у них ноги гудят… Поэтому мы пошли вдвоём…
Да-а, восточный базар словами описать совершенно невозможно… Уж вы мне поверьте… А по красочности он не уступит историческим памятникам, которые мы посетили… Перечислять всё, что есть на самаркандском базаре – занятие бесперспективное… Потому что на нём есть всё…! Короче, мы с Володей накупили винограду, абрикосов, персиков, груш, взяли огромную дыню «торпеду»… Ну и, конечно, лепёшек…

О самаркандских лепёшках нужно рассказать особо… Потому что таких больше нигде на Земном Шаре вы не найдёте… Они славятся…

Рецензии

Здравствуйте, Наташа...!!!

Да уж, в связи с моим непостоянством и отвращением к одному месту работы, мне довелось неслабо помотаться по просторам географии... О чём я и пытаюсь поведать в своих опусах...

И Вам всего наилучшего по жизни,

С признательностью, В.А.

Также у неё была сестра, которая стала женой эмиры Мусы из племени тайчуют. От этого брака у них родилась дочь - Туман-ага, которая впоследствии тоже станет женой Тимура .

Ранние годы и первый брак

Сарай-мульк ханым родилась в 1341 году . О ранних этапах её жизни практически ничего не известно. В 1346 году её отца - Казан-хана , убивают во время битвы. Победу в борьбе за власть в улусе одерживает эмир Казаган . Тем не менее, улус распадается на два государства - Моголистан и Мавераннахр . В последнем и начинает править Казаган женив Сарай-мульк ханым на своем внуке - Эмире Хусейне . О детях от этого брака ничего не известно. После смерти деда Хусейна - эмира Казагана (в 1358 году), на трон Мавераннахра садится его сын - Абдулла, однако его правление оказывается недолгим. Его в конце-концов убивают. После этого страна погружается в анархию . Для Могол-хана Туглук-Тимура образовалась благодатная почва и он захватил Мавераннахр . Хусейн со ставкой в Балхе восстает против Туглук-Тимура , и терпит от него поражение в сражении. В это время на политической арене уже появился Тимур . Они с эмиром Хусейном тогда были в дружеских отношениях. Кроме того сестра Хусейна - Ульджай-туркан ага была любимой женой Тимура . После захвата Кеша , Тамерлан переходит на сторону Могол-хана , но после назначения Ильяс-Ходжи правителем Мавераннахра , отношения новой власти и Тимура портятся. Поэтому Тамерлан примыкает к своему старому другу и товарищу Хусейну , который, после поражения, скрывался от мести Туглук-Тимура . После трех лет скитаний обоим эмирам удается взять Самарканд , тем самым установив свою власть на территории Мавераннахра . Однако правление оказалось недолгим. После поражения в «грязевой битве» от Ильяс-Ходжи , они теряют город. Но благодаря усилиям Сербедаров его удалось отбить. Новая власть также не надолго устанавливается в городе, вплоть до 1366 года. Эмиры казнив предводителей Сербедаров , снова правят в Самарканде . Однако теперь из хороших друзей оба превратились в заклятых врагов. Последние надежды на примирение были утеряны со смертью сестры Хусейна и любимой жены Тимура - Ульджай-туркан ага . Итогом этой борьбы было поражение Хусейна в 1370 году и его смерть. Гарем проигравшего был распределён между сподвижниками Тимура . Сарай-мульк ханым вместе с двумя другими вдовами вышли за него замуж. Тимур благодаря браку с Сарай-мульк ханым получил титул Гурган.

Второй брак

Напишите отзыв о статье "Сарай-мульк ханым"

Литература

  • Руи Гонсалес де Клавихо «История Великого Тамерлана» (Historia del Gran Tamorlan. Seville, 1582)
  • «Уложение Тимура» Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, Ташкент. Перевод с персидского Хамидуллы Караматова, под научной редакцией Б. Ахмедова, автор предисловия, примечаний и комментариев Б. Ахмедов, 1999.
  • Хильда Хукхэм «Властитель семи созвездий» 1995, Ташкент, издательство «Адолат».
  • Му‘изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания, подготовка факсимиле к изданию Ш. Х. Вахидова. // История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Алматы: Дайк-Пресс, 2006, с.147
  • Ибн Арабшах История эмира Тимура = Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур. - 2-е изд. - Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
  • The Legendary Biographies of Tamerlane. By Ron Sela
  • Manz, Rise and Rule , 78; Mu q izz, fol. 116a
  • Tamerlane: sword of Islam, conqueror of the world By Justin Marozzi
  • Women in the Medieval Islamic World, edited by Gavin R. G. Hambly
  • Women in Iran from the Rise of Islam to 1800, edited by Guity Nashat, Lois Beck
  • The state under Timur: a study in empire building, Syed Jamaluddin - 1995-191 pages, Page 41
  • Domesticity and Power in the Early Mughal World, By Ruby Lal
  • Four Studies on the History of Central Asia, Volume 1, By Vasilij Vladimirovič Bartold, V. Minorsky, T. Minorsky
  • The Cambridge History of Iran, Volume 6, edited by Peter Jackson, Lawrence Lockhart
  • The Mughal Empire, By John F. Richards
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, Volume 3, edited by Oleg Grabar
  • Power, Politics and Religion in Timurid Iran, by Beatrice Forbes Manz
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, edited by Gülru Necipoğlu
  • Islamic culture, Volume 56, Marmaduke William Pickthall, Muhammad Asad, Islamic Culture Board - 1982 - Publisher: Islamic Culture Board, 1982,Original from: the University of Virginia, Digitized: 24 Apr 2009
  • Administration law and justice in medieval I, Raj Kumar - 2000-282 pages - Publisher:Anmol Publications Pvt. Ltd., 2000,Original from the University of Michigan, Digitized:17 Oct 2008, ISBN 8126103906 , 9788126103904, Length:282 pages
  • The state under Timur: a study in empire building, by Syed Jamaluddin
  • Imperial Identity in Mughal Empire: Memory and Dynastic Politics in Early Modern Central Asia, by Lisa Balabanlilar
  • Imaging Sound: An Ethnomusicological Study of Music, Art, and Culture in Mughal India, by Bonnie C. Wade
  • March of Central Asia, By Ram Rahul
  • A History of the Moghuls of Central Asia: The Tarikh-I-Rashidi, By Mirza Muhammad Haidar Dughlt, N. Elias, E. Denison Ross

Отрывок, характеризующий Сарай-мульк ханым

Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
– Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.
– Нет; а… Лихачев, кажется, тебя звать? Ведь я сейчас только приехал. Мы ездили к французам. – И Петя подробно рассказал казаку не только свою поездку, но и то, почему он ездил и почему он считает, что лучше рисковать своей жизнью, чем делать наобум Лазаря.
– Что же, соснули бы, – сказал казак.
– Нет, я привык, – отвечал Петя. – А что, у вас кремни в пистолетах не обились? Я привез с собою. Не нужно ли? Ты возьми.
Казак высунулся из под фуры, чтобы поближе рассмотреть Петю.
– Оттого, что я привык все делать аккуратно, – сказал Петя. – Иные так, кое как, не приготовятся, потом и жалеют. Я так не люблю.
– Это точно, – сказал казак.
– Да еще вот что, пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю; затупи… (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать?
– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.