УРОК № 54

Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением

Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значения предлогов; воспитывать культуру речи школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют общее представление о предлогах; умеют различать значения предлогов.

Оборудование: учебник, таблица «Значения предлогов».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Слово учителя.

В русском языке около двухсот предлогов. Именительный падеж употребляется без предлогов. Самый богатый родительный падеж - более ста предлогов, винительный - двадцать, творительный - двадцать четыре, дательный - девятнадцать, предложный - только семь.

- Игра «Кто больше».

Назовите известные вам предлоги.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

- Проверка домашнего задания.

- Объяснительный диктант.

Запишите пословицы. Поставьте вопрос к наречиям. Подчеркните орфограмму в глаголах.

Учиться никогда не поздно. Легко обжечься, если торопишься. За правое дело стоят смело. Сначала думает, а потом делает. Стреляет редко, да метко. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Тренировочное упражнение.

Из записанных на доске слов составьте словосочетания.

Скучать, о, дом; приехать, из, Киев; прийти, из, школа; говорить, о, дела; найти, под, дерево; идти к река; выглядеть, из-за, забор.

- Беседа с учащимися.

С помощью чего слова соединяются в словосочетания?

Почему предлог - служебная часть речи?

Как пишутся предлоги со словами?

Выделите предлоги в предыдущем задании прямоугольником и сделайте вывод о том, что же такое предлог.

- Работа с таблицей.

ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Значения предлогов

В русском языке

В украинском языке

Пространственное

из комнаты

з кімнати

под воду

п ід воду

между нами

м іж нами

от Москвы

в ід Москви

около леса

б іля л ісу

к берегу

до берега

Временное

с двух часов

з двох годин

до вечера

до вечора

на каникулах

на кан ікулах

перед уроками

перед уроками

Объектное

о сестре

про сестру

с братом

з братом

Причинное

по невнимательности

через неуваж ність

из-за болезни

через хворобу

от страха

в ід страху

Запомните! Со словами скучать, думать, говорить, плакать, горевать употребляется предлог о: скучать о маме, говорить о книге и т. д.

- Тренировочное упражнение

Вставьте пропущенные предлоги. Определите их значение.

Подъехать... крыльцу, выйти... комнаты, говорить... них, идти... школы, тосковать... детях, сбежать... горы, начинать... азбуки, подплыть... берегу.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

- Тренировочные упражнения.

1. Составьте словосочетания, используя предлоги: без, через, из-за, из, от.

2. Переведите на русский язык. Выделите графически предлоги.

Росте б іля школи, вийти з класу, йти з товаришем, пере їхав через р ічку, казки про тварин, виходити з л ісу, хвилюватися за д ітей, поклав на с тіл.

2. Раскройте скобки и выпишите в одну колонку слова с предлогами, а в другую - слова, имеющие приставки. Укажите, какой частью речи являются слова, употреблённые с предлогами.

(B)ходят семь богатырей

Семь румяных усачей.

(C)царевной

Вот Чернавка (в)лес (по)шла

И (в)такую даль (с)вела,

Что царевна (до)гадалась

И (до)смерти испугалась.

(Подо)ждать она хотела

(До)обеда, не стерпела

(В)руки яблоко взяла,

(К)алым губкам (под)несла,

(По)тихоньку (при)кусила

И кусочек (про)глотила.

(А. Пушкин)

3. Свяжите слова с помощью предлогов для и от.

Таблетки... головная боль; гимнастика... укрепление ног; средство... насекомые; жидкость... снятие лака; микстура... простуда; таблетки... бессонница.

- Редактирование словосочетаний.

Найдите ошибки в употреблении предлогов. Запишите словосочетания в исправленном виде.

Скучаю за братом, говорил про каникулы, приехал з папой, вернулся с Одессы, подошёл до магазина, думал про оценки.

- Работа с учебником.

Выполните упражнение: 538.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: § 50.

2. Выполнить упражнение: 539; 423 (из текста выписать предлоги вместе со словами, которые они связывают; предлоги выделить).

VI. ИТОГ УРОКА

- Вопрос учащимся.

Почему предлог относится к служебным частям речи?




Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

«Коми национальная гимназия»

Урок русского языка

«Общее понятие о предлогах»

2 класс

УМК « Школа 2100»

Учитель:

Ульнырова Людмила Николаевна

г. Сыктывкар

2014

Тема . Общее понятие о предлогах.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Цель : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи .

Задачи:

Предметный результат: расширять знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке, учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

ПУУД: развитие умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения

РУУД: продолжить формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;

КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;

ЛУУД: продолжить прививать интерес к русскому языку и личностную рефлексию.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и пробное учебное действие.
  3. Этап выявления места и причины затруднений.
  4. Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.
  5. Этап реализации построенного проекта.
  6. Этап первичного закрепления во внешней речи.
  7. Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.
  8. Этап включения в систему знаний и повторения.
  9. Рефлексия.

Ход урока.

1.Мотвация к учебной деятельности.

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно! Откройте тетради, запишите число и классная работа. Минутка чистописания: Дд Пп До до Под под

2.Актуализация я и пробное учебное действие.

1. Работа со словами.

П_щит, под, б_рёза, з_лёный, м_ро_, м_стерит, у_кая.

Слайд 1 (Презентация)

Прочите слова. Вставьте в них пропущенные буквы. Объясните написание букв.

2.Проверка по образцу.

Какие орфограммы встретились? (Безударные гласные, парные согласные)

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? (Части речи;имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

Запишите слова в три группы самостоятельно.

3.Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Встаньте те, кто выполнил это задание без ошибок?

Как распределяли слова по группам? (По вопросу, по значению.)

3. Этап выявления места и причины затруднений.

Слайд 2 (Презентация)

Какое слово не попало ни в одну из групп? Почему не записали к существительным? К прилагательным? к глаголам?

Кто знает, как можно назвать слово под ? (предлог)

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, но мы не говорили о них подробно).

Слайд 3(Презентация)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(О новой части речи, о предлогах)

Какие вопросы возникли у вас по теме урока? (Что такое предлог, как пишется предлог, для чего нужны предлоги, как обозначаются предлоги…)

4.Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.

1. Объявление тему урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”. Что мы узнаем на уроке? Чему будем учиться?

Слайд 4 (Презентация)

2. Выполнение упражнение устно фронтально.

Гуля ____ улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял ____ метель и ___ солнцепёк,

И ____ дождём гулял и мок.

И если даже шёл снежок,

Гулял ____ улице щенок.

Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость,

Гулял, гулял, гулял и вырос. (В.Левин)

Отвечая на вопросы, что вы вставляли? С чем слова употребляли? Какие предлоги использовали? ( по,в,под)

Можно ли к предлогам задать вопрос? Как вы записали слова с предлогами?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Что мы можем рссказать о предогах? (Предлог – это слова, служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, предлоги пишутся раздельно.

Это наши предположения. Как мы их можем проверить?(По учебнику).

Откройте правило на странице с.79,с.80, прочитайте.Верны ли наши предположения?

На какие вопросы мы уже ответили? (Что такое предлог, можно ли задать вопрос? Как пишутся предлоги?)

На какой вопрос осталось ответить? (Для чего нужны предлоги?

5.Этап реализации построенного проекта.

Слайд 5 (Презентация)

1. Работа с текстом в паре по карточкам.

Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание:

Нам урок пришёл щенок.

Он хочет знать всё предлог.

Как предложении писать

И чего его употреблять?

Какая него работа?

Щенку узнать охота.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги, что не забудем?

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Называют и отмечают части речи в 1 предложении).

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и с местоимениями, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Мы познакомились с новой орфограммой. При обозначении данной орфограммы необходимо подчёркивать пробел между предлогом и существительным.

6.Этап первичного закрепления во внешней речи.

Слайд 6 (Презентация)

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Работа с предложением.

Гулялпоулице щенок.

Что не так? Что необходимо сделать? С соседом по парте разделите предложение на слова и сосчитайте количество слов? (4 слова)

Какой предлог Вам встретился?

Как вы определили, что это предлог? (Не отвечает на вопрос, стоит перед существительным)

Я предлагаю вам придумать своё предложение. А какой гулял щенок? (Маленький, смешной, пятнистый, доверчивый, умный…).

А как он гулял? (Бодро, весело, долго, …)

Какое предложение вы составили? (Долго гулял по улице маленький щенок щенок. …)

Укажите части речи, которые вы знаете.

Как обозначить правописание предлога? (Подчеркнуть пробел между предлогом и существительным)

Физминутка.

7. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

1.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа (репродуктивно-продуктивном уровне).

Упражнение 112 стр. 81 учебника. Дедушка приехал к нам в гости (из,с) (город).

2 группа (продуктивном и творческом уровнях).

Упражнение 111 стр. 81 учебника. Кусты роз росли у….

2.Проверка путем чтения учащимися заданий.

3.Самооценка.

Чему учились выполняя упражнение?

Как справился с заданием?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Слайд 7 (Презентация)

1. Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка? Составить ответ вам поможет схема.(работа в паре)

Предлоги

служебная для связи употребляются с нельзя

часть речи слов в предложении существительными поставить

Вопрос

2. Работа со словарным словом.

Какие слова прощания вы можете сказать щенку?

Как пишется «до свидания»?

Слайд 8 (Презентация)

И щенок с вами тоже прощается. Благодаря вам он многое узнал о предлогах.

  1. Рефлексия.

Слайд 9 (Презентация)

Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»

Если возникали затруднения, то - спокойный смайлик, если осталось много непонятного, то грустный смайлик.

Домашняя работа.

с.83,у 1 (устно), по выбору с.83 упр 3. (выбрать предлог) или с. 82 у.114(подобрать слово с предлогом)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия) 2 класс УМК " Школа 2100" Общее понятие о предлогах. Ульнырова Л.Н. уитель начальных классов г. Сыктывкар

пищ_т под б_рёза з_лёный м_р_з м_стерит у_кая пищ а т под б е рёза з е лёный м о р о з м а стерит у з кая Берёза, мороз. Пищит, мастерит. Зелёный, узкая. ПОД?

ПОД ПРЕДЛОГ Что такое … ? Для чего … ? Как пишется … ? Как обозначают … ?

далматинец Гуля ____ улице щенок – Не то Пушок, не то Дружок. Гулял ____ метель и ___ солнцепёк, И ____ дождём гулял и мок. И если даже шёл снежок, Гулял ____ улице щенок. Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость, Гулял, гулял, гулял и вырос. (В.Левин) по в в в в в под на Предлог – это слово. К предлогам нельзя поставить вопрос. Предлоги пишутся раздельно. Для чего нужны предлоги?

Предлоги: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над. нам урок пришёл щенок. Он хочет знать всё предлог. Как предложении писать И чего его употреблять Какая него работа Щенку узнать охота. К нам на урок пришёл щенок. Он хочет знать всё про предлог. Как в предложении писать И для чего его употреблять? Какая у него работа? Щенку узнать охота. мест. сущ. глаг. сущ. Предлог – это служебная часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. предлог имя существительное

Гулялпоулицещенок. Гулял по улице щенок. маленький смешной пушистый доверчивый умный бодро весело долго гл. предлог с. прил. Долг о гулял по улице мал е н ь кий с. щ е нок. с. 81, у.111 или с. 82, у.112

предлоги служебная часть речи для связи слов нельзя поставить вопрос не употребляется с глаголом пишется раздельно

До __ свидания! До __ новых встреч!

Я узнал … Я научился … я всё понял у меня возникли затруднения осталось много непонятного


УРОК № 56

Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. «Животные на службе у человека»

Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значение предлогов; расширять словарный запас учащихся; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, учебные тексты, орфографический словарь.

ХОД УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Индивидуальная работа с карточками.

Нибудь запишите предложения. Подчеркните наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Внизу шумит поток проворный. (А. Пушкин) 2) Песня, тихая и заунывная, похожая на плач, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли. (А. Чехов) 3) Впереди простирались пересеченные оврагами пустыри. (А. Пушкин)

Карточка № 2

Подберите подходящие по смыслу наречия к данным глаголам. Написание наречий в случае затрудненный проверяйте по орфографическому словарю.

Слушать (как?) ...; бежать (куда?) ...; мчатся (откуда?) ...; проснуться (когда?) ...; говорит (как?) ...; находиться (где?) ...

2. Беседа с учащимися.

В русском языке, как и в украинском, есть служебные части речи (службов и части речи) - это предлоги (рус. предлоги), союзе (рус. союзы), частицы (рус. доли).

Служебные части речи не изменяются, не называют предметов, признаков, действий. Они служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях, также вносят в словосочетания и предложения дополнительные оттенки значения.

Часть речи, которая в украинском языке называется предлог, в русском именуется предлог.

- Приведите примеры предлогов и их употребления в украинском языке.

2. Задание учащимся.

- Определите значения предлогов.

Выйти из класса, отойти от стены, гулять около леса, приплыть к берегу, не спать до полуночи, говорит о маме, спорить с братом.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 50.

2. Выполнить упр. 539, 544.

3. Групповые задания.

1) Выучить пословицы и поговорки, с. 250. Ответить на вопрос: «Почему мы так говорим?».

2) Выучить загадки с. 250.