Чего только не предлагали архитекторы, участвующие в конкурсе на проект гробницы: и маяк в виде Эйфелевой башни, и гигантский глобус со статуей Ленина, и каменный корабль, и мраморную глыбу, по которой ходил паровоз, и даже гигантский небоскреб. Но победила идея Щусева.

Владимир Ильич вечен. Имя его навсегда, на вечные времена вошло в историю России, в историю человечества. Как нам почтить его память? Чем отметить его надгробие? У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все многообразие архитектурного творчества. Позвольте и Мавзолей, который мы будем сейчас воздвигать в память Владимира Ильича, сделать производным от куба.

Правда, этот первый мавзолей был временным и простоял лишь до весны 1924 года. Ко второму временному деревянному Мавзолею уже были пристроены с двух сторон трибуны. Эти формы воссоздали при проектировании третьего и последнего зиккурата. Но построили его уже из железобетона и кирпича, а облицевали гранитом, мрамором, лабрадором, порфиром.

Щусев также стал автором и первого саркофага для тела Ленина. Но его проект признали технически трудным, и архитектор К.С. Мельников в течение месяца разработал и представил 8 новых вариантов.

Выбрали один из саркофагов Мельникова. Он стоял в мавзолее до окончания Великой Отечественной войны. Кстати, на время войны, в июле 1941 года, тело Ленина эвакуировали в Тюмень. Сопровождал русскую мумию академик Збарский с женой и сыном. Им дали отдельное купе, где Збарский с супругой заняли верхние полки, а сын и тело Ленина - нижние.

В Тюмени тело вождя хранилось в нынешнем здании главного корпуса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, на втором этаже в аудитории 15. В апреле 1945 года тело Ленина вернулось в Москву. Но оно плохо перенесло путешествие и покрылось плесенью. Возможно, это случилось потому, что сопровождающие обменивали спирт, выделенный на уход за телом, на маргарин.

Однако мумию восстановили. Тогда же обновили интерьер Мавзолея, и заменили саркофаг Мельникова саркофагом по проекту А.В. Щусева.

В то время казалось, что вскоре наука сделает прорыв, и Ленина оживят. Поэтому для сохранения его тела в конце 1939 года в составе Минздрава СССР появилась научно-исследовательская лаборатория при Мавзолее.

Вопросы температуры и влажности атмосферы саркофага и тела, состав пропитывающих растворов, содержание профилактических мер, цветность кожных покровов, фоторегистрация объемов и рельефа лица и кистей рук, исследование процессов разрушения тканей - вот далеко не полный список задач лабораторией. При этом, чтобы «принять работу» пригласили Надежду Крупскую и брата В.И. Ленина. Увиденное вызвало у них шок: покойный выглядит так, будто умер вчера, а не несколько месяцев назад.

Сотрудники лаборатории также бальзамировали Георгия Димитрова (1949 год, Болгария), маршала Хорлогийна Чойбалсана (1952 год, Монголия), Иосифа Сталина (1953 год, СССР), Клемента Готвальда (1953 год, Чехословакия), Хо Ши Мина (1969 год, Вьетнам), Агостиньо Нето (1979 год, Ангола), президента Кооперативной Республики Гайана Линдон Форбс Бернхема (1985 год, Гайана), Ким Ир Сена (1995 год, КНДР). Сохранились тела лишь четырех забальзамированных вождей - Ленина, Хо Ши Мина, Ким Ир Сена и Мао Цзэдуна.

Способ бальзамирования тела Ленина постоянно совершенствуется: сначала ученые предполагали, что тело вождя будет храниться без изменений всего 20-30 лет, сейчас - уже более 100. Известно, что мумия требует особой вентиляции и температурного режима. Периодически ее обновляют, погружая в специальный раствор, и каждые несколько лет сменяют костюм Ильича. Мало кто из прошлого поколения помнит, что некогда на вожде был не гражданский костюм, а военный френч.

После смерти Иосифа Сталина его тело тоже забальзамировали и поместили в Мавзолей.

Так как плиту необходимого для Мавзолея размера было непросто найти, на уже установленной гранитной плите в 1953 году поверх надписи «Ленин» краской нанесли «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись «проступала» сквозь верхний слой. А в 1958 плиту заменили на новую с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН».

Но недолго лежал Сталин в Мавзолее: после развенчания «культа личности» в 1961 году его захоронили в некрополе у Кремлевской стены, а гранитная плита с именем Ленина вернулась на место.

В 1970-х годах в Мавзолее появился пуленепробиваемый саркофаг.

Такие меры предосторожности были неслучайны - на тело Ленина покушались несколько раз. Например, 19 марта 1934 года Митрофан Михайлович Никитин пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя, но ему помешали охрана и посетители. Никитин застрелился.

20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло. Пострадал саркофаг и 14 июля 1960 года, когда житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло. Тогда осколки повредили кожу забальзамированного тела Ленина.

9 сентября 1961 года Л.А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него и затем бросила камень, завернутый в носовой платок, сопроводив свои действия ругательствами. Стекло саркофага тогда разбилось, но тело Ленина не пострадало.

В сентябре 1967 года житель Каунаса по фамилии Крысанов взорвал начиненный взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. Террорист и еще несколько человек погибли. А 1 сентября 1973 года неизвестный взорвал самодельное взрывное устройство внутри Мавзолея.

Путеводитель по архитектурным стилям

В обществе нередко поднимают вопрос о захоронении останков Ленина.

Например, в 1994 году под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина» на Красной площади проводила несанкционированную акцию партия «Демократический союз». А 20 января 2011 года Владимир Мединский поднял вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея.

Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело - главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на , но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство - концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. И ходим мы по кладбищу.

Представители КПРФ называют свои аргументы в защиту Мавзолея:
- Ленин уже похоронен (тело покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей);
- в других странах также есть мавзолеи известных персон и захоронения в открытом для обозрения саркофаге (например, саркофаг русского хирурга Николая Пирогова, гробница маршала Пилсудского, мавзолей Гранта в Манхеттене, мавзолей Ататюрка в светской Турции, гробница Наполеона);
- не существует указания самого Ленина о том, чтобы его похоронили на Волковском кладбище, но он покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены;
- мавзолей и некрополь героев советской эпохи являются историческими «державными захоронениям» на Красной площади (как и захоронения на территории собора ).

Сейчас Мавзолей открыт для посещения. Доступ в музей и к захоронениям у кремлевской стены бесплатный и осуществляется через контрольно-пропускной пункт у , где производится проверка металлодетектором.
При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой. Также нельзя проносить с собой сумки, рюкзаки, пакеты, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью.

Говорят что...

...когда спешно готовили котлован для первого Мавзолея, саперы ночью произвели 40 взрывов мерзлой земли у Кремлевской стены. Москвичи тогда сутки гадали, не начался ли переворот в стране. Дальше - больше! Прорвало канализационные трубы, и место для будущего траурного зала затопило фекалиями. Патриарх Тихон тогда глубокомысленно заметил: «По мощам и елей». По иронии судьбы с трех сторон от мавзолея находились общественные туалеты.
...в середине 2011 года в интернете появилось видео, где Ленин приподнялся в саркофаге, затем лег обратно. Сначала никто не воспринял запись всерьез, относя ее к разряду шуток с использованием монтажа. Однако она попала в руки исследователей из Америки по паранормальным явлениям. Запись тщательно исследовали, и ученые сообщили, что не нашли фальсификации.
При этом посетители не раз уже встречали призрак Ленина в Мавзолее. Иногда привидение выходит наружу - прогуляться к могиле жены. А когда на Красной площади проходил концерт Пола Маккартни, призрак Ленина испугался ревущей музыки, присел на корточки и закрыл уши руками.
...Ленин убивает и после смерти: от саркофага из пуленепробиваемого стекла отскакивают пули и ранят тех, кто покушается на тело вождя.
...под саркофагом Ленина замурована голова расстрелянного императора Николая II .
...после строительства трибуны на Мавзолее конструкцию в народе назвали «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» .
...Хрущев решил, что на XXII съезде КПСС с предложением о выносе из мавзолея тела Сталина обязательно должен выступить грузин. Это дело поручили Мжаванадзе, но он сразу же «заболел» и на заседание не явился. Тогда с предложением выступил Джавахарнадзе, и вскоре в Грузии сожгли его дом.

Есть мнение, что большевики являлись сектой, практиковавшей таинственные оккультные обряды, направленные на подавление воли людей и захвату власти.
Что же могли использовать большевики для достижения своих целей? Вполне вероятно, что в качестве психотропного оружия использовался Мавзолей Ленина.
Возможно людям родившимся и выросшим в СССР будет трудно понять эту информацию объективно, но факты остаются фактами.

Мавзолей Ленина - зиккурат "Престола Сатаны"

Одним из главных сакральных символов коммунизма является Мавзолей Ленина. Внешне Мавзолей возведен по принципу древних вавилонских капищ, из которых самый известный - Вавилонская башня, упоминаемая в Библии. В книге пророка Даниила, написанной в VII веке до Рождества Христова, говорится: "Был у вавилонян идол по имени Вил". Не правда ли, странное совпадение с инициалами В.И. Ленина?
Мавзолей является точной копией храма Уитцилопочтли - главного бога ацтеков, расположенного на вершине Пирамиды Луны в Теотиуакане (Teotihuacan). Уитцилопочтли, по легенде, однажды пообещал ацтекам, что приведет их в "благословенное" место, где они станут его избранным народом. Это случилось при вожде Теноче: ацтеки пришли в Теотиукан, вырезали живших там тольтеков, и на вершине одной из возведенных тольтеками пирамид построили капище Уицилопочтли, где и благодарили своего племенного бога человеческими жертвоприношениями.

Откуда взялся проект Мавзолея?

Первый Мавзолей, сколоченный за неделю по проекту архитектора А. В. Щусева, никогда не строившего ничего подобного, представлял собой усеченную ступенчатую пирамиду, к которой с двух сторон примыкали Г-образные пристройки с лестницами. Посетители спускались по правой лестнице, обходили саркофаг с трех сторон и выходили по левой лестнице. Через два месяца временный мавзолей был закрыт, и началось строительство нового деревянного Мавзолея, которое продлилось с марта по август 1924 года.

Из множества предложенных проектов нового Мавзолея не прошел ни один. Предпочтение вновь было отдано зиккурату Щусева. Второй Мавзолей представлял собой более крупную (высота 9, длина 18 метров) усеченную ступенчатую пирамиду, лестницы теперь были включены в общий объем здания. Проект саркофага для тела был разработан архитектором К. С. Мельниковым.
Третий Мавзолей, который был открыт в октябре 1930 года и стоит по сей день, спроектировал тот же архитектор Щусев. Как рассказывал сам архитектор, ему было поручено точно воспроизвести в камне форму деревянного Мавзолея. Но откуда Щусев знал, как нужно строить зиккурат? Может быть, ему кто-то помогал? Известно, что Щусева консультировал специалист по культурам Месопотамии Ф. Поульсен.
Есть мнение, что архитектор Щусев взял за основу проекта этого надгробного памятника Пергамский алтарь, или, как его еще называют - "Престол Сатаны". Упоминание о нем встречаются уже в Евангелии, где Христос, обращаясь к человеку из Пергама сказал следующее: " ...ты живешь там, где престол сатаны" (Откр.2,13).

План Мавзолея: обратим внимание на срезанный угол.
Долгое время про "Пергамский Алтарь" был известно в основном по легендам - изображения не было. Когда же были найдены изображения так называемого "Пергамского алтаря", оказалось, что это точная копия храма для Уицилопочтли.
Консультант, "помогавший" Щусеву строить зиккурат, хорошо знал, как должно выглядеть нужное заказчику сооружение и безо всяких раскопок глиняных табличек. Откуда такие познания?
Большевистскую партию на строительстве Мавзолея представлял министр обороны Ворошилов. Почему не министр финансов или сельского хозяйства? Понятно, что подобный начальник лишь прикрывал реальных руководителей. Решение о бальзамировании вождя было принято Феликсом Дзержинским, всесильным руководителем политической полиции. В целом именно ведомство политического контроля и сыска, а не архитектурное управление руководило процессом строительства.

Мумия Ленина - магический терафим?

С точки зрения месопотамской мистики тело Ленина похоже на терафим - культовый объект, специально законсервированный и используемый для оккультных нужд. И сама усыпальница для тела - явно не место, обеспечивающее покой.
Вавилонские халдеи практиковали так называемое "творение терафима" - магического артефакта, призванного давать своему хозяину власть над своими подданными. Технология сотворения терафимов, понятное дело, покрыта тайной. Но известно, что терафимом Вила (главного бога вавилонян, для общения с которым и была построена башня) являлась специально обработанная голова рыжего мужчины, запечатанная в хрустальный купол. Время от времени к ней добавлялись и другие головы.
Голова терафима
По аналогии с изготовлением терафимов в других культах (Вуду и некоторых религий Ближнего Востока) внутри забальзамированной головы (во рту или вместо удаленного мозга) скорее всего была помещена золотая пластинка, скорее всего в форме ромба, с магическими ритуальными знаками.
В ней и заключена вся мощь терафима, позволяющая его хозяину взаимодействовать с любым металлом, на котором тем или иным способом были начерчены определенные знаки или изображение всего терафима. Через металл в находящегося с ним в контакте человека как бы перетекала воля хозяина терафима: под страхом смерти заставляя своих подданных носить на шее "ромбики", царь Вавилона в той или иной степени мог контролировать их владельцев.
В пользу этой теории говорят следующие факты:
в голове мумии есть по меньшей мере полость - мозг зачем-то до сих пор хранится в Институте мозга;
голова укрыта поверхностью из особого стекла;
голова лежит в самом нижнем ярусе зиккурата, хотя логичнее было бы выставить ее куда-то наверх. Подвал во всех культовых учреждениях всегда используется для контакта с существами миров Пекла;
руки мумии сложены определенным образом: левая вытянута вперед, как бы принимая энергию, правая сжата в кулак;
изображения головы (бюсты) были растиражированы по всему СССР, включая пионерские значки, где голова была помещена в костре, то есть запечатлена во время классической магическая процедуры общения с демонами Пекла;
вместо погон в СССР зачем-то ввели "ромбы", которые потом сменили на "звездочки" - такие же, какие горят на башнях Кремля и какие использовались вавилонянами в культовых церемониях общения с Вилом. Похожие на ромбики и звездочки "украшения", имитирующие золотую пластинку внутри головы под башней, носили и в Вавилоне - их во множестве находят при раскопках;

Кроме того, в магических практиках Вуду и некоторых религий Ближнего Востока процесс "творения терафима" сопровождается ритуальным убийством - жизненная сила жертвы должна была перетечь в терафим. В некоторых обрядах части тела жертвы так же используются, например, под стеклянный саркофаг с терафимом замуровывается голова жертвы.
Мы не можем утверждать, что под головой мумии в зиккурате на Красной площади так же что-то замуровано, однако существуют свидетельства, утверждающие, что такой факт имеет место: в зиккурате лежат головы ритуально убитого царя и царицы, а так же головы еще двух неизвестных людей, убитых летом 1991-го года - времени "передачи" власти от коммунистов к "демократам" (таким образом терафим как бы "обновили", усилили).
Сама Кремлевская Стена также превращена в грандиозную гробницу. Старинный ритуал, относящийся к Магии Смертной Силы состоит в том, что для укрепления замка или крепости в стену замуровывались люди, часто живые. Такая крепость не разрушалась и противник не мог ее взять, потому что души покойников стерегли крепость.
Если посмотреть на схему Кремля, то хорошо видно, что здание Совмина СССР практически со всех сторон окружено погостами: кладбище у Кремлевской стены и Мавзолей, погребение царей в Архангельском соборе, усыпальница Патриархов в Успенском соборе и могила Неизвестного солдата.

1- Мавзолей, 22 - Успенский собор, 25 - Архангельский собор, 36 - Совет министров, 40 - могила Неизвестного солдата
В стену Красной площади вмурованы: с левой стороны 71 урна с прахом, с правой стороны 44 урны с прахом. Сильнейшие души России, не только политики и военные, но и ученые и писатели: Максим Горький, Курчатов Игорь Васильевич, Королев Сергей Павлович, Жуков Георгий Константинович, Дзержинский Феликс Эдмундович и др. Похоронены у Кремлевской Стены:
Там же находится несколько братских могил борцов революции. Общее число захороненных по разным источникам от 400 до 1000 человек.

Как устроен Мавзолей и как он работает?

Написаны тысячи работ, не оставляющих сомнений в особом воздействии этого сооружения. Понятно и откуда заимствована техника - из Древнего Междуречья и Вавилонии. Мавзолей - точная копия зиккуратов Междуречья, с комнатой наверху, обрамленной колоннами, в которой, по понятиям жрецов Вавилона, отдыхали их демонические покровители. Более того, мрамор для Мавзолея был привезен из Месопотамии (современный Ирак).
Вполне вероятно что Мавзолей - это не что иное, как психотропное оружие, система массового подавления сознания. Но как зиккурат "работает"? Каковы последствия его воздействия? Попробуем предположить, какие принципы заложены в его работу.
Конструктивно здание выполнено на основе железобетонного каркаса с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем. Длина мавзолея по фасаду - 24 метра, высота - 12 метров. Верхний портик смещен к кремлевской стене. Пирамида мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов.
Подземная часть капища опускается в Красную Площадь на глубину 6-ти этажного дома. Под трибуной капища устроен зал заседаний и отдыха большевистских правителей. Здесь расположен буфет с яствами и хорошими винами, бильярдная и комната охраны.
Для функционирования лабораторий и манипуляций с трупом, предусмотрен грузовой лифт, на котором мумию опускают на нужный этаж для производства регламентных, профилактических и косметических работ, затем доставляют ее на рабочую отметку.
Если Мавзолей вынуть из земли и поставить на ее поверхность, его высота будет с 10-этажный дом
Посетитель попадает в Мавзолей через главный вход и спускается по левой лестнице трехметровой ширины в траурный зал. Зал выполнен в форме куба (длина грани 10 метров) со ступенчатым потолком. Посетители обходят саркофаг с трех сторон по невысокому подиуму, покидают траурный зал, поднимаются по правой лестнице и выходят из мавзолея через дверь в правой стене.

Обратим внимание: потолок Мавзолея тоже ступенчатый, как и внешняя пирамида. Это контур в контуре, работающий по типу усиливающего трансформатора. Современными приборами показано, что внутренние углы затягивают информационную энергию из внешнего пространства, а внешние ее излучают. То есть, потолок усыпальницы энергию впитывает, а самая верхняя надстройка - излучает (там несколько десятков коротких внешних углов-ребер).
Для работы этого устройства нужна энергия. Она берется либо из земли в точке пересечения линий сетки Хартмана, либо от внешнего источника - людей. Расположение Мавзолея на Красной Площади, буквально пропитанной древними силами, и прохождение огромной массы людей в качестве посетителей Мавзолея, а также на демонстрациях обеспечивает колоссальный поток энергии. В 1924-1989 годах мавзолей посетило свыше 100 млн. человек (не считая участников парадов и демонстраций) со всего СССР. Эта энергия модулируется мумией в Мавзолее, а излучается из щелей наверху.
Естественно, зиккурат не передает радиоволны, как антенна. Но физиками доказано, что радиоволны, звуковые волны и волны в жидкости имеют много общего, У них одна основа - волна. Поэтому принципы работы всех волновых устройств одинаковы, будь то волны звука, света или волны какого-то непонятного излучения, которое сегодня для удобства называют энергоинформационным.

Разглядывая карту в режиме спутника, можно увидеть очертания контуров электрических контактов резонаторов. С обеих сторон Мавзолея расположены 2 линии-вибраторы простого диполя.Можно так же предположить, что эти вибраторы облучают треугольное здание, которое вершиной направленно строго на восток. Нетрудно заметить, что с правой стороны от Мавзолея находится ГУМ с большим количеством народа.
При внимательном взгляде на ГУМ, нетрудно заметить, что он напоминает 3-х элементный волновой канал, где самый дальний от Мавзолея ряд является рефлектором, средний вибратором и самый ближний - директором, направляя энергию на Мавзолей. Самый дальний ряд никак не связан с первыми двумя.

Но странности на этом не заканчиваются. В Мавзолее есть еще и "другой угол". На самом деле это даже не угол, а три угла: два внутренних, втягивающих энергию подобно чаше, и третий - внешний. Он делит выемку пополам, направляясь вовне подобно шипу. Такой угол хорошо виден и на плане Престола Сатаны.
Это более чем оригинальная архитектурная деталь, причем деталь абсолютно несимметричная - он один, такой тройной угол. И он направлен на марширующие к Мавзолею толпы. Такие странные тройные углы называются сегодня психотропными устройствами.
Принцип простой: внутренний угол (например, угол комнаты) втягивает некую гипотетическую информационную энергию, внешний угол (например угол стола) - излучает. О какой энергии идет речь - мы сказать не можем. Никто не может, физические приборы ее пока не регистрируют.
Но органическая ткань к такой энергии более чем чувствительна, да и не только органическая. Всем известен древний как мир прием ставить в угол ребенка, который слишком активен, Почему? Потому что угол забирает излишек энергии если там побыть недолго.
Известны также эффекты пирамиды - негниющее, мумифицирующееся мясо, самозатачивающиеся лезвия... А пирамиды - это те же углы. Те же углы используются и в психотропных приборах, только там есть еще и оператор - человек, управляющий процессом и усиливающий мощность прибора многократно.
Мы не знаем, как именно действует этот механизм. Возможно, этого не знали и халдеи-большевики. Но они были практиками, и могли просто использовать тайные знания, как можно использовать радио и телевидение, не понимая физики процесса.
Кстати, вопрос: где стоял на военных парадах товарищ Сталин? Правильно - он стоял как раз над тем самым углом с шипом, приветствуя подходящие к зиккурату толпы граждан. Он был оператором. Процесс видимо был настолько важный, что в верхах была идея снести не только собор Василия Блаженного, но и все здания в радиусе километра, дабы площадь могла вместить идущий строем миллион человек. Для чего?

В период 1941-1946 Мавзолей был пуст. Тело вывезли из столицы в Тюмень уже в начале войны, и марширующие перед Мавзолеем 7 ноября 1941 года войска перед боями за Москву проходили мимо пустого зиккурата.
Ленина там не было! И не было его в Мавзолее вплоть до 1948 года, что более чем странно: немцев отбросили уже в 1942, а тело вернули только после войны.
Возможно Сталин или другие халдеи, выражаясь фигурально, вынули "стрежень из реактора". То есть убрав терафима, они приостановили работу Машины. В эти годы им русская воля и солидарность были очень нужны. Как только война закончилась, "реактор" вновь запустили вернув терафима, и народ-победитель сник и погас. Эта перемена тогда очень удивила многих современников, что запечатлено во многих мемуарах и художественных произведениях.
Людям, которые знают что такое магия, прекрасно виден оккультный, мистический смысл сооружения на Красной площади. Обыватели, конечно, не верят в такую мистику государственного масштаба. Но не так давно электричество и телевидение тоже могли показаться магией, а сейчас это реальность. Реальностью стали и многие моменты, связанные с зиккуратом на Красной площади: последние события наглядно показывают, как это работает на практике.
Кровавая Площадь. На ней Зиккурат.
Свершилось. Я близко. Ну что же, я рад.
Спускаюсь в зловонную, страшную пасть.
На скользких ступенях легко и упасть.
Здесь смрадное сердце старинного зла,
Тела что и души сжирает дотла.
Гнездо свое свил здесь столетнее зверь.
Для бесов на Русь тут распахнута дверь.

Николай Федоров
Почему изнашивается Мавзолей?

Теперь рассмотрим следующий интересный момент - износ Мавзолея. Что такое износ, показывает аналогия с двигателем: если двигатель работает - он изнашивается, запчасти ему нужны новые, если же двигатель стоит - он может стоять вечно и ничего с ним не будет.
В Мавзолее движущихся частей нет, конечно, но есть и не движущиеся устройства, которые изнашиваются, - батарейки, аккумуляторы, стволы орудий, ковры и дорожное покрытие, внутренние органы некоторые (скажем сердце движется, а печень - нет, но все равно изнашивается). То есть все, что работает, рано или поздно вырабатывает свой ресурс и требует ремонта.
А теперь читаем господина Щусева, архитектора Мавзолея, в "Строительной газете" №11 от 21 января 1940 года:
"Этот третий вариант Мавзолея решено было соорудить из красного, серого и черного Лабрадора, с верхней плитой из карельского красного порфира, установленной на колоннах из разнообразных гранитных пород. Каркас Мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован естественными породами гранита. Чтобы избежать сотрясения мавзолея при прохождении во время парадов на Красной площади тяжелых танков, котлован, в котором установлена железобетонная плита фундамента, и железобетонный каркас мавзолея засыпаны чистым песком.
Таким образом, здание мавзолея ограждено от передачи сотрясения почвы… Мавзолей рассчитан на многие века"…
Тем не менее, хотя строили на века, уже в 1944 году Мавзолей пришлось основательно ремонтировать. Прошло еще 30 лет, и кому-то стало вдруг ясно, что его надо снова ремонтировать - в 1974 году было решено провести масштабную реконструкцию гробницы. Оно даже непонятно как-то: что значит "стало ясно"? Мавзолей сделан из железобетона. То есть железа, укрытого от атмосферы бетоном - камнем. Что ремонтировать, как он мог износиться? Но нет, кто-то знал, что не целый, что нужен ремонт.
Обратимся к воспоминаниям одного из руководителей реконструкции Иосифа Родоса: "Проект реконструкции Мавзолея предусматривал полную разборку облицовки, замену около 30% гранитных блоков, укрепление конструкции издания, полную замену утеплителя и изоляции на современные материалы, а также устройство сплошной оболочки из специального свинца.
На всю работу стоимостью более 10 млн. рублей нам отвели 165 дней… Разобрав гранитную облицовку Мавзолея, мы были поражены увиденным: металл каркаса проржавел, кирпичные и бетонные стены были местами разрушены, а изоляция-утеплитель превратились в размокшую жижу, которую пришлось вычерпывать. Очищенные конструкции были усилены, покрыты новейшими изоляционными и утепляющими материалами. Над всем сооружением была сделана железобетонная свод-оболочка, которую покрыли сплошным цинковым панцирем… Кроме того, в действительности пришлось заменить 12 тысяч облицовочных блоков”.
Сгнило то, что гнить не могло в принципе - стекловата и металл. И главное, кто-то же знал о процессах, происходящих внутри зиккурата, и вовремя дал команду ремонтировать. Кто-то знал, что зиккурат - это не чудо советской архитектуры, а прибор, и очень сложный прибор. И не один он, скорее всего, такой...
Странные знания, странные заказчики, странное место для постройки, странные и жуткие события в стране после завершения строительства - голод, и не один, война, и не одна, ГУЛАГ - целая сеть мест, где миллионы людей пытали, словно выкачивая из них жизненную энергию. И аккумулятором этой энергии, судя по всему, как раз и стал зиккурат на Красной Площади.
Что же это за энергия и зачем она нужна? Вероятнее всего для власти над всем миром и превращения его в один колоссальный концлагерь, порождающий потоки темной энергии. По Марксу коммунизм так и выглядит, как сплошной концлагерь: никакой собственности, все общее, люди не могут не только свободно действовать, но и думать.
Мистика? Возможно. Но фактом остается то, что в центре столицы России стоит зиккурат, точная копия двух древних храмов где исполняли кровавые обряды, а внутри этого сооружения в стеклянном гробу лежит мумия, сделанная безбожниками, олицетворяющая мистический культ коммунизма.
Странно, что граждане православной России до сих пор бережно хранят символы сатанизма. Почему молчит народ? Не потому ли, что власть секты некромантов никуда не делась, а просто затаилась на время, чтобы еще раз попробовать взять реванш?
Мое самое пламенное желание - отомстить
тому, кто царствует на небесах.

Карл Маркс
Кто снова запустил зиккурат?

Таким образом, можно прийти к выводу, что тайные механизмы управления Россией, используемые ее нынешними властителями, основаны на самой настоящей некромантии. Они целиком и полностью базируются на оккультных магических знаниях и тайных ритуалах, более древних чем нынешнее летосчисление.
На Красной площади и по сей день стоит не Мавзолей, а специально настроенный механизм, воздействующий на сознание, волю и жизнь русского народа. И внутри все так же лежит мумия. Это по-прежнему режимный объект, финансируемый государством. Ничего не изменилось.
Если древние с успехом использовали эту психотропную технику, а потом и большевики, то почему она не может использоваться и сейчас? Кто же снова запустил зиккурат и начал зомбирование целого народа?
Можно предположить, что утерянные в какой-то период знания были вновь найдены кем-то из коммунистических халдеев, и была предпринята новая попытка реванша. Эта версия может выглядеть невероятно, но другого объяснения массовому иррациональному поведению людей пока нет.

Что такое мавзолей? Это особый вид архитектурных сооружений, примеры которых сегодня можно встретить в разных уголках мира. Когда и где был построен первый мавзолей? Каковы особенности сооружения данного типа? И где находятся самые известные мавзолеи мира?

Что такое мавзолей?

В середине IV века до н. э. на территории современной Турции была возведена первая в истории постройка такого типа. Это был мавзолей Мавсола в Галикарнасе - известного правителя карийцев. Гигантское сооружение входило в список Оно простояло до эпохи Средневековья и было разрушено мощным землетрясением. Сегодня от грандиозной Мавсола остались лишь руины, а когда-то она выглядела довольно величественно.

Итак, что такое мавзолей? Сам термин происходит от греческого слова mausoleion, которое, в свою очередь, связано с именем карийского царя Мавсола. Это монументальное погребальное сооружение с наличием специальной камеры, предназначенной для хранения останков, праха или же забальзамированного тела умершего. В одном таком сооружении может быть несколько захоронений или склепов. Мавзолеи могут представлять собой отдельные постройки или же быть частью

Эти погребальные сооружения были весьма популярны во времена Древнего Рима, а также в эпоху Средневековья (в восточных странах). В ХХ веке на планете появилось множество помпезных мавзолеев, посвященных известным политическим деятелям и тоталитарным вождям. Среди них - мавзолеи В. И. Ленина (СССР), К. Готвальда (Чехословакия), Мао Цзэдуна (КНР), Хо Ши Мина (Вьетнам), Энвера Ходжи (Албания) и другие.

Мы разобрались, что такое мавзолей. Теперь давайте совершим виртуальную экскурсию по самым известным мавзолеям в мире.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Этот выдающийся памятник восточной архитектуры расположен на юге Казахстана, в городе Туркестане. Он возведен на могиле поэта Ходжи Ахмеда Ясави, который внес огромный вклад в распространение ислама в Центральной Азии. Поэт умер в 1166 году, однако строительство нынешнего мавзолея началось лишь спустя два столетия после его смерти.

Согласно архивным материалам, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави строился под руководством самого Тамерлана. Известный полководец лично определил параметры будущего сооружения и даже давал рекомендации относительно его декора и внутреннего убранства.

Мавзолей представляет собой массивное прямоугольное строение с огромными порталами и куполами. Центральная дверь гробницы украшена высокохудожественной резьбой по дереву и слоновой кости. Этот памятник архитектуры и истории является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей Хо Ши Мина

Пламенный революционер Хо Ши Мин так и не дожил до исторического момента образования единого и независимого Вьетнама. Однако торжественное открытие его мавзолея состоялось в 1975 году, когда Сайгон, контролируемый южными войсками, уже капитулировал.

Зодчие грандиозного сооружения в городе Ханое признались, что на работу их вдохновил Ленинский мавзолей в Москве. Это и заметно по схожему пирамидальному фундаменту вьетнамского строения. Однако верхняя часть мавзолея - вполне аутентичная. Она представляет собой массивное кубическое строение с прямоугольными колоннами и трехъярусной, типичной вьетнамской, крышей.

Бальзамировать вьетнамского правителя помогали московские специалисты. Тело Хо Ши Мина лежит в маленьком и слабо освещенном зале, в который можно заходить только по двое. Разговаривать или делать фотоснимки в этом зале строго запрещается.

Мавзолей Ким Ир Сена

На северо-востоке самой закрытой столицы мира покоится тело «великого вождя» и «вечного президента» КНДР Ким Ир Сена. Мавзолей правителя находится в пределах пышного дворца Кым-Сусан. Немногочисленных иностранных туристов впечатляет не столько сам мавзолей в Пхеньяне, сколько церемония его посещения. Здесь все намного жестче и строже, чем в том же Ханое.

У всех желающих посетить гробницу вождя в обязательном порядке изымают фотоаппараты и видеокамеры. Затем каждого туриста тщательно осматривают и проверяют металлоискателем. После всех этих процедур посетителям выдают плееры с наушниками и проводят из зала в зал.

Во время этой экскурсии в наушниках звучат скорбные рассказы о великой утрате корейского народа. Наконец, в последнем зале, освещенном красным светом, находится стеклянный саркофаг с забальзамированным телом Ким Ир Сена. Согласно правилам, ему нужно поклониться трижды.

Мавзолей Владимира Ильича Ленина - это уникальный архитектурный объект, памятник русского авангарда. В течение многих лет мавзолей был одним из символов советского государства и теперь считается классикой советской архитектуры. Также сооружение - памятник ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.

История сооружения

Мавзолей - древнейший тип монументального сооружения у всех народов и во всех странах. Это гробницы царей и иной племенной знати, как и курганы кочевых народов и так далее. Все они, например пирамиды Древнего Египта или мавзолей Августа в Риме, перестроенный в Средние века в замок Св. Ангела, - сверхмассивные сооружения. Главное отличие Мавзолея Ленина заключается в том, что он не гигантское сооружение, призванное затмить Кремль и загромоздить Красную площадь, а сравнительно небольшой объект, тактично вписанный в архитектурный контекст. Пожалуй, нельзя найти никакого аналога - все прочие, такие как мавзолей Димитрова в Софии, мавзолей Ким Ир Сена в Пхеньяне, Пантеон в Париже, Тадж-Махал или даже Храм Христа Спасителя, задуманный как кенотаф участников войны 1812 года, доминируют на тех площадях, где они расположены. Современный проект памятника князю Владимиру продолжает эту традицию доминирования, против чего возразили деятели культуры не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мавзолей на Красной площади

Для большевиков было естественно все пропагандирующие советскую власть объекты размещать на Красной площади, у стен Кремля. Начиная с 1917–1918 годов у кремлевской стены хоронили революционеров и политических деятелей, но их могилы были маловыразительны. Только мемориальная доска-барельеф скульптора Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» была внушительных размеров - ее установили на Сенатской башне Кремля в 1918 году. Мемориальную доску демонтировали после строительства мавзолея, и сейчас она хранится в музее-мастерской скульптора.


Вождь мирового пролетариата скончался 21 января 1924 года, и его соратники решили сохранить тело для потомков. Для этого был выбран мавзолей как наиболее адекватная архитектурная форма. Мавзолей Ленина должен был отличаться от рядовых захоронений на площади и быть более капитальным и представительным - над находившимися рядом могилами впоследствии создали гостевые бетонные трибуны и посадили голубые ели.

Архитектурные проекты

Алексей Викторович Щусев ко времени строительства мавзолея был руководителем Архитектурной мастерской Моссовета. Архитектор Жолтовский, его коллега, отошел от руководства мастерской, хотя сначала он и Щусев занимали равные позиции. Щусев также возглавил проектирование первого советского генерального плана «Новая Москва» (1918–1923 гг.), строил Казанский вокзал - его стройка была крупнейшая в городе. Имя Щусева было на слуху. Алексей Викторович был видный деятель Московского архитектурного общества - организации не идеологического характера, а чисто профессионального.

Поэтому в объявленном конкурсе на создание проекта мавзолея правительственная комиссия отдала предпочтение Щусеву, хотя заявки подавали и другие известные архитекторы, встречались даже любительские проекты.

Примечательно, что в свое время историки архитектуры ломали копья на тему непосредственного авторства Мавзолея Ленина. Поскольку в мастерской Щусева работало много молодых и талантливых сотрудников (едва ли не все московские зодчие начинали с этой мастерской свой путь, как Константин Мельников, к примеру), то один из эскизов И. А. Француза оказался больше иных похож на окончательный вариант этого проекта. Об этом написал историк архитектуры Селим Хан-Магомедов, что вызвало скандал в профессиональной среде. Конечно, проект Щусева оригинален, в этом нет сомнений - сегодня стали доступны первоначальные щусевские эскизы мавзолея, из которых ясно, насколько многочисленны были его варианты, причем гораздо более сходные с европейскими аналогами.

Первоначально Щусев выполнил проект временного мавзолея - на все подготовительные работы отводилось три с половиной дня, и это был простой куб из дерева. Сам Щусев пишет о внутреннем устройстве сооружения: «Планировка мавзолея была мной рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывный пропуск значительных масс посетителей. Входя, посетители спускались по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обойдя его, поднимались по другой лестнице, ведущей к выходу. Зал был декорирован материей по рисункам художника И. И. Нивинского. Зал был декорирован материей с черными полосами, на потолке материя собрана складками к центру, где находилось изображение серпа и молота».


В мае 1924 года мавзолей был перестроен в капитальное деревянное сооружение из дуба с металлическими крепежными элементами. Он был устроен так, как описал его архитектор. Брат архитектора, Павел Щусев, рассказал о наружных деталях второго мавзолея: «В поисках нужной формы он использовал монументальные типы старинных, окованных гвоздями дверей, ларцов, древних моделей зданий». Для предохранения мавзолея от дождя и снега стены были покрыты масляным лаком медно-коричневого цвета, а крыша - листовой медью.


Интерьер и вид снаружи

Третий вариант сооружения формировался в эскизах Щусева постепенно. Это капитальная постройка - невысокий ступенчатый объем. Наружная отделка выполнена монументально - из красного полированного гранита со строгими черными линиями из габбро и лабрадорита. Согласно директивам властей, мавзолей должен был строиться исключительно из советских материалов: красный гранит добывался на Украине, красный порфир - в Карелии. В отличие от брутальных зданий из железобетона, откровенно выведенного на фасады, это декоративное и элегантное сооружение. При всем при том оно лишено ретроспективных деталей.

Интерьер отличается строгими, крупными формами геометрического декора. Примечательно, что гроб Ленина был помещен в особый, треугольной формы стеклянный саркофаг. Его выполнил другой известный архитектор - Константин Мельников, создав уникальный саркофаг в виде кристалла (после войны этот саркофаг заменили иным).

Не имея буквальных аналогов, мавзолей стилистически сходен с произведениями ар-деко, развивавшегося в Европе в то время. Сам термин возник только в 1966 году - сначала по отношению к парижской выставке 1925 года, где звездами были Робер Малле-Стевенс, Ле Корбюзье и Константин Мельников, и до сих пор к отечественной архитектуре применяется выборочно, когда говорят о первых линиях метро, выставочных павильонах и пр. Но если взглянуть на мавзолей, то налицо черты европейского ар-деко: крупные квадры черного и красного камня снаружи, условный орнамент фриза с красными знаменами на черном фоне внутри.

Мавзолей не совсем симметричен, что придает ему живописность при всей строгости пропорций. Сохранился щусевский эскиз еще более асимметричной формы - мастер любил применять асимметрию в своих композициях. В многочисленных набросках встречается даже вариант с колумбарием или обыгрывается мотив пятиконечной звезды, которая также характерна для стиля ар-деко.


Часто форму мавзолея связывают с ассиро-вавилонскими зиккуратами, аргументируя это ступенчатой композицией мавзолея. Но зиккуратами были башни, имевшие более высокий пирамидальный силуэт. В таком случае Мавзолей Ленина больше похож на пирамиду Джосера в Египте - она также многоступенчатая. Идея сравнения щусевского мавзолея с зиккуратами несостоятельна, но, к сожалению, популярна, хотя мастер сделал своеобразную форму, подходящую только для здания такого масштаба. Детали мавзолея крупны, чем и подчеркивают его компактность, а не грандиозность.

Идеология места

Кроме ритуальных и мемориальных функций мавзолей выполнял и идеологические задачи. Монументальные здания должны были способствовать пропаганде: к третьему варианту в проекте появляется трибуна, на которой государственные деятели принимали парады. Щусев предполагал большее количество внутренних помещений мавзолея, но в окончательный проект вошел только вестибюль и траурный зал с саркофагом.

О связи с религиозными представлениями, характерными для всех цивилизаций, написал филолог-славист Моймир Грыгар. Еще в 1970-х годах он сравнил отношение к религии Малевича и Щусева - двух столпов русского авангарда. Щусев до революции служил архитектором Священного Синода и был верующим человеком.

Смысл статьи Грыгара, посвященной мавзолею, заключается в том, что большевикам необходимо было заменить традиционную религию на новую, коммунистическую - для этого подходил культ Ленина, который позже трансформировался в сталинский культ (Сталин после смерти, к слову, тоже был забальзамирован и длительное время находился в мавзолее).

Разумеется, в формально-пластическом отношении Мавзолей Ленина не похож на храмы. Это новаторская композиция в духе достижений авангарда, который Щусев хорошо знал, как и историю. Причем в новой стилистике он работал успешно (например, другой его проект - здание Наркомзема). Но и храмов Щусев спроектировал множество, причем блестяще.

Мемориальный характер сооружения и сам саркофаг Ленина отсылают нас к религиозным формам. Это православная и общая христианская традиция поклонения мощам, заключения их в саркофаги и раки. В каком-то смысле мумии фараонов тоже являются мощами. Поэтому при всем архитектурном новаторстве история Мавзолея Ленина уходит в глубь веков.

Погребальные сооружения, появившиеся ещё в IV веке до нашей эры, получили большое распространение в разных уголках мира. Пользуются популярностью мавзолеи и сейчас, выделяясь на кладбищах своими внушительными размерами и формами.

10. Махабат Макбара (Mahabat Maqbara), Индия

Вдоль оживлённой дороги в центре города Джунагадх (Junagadh) можно увидеть одну из малоизвестных индийских, но, тем не менее, потрясающих архитектурных сооружений. Превосходная смесь готики и исламского орнамента, комплекс Махабат Макбара остаётся одной из наиболее сохранившихся индийских тайн.

Это поразительное сооружение является мавзолеем визира Бахадуддинбая Хасейнбая (Bahaduddinbhai Hasainbhai), одного из главных аристократов при дворе Наваба Махабат Хана II Джунагадха. Строительство комплекса с жёлтыми стенами было начато в 1878 году Махабатом Ханжи (Mahabat Khanji), а завершено в 1892 году его преемником Бахадуром Ханжи (Bahadur Khanji).

Кульминацией нескольких десятков лет работы стали сложные резные внутренние и внешние фасады, прекрасные арки, окна во французском стиле, колонны и великолепные серебряные дверные проёмы. На соседней мечети каждый минарет сверху вниз окружён спиралевидными лестницами. Оба сооружения увенчаны характерными крышами-»луковицами».

9. Мавзолей Ленина, Россия


Мавзолей Ленина, расположенный на Красной площади в центре Москвы, в настоящее время служит местом упокоения Владимира Ленина. Тело вождя революции находится на всеобщем обозрении почти со дня его смерти в 1924 году с редкими исключениями в военный период.

Через два дня после смерти Ленина архитектору Алексею Щусеву было поручено построить сооружение, приспособленное для того, чтобы посетители могли видеть его тело. Деревянный мавзолей был построен на Красной площади у Кремлёвской стены, а гроб с телом Ленина был помещён внутрь, пока патологоанатом Алексей Иванович Абрикосов не определил, что тело можно сохранить на более продолжительный период. В 1930 году тело Ленина было помещено в новый мавзолей из мрамора, порфира, гранита и лабрадорита.

8. Тадж-Махал (Taj Mahal), Индия


Император моголов Шах-Джахан построил Тадж-Махал в Агре, Индия, в память о своей любимой жене, умершей при родах в 1631 году. Белый мраморный монумент с тенистыми садами строился более 15 лет. Он широко считается одним из самых прекрасных когда-либо созданных сооружений.

7. Мавзолей Руфины Камбасерес (Rufina Cambaceres Mausoleum), Аргентина

Молодая аргентинская женщина впала в кому в 1902 году и была объявлена мёртвой в возрасте 19-ти лет. Через несколько дней после похорон девушки рабочие услышали крики, доносившиеся из её могилы. Когда могилу вскрыли, Руфина была действительно мертва, однако на её лице и стенках гроба были царапины, вероятно, оставленные в попытке выбраться.

Позже её мать построила грандиозный мавзолей в стиле модерн со скульптурно выполненными орхидеями. Хотя история трагической смерти девушки никогда не была подтверждена, она покорила сердца тысяч посетителей, а сама Руфина стала навсегда известна как «женщина, которая умерла дважды».

6. Мавзолей Уильяма Маккензи (William MacKenzie), Англия


4,5-метровая пирамидальная гробница британского гражданского инженера и проектировщика Уильяма Маккензи придаёт необычный вид кладбищу церкви Святого Андрея на Родни-стрит в Ливерпуле.

Мавзолей расположен в районе, считающемся одним из наиболее посещаемых в Ливерпуле. Поразительно неправдоподобная местная легенда гласит, что Маккензи якобы замурован сидящим за столом с выигрышной комбинацией карт, которые он держит своими костлявыми пальцами. Как заядлый картёжник он поставил на карту и проиграл свою душу в игре в покер с дьяволом и подумал, что если никогда не будет похоронен, то сатана никогда не сможет получить свой выигрыш.

5. Мавзолей Николаса Кейджа (Nicolas Cage), Новый Орлеан, США


Признанный актёр Николас Кейдж, ставший объектом многочисленных шуток и мемов, уже давно известен своим эксцентричным поведением как перед объективом камер, так и вне съёмочной площадки. Кажется, Кейдж планирует продолжить это делать также и после смерти, судя по странному мавзолею пирамидальной формы, который он приобрёл на знаменитом кладбище в Новом Орлеане.

Пустая могила представляет собой пустой 9-футовый камень (2,74 м), который разительно контрастирует с окружающими его надземными захоронениями, разрушающимися на протяжении вот уже более двух столетий. На пирамиде ещё не выгравировано ничьё имя, но она украшена латинским изречением «Omni Ab Uno», которое можно перевести как «Всё от одного».

4. Мавзолей Энрике Торреса Белона (Enrique Torres Belón), Перу


У пыльной дороги между озером Титикака и бывшей столицей инков Куско (Перу) расположен тихий городок Лампа (Lampa). Основанный в XVI веке, этот испанский колониальный форпост известен более современным дополнением - странным мавзолеем, примыкающим к его исторической церкви.

Рядом с храмом апостола Сантьяго находится причудливый мавзолей Энрике Торреса Белона, представляющий собой пещеру из костей, увенчанную алюминиевой репликой «Пьеты» Микеланджело. Гробница выстлана висящими человеческими скелетами и сотнями черепов, которые были эксгумированы из могил городского кладбища и подземных усыпальниц, находящихся под церковью.

На дне находится чёрный мраморный крест, освещение которого подчёркивает зловещие тени, отбрасываемые мрачными настенными «декорациями».

3. Мавзолеи наркобаронов, Мексика

С внешней стороны кладбище Хардинес-дель-Умайя (Jardines del Humaya Cemetery) в Кульякане (Culiacan), Мексика, выглядит довольно обычно, но чем дальше вы по нему идёте, тем больше у вас создаётся впечатление, что это место похоже на богатый пригород с роскошными особняками огромных размеров. На самом деле это - всемирно известные мавзолеи некоторых самых безжалостных наркобаронов Мексики.

Говорят, с собой в загробную жизнь ничего не возьмёшь, но это не значит, что некоторые люди не пытаются это сделать или, по крайней мере, забирают всё своё, чтобы оставить у порога к загробной жизни. Даже будучи мёртвыми, члены картеля Синалоа любят не что иное, как выставлять напоказ свой нарочитый образ жизни в виде замысловатых мавзолеев, которые стоят гораздо дороже, чем дом среднестатистической семьи.

Кладбище Хардинес-дель-Умайя прославилось своими мавзолеями, похожими на часовни, на которые приезжают посмотреть не только со всех частей страны, но также и люди из других стран, приезжающих в Мексику только ради этого.

И эти экстравагантные мавзолеи изумляют не только своими впечатляющими фасадами. Согласно некоторым сообщениям, многие из них оснащены современными удобствами, о которых многие мексиканцы могут только мечтать, такими как, например, круглосуточное кондиционирование воздуха, гостиные, спальни, полностью оборудованные кухни, пуленепробиваемое стекло, системы сигнализации и Wi-Fi, чтобы пришедшие родственники и друзья могли провести время с удовольствием, посещая могилу.

2. «Беверли-Хиллз мёртвых» (Beverly Hills of the Dead), Филиппины


Смерть не ставит крест на роскошном образе жизни некоторых богатых китайских жителей Манилы. Они похоронены своими близкими на гигантском кладбище, известном как Китайское кладбище Манилы (Chinese Cemetery of Manila). Это место представляет собой отдельный небольшой район с множеством могил размером с особняк в комплекте со всеми современными удобствами!

Огромные мавзолеи, выстроенные по обеим сторонам улиц по всему кладбищу, оборудованы всем самым передовым, включая полностью функционирующие кухни, ванные комнаты с роскошными элементами декора и шикарными спальнями для посещающих их родственников. Некоторые мавзолеи даже обзавелись постоянными жителями, которые, кажется, не прочь разделить своё жизненное пространство с мёртвыми.

1. Мавзолей Хумаюна (Humayun’s tomb), Индия


Эта гробница, возведённая в 1570 году, имеет особое культурное значение, поскольку стала первым садом-мавзолеем на индийском субконтиненте. Она вдохновила собой несколько значительных архитектурных новшеств, увенчавшихся строительством Тадж-Махала.

Мавзолей стоит на высокой, широкой террасированной платформе с двумя глубокими сводчатыми кельями со всех четырёх сторон. Он имеет форму неправильного восьмиугольника с четырьмя длинными сторонами и скошенными краями и увенчан 42,5-метровым двойным куполом, выложенным мрамором и обрамлённым столбовидными киосками (шатрами). Купола центральных шатров украшены блестящей керамической плиткой, а в середине каждой стороны глубоко утоплены большие арочные своды с несколькими небольшими сводами, установленными на фасаде.

Сад-мавзолей Хамаюна также называют «спальней моголов» - там похоронено более 150 членов семьи.