Павел Ткаченко сам воспитывает дочь. Как менеджер и отец, к решению школьных вопросов подходит с юмором и бизнес-хваткой.

В который раз возвращаюсь с родительского собрания со странной смесью отчаяния и агрессии .

Немного предыстории. Я живу с дочерью-подростком. Наша мама заблудилась где-то в ходе истории, поэтому все родительские функции я выполняю самостоятельно: праздную дни рождения, учу уроки, читаю на ночь, рассказываю о половом созревании, вожу по всяким врачам. Ну и на родительские собрания, за неимением альтернативы, тоже хожу. Ибо я не просто родитель, а ответственный родитель.

Когда-то на заре 90-х я окончил обычную (пост)советскую школу почти отличником (немного естественных наук не смог осилить больше, чем на «четверку») и со стойкой «двойкой» по поведению. Не потому, что курил на переменах или прогуливал уроки, нет. Просто благодаря обостренному чувству справедливости я «качал права», что в «той» школе категорически не приветствовалось.

Четверть века спустя каждый мой визит в школу – это регрессия в подростковое состояние с изначальной антипатией ко всему, что говорит учитель, к странной логике, скрывающейся за всем, что в школе происходит, к правилам, которые непонятно кто и почему установил, но подвергать сомнению которые – почти как сокрушать скрепы.

В дополнение картины – моя дочь умничка, учится неплохо для самоорганизованного подростка с кучей интересов помимо школы, не курит и не пьет, делает уроки, ставит цели и стремится к их достижению. Короче, золото, а не ребенок.

А теперь вернемся к родительским собраниям.

Стандартный сценарий таков: вы день в день узнаете, что сегодня вечером у вас не «Каберне Мерло» 2012 года от винодельческого хозяйства «Колонист», а родительское собрание. Кто виноват в несвоевременном уведомлении, не выяснишь. Учитель говорит, что предупреждал детей за неделю, доця твердит, что сегодня утром узнала. Как бы то ни было, идти нужно. Почему нужно? Потому что не прийти, значит, не проявить интерес к делам дочери, чего ответственные родители не могут себе позволить. К тому же, я все надеюсь, что рано или поздно узнаю на этом собрании что-то нужное, важное, или, на крайний случай, полезное.

Собрания, кстати, бывают двух типов – общешкольное и классное. Первое – квинтэссенция маразма. Завуч нудно и неспешно выполняет «обязательную программу»: зачитывает какой-то руководящий «лист» ни о чем или рассказывает, как бороться с детским суицидом в рамках отдельно взятой квартиры. Все это – в присутствии 200-300 мамаш в душном актовом зале, без всякого шанса выйти, не навлекши гнева господня на голову доци. (В этом смысле проще вообще не прийти, ибо переписи явившихся никто не делает, чем совершить демарш, аргументируя бессмысленностью происходящего).

Если какой-то процесс не приносит ни хороших результатов, ни хотя бы удовлетворения его участникам, то с ним нужно срочно что-то делать

У «классного» собрания бывают три основанные темы для обсуждения. Первая – успеваемость/поведение. То, о чем я и так знаю, ибо ответственный папа, доверительные отношения с дочерью бла-бла-бла. Мне не нужно ждать какого бы то ни было собрания, чтобы узнать, что происходит в школе и что тревожит дочь. Вторая – полузаконный сбор денег. Я рад бы отказаться, но проще сдать, нежели объяснять всем, почему это незаконно/не нужно/бессмысленно. Опять же, аудитория, с которой по этому поводу придется дискутировать – мамаши, которые иногда не понимают, что, например, ресторан на выпускной после девятого класса нужен не детям, а им самим.

Третья тема – кто что должен сделать для класса (как вариант – кто чего не сделал, куда не явился, что не сдал и все в таком роде). Аргументы и логика доказательства примерно такие же, как и при сборе денег.

В связи с этим у меня постоянно возникают мысли, как сделать собрания более полезными, эффективными, или, на худой конец, быстрыми. По роду своей профессиональной деятельности я повышаю эффективность процессов и систем, а, значит, могу придумать миллион способов достичь эту цель в рабочей среде.

Главная предпосылка достижения эффективности на работе – (1) все люди на работе стремятся к эффективности, потому что именно она формирует источник для выплат зарплат, и (2) у менеджмента компаний есть возможность выбирать себе подчиненных, а также тем или иным методом – коллег и начальство.

На родительских же собраниях присутствует случайная выборка из разнообразных профессиональных, социальных, интеллектуальных и прочих слоев общества, объединяет которых общность места жительства, а также факт обучения их детей в одном классе. Поэтому достичь эффективности с таким коллективом – задача не из простых. Более того, существует гипотеза, что даже сама цель – эффективность – осознается далеко не всеми участниками родительских собраний.

Ок, как решить проблему зря потраченного на родительские собрания времени, я знаю. Просто игнорировать их (а сколько сдавать денег – как-нибудь мамаши или классный руководитель передадут). Но это эскапистский подход, а значит, мне не подходит.

Как сделать собрания полезными, а еще лучше – интересными? Что было бы важно/интересно/полезно услышать на родительском собрании ответственному родителю?

Первое . Важно, чтобы и родители, и учителя осознавали, что у нас должно существовать партнерство в воспитании каждого конкретного ребенка. Это значит, что мы должны (1) одинаково осознавать свою ответственность за эту задачу, (2) делиться информацией о ребенке друг с другом, и интересоваться этой информацией. Да-да, и я, и учителя! (3) согласовывать методы, формы и способы обучения и воспитания. Учителя должны знать мои ценности, принципы и методы, а я, соответственно, их.

Второе . Любая встреча родителей и учеников должна подчиняться обычным и разумным (в деловом мире) правилам, как-то:

— информирование заранее о повестке дня (если единственным пунктом повестки дня будет доклад завуча, на это действо мало кто приобретет билет);

— возможность всем сторонам заблаговременно вносить свои предложения;

— жесткий тайминг встречи;

— структурированность дискуссии (для этого учителям неплохо бы иметь структурированность мышления, навыки публичных выступлений перед взыскательной аудиторией, а также привлекать профессионального модератора для управления дискуссией и переведения неизбежных конфликтов в конструктивное русло);

— использование всех достижений цивилизации для ускорения передачи информации и повышения эффективности взаимодействия (ту информацию, которую нужно просто донести, можно разослать электронной почтой, или распечатать и раздать, а не заслушивать заикания завуча с трибуны а-ля Леонид Ильич в последние годы);

— соблюдение регламента (начало и окончание вовремя, ограничение тем для дискуссии, жесткий контроль времени для выступлений, исключение дискуссий не по вопросам повестки дня, соблюдение правил делового общения и т.д.).

Третье . Сбор большого количества людей в одном помещении должен осуществляться только с целью, заведомо интересной всем сторонам. Сбор денег, нужный только одной стороне, можно совершить иными методами (информирование посредством почты или мессенджеров, пересылка на карточку, выставление счета и т. д. Это незаконно? Нужно все сделать как бы тайно и от имени родительского комитета? Не мои проблемы. Мало того, что с меня собирают деньги (что еще полбеды), так еще и зря тратят мое время, долго вслух рассказывая о колокольчиках и ленточках, и вслух совершая математические действия в пределах программы четвертого класса).

Четвертое . Есть темы, о которых я бы с удовольствием поговорил. Например, я бы хотел лично познакомиться со всеми учителями своей дочери. От каждого я бы хотел прослушать мастер-класс об особенностях очередного учебного года, нюансах и сложностях, ожидающих мою дочь, о методах контроля успеваемости и критериях оценивания, о подводных камнях, об изменениях в программе, учебном процессе и новых тенденциях в чем бы то ни было, затрагивающем меня или моего ребенка.

В конце концов, я бы хотел быть знакомым не только с директором, завучем и классным руководителем, но и с учителями-предметниками. У них нет времени? Им за это не платят? Не волнует. Эти люди часто проводят с моей дочерью больше времени, чем удается мне, отцу. А значит, я имею право с каждым из них быть знаком лично, взглянуть пристально каждому в глаза, убедиться, что они будут сеять разумное-доброе-вечное, а не самоутверждаться на моем ребенке и не изливать свою бытовую неустроенность и детские комплексы.

Итоговое родительское собрание по теме «Здорово живёшь?!»

Цель: Подвести итог совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя по развитию творческих и физических способностей (Анализ этих действий позволяет определить перспективы на будущее, повысить мотивацию на ЗОЖ, создать хорошее, оптимистическое настроение)

Задачи:

    Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.

    Продолжить формирование понимания значимости данной проблемы.

3. Включить родителей в совместную с классным руководителем воспитывающую деятельность: формирование партнёрских отношений между родителями и школой в сфере здоровьесбережения, организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Оборудование:

Письма-приглашения, тесты-анкеты, 2 незаполненных таблицы (на доске), макет «Дерево здоровья» (на доске), фотогазета «Вот и стали мы на год взрослее», высказывание на плакате:

Ибн Сина Авиценна (на доске);

отдельные буквы из названия (синего и красного цвета) «Здорово живёшь?!»; свод родительских «НЕЛЬЗЯ», «Золотые правила здоровья», «Таинственные письма – послания», «Секретные папки» первоклассников, таблички с надписями («собственный пример», «убеждение», «объяснение», «игровые приёмы», «предвосхищение», «подражание идеалу»), сундук, 54 цветка (18 – красных, 18 – зелёных, 18 – синих).

Встреча родителей

    Выполняют задание «Рассыпушки» (за правильный ответ родители получают буквы разного цвета: « З » « Д » « О » « Р » « О » « В» « О » « Ж » « И » « В » « Ё » « Ш » « Ь », пронумерованные с обратной стороны; делятся соответственно на команды «синих» и «красных»)

    • Как проснулся, так вставай – лени волю ….. (не давай);

      Лепесток роса умыла, ну а Вас умоет …(мыло);

      Утром рано просыпайся, хорошенько … (умывайся);

      Одевайся аккуратно, чтоб смотреть было.. (приятно);

      Чтоб было здоровье Ваше в порядке, нужно с утра заниматься …(зарядкой);

      Ежедневно, встав с постели, поднимаю я …(гантели);

      Хорошенько умывайся, чтобы в школе не зевать, носом парту.. .(не клевать).

Вступительное слово учителя:

Добрый день, уважаемые родители, гости и коллеги. Рада встрече с Вами! Для того, чтобы вы настроились на работу, предлагаю посмотреть видеоролик (просмотр первой части)

Вот и закончился трудный, долгий учебный год. Какие чувства вы испытываете? С каким настроением пришли на собрание?

    «З» - знатно, занятно, замечательно, забавно;

    «Д» - душевно, добро;

    «О» - откровенно, открыто, оптимистично;

    «Р» - радостно, решительно, работоспособно;

    «В» - весело, великолепно, великодушно,

    «Ж» - жизнерадостно, живо;

    «И» - искренне, интересно;

    «Ё» - естественно

    «Ш» - широко, шутливо, шумно.

(Буквы прикрепляются на доску над «Деревом здоровья» веером)

Последние два знака я оставила себе («?», «!»,) Почему? Потому что конец учебного года принёс свои результаты, но ещё больше он принёс вопросов. Как сложится наша учёба и жизнь в классе в следующем году, не испортятся ли отношения между ребятами, ведь они взрослеют. И вместе с тем, я испытываю радость и облегчение оттого, что ещё один год позади, что ребятишки стали сильнее и умнее, что они наконец-то отдохнут от школьных забот.

Ну вот и появилась на доске тема нашего собрания. Озвучьте её («Зд о рово живёшь?!», «Здор о во живёшь?!»). А в чём разница? (записать два слова на доске)

Зд о рово – хорошо, спокойно, благополучно, уверенно, весело, интересно, хорошая учёба, работа и т. д.

Здор о во – отсутствие болезней или физических дефектов.

Оказывается, если всё это соединить вместе, то получим: «Состояние полного физического, эмоционального, нравственного, социального, интеллектуального благополучия есть ЗДОРОВЬЕ (вывешивается таблица «Здоровье»)

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. По мнению специалистов-медиков 75 % всех болезней заложено в детские годы.

Статистика актуальности темы.

    Лишь 20 – 25 % первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.

    К концу первой четверти худеют 30 % учащихся.

    15 % детей жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.

    Треть учащихся имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в течение учёбы.

    20 % детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

    Лишь 24 % выдерживают ночной норматив сна.

    Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

Мы взрослые ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если ты не умеешь бороться с недугом, часто вступаешь в конфликты, чрезмерно активен и возбуждён.

Как связаны между собой все эти понятия, каковы показатели здоровья у наших детей.

На эти вопросы мы пытались ответить в течение всего учебного года.

Послушаем ответы самих детей (видеоинтервью)

Ваши наблюдения стали подспорьем в работе учителей. Слово предоставляется учителю физической культуры ………. (о физическом развитии детей).

Гимнастический номер

Ребята растут, становятся эмоционально отзывчивее, коммуникабельнее, откликаются на просьбу учителя и товарищей. Это всегда радует! О наших общих достижениях можно проследить по фотоколлажу « Вот и стали мы на год взрослее» (несколько слов по содержанию: неделя нач. классов и др.)

Умеем не только развлекаться, но и учиться.

Итоги учебного года:

(торжественное вручение «Секретных папок» родителям учащихся 1 класса)

Я как классный руководитель, хочу напомнить вам о том, что взрослый человек, родитель, не имеет право выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеет права оставить без поддержки, внимания, любви. (благодарственные письма)

Учитывая физическое, эмоциональное, нравственное, социальное, интеллектуальное состояние наших детей, можно сделать вывод об их здоровье:

НА доске запись:

Диаграмма уровневой дифференциации (по результатам отслеживания здоровья учащихся в ……. учебном году)

Более подробную информацию вы можете получить из писем, адресованных лично вам (п оказ писем у доски)

Невозможно стать здоровым без желания. Вам предстоит самостоятельно в своей «творческой лаборатории» проанализировать анкеты детей «Почему ты так делаешь?» (анализ мотивации на ЗОЖ).

Как заинтересовать детей на здоровый образ жизни. Прошу вас обсудить в группах, какими методами и приёмами пользуетесь вы, для того, чтобы ваш ребёнок рос здоровым.

    Собственный пример

    Убеждение

    Объяснение

    Кнут и пряник

    Предвосхищение

    Подражание идеалу

    Игровые приёмы (раздать коврики для ног, палочки-выручалочки, коврики для пальчиков, на подошве ног – активные точки, отвечающие за работу каждого органа)

    Смена деятельности («Способы снятия нервно-психологического напряжения» - см. Димин лист)

Мы выяснили, что родителям делать нужно и возможно, а вот чего делать нельзя?

(Ответы родителей)

Послушаем детей (« Советы от детей» – видео+ раздать памятки «Свод родительских «НЕЛЬЗЯ»)

В старину говорили: «Могуч, как дуб». И не зря. Только дерево с хорошими, могучими корнями может благоухать и давать плоды. Так и человек. Формируя сейчас у своих детей желание быть здоровыми, вы закладываете основу всей его будущей жизни. Предлагаю составить пословицы о здоровье, которые пришли к нам с народной мудростью (начало – на ветках дерева, концовка – в сундуке под деревом, родители выходят по очереди)

Пусть эти мудрые мысли напоминают вам и вашим детям о том, что необходимо ценить здоровье прежде, чем заболеешь (раздать памятки «Пословицы»)

Эпиграф на доске

«Подвижный, быстрый человек гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век подвержен всем изъянам»

Работа в нашей творческой лаборатории подошла к концу. Плоды совместного труда «налицо» (на дереве). Плоды есть, а листьев нет. Исправим эту картину.

Выберите лист того цвета, который соответствует вашему состоянию в конце сегодняшнего собрания (см. на доску - рефлексия )

Приложения

ТЕСТ 1 (для учащихся)

«Правильно ли ты живёшь?»

Ответь на вопросы теста и подсчитай очки.

    Как часто ты моешь руки:

в) когда сильно испачкал – 20 очков.

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

б) 1 раз – 5 очков;

в) вообще не чищу – 15 очков.

3. Как часто ты моешь ноги:

в) только когда купаюсь целиком – 20 очков.

4. Как часто ты делаешь зарядку:

а) ежедневно – 0 очков;

б) когда заставляют родители – 15 очков;

в) никогда – 20 очков.

5. Как часто ты простужаешься:

а) 1 раз в 2 года – 0 очков;

б) 1 раз в год – 5 очков;

6. Как часто ты ешь сладости:

в) когда я захочу – 30 очков.

7. Как часто ты плачешь:

в) почти каждый день - 25 очков.

8. От чего ты плачешь:

а) от боли – 0 очков;

б) от обиды – 10 очков;

в) от злости – 20 очков.

9. Сколько ты гуляешь:

10. Когда ты ложишься спать:

а) в 21 -21.30 – 0 очков;

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:

а) соответствует или чуть меньше – 0 очков;

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом – 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков4

в) смотрю всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

б) почти 2 часа – 15 очков;

14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:

а) с лёгкостью – 0 очков;

б) под конец устаю – 15 очков;

в) с трудом – 25 очков;

г) не могу – 35 очков.

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!

От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться!

От 70 до 110 очков – ты твёрдо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

ТЕСТ 2 (для учащихся)

«Почему ты делаешь так?»

    Почему ты моешь руки:

б) так положено – 5 очков;

в) мне приятно, когда грязные руки, много микробов,- 0 очков.

2. Почему ты чистишь зубы:

б) так положено – 5 очков;

в) нечищенные зубы – источник болезни – 0 очков.

3. Почему ты моешь ноги:

а) заставляют взрослые – 20 очков;

б) так положено – 10 очков;

в) потому что мне неприятны грязные ноги – 0 очков.

4. Почему ты делаешь зарядку:

а) заставляют взрослые – 15 очков;

б) так нужно – 5 очков;

в) нужна для моего здоровья – 0 очков.

5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:

а) ежедневно около 1,5 – 2 часов – 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;

в) иногда по выходным – 20 очков.

6. Когда нужно ложиться спать:

б) после 22 часов – 10 очков;

в) после 24 часов – 35 очков.

7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор :

а) не больше 1,5 часов, с прерывом - 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков;

в) сколько тебе хочется – 30 очков.

8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или

танцевальный кружок:

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 40 очков – ты твёрдо знаешь, что твоё здоровье бесценно.

От 40 до 60 очков – у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно ещё устранить.

От 60 и более – ты твёрдо стоишь на пути разрушеня своего здоровья.

ТЕСТ 3 ( для родителей)

«Куда идёт ваш ребёнок?»

Ответьте на вопросы теста и подсчитайте очки.

    Как часто ваш ребёнок моет руки:

а) около 20 раз в день – 0 очков;

б) только перед едой и после туалета – 5 очков;

в) когда сильно испачкал – 20 очков;

2. Сколько раз ваш ребёнок чистит зубы:

а) 2 раза (утром и вечером) – 0 очков;

б) 1 раз – 5 очков;

в) вообще не чистит – 15 очков.

3. Как часто ваш ребёнок моет ноги:

а) каждый вечер перед сном – 0 очков;

б) когда заставит мама – 10 очков;

в) только когда купается целиком – 20 очков.

4. Как часто он делает зарядку:

а) ежедневно – 0 очков;

б) когда заставят родители – 15 0чков;

в) никогда – 20 очков.

5. Как часто он простужается:

а) 1 раз в 2 года – 0 очков;

б) 1 раз в год – 5 очков;

в) несколько раз в год – 15 очков.

6. Как часто ваш ребёнок ест сладости:

а) по праздникам и воскресеньям – 0 очков;

б) почти каждый день – 20 очков;

в) когда захочет – 30 очков.

7. Как часто он плачет:

а) не могу вспомнить, когда это было последний раз – 0 очков;

б) пару раз в неделю – 15 очков;

в) почти каждый день – 25 очков.

8. От чего он плачет:

а) от боли – 0 очков;

б) от обиды – 10 очков;

в) от злости – 20 очков.

9. Сколько он гуляет:

а) ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;

в) иногда по выходным – 20 очков.

10. Когда ваш ребёнок ложится спать:

а) в 21.00 – 21.30 – 0 очков;

б) после 22 часов – 10 очков;

в) после 24 часов – 35 очков.

11. Соответствует ли вес ребёнка росту и возрасту:

а) Соответствует или чуть меньше – 0 очков;

б) немного больше – 10 очков;

в) значительно превышает норму – 30 очков.

12. Сколько времени ваш ребёнок проводит у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с прерывами – 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков;

в) смотрит всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.

13. Сколько времени он тратит на уроки:

а) около 1,5 часов – 0 очков;

б) почти 2 часа – 15 очков;

в) больше 3 часов – 30 очков.

14. Может ли он взбежать на 5-й этаж:

а) с лёгкостью – 0 очков;

б) под конец устаёт – 15 очков;

в) с трудом – 25 очков;

г) не может – 35 очков.

15. Ходит ли он в спортивную секцию или танцевальный кружок :

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 20 очков – ваш ребёнок в полном порядке.

От 20 до 70 очков – у него уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться.

От 70 до 110 очков – он твёрдо стоит на пути разрушения своего здоровья. Сворачивайте скорее!

ТЕСТ 4 (для родителей)

«Почему так поступает ваш ребёнок»

    Почему ваш ребёнок моет руки:

а) заставляем мы – 20 очков;

б) моет, не осознавая – 5 очков;

2. Почему ваш ребёнок чистит зубы:

а) заставляем мы – 15 очков;

б) чистит, не осознавая – 5 очков;

в) чистит, так как знает, зачем это нужно – 0 очков;

3. Почему ваш ребёнок моет ноги:

а) заставляем мы – 20 очков;

б) моет, не осознавая – 10 очков;

в) моет, так как знает, зачем это нужно – 0 очков;

4. Почему ваш ребёнок делает зарядку:

а) заставляем мы – 15 очков;

б) так положено – 5 очков;

в) знает, зачем это нужно – 0 очков;

5. Знает ли ваш ребёнок, что даёт ему свежий воздух?

а) да – 5 очков;

б) нет – 10 очков.

6. Знает ли ваш ребёнок, сколько нужно спать и зачем нужен сон?

а) да – 0 очков;

б) не уверен – 5 очков;

в) нет – 10 очков.

7. Знает ли ваш ребёнок, сколько времени нужно проводить у телевизора?

а) да – 0 очков;

б) не уверен - 5 очков;

в) нет – 10 очков.

8. Знает ли ваш ребёнок, зачем нужно ходить в спортивную секцию или

танцевальный кружок?

а) да – 0 очков;

б) нет - 10 очков.

Теперь займёмся подсчётом

Если набралось от 0 до 5 очков – ваш ребёнок в полном порядке.

От 25 до 40 очков – у него уже есть привычки, вредные для здоровья, но с ними пока не трудно бороться.

От 40 и более – срочно помогите ему бороться за здоровье!

Карта отслеживания здоровья учащихся 1и 3 классов в 2006-2007 учебном году

Фамилия, имя ученика

Класс

Показатели

Физическое

Эмоциональ-ное

Нравственное

Социальное

Интеллектуальное

Действие в оптимальном режиме

Преодоление усталости

Состояние позвоночника

Уравновешен-ность

Эмоциональная гибкость

Честность

Самокритичность

Коммуникабель-ность

Чувство юмора

Адекватность

Мотивация к обучению

Креативность мышления

Любознательность

Памятка для детей

Научить ценить здоровье, прежде чем заболеть.

Вода всё очищает

Изменяется сладость пуще горечи.

Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел.

Кто от жира еле дышит тот – здоровьем не пышет.

Поздно поднялся – день потерял.

Работай сидя, отдыхай стоя.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Болезнь с грязью в дружбе.

Река начинается с ручейка, спорт с зарядки.

Крепкие зубы здоровью любы.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Долго у телевизора сидеть – все «глаза проглядеть»

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки

()

п.п

Признаки

Фамилия, имя ученика

Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах

Носит сумки, портфель в одной руке

Имеет привычку сутулиться

Проявляет недостаточную двигательную активность

Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)

Неправильно или нерегулярно питается

Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение

Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности

Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности

Показатель в баллах

Оценка состояния позвоночника

Группа риска

Шкала тревожности Сирса

(конец 1 полугодия, конец 2 полугодия)

п.п

Признаки

Фамилия, имя ученика

1 полугодие

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

Обычно напряжён, скован

Часто грызёт ногти

Легко пугается

Очень ко всему чувствителен

Часто бывает агрессивным

Нетерпелив, не может ждать

Легко краснеет или бледнеет

Испытывает трудности с сосредоточением

Потеют руки

При неожиданном задании с трудом включается в работу

Показатель в баллах

Уровень тревожности

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ!!!

Уважаемые родители!

1. Проанализируйте результаты теста для учащихся «Почему ты делаешь так?», включающего в себя вопросы: «Почему ты моешь руки, чистишь зубы, моешь ноги, делаешь зарядку?», «Когда нужно гулять, ложиться спать, сколько смотреть телевизор» и др.; определяющего мотивацию (обоснованное желание) вести здоровый образ жизни.

2. Определите и запишите (+), к какой группе относится каждый ребёнок, если:

    1 группа – от 0 до 40 баллов;

    2 группа – от 40 до 60 баллов;

    3 группа – от 6о баллов и выше;

3. Посчитайте, сколько человек относится к каждой группе и запищите в графу «ИТОГО» (жёлтая строка).

4. Определите, какое количество учащихся (в %) относится к каждой из групп по формуле:

100 * «Количество учащ-ся в группе»

9 ;

Результат запишите в графу «ИТОГО %» (синяя строка)

Алёна

Николай

Кристина

Александр

Анастасия

Никита

Любовь

Кристина

Антон

Итого

Итого в %

5. Результат отобразите на графике:

6. Перенесите результат в большую таблицу и сделайте вывод (см. подсказку на обороте)

1 группа – ребята твёрдо знают, что их здоровье бесценно.

2 группа – у них уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно ещё устранить.

3 группа – дети твёрдо стоят на пути разрушения своего здоровья.

Цель:

Познакомить родителей с результатами за вторую четверть.

Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;

Ход собрания:

1. Введение в тему собрания.

Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.

2. Вступительное слово.

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Сегодня мы поговорим об успехах наших детей, а так же об их отношении к учебе и домашним заданиям. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»

В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа по - прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. («Все цвета кроме чёрного») Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть. Они нуждаются в помощи. И без вашей родительской помощи они не справятся. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение. Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей. Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона. Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка.

Сейчас я вам оглашу то что они должны были усвоит к концу 2 четверти. Т.е. первого полугодия во 2 классе.

Требования к чтению в 1 полугодии второго класса- Чтение должно быть осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру. Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:

В 1 полугодии - 40-50 слов в минуту.

Во 2 полугодии - 50-60 слов в минуту.

Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Вы уже знакомы с отметками ваших детей. Не ругайте ваших детей за отметки так как они и так уже переживают. Им нужна ваша поддержка . Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"

Как помочь ребенку?


а). Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно..

в) Помнить о том, что отличная оценка- не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним.

Не оставляйте ребенка один на один со своими проблемами. Делайте вместе с ним домашние задания. Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

До 1 часа – в первом классе;

До 1, 5 часов – во втором;

До 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

О чтении.

Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки в слух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По русскому языку.

Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Задачи по математике.

Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

Природоведение.

8. Итог собрания.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!»

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.

Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Типичное описание родительского собрания: «Быстро поведали у кого неуды, плохое поведение, похвала отличникам и успевающим, а затем любимая часть – сбор денег» .

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

В законе «Об образовании в РФ» о родительских собраниях не говорится. Каждая школа выпускает свой документ «Положение о классном родительском собрании» , в котором освещает цели, задачи, правила и т. д., и раскрывает функции .

Возникли проблемы на родительских собраниях или с родительским комитетом, и вы хотите пожаловаться? Ознакомьтесь с положением «О родительском собрании» вашей школы. В заявлении опирайтесь на его пункты, чтобы претензии были подкреплены документально. Пишите, какие статьи нарушены, тогда претензия будет выглядеть убедительнее.

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

1) ознакомление с новыми законами и локальными актами (принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
2) Встреча с предметниками (сразу скажу, что учителя не любят ходить на родительские собрания, у них в это время может быть своё, да и часто такие встречи затягиваются). Приглашает классный руководитель. Попросите провести встречу с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
3) Ведение протокола собрания . Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами.

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

1) публичного обсуждения успехов и неуспехов отдельных учеников, их поведения, внешнего облика и т.д. (полная бестактность со стороны классного руководителя или родителей-зачинщиков разговора!). Если такое происходит на собрании вашего класса – вы вправе подать жалобу. Всё, что классный руководитель хочет сказать о вашем ребёнке, знать должны только вы в индивидуальном порядке.
Если в классе возник конфликт, в котором замешаны несколько учеников класса, беседа проводится только с родителями этих учеников, а не со всеми.
2) такого масштабно осуждаемого явления, как сбор денег (фонд школы, охрана, услуги уборщицы — это не обязанность родителей!). В я подробно рассказала, что делать родителям, если опять собирают «дань».
Конечно, не всегда это должно осуждаться. Иногда приходится собирать деньги на и подарки или , но организовывать это должен родительский комитет и обеспечивать полный отчет за все потраченные средства .

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Если вы знаете, что по каким-то причинам пропустите — сообщите об этом классному руководителю. А лучше будет, если вы еще договоритесь, что придете в другое время . С классного руководителя за посещаемость родительских собраний спрашивают, поэтому для него важно, чтобы вы были на них. Если родитель практически не посещает родительские собрания, для учителя это станет «звоночком» о том, интересуется ли вообще родитель своим ребенком.

Если вы не ознакомлены с уставом школы , с положением «О классном родительском собрании» вашей школы обязательно почитайте . Возникнет проблема – будете во всеоружии.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

Конспект родительского собрания

«Волшебный цветок» в конце года

в младшей группе «Мальвина»

План проведения

  1. Минута откровения «Зажги свечу»
  2. Соберём «Волшебный цветок»
  3. Вручение благодарственных писем
  4. О разном

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады приветствовать вас на итоговом собрании нашей группы . Как мы жили в этом году, что было в нашей жизни интересного, чему мы научились и над чем еще предстоит поработать – об этом наш сегодняшний разговор.

Минута откровений «Зажги свечу». (зажигаем свечу)

(родители передавая свечу делятся достижениями своих детей)

В течение года все дети развивались согласно возрасту, осваивали программный материал и показали положительную динамику по всем направлениям развития. Воспитательно – образовательная работа ведется по 5 образовательным областям : «Социально – коммуникативное» , «Речевое развитие» , , «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» .

Сегодня мы вам предлагаем собрать «Волшебный цветок»

(на магнитной доске серединка цветка, родители по очереди выбирают лепесток)

Лепесток красного цвета. Что же обозначает красный цвет, каково его влияние на человека?

КРАСНЫЙ. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Предпочтение красного цвета означает : уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. "Красные дети" Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми : живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

Образовательная область «Речевое развитие» . В течении года с детьми учились составлять предложения по картинкам. Дети с удовольствием слушают литературные произведения и рассматривают картинки в книгах, рассказывают сказки, развивают речь, мимику, пополняют словарный запас. Любимое занятие - рассказывать сказки, используя настольный и плоскостной театры. Во время занятий проводятся физ. минутки.

Сейчас, дорогие родители , мы посмотрим на сколько вы знаете сказки. Поиграем в игру «Вопросы – ответы»

Игра «Вопросы – ответы»

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

3. Каково настоящее имя Царевны - лягушки? (Василиса Премудрая)

4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

7. Назовите место рождения Колобка (печь)

8. Назовите единственную героиню сказки «Репка» , имя которой нам известно? (Жучка)

9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)

13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом» )

14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка» )

15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок» )

20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года » ? (старик со старухой)

Лепесток жёлтого цвета. Что обозначает жёлтый цвет?

ЖЁЛТЫЙ. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию , организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда : самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем. "Желтые дети" – это дети – мечтатели, фантазеры, сказочники, шутники. Они любят играть в одиночестве, любят абстрактные игрушки : камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда они вырастут, они будут отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будут во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у них могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

И это образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» На музыкальных занятиях дети проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии, пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.

Испытывают чувство радости; пытаются в лепке, аппликации, конструировании , рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Мы хотели бы вас спросить, понимаете ли вы, что такое нетрадиционное рисование? Знакомы ли вы с его техниками и приёмами? " (Ответы родителей .)

Результаты диагностики___________________________________________

Лепесток синего цвета. Синий цвет. Что он означает?

СИНИЙ. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Предпочтение синего цвета означает : стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент. "Синие дети» - это дети полная противоположность «красным» . Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

«Социально - коммуникативное направление» . Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет игра, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

В течении года дети овладели навыками самообслуживания. В игре дети закрепляют полученные знания. Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликаются на эмоции близких людей и друзей. Делают попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Результаты диагностики___________________________________________

Предлагаю вам разобрать не которые педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Мама Андрея общается с сыном так, как будто у него есть в наличии, уже сформированы позитивные, сильные стороны личности и характера. Поэтому она строит свое общение с ним так: «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я же знаю, что ты добрый и честный. Поэтому завтра отнеси ее детям, они ведь тоже хотят поиграть с ней». А вот мама Коли в похожей ситуации говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!».

В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?

Те слова, которыми родители называют своего ребёнка, накладывают отпечаток на формирование положительных либо отрицательных черт характера. В данном случае мама Андрея способствует формированию у него положительных черт характера, называя своего сына ласково, добрыми словами, указывая его хорошие качества. А мама Коли наоборот – формирует отрицательные черты характера, называя мальчика нехорошими словами, укореняя тем самым в сознании ребёнка то, что он «плохой» и «вор». Таким образом, матери дают оценку поступкам своих сыновей (плохую или хорошую), и, соответственно этому, ребёнок вырастет «плохим» или «хорошим». В будущем он станет тем, что в него заложили с детства. Все оценки поступков ребёнка «записываются» во внутреннюю систему ребёнка в форме самооценки и его эмоционального состояния.

Ситуация 2.

Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать.

Все уступать да уступать! А если он мешает мне?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!

Все равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

Ах так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут.

В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом.

В чём вы видите причину конфликта между братом и сестрой? Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

Причина конфликта между братом и сестрой в том, что дети чувствуют неравное к себе отношение матери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это и способствует разрастанию конфликта между детьми. Получается, что брату можно всё, всё дозволено, ведь он же маленький, а девочка должна уступать ему как старшая. Такая позиция матери (позиция неравноправия) не правильная. В данной семье мы не наблюдаем такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности, потому что мать своим неправильным отношением к детям поставила девочку в позицию «Ты старшая, поэтому должна». Таким образом, девочка чувствует себя ущемлённой, возможно, испытывает чувство ревности и, обижая брата, она выплёскивает весь негатив на него. Чтобы девочка опекала брата мать должна была поставить её в позицию «Ты старшая, поэтому ты можешь помочь младшему, ведь ты знаешь и умеешь больше, чем он». Матери необходимо было просить девочку о помощи младшему брату, немного по-другому выстроить с ним диалог. Когда мальчик испортил её рисунок, мать должна была успокоить девочку и дать каждому ребёнку по чистому листу и договориться о том, что каждый рисует только на своём листе, а дочь могла быть показать брату, как правильно рисовать. Кроме того, мать должна чаще хвалить свою дочь.

Лепесток зелёного цвета. Как воспринимается нами зеленый цвет? ЗЕЛЁНЫЙ цвет – это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Бледно-зеленый - успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения. Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны. Предпочтение зеленого цвета означает : самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда : сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

"Зеленые дети" считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную , боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями, требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Познавательное развитие. Играя в настольные игры, дети познавали окружающий мир, знакомились с классификацией предметов, домашними и дикими животными, изучали мир природы, сформировалось представление о форме, цвете, величине, количестве. Имеют представление о своей семье и селе, в котором живут. Умеют любить и охранять родную природу.

Результаты диагностики___________________________________________

Родная природа – это могущественный источник из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё. Они открывают для себя новый мир : стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Природа – великий учитель.

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное : подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

Презентация проекта «Огород Копатыча»

Лепесток оранжевого цвета. Какого он цвета? Оранжевого? А как же он влияет на нас? ОРАНЖЕВЫЙ цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.

Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности. Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.

"Оранжевые дети" легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые» , но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет : когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

Следующее направление «Физическое развитие» : дети растут здоровые, жизнерадостные, физически и творчески развитые.

Результаты диагностики___________________________________________

На одном из собраний мы вас знакомили со здоровьесберегающими технологиями. Предлагаем вам их вспомнить

Лепесток белого цвета. Каково влияние белого цвета?

БЕЛЫЙ. Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием. «Белые дети» обращают внимание на мелочи и анализируют все, что с ними происходит. Такие дети с детства отстаивают свои позиции и убеждения, мыслят и рассуждают они с философской точки зрения. Отторжение белых красок говорит о неправильном воспитании, нарушении связи с родителями , дискомфорте в общении с родственниками и друзьями.

Конкурс шуточных вопросов.

1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

2. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

3. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)

4. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)

5. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)

6. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

Вот и собрался наш «Волшебный цветок» и подведя итог можно сказать, что программу освоили в основном все дети успешно.

А сейчас мы с радостью перейдем к самому приятному моменту нашего собрания – мы хотим выразить благодарность всем родителям и за совместный труд, за активное участие в жизни группы , но в большей степени мы Вам благодарны за воспитание замечательных детей.

Спасибо вам большое за вашу помощь и поддержку.

В заключении хочется сказать : “Дети – это счастье , созданное нашим трудом!” и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле.