Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Предлагается система игровых упражнений по развитию слоговой структуры у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей

Тема: «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Мастер - класс для воспитателей.

Тема: «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Задачи:
Образовательные : активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по теме консультации.
Развивающие: развивать умение замечать и правильно реагировать на нарушение слоговой структуры слова у ребенка.
Воспитательные: сформировать интерес у педагогического коллектива к данной проблематике.

Активизация словаря: слоговая структура слова (ССС), лексика, грамматика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), дисграфия, дислексия.

Оборудование: предметные картинки, бумажные полоски (для обозначения слогов), фишки (для обозначения звуков - синие, зеленые, красные), музыкальные инструменты, бумага, ножницы.


Ход мастер - класса.

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на нашем мастер – классе, прошу, присаживайтесь.

2. Объявление темы мастер - класса.

Тему нашего мастер - класса я предложу Вам определить самостоятельно, для этого произнесу слова так, как их говорят дети, а вы попробуете догадаться, что же они имели в виду:
«поднонник» или «поддонник» - подоконник,
«мидолы» - помидоры,
«фопотарат» - фотоаппарат,
«мионинел» - милиционер,
«кошолад» - шоколад,
«бизяна» - обезьяна,
«барелина» - балерина.

Смогли ли вы догадались, какие предметы дети называли? Вызвало ли это у Вас затруднение, почему? (Дети переставляли и пропускали звуки и слоги, заменяли одни звуки другими.)

Вы правы, была нарушена слоговая структура слова. Наш мастер – класс будет посвящен коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

3. Теоретический аспект.

Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста: формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенций, обогащение и систематизация лексикона. Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет, когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться комплексы, связанные с его речевыми дефектами.

Ближе к поступлению в школу остро встает вопрос о состоянии речи детей, особое внимание уделяется звукопроизношению, так как существует тесная взаимосвязь между чистотой звучания речи и орфографической грамотностью будущего школьника: дети переносят свои ошибки из устной речи в письменную, что проявляется в виде специфических ошибок чтения и письма (дислексий и дисграфий).

Так что же такое нарушение слоговой структуры слова? Нарушение слоговой структуры слова – это речевой дефект, характеризующийся искажением структуры (состава) слова: дети пропускают, заменяют, добавляют новые, а так же переставляют местами слоги или звуки. Диапазон этого речевого нарушения может колебаться от трудностей произнесения слов со сложной слоговой структурой до невозможности произнесения простых слов даже с опорой на картинку. У детей без речевых нарушений в возрасте от 2 лет 3 мес. до 3 лет формирование слоговой структуры слова подходит к завершению: малыши могут произносить сложные слова, однако иногда допускают редкие ошибки в малознакомых словах (Н.С.Жукова, А.Н.Гвоздев).

4. Практическая часть. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

В логопедической работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа: подготовительный и коррекционный.

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (в работе используется невербальный и вербальный материал). Представляю Вашему вниманию задания, которые используются на подготовительном этапе.

1. Упражнение «Где позвонили? »
Попросить ребенка отвернуться или завязать ему глаза и позвенеть колокольчиком слева от него, справа, снизу и сверху, попросить, чтобы он правильно определил, с какой стороны доносится звон колокольчика. Это же задание можно провести с другими звучащими предметами.

2. Упражнение «Далеко – близко».

Попросить детей закрыть глаза и определить, где звенит колокольчик: далеко (звук тихий) или близко (звук громкий).

3. Упражнение «Что звучит?»

Попросить детей закрыть глаза и на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит (колокольчик, погремушка, дудочка, бубен и т.д.). Это же упражнение можно проводить и с открытыми глазами детей, но в этом случае ширма должна закрывать музыкальный инструмент и руки педагога, чтобы по их движению нельзя было догадаться, какой инструмент используется.

4. Упражнение «Чудо-кубик».

По очереди предложить детям бросить игральный кубик и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек изображено на верхней грани. Так же можно попросить детей не хлопать, а топать или делать шаги вперед.

5. Упражнение «Слушай, запоминай, карточку поднимай!».

Педагог отхлопывает ритм или просто хлопает в ладоши несколько раз и просит детей поднять подходящую карточку (на карточке может быть написана цифра, нарисованы точки (как на игральном кубике), обозначающие количество хлопков или изображен ритмический рисунок: !!! !!, ! !! !!! и т. д.).

6 . Упражнение «Попробуй, повтори!».

Педагог отхлопывает руками (отстукивает ручкой по поверхности стола) несложный ритм и просит детей его повторить (в начале всех одновременно, а затем по очереди).

2) Коррекционный этап.

Цель: непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слова (в работе используется вербальный материал).

Коррекционный этап включает в себя работу на уровне звуков, слогов и слов. Но перед работой со звуками стоит обратить внимание на сформированность пространственно-временных представлений: дети должны владеть понятиями « начало», «середина», « конец», « перед», « за», «после», «первый», « последний». Эти понятия необходимы для усвоения последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

  1. Упражнение «Репка».

Дети вместе с педагогом отыгрывают сказку «Репка» с использованием кукольного театра или плоскостных изображений героев, а затем отвечают на вопросы о местоположении того или иного персонажа. Например, «Кто стоял между Бабкой и Жучкой? Кто стоял за кошкой? Кто стоял перед внучкой?»

  1. Упражнение «Паровозик».

Детям предлагают встать друг за дружкой, как вагончики паровоза, и немного «поездить» по группе, а затем остановиться и рассказать о положении своего вагончика, используя слова: перед, после, до, за, между, первый, последний. Далее дети разбегаются, вагончики перемешиваются и игра повторяется.

Работа на уровне звуков.

1. Упражнение «Отгадай звук!».

Педагог показывает артикуляцию гласного звука, но при этом не называет его, а дети должны догадаться и назвать загаданный звук («а», «о», «у», «и», «э», «ы»).

2. Упражнение «Кто так говорит?».

Звучание одного и того же звука может быть разным, в зависимости от того, кто его произносит, например: звук «А» - плачет Аня, поёт певица, врач смотрит горлышко у ребенка, мама укачивает своего малыша и т.д. Предложите детям сюжетные картинки и попросите определить, какой звук может произнести тот или иной герой.

3. Упражнение «Поймай звук».

Педагог произносит серию звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши (топнуть ногой) только когда услышат заданный звук. Начинать лучше с серии гласных звуков, затем гласные – согласные, согласные – согласные.
На этом этапе развивается не только фонематический слух, но и дыхание, мимика, память и внимание.

Работа на уровне слогов.

1. Упражнение «Скажи наоборот».

Педагог произносит слог, а ребенок должен его повторить, но задом наперед (с конца), например: РА – АР, АП – ПА, СКА – АСК и т. д (начинаем с прямых слогов, далее закрытые, а после слоги с стечением согласных).

2 . Упражнение «Слоговая лесенка».

Педагог рисует на доске лесенку, на её первой сверху ступеньке написана буква А, на второй - О, третей – У, четвертой – Ы, пятой – Э и предлагает детям помочь согласной букве спуститься вниз, для этого им необходимо назвать какой слог получится (буква К: ка, ко, ку, кы, кэ, буква В: ва, во, ву, вы, вэ и т.д.)
По такому же принципу можно отрабатывать закрытые слоги, например: для буквы С: ас, ос, ус, ыс, эс.

  1. Упражнение «Выложи слог»

Педагог предлагает детям фишки – кружки красного (для гласных звуков) и синего цветов (для согласных) и просит выложить схему слога: гласный – согласный (ак, ор…), согласный - гласный (на, ву..), согласный - согласный-гласный (сто, кру…)

  1. Упражнение «Эхо».

Педагог произносит серию слогов и просит детей по памяти ее повторить, как будто они эхо (слоги нельзя пропускать и менять местами).

Работа на уровне слова.

1. Упражнение «Длинное слово – короткое слово».

На столе перед ребенком лежат длинная полоска (обозначает длинное слово) и короткая полоска (обозначает короткое слово), педагог произносит слово, а ребенок должен определить его размер и положить фишку под полоску соответствующей длины.

Слова для работы: рот, милиционер, колокольчик, сыр, нос, подоконник, сок, светофор, экскаватор, ров, библиотека и т.д.

2. Упражнение «Придумай конец слова».

Педагог дает начало слова (слог), а дети добавляют слоги в конец, чтобы получились различные слова, например: РУ – ка, - мянец, - чей, - кав, - банок и т.д.

3. Упражнение «Доскажи словечко».

Педагог произносит слово, а дети должны назвать его последний слог и подобрать слово, начинающееся на этот слог: рама – Маша – шашки – кино – ноты и т.д.

4. Упражнение «Поэты».

Педагог предлагает детям ненадолго стать поэтами и придумать рифму к предмету, нарисованному на картинке, например: ложка – ножка, молодец – огурец и т.д.
Возможные рифмы: лиса – коса (оса), сова – трава, каска – маска (краска), зайка – майка, свечка – печка, мышка – крышка, малыш – камыш, лягушка – подушка (подружка), мишка – книжка, флажок – пирожок, ложка – кошка (крошка), калач – силач, улитка – калитка.

5. Упражнение «Отхлопай словечко».

Педагог предлагает детям хлопнуть с ладоши столько раз, сколько в этом слове слогов.
Можно усложнить это задание и попросить сосчитать количество слогов в слове, назвать 1, 2, 3, 4 слоги (по порядку или вразнобой).

6.Упражнение «Цепочка слов».

Педагог просит детей повторить за ним цепочку слов, при этом слова местами менять и пропускать нельзя.
МЁД - ГОД - КОТ - ЛЁД

КИТ - ВИД - ЩИТ
СОМ - ДОМ - КОМ - ТОМ

СОМ - СОН - СОК
ЛУК - БУК - ТУК - СУК

7.Упражнение «Слово сломалось».

Педагог говорит детям, что слово сломалось: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.

Например: ЛА – ПИ (пила), ЖА - ЛУ, ГИ – НО, КА - MAC, ТА - ПАС, ТЫ - КУС, КА - МУ, КА - СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК - ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ - КОМ.

5. Подведение итогов.

Что нового Вы узнали на нашем мастер - классе?
Какие вопросы у Вас возникли, осталось ли что-то неясным?
Какие темы Вы бы хотели обсудить на следующих консультациях, мастер - классах?

Список используемой литературы

1. Аранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
Детство-Пресс, 2004 г.

2. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.

3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей», «Формируем слоговую структуру слова». Сфера,2007 г.

4. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником». М., 1996 г.

5. Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет» к пособиям «Учим говорить правильно», ГНОМ и Д, 2004 г.

7. Ценина Н.Б. «Раз, два, три - слоги повтори», Сфера, 2011 г.


Мастер – класс для воспитателей на тему:

«Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Учитель – логопед: Чайченко М.А.

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4.Побудить воспитателей к использованию в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям с детьми.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с предметами, ноутбук, дидактические игры.

Ход мастер – класса.

    Организационный момент. Объявление темы мастер- класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сейчас, как правило, я должна объявить тему мастер- класса, но мне очень бы хотелось подвести вас к формулировке этой темы. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

АВТОБУС - «татобу»

ПОМИДОР - «мидор»

КАСТРЮЛЯ - «кастуля»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова. Ну и соответственно тема нашего мастер – класса «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов. Практика показывает: для развития слоговой структуры слова нужен "фундамент" - хорошо развитое слуховое внимание и чувство ритма. Предлагаются некоторые игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.

При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребёнок способен оценить правильность не только своего, но и чужого высказывания.

При нормальном речевом развитии дети трех лет должны воспроизводить за педагогом слова, состоящие из 1-3 слогов (дом, коса, малина).

Дети 4-5 лет произносить различные типы слов: простые – из открытых слогов без стечения согласных, более сложные – из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине и в конце слова (пуговица, сковорода, милиционер, парикмахер).

После 5 лет дети должны произносить предложения с большой концентрацией сложных слов (строители работают на строительстве высотного дома.).

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, мотивационной сферы ребенка. А также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.

В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода; появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.

Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуковой наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

4.Практическая часть.

Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

Игра «Гусеница»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

Игра «Построй башню».

Цель: научить определять количество слогов в слове и сравнивать слова между собой.

Современные детские конструкторы - это безграничный простор фантазии не только для ребенка, но и для педагога. Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Закрепление правильного произношения слов, контроль правильного слогового состава.

Ход: В мешочек опускаются игрушки (картинки) маленькие предметы, ребёнок вынимает игрушку (картинку) и называет. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается игрушка (картинка). В конце игры подсчитывают количество игрушек (картинок), у кого больше тот выиграл.

Игра «Угадай словечко»

Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Игра «Ребусы»

Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

Игра «Дикие и домашние животные» (интерактивная)

Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: предлагаю детям назвать диких и домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т.д.

5.Рефлексия.

Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).

1. Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3. Я приобрела…

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7. Что я возьму для своей работы?










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, может нарушаться порядок слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).
С раннего детства маленький ребенок слышит слуховые раздражители – звуки, что является большим толчком для возникновения речевой функции. Ребенок слышит и пытается воспроизвести то, что слышит. Изменяется цепь мышечных сокращений, подстраивание голосовых органов под слышимые звуки, налаживается координация слуха и голоса. Малыш начинает говорить. Вместе с ростом ребенка изменяется и совершенствуется его речь. Четкая, спокойная, неторопливая речь взрослых – основное условие нормального речевого развития ребенка.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3 – 3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценивать правильность и выявлять дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е. Н. Винарская).
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, также оно может быть у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики.
В анализе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме.
По материалам А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – ребенок воспроизводит часто один слог услышанного слова или два одинаковых слога: ав; би-би; му-му;
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – воспроизводятся два сложных слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: автобус – тобус;
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в трехсложных словах иногда опускается слог, чаще всего предударный: укушу – кусу; может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах: космонавт – монат;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: зацепилась – ципилась;
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

У детей с речевой патологией данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать так:

  • правильно произносимые слова: баба, дай;
  • слова – фрагменты: молоко – мако;
  • слова – звукопроизношения, обозначающие предмет, действие: ту – ту.

Несмотря на то, что к 6-7 годам дошкольник обычно хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный, активный словарь, владеет грамматическим строем речи и все же нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, экскурсовод, простокваша). В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава.

Существует несколько типов нарушений слоговой структуры:

  1. тип «Элизия» – нарушение количества слогов:
    • усечение, сокращение количества слогов в слове или слогообразующих гласных: молоток – моток; самокат – мокат; велосипед – сипет;
    • опускание слогообразующей гласной: пианино – пинино.
  2. тип «Персеверация» – инертное застревание на каком – либо слоге при произнесении слова, циклическое повторение, настойчивое воспроизведение: кораблик – ко-ра-ра-блик; лисичка – ли-си-сич-ка-ка.
  3. тип «Антиципация» – замена предшествующих звуков последующими или уподобление одного слога другому: капитан – пипитан; ананас – нананас; собака – бабака.
  4. тип «Итерация» – добавление, увеличение гласных в словах, где есть стечение согласных или добавление целых слогов: свисток – сивиситок; листва – лисытва; комната – команата; трактор – тырактор.
  5. тип «Контаминация» – смешение слоговых элементов двух слов, то есть слова, которые совсем не напоминают слова родного языка: на столе в хлебнице – на столебнице; трактор пашет – трашет.
  6. тип – Нарушение последовательности слогов в слове; перестановка слогов: бегемот – гебемот; самолет – мосалет; дерево – редево
  7. тип
    • Уподобление слогов: абрикосы – кококосы.
    • Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных): стул – тул.
    • Вставки согласных в слог: лимон – лимонт.

По типу поломки слоговой структуры необходимо выяснить уровень речевого развития логопата. Так, элизии обычно соответствуют I уровню общего недоразвития речи. Перестановки чаще всего говорят о III уровне общего недоразвития речи. Все остальные типы нарушений слоговой структуры слова бывают у детей со II уровнем общего недоразвития речи.

Напрашивается вопрос: какова же причина такого явления, как поломка слоговой структуры слова?

Это кинетическая апраксия – неумение плавно переключаться с одного слога на другой, неумение понять правильную позицию звуков в слове, слов во фразе, перейти от одного слова к другому.
Наличие апраксии свидетельствует о нарушениях подвижности основных, нервных процессов, о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе.

Каковы же признаки кинетической апраксии?

1. Невозможность выполнения всего упражнения ребенком.
2. Внезапная потеря упражнения (ребенок – логопат в середине выполнения упражнения может переключиться на свое, потому что так ему легче).
3. Снижение амплитуды движения. Например: не может выполнить упражнение «Индюк» или «Лошадку» пощелкивать языком.
4. Наличие сопряженных движений (идут в ход руки, голова и другие органы). Например: при выполнении упражнения «Маляр» дети запрокидывают голову назад.

Главное при апраксии – это улучшить произвольные движения языка, губ, лицевых мышц. Надо показать ребенку, какие мышцы и как их напрягать. Необходимо ежедневно развивать речевой аппарат, формировать фонетический слух, уточнять и коррегировать артикуляцию звуков, способствовать снятию страха перед произнесением трудных и громоздких слов, включать в работу развитие речевого дыхания, голоса.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет.

Работа над слоговой структурой слова кропотливая, длительная, не сразу дает увидеть результат труда, но она должна опережать становление звукопроизношения.

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Согласно рекомендации Марковой, усложнение по формированию слоговой структуры слов заключается в наращивании количества различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)
3. Односложные слова (дом, сыр, кот, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон, бегемот)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка)
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино)

Несмотря на актуальность данной темы, методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел: «Состояние слоговой структуры слов».

Учитель – логопед должен быть и артистом, и режиссером, способным дать исключительно правильный образец «говорения», используя, как образец свою речь доступную, красочную.

Список используемой литературы:

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.
2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.
3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.
4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.
5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.
6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование слоговой структуры слова»

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Искажения слоговой структуры слова характеризуются трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

Они признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым развитием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения звукослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам - ошибки, связанные с уподоблением слогов и звуков и пропуском согласных при их стечении. Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается. Таким образом, в 3 -4 года (что соответствует возрасту ребенка на первой ступени обучения) дошкольник способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без стечения и со стечением согласных.

Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалистов, свидетельствует об общем недоразвитии речи.

Нарушение слоговой структуры слова - стойкое в его преодолении, оно может сопровождать ребенка и в школьном возрасте, что негативно скажется на письме.

А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).

3. Односложные слова (дом, мак ).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

б) Итерации:

Увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава), (“дирижабил” - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

Перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове, циклический повтор (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Выделяют два этапа работы по формированию

слоговой структуры слова:

1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения, воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).

Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

 - уточнения артикуляции сохранных звуков;

 - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам; ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

 - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок в речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

3.1 Основные направления коррекционно-логопедической работы

Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко - слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также - психических функций. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Используются разнообразные направления в работе над звуко - слоговым составом слова:

  • 1. работа по восприятию различных типов интонаций;
  • 2. развитие тактильных ощущений;
  • 3. развитие ритмических способностей.
  • 4. работа над звуковым составом слова;
  • 5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
  • 6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; постоянный контроль за звуко - слоговой наполняемостью слова. К более сложному слоговому классу перешли после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи. Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя подготовительный и основной этапы.

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

Главная задача основного этапа - формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов. В начале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове.

Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова. Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка). Артикуляционные упражнения предлагается заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включаются лишь те звуки, которые ребенок может произносить правильно. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые первоначально проговариваются детьми по слогам. Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает сначала повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук [а], например: да-ва, даву, мано, ману и т.д. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между [а] и [ы], например: дъва, дъву, мъно, мъну. Наконец редуцированный гласный совсем опускается и стечения согласных произносятся без него: два, дву, мно, мну. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам (простукиваются). Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз - чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишьям. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Работа на невербальном материале.

  • 1)Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент? и т. д.).
  • 2)Развитие ритмических способностей является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши. Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов - барабана, бубна, металлофона. В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопыванием слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма - ши - на (между слогами - паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы), а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Аналогично, слово молоко, не ма - ла - ко, и уж тем более не мо - ло - ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко). Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков. Потом переходим на уровень прямых слогов (одинаково повторяющихся), затем слогов с разными звуками раннего онтогенеза (например, мА - па, па - мА, па - та - кА и т. д.). Далее можно перейти на уровень слова. Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава. При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать сле- дующее: структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка кон- струкций; формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы; в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме. Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) характеризуется длительностью и сложностью коррекционной работы.

В коррекционной работе можно выделить подготовительный этап, направленный на создание необходимых предпосылок к овладению детьми слоговой структуры слова, и коррекционный, работа на котором ведётся на речевом материале.

В своей деятельности учителя-логопеды очень часто основное внимание уделяют непосредственной работе по формированию слоговой структуры на вербальном материале, при этом в меньшей степени проводится развитие необходимой базы для развития слоговой структуры слова.

Однако, «при определении содержания коррекционной работы целесообразно учитывать не только типологию и характер искажений слоговой структуры у детей, но и состояние неречевых процессов, являющихся базовыми для её формирования» .

Определяя содержание работы по развитию необходимых предпосылок необходимо учитывать, что «некоторые виды деятельности сами по себе являются ритмичными» . В качестве примеров можно привести, игру на барабане, игру в бадминтон и т. п. «Способность к восприятию и воспроизведению ритма (чувство ритма) является одним из компонентов музыкальных способностей» .

Поэтому при организации специальной помощи детям с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении большие возможности для формирования предпосылок к развитию слоговой структуры представляет музыкальная и двигательная деятельность.

Рассмотрим возможное содержание работы музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в зависимости от этапа коррекционной работы.

При организации образовательной деятельности на подготовительном этапе музыкальному руководителю целесообразно рекомендовать ряд игр и упражнений на развитие чувства ритма. Проводить работу необходимо с учётом онтогенетического принципа, а также «от простого к сложному». Первоначально подбираются упражнения предполагающие восприятие и воспроизведение (отхлопывание, отстукивание) простых ритмов (| | |), далее - сложных ритмов (|| || ||), затем - сложных ассиметричных ритмов (| || | || | ||) и упражнения на воспроизведение ритмов по типу реакции выбора.

Выбор упражнений должен определяться с учётом этапа коррекционной работы учителя-логопеда, особенностей детей группы. Задания предлагаются в игровой форме, например «Идет дождик», «Большие ноги и маленькие ножки», «С кочки на кочку» и т. п. Также целесообразным является воспроизведение ритмов мелодий в игре на музыкальных инструментах.

Известно, что для детей с ОНР характерно недостаточное развитие координации движений, отмечается общая моторная неловкость. При этом, как отмечают исследователи, «выявляется корреляция между степенью ритмичности и ловкостью повседневных бытовых движений. При отсутствии чувства ритма выявляется резкость и неравномерность движений, и, наоборот, в случае выявления двигательной неловкости также определяется и недостаточность ритмических характеристик двигательной сферы» . Поэтому, с целью формирования невербальных предпосылок к усвоению детьми слоговой структуры слова, при проведении в детском саду двигательной деятельности с детьми с ОНР необходимо включать соответствующие задания. Это упражнения на различные виды ходьбы, бега со сменой движений в соответствии с изменением музыкального сопровождения, ходьба с хлопками на каждый шаг, упражнения на построение и перестроения под музыку или звуковые сигналы, которые способствуют развитию у детей чувство темпа и ритма, слухового внимания и памяти.

Интересными для детей являются упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов в двигательной деятельной по типу реакции выбора. Например, детям предлагается прыгнуть одним раз, если педагог делает два прыжка, и соответственно, если педагог делает два прыжка - дети выполняют только один прыжок. Задания педагог предъявляет без определённой последовательности, тем самым у детей развивается не только чувство ритма, но и внимание, память, переключаемость движений. Аналогично выполняются упражнения на отбивание, подбрасывание мяча, перепрыгивание и пр.

После проведения коррекционной работы на невербальном материале в рамках подготовительного этапа целесообразно перейти к осуществлению работы по формированию слоговой структуры слова на вербальном материале: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слов (с учётом типа слоговой структуры), уровень фразы, уровень текстов и самостоятельной речи.

При организации коррекционной работы на данном этапе учителю-логопеду важно продолжать осуществлять взаимодействие и с музыкальным руководителем, и с инструктором по физическому воспитанию.

В соответствии с этапом коррекционной работы учителя- логопеда музыкальный руководитель последовательного усложняет предлагаемый детям речевой материал, начиная от воспроизведения цепочек гласных звуков, слогов со сменой длительности, силы звучания, переходя к заданиям на развитие способности к восприятию и воспроизведению ритмической структуры слова, пропеванию слов, а затем фраз, коротких песен с учетом особенностей их слоговой структуры. При выполнении таких заданий у детей развивается не только слуховое восприятие, чувство ритма, но и речедвигательная координация.

К более сложным заданиям можно отнести упражнения на составление ритмических схем, а также чтение ритмической записи, её воспроизведение (отхлопывание, исполнение на музыкальных инструментах), например «Музыка на кубиках» .

При организации двигательной деятельности инструктор по физическому воспитанию использует игры, где движение сочетается с проговариванием цепочек слогов, структуры слова, фразы. Интересны детям такие игры как «Сколько слогов, столько и шагов», «Мяч по кругу» (передача мяча с послоговым проговариванием слов), «Конец слова за тобой» (перебрасывание мяча с договариванием последнего слога и произнесением слова полностью). При отработке слоговой структуры на уровне фразы можно предлагать детям упражнения на проговаривание фразы с одновременным отбиванием мяча, а также игры-эстафеты, где передача определенного атрибута (мяча, флажка и т.п.) сопровождается проговариванием заданного речевого материала.

Таким образом, в работе по усвоению детьми слоговой структуры слова учителю-логопеду целесообразно использовать возможности музыкальной и двигательной деятельности, осуществлять взаимодействие педагогов, работающих с детьми с ОНР.