16 апреля 1945 года, ровно через 117 лет после смерти Франсиско Гойи, торпедной атакой, проведенной советской субмариной, был затоплен корабль «Гойя». Эта катастрофа, унесшая 7000 жизней, стала крупнейшим в мировой истории кораблекрушением.

«Гойя»

«Гойя» был норвежским грузовым кораблем, реквизированным немцами.16 апреля 1945 года не задалось с самого утра. Мрачным предзнаменованием грядущей катастрофы стала бомбардировка, которой подвергся корабль. Несмотря на оборону, во время четвертого налета снаряд все же поразил носовую часть «Гойи». Было ранено несколько человек, но судно осталось на плаву и рейс решили не отменять.

Для «Гойи» это был пятый рейс по эвакуации от наступающих частей Красной Армии. За четыре предыдущих похода было эвакуировано почти 20000 беженцев, раненых и солдат.
В свой последний рейс «Гойя» отправился загруженный до отказа. Пассажиры были в проходах, на лестницах, в трюмах. Не у всех были документы, поэтому точное количество пассажиров до сих пор не установлено, от 6000 до 7000. Все они верили в то, что война для них закончилась, строили планы и были полны надежд…

Корабли («Гойя» шел в сопровождении конвоя) были уже в море, когда в 22:30 наблюдение заметило справа по борту неопознанный силуэт. Всем было приказано надеть спасательные жители. На борту «Гойи» их оказалось только 1500. Вдобавок на одном из кораблей группы, «Кроненфельсе», случилась поломка в машинном отделении. Ожидая конца ремонтных работ, корабли легли в дрейф. Через час суда продолжили путь.
В 23:45 «Гойя» содрогнулась от мощной торпедной атаки. Советская подводная лодка Л-3, следовавшая за кораблями, приступила к действиям.
На «Гойе» началась паника. Йохен Ханнема, немецкий танкист, ставший одним из немногих выживших, вспоминал: «Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды».
Огромный корабль, лишенный перегородок, потонул за какие-то 20 минут. В живых осталось только 178 человек.

«Вильгельм Густлов»

30 января 1945 года в 21 час 15 минут субмарина С-13 обнаружила в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Капитан подводной лодки Александр Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Подводникам чудом удалось избежать взрыва на лодке.

Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.

Затопление «Вильгельма Густлова» считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000.

Junyo Maru

Их называли «Корабли ада». Это были японские торговые суда, используемые для перевозки военнопленных и рабочих (фактически – рабов, которые были прозваны «ромуши») на оккупированные японцами территории в годы Второй мировой войны. «Корабли ада» официально не входили в военный флот Японии и не имели опознавательных знаков, но силы союзников топили их от этого не менее яростно. Всего за военное время было потоплено 9 «Кораблей ада», на которых погибло почти 25 тысяч людей.

Стоит сказать, что британцы и американцы не могли не знать о «грузе», который перевозился на кораблях, так как японские шифры были дешифрованы.

Крупнейшая катастрофа произошла 18 сентября 1944 года. Британская подводная лодка Tradewind торпедировала японский корабль Junyo Maru. Из спасательного оборудования на корабле, набитом военнопленными под завязку было две спасательных шлюпки и несколько плотов. На борту же находились 4,2 тысячи рабочих, 2,3 тысячи военнопленных американцев, австралийцев, англичан, голландцев и индонезийцев.

Условия, в которых приходилось выживать невольникам на кораблях, были просто ужасающими. Многие сходили с ума, умирали от истощения и духоты. Когда торпедированное судно начало тонуть, никакого шанса на спасение у пленников корабля не было. Сопровождавшие «корабль ада» катера поднимали к себе на борт только японцев и небольшую часть пленных. Всего в живых осталось 680 военнопленных и 200 ромуши.

Это был тот случай, когда живые позавидовали мертвым. Чудом спасшиеся пленники были отправлены по месту назначения – на строительство железной дороги на Суматру. Шансов выжить там было не многим больше, чем на злополучном корабле.

«Армения»

Грузопассажирское судно «Армения» было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. Борт и палубу стали «украшать» большие красные кресты, которые, по идее, должны были уберечь корабль от атак, но...

В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на его борту были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь.

Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану «Армении» запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток, но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось...

В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым. До сих пор причины этой страшной трагедии вызывают споры.

«Донья Пас»

Гибель парома «Донья Пас"- крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. Эта трагедия стала жестоким уроком, обличающим жадность, непрофессионализм и разгильдяйство. Море, как известно, ошибок не прощает, а в случае с «Даньей Пас» ошибки следовали одна за другой.
Паром был построен в Японии в 1963 году. В то время он назывался «Химэури Мару». В 1975 -м он был выгодно продан Филиппинам. С того времени его эксплуатировали даже больше, чем нещадно. Предназначенный для перевозки максимум 608 пассажиров, он обычно забивался до упора, вмещая от 1500 до 4500 человек.

Дважды в неделю паром выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила – Катбалоган – Таклобан – Манила. 20 декабря 1987 года «Донья Пас» ушла в свое последнее плавание из Таклобана в Манилу. На этот рейс забилось максимум пассажиров - филиппинцы спешили в столицу к Новому году.

В десять вечера того же дня паром столкнулся с огромным танкером «Вектор». От столкновения оба судна буквально переломились пополам, по океану разлились тысячи тонн нефти. От взрыва произошло возгорание. Шансы на спасение были сведены практически к нулю. Усугубляло ситуацию и то, что океан в месте трагедии кишел акулами.

Один из выживших, Пакито Осабель, позже вспоминал: «Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос».

Спасательная операция началась только через восемь часов после трагедии. Из моря удалось выловить 26 человек. 24 - пассажиры «Доньи Пас», двое - матросы с танкера «Вектор». Официальная статистика, верить которой не приходится, говорит о гибели 1 583 человек. Более объективные, независимые специалисты утверждают, что в катастрофе погибли 4341 человек.

«Кап Аркона»

"Кап Аркона" было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, "Кап Аркона" погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками.

Биньямин Якобс, один из узников, бывших на "Кап Арконе", в книге "The Dentist of Auschwitz" писал: "Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona“. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной".

На борту полыхающей «Кап Арконы» больше 4000 заключенных сгорели заживо или задохнулись от дыма. Некоторым заключенным удалось вырваться и выпрыгнуть в море. Тех, кому удалось избежать акул, подобрали траулеры. 350 узников, многие из которых пострадали от ожогов, сумели выбраться до того, как лайнер опрокинулся. Они выплыли на берег, но стали жертвами эсесовцев. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

«Ланкастерия»

О трагедии, произошедшей 17 июня 1940 года западная историография предпочитает умалчивать. Более того, пелена забвения покрыла эту страшную катастрофу в день, когда она случилась. Это связано с тем, что в этот же день перед гитлеровскими войсками капитулировала Франция, и Уинстон Черчилль решил ничего не сообщать о гибели корабля, так как это могло надломить моральный дух британцев. Это не удивительно: катастрофа «Ланкастерии» стала крупнейшей массовой гибелью англичан за все время Второй мировой войны, количество жертв превысило сумму жертв гибели «Титаника» и «Луизитании».

Лайнер «Ланкастрия» был построен в 1920 году и после начала Второй Мировой войны эксплуатировался в качестве войскового судна. 17 июня он эвакуировал войска из Норвегии. Заметивший судно немецкий бомбардировщик Юнкерс 88 начал бомбардировку. В лайнер попало 10 бомб. По официальным данным, на борту находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа. Спасти удалось около 700 человек. По неофициальным данным, обнародованным в книге Брайна Крабба о катастрофе, сказано, что численность жертв сознательно преуменьшается.

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки .

9

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1

Самая на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки

Именем Чикатило у нас принято пугать. Из кровожадных маньяков на ум приходит еще и Джек-Потрошитель, так и не найденный. Между тем в истории есть немало примеров того, как хитрость, изворотливость преступника и апатичность властей позволяли совершать десятки убийств. Деяния этих кровожадных маньяков не перестают шокировать даже теперь. А сами они, к счастью, надежно изолированы от общества.

Джон Вейн Гейси младший (1942-1999). Всего 6 лет бесчинствовал этот маньяк, но за это время он успел изнасиловать и убить как минимум 33 юноши. Причастность Гейси к остальным убийствам осталась недоказанной. После того, как преступник был арестован, полиция нашла в подвале его дома в Иллинойсе 27 мертвых тел. Остальные же его жертвы были найдены в реке чуть позже. Некоторые из них были в непристойных позах, с фалоиммитаторами или членами во рту. Маньяк любил подрабатывать на детских празднествах, наряжаясь клоуном в рыжем парике. За это Гейси прозвали «Клоуном Пого» и «Клоуном-убийцей». В основе серии убийств лежал сексуальный мотив. В 1980 году преступник был приговорен к смертной казни, но приговор был исполнен лишь спустя 14 лет с помощью смертельной инъекции.

Теодор Роберт Банди (1946-1989). Казнь преступника совершилась в 1989 году с помощью электрического стула. Но воспоминания о его зверской деятельности, начавшейся еще в 1974 году, до сих пор приводят в ужас. Когда маньяка поймали, то он сознался более чем в тридцати убийствах. Но следствие предполагало, что число жертв могло быть более сотни. При этом маньяк не просто хладнокровно и быстро убивал своих жертв - ему нравилось предварительно душить людей, обреченных на погибель. Банди еще и насиловал захваченных им людей, при этом он не знал в своей сексуальной активности запретов. Его половые контакты совершались не только с живыми людьми, но и с уже мертвыми.

Сергей Ткач (род. 1952). Этот случай оказался довольно тяжелым для следователей. Ведь именно в органах внутренних дел в свое время служил Ткач. С 1980 по 2005 год он изнасиловал, а затем и убил 29 девочек и девушек. Нескольким жертвам изнасилований повезло остаться в живых. Сам маньяк утверждает, что лишил жизни от 80 до 100 человек. По преступлениям, совершенным им, были осуждены и отбывали тюремный срок несколько человек. В 2008 году Ткач был осужден на пожизненное заключение. В своей же агрессии к женскому полу маньяк обвиняет своих бывших жен, которые и превратили его в монстра. Необычайная хитрость убийцы помогала ему долгое время оставаться безнаказанным. К примеру, он тщательно скрывал свои следы, а с места преступления уходил по шпалам, чтобы собаки не могли взять его след.

Дональд Харви (род. 1952). Сейчас свой пожизненный срок Харви отбывает в колонии Северного Айдахо. А до того, как попасть в тюрьму он работал в больнице. Самого себя маньяк прозвал «Ангелом смерти». Ведь за двадцать лет работы в медицине он помог умереть 87 своим пациентам. Так он утверждает, а следствие приписывает Харви от 36 до 57 убийств. Умерщвлял людей санитар с помощью цианида, инсулина и мышьяка. В результате жертвы умирали долго и мучительно. При этом убийца не ограничивал себя в способах свершения насилия. Некоторых своих жертв он душил, а иногда даже прокалывал их внутренности заостренным концом вешалки, заражал гепатитом и отключал аппараты поддержания жизнедеятельности.

Моисей Ситхоул (род. 1964). Этот маньяк за свою кровавую деятельность получил прозвище «Южноафриканский душитель». Ему было присуждено в общей сложности 2410 лет тюрьмы. В своем уединенном убежище Ситхоул смог истязать и убить 38 человек. Преступник также осуществил еще и 40 изнасилований. Понятно, что весь срок в тюрьме убийца просидеть не сможет. Да и до старости он не доживет. Ведь у него в 2000 году обнаружили СПИД, что значительно сократит срок его жизни. Дурную славу маньяку принес малый промежуток между его преступлениями. Всех их он совершил всего за год. В 1994 году Ситхоул вышел из тюрьмы, в 1995 год был заключен туда снова. На этот раз навсегда.

Белл Соренсон Ганнесс (1859-1908). Маньяками становятся не только мужчины. Эта женщина орудовала несколько десятилетий, за это время ее жертвами стало около 40 человек. Урожденная Бринхилд стала настоящим символом женского сумасшествия и жестокости. Сама она не провела на работе ни одного дня, а средства на жизнь получала от страховых компаний. Те компенсировали ей смерть ее близких, не подозревая, кто их искусно умерщвлял. Сама Белл была весьма внушительной дамой, весом в 91 килограмм и ростом в 173 сантиметра. Свой бизнес она хладнокровно начала с мужа и детей, затем в ее лапы стали попадаться потенциальные женихи. В те времена такие формы тела считались у мужчин довольно привлекательными, о чем свидетельствует и количество жертв хладнокровной убийцы. Сама Белл получила прозвище «Черная вдова». А вот ее смерть окутана тайной. Однажды она попросту исчезла, полиция спустя некоторое время обнаружила ее обезглавленный труп. До сих пор достоверное неясно, была ли то сама преступница или она так инсценировала свою смерть. Ведь на момент проведения экспертизы материала ДНК было недостаточно, чтобы подтвердить смерть кровавой убийцы.

Ахмад Сураджи (1951-2008). Этот скотовод из Ирана признался в совершении убийств 42 женщин. Все они были разного возраста, а кровавая цепочка растянулась на 11 лет. Своих жертв маньяк сперва выслеживал, а затем энергично умерщвлял. При этом он использовал собственный жестокий обряд. Сураджи закапывал женщин в землю по самое горло, а затем душил их куском кабеля. Помощь убийце в его действиях оказывали три жены, которые также были осуждены. Сам Ахмад рассказывал, что на такие зверства его подтолкнул вещий сон. В нем ему явился отец, который предрек славу целителя, если мужчина убьет 70 женщин и попробует их слюну. Сын не сумел усомниться в этих словах и более чем наполовину осуществил задуманное. В 2008 году власти расстреляли преступника.

Александр Пичушкин (род. 1974). После окончания суда СМИ окрестили маньяка «Убийцей с шахматной доской». Дело в том, что маньяк намеревался убить ровно 64 человека, по числу клеток на шахматной доске. После каждой жертвы одна из ее клеточек закрывалась. По словам убийцы он почти осуществил задуманное, лишив жизни 61 человека. На суде была доказана причастность Пичушкина к 48 убийствам, чего хватило для пожизненного заключения маньяка. Первое убийство он совершил в 18 лет, жертвой стал однокурсник Александра. Окончательно психика маньяка оформилась после суда над Чикатило, Пичушкин понял, что хочет быть похожим на того и даже превзойти по числу жертв. Свою деятельность убийца развернул на территории Битцевского лесопарка. Он заманивал вглубь бомжей и алкоголиков, обещая им бесплатную выпивку, а затем проламывал им голову битой. Вскоре маньяк стал охотиться на знакомых, так как убивать их ему было особенно приятно.

Гэри Леон Ридгвэй (род. 1949). Этот маньяк по прозвищу «Речной человек» утверждает, что за 16 лет в штате Вашингтон смог убить более 90 женщин. В итоге суд смог доказать 48 убийств, в их совершении преступник сознался. Методы, применяемые им, были по-настоящему жестокими. Прежде всего он утолял свою сексуальную страсть и мучал жертв, затем он душил их веревками, кабелем или леской. Даже некрофилия была у него в ходу. Если маньяк не успевал при жизни жертвы овладеть ею, то вступал в половой контакт уже с трупом. В 2003 году Ридгвэй полностью сознался в злодеяниях, а его смертная казнь была заменена на пожизненное заключение.

Анатолий Оноприенко (род. 1959). Маньяк по прозвищу «Терминатор» признался, что за шесть лет своей охоты за людьми убил 52 человека. Оноприенко рассчитал, что точки свершения его актов на карте Украины должны составить крест. По словам маньяка всеми его действиями управляют некие голоса, раздающиеся у него в голове. Когда Оноприенко арестовывали, то при нем нашли ружье, фигурирующее в ранних его убийствах, и личные вещи убитых людей. Сам он нападал на людей на трассах и в удаленных домах. Маньяка в 1999 году суд приговорил к смертной казни, но вскоре она была заменена на пожизненное заключение.

Андрей Чикатило (1936-1994). Этот маньяк тоже имеет украинское происхождение. За свои действия он получил прозвища «Красный потрошитель», «Ростовский мясник» и «Ростовский потрошитель». Убийца орудовал с 1978 по 1990 год, за это время он лишил жизни 52 человека. Чаще всего жертвами становились женщины и дети. Чикатило пытался насиловать их, но это не всегда удавалось. Зато сексуальное удовольствие он получал, наблюдая за страданиями умирающих людей. Смерть своим жертвам маньяк приносил, пытаясь совершить с ними половой акт. В 1994 году убийца получил по заслугам - выстрелом в затылок смертная казнь прервала его жизнь.

Педро Алонсо Лопес (род. 1948). Этот колумбийский убийца все еще продолжает пугать людей, ведь он так и остался непойманным. Вся его жизнь - сплошная драма. Сам Лопес являлся жертвой растления, занимался сексом с сестрой, побывал в притоне педофила. Когда мальчик подрос, он сам стал бить, насиловать и растлевать, словно бы в отместку жизни. Еще в подростковом возрасте Лопес стал убийцей, первой жертвой стал его хозяин. С него, как и с трех других своих клиентов, убийца еще и содрал кожу. В итоге количество жертв маньяка превысило все известные случаи. Его прозвали «Монстром Анд». На допросе Лопес указал места захоронения 110 своих жертв, утверждая, что всего убил более 300 человек. Но в Эквадоре, где проходил суд, смертной казни нет. В итоге Лопес отсидел в тюрьме 16 лет, выйдя на свободу в 1999 году. Нынешнее его местонахождение неизвестно. Лопес даже попал в Книгу рекордов Гиннеса, как наиболее кровавый маньяк в мире.

Ян Синьхай (1968-2004). Этот китайский маньяк за 4 года своей деятельности смог убить 67 человек. Криминальная жизнь Синьхая началась с работы мелким вором, но вскоре он от краж перешел к насилиям и убийствам. Маньяк зачастую проникал в жилые дома и вырезал целые семьи. Из оружия у него при этом были пила и топор. Ян убивал детей и насиловал беременных женщин, за его бесчеловечность китайцы дали ему прозвище «Монстр-убийца». По стране же он путешествовал на велосипеде. Когда Синьхая арестовали, он сказал, что убийства доставляли ему удовольствие. По приговору суда маньяк был расстрелян в 2004 году.

Педро Родригес Фильо (род. 1954). Этого маньяка называют «Маленьким Педро-убийцей». Ведь он за свою жизнь убил более ста человек. Большая часть из них пребывала вместе с Фильо в тюрьме, являясь заключенными, как и он сам. В 2003 году убийца попал за решетку после того, как признался в убийстве 70 человек. Среди них оказался и отец маньяка. Суд суммарно приговорил Фильо к 128 годам лишения свободы, однако законы Бразилии не позволят маньяку находиться за решеткой более 30 лет.

Элизабет Батори (1560-1614). Эта женщина вошла в историю под именем «Кровавой герцогини». Герцогиня орудовала вместе со своими четырьмя помощниками. Суд признал ее виновной в убийстве 600 женщин. При этом большая часть из них была девственницами. Жажда крови появилась в Батори после того, как ее муж скончался от боевых ран. Лично герцогиня была признана виновной в убийстве 80 женщин, однако официально перед судом так и не предстала. Знатная семья решила не доводить дело до публичных слушаний, попросту заточив Элизабет в подземелье ее же замка. Спустя четыре года после слушаний герцогиня скончалась. Но дело замять не удалось, по всей Европе распространилась слава о кровавой мучительнице. Ее стали причислять к продолжателям дела графа Дракулы. Сразу же появилось множество легенд о Батори. Так, говорили, что она обожала купаться в ванне, наполненной кровью девственниц. Герцогиня полагала, что это поможет ей омолодиться. В итоге Батори вошла в историю человечества, как самая жестокая женщина-убийца.

Джавед Икбаль (1956-2001). Этот маньяк предпочел покончить жизнь самоубийством. В 2001 году его тело было вскрыто в одной из тюрем Пакистана, на теле оказались следы многочисленных жестоких побоев. В свое время суд признал Икбаля виновным в изнасиловании и убийстве более чем ста детей. Но дело далеко не закончено. Ведь уже после смерти маньяка оказалось, что многие приписываемые ему жертвы живы. Сам Икбаль сознался в убийстве сотни детей. Преступник рассказывал, что сначала душил их, а затем разрезал трупы на части, уничтожая улики в кислоте. На месте преступления, указанном следствию маньяком, были найдены останки тел, их фотографии и вещи. С учетом применяемого убийцей способа точно определить количество его жертв невозможно.

Таг Бехрам (1765-1840). Считается, что этот маньяк убил тысячу человек. Он орудовал в Индии с 1790 по 1840 года. Бехрам стоял в главе жестокой банды Таги Культ. Эта кровавая община нападала на утомленных путешественников и душила их особым, ритуальным куском ткани. Бандиты верили, что только после совершения такого смертельного обряда можно будет грабить покойников.

Луи Альфредо Гаравито Кубиллос (род. 1957). Маньяк получил весьма красноречивое прозвище - «Зверь». Сейчас он отбывает срок в Колумбии, суд приговорил его к 22 годам тюрьмы. В 1999 году преступник сознался, что совершил 140 изнасилований, а затем и убийств мальчиков. А согласно слухам на самом деле число жертв было вдвое больше. Но Кубиллос пошел на сотрудничество со следствием и указал местонахождение останков своих жертв, а также предоставил улики своим преступлениям. Именно поэтому максимальный по местным законам срок в 30 лет уменьшили на 8. Но в стране не так давно были приняты изменения в криминальном праве, что позволяет увеличить длительность заточения маньяка. Надо сказать, что для этого есть все предпосылки. Ведь полиция считает, что Кубиллос совершил намного больше убийств, чем было доказано ранее.

Жиль де Рэ (1404-1440). Этот дворянин, маршал и алхимик вошел в историю также как еще и соратник Жанны Д’Арк. Считается, что именно он послужил прототипом для сказочного персонажа «Синяя Борода». Судьи обвинили Жиля в убийстве двух сотен детей, которых он, якобы, принес в жертву дьяволу. Де Рэ был отлучен от церкви, повешен, а тело его сожжено. Надо отметить, что у историков есть сомнения в том, что приписываемые убийства совершил именно де Рэ. Ведь он до последнего отказывался от обвинений, сознавшись только под угрозой пыток.

Харольд Фредерик «Фред» Шипман (1946-2004). У этого преступника оказался самый длинный список из доказанных убийств. Именно его по праву и считают самым кровавым серийным убийцей в истории. Суд доказал 218 совершенных им убийств, но точное число может быть намного большим. Когда-то Шипман был обычным семейным врачом, уважаемым в округе. Но впоследствии он превратился в «Доктора Смерть». Убийца делал своим пациентам смертельные инъекции героина, при этом большинство из жертв были женщинами. Хотя Шипмана и приговорили к пожизненному заключению, он решил не дожидаться своей естественной кончины. В камере убийца провел всего 6 лет, после чего повесился. После громкого дела в законодательство Англии были внесены значительные поправки в области медицины об охране здоровья.

Большинство толковых словарей трактует основное значение слова «катастрофа» как событие с трагическими последствиями. Именно таких событий, до сих пор ужасающих наших современников своими масштабами и количеством погибших людей и животных, история нашей планеты насчитывает не так уж и мало. Самые страшные катастрофы порой оказывали влияние на дальнейшее развитие пострадавших стран или даже всей цивилизации.

С развитием техники люди начали освоение таких неподходящих для их существования океанских просторов, а затем обратили свои мечты и стремления к небу. С появлением огромных океанских крейсеров, многоместных пассажирских авиалайнеров значительно увеличилось число погибших и пострадавших в катастрофах. В прошлом столетии прибавились техногенные катастрофы, которые также можно назвать одними из самых масштабных.

Крупнейшая авиакатастрофа в гражданской авиации

К самым страшным авиакатастрофам относят Тенерифскую, которая повлекла за собой гибель 583 человек. Все произошло 27 марта 1977 г. непосредственно на взлетной полосе аэропорта Лос- Родеос, расположенного вблизи от города Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). Погибли все пассажиры «Боинга» KLM, включая 14 членов экипажа, за исключением одной пассажирки Робины Ван Ланскот, которая решила прервать полет ради встречи с другом и сошла в Тенерифе. А вот на борту «Боинга» Pan American после крушения оказались выжившие. Удалось спастись 61 человеку - 54 пассажирам и 7 членам экипажа.

Из-за произошедшего накануне теракта в крупнейшем аэропорту Канарских островов, Лас-Пальмасе, его закрыли, а аэропорт Лос-Родеос в связи с этими событиями оказался сильно перегруженным. Был выходной день, множество самолетов, непринятых Лас-Пальмасом, заполнили все стоянки. Некоторые из них стояли на рулежных дорожках. Известны причины, которые привели к ужасной катастрофе:

  • туман, видимость из-за которого была первоначально ограничена 300 метрами, а немного позднее стала еще меньше;
  • отсутствие огней на границах взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожке;
  • сильный испанский акцент диспетчера, который плохо понимали пилоты, переспрашивали и уточняли его приказы;
  • отсутствие согласованных действий со стороны пилотов при переговорах с диспетчером, они вступали в разговор и перебивали друг друга.

Авиакомпания KLM впоследствии взяла на себя ответственность за произошедшую трагедию и выплатила семьям жертв и пострадавшим значительную компенсацию.

5 мая 1937 г. был спущен на воду германский круизный лайнер, названный именем Вильгельма Густлоффа,одного из лидеров национал-социалистов Швейцарии, погибшего за год до этого.

Пассажирский лайнер имел десять палуб, был рассчитан на 1,5 тыс. человек, его обслуживали 417 членов экипажа. Судно построили по самым передовым технологиям, и оно было очень комфортным. Лайнер предназначался, в первую очередь, для осуществления длительных и неспешных круизов. В 1939 г. «Вильгельм Густлофф» передали ВМС Германии. Вскоре он стал плавучим госпиталем, а затем после 1940-го года причислен к школе подводников в Готенхафене. Его цвет снова стал камуфляжным, и он лишился защиты Гаагской конвенции.

После торпедной атаки, которую провела советская подводная лодка под командованием А.И. Маринеску, «Вильгельм Густлофф» затонул у берегов Польши 30 января 1945 г. Согласно официальным данным, погибли 5 348 человек, однако, точное количество пассажиров так и осталось неизвестным.

Вблизи берегов Крыма 7 ноября 1941 г. гитлеровской авиацией был потоплен советский теплоход «Армения», на борту которого, предположительно, находилось более 3 000 человек.

С точки зрения экологии, сейчас на планете происходит одна из крупнейших катастроф - снижение уровня Аральского моря и его усыхание. Так называемое Аральское море являлось четвертым по размеру озером на планете после Каспийского моря (которое из-за своей замкнутости может быть квалифицировано как озеро), Верхнего озера в Северной Америке и озера Виктории в Африке.

Но после того как стоки рек Сырдарьи и Амударьи, которые питали Арал, стали забираться через построенные системы орошения, озеро обмельчало. Летом 2014 г. его восточная часть практически высохла, объем воды уменьшился до 10%.

Все это повлекло за собой изменения климата, который стал континентальным. На выступившем дне бывшего моря появилась песчано-соляная пустыня Аралкум. Пыльные бури разносят мельчайшие частицы соли с вкраплениями ядохимикатов и сельскохозяйственных удобрений, которые в свое время попали в Арал с полей через реки и могут негативно отразиться на здоровье людей и животных. Из-за солености исчезло большинство видов морских обитателей, закрылись порты, люди потеряли работу.

К таким катастрофам, затрагивающим своими губительными последствиями население всей планеты, в первую очередь нужно отнести аварию на Чернобыльской АЭС. Во время взрыва четвертого ядерного реактора он был полностью разрушен. Работы по ликвидации последствий до сих пор не закончены. После 26 апреля 1986 г. с места катастрофы в радиусе 30 км были эвакуированы все люди - 135 000 человек и 35 000 голов скота. Была создана охраняемая зона отчуждения. От радиоактивных веществ, попавших в воздух, более всего пострадали Украина, Белоруссия, запад России. В других странах тоже было отмечено повышение радиоактивного фона. Более 600 000 человек участвовали в ликвидации последствий этой катастрофы.

Крупнейшее землетрясение в Японии, произошедшее 11 марта 2011 года, а затем цунами, послужили причиной радиационной аварии на АЭС Фукусима-1, которая имеет наивысший, седьмой уровень. Из строя были выведены внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что повлекло за собой сбой в системе охлаждения, а затем и расплавление активной зоны реакторов на 1, 2, 3 энергоблоках. Весь финансовый ущерб, который включает работы по дезактивации, компенсации пострадавшим и вынужденным переселенцам, приблизительно, составляет 189 млрд долларов.

Еще одной катастрофой, которая отразилась на состоянии всей биосферы Земли, называют взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, случившийся 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе. Вызванный аварией разлив нефти стал самым крупным . В момент самого взрыва и в возникшем затем пожаре на полупогружной установке погибло 11 человек и 17 из 126 получили травмы, которые в тот момент находились на платформе. Позже погибли еще двое. Нефть вытекала в залив в течение 152 дней, всего попало в залив более 5 млн баррелей. Эта техногенная катастрофа оказала губительное воздействие на экологию всего района. Пострадали различные виды морских животных, рыб и птиц. А на севере Мексиканского залива в том же году зарегистрировали повышенную смертность китообразных. Кроме нефти, на поверхности воды (размер пятна достигал 75 000 км²) образовалось большое количество подводных нефтяных шлейфов, длина которых доходила до 16 км, а ширина и высота - соответственно, 5 км и 90 м.

Это лишь несколько жутких аварий, которые можно классифицировать как самые страшные катастрофы в истории человечества.Но были еще другие, порой менее известные, принесшие людям множество разрушений и бед. Часто эти катастрофы были вызваны войной или целой чередой случайностей, а в некоторых случаях горе принесла разрушительная сила природы.