Психология как наука имеет многолетнюю историю развития, которая создавалась трудами и исследованиями разных ученых по всему миру. Поэтому в настоящее время мы имеем возможность использовать всю накопленную информацию, чтобы изучать психическую жизнь людей и закономерности их взаимодействия с окружающей средой.

И одним из величайших ученых, которые внесли огромный вклад в развитие данной отрасли, является Абрахам Маслоу. Выдающийся профессор, идеолог, теоретик и психолог, он всю свою жизнь работал над изучением природы человека и возможностей личности.

Его теории и труды позволили сделать большой прорыв в развитии психологии. В частности, благодаря его трудам смогла преодолеть сразу несколько витков развития. О биографии и достижениях великого американского исследователя вы сможете узнать из этой статьи.

О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

До этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

Так, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

Изданные и неизданные труды ученого

Одновременно с исследованием моделей поведения обезьян и изучением природы человека Абрахам Маслоу писал книги. И первые результаты его трудов читатели смогли увидеть в 1954 году, когда ученому было уже за 40.

Его первым изданием стала работа, которая называлась «Мотивация и личность». В ней профессор раскрыл структуру присущих в той или иной мере каждому человеку потребностей в виде иерархической структуры. Стоит заметить, что пирамида Маслоу в настоящее время известна всем, даже детям, проходящим обучение в средних школах. Фундаментальной основой разработанной структуры было то, что человеку свойственно удовлетворять сначала свои природные (базовые) нужды, после чего он будет готов к удовлетворению других своих потребностей.

Составленная Абрахамом пирамида потребностей отчасти коснулась и другого понятия, фигурирующего в гуманистической психологии и выделенного также Абрахамом Маслоу – «комплекс Ионы». Это Маслоу объяснил взаимосвязью между бесконтрольным сопротивлением реализации заложенных природой потребностей и осознанным стремлением человека к раскрытию своих талантов. То есть в условиях удовлетворенности своим нынешним состоянием (стабильно-ограниченным) человек стремится сохранить контроль над ситуацией, игнорируя возможности, которые ежедневно ему предоставляет судьба.

Спустя 8 лет после издания первой книги в свет вышла очередная публикация Абрахама Маслоу – «К психологии бытия» (1962 г.). В данном своем труде ученый более детально и четко определил, какие потребности испытывают люди, и разделил их на группы. Сам профессор считал эту работу незавершенной, как и книгу «Дальние пределы человеческой природы», которую мир увидел спустя несколько лет после смерти психолога, а умер он в 1970 году.

Знаменательное открытие ученого

Но давайте поговорим о наиболее выдающихся достижениях этого великого человека. К примеру, о том, что такое пирамида Маслоу и каков принцип ее формирования. В начале своей активной деятельности американский ученый смог выделить и описать пять основных потребностей индивида, без которых тот не может представить своего дальнейшего существования.

По мнению Абрахама, в таблицу самых важных жизненных ценностей должны быть включены главные насущные потребности человека, которые следует разместить сверху вниз по степени важности каждой из них. Таким образом была составлена пирамида потребностей Абрахама Маслоу, в которой нужды физического характера выступали основой, а ближе к вершине располагались моральные и духовные потребности человека.

Если представить ее не в виде таблицы, то пирамида Маслоу будет включать следующие позиции:

  • Потребности, связанные с жизнедеятельностью человека. Это пища и вода, сексуальное удовлетворение и различные материальные ресурсы.
  • Безопасность. Каждый индивид стремится к ощущению защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
  • Взаимодействие с социумом. К этому пункту пирамиды можно отнести необходимость принадлежать к какому-то социальному сообществу, поддерживать дружбу, создавать отношения и семью.
  • Признание в узких кругах. Одной из главных для человека потребностей Маслоу считал необходимость чувствовать уважение к своей персоне со стороны окружающих его людей.
  • Самореализация/самоактуализация. Человек чувствует желание развиваться, раскрывать свой потенциал, совершенствовать и оттачивать свои навыки, знания.

Предложенная Маслоу пирамида, которая олицетворяет собой модель главных, по мнению американского ученого, потребностей человека, прекрасно отражает смысл систематизированных положений о мотивации в рамках изучения природы человека.

Первоначальным источником, откуда впервые можно было узнать о теории иерархии потребностей, стала книга американского идеолога Маслоу «A Theory of Human Motivation» (изданная в 1943 г.). Спустя 11 лет вышла очередная написанная профессором книга, где в деталях была рассмотрена теория мотивации. Маслоу назвал ее «Motivation and Personality» («Теория человеческой мотивации»).

К слову, идеи психолога и мыслителя А. Х. Маслоу, изложенные в рамках исследования роли и значимости мотивации в жизни человека, получили свое широкое применение в теории менеджмента.

Более детальная схема

По мнению Маслоу, психология может рассматривать иерархию (пирамиду) потребностей человека более детально, взяв за основу семиуровневую классификацию. В этом случае низшие приоритеты, как и в предыдущем случае, будут приравниваться к физиологическим потребностям человека и его стремлению к самосохранению:

  • Пища, вода, сексуальное влечение.
  • Безопасность.
  • Любовь и стремление быть необходимым.
  • Желание достичь признания в социуме (уважение, одобрение, успешность).
  • Потребности в познании окружающего (знания и опыт).
  • Эстетическая составляющая, которую могут удовлетворить красота и гармония.
  • Актуальность саморазвития: раскрытие своего потенциала, достижение целей.

И в первом, и во втором случае востребованность какой-то позиции возрастает по мере того, как будет удовлетворена предыдущая на все 100%. Но при этом данные модели не являются фиксированными, поэтому может не сохраняться такая же закономерность, когда речь идет о разных личностях.

Гуманистическая психология, в развитие которой Маслоу внес значительный вклад (в частности, разработал с группой психологов данный термин), изначально должна была стать альтернативным направлением психологии, противопоставленным , а также .

Ее задачей является изучение людей, которые достигли вершины пирамиды потребностей Маслоу, сумев достичь предела самоактуализации. На сегодняшний день, к сожалению, среди населения планеты можно выделить не более 3-4% таких людей, кто действительно смог достичь вершины собственного развития.

И фундаментальная теория личности Маслоу рассматривает все аспекты развития личности, включая степень самоактуализации, его приоритеты и задействованные механизмы развития. Таким образом, Абрахам Маслоу указал на необходимость развития нового подхода к рассмотрению психики, так как в ходе своих исследований смог выявить существенные недостатки психоанализа. С точки зрения американского идеолога и психолога Маслоу, основой развития личности и социума является склонность людей к самоактуализации и саморазвитию, а также стремление к личностному росту. Автор: Елена Суворова

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории , занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей .

Абрахам Маслоу
Abraham Maslow
Дата рождения 1 апреля (1908-04-01 )
Место рождения Бруклин , Нью-Йорк
Дата смерти 8 июня (1970-06-08 ) (62 года)
Место смерти Менло-Парк , Калифорния
Страна США США
Научная сфера психология , основатель гуманистической психологии
Место работы
Альма-матер
Учёная степень доктор наук
Научный руководитель Харлоу, Гарри Фредерик
Известные ученики Steve Andreas [d]
Награды и премии
Цитаты в Викицитатнике
Абрахам Маслоу на Викискладе

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм . Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году , по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете , где профессором психологии был Э. Б. Титченер .

В Висконсинском университете он стал бакалавром (), магистром () и доктором наук () . Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов .

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы . В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса . Он проработал там до 1969 года . Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология .

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого .

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии - революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет .

Сестра - антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса .

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ , изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях » (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.

Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии , получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание .

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жестким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После ее окончания в 1926 году, по совету отца, поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой, дважды в неделю ходит на концерты в Карнеги-холл, а ради посещения театра приторговывает арахисом.

В 1928 г. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблен с 12 лет.

В Висконсинском университете он становится бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекается и другими идеями.

В 1937 году Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы. В 1951 г. Маслоу становится первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 г. Именно в этот период происходит постепенно признание его идей, оформляется как отдельное направление гуманистическая психология. В 60-е годы Маслоу становится популярным, а в 1967-м даже избирается президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу? теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.

Развивая теорию мотивации? можно выделить три этапа развития этой теории? Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы? активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых "пик-переживаниях" (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, "четвертой силы" ? трансперсональной психологии.

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отcутствие в его теориях учета социальных факторов, окружающего контекста.

Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
  2. Приятие (себя, других, природы).
  3. Непосредственность; простота; естественность.
  4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
  5. Способность обособиться; потребность в уединении.
  6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
  7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
  8. Мистический и вершинный опыт.
  9. Gemeinschaftgefuhl [чувство общности с другими].
  10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  11. Демократичность.
  12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
  13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
  14. Креативность.
  15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД.

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Вис-консинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов.

После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека.

Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.

Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах.

Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества.

Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдш-тейном, который первым использовал сам термин.

Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Сам-нера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.

Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности.

Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли.

Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви и привязанности;

4) потребность в признании и оценке;

5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

2) принятие (себя, других, природы);

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

5) некоторая отъединенность и потребность в уединении;

6) автономия, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть оценки;

8) мистичность и опыт высших состояний,

9) чувства сопричастности, единения с другими,

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) различение средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора,

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры.

В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации

1 Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием.

2 Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития

3 Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой.

4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия.

5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума

6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций.

7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования.

8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон.

Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией.

В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.

Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии.

Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

АБРАХАМ КАРЛ. Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что это спровоцировало

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

АБРАХАМ ЛУИ БРЕГЕ Бетанкура и Маничарова связал их общий друг Абрахам Луи Бреге - знаменитый французский часовщик. Он родился в 1747 году в швейцарском городе Нёфшателе. В возрасте пятнадцати лет переехал во Францию, где прошел серьезное теоретическое и практическое

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А. Маслоу (1908–1970) С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста стали одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря,

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Майкельсон Альберт Абрахам (1852-1931) Американский физик Альберт Абрахам Майкельсон родился в Стрельно (Германия), близ польской границы, в семье торговца Сэмуэля Майкельсона и дочери врача Розали (Пжлюбска) Майкельсон. Альберт был старшим из трех детей. Когда ему было два

Из книги Всем бедам назло автора Норрис Чак

Ваксман Зельман Абрахам (1888-1973) Американский микробиолог и биохимик Зельман Абрахам Ваксман родился в маленьком украинском местечке Нова-Прилука, что в 15 км. от Винницы, в семье мелкого арендатора Якова Ваксмана и владелицы промтоварного магазина Фрейды Ваксман (урожд.

Из книги автора

Чак Норрис Кен Абрахам Всем бедам назло ГЛАВА 1 Сигнал тревоги Я встретился взглядом со своим телохранителем и сразу понял, что что-то случилось. Я находился в Вашингтоне, куда был приглашен в качестве особого гостя недавно избранного президента Соединенных Штатов

Абрахам Маслоу – биография, политическая теория, гуманизм, пирамида Маслоу.

Абрахам Маслоу – биография кратко

Американский психолог , известный, благодаря гуманистической пирамиде Маслоу, давно перекочевавшей в политико-экономическую сферу определения человеческих потребностей, родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке.

Абрахам Маслоу происходил и семьи ремесленника, где, кроме него, было еще 6 детей. Абрахам был старшим. Еврейские корни семьи сподвигли родителей – Самуила и Розу Маслоу (в девичестве Шиловскую) переехать из Киевской губернии Российской империи в 20 веке в США. Несмотря на то, что работа гончара была тяжелой, да и родители частенько выясняла отношения, денег не было, семья переезжала, мальчика попирали происхождением, Абрахам позже вспоминает, что ему хватало сил «удержаться на плаву» и «не сойти с ума».

Абрахам Маслоу о своем детстве:

  • «Я удивляюсь, как не превратился в психически больного – маленький мальчик из еврейского окружения, познавший все «прелести» антисемитизма и тяжелой обстановки в доме. Я был несчастен, одинок и отчужден, поэтому воспитывал себя в библиотеке, среди единственных друзей – книг».

Самообучение Абрахама Маслоу , как мы можем видеть, не прошло даром – мальчик был одним из лучших учеников в классе, затем в Сити-колледже Нью-Йорка, хотя высшее обучение так и не закончил.

В 1928 году А. Маслоу перепоступил в университет в Мадисоне , где тесно работал вместе с Гарри Харлоу – научным руководителем юноши на тот момент, а также исследователем приматов. В 1930 году А. Маслоу получил степень бакалавра, через года магистра, а в 1934 году защитил докторскую по теме бихевиористкого поведения – направление, которое определило будущее психолога.

С 1934 году работа ассистентом Э. Торндайка в Колумбийском , а позднее – с Джоном Уотсоном. С 1937 года работал профессором в Бруклинском колледже. Оставался на должности 14 лет.

Среди известных друзей А. Маслоу были:

  • Э.Фромм.
  • К. Хорни.
  • М. Мид.
  • А. Адлер.
  • Р. Бенедикт.
  • М. Вертгймер.

Отчасти благодаря окружению, А. Маслоу начал изучать теорию самоактуализующихся личностей.

А. Маслоу об самоактуализации : «Исследование, которое вначале не планировалось, как таковое, быстро переросло в попытку понять мыслящего человека с точки зрения его необыкновенности. Я поклонялся высочайшему интеллекту человека, стремился понять, почему два одинаковых с точки зрения биологии, человека отличаются друг от друга».

  • Самоактуализация Маслоу – это попытка человека наиболее полно выявить свои личностные возможности.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Идея о пирамиде потребности возникла как раз после теории самоактуализации – она позволила сформировать гуманистический взгляд на человеческую природу. Прежде, психоанализ изучал лишь отклонения, а А. Маслоу старался выявить здоровые образцы личности, чтобы собрать полные данные о природе человека.

Пирамида или иерархия потребностей – это шкала, позволяющая раскрыть свои способности. Каждая из ступеней, после актуализации, подталкивает человека к следующей. Без прочной основы не получится достигнуть ступени выше.

Пирамида Маслоу (от основы до вершины):

  1. Физиологические потребности
  2. Потребности в безопасности
  3. Потребности в семье/любви
  4. Потребности в уважении/ закреплении в обществе
  5. Потребности познавательные
  6. Потребности эстетические
  7. Потребность в самоактуализации

Черты самоактуализирующихся личностей : эффективное восприятие реальности и формирование комфортных с ней отношений; принятие себя и других; простота, открытость, любознательность; сосредоточенность на проблеме, а не на себе; потребность в уединении; независимость; мистический опыт; чувство соединения с другими, но не привязанность; глубокие взаимоотношения; способность ставить цели и распознавать, ранжировать хорошие и плохие; философский юмор; креативность; нон-конформизм или не принадлежность ни к какой определенной культуре.

Кого А. Маслоу относил к самоактуализированным личностям:

  • Авраам Линкольн
  • Олдос Хаксли
  • Спинозу

(Пока оценок нету)