Очень азартный человек по имени Аберин Евгений Александрович, уже давно не молодой мужчина, сумел поднять свое состояние на картах. В один день он решается изменить свою жизнь и взять в жены молодую особу, но по натуре своей женится не по любви и не по расчету, а по рациональному выбору. Вскоре он не может совладать с собой и влюбляется в свою очень молодую жену. И вроде бы все прекрасно и жизнь его эта устраивает, но чувствует он себя в семье изломанным.

Красавица жена без спора, самая лучшая на свете, она ангел, ее все еще забавляют все сверкающие безделушки, она любит шум и пышные празднества. Так и сейчас Настасья отправляется на бал, и, дав обещание вернуться до 12 ночи, свое слово не держит, а домой приходит только к двум ночи. Она заходит очень тихо, чтобы не разбудить любимого и целует его ласково в лоб. Муж не выдерживает и начинает скандалить, хотя сам совсем недавно нарушил свое обещание, данное себе самому, и сел играть в карты. В тот день он выиграл серьезную сумму. Предлог нарушить обещание у него все-таки был, так как его друг Звездич по-крупному проигрался и ему необходимо было помочь. После удачной игры они уходят в маскарадный дом, чтобы развеять свои мысли. В том дому Арбенин не находит развлечений, несмотря даже на то, что его друг оказывается в самом центре внимания. Звездич – довольно молодой гвардеец, очень красивый внешне. Он мечтает познакомиться с милой дамой и вскоре на балу он встречает очень красивую особу в маске, которая объясняет ему, что испытывает невольную страсть к нему.

Он просит в подарок какую-нибудь безделушку на память и она, соглашаясь, дарит ему кем-то потерянный браслет. Князь несет свой трофей Арбенину. Арбенин не может понять откуда он помнит этот браслет, да и за несколько минут до прихода Звездича ему предсказали, что он испытает несчастье, которое произойдет новогодней ночью.

Да, после услышанного, у мужа появляется желание закатить скандал.

Нина - так зовут его жену, дома не дает развить скандал и убегает, и ввергает мысли Арбенина в тупик. Он больше не может злиться на Нину, принимая, что она слишком молода и еще пока не умеет любить по другому. Он целует пальцы и замечает браслет, точно такой же, как совсем недавно показал ему друг. Он спрашивает у любимой куда пропал второй браслет, они носятся парами, а она отвечает, что где то его потеряла. Весь дом ищет браслет хозяйки. В поисках браслета муж выясняет, что после бала она отправилась в маскарадный дом, в который ей было ездить запрещено.

Муж начинает подозревать роман своей жены и друга. Он не хочет верить сам себе, считая, что его жена не поменяет зрелого мужчину на молодого и беспутного. В итоге бурно наругавшись супруги расходятся по комнатам.

Нина переживает глубоким расстройством мужа о потере ее браслета и с самого утра отправляется по магазинам в поисках точно такого же. Она ничего не находит и заходит в дом к подруге, молодой баронессе, которая совсем недавно стала вдовой, и встречает там Звездича у которого в руках ее браслет. Звездич решает, что та девушка на балу это жена друга и, несмотря на это, начинает к ней приставать. Нина уходит от него, входит в комнату к подруге и рассказывает ей историю, которая произошла с ней. Баронесса рассказывает ей, что это она нашла браслет и подарила его князю. Не остывающий мужчина, начинает присылать Нине дерзкие письма, в которых говорит, что ни за что не откажется от прекрасной леди. Вскоре такое письмо попадает ревнивому мужу в руки.

Евгений взбешен, он удостоверился в супружеской измене и в обмане своего друга. Он вспомнил того «прорицателя», который ему говорил о плохом. Но мстить он не имеет права, так как «союз с добродетелью» нарушить не может.

Вскоре испуганная баронесса узнает об угрозе ее тайному возлюбленному, и решает рассказать Евгению всю правду, так как понимает, что вскоре состоится дуэль. Арбенин же уже не может услышать ее, так как поглощен местью. Несмотря на волнения за жизнь князя, баронесса Штадаль не знает, что Арбенин не собирается убивать своего противника, он лишь хочет вызвать его на карточный поединок и забрать у него честь и уважение.

Вскоре его план воплощается. Он обвиняет молодого князя в мошеннических действиях, и дает противнику пощечину. Князя он наказал, теперь ждет наказание и жену. А Штадаль решает удалиться после неудавшегося разговора, но перед уездом она доходит до князя и объясняет ему, что он ошибся с незнакомкой в маске. Вскоре она уезжает в имение в деревне.

Князь переводится на Кавказ, но ненадолго решает задержаться в Петербурге, только для того, чтобы отдать браслет его владелице, да и рассказать насколько ее муж злодей. Он подходит к госпоже Арбениной на балу. Он не может рассказать ей все начистоту и пытается объясниться намеками, но молодая особа не может понять ничего из сказанного. Так же она не замечает и изменения мужа, который увидел их диалог в толпе, а Арбенин вовсе не желает с ней больше жить и желает смерти супруге.

Нина совсем не обратила внимания на смешного офицера и вскоре, разгоряченная танцами, попросила у мужа мороженное. Он уходит за просьбой супруги, но перед тем как принести его ей, подсыпает в десерт яд. Яд поражает жену и она умирает в ближайшую ночь в диких муках.

Все друзья и близкие приходят проститься с умершей Арбениной. Муж показывает всю скорбь и, блуждая по бесчисленным комнатам, встречает Звездича, который объясняет весь парадокс ситуации. Звездич дает Евгению письмо, которое недавно написала баронесса Штадаль. Евгений видит того предсказателя вновь. Предсказатель обвиняет с смерти жены Евгения, и говорит при всех что он сделал это осознанно.


Арбенин теряет дар речи и вскоре сходит с ума. Он обвиняет господа, за то, что тот жесток к его судьбе и к судьбе его мертвой возлюбленной. Звездичу же это не приносит никакой радости, ведь он уже никогда не сможет сойтись в карточной дуэли с Арбенином, так как в его состоянии это не предоставляется возможным и понимает, что более он не сможет никогда вернуть себе честь и достоинство в обществе.

Первое действие начинается с разговора за карточным столом, насыщенного специфическими терминами.

Звездич проигрывает.

Игрок :
Я вижу, вы в пылу, готовы все спустить.
Что стоят ваши эполеты?

Князь :
Я с честью их достал, — и вам их не купить.
Шприх предлагает князю денег взаймы.

Появляется Арбенин . Он говорит, что уж не играет, поскольку женился и занят «любовью, не делами».

Неприятное лицо Шприха, ищущего с ним знакомства, заинтересовывает Арбенина. Шприх — «нужный человек» и при этом приспособленец: «с безбожником — безбожник, а с честным — честный человек».

В беседе с приятелем Казариным Арбенин едко обсуждает присутствующих.

Звездич жалуется Арбенину на проигрыш. Евгений Александрович садится играть за князя, выигрывает и отдает ему деньги, стараясь уклониться от благодарности.

Арбенин с князем уезжают в маскарад. Под маской многие становятся откровенными — и женщины тоже.

Шприх хочет сойтись поближе с Арбениным, разузнать о нем побольше для своей пользы. Поэтому, поужинав за счет хозяина дома, где играют в карты, отправляется в маскарад.

Арбенин на маскараде чувствует себя всем чужим. Звездич ищет приключений, любовных, конечно.

Князь встречается с маской, которая едко характеризует его:

Эта маска заинтересовала князя. Они уходят вместе.

Арбенин же встречается с мужской маской, которая пророчит ему несчастье в эту ночь.

Позже Евгений сталкивается со Шприхом и, поскольку тот ему неприятен, подшучивает над тем, что красивая жена пройдохи ему неверна. Шприх оскорблен и грозит вслед Арбенину, что тот и сам будет рогат.

Маска, влюбленная в Звездича, падает на диванчик (канапе) и в монологе сокрушается о том, что такая женщина, как она, знатная и обожаемая многими, готова все отдать за внимание князя. На канапе она находит потерянный какой-то женщиной драгоценный браслет.

Звездич, не добившись от маски того, чтобы она ему открылась, просит хоть что-нибудь на память. Та отдает ему только что найденный чужой браслет.

Звездич рассказывает о своем приключении Арбенину на ухо. Очевидно, приключение было довольно интимным.

Потом князь показывает приятелю браслет — и Евгений узнает его.

Вернувшись домой, Арбенин узнает от слуги, что жена все еще на каком-то балу. Евгений играл женщинами, не любя их. И вот...

Арбенин боится любви, потому что больше всего ценит свое «я» — а вдруг оно будет унижено?

Возвращается Нина. Арбенин упрекает ее, что она пришла слишком поздно.

Нина отвечает, что при одном его слове она готова оставить балы и уехать в деревню.

Арбенин говорит, что ревновать просто смешно, и раскрывает жене душу:

Нина жалуется, что Арбенин вечно всем недоволен. Муж привлекает ее к себе и вдруг замечает отсутствие одного из браслетов. Нина беспечно признается, что браслет потерян. В сердце Арбенина закрадывается страшное подозрение.

Слуга ищет браслет в карете, но не находит: «Наверно, в маскераде он потерян...»

Подозрения Арбенина усиливаются. Нина смеется.

— Дай бог, чтоб это был не твой последний смех! — восклицает Арбенин.

Нина отвечает:

Арбенин говорит, что его ничего в жизни не привлекает:

Арбенин в молодые годы часто обманывал чужих мужей и теперь, уже уверен в измене жены. Теперь у него одно на уме: месть!

Нина приезжает в гости к баронессе Штраль, где встречает Звездича, которому жалуется на потерю браслета.

Звездич решает, что таинственной незнакомкой, доказавшей ему свою любовь, была именно Нина. Он обещает ей вернуть браслет в обмен на определенные знаки внимания, о которых говорится довольно прозрачными намеками. Нина шокирована, она холодно дает Звездичу от-пор.

Звездич разозлен. Он рассказывает о приключении баронессе Штраль. Та наедине с собой произносит монолог о том, что мужчины рады хвастаться своими победами и вовсе не берегут честное имя женщины.

Да, это она влюблена в Звездича и позволила себе с ним вольности на карнавале. Ей жаль, что она подарила ему на память браслет именно своей ни в чем не повинной подруги. Но свою честь она будет защищать даже за счет подруги. Поэтому Штраль начинает распускать сплетни о Нине и Звездиче, воспользовавшись визитом Шприха.

Шприх летит к Арбенину, встречается там с Казариным и тут же передает ему сплетню о том, что Арбенин рогат.

Шприх привез Нине письмо, которое муж, конечно же, прочел. В этом письме Звездич сообщает, что не откажется от Нины. Хотя она почему-то отрекается от всего, что было между ними.

Арбенин впадает в отчаяние:

Главный герой пьесы отправляется к Звездичу, чтобы убить его — но не решается. Выходя, он сталкивается с дамой в вуали, направляющейся к Звездичу. Арбенин думает, что это его жена, отводит с ее лица вуаль — это баронесса. Баронесса лепечет нечто невразумительное, что позволяет Евгению сделать вывод: Штраль — сводница, покровительница грешных отношений князя и Нины. Теперь Арбенин собирается мстить еще и баронессе.

Штраль порывается рассказать Арбенину правду, но не решается. Однако баронесса рассказывает Звездичу, что та игривая маска — это она.

На очередном карточном сражении Арбенин играет против Звездича, обвиняет его в шулерстве (передернул карту) и швыряет ему карты в лицо. Это страшное унижение для князя. Звездич пытается вызвать Арбенина на дуэль, но тот холодно отказывает: пусть позор останется несмытым.

Князь:

О, где ты, честь моя?., отдайте это слово,
Отдайте мне его — и я у ваших ног,
Да в вас нет ничего святого,
Вы человек иль демон?

Арбебнин:

Я? Игрок!

Баронесса Штраль уезжает в деревню. Звездич, отвергнутый всеми, собирается воевать на Кавказ. Перед отъездом он на балу возвращает Нине браслет и предупреждает, что ее муж — жестокий человек и может ее погубить.

Арбенин издалека наблюдает сцену прощания жены с князем. В душе его — ад. Он всегда носит с собой яд — некогда хотел отравиться, если проиграет в карты свою последнюю ставку. Этот яд он всыпает в мороженое Нины и увозит ее домой с бала.

Нина жалуется служанке на нездоровье. Муле ее служанку отсылает. Нине делается все хуже. Посылают за доктором. Арбенин же, не обращая внимания на ее жалобы, впадает в романтическо-философские рассуждения о жизни и смерти. Не слушая жены, он в трагическом упоении жалеет себя:

Нина умирает и перед смертью клянется, что невинна.

Арбенин близок к помешательству, что замечает доктор. Некто Неизвестный вместе со Звездичем наносят визит ревнивому убийце. Князь снова вызывает Арбенина на дуэль — ив этот раз получает согласие.

А кто же таков Неизвестный? Будучи молодым, он был жестоко обыгран Арбениным в карты, а Евгений еще и посмеялся в ответ на его мольбы. С тех пор этот игрок стал следить за Арбениным, желая ему всяческих несчастий. И вот настал час его торжества — он может объявить своему погубителю:

— Послушай: ты... убил свою жену!..

Князь и Неизвестный говорят ревнивцу, что его жена невинна.

Арбенин хохочет.

Тогда князь показывает безумцу письмо баронессы, где она признается, что нашла браслет на маскараде, и рассказывает всю историю ужасного заблуждения.

Убедившись в полной невиновности жены, ревнивый убийца впадает в окончательное безумие.

Ни о какой дуэли не может быть и речи. Неизвестный отомщен, а Звездич так и остается опозоренным.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй... Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!».

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

«Маскарад» - драма в стихах, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1835 году. Поэма повествует нравы петербуржского общества 30-х годов XIX века.

Произведение не было опубликовано, и театральный зритель также не увидел его. Причина, известная широкой публике, заключалась в том, что поэт слишком юн для подобного жанра и проблематики, потому поэма получилась сырой, отдает явным подражанием классикам и не стоит внимания.

Единого мнения на этот счет среди критиков нет до сих пор. А драму опубликовали лишь посмертно вместе с архивными материалами автора.

Судьба драмы «Маскарад»

Когда выпускник училища гвардейских юнкеров и подпрапорщиков подал на суд дирекции Императорских театров рукопись «Маскарада», ему шел 21 год.

Литературные критики Петербурга приписали молодому автору заимствование деталей сюжета и драматических поворотов у Шиллера и даже самого Шекспира. К тому же, по их мнению, юноше не удалось достоверно передать характер, мотивы и реакции человека вдвое старше него. А главному герою драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» минуло уже 50 лет.

Не имея достаточно собственного жизненного опыта, проникнуть в душевный мир столь сложного персонажа невозможно. Лично автору были высказаны и иные, более конкретные причины, почему его пьеса не прошла цензуру.

Во-первых, М. Ю. Лермонтова обвинили в излишнем накале страстей, который ни к чему в светской литературе. Во-вторых, неприемлемым показалось столь негативное и критическое изображение костюмированных балов в доме Энгельгардта. Так или иначе, но пьесу не выпустили на сцену даже после 2 масштабных доработок и существенных изменений.

Есть версия, что вдохновением для написания маскарада послужила реальная история, потрясшая Петербург незадолго до того и совершенно еще свежая с памяти общества. Недаром во всех трех редакциях сохранилось имя главной героини - Настасья Павловна. В домашней обстановке ее называли Ниной, и за всю поэму полное имя упоминается всего раз. Но и этого для цензуры был достаточно.

Прототипом главного героя - стареющего удачливого картежника - стал Савва Мартынов, человек очень похожий на лермонтовского Арбенина. К тому же известно, что поэт был с ним знаком.

Сюжет

Вот краткое содержание «Маскарад» Лермонтова, прошедшего столь долгий путь к своему современному читателю.

Центральный персонаж драмы «Маскарад» - Евгений Александрович Арбенин. Это немолодой уже человек с весьма сложным характером, далеким от благородных помыслов и страстной любовью к азартным играм. Он сделал состояние на игре в карты. Но к тому моменту, с которого начинается повествование, Арбенин решил остановиться, пресытившись, и зажить размеренной семейной жизнью.

Для полноценной жизни в глазах света нужна жена. И герой с успехом добавляет к своему портрету эту черту - вступает в брак с юной, кроткой и прекрасной как ангел Настасьей Павловной, среди родных ее звали Ниной. До этого момента, драма «Маскарад» изображала обычную жизнь состоятельного господина.

У Арбенина была страстная душа: сумев избавиться от одной своей привязанности - от карт, он неожиданно для себя приобрел вторую. Евгений Александрович влюбился в свою молодую жену. Отвечала ли Нина ему взаимность? По-своему, вероятно, да. Она была примерной барышней и стала благопристойной женой и светской дамой. Но юность и веселый нрав брали свое - Нина любила балы, любила бывать в обществе.

Начало роковым событиям положила одна ночь, когда Нина задержалась дольше условленного в гостях. Возвращение домой закончилось скандалом. Но все бы обошлось, если бы не злая случайность: она была на маскараде в доме Энгельгардта (что для светской дамы недопустимо без спутника мужского пола) и где-то там, в блестящей и шумной толпе обронила браслет.

Пропажу обнаружили только дома. Едва ли это сильно задело бы ревнивую и темную душу Арбенина, если бы не одно обстоятельство: молодой князь Звездич не похвастался ему своим трофеем. Это был браслет. Точно такой же, как потерянный Ниной. Его будто бы подарила князу в знак своего расположения дама, не пожелавшая снять маски. Звездичу не терпится отыскать таинственную незнакомку.

Далее события развивались стремительно. Арбенин узнает браслет жены. Весь дом бросается на поиски, но тщетно - браслета нет нигде. Нина в гостях у своей приятельницы, баронессы Штраль, делится семейными неприятностями. Историю подслушивает Звездич. И превратно истолковав ее как намек, принимается ухаживать за Арбениной. Нина отвечает ему холодным презрением, отчего князь только больше распаляется.

Звездич шлет ей дерзкое письмо, попутно рассказывая всему свету о своей пылкой страсти к мадам Арбениной. Послание оказывается в руках ревнивого мужа, готового поверить в порочность любого человека, даже своей любимой жены. Арбенин уверен, что Нина изменила ему. Разумные доводы и уверения в своей преданности оказываются тщетны. Душа его пылает жаждой мести.

Баронесса, опасаясь дуэли, решается открыть Арбенину правду: это она в ту ночь подарила браслет князю Звездичу. Хоть она и вдова, но дать в знак расположения что-нибудь из своих драгоценностей было бы неприлично. Потому она использовала оброненный кем-то браслет, который случайно подобрала. Но ее откровения тщетны, Евгений Александрович не верит баронессе.

План Арбенина куда сложнее дуэли: желая заставить своего соперника страдать, он намерен лишить его доброго имени. Вскоре представился удобный случай: противники оказались за карточным столом. С опытом Арбенина подстроить так, чтобы все посчитали Звездича шулером, было не сложно. Князь унижен и вынужден удалиться из Петербурга. Но месть должна настигнуть и Нину.

На балу Арбенин добавляет яд в мороженое для своей жены. Через несколько часов она умирает, претерпев до того страшные муки. На этом завершалась пьеса в первой редакции, когда она состояла из 3-х действий. Изменяя произведение по требованию критиков, М. Ю. Лермонтов добавил 4-е действие, где героя настигает расплата.

На похороны Арбениной является Звездич и при всех зачитывает хозяину дома письмо баронессы, где изложена действительная версия событий. Арбенин понимает свою ошибку и от горя и мук совести лишается рассудка. Так завершил драму «Маскарад» автор, желая, по требованию критиков, смягчить ужас трагедии и воздать злодею по заслугам. Но произведение все равно не пропустили в свет.