Человек-оптимист находит позитивную сторону в любом вопросе или ситуации, тем самым ощущает себя в разы счастливее, чем окружающие его люди. Любой взрослый человек скажет, что оптимист намного счастливее в нашем мире, чем любой другой человек. Человек-оптимист способен во всех ситуациях увидеть положительную сторону , и как следствие, такие люди более счастливые. Последнее время многие родители задаются вопросом: «Как воспитать малыша оптимистом ?».

Ребенок-оптимист. Как вырастить по проверенной программе

Ранее психологи придерживались мнения, что если уж человек родился , то его не исправить. В настоящее время все больше психологов придерживаются противоположной точки зрения. Каждый человек рождается со своим характером , но мировосприятие формирует семья . Таким образом, если у вас в семье принято негативно отзываться обо всем, что происходит: изменение расписания в школе, необходимость в помощи по уборке класса или в садике группы. Со всей долей негатива высказываете свое мнение на этот счет – рассчитывайте, что ребенок тоже вечно будет недовольным и никакие обстоятельства не позволят ему искать положительные стороны в любых изменениях в жизни. Но каждый родитель понимает, что оптимисту жить гораздо приятнее, что ему любые проблемы кажутся простыми. В связи с этим – все хотят помочь малышу и вырастить его с оптимистичным взглядом на жизнь. Психологи собрали пять основных правил , которые помогут стать счастливее не только детям, но и родителям.

Хватит жаловаться

Только родители формируют мировосприятие у своего ребенка, поэтому очень важно понимать, что слышит ребенок каждый день. Если мама и папа при общении с ребенком использует такие фразы как: «опять опоздали», «сегодня был плохой/тяжелый день», «сегодня тебе не повезло», «не надо пробовать, у тебя не получиться» и так далее, рекомендуем избавиться от таких фраз. При постоянном сосредоточении ребенка на грустных мыслях или на неудавшемся действии – это .

Попробуйте заменить привычные грустные фразы на позитивные: «отличная песня», «на работе получила интересный проект», «в магазине купили вкусный йогурт». Учите ребенка искать хорошее в любой ситуации. Даже если вы оба понимаете, что получается сейчас не очень – найдите что-то хорошее в этом.

Одобрять умеренный риск

Любой психолог скажет, что очень важно дать возможность ребенку совершать собственные поступки и приобретать свой опыт путем проб и ошибок. Получение собственного опыта – самый короткий путь к радости и развитие такого навыка, как умение достигать обозначенной цели.

Разрешите ребенку самостоятельно уйти на детскую площадку, попробовать залезть на дерево, отпустите ребенка с ночевкой к его друзьям. Когда ребенок может самостоятельно принимать решение, когда ребенок будет пробовать все новое (в рамках разумного), тогда родители будут чаще слышать: «Мам, у меня получилось! Я сделал это!». Осознанная самостоятельность дает уверенность и счастье маленькому человеку. Важно конечно знать и понимать границы дозволенного, но это вы должны будете обозначить сразу. А уж как будет действовать в этой ситуации ребенок – будет зависеть от степени его самостоятельности. Поэтому в определенных пределах просто отпустите его!

Прощаемся с «курицей-наседкой»

В наше время многие родители так вживаются в роль «курицы-наседки» , что перестают понимать, когда нужно отключить тотальный контроль . Малыш не поделил формочки для песка в песочнице – дайте пять минут детям разобраться самостоятельно. Наблюдая за подобными ситуациями на площадках мы видим обратное. Мамы моментально налетают на детей и растаскивают их по углам песочницы, так и не дав детям возможность приобрести свой опыт решения конфликтных ситуаций. Иногда маме стыдно за невоспитанность сына, но в данном случае не факт, что вторая половина конфликта знает как себя вести. Поэтому важно деткам самим попадать в подобные ситуации и искать свой выход.

Ребенок должен сам понять, принять, проанализировать ситуацию и потом принять решение . Возможность самостоятельного понимания ситуации и её контроля – вот залог хорошего настроения ребенка . Самостоятельно решенная ситуация дает уверенность в своих сила, а это и есть оптимизм. Оптимизм нужно воспитывать и закалять, как характер!

Не сдаваться

Дети, в силу отсутствия опыта и страха неудачи зачастую предпочитают сдаться раньше времени. Когда при посещении секции/кружка/студии у ребенка не получается достичь нужного результата, или просто трудно, ребенок говорит: «я глупый», «я хожу уже год, а у меня ничего не получается», «у меня кривые ноги, поэтому футбол это не мое», « у меня короткие пальцы, я не стану пианисткой», и так далее. Такие ситуации не редки, ведь идя в секцию малыш в своих фантазиях видит себя уже в роли гуру или, как минимум, примой оперного театра.

Понимать реальность

Многие люди считают, что оптимизм это некая форма восприятия мира в розовых тонах. Большая часть людей считают, что оптимист приукрашивает мир . Это не правда. Оптимист хорошо понимает реальность , и радуется как раз тому, что смог получить максимальный результат, который он мог получить из того, что есть.

Иногда ребенок не в состоянии извлечь из реальной ситуации максимум пользы, потому что ему не хватает жизненного опыта . Семья переехала из одного района города в другой, ребенок , ведь на старом месте у него было много друзей на площадке. В такой ситуации ребенку достаточно показать пути решения . Провести разговор с малышом, в котором объяснить, что переезд это не так уж и плохо, ведь у ребенка остались старые друзья, а если сходить на новую детскую площадку, можно завести еще и новых друзей. Показывая ребенку пути решения его проблем, родители всегда могут настроить свое чадо на оптимистичный лад . А такое принятие ситуации очень важно для растущего карапуза!

Мартин Селигман "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

Уже более тридцати лет назад, исследовав связь между пессимизмом и оптимизмом Селигман выдвинул некую теорию о том, что связь как раз есть. В случае положительного опыта, пережитых приятных эмоций – у детей формируется оптимистичное мировосприятие. И наоборот. Если опыт негативный, то и настроение аналогичное.

Селигман считает, что ребенка оптимистом надо взращивать с пеленок. Поэтому чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что у вас вырастет ребенок-оптимист ! Автор называет эту методику "прививкой" от депрессии. И правда, в жизни его ждет столько разочарований и невзгод, что учиться жить, порой в нескончаемой череде неудач, лучше с оптимистичным взглядом на них.

В книге про ребенка оптимиста вас жду ответы на вопросы, как и зачем сформировать у ребенка позитивное отношение к ситуациям, можно будет пройти тест на оптимизм , а также вы узнаете, как именно помочь своему чаду изменить негативное отношение на позитивное.

Полезное видео

Видео-обзор по известной программе Мартина Селигмана о том, как вырастить ребенка-оптимиста

Итоги

Что такое оптимистичный взгляд на жизнь? Оптимизм дает возможность искать разные варианты решения жизненных проблем и ситуаций. Оптимизм – это уверенность в том, что все получится.

Дети копируют модель поведения с родителей. Показывайте правильный пример восприятия ситуации ребенком, и ваше чадо вырастет оптимистом.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Посвящается моим детям

Дэррилу Селигману (1993)

Николь Селигман (1991)

Ларе Селигман (1989)

Дэвиду Селигману (1973)

Аманде Селигман (1969)

Почему детям нужен оптимизм

Долговая расписка

Я играл в бейсбольной команде Лейк-Лузерна Dodgers. И благоговел перед Дэнни и Тедди. Они были игроки от бога: отбивали самые сложные мячи, бегали по игровому полю с изяществом газели. Мне – десятилетнему мальчишке, который сам играет «на троечку», – они казались воплощением совершенства и здоровья. Укладываясь спать, я часто мысленно представлял Дэнни, который летит в метре над землей, чтобы отбить мяч, или неуловимого Тедди, неудержимо несущегося на базу.

Однажды промозглым августовским утром отец разбудил меня и сказал: «У Дэнни полиомиелит». Через неделю заболел Тедди. Родители не выпускали меня из дома. Игры Юношеской лиги отменили, сезон так и не закрыли. После болезни я встретил Дэнни: его «рабочая» рука иссохла, он не мог пошевелить левой ногой. Тедди я больше не видел – он умер в начале осени.

Следующим летом, в 1954 году, появилась вакцина Солка. Всем детям сделали прививки. Матчи Юношеской лиги возобновились. Страх, державший нас дома, улетучился, мы снова стали общаться, как раньше. Эпидемия закончилась. С тех пор я больше не сталкивался со случаями заболевания полиомиелитом.

Джонас Солк был моим кумиром в школьные годы и долго оставался им, уже когда я работал психологом. Его принцип «знание не ради знания, а ради исцеления» я взял за образец. Вводя в организм детей крошечные дозы вируса, Солк тренировал иммунные системы на сопротивляемость полиомиелиту. Он опирался на иммунологию – направление в науке, быстрыми темпами набиравшее популярность, – победив с ее помощью опаснейшую эпидемию нашего времени.

Я встретился с Джонасом Солком в 1984 году, и эта встреча изменила мою жизнь. Случай познакомиться представился нам в ходе пылких дискуссий между авторитетными психологами и иммунологами по вопросу перспектив очередной молодой дисциплины с неуклюжим названием «психоневроиммунология». Меня пригласили на эту конференцию потому, что в 1960-е годы я помог сформулировать концепцию «выученной беспомощности».

Приступая в 1964 году в Пенсильванском университете к диссертации по экспериментальной психологии, я был охвачен дерзкими мечтами. Мне хотелось понять тайны психологии, которые держат человека в силках и множат человеческие несчастья. Я выбрал экспериментальную психологию, поскольку был уверен, что эксперимент – лучший способ найти корни психологической боли, «препарировав» ее в лаборатории, а затем определить средства ее лечения и предотвращения. Я решил работать в лаборатории Ричарда Соломона, одного из ведущих мировых специалистов в области теории научения. С животными я стал экспериментировать потому, что считал неэтичным исследовать причины психологической боли на людях.

Придя в лабораторию, я застал там странную картину: в комнате царила суматоха, люди бегали, суетились; животные же, напротив, буквально застыли на месте. Аспиранты Соломона, как я узнал, пытались выяснить, каким образом страх вызывает адаптивное поведение. Они ставили над собаками опыт по системе Павлова, посылая им определенный сигнал, который одновременно сочетался с электрическим разрядом. «Выключить» разряд собака могла бы, пробежав в противоположный угол камеры, в которую ее поместили. К досаде аспирантов, собаки не старались избежать разряда – они сидели и не шевелились. Эксперимент застопорился, поскольку животные не поступали так, как от них ожидали, т. е. не убегали от шока.

Для меня же пассивность животных была не помехой, а феноменом, который предстояло изучить. Именно в ней таилась суть человеческой реакции на бесчисленные неконтролируемые события, которые с нами происходят, – сдаться без единой попытки противодействия. Если бы психология могла пояснить данное явление, то человеческую беспомощность можно было бы излечивать или даже предотвращать.

Вместе с коллегами Стивом Мейером и Брюсом Оувермиром я провел последующие пять лет, изучая беспомощность и разрабатывая средства для ее преодоления. Мы обнаружили, что вовсе не сам шок, а невозможность реагировать на него вызывала симптомы поведения, наблюдавшиеся у собак. Мы можем лечить беспомощность, если доведем до сознания животных, что их поступки приводят к результату, и предотвращать беспомощность, если у них будет опыт контроля над ситуацией.

Концепция выученной беспомощности произвела фурор. Психологи, придерживавшиеся теории научения, расстроились. Будучи бихевиористами, они считали животных и людей машинами, действующими по схеме «стимул – реакция», неспособными научиться абстрактному мышлению. Выученная же беспомощность предполагала знание о том, что «от моих действий ничего не зависит» – абстракцию слишком умозрительную (когнитивную) для теории научения по модели «стимул – реакция». У клинических психологов выученная беспомощность вызвала интерес своим сходством с депрессией. В лаборатории беспомощные животные и люди – пассивные, вялые, грустные, потерявшие аппетит, неспособные разозлиться – казались такими же, как и пациенты с депрессией . Я исходил из того, что выученная беспомощность является моделью депрессии и что любое средство, помогающее преодолеть беспомощность, которое мы откроем в лабораторных условиях, будет излечивать от настоящей депрессии .

Рассматривая в конце 1970-х годов выученную беспомощность как разновидность депрессии, мы обнаружили, что пессимисты более склонны к беспомощности. У данной группы больше и вероятность впасть в депрессию. Оптимисты, наоборот, сопротивляются беспомощности и не пасуют перед неразрешимыми проблемами и неизбежными неприятностями. Этот проект – выявление людей с особой склонностью к пораженчеству и депрессии и обучение их сопротивляться беспомощности – занимал меня и день и ночь. Я находился в его власти до самого знакомства с Джонасом Солком.

Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами.

Затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем и дошкольном возрасте.

Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.

Объяснительный стиль в книге «Ребенок-оптимист»

Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:

  • причины события действуют иногда или всегда;
  • являются локальными или универсальными по своему масштабу;
  • «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).

Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе

  • «у тебя никогда не получится»,
  • «вечно ты все забываешь»,
  • «ты все испортил» и т.п.

А также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).

Задача родителей, таким образом, заключается прежде всего в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей.

Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха . Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.

Программа по воспитанию ребенка — оптимиста

Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками :

  • не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;
  • подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);
  • находить более адекватное действительности объяснение ситуации;
  • отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).

Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.

Почему так важен объяснительный стиль? Когда ребенок преувеличивает проблему и свою вину в сложившейся ситуации, это парализует его, порождает беспокойство и бездействие, тогда как оптимистический стиль объяснения помогает определиться с конкретными действиями для максимально эффективного разрешения ситуации.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

В книге, кстати, содержатся подробно описанные алгоритмы решения проблем, нахождения компромисса и выстраивания грамотного диалога. И хотя данные рекомендации можно смело отнести к классу общеизвестных:

  • «скажи о своих чувствах»,
  • «попроси о том, чего хочешь»,
  • «посмотри на ситуацию глазами других участников»,
  • «если не получилось, попробуй пойти по другому пути» и т.п.

Их систематизация и донесение до ребенка в форме обучающей программы кажутся мне довольно удачными. В программе используются:

  • вымышленные персонажи (Задира Бренда, Жизнерадостная Холли, Злюка Адам и другие),
  • комиксы,
  • анализ примеров конфликтных ситуаций,
  • игровые приемы.

Думаю, групповые занятия по этой программе проходили очень живо, в домашних условиях, мне кажется, занятия тоже будут достаточно интересными и сближающими ребенка и родителей.

Формирование оптимизма у малышей

Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о , а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:

1. Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале , ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации.

Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.

2. Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям всегда предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет в том, за что именно его наказывают и почему именно так.

3. Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, возможно, вам стоит пройти эту программу самостоятельно, пока ваш малыш еще мал.

Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы.

И только в самом конце внимательный читатель (то есть я:)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то с вами будем оптимистами, ведь так?

Мне будет интересно увидеть ваши комментарии об этой книге или ее основных тезисах, которые я постаралась изложить в своем обзоре. Ну а я уже начала читать новую книгу – «Ваш ребенок может все », она об одной из моих любимых тем — развитии организационных навыков ребенка, после прочтения обязательно поделюсь с вами своими впечатлениями и открытиями.

А вы что сейчас читаете?

Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами, затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем и дошкольном возрасте.

Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.

Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:

Причины события действуют иногда или всегда;

Являются локальными или универсальными по своему масштабу;

- «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).

Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе («у тебя никогда не получится», «вечно ты все забываешь», «ты все испортил» и т.п.), а также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).

Задача родителей заключается в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей. Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха. Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.

Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками:

Не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;

Подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);

Находить более адекватное действительности объяснение ситуации;

Отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).

Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.

Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о формировании оптимизма у малышей, а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:

Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале компьютерных игр, ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации. Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.

Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет, за что его наказывают.

Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, вам стоит пройти эту программу самостоятельно.

Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы. И только в самом конце внимательный читатель (то есть я:)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то будем оптимистами, ведь так?

На протяжении тридцати лет основоположник позитивной психологии Мартин Селигман и его коллеги изучали связь между пессимизмом и депрессией и доказали, что хорошее самочувствие и работоспособность – это следствия оптимистичного восприятия действительности и пережитых приятных эмоций.

Автор называет депрессию эпидемией, прививку от которой лучше всего сделать в детстве. Такой «прививкой» и стала программа воспитания оптимизма у детей, подробно описанная в этой книге. Тесты, упражнения-комиксы и подробные рекомендации помогут вам понять вашего ребенка и изменить его взгляд на мир.

Книга заинтересует родителей, педагогов, детских психологов, воспитателей и учителей.

На русском языке публикуется впервые.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера" Селигман М. Э. П. бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.