В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, с которым автор был лично знаком, им мог стать даже воображаемый герой.

Жанр послания возник в античные времена в творчестве Горация, после - Овидия, а затем пришел в европейскую литературу. В этом жанре писали М. Ломоносов и Д. Фонвизин , К. Батюшков и В. Жуковский. Послание часто бывает похоже на письмо, а так как наши соотечественники, жившие в XIX и ХХ веках, еще посылали близким и друзьям письма, то образцы лирических посланий можно встретить и в поэзии С. Есенина («Письмо матери» , «Письмо к женщине»), и в творчестве В. Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Письмо товарищу Кострову»).

Послание Александра Сергеевича Пушкина адресовано его лицейскому другу - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин, уже живя в Петербурге и находясь в должности коллежского секретаря, часто приходил к своему товарищу на Мойку, в дом № 40. Он любил беседовать с Чаадаевым и старался не упускать возможности лишний раз повидаться с ним. У Чаадаева он учился независимости, достоинству, широкому взгляду на жизнь. Петр Яковлевич был последовательным защитником свободы: даже своих крепостных он отпустил на волю. Именно поэтому одно из лучших юношеских стихотворений Пушкина получило название «К Чаадаеву» .

Данное стихотворение по жанру с уверенностью можно отнести к дружескому посланию. Оно носит доверительный, более лирический характер. При этом глубоко личные мотивы сливаются в послании с возвышенными, патриотическими. Это настоящая лирика гражданского звучания, в ней звучит абсолютная убежденность в будущей свободе.

Сюжет послания «К Чаадаеву» развивает мысль о взрослении человека, прежде всего, гражданском. Начало стихотворения звучит удручающе: оказывается, «любовь, надежда, тихая слава» оказались всего лишь обманом. Юношеские мечты о славе и свободе при столкновении с реальностью обернулись сомнением. Неслучайно Пушкин сравнивает их со сном, с утренним туманом, которые имеют свойство рассеиваться в считанные секунды. Многие современники усматривали в этих строках отношение Пушкина к правлению Александра I, считавшего себя истинным либералом.

Вторая часть послания становится антитезой к первой, поэтому меняется ее звучание. Теперь герой «нетерпеливою душой» вслед за личными чувствами испытывает порывы свободолюбия. Они не менее пылкие, чем прежние, но теперь обращены не к собственной желаниям, а к нуждам своей родины. Для поэта такое обращение от частного к общему - вполне естественный шаг на пути взросления истинного гражданина и необходимое условие появления «вольности святой» . Герой уверен, что «Россия вспрянет ото сна» только тогда, когда проснется каждый искренне любящий ее гражданин.

Но при всей своей пылкости Пушкин прекрасно осознавал, что даже при неизбежности «пробуждения» человека и страны есть силы, препятствующие этому освобождению: «Гнет власти роковой» и «тяжесть самовластья» противостоят у него порывам «нетерпеливой души» . Поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самостоятельную ее пору, по мнению юного поэта, надо «посвятить Отчизне» . Заслуженной наградой в этом случае станет громкая историческая слава, когда «на обломках самовластья напишут наши имена» .

Общественно-политическая лексика («честь» , «власть» , «гнет» , «отчизна» ), которой насыщено все стихотворение «К Чаадаеву», была характерна для ранней поэзии декабристов, особенно поэзии Рылеева. По этой причине стихотворение мало кому известного в 1818 году Александра Пушкина распространялось среди жителей Петербурга почти анонимно и только в 1829 году было напечатано в альманахе «Северная звезда» М. А. Бестужева в весьма искаженном виде. А режиссер Владимир Мотыль в 1975 году взял строчку из стихотворения - «Звезда пленительного счастья» - для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

Среди всех величественных произведений Пушкина выделяется стих "К Чаадаеву". Жанр и тема этого стиха уникальны в его творчестве. Стих не похож на большинство его лирических поэм и воззваний. Здесь лирика душевная умело совмещена с лирикой гражданской, патриотической. В то время это был довольно новаторский подход к творчеству.

Проведем небольшой анализ стихотворения "К Чаадаеву". Жанр и тему выясним ниже. Сначала опишем, кто же такой П. Чаадаев, почему именно ему поэт обращает довольно патриотические послания?

Близкий друг А. Пушкина - П. Чаадаев

Знаменитое стихотворение посвящено заметной в то время фигуре - офицеру лейб-гвар-дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву. Петр Чаадаев, как офицер, участвовал в великой Бородинской битве и взятии Парижа.

Участвовал во многих организациях - был официальным членом Краковской масонской ложи, «Союза Благоденствия» в Москве. В декабристах он только числился. Однако никакой помощи движению не оказывал. Поэтому Пушкин обращается к своему близкому другу в надежде, что тот поймет его порывы души. Петр сам отпустил своих крестьян на волю, так как сочувствовал им. Его политические взгляды были весьма прогрессивными. К тому же, этот человек со временем стал одним из умнейших людей того времени. Он сам - великий философ и публицист.

"К Чаадаеву". Стих-послание

Великий поэт создал это творение в петербургский период творчества. Тогда молодой Александр Сергеевич, как известно, глубоко сочувствовал движению повстанцев - декабристов.

Чаадаеву, одному из немногих товарищей своих юных лет, он мог доверять любые свои сокровенные идеи, всегда ценил мнение своего старшего друга.

Стих написан в 1818 году, его знала вся декабристская молодежь, с которой Пушкин общался и стремился взаимодействовать в будущем.

Издал поэт свое стихотворение не сам, но один из молодых людей, знакомых поэта, сам подал в 1829 году эти строки для печати, вопреки желанию Пушкина.

Жанр и тема

Если брать в расчет время выхода стихотворения, то можно понять страхи Пушкина. Стихотворение возвеличивает свободу от самодержавия. Хоть и прямо не сказано о свержении царизма, дух революционера очень четко ощущается в строфах.

Вернемся к литературному анализу. По жанру поэтическое произведение считается посланием другу. Хотя обращается Пушкин не только к Петру Яковлевичу Чаадаеву, но ко всем своим соотечественникам, разделяющим его либеральные взгляды.

Этот жанр - послание широко применялся в античные времена. Его в своем творчестве использовали Овидий и даже Гораций. В XVIII, XIX веке, начале XX этот жанр также весьма популярен был среди писателей.

Пушкин пишет в письме к другу сокровенные мысли, которые по-иному, возможно, не вылились бы из души поэта. Чувствуются в стихотворении и лирические душевные ноты. Ведь по натуре Пушкин - лирик. И даже в гражданской его лирике чувствуется возвышенная поэтическая душа. Он способен суммировать личные чувства и гражданские и придать необычайный пафос своим мыслям.

Что является темой? Тема - это революционная прокламация, пронизанная до основания глубокой любовью к отчизне и юношеской горячей верой в то, что идя путем революции, он будет служить своем народу и будущим поколениям. Эта тема вполне соответствует выбранному жанру стиха "К Чаадаеву". Жанр, как помним, послание в лирико-гражданской форме.

"К Чаадаеву". Идея

В стихотворении "К Чаадаеву" основная идея - это призыв к свободе и гражданскому выбору - менять или не менять политическую ситуацию? Во времена декабристского движения этот вопрос стоял остро в дворянских кругах. Александр Пушкин считает честью борьбу с царизмом и крепостным правом. И свою судьбу он не видит иначе; поэт считает своим долгом помочь движению. Он использует общественно-политическую лексику, чтобы выразить насколько важна для него судьба отчизны.

В строках стиха прямо говорится: "На обломках самовластья напишут наши имена!". Он говорит об свободолюбии как о достоинстве возвышенного гражданина своей отчизны. И верит в то, что его стихотворения действительно пробудят порывы гражданского неповиновения, и в том видит свою заслугу.

Стихотворный размер

Как и большинство пушкинских стихотворений, "К Чаадаеву", жанр и тему которого мы уже рассмотрели в деталях, написано 6-стопным ямбом. Этот стихотворный размер являлся самым любимым в его творчестве. Ямб встречается почти в каждом произведении и дается поэту с небывалой легкостью.

Только иногда встречается в поздних произведениях анапест, но это было гораздо позже, когда поэт же стремился к экспериментам в поэзии. Когда пытался найти новую музу для себя и немного изменить привычный ритм в повествовании.

Вывод

Как видим, молодой Пушкин, только окончивший учебу в лицее, весьма дорожил дружбой со старшим товарищем Петром Чаадаевым. Все стихотворение - послание другу, в котором поэт открывает свои патриотические чувства. И в чем основная мысль стиха, в чем квинтэссенция послания "К Чаадаеву"? Тема, выбранная поэтом, - это стремление к вольной жизни в отечестве. А идея - призыв посвятить все свои мысли и чувства отечеству.

Стихотворение К Чаадаеву – это дружеское послание, где Пушкин еще раз обращает внимание общества на борьбу с самодержавием и вольностями. Их обоих охватывали одни мысли. Поэтому они делились своим видением на будущее, на необходимые перемены. Главная идея стиха К Чаадаеву – призыв людей к тщательному осмыслению происходящего и готовности начать борьбу.

История создания стихотворения кроется к том, что Пушкин и многие его современники из интеллигенции объединялись в сообщества, где подымали гражданские и политические вопросы.

Поэтому данное произведение использовалось в качестве агитации.

Первая часть говорит читателю о том, что надежды на царя Александра пали. Если раньше люди верили в него, то теперь их вера пошатнулась. Пушкин призывает всех людей, которые еще не бояться мыслить, начать бороться за свою свободу.

Обязательно поднимается вопрос патриотизма. Ведь для поэта патриотизм и революционное служение Родине – это синонимы. Все свои чувства Пушкин передал с помощью средств выразительности. Здесь часто встречаются метафоры и яркие смысловые выражения.

Центральным мотивом стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина, так же как в оде «Вольность», является томительное ожидание «Минуты вольности святой» (это десятая строчка, занимающая центральное место в состоящем из 21 строки стихотворении). Послание адресовано единомышленнику, кому не нужно подробно излагать свою позицию. С ним лирический герой делится переживаниями, возникшими на возрастном переломе.

В то же время за психологической конкретикой возникает обобщенность, так как она является отражением общей одушевленности, окрашивающей мироощущение целого поколения. Лирический герой не одинок, он может, обрисовывая специфику своего состояния, надеяться на то, что его поймут («...нежил нас обман...», «...в нас горит еще желанье...», «Мы ждем...», «наши имена»), поддержат, отзовутся на «прекрасные порывы». Он видит свою задачу в укреплении у друга веры в скорое наступление эпохи «пленительного счастья», не сомневаясь в его выборе, ведь все они «горят» свободой, ждут ее прихода, готовы выполнить долг чести («Пока сердца для чести живы...»), считая наградой память об их вкладе в борьбу с «самовластьем».

В содержательном плане стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина, анализ которого нас интересует, делится на две части. В первой (она занимает четверостишие с перекрестной рифмовкой) вспоминаются юношеские иллюзии о счастье в любви, о реализации надежд, достижении известности. Они «нежили» воображение, наполняли душу, но, «как сон», развеялись с приходом зрелости:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Иллюзии обманчивы (само слово происходит от лат. «обманывать»), но в увлеченности ими проявилась способность души «гореть» идеалами, жить непреходящими ценностями, внимать неземным голосам. Это свойство внутреннего мира не исчезло, но на первый план вышли иные понятия. Противительный союз не только постоянно подразумевается в антитезе двух периодов в жизни человека, он разделяет части стихотворения («Но в нас горит еще желанье...» — пятая строчка, столь важная, что звуковое соответствие к ней возникает не только в рифмующейся строке четверостишия — 8-й, но и в следующих, 9-й и 12-й это является напоминанием об основной мысли).

В послании отсутствует разделение на строфы, единство текста, написанного четырехстопным ямбом, способствует созданию впечатления, что монолог героя последовательно движется к финальному подтверждению вневременной значимости «горения», «упованья», «порывов», вызванных жаждой освобождения отечества от «гнета власти роковой» («И на обломках самовластья/Напишут наши имена!»). Свобода не только осознается как рациональное (от лат. «разумный») требование, она становится содержанием духовной жизни, наполняя мир чувств. Любовь к отчизне пришла на смену юношеским увлечениям, ей лирический герой готов посвятить всего себя:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Слово «внимать» (первое лицо множ. числа: «внимаем или внемлем») теперь малоупотребительно, поэтому о его значении надо сказать особо. Внимать — это внимательно слушать, прислушиваться, впитывать услышанное или прочитанное, направлять ум и волю на осуществление умозрительного вывода. Пушкиным утверждается действенное отношение к несчастьям родины, потребность у молодого поколения вмешаться в ход истории, исправив ошибки, воздействовав на течение событий.

Накал чувств, напряженность поисков выхода из исторического тупика передаются с помощью сравнения и гипербол. В ожидании «минуты вольности» лирический герой томится, как перед любовным свиданием:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Свиданье предстает верным, он не сомневается в наступлении царства свободы, но предваряющие его минуты тянутся, как века, поэтому так важно внушить соратнику надежду, призвать его не оставлять попыток воплотить идеал в жизнь. Прекрасные порывы его души не останутся незамеченными, так как они подобны сигнальному костру, биение сердца — это отсчет мгновений до главного события. Художественное преувеличение (гипербола) возникает в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкина в связи с тем, что заостряется значение гражданственных чувств, они требуют самопожертвования: нетерпение становится «горением», высокая цель окрашивает существование в целом, превращает его в жизнь «для чести». Призыв посвятить отчизне лучшие движения души является продолжением мысли о любви к ней как содержании внутреннего мира зрелого человека, отказавшегося от «юных забав»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Наряду со сравнением и гиперболами, в образном ряду стихотворения важны метафоры, стилистические обороты, где свойства одного предмета переносятся на другой по сходству или контрасту (скрытая). Метафорой является выражение «свободою горим». Здесь можно увидеть два плана: предметный (пламя) и переносный (одушевление). Они сопоставляются, перекрещиваются, сливаются в одном образе. Это скрытое сравнение (преданы идеалу свободы, который захватил нас целиком, сжигает, как будто мы оказались в пламени), однако отсутствие разделения между планами, их слияние в одном выражении, что и становится смыслом метафоры, вносит новые оттенки. Метафора передает не только впечатление настолько живое и ощутимое, что по одной фразе можно судить о духовном мире ровесников лирического героя, но и эстетическую ценность, важную для поэта, их идеалов. Отблески костра прекрасны, им уподобляются порывы души, и, наоборот, высокие чувства напоминают возносящиеся к небу языки пламени. Сближение признаков двух явлений давно замечено, что выразилось в бытовой метафоре «пламенные чувства», но в стихотворении Пушкина она конкретизирована и в связи с этим характеризует общественно-политические устремления. В понимание своего будущего, благодаря ей, привносится мотив жертвенности, ожидания гибели на костре. Трагический отсвет падает на современность, и оттого друзья и единомышленники воспринимаются как поколение героев, сознательно выбравших свой путь, предвидящих, что для борцов с самовластьем наградой будет только память. Поддержать в них боевой дух должно сознание того, что они выполняют великую миссию — пробуждают Россию от векового сна, приближают восход светила, луч которого разгонит «сгущенную мглу», «вечный мрак» (А.Н. Радищев. «Вольность», строфа 54) неволи. В этом они уподобляются самому «зиждителю» мира, создают новую реальность (там же). Их особым даром выглядит и способность воспринимать плен своей трагической судьбы как истинное счастье:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Последнее утверждение выделено благодаря двум особенностям: восходящей интонации и сквозной рифме (на, наши, имена), созвучной мужским рифмам предыдущего четверостишия (она, сна). В нем предложение не закончено, пятая, завершающая строчка является его продолжением. Возникает эффект переноса (стилистический прием, состоящий в акцентировании слова, находящегося на границе строчек, входящих в одно предложение, но разделенных метрически как частей, составляющих строфу; здесь разбивка на строфы отсутствует, стихотворение членится на четверостишия в связи со схемой рифмовки, появление пятистишия нарушает ее, что способствует выделению «лишней» строки). Внимание привлекается к значительности противоборствующей стороны, противником в битве за свободу отчизны выступает самовластье, воплощающее силу зла, ненавистное лирическому герою («гнет власти роковой» — образ, продолжающий обобщения в оде Пушкина «Вольность»: «неправедная власть» «роковая» беда народной жизни «везде», строфа 3).

Можно ли, говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, подменять понятие «лирический герой» словом «автор»? Несомненно, они близки, обрисованное в стихотворениях мироощущение было характерно для тех представителей пушкинского поколения, кто видел цель своей жизни в противодействии неприемлемым для них общественным тенденциям, в поддержке интересов угнетенных слоев. Автобиографичность очевидна и в связи с тем, что послание обращено к конкретному лицу, старшему другу Пушкина П.Я. Чаадаеву (1794—1856). Поэт познакомился с ним в 1816 году, когда был еще лицеистом, а Чаадаев закончил Московский университет и затем поступил на военную службу. Как гусарский офицер он участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском, лейпцигском и др. сражениях). После войны он вернулся в столицу, где прославился как человек, настроенный резко критично по отношению к существующему общественному устройству. Чаадаев был членом декабристского Северного общества, но, находясь за границей в 1823—1826 гг., не принимал участия в восстании. Впечатления от встреч с этой яркой личностью отразились не только в лирике Пушкина, но и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прототипом главного героя которой был Чаадаев (фамилия Чацкий является отзвуком его имени). Ему посвящено несколько пушкинских стихотворений, проявивших, как высоко поэт ценил друга. В их общественно-политических воззрениях было много общего, Чаадаев мог быть назван лирическим героем послания, товарищем по борьбе с «властью роковой». В другом стихотворении он сравнивается с участвовавшим в убийстве римского императора Гая Юлия Цезаря и возглавлявшим республиканцев в противостоянии второму триумвирату М.Ю. Брутом, а также с афинским вождем демократической группировки Периклом:

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он — офицер гусарский.

(«К портрету Чаадаева», 1820)

Проводя анализ, следует заметить, что дружбе с Чаадаевым Пушкин придавал большое значение, говоря о ней, как о «счастье» (запись в «Кишиневском дневнике», апрель 1821 г.), в связи с чем не случайным предстает обращение к нему в послании как к тому, чье имя встанет в один ряд с другими в характеристике поколения, «горящего» свободой. И все же ни автор, ни Чаадаев не обрисованы в стихотворении во всей сложности своего духовного мира. На первом плане оказалась одна из его черт, ей уделяется основное внимание. Особенности мироощущения борцов за приход «избраннейшего» дня (А.Н. Радищев) освобождения являются прототипическими для создания образа лирического героя, воспринимающегося в контексте данного произведения, сходного с характерами персонажей поэм Пушкина, другими образами вольнолюбивой лирики, каждый из которых тем не менее сохраняет своеобразие. Даже между авторскими лицами в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» есть разница, обусловленная различием в художественных целях.

Если в оде лирический герой стремится на исторических примерах подтвердить просветительские истины, выразив и личное отношение к порокам власти и долготерпению ее рабов, то в послании другу важно определить истоки общности между ними. Их связывают прежде всего эмоциональные (от лат. «волнение») факторы. Главными из них является восторг от сознания, что их ожидает участь героев, что перед ними дорога «чести», деятельность, которая принесет известность. Все ценности, усвоенные в ранней юности, бледнеют перед новым настроем на борьбу с самой судьбой («роковой» силой). В них «горит» желанье доказать свою любовь к отчизне жертвенным служением ей, надежда превращается в «томленье упованья», слава сделает их известными потомкам. Все это не обман детской мечты, а реальность, опасная, но принимаемая «нетерпеливою душой» с радостным ожиданием «верного свиданья».

Поэтические художественные средства, использованные в стихотворении, позволили высветить доминанту в мироощущении. Она важна не только для характеристики образного строя данного послания, но и в целом для того, чтобы охарактеризовать лирического героя ранней поэзии Пушкина. Свобода для него — необходимое условие жизни, порыв к ней прекрасен, несмотря на то что до нее нельзя дотянуться, как до звезды. Ключевая метафора послания («звезда пленительного счастья») акцентирует сходство между духовным и социально-бытовыми планами. Как ни далеки идеальные стремления от обыденности, человек оценивается лирическим героем в зависимости от способности подчинить свою жизнь достижению возвышенных целей, принести молодость в жертву общему делу, отказавшись отличных стремлений, если они противоречат ему. Таким образом, уже в ранней лирике заметно утверждение правоты жизни, истории, познать которую — задача мыслящего человека, а выразить красоту законов мира — счастье художника. В то же время для лирического героя Пушкина важен человек во всей неповторимости своих мыслей и чувств, направляющий волевые усилия на преодоление несовершенства, которое он ощущает как несправедливость, господство тьмы. Счастье людям он стремится принести, открывая путь к свету, звезде, всходящей («взойдет она») над земным сообществом людей, подобно солнцу. Рассвет, незаметный множеству погруженных в свои заботы людей, предчувствуется теми, кто уверен в его скором наступлении, но лирический герой готов неустанно доказывать его неизбежность, находить все новые краски для обрисовки того, что выпало на их долю. Это жертвы, потери, страдания, но и обретение смысла жизни, «пленительное счастье».

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано А.С. Пушкиным в 1818 году. Оно адресовано человеку, дружбой с которым поэт очень дорожил. П.Я. Чаадаев был старше Пушкина на пять лет, он имел богатый жизненный опыт, великолепное образование (Московский университет), был человеком глубокого, энциклопедического ума. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, в 1816–1820 гг. был офицером лейб-гвардии гусарского полка. Чаадаев имел большое влияние на юного поэта, дружбой с ним Пушкин очень дорожил. Петру Яковлевичу поэт адресовал несколько посланий и четверостишие «К портрету Чаадаева», в котором он сравнивает своего старшего товарища с героями античности:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес,
А здесь он – офицер гусарский.

Послание «К Чаадаеву» получило большое распространение в списках. В искаженном виде без ведома Пушкина было опубликовано в альманахе «Северная звезда» на 1829 год. А полностью напечатано было лишь в 1901 году.

Жанр произведения – дружеское послание. Стиль – романтический, в котором сочетаются интонации любовной и гражданской лирики. Однако послание относится к гражданской, вольнолюбивой поэзии. Основная тема его – тема свободы, это мечта о пробуждении России.

Как неоднократно отмечали исследователи, в этом стихотворении Пушкин пишет от лица целого поколения, которое только еще осознает свои цели и задачи. Послание начинается с грустной ноты: упоение жизнью, любовь, надежды – все это оказалось лишь обманом, мифом, несбыточным сном. И такого рода потери часто имели место в современной поэту действительности. Мечты о славе и свободе часто оборачивались горьким разочарованием при столкновении с реалиями жизни. Так было и с Чаадаевым. Именно об этом говорит поэт в первых строках стихотворения:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

Однако затем печальный тон поэта сменяется бодрым и жизнеутверждающим:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Вдохновенную мечту о «вольности святой» не могут заглушить ни трудности борьбы, ни «гнет власти роковой». Служение Отчизне поэт здесь сравнивает с чувством любви, с пылом юного любовника. При этом важно то, что этот жар души не должен перегореть, остыть.

Обращение поэта к старшему другу так настойчиво и призывно:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

И это обращение не к одному Чаадаеву, а ко всему поколению.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – это мысли лирического героя о прошлом, своеобразный анализ ушедших чувств, мироощущения, надежд, свойственных наивной юности. Вторая часть – анализ своих чувств в настоящем. Центром стихотворения является призыв к другу и единомышленнику:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Третья часть – мысли о будущем, открывающие горячую веру героя в идею свободы, в возможность преображения России. В финале стихотворения появляется тот же самый мотив, что и в начале его – пробуждение ото сна. Только в финале мотив этот звучит очень широко: это уже не индивидуальное мироощущение героя, а мироощущение целого народа, России. Интимно-лирическая интонация становится здесь гражданско-патетической. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

Послание написано четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки. Все произведение поделено на четверостишия и заключительное пятистишие. Каждая группа самостоятельна по своей интонации. Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («свободою горим», «горит желанье», «Россия вспрянет ото сна»), эпитеты («тихой славы», «минуты вольности святой»), сравнение («Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман»). В послании использована лексика «высокого» стиля («внемлем», «отчизны», «упованья»), общественно-политические термины («гнет», «власть», «вольность», «свобода», «честь», «самовластье»).

Таким образом, в романтическом послании «К Чаадаеву» Пушкин отходит от романтизма в традиционном его тематическом воплощении. Основная идея произведения – идея свободы и рыцарского служения Отчизне.