Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

3. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

Аналогично с другими гласными звуками.

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук» .

Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

в начале, в середине или в конце слова?

Физминутка.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

- шапка, жираф, кошка;

- сапоги, плащ, подснежник;

- журавль, мышонок, букашка;

- ручьи, грачи, медвежата.

Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

Ирина Мазалова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 комбинированного вида»

Конспект занятия

обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

на тему :

«Звук ж . Буква Ж »

Учитель-логопед : Мазалова И. В.

г. Богородицк

Цель : познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж .

Коррекционно-образовательные задачи :

1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков , слогов , слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова) ;

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог» ;

5)упражнять детей в делении слов на слоги;

6) учить детей преобразовывать слова;

7) совершенствовать звуковой анализ ;

8) совершенствовать навык чтения слогов , слов;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование :

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки) ; конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук) ; пособие для звукового анализа ; игрушка «Жук» ; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики » , счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко» .

Дети встали в круг.

Логопед : Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).

Логопед : Тихо проходите и садитесь на свои места.

Логопед : Произнесем все вместе :

«Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять

И друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

I. Организационный момент :

Логопед : Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию , где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква »

Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии ?

Дети : Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед : Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети : На этой картинке изображен банан.

Логопед : Какой первый звук в слове банан ?

Дети : В слове банан первый звук б .

Логопед : Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б ).

Аналогичная работа с картинками : утка, коса, валенки, буква Ы .

Логопед : Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии ?

Дети : Буквы .

Логопед : Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой .

Отгадайте загадку :

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети : Жук.

Логопед : С какого звука начинается слово жук?

Дети : Слово жук начинается со звука [ж] .

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж .

Для того, чтобы правильно произносить звук , надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

Давайте дадим характеристику звуку [ж] . Произнесите звук [ж] .

Дети : Ж-ж-ж.

Логопед : Звук [ж] можно пропеть ?

Дети : Звук [ж] нельзя пропеть . Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж] . Наше горлышко спит или работает?

Дети : Горлышко работает.

Логопед : Если горлышко работает, значит звук [ж] какой ?

Дети : Звук [ж] звонкий .

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый .

Вика, дай полную характеристику звука [ж] .

Вика : Звук [ж] согласный , звонкий, всегда твердый.

Логопед : Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

2. Логопед : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж] , слог со звуком [ж] , слово со звуком [ж] .

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

3. Логопед : Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

Будь внимательным, смотри :

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи .

Дети : На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.

(аналогично со словами : ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок).

Логопед :тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова . Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].

Логопед : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

3. Логопед : Ребята, что такое слог?

Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук . Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов .

Логопед :

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед : ЖИ, ЛЫ

Дети : ЛЫЖИ

(ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)

Логопед : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (Карточка с заданием : дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах ).

Логопед : Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем :

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел : «ж-ж-ж» .

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук нас приземлился,

Жужжа, закружился :

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе :

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

Логопед : Сядет на место тот, кто назовет ласково :

Флаг – флажок

(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг) .

Логопед : У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово» . Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж] .

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня) .

Логопед : Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж] , а сейчас познакомимся с буквой Ж .

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук .

Логопед : Ребята, что это : буква или звук ?

Дети : Это буква .

Логопед : Правильно. А чем буква отличается от звука ?

Дети : Буквы мы видим , читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

Логопед : Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж . Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.

Логопед : Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.

Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками .

(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж , О, У, А, И. Дети читают слоги)

Слушает ЖУК внимательно,

Как вы слоги читаете старательно.

Дети : ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ

Логопед : Хорошо, молодцы.

А сейчас посмотрите на буквы . Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У , Ж, К)

Дети : Жук.

Логопед : Правильно. Возьмите «светофорчики» . Выкладывает схему слова ЖУК.

(дети выполняют задание)

Логопед : Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед : Саша, почему ты поставил первым синий кружок?

Саша : Звук [ж] твердый согласный звук , поэтому обозначаем его синим кружком.

Аналогичная работа со звуками : [у], [к].

Логопед : Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

Скороговорку повторите,

На звук [ж] сильней нажмите :

Жутко жуку жить на суку.

Логопед : Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем . Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях .

(дети выполняют задание в тетрадях)

Логопед : Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?

(ответы детей)

Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж] . Какой звук [ж] ?

Дети : Звук [ж] – согласный , глухой и всегда твердый.

Логопед : Правильно, ребята, молодцы!

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил .

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.

За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.

Можете отдохнуть.

Литература :

С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов » - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М.: Баласс, 2002. – 128 с.

Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия » , Волгоград, 2013. – 239 с.

МДОУ «Детский сад №9 КВ»

Тульская область, г. Богородицк, Россия

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ЗВУК И БУКВА Ж ».

Цели занятия:

Автоматизировать звук Ж в словах и предложениях;

Развивать фонематическое восприятие;

Познакомить детей с буквой Ж;

Продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

Упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

Воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.

Оборудование:

- магнитная доска;

- телефон, указка;

Картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, верблюжонок, медвежонок, жук;

Фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;

Колокольчик – символ звонкого согласного звука;

Иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;

Картинки -буквы(А4) – А,О,У,И,Ж;

Слоговые схемы: 1 слог – 1 шт., 2 слога – 3 шт., 4 слога – 2 шт.;

Записка от зверей с загадками;

Маленькая картинка или игрушка жук;

Конверты по группе со счётными палочками.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный этап.

Дети стоят вокруг педагога.

- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.

Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

- Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали . Нас попросили помочь . Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске . Видите, здесь клетки . Они пустые . Но, кажется, нам оставили какие-то записки.

На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.

А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.

Загадки:

Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,

Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,

Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,

Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться …(жираф).

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это – … (ёжик).

Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,

Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,

Пусть ветер и вода свежи , Не жужжу, когда тружусь,

Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).

По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.

-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк . Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.

Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.

Акустико-артикуляционный образ звука.

На доске картинка жука.

- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?

Педагог держит в руках картинку с изображением жука.

-Посмотрите, я поймала этого жучка . Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко . Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.

Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

- А теперь давайте расскажем об этом звуке.

Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета . Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете , как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

Закрепление звука.

-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь . Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж , развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж ?

Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.

Игра «Живые звуки».

Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.

Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?

Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.

-А Серёжа будет новым звуком. Каким?

-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Повторение потешек со солгами.

Жа-жа-жа – есть иголки у е .. (жа ).

Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).

Же-же-же – расскажу я о … (еже).

Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).

Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж!

(С. Маршак)

Игра «Найди конверт».

Каждый конверт лежит в условленном месте.

Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где . Возьмите свои конверты и садитесь на места.

Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т.д.

Дети садятся, открываю конверты.

-Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж. Катя, спроси у Вани сколько ему понадобиться для этого палочек. Вика, поинтересуйся у Андрея, куда он положит самую длинную палочку.

Физминутка .

Дети встают в круг. Педагог спрашивает, какие они знают цвета радуги со звуком Ж.

Оранжевая песенка.

Вот уже подряд два дня С тоя, разминаем кисти рук.

Я сижу рисую. Встряхиваем руками.

Красок много у меня - Хлопки в ладоши.

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет Руки в стороны.

В самый свой любимый цвет: Повороты туловища влево-вправо.

Оранжевое небо, Стоя, руки вверх.

Оранжевое море, Присели, руки вниз.

Оранжевая зелень, Встали, руки в стороны.

Оранжевый верблюд. Руки на пояс.

Оранжевые мамы Прыжки на левой ноге.

Оранжевым ребятам Прыжки на правой ноге.

Оранжевые песни Прыжки на двух ногах.

Оранжево поют. Хлопки в ладоши.

(А.Арканова, Г.Горина)

Жёлтая песенка.

Жёлтое солнце на землю глядит, Руки вверх, потянулись, посмотрели наверх.

Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Качание поднятыми руками влево-вправо.

Жёлтые груши на ветках висят. Встряхивание руками внизу.

Жёлтые листья с деревьев летят. Махи руками в стороны вверх-вниз.

Жёлтая бабочка, жёлтая букашка, Приседания.

Жёлтые лютики, жёлтая ромашка.

Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек, Прыжки на месте.

Жёлтый – цвет радости,

Радуйся, дружочек.

(В.И.Ковалько)

Закрепление звука в словах.

-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.

Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.

-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).

А где мы слышим звук Ж ?

Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.

Т.о. разбираются все слова.

Закрепление звука в предложениях.

Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

От , ежонок , мамы, убежал.

Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.

-В каких словах здесь слышится звук Ж ?

Страха, мышка, от , задрожала.

Замок, заржавел, железный.

Итог занятия.

-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.

Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.

2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.

Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, чётко, правильно

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

Научить правильно произносить звук [Ж].

Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...

Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).

Флаг - флажок, берег - .., друг - .., рог - .., пирог - .., круг - .., утюг - ..

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук).

Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот)

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук - жук, баба - .., мир - ., мало- ., пакет - ., билет - ., пучок - ., Веня - ..

Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

жук [ж у к], жаба [жаб а].

Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.

Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:

ЖА: -ра, -кет...;

ЖУ: -равль, -ки...;

ЖИ: -раф, -вот...

Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:

ЖИ: но-..., лы-...;

ЖА: лы-..., ко...

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):

Женя жует.

Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.

В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание 17 . Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.

Задание 18 . Знакомство с буквой Ж.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

О. Гофман

На что еще похожа буква Ж?

Сравнивание букв К и Ж:

Это - Ж, А это - К,

Целый жук и полжука.

А. Шибаев

Игры с буквами .

Задание 19 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:

жук, жуки, кожа, жаба, жабы.

Чтение, списывание предложений:

Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.

прислала

Туровская С.В.

учитель-логопед ГОУ №1212 ЮВАО

Конспект занятия в старшей группе

Тема. Звук и буква Ж.

Цель:

Закрепить навык чёткого произнесения звука «Ж».

Задачи образовательные:

1. Познакомить детей со звуком Ж.

2. Ввести обозначение звука.

3. Познакомить детей с характеристикой звука.

4. Познакомить детей с буквой.

Задачи коррекционные:

1. Учить детей выделять звук «Ж» в начале и в середине слов.

2. Развивать слуховое внимание.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Учить анализу и синтезу.

5. Развивать двигательную активность детей.

6. Развивать абстрактно – логическое мышление посредством загадок.

7. .Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж.

8. Учить подбору слов – родственников.

Задачи воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

– Хочу вас пригласить уехать из зимы на летнюю полянку.

– Ребята, а как нужно вести себя на полянке и в лесу? (Тихо)

II .1. Сообщение новой темы.

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт в землю ползёт. (Жук)

– Как можно назвать маленького жука (Жучок)

– Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

– Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? (Ж)

2. Знакомство с артикуляцией звука.

Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.

При произнесении звука воздух встречает преграду. Он согласный, звонкий, твёрдый. Звук «Ж» обозначается, синим квадратом.

3. Образование им. сущ. с суффиксом ОК и чередованием Г и Ж.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг – шажок

снег – снежок пирог – пирожок

берег – бережок круг – кружок

друг – дружок утюг – утюжок

сапог – сапожок творог – творожок

4. Пальчиковая гимнастика.

Я весёлый майский жук. Сжать кулачок.

Знают все меня вокруг, Указательный палец и мизинец

Над лужайками кружу, развести в стороны.

А зовут меня Шевелить усами.

Жу – жу…

5. Игра «Договори слово».

ле

бро

хо

гля

дру жу

пока

ви

ре

вя

ма

бу

6. Определение места звука в словах с опорой на картинку.

Картинки достаются из корзинки.