Урок построен в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся. Он пробуждается чувства и размышления младших школьников о ценностном отношении к хлебу через разнообразные методические формы, включение детей в игру, упражнения, чтение.

Воспитательная канва направлена на актуализацию творческого мышления, обоснованного рассуждениями о нравственной проблеме бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда, традициях русского народа. Урок воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х"], буквы Х х.

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], , и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу, учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке; продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие :

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2.Повторение изученного.
Слайд 2.

На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

«Песнезнайка!»

Слайд 3.

Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».

3. Подготовка к объяснению нового материала

Слайд 4.

1) Дыхательная гимнастика

Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А И У Н

А теперь коротко и отрывисто:

ыыыы кккк уууу

4. Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 5.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

Какую букву будем изучать?

Какова тема урока?

Слайд 6.

Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Слайд 7.

Назовите слова.

Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Слайд 8.

Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х"]

Игра «Третье лишне».

Прочитайте слоги.

Какой слог лишний?

Почему? (хи, звук мягкий)

Чтение столбиков слов.

Прочитайте первый столбик слов.

Что общего?

Работа в парах.

Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.

Прочитайте второй столбик слов. Что общего?

В какой части слова встречается буква х?

Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.

По какому признаку делили слова а группы?

Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

  1. Физкультминутка с фонематической разминкой.

Слайд 9.

Вы, наверное, устали,

И теперь все дружно встали.

Следите глазами за предметами.

Продолжение работы.

Слайд 10.

Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.

– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)

Слайд 11.

– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).

Слайд 12.

Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.

О чем текст?

Как ласково называют хлеб?

Слайд 13.

Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без душистого каравая.

В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.

С каким важным событием связан их приезд?

Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?

Слайд 14.

Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!

Повторное чтение текста учащимися.

Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.

Слайд 15.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА! »

– Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушиваются ответы. (без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)

« Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился

Как вы понимаете эту пословицу?

(Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.)

В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:

Слайд 16.

  • Не будет хлеба, не будет обеда
  • Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Горька работа, да хлеб сладок.

Тема: знакомство со звуком [Х].

Цель: познакомить детей со звуком [Х].

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук [Х];
  2. Научить детей дифференцировать звук [Х] на слух и в произношении;
  3. Развивать у детей фонематические представления;
  4. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Выдели первый звук». Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать какой одинаковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хомяк, хлеб.

2. Артикуляция звука [Х]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [Х]: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»: Х, П, М, Х…; ХА, ХО, ПУ…; АХ, ОМ, УХ…; ХЛЕБ, МОЛОКО, БАТОН, МОХ, УХО….

III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: АХ-ОХ-УХ-ИХ; ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
2. Д/и «Доскажи звук»: педагог называет начало слова, а дети-только последний звук в слове: ПЕТУ…, ПАСТУ…, ОТДЫ…, ЗАПА…, ЛОПУ…, ГОРО…, ШОРО…, СТРА….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [Х] и на другие звуки). Педагог сначала просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук Х, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
Звук [Х] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы.



Знакомство с буквой Х

Тема: знакомство с буквой Х.

Цель: познакомить детей с буквой Х.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой Х.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [Х]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.

Стих про букву Х:
Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
Какая буква на урок сегодня заглянула?
«Ха, не узнал?!»-учи стихи!
Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.

3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

III. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник ).

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб ).

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает…(хомяк ).

Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.

Наталья Василевская
Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х»

Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х»

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление знаний о букве и звуке «Х» ,

Формирование звукового анализа ,

Формирование умений различать твердый и мягкий звук ,

Формирование умений определять место звука в слове .

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие памяти, внимания,

Развитие мелкой и общей моторики,

Развитие связной речи,

Развитие фонематического слуха

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формирование доброжелательности, инициативности.

Оборудование : проектор, цветные квадратики, печатная буква «х» , зеркала, картинки со звуком «х» ,электронная презентация, цветные камушки,

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Я хочу загадать вам загадку.

На лице цветет

От радости растет.

(Улыбка)

Подарите друг другу улыбку для хорошего настроения

А я сегодня ребята получила письмо, давайте прочтем его и узнаем кто нам пишет. А пишет нам буква «Х»

Здравствуйте ребята, я очень хотела попасть к вам, но заблудилась, помогите мне отыскать дорогу к вашему детскому саду. Буква написала , что она сможет вернуться, если вы выполните задания. Поможем?

Но прежде, мы должны подготовим наш язычок для работы.

Возьмите зеркала давайте выполним упражнения. (Дудочка, улыбка, часики, качели, вкусное варенье, лошадка)

Хорошо! А теперь скажите звук «Х» гласный или согласный? Бывает твердый, бывает мягкий, проверьте какой он, звонкий или глухой. Возьмите синий и зеленый квадратики.

Ну что ж наш язычок готов и можно посмотреть карту и начать выполнять задания.

За каждое выполненное задание вы будете получать вот такой фрагмент, посмотрим что же у вас получиться в конце.

1. У вас в руках квадратики, я буду называть слоги, если вы слышите твердый звук то поднимаете синий квадратик, если мягкий, то зеленый.

(Ха, хи, хо, ху, хе, хё, ха, ах, ух, ох,)

Молодцы справились.

Посмотрим какое же следующее задание нам нужно выполнить.

2. Распределите картинки по двум группам, к синему с твердым звуком , к зеленому с мягким звуком , вместе проверим. (Находим место звука в слове , полным ответом)

Физминутка. «Чударики» (видео игра)

3. следующее задание. Давайте составим предложение с каждым из этих слов. (используются картинки из предыдущего задания)

4. Найди лишнее слово. (на экране)

5. Назовите только те слова в названиях которых есть звук «Х»

Вот и буква ! Вернулась она к нам?

Давайте украсим нашу букву . (выкладываем камнями.)

Итог занятия : Если вы считаете , что у вас все получилось возьмите оранжевую звездочку, если вы считаете, что не все получилось, то желтую.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; - учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

Конспект занятия «Звук [а] и буква А» Задачи: познакомить детей с гласным звуком [а]и буквой А; учить определять позицию звука в слове; упражнять в интонационном выделении.

Конспект занятия «Звук [Б] и буква Б» Конспект НОД в подготовительной группе МБДОУ №61 для детей с ОНР второго года обучения. Учитель-логопед Носова Г. Г. Тема: «Звук и буква.

Конспект занятия «Звук и буква Т. Продукты питания» Цель: 1. Знакомство с продуктами питания 2. Нахождение звука Т в словах 3. Деление слогов на слоги 4. Нахождение звука в слове 5. Отвечать.

Конспект урока

чтения и развития речи

в 1 классе

Тема «Звук и буква Х, х»

Подготовила Климова С.О.

2014

Тема: Звук и буква Х,х

Оборудование: серия иллюстраций на тему «Откуда берётся хлеб», хлебные изделия, индивидуальные карточки – прописи, учебники, карточки – сигналы

Ход урока

    Организационно – подготовительный этап

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

- Речевая разминка

Ха – ха - ха – поймал петуха

Хо- хо – хо – идёт Пахом

Хи – хи – хи – поел ухи.

Ух, ух, ух – летит пух.

    Основной этап

- Введение в тему урока

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый…(Хлеб.)

Учитель: Проговорим хором слово хлеб.

Дети: Хлеб

Кузьмин Михаил:

Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло! (показ хлеба)

Учитель: Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» А вы знаете почему? (по возможным ответам детей). Без него не обходится ни один прием пищи, потому что хлеб - это сытно и полезно. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие.

- Разбор иллюстраций «Откуда берётся хлеб»

Учитель: Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор (картина 1),

который глубоко вспахивает землю. Проговорим хором слово трактор.

Дети: трактор.

Учитель: К трактору прикрепляю сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. (картина 4) Проговорим хором слово сеялки

Дети: сеялки.

Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже всё поле в золотистых колосьях. (картина 6). Зёрна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается уборка урожая. И на поле выходят другие машины – комбайны (картина 7). Проговорим хором слово комбайн.

Дети: комбайн.

Учитель: Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.(картина 9)

Потом муку (картина 13) везут на хлебозавод. И далее из муки выпекают хлебобулочных изделий (картина 10,12) Далее эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем (картина 11). Вот какой сложный путь должен пройти наш продукт питания, чтобы попасть к нам на стол.

Учитель: О каком продукте питания мы с вами разговаривали?

Дети: о хлеб.

- Работа по теме урока

    Выделение звука «х» в слове – хлеб.

Учитель: Какой первый звук вы слышите в слове «Хлеб»?

Учитель: Как вы думаете звук Х гласный или согласный?

Дети: Звук Х согласный.

Учитель: Звук Х обозначается буквой Ха.

    Обозначение звука буквой. На что похожа?

Х - забавная игрушка,

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

Учитель: Что вам напоминает буква Х?

Дети: мельницу

Учитель: Из каких элементов состоит печатная буква Х?

Дети: Две прямые линии, которые пересекаются между собой

    Придумывание слов на букву «Х»

Учитель: Придумайте слова на букву Х

Дети: хомяк, халат, хоккеист и т.д.

- Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

- Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

Будет хлеба каравай,(образовать перед собой круг руками)

Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)

Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

- Работа в прописях

1. Раскрашивание буквы Х

Учитель: Откройте прописи. Каким цветом нам необходимо разрисовать букву Х?

Дети: Синим

2. Письмо буквы Х, х (Соня Захарова и Миша Кузьмин обводят по контуру буквы)

Учитель: возьмите в руки ручки и пропишите букву Х. Начинаем писать из верхнего левого угла, ведём прямую линию в нижний правый угол. Второй элемент начинаем писать из верхнего првого угла, ведём прямую линию в нижний левый угол.

3. Определение звука Х в словах

Учитель: рассмотрите рисунок, что изображено?

Дети: мухомор, холодильник

Учитель: Где находится звук Х в слове мухомор?

Дети: звук Х находится в середине

Учитель: Закрасьте нужный квадратик синим цветом

Учитель: где находится звук Х в слове холодильник?

Дети: Звук Х находится в начале слова

Учитель: Закрасьте нужный квадратик синим цветом.

Учитель: карточки – прописи отложите в сторону, всё внимание на меня.

- Зрительная гимнастика

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно. (посмотреть влево)

Ах, как небо высоко. (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим, (очертить глазами дугу) влево и вправо

Вверх по радуге пойдём,

Вправо, влево повернём, (движение вправо, влево)

А потом покатим вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (зажмурить, открыть и поморгать)

- Работа с учебником

Чтение слогов с буквой Х

Учитель: Откроем учебники по закладке. Прочитаем слоги с буквой Х.

(индивидуальная работа Миша Кузьмин читает текст «Хлеб» по карточкам)

    Заключительный этап

- Итог урока

Учитель: С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?

Дети: звук Х

Учитель: Звук Х гласный или согласный?

Дети: Согласный

Учитель: Что вам понравилось на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите карточку сигнал.

Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»

Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний о звуках Х - Хь, знакомство с буквой Ха;

Закрепление умения соотносить звук с буквой;

Закрепление зрительного образа буквы;

Коррекционно-развивающие:

Закрепление понятия: согласный, глухой;

Упражнять в определении места звука в словах;

Продолжать развивать фонематическое восприятие;

Развитие внимания, мышления, памяти.

Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.

Развитие зрительного внимания;

Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Оборудование: яркая карта страны Буквария; карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки. А путешествовать мы будем на ковре самолете. Ковер наш волшебный и попасть на него сможет лишь тот кто правильно произнесет заклинание.

(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)

Молоды ребята, а для того чтобы наш ковер самолет заработал и поднялся в воздух, нужно вспомнить как нужно вести себя на занятии?

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Внимательно слушай!

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

Тогда отвечай!

Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Чтобы он начал двигаться нужно выполнить специальные упражнения:

*Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Качели» (5-р)

А – О – У; А – О – У; А – О – У

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Но куда же нам лететь? Как добраться до страны Буквария? Что нам для этого понадобиться? (Карта)

Правильно! Нам нужна карта! (Показывает яркую карту, в которой основные пункты отмечены названиями букв по программе)

И первый город в стране Буквария называется «Город Ха», там и будет наша первая остановка.

2. Акустико-артикуляционный анализ звука:

В «Городе Ха» живут звуки [Х], [Х"]. Давайте их охарактеризуем.

Звук [Х] - какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);

Звук [Х"] - давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?

2. Фонематическое восприятие:

Вот мы и познакомились с жителями «Города Ха». А сейчас я хочу вам рассказать веселый стишок об одном жителе города Ха:

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х - х"]).

Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х - х"].

(раздать карточки с изображением камня и подушки)

Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Хь] поднимайте подушку.

3. Отгадывание загадок. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.

А теперь ребята, мы с вами отправимся на фото-охоту. Кто мне скажет, чем занимаются на фото-охоте? (фотографируют)

А для этого нам нужно фото-ружье. (Логопед просит выставить большие и указательные пальчики на обеих руках, остальные зажать в кулачок. После чего соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. И Указательный пале левой руки с большим пальцем правой руки. Получился прямоугольник - видоискатель). Фотографировать мы будем только тех зверей в названиях которых есть звуки [Х] или [Хь].

На полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (На экране появляется изображение хорька)

Ходит по лесу зверек - Хитрый маленький. (хорек).

(С. Маршак.)

Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)

А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи ).

Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят. (черепахи).

Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] - твердый или мягкий?

А это что за насекомое?

Жужжит она у уха. Летает всюду. (муха).

Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]? Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком какого цвета мы его обозначим?

4. Динамическая пауза игра «В темном лесу».

В темном лесу есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят – руки вверх

5. Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:

У звуков [х - х"] - один образ-буква. (Буква Ха появляется на экране. Логопед читает четверостишие):

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь - порешь, хочешь - шьешь,

Хочешь - сам себя стрижешь.

(В. Степанов.)

6. Закрепление образа буквы:

На что похожа буква Ха?

Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.

А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и читаем, а произносим звуки)

7. Закрепление кинестетического образа буквы Ха. Игра «Волшебный мешочек»

Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.

III. Итог занятия:

Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:

Где мы с вами сегодня побывали? (В стране Буквария, в «Городе Ха»)

Какие звуки живут в «Городе Ха»? (В «Городе Ха живут звуки [Х] и [Хь]»)

С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с буквой Ха)

Какие звуки обозначает эта буква?

Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?

В чем отличие звуков от буквы?

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

На этом наше занятие окончено.