Детальным изучением и развитием речи занимается наука логопедия. Термин, обозначающий это направление научного познания, греческого происхождения, он был образован слиянием двух слов: «речь» (logos) и «воспитание, обучение» (paideia). Таким образом, сам термин раскрывает суть логопедии и ее направленность.

Помимо воспитания речи, эта наука, являясь одной из отраслей специальной педагогики, уделяет особое внимание дефектам речи, причинам их возникновения, их механизмам, симптомам и протеканию. Логопедия изучает патологические отклонения речевого развития и речевой деятельности с целью нахождения новых методов и программ обучения лиц с подобными дефектами для постановки правильной речи.

Объектом изучения логопедии являются лица, у которых диагностированы любые речевые отклонения (кроме физиологических недостатков). Как и любое другое направление научного изучения, логопедия имеет собственные принципы, задачи, методы и программы обучения индивидуумов с выявленными расстройствами речевой деятельности.

Когда зародилось направление

История логопедии не имеет точной даты возникновения, а насчитывает несколько тысячелетий. Можно выделить четыре этапа развития данного направления (самостоятельного на сегодняшний день) коррекционной педагогики. Как демонстрирует тенденция развития отрасли, она формировалась на основании знаний, полученных медициной и педагогикой, а потому имеет непосредственную связь с ними.

Научное познание речевых расстройств и нахождение методов для их коррекции началось не так давно, когда медицине стали известны основные механизмы анатомического и физиологического аспектов, благодаря которым человеку удается осуществлять речевую деятельность. Примерно в середине 19 столетия появились первые заметки относительно теории расстройств речи, автором которых был врач-невропатолог П. Брок. Немногим позднее свой научный труд с описанием центра сенсорной стороны речевых возможностей опубликовал другой невропатолог – К. Вернике.

Обе эти работы стали причиной многочисленных споров и дискуссий относительно механизмов, обеспечивающих систему речи. Стоит заметить, что этот научный конфликт стал отличным предлогом для сбора новых данных и знаний о возможных нарушениях речевой деятельности человека.

В связи с этим постепенно стали появляться результаты исследований речевых нарушений, которые проводили с экспериментальной целью не только невропатологи, но и лингвисты, психологи, физиологи, педагоги и другие специалисты.

Таким образом, логопедия как наука, зарождалась постепенно, на фоне развития и совершенствования других наук. И теперь, являясь самостоятельной отраслью коррекционной педагогики, логопедия не изолирована от других направлений. Более того, она тесно взаимодействует с прочими направлениями научного познания индивидуумов.

На просторах России прорывом в становлении логопедии стало событие, когда государство решило оказывать помощь детям с речевыми отклонениями. В не таком далеком 1917 году были изданы особые декреты о необходимости включения дошкольных и школьных учреждений (в т.ч. частных) в общую систему просвещения советского народа.

Согласованием этих документов занимались ведущие советские инстанции. Благодаря этим декретам, побуждающим правительство вплотную заняться вопросом оказания помощи детям с дефектами речи (в т.ч. аномальными), в области организации воспитательного и обучающего процессов было положено начало кардинальным изменениям.

Основные понятия

Нарушениями речевой деятельности, которыми занимается логопедия, считаются отклонения в работе мышц речевого аппарата, нарушения в произношении звуков или интонации, недоразвитость речи, патологическое развитие на фоне заболеваний и другие аномалии.

Подобные дефекты изучаются и определяются специалистами различных научных областей. В ходе изучения дефектов речи каждое отклонение рассматривается в соответствии с целями, задачами и методами каждого из научных направлений.

Значение логопедии при этом – исследование расстройства с целью его предупреждения, а также устранения при помощи особых программ коррекционного воспитания или обучения. Поэтому логопедия считается ответвлением именно специальной педагогики. Ее структуру на сегодняшний день составляют:

  • Дошкольная и школьная логопедия.
  • Логопедия для детей подросткового возраста.
  • Логопедия для взрослых.

Теоретические основы логопедии позволяют исследовать этиологию нарушений речевой деятельности посредством эволюционно-динамического метода в сочетании с принципом единства диалектических, биологических и социальных аспектов развития речевого аппарата.

Исходя из этого определяются задачи логопедии:

  • Изучение индивидуальных особенностей речи для каждой формы речевых отклонений.
  • Выявление симптоматики, характера развития и степени отклонения речевой деятельности.
  • Определение тенденций развития детей с отклонениями речи.
  • Выявление связи между речевым нарушением и формированием психического, физического здоровья и становлением личности.
  • Исследование формирования речевого аппарата у детей с различными дефектами развития при наличии у них отклонений речи.
  • Выявление природы появления нарушения, его механизма действия, сопутствующих симптомов, а также структуры.
  • Разработка педагогических и других методов познания расстройств речевой деятельности.
  • Систематизация полученных практических и теоретических знаний для создания основы, позволяющей усовершенствовать методы исследования речевых дефектов.
  • Разработка новых методов, приемов и принципов, позволяющих предотвратить и устранить нарушения.
  • Формулирование и постановка новых, актуальных вопросов, связанных с организацией программ по оказанию соответствующей помощи лицам с речевыми нарушениями.

Представленные выше задачи данного научного направления рассматривают нарушения речевой деятельности с точки зрения:

  • Теории – изучения расстройств речи с целью получения возможности разрабатывать новые методы для профилактики, выявления склонности к отклонениям и их преодоления.
  • Практики – применение профилактических мер, методов для выявления и устранения отклонений в речевом аппарате.

Как можно увидеть, теоретическая сторона и практический опыт логопедии тесно связаны, что позволяет осуществлять комплексный научный подход к решению проблем дефектов дикции.

Осуществляя свою непосредственную научную деятельность, эта отрасль опирается на основные принципы логопедии:

1. Принцип системности – рассматривает речь как уникальную систему с собственной сложной структурой, компоненты которой изучаются отдельно для получения общей картины возможностей и строения речевого аппарата.

2. Принцип комплексности – учитывает закономерности и специфические особенности развития индивидуумов при наличии у них речевых дефектов.

3. Принцип развития – при проведении коррекционной и логопедической деятельности предполагает определение основных этапов, задач и выявление осложнений, связанных с ближним окружением лица.

4. Принцип рассмотрения речевых нарушений на фоне психического состояния индивида и его аспектов.

5. Принцип деятельностного подхода – для организации логопедической программы воспитания или обучения ребенка с нарушениями дикции ведущей является его непосредственная деятельность (игры, обучение, практика).

6. Принцип ортогенетических особенностей.

7. Этиопатогенетический и симптоматический принцип.

8. Принцип, принимающий во внимание структуру дефектов дикции.

9. Принцип обходного пути – рассматривает возможность сформировать новый принцип функционирования речи «мимо» компонента, который и является нарушением.

10. Общие дидактические принципы.

Стоит отметить, что основу научного метода составляют логопедические принципы общедидактические, а также специальные (принципы развития, систематизации приемов и взаимосвязанности). Они являются практическим подкреплением теории Р.Е. Левиной относительно комплексного подхода к осуществлению логопедической деятельности, который учитывает особенности индивида (в двигательной, сенсорной, волевой и эмоциональной сферах).

Какие варианты и приемы использует наука

Методы, которые использует эта отрасль науки, позволяют осуществлять основную логопедическую практическую деятельность, подкрепленную теоретическими знаниями. Все методы логопедии, как показала практика, могут быть разделены на группы:

1. Методы организации процессов изучения речевых механизмов (сравнение, комплексное изучение, исследование в динамике).

2. Эмпирические (основанные на приобретенном опыте) методы. В частности, это наблюдение, эксперимент и изучение в психодинамике. Также к ним относится метод биографический, основанный на сборе, систематизации и анализе данных, и праксиметрические примеры по рассмотрению деятельности речи.

3. Методы, связанные с анализом и обработкой посредством ЭВМ данных, полученных в ходе применения количественного и качественного методов.

4. Методы интерпретации, изучающие пути применения теории на практике в отношении изучаемых явлений.

Осуществляющие научную деятельность специалисты

Непосредственными участниками логопедической деятельности являются логопеды. Это специалисты, которые проводят коррекцию речевых нарушений у детей, применяя научные методы. Основной задачей их деятельности является всестороння оценка состояния речевого аппарата индивидуума, а также сопоставление его возможностей с возрастным критериям.

Профессия логопед появилась относительно недавно, примерно во второй половине 20 столетия. Ее возникновение было связано с попытками корректировать речей у лиц с разными нарушениями развития, обосновывая их как явления физиологического характера, требующие медицинских методов лечения. Неэффективность таких мер навела специалистов на мысль о том, что у речевых нарушений может быть психологический характер, требующий иного подхода.

Общение человека с окружающими его людьми – очень важный аспект развития его как личности. Поэтому осуществляющие логопедическо-коррекционную деятельность специалисты оказывают обществу огромную услугу.

Основной задачей логопеда является не только устранение проблем с дикцией, но и выявление причин, спровоцировавших данный дефект. С этой целью специалист использует наиболее эффективные приемы и научные методы, развивая правильную речь совместно с педагогом-дефектологом, который занимается наблюдением за деятельностью и развитием ребенка в целом. Залогом полноценных речевых возможностей является комплексный подход к изучению проблемы с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Остальные задачи, воплощением которых занимается логопед, это:

  • Правильная постановка звуков.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развитие навыков четкого произношения звуков, для чего применяются чистоговорки.
  • Построение связных, полноценных, благозвучных речевых высказываний.
  • Прививание навыков и правил грамматики.
  • Корректировка ошибок.
  • Применение мер по предупреждению, выявлению, изучению механизма речевых недостатков, а также их устранению.
  • Выявление причин возникновения других дефектов (при их наличии у ребенка), а также определение необходимых мер для оказания ему соответствующей помощи.

Залогом успешности исправления дикции является своевременное обращение к логопеду. При этом логопедия является областью, где от ведущего специалиста успех всего предприятия зависит лишь на 50%, вторые 50% — это усилия пациента и его семьи. При соблюдении этих условий у ребенка есть все шансы овладеть правильной речью. Автор: Елена Суворова

отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления. Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений; другие обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма. Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему. Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности. Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми. Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности.

ЛОГОПЕДИЯ

лого + греч. pais - ребенок). Наука, изучающая расстройства речи у детей и взрослых, их семиотику, диагностику и методы лечения. Объектом Л. являются дефекты речи и произношения - глухонемота, анартрии, алалии, афазии, дислалии, заикание и др. Подготовка специалистов-логопедов осуществляется на дефектологических факультетах педагогических институтов и включает в себя изучение пограничных медицинских наук, в том числе неврологии, психиатрии, медицинской психологии. Логопеды работают в специализированных кабинетах в районных поликлиниках и диспансерах.

ЛОГОПЕДИЯ

от греч. logos - слово + pai-deia - воспитание) - отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.

Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений (см. Косноязычие); др. обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (см. Аграфия, Дислексия, Дисграфия). Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему (см. Алалия, Афазия). Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности (см. Заикание).

Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.

Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми.

Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. См. также Речи расстройства.

ЛОГОПЕДИЯ

speech therapy) - реабилитация пациентов с нарушениями речи, развившимися у них в силу каких-либо имеющихся врожденных отклонений, из-за несчастного случая или в результате заболевания (например, после инсульта). Логопеды имеют специальную подготовку в данной области, но могут не иметь диплома врача.

Логопедия

Словообразование. Происходит от греч. logos - слово + paideia - воспитание.

Логопедия как область науки сосредоточена на изучении различных разновидностей дефектов речи, а также причин, их провоцирующих, симптомов и особенностей течения, сопровождающих эти дефекты. На основании комплекса перечисленных особенностей, соответственно, разрабатываются также и конкретные методики коррекции, за счет которых появляется возможность влияния на имеющиеся речевые нарушения. Следует заметить, что данная область науки тесным образом связана с отоларингологией, психолингвистикой и педагогикой.

Что делает логопед?

Логопед – это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза). Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков. Помимо прочего логопед применяет также и определенные упражнения, с помощью которых производится закрепление требуемой информации.

В обязательном порядке логопед должен иметь определенные навыки психолога, потому как работа логопеда в целом ориентирована на контакт с пациентами, которые перенесли серьезные заболевания. Дело в том, что нарушения речи представляют собой сложную психологическую травму, и именно от грамотного и правильного подхода со стороны логопеда обеспечивается возможность быстрого восстановления пациента.

Болезни, которые лечит логопед

К числу болезней, которые позволяет устранить логопед, относятся следующие их разновидности:

  • афония, дисфония (нарушения в речевой звучности);
  • дислалия (нарушение в произношении отдельно рассматриваемых звуков: шепелявость, картавость);
  • логоневроз (речевое нарушение в виде заикания);
  • тахилалия, брадилалия (нарушения, проявляющиеся в скорости произношения);
  • (речевое нарушение, проявляющееся в навыках чтения);
  • ринолалия (то есть гнусавость);
  • различные нарушения речи, возникшие у пациентов на фоне глухоты;
  • нарушения, связанные со слухом или с произношением, возникшие на фоне перенесения пациентом операции или какой-либо травмы.

Как лечит логопед

Необходимость посетить кабинет логопеда, естественно, связана с рядом вопросов, на которые пациенты хотят получить ответ непосредственно до посещения, причем один из этих вопросов связан с особенностями, которые подразумевает под собой лечение логопеда.

Так, например, корректировка речевой функции для малышей предусматривает ее произведение в ходе различных упражнений и игр. Подбор конкретных решений осуществляется в строго индивидуальном порядке, как и лечение в любой другой области.

Что касается особенностей лечения для взрослых, то здесь логопед отталкивается от причин, спровоцировавших проблемы в речи, а также от того, насколько выраженными являются повреждения голосового аппарата на фоне произведенного травмирующего воздействия. К примеру, при операции гортани логопед проводит обучение так называемой «пищеводной речи», при которой образование всех звуков происходит через пищевод. Если же проблемы голосового аппарата вызваны параличом гортани/лицевых мышц либо инсультом, то коррекция основывается на нескольких этапах при постепенном восстановлении речи.

Процесс лечения у логопеда подразумевает нередко назначение комплекса упражнений, к выполнению которых важен тщательный подход, без каких-либо перерывов. Актуальные дефекты речи устраняются исключительно при совместно прилагаемых усилиях со стороны, как врача, так и пациента, что, несомненно, требует и наличия определенного терпения и настойчивости в достижении результата.

Когда идти к логопеду с ребенком?

  • При неправильном произношении малышом тех или иных букв. Данная особенность может указывать на недоразвитость состояния речевого аппарата, однако в некоторых случаях объясняется и короткой уздечкой, расположенной под язычком.
  • При задержке речи у ребенка либо при полном ее отсутствии. В качестве причин могут выступать самые различные факторы.
  • Слишком медленный или быстрый говор малыша, спутанность в произношении звуков, их «проглатывание». Причиной подобных проявлений может служить повреждение сурдоаппарата или пороки в его развитии. Здесь может понадобиться не только лечение логопеда, но и ЛОРа.
  • Перенесение малышом хирургического лечения, направленного на устранение врожденных лицевых аномалий либо аномалий ротоглотки. Само по себе хирургическое вмешательство не вызывает ухудшений в речевых функциях, однако этот фактор предусматривает необходимость в приучении мышц в комплексе с голосовым аппаратом к работе по-новому.
  • При ДЦП у ребенка. В основном у таких детей отмечается дислексия или задержка речи. Отсутствие врачебной помощи может привести к тому, что ребенок и вовсе не начнет разговаривать либо его речь будет иметь невнятный и смазанный вид.

Когда взрослому человеку идти к логопеду?

Бывают и такие ситуации, при которых помощь логопеда требуется и взрослым, вопреки мнению многих о том, что логопед – это исключительно детский врач. Здесь выделяют следующие их варианты:

  • Нарушения речи на фоне перенесения инсульта, пареза или же паралича мышцами гортани или лицевыми мышцами. Используя специальный комплекс упражнений, логопед окажет помощь в восстановлении утраченной речевой функции. Дополнительно в случае необходимости может быть назначен массаж, иглоукалывание, физиотерапия, а также препараты, чье действие направлено на повышение мышечного тонуса.
  • Вследствие перенесения психических болезней или нервных потрясений также могут возникнуть определенные речевые нарушения в виде афонии, дисфонии, логоневроза, дислексии.
  • Удаление гортани либо голосовых связок также приводит к необходимости консультации логопеда и соответствующего лечения, им разработанного. В частности логопед поможет при использовании пищеводной щели извлекать нужные звуки, а также научит использовать голосообразующий аппарат.

Заикание, картавость, шепелявость – эти дефекты, как ошибочно предполагает большинство наших сограждан, у взрослых исправлять уже поздно. Между тем, посетить логопеда взрослому в этом случае не только можно, но и нужно, потому, как они вполне исправимы - предложенные им упражнения в комплексе с производимым лечением обеспечат возможность правильного произношения звуков и формирования требуемой дикции.

Логопедия – наука, которая находится на стыке медицины, педагогики и психологии, и изучает различные дефекты речи, причины их появления, механизмы и способы устранения или предупреждения. Особенная актуальность работы специалиста-логопеда заключается в том, что, хотя нарушения речевой функции и не являются смертельно опасным недугом для человека, они всё же способны сильно осложнить ему жизнь, мешая нормальной коммуникации с окружающими. Особенно это актуально для детей: во-первых, большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить; во-вторых, если взрослые обычно более тактично и с пониманием относятся к собеседникам, имеющим проблемы с произношением, дети, увы, отличаются известной жестокостью к своим сверстникам с любыми особенностями. Такое положение вещей может стать причиной появления психологической травмы и комплексов, которые станут преградой для нормального общения с окружающими в детском и взрослом возрасте. Своевременное обращение к логопеду поможет избежать подобных проблем в жизни.

Кто такой логопед: педагог или врач

По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения. Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента. Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья.

Специалисты, работающие в медицинских учреждениях, имеют высшее медицинское образование, а также образование в области дефектологии или логопедии, дополнительное прохождение курсов психотерапии. В отличие от педагогов, они могут назначать в схеме лечебной терапии медикаментозное лечение, а также применять психотерапевтические методики для того, чтобы помочь пациенту справиться с нарушениями речи.

Чем занимается логопед

Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.

Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.

Основными задачами доктора-логопеда является:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности речи;
  • улучшение чёткости произношения;
  • коррекция речевых ошибок и неточностей;
  • реабилитационные меры к пациентам, которые приобрели дефекты речи из-за перенесённых болезней, например, после инсульта;
  • изучение механизмов и причин появления дефектов речи, разработка методов их корректировки;
  • определение органических поражений органов речевого аппарата.

Какие органы и психические явления лечит логопед

К компетенции доктора относится вся система органов речевого аппарата:

  • ротовая полость (челюсти, зубы, дёсны, твёрдое и мягкое нёбо);
  • голосовые связки;
  • язык.

Кроме того, логопеды занимаются изучением и лечением такого явления как логоневроз. Этим термином обозначается заикание различного происхождения.

Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Доктор-логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.

Его задачей является устранение:

  • дисфонии и афонии (нарушения звучности речи или её отсутствия);
  • дислалии (проблем с произношением конкретных звуков или сочетаний звуков);
  • брадилалии или тахилалии (замедленного или ускоренного произношения звуков);
  • дислексии и легастении (нарушений навыка чтения);
  • речевых дефектов и ринофонии голоса, связанных с нарушением слуха, а также с проведённым хирургическим вмешательством;
  • баттаризма, готтентотизма (абсолютной невнятности речи);
  • ринолалии (проблем с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхней губы и нёба);
  • дисграфии и аграфии (расстройств письменной речи).

Лечением некоторых из названных патологий доктор занимается совместно с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.

Отдельной сферой деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением речевых центров головного мозга. Такие дефекты обычно достаточно трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.

Основные причины появления дефектов речи

Определение природы, этиологии появления тех или иных нарушений в работе речевого аппарата является первым шагом к их преодолению. Теоретические знания в этом вопросе позволяют предпринимать определённые профилактические меры для того, чтобы не допустить появления проблемы у тех людей, которые находится в группе риска. Разумеется, каждый случай является индивидуальным, и, для удобства работы логопедов, самые основные и наиболее распространённые факторы, провоцирующие появление дефектов речевой деятельности, были объединены в обобщённую классификацию. Различают:

  • врождённые особенности развития речевого аппарата: внутриутробные патологии развития плода, генетические мутации, наследственную предрасположенность, острую или хроническую гипоксию плода, родовые травмы;
  • органические нарушения в коре головного мозга, полученные в течение жизни: острые инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга, черепно-мозговые травмы, болезни, поражающие кору мозга (например, нарушения кровообращения);
  • психологические проблемы – к ним относится педагогическая запущенность, отсутствие людей вокруг, неблагоприятная ситуация в семье, психологические травмы, например, испуг или последствия насилия.

Повод для обращения к логопеду

Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.

Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях:

  • после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков;
  • в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения;
  • если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом.

Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.

Когда нужно вести ребёнка к логопеду

В связи с тем, что у детей процесс развития речевых центров ещё не закончен, и активно развиваются навыки чтения, дикции, произношения, работа над проблемами речи с ребёнком будет иметь более значимые результаты, чем в случае со взрослыми.

Родителям не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребёнку. Особенно это касается момента, когда малыш начинает говорить. Например, уже к году-полутора малыш должен выговаривать хотя бы несколько слов, а, начиная с момента рождения – издавать единичные звуки. Что касается четкой и связной речи с абсолютно правильным произношением, сложно сказать точно, когда именно она должна появляться у ребёнка.

Среди объективных причин для посещения доктора-логопеда ребёнком до года – отсутствие произношения звуков младенцем. Обычно малыш реагирует на слова, прикосновения, игрушки элементарным гуканьем, лепетом, улыбкой. Если этого не происходит, не следует откладывать визит к доктору.

В период с года до трёх лет родителям нужно привести малыша к логопеду, если ему поставлен диагноз “детский церебральный паралич”, если есть наследственный фактор (позднее речевое развитие у кого-либо из родителей), также если у ребёнка диагностированы проблемы со слухом, зрением, или укороченной уздечкой языка.

С трёх до пяти лет родители следят за появлением таких признаков нарушений речевого развития:

  • неправильное произношение слов или отдельных звуков;
  • нарушение скорости произношения и проглатывание звуков;
  • ребёнок путает предлоги, союзы, падежи, и не реагирует на поправки;
  • невозможность внятно и последовательно описать картинку, составить предложения.

Проведение реабилитации после произведённых операций, затрагивающих речевой аппарат, также относится к компетенции логопеда, и может быть актуально в любом возрасте.

Родителям необходимо чётко понимать все последствия той ситуации, когда проблемы с речью у ребёнка пускаются на самотёк:

  • у детей с дефектами речевой деятельности обычно хуже усваивается учебный материал, из-за чего успеваемость в школе колеблется между низкой и средней;
  • нарушения речевого слуха мешает изучению иностранных языков;
  • нарушение связности речи затрудняет изучение устных предметов: биологии, литературы, истории, и других;
  • дефекты речи являются причиной проблем с коммуникацией, появления комплекса неполноценности, психологического дискомфорта.

Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед

Диагностирование проблем с речью, в первую очередь, происходит на слух. Врач, осуществляя консультацию и приём, сначала опрашивает пациента, и уже по звукам его речи, по её связности может сделать предварительные выводы о дефектах речевой деятельности. Кроме того, доктор проводит специфические тестирования, при необходимости назначает консультации у смежных специалистов: отоларинголога, невролога, невропатолога, психиатра.

Проведя диагностику и установив проблему, врач-логопед определяет, относится ли она к его компетенции, или необходимо направить пациента к другому специалисту.

Вся система лечения у логопеда для детей и взрослых отличается в том плане, что в первом случае она будет иметь игровую форму. Доктор применяет комплексные методики воздействия и на сам дефект, и на причину его появления (по возможности). Эффективность лечения напрямую зависит от увлечённости и упорства пациента, так как заметные результаты дают только многократные тренировки и повторения. Занятия проходят по схеме усложнения, и, в основном, представляют собой комплексы упражнений. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную терапию.

Логопед – специалист, благодаря которому люди с проблемами речи получают шанс на полноценную коммуникацию с окружающим миром. Этот вопрос актуален и для детей, и для взрослых. Дефекты речи могут становиться серьёзным препятствием для нормальной жизни, учёбы, работы, выстраивания отношений.

В зависимости от того, какое образование получил логопед, он может заниматься педагогической работой, или же осуществлять врачебную деятельность на базе клиник, больниц, специализированных коррекционных центров.

При слове «логопед » многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.
Логопедия - отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, диагностики и преодоления. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.


Заболевания, которыми занимается логопед:
нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия);
нарушения ритма и темпа речи (заикание);
расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия).


Когда следует обращаться к логопеду:
позднее развитие речи;
нарушения понимания речи;
неправильное звукопроизношение;
заикание.


С какими вопросами нужно обращаться к логопеду
научить ребенка правильно произносить звуки;
работать над умением составлять рассказы, пересказы;
обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией);
формировать слоговую структуру слова;
безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р;
логопедический массаж.


Таким образом, в компетенцию логопеда входит всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов («объем словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры. Для формирования навыков правильной речи важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка и его потребность общаться с окружающими - это также, совместно с близкими, предмет заботы логопеда.
Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.