Цель урока:

  • создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница".
  • формировать нравственную позицию обучающихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно- психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

Место урока в системе учебных занятий по теме: 3 урок по драме "Бесприданница".

Ход урока

1. Вступительная часть.

Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простого на первый взгляд слова: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания:Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Варианты: Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно:

2. Постановка проблемы.

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

"Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу:).

3. Пути решения проблемы.

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(По словарю ребята находят толкование слова "бесприданница" и зачитывают значение имени "Лариса". Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка", а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви:).

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

-"Я на распутье:" Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске.

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску).

4. Отработка версий учащихся.

- "Мой дом - моя крепость", - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово "дом"?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом - это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. "Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда". "Бежала б я отсюда, куда глаза глядят". "Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы". " Я по крайней мере душой отдохну". "Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем". Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев "цыганским табором", закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. "Без хитрости не проживешь" - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: "Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди: А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика". Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью").

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует", оценивают ее они).

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова "Что вам угодно?" до слов "Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово".

Анализ эпизода:

Что поражает больше всего в этом диалоге "друзей" Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на "золотых приисках". Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение "жениха", для того чтобы "покрасоваться" перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

(Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: "оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды" и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев:все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Варианты ответов старшеклассников:

"Мы не виноваты, наше дело сторона:"

"Никто не виноват, никто:это я сама".

"В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба" (Ю.В. Лебедев).

"Источник трагедии Ларисы - роковая страсть:" (Н.А. Добролюбов).

"В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого:" (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

(За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

5. Формулировка выводов.

Работа со словом "разочарование", подбор синонимов к слову. (Разочарование - чувство неудовлетворенности по поводу чего - либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) "Я любви искала и не нашла: ее нет на свете, нечего и искать".

Подбор эпиграфа к уроку на основе текста романса Е.Баратынского.

(В начале урока эпиграф закрыт, после выбора нужных слов обучающимися открывается).

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Работа с элегией Е.Баратынского "Разуверение".

Почему именно этот романс исполняет героиня А.Островского?

(Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала).

6. Подведение итогов урока.

Отметки за урок. Домашнее задание:

Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: "Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"

Литература:

  1. Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М., 1974.
  2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. - М., 1986.
  3. Костельянц Б.О. "Бесприданница" А.Н.Островского. - М., 1982.
  4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1982.
  5. Островский в школе: Книга для учителя. Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. - М: Дрофа, 2001.
  6. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М., 1973.

10 класс, литература

Урок внеклассного чтения

Тема: А.Н. Островский. «Бесприданница»: тема «горячего сердца»

Цели и задачи урока:

дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес,

помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы,

отметить характерные черты главной героини,

выяснить, кто виновен в трагедии Ларисы;

продолжить совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-

психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы.

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.

Известный в конце XIX века – начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русская женщина у Островского, вернее, её горькая доля - это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».

К числу таких героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет.

Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии «горячего сердца»?

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Словарная работа.

Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»? Давайте обратимся к словарям.

Ожегов :

Бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного

Приданое - имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

Даль :

Приданница - невеста с богатым приданным.

Бесприданницей зовут, в похвалу, невесту, которую берут безо всего.

Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.

Ответы учени ков

2. Слово учителя

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху из «Грозы».

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Давайте познакомимся с жителями города, которые окружают героиню и ответственны за происходящее.

3. Творческое опережающее задание «Заговори, чтобы я тебя увидел»

1. ХАРИТА ИГНАТЬЕВНА

2. ПАРАТОВ

3. ВОЖЕВАТОВ.

4. КНУРОВ

5. КАРАНДЫШЕВ

4. Беседа-анализ содержания пьесы.

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

Перед нами идолы общества (за исключением Карандышева), безнравственные дельцы, циничные и наглые, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.

Что же влечет их к девушке, ведь всем известно, что она бесприданница.

Ориентировочные ответы учеников :

Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.). Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», - смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» - восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему; не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).

5. Творческая работа .

Кто же она, Лариса Огудалова?

ЭЙДОС-КОНСПЕКТ

(гитара, корзина, коробочка с драгоценностями, кукла, разбитое сердце, пистолет)

6 . Работа с текстом: характеристика Ларисы.

2 ). У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

3 ). Мнение Кнурова разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

4 ). Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

5 ). В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

7. Продолжение работы над текстом драмы.

Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить её бескорыстно, по-настоящему?

Ответы учеников

8.Составление опорной схемы : «Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы? »

Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

(Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Отработка версий учащихся:

1) “Мой дом – моя крепость”, - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна.

2) Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни?

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. “Без хитрости не проживешь” - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”. становится поступок дочери для нее – игра ва-банк

Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью.

3) Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)

(Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”)

Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

4) Любовь… Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Их объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”.

Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно.

И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

9. Продолжение работы с текстовым материалом.

А на что надеется Лариса, собираясь замуж за Карандышева?

(Ответы учеников : чтение Д.I, явл.4)

Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню.

Расскажите, что произошло между Карандышевым и Паратовым? Какое событие обнаружило всю ничтожность Юлия Капитоновича?

(Ответы учеников: сцена обеда Д.1 явл.1-13)

Измываясь над Карандышевым, никто не считается с чувствами Ларисы:

«- Да ведь они меня терзают, - в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.

А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери».

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

Ответ учеников

Кульминация драмы - решение Ларисы ехать с Паратовым.

А что заставило Ларису пойти на этот шаг?

Ответы учеников

Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере). «Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», - говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку.

Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Ответы учеников:

1) стать содержанкой, любовницей Кнурова;
2) остаться с Карандышевым;
3) физическая смерть.

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников :

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё.
2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить».

Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы». Положение Ларисы ужасно.

Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

9. Работа с отрывками из фильма «Жестокий романс»

Давайте обратимся к киноверсии драмы – фильму Э.Рязанова «Жестокий романс».

Отрывок из фильма, романс «А напоследок я скажу»

В киноверсии Лариса любит беззаветно и безоглядно, ей не нужны клятвы и обещания. Обращаясь к возлюбленному «Прощай, любить не обязуйся!» она как бы снимает с него ответственность.

Искушение любовью для Ларисы закончилось трагически, она вновь возвращается в мир материальных ценностей. Почему на пути поиска материальных благ ее постигает новая неудача?

Отрывок из фильма: Лариса и Карандышев

Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.

Отрывок из фильма, романс «Любовь – обманная страна»

Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?

10. Рефлексия: прием «В роли литературоведа»

Владимир Лакшин : «Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.… В смерти рядом с цыганским разгулом, в словах прощения и любви, обращенных к дурным людям, есть какое-то святотатство… Можно ли судить Ларису за горестную опустошенность, попытку цинического вызова обстоятельствам, явившуюся как выплеск отчаяния?»

Попробуйте дать ответ литературному критику.

А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?

Ответы учеников.

Именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, должен утверждать своё человеческое достоинство, не смиряясь с подлостью ни по большому счёту, ни по маленькому.

IV . ИТОГИ УРОКА .

« Упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл», - писал Островский в одном из своих писем. И мы не ошибемся, если скажем, что «Бесприданница» рассказывает именно об этом «упразднении» человечности. И если душа не осталась равнодушна к страданиям Ларисы, если вы переживали вместе с ней, восхищались искренностью и красотой ее чувств, значит, в вас произрастают зерна человечности. Мудрый Островский затронул струны и вашей души.

V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить сопоставительную характеристику героинь А.Островского Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой: сходства и различия.

Одна из задач учителя в 5–7-х классах состоит в том, чтобы привлечь внимание школьников к математике. Надо показать им, что математика - не сухая и скучная наука, а полная необычных и интересных открытий жизнь. А как это сделать, когда багаж знаний ученика еще не так велик? На помощь могут прийти логические задачи, для решения которых не нужны специальные знания по математике, но необходимо мышление, умение сравнивать и анализировать. Предлагаю подборку таких задач, которые можно использовать на занятиях кружка.

Начальный уровень

Три друга

Встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас блондин, другой брюнет, а третий рыжеволосый. Но ни у одного нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», - заметил брюнет. «Ты прав», - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Ответ:

Рыжеволосый

Куда налит квас?

В бутылке, чашке, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко - не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом (рядом с ними), в банке - не лимонад и не вода. Чашка стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налит квас?

Ответ:

Три подруги

Три подруги вышли погулять в белом, зеленом и синем платьях и туфлях таких же цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и цвет туфель совпадают. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зеленых туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг.

Ответ:

Цвет туфель

Цвет платья

Определите профессию

В отделении банка работают кассир, контролер и заведующий. Их фамилии Борисов, Иванов и Сидоров. Кассир не имеет ни братьев, ни сестер и меньше всех ростом. Сидоров женат на сестре Борисова и ростом выше контролера. Назовите фамилии контролера и заведующего.

Ответ:

На пикнике

Для пикника сладкоежка Маша взяла в трех одинаковых коробках конфеты, печенье и торт. На коробках были этикетки: «Конфеты», «Печенье» и «Торт». Но Маша знала, что мама любит шутить и всегда кладет продукты в коробки, надписи на которых не соответствуют их содержимому. Маша была уверена, что конфеты не лежат в коробке, на которой написано «Торт». В какой же коробке торт?

Ответ:

Три сестрицы

Три сестры - Ада, Сара и Полли - приехали из деревни в большой город учиться. Одна стала архитектором, вторая - строителем, третья - поваром. А потом сестры вышли замуж. Одного мужа звали господин Адамсон, второго - доктор Смит, а третьего все называли просто Педро. Ни у кого в семьях не совпали первые буквы профессии, имен мужа и жены, то есть Ада не стала архитектором и ее мужем не стал Адамсон. Если жена Педро не строитель, как зовут жену доктора?

Ответ:

Профессия

архитектор

строитель

Средний уровень

Кого как зовут?

По кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена Андрей, Сергей, Тимофей, Алексей. Известно, что Иванов не Андрей и не Алексей. Сергей сидит между Марковым и Тимофеем. Петров сидит между Карповым и Андреем. Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?

Ответ:

Три брата

Три брата - Иван, Дмитрий и Сергей - преподают различные дисциплины в университетах Москвы, Петербурга и Казани. Иван работает не в Москве, а Дмитрий - не в Петербурге. Москвич преподает не историю. Тот, кто работает в Петербурге, преподает химию. Дмитрий преподает не биологию. Какую дисциплину преподает Сергей в университете, какого города?

Ответ:

Петербург

биология

Кто где живет?

Однажды на отдыхе за круглым столом оказались пятеро ребят родом из Москвы, Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичем и Витей, петербуржец - между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются. Определите, в каком городе живет каждый из ребят.

Ответ:

Петербург

Новгород

Четыре девушки

Марина, Лариса, Жанна и Катя умеют играть на разных инструментах: рояле, арфе, гитаре, скрипке, но каждая только на одном. Они же знают иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), но каждая только один. Известно следующее. Девушка, которая играет на гитаре, говорит по-испански. Лариса не играет ни на скрипке, ни на арфе и не знает английского языка. Марина не играет ни на скрипке, ни на арфе и не знает ни немецкого, ни английского языка. Девушка, которая говорит по-немецки, не играет на арфе. Жанна знает французский язык, но не играет на скрипке. Кто на каком инструменте играет? Кто какой язык знает?

Ответ:

Инструмент

Иностранный язык

английский

французский

немецкий

испанский

Отпуск

В течение последних четырех лет инженеры Еремин, Фомин, Демин и Бовин получают очередные отпуска в мае, июне, июле и августе. Причем если один из них отдыхает в мае, то другой - в июле, а четвертый - в августе. Так, в первый год Демин отдыхал в июле; во второй год Демин отдыхал в августе, а Еремин - в мае. На третий год Бовин отдыхал в июне, а Фомин на четвертый год - в июле. Требуется узнать время отдыха каждого инженера в течение четырех лет.

Ответ:

Первый год

Второй год

Третий год

Четвертый год

Пять друзей

В небольшом городке жили пять друзей - Иванов, Петров, Серов, Зуев и Асеев. Профессии у них: маляр, мельник, плотник, актер, парикмахер. Петров и Зуев никогда не держали в руках малярные кисти. Иванов и Зуев собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с актером. Иванов и Серов каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Кто кем был?

Ответ:

Три студента

Три студента - Андреев, Борисов и Воронов - учатся на различных факультетах педагогического института (историческом, математическом и иностранных языков). Все они приехали из различных городов: Таллина, Твери, Тамбова. Причем один из них увлекается футболом, другой - баскетболом, третий - волейболом.

Андреев не из Тамбова, а Борисов не из Твери.

Студент, приехавший из Тамбова, учится не на историческом факультете.

Студент из Твери учится на факультете иностранных языков и увлекается футболом.

Воронов учится на историческом факультете.

Студент математического факультета не любит волейбол. Из какого города приехал каждый студент, на каком факультете он учится и каким видом спорта увлекается?

Ответ:

Факультет

исторический

математический

иностранных языков

Вид спорта

баскетбол

волейбол

Высокий уровень

Кто есть кто?

В магазине работали Алексеев, Белкин, Волков, Гусев и Демин. Один из них был директором, второй - товароведом, третий - кассиром, четвертый - бухгалтером, пятый - продавцом. По вечерам все они занимались спортом. Двое из них посещали одну секцию, остальные трое - другую. Кассир ходил в ту же секцию, в которой занимался директор, а Волков - в другую. Алексеев и Белкин ходили в одну и ту же секцию. Алексеев и Демин недолюбливали друг друга и поэтому посещали разные секции. У Волкова и Гусева секция была общая. Гусев очень расстроился, когда директор ему сказал, что бухгалтер собирается перейти в секцию, в которой занимается кассир. По выходным дням директор и Белкин загорали на пляже и занимались плаванием. После тренировок Волков и бухгалтер обычно заходили в гости к товароведу. Кто есть кто?

Ответ:

Алексеев

Директор

Товаровед

Бухгалтер

Продавец

В поезде

В купе поезда едут 6 пассажиров, живущих в разных городах: Москве, Петербурге, Минске, Киеве, Харькове и Одессе. Их фамилии: Андреев, Борисов, Васильев, Григорьев, Дмитриев и Елисеев. При посадке Васильев помогал одесситу грузить багаж. В дороге выяснилось, что Андреев и москвич - врачи, Дмитриев и петербуржец - учителя, Васильев и минчанин - инженеры. Борисов и Елисеев - военные, а минчанин никогда не служил в армии. Андреев и харьковчанин сошли в Киеве, а Васильев поехал дальше. Врач Елисеев вел спор о пользе нового лекарства с петербуржцем. Кто где жил и кто кем был?

Ответ:

Васильев

Григорьев

Дмитриев

Петербург

Андреев - врач, Борисов - учитель, Васильев - инженер, Григорьев - инженер, Дмитриев - учитель, Елисеев - врач.

Шахматный турнир

В турнире шахматистов встретились майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор. У них разные специальности: летчик, танкист, ракетчик, снайпер, сапер и связист. Определите специальности каждого шахматиста, если в первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор - у танкиста, а сержант - у снайпера. Во втором туре капитан выиграл у танкиста, в третьем и четвертом турах снайпер болел (не участвовал), поэтому свободными от игры, кроме него самого, оказались капитан и ефрейтор. В четвертом туре майор выиграл у связиста. Победителями турнира оказались лейтенант и майор. Хуже всех выступил сапер.

Ответ:

Лейтенант

Старшина

Ефрейтор

Ракетчик

Главная > Урок

ТЕМА. "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой ?" (по драме А.Н.Островского «Бесприданница») Цель урока: создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница". Задачи урока : -формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев, -развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности, -совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы, -развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения - воспитывать способность к сопереживанию, сочувствию, отзывчивости к чужой беде; воспитывать протест против унижения личности Оборудование: тексты, фильм «Жестокий романс», карточки с заданием П л а н у р о к а : 1. Проверка знания учащимися текста в виде игры «Слабое звено». 2.Работа в малых группах над проблемой: Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой. Пути решения проблемы. 3.Просмотр отрывка фильма (орлянка).Анализ сцены. 4.Чтение наизусть ученицей монолога Ларисы («Я любви искала и нашла или просмотр отрывка из к\ф) 5.Работа с художественными деталями текста: лексика, цитаты 6.Формулировка выводов. 7.Домашнее задание, оценка работы учащихся. Х о д у р о к а I .Объявление темы и цели урока. II .Работа над темой урока I.Проверка знаний учащимися текста в виде игры «Слабое звено» (каждый ученик является «звеном»единого целого классного коллектива и от него зависит: не разорвется ли цепочка. Победитель тот, кто даст больше правильных ответов) Вопросы: 1.На какой реке расположен город, в котором происходит действие? (Волга) 2.Как называется этот город? (Бряхимов) 3.Как (по старинке или по-современному) живут горожане? Какие традиции соблюдают? (По старинке. С чаепитием) 4.Кого относят к «чистой публике»? (Кнурова, Вожеватова) 5.Как называется параход, который хотел купить Вожеватов? (Ласточка) 6.Зачем Кнурову нужны были деньги? (С деньгами можно делать дела) 7.Считается ли он со сплетнями, с пересудами (Да, шампанское в чайниках) 8.Как любит пожить Харита Игнатьевна? (Весело, на широкую ногу) 9.Почему Лариса соглашается выйти замуж за Карандышеыва? (Хочет уехать, ищет покоя) 10.Какие отношения связывают Ларису с Вожеватовым? (друг детства) 11.Почему Кнуров не может жениться на Ларисе? (женат)Вожеватов? 12. Как прибывает в город Паратов (с шиком, его встречают с цыганами) 13.Можно ли сказать о Ларисе и ее матери, что «яблочко от яблони недалеко падает»? (Нет, они разные) 14.С помощью какого поступка Паратов создал мнение о себе как о человеке смелом, решительном? (эпизод с выстрелом в монету, которую держала Лариса). 15. Почему Паратов не женился на Ларисе? (помолвлен с « золотыми приисками») 16.Какой век, по утверждению Паратова наступает? (золотой) 17.Как относились к Карандышеву в семье Огудаловых? (Не обращали на него внимания) 18. Почему Карандышев оттягивал отъезд в деревню? (для того, чтобы покрасоваться перед гостями, потешить свое самолюбие, отомстить Паратову). 19.Какие планы имел Кнуров в отношении Ларисы? (сделать ее содержанкой) 20.Как погибла Лариса? (Ее застрелил Карандышев) 21.Кого Лариса обвиняет в своей смерти? Что она говорит убившему ее Карандышеву? (Никого. Она благодарит его за избавление от страданий) II.Слово учителя - Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему? (Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно). - Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова? (До свидания.. .Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания). -Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически? . (Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно... Да, в ее голосе звучат нотки тревог -Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос: Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят? (Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу...) -Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы? III. Проверка индивидуального домашнего задания (По словарю найти толкование слова "бесприданница" и зачитать значение имени "Лариса".) Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка ", Огудать –значит быть обманутым; бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Обсуждение текста ---Как о бесприданницах говорит герой пьесы Кнуров? (д.1,явл.2- о бесприданницах; тут же простовата;)
-
Кнуров. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого, житейского нет. (д.2,ял2) Вывод: Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви...) IV.Работа в малых группах (спикер, секретарь,наблюдатель,докладчик) Задание группе №1. Карточка. Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса. Она любила, чуть не умерла с горя, когда ее любимый С.Паратов, блестящий барин из судовладельцев. вдруг бросил ее и уехал. После нескольких неудачных попыток выйти замуж (за старика с падагрой, кассира) она соглашается выйти за первого, кто к ней посватается. Им и оказался некий небольшой чиновник Ю.К.Карандышев). Справка об имени : гротескное сочетание - имя римского императора дано человеку с обиходным прозаическим отчеством. А фамилия (у Даля) «карандыш»- «коротышка». «Паратый»- для охотников Обсуждение текста -"Я на распутье..."(д.1,явл.4) Что означают эти слова героини? (Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня) Составление схемы на доске. -Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы? (все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску. Дом друзья любимый человек Отработка версий учащихся . Задание группе№2. Карточка . Что для Ларисы означает слово «дом»? поры в жизни. - "Мой дом - моя крепость", - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово "дом"? (Работа с текстом. (Д.2, явл.3) Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, то для Ларисы дом - это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. -"Я слепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда". - "Бежала б я отсюда, куда г лаза глядят". "Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и г рибы". -" Я по крайней мере душой отдохну". "Для меня после той жизни, которую здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем". Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь с оединения с домом, который называет Карандышев "цыганским табором", закрыт д ля Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна). - Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой о поры в жизни? Проверим эту версию. (Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. "Без хитрости не проживешь" - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: "Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все- таки кругом нее люди... А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика". Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью Задание группе №3. Карточка. Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису? I. (Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует", (Д.1,явл.2.с.163 ) оценивают ее они.) Чтение по ролям или просмотр к\ф «Жестокий романс » II. Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова "Что вам угодно?" до слов "Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово". Вопрос : Что поражает больше всего в этом диалоге "друзей" Ларисы?
(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку. Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью ). Задание группе№4 Карточка Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни ? (Выступления учащихся.Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на "золотых приисках". Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение "жениха", для того чтобы "покрасоваться" перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы). ВСЕМ: Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини? (Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.) Нет, это неизбежный финал , так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен). -Задание ВСЕМ ! Найдите художественные детали, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен . (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: "оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды") B ывод: деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку. Задание ВСЕМ: Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы ? (Мать, Паратов, Карандышев...все виноваты). -Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам. Работа с цитатами Герои произведения "Мы не виноваты, наше дело сторона..."(Вожеватов и Кнуров) "Никто не виноват, никто...это я сама"(Лариса) Критики : "В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба" (Ю.В. Лебедев). "Источник трагедии Ларисы - роковая страсть..." (Н.А. Добролюбов). "В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого..." (И.А. Овчинина). Обсуждение разных точек зрения учащихся . -За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни) Работа со словом "разочарование", подбор синонимов к слову . (Разочарование -чувство неудовлетворенности по поводу чего - либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование.) Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) "Я любви искала и не нашла... ее нет на свете, нечего и искать" или просмотр к\ф . ------Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися) Разочарованному чужды Все уверенья прежних дней -Кстати, элегия Баратынского так и называется - "Разуверение".Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.

«Эта женщина создана для роскоши»

ИСТОКИ ТРАГЕДИИ(Буржуазное представление о жизни привело к непониманию людей) Составить кластер (метод, который позволяет свободно размышлять над темой, развивает память, пространственное мышление). Составление плана. Выводы делают учащиеся. Оценки выставляет наблюдатель, а корректирует учитель. Домашнее задание:

    Составить письменный ответ на вопрос: "Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"
Список литературы.
    Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М., 1974. > Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. - М., 1986. Костельянц Б.О. "Бесприданница" А.Н.Островского. - М., 1982. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1982.

По драме «Бесприданница».

«Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»

Цель урока:

§ создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы «Бесприданница».

Задачи урока:

§ формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

§ развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно - психологические особенности человеческой личности,

§ совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

§ развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

Компоненты урока:

1. Постановка проблемы.

2. Пути решения проблемы.

3. Отработка версий учащихся (работа с текстом, с лексикой, с цитатами).

4. Формулировка выводов.

5. Подведение итогов (домашнее задание, оценка работы учащихся).

Место урока в системе учебных занятий по теме: 3 урок по драме «Бесприданница».

Ход урока.

Слово учителя .

Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы «Бесприданница», с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно…

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу…)

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(По словарю ребята находят толкование слова «бесприданница» и зачитывают значение имени «Лариса». Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее «белая чайка», а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви…)

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

-«Я на распутье…» Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске. - Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы? (все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску)

Семья (мать, сестры)

«Я на распутье…»

Отработка версий учащихся .

- «Мой дом – моя крепость», - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово «дом»?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. «Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда». «Бежала б я отсюда, куда глаза глядят». «Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы». « Я по крайней мере душой отдохну». «Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем». Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев «цыганским табором», закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна) .

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. «Без хитрости не проживешь» - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: «Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все - таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика». Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью».

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует», оценивают ее они.)

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова «Что вам угодно?» до слов «Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово».

Что поражает больше всего в этом диалоге «друзей» Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по - своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на «золотых приисках». Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение «жениха», для того чтобы «покрасоваться» перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен. (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды» и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам. (Работа с цитатами)

«Мы не виноваты, наше дело сторона…»

«Никто не виноват, никто…это я сама».

«В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба» ().

«Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…» ().

«В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…» ().

Обсуждение разных точек зрения учащихся .

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом «разочарование», подбор синонимов к слову. (Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего – либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение – потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) «Я любви искала и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать».

Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е. Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися)

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Кстати, элегия Баратынского так и называется – «Разуверение». Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.

Домашнее задание :

1. Сопоставьте текст романса в пьесе и текст элегии Е. Баратынского. Почему драматург изменил текст?

2. Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: «Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»

Список литературы.

1. Журавлева Островского. – М., 1974.

2. , Некрасов Островского. – М., 1986.

3. «Бесприданница» . - М., 1982.

4. . – М., 1982.

5. Островский в школе: Книга для учителя (Авт.-сост. . – М: Дрофа, 2001.

6. Штейн русской драмы. – М., 1973.