"Роллс-ройсом" с квадратными колёсами обозвал Ливан один британский политобозреватель. Точное сравнение, но вот уже 7-е десятилетие данная колымага пытается ехать:) С переменным успехом.
Французы ушли, оставив Ливану уникальную систему конфессиональной демократии. Вроде это была президентско-парламентская республика французского образца, но с "улучшениями". Было чётко расписано количество мест, которые занимали в парламенте представители 10 конфессий – 4-х мусульманских (сунниты, шииты, друзы и алавиты) и 6-ти христианских (марониты, православные, греко-католики, армяне, армяно-католики, протестанты). Президентом республики мог быть только христианин-маронит, премьер-министром – мусульманин-суннит, спикером парламента – мусульманин-шиит. В правительстве места поровну делились между христианами и мусульманами.
Первое время система работала, правительство национализировало (за выкуп) иностранные предприятия общенациональной важности, поощряло вложение национального капитала в экономику страны, что привело к созданию ряда мощных банков и корпораций общеарабского уровня, добилось от иностранных нефтяных компаний увеличения концессионных платежей. В общем, в экономическом плане Ливан смог выгодно использовать положение "моста" между Западом и арабским миром.
В политическом плане стабильности не наблюдалось изначально. Ливанцы немного поучаствовали в первой арабо-израильской войне, после которой получили на свою территорию 100 тысяч палестинских беженцев. Летом 1952 года, после серии коррупционных скандалов и убийства премьер-министра (первого в ливанской истории громкого политического убийства), массовые протесты привели к отставке президента Бишара аль-Хури.
Сменивший его Камиль Шамун пошёл на сближение с Западом в политической и военной сферах, в 1956 году оказался единственным арабским лидером, поддержавшим англо-французов в их войне против Египта. А в 1958 году, когда срок его полномочий истёк, Шамун, чья популярность упала до уровня статистической погрешности, решил продлить своё президентство. Под лозунгом защиты конституции начались массовые протесты, перешедшие в уличные бои, восставшие захватили Триполи, армия вмешаться не пожелала, тогда по призыву Шамуна в Бейруте высадились 15 тысяч американских морпехов, для защиты Ливана от "коммунистов". Но, разобравшись в ситуации, американцы ушли. Шамуну пришлось смириться, новым президентом стал командующий армией генерал Фуад Шехаб, а лидер восстания в Триполи Рашид Караме стал премьер-министром.
Новое руководство, провозгласив нейтралитет во внешней политике, провело масштабные мероприятии по оздоровлению национальной экономики и государственного аппарата. Именно это десятилетие правления президентов Шехаба и сменившего его (в 1964 году) Шарля Хелу, и правительства Караме стало "золотым веком" Ливана. Бейрут превратился в банковскую столицу арабского мира и "Париж Востока".
Арабо-израильская война 1967 года привела в Ливан новые десятки тысяч палестинских беженцев. Их лагеря стали базой для партизанских атак на Израиль, не остававшихся без ответа. Самым известным из таких ответов стал рейд израильского спецназа на Бейрутский международный аэропорт в декабре 1968 года с уничтожением самолётного парка ливанской авиакомпании. Ливанская армия поначалу пыталась усмирить палестинцев, но в ноябре 1969 года под давлением арабских лидеров вынуждена была согласиться на автономный статус палестинских лагерей и обещать не препятствовать "делу палестинской революции". После "чёрного сентября" основные силы ООП во главе с Арафатом перебазировались в Ливан, превратив его юг в главную базу своей войны против Израиля.
Марониты, не довольные превращением лагерей в "государство в государстве", начали подготовку собственной армии, Ливанской фаланги. С 1970 года на улицах Бейрута регулярно происходили стычки фалангистов с палестинскими боевиками. Глядя на это, и другие общины – друзы, сунниты, шииты – стали вооружаться. Дров наготовили – осталось поднести спичку.
13 апреля 1975 года фалангисты остановили в Бейруте автобус, вёзший палестинцев с очередного митинга, и убили 27 человек. Страна свалилась в пропасть гражданской войны, Бейрут был разделён "зелёной линией" на христианский восточный и мусульманский западный. Фалангисты атаковали палестинские лагеря, палестинские боевики – маленькие христианские городки.
В сентябре 1976 года Лига арабских государств (ЛАГ) решила ввести в Ливан "межарабские силы по поддержанию мира". Горячее желание послать своих солдат выразила только Сирия. 40 тысяч сирийских солдат вошли в Ливан, разместились в долине Бекаа. Последовала серия переговоров и соглашений о прекращении огня, и гражданская война перешла из острой в хроническую стадию.
В 1978 году израильтяне проводят спецоперацию в Южном Ливане и создают для защиты от атак палестинских боевиков 20-километровую "зону безопасности", контролируемую союзной им "Армией Южного Ливана" во главе с майором-христианином Саадом Хаддадом. Не помогло – и в июне 1982 года Израиль начал полномасштабную войну против Ливана.
После двух месяцев боёв силы ООП во главе с Арафатом согласились покинуть Ливан, получив международные гарантии безопасности палестинских лагерей. Лидер фалангистов Башир Жмайель был избран президентом на заседании парламента, которое бойкотировали мусульманские депутаты. Через месяц он погиб в результате теракта и фалангисты, мстя за него, вырезали, при всемерной поддержке израильской армии, от 1 до 3 тысяч палестинских женщин и детей в лагерях Сабра и Шатила.
Новый президент Амин Жмайель (брат убитого) в мае 1983 года подписывает мирный договор с Израилем. На место ушедших израильских войск прибывают "межнациональные силы по поддержанию мира", основу которых составляют американские и французские десантники. Но после серии терактов с использованием самоубийц, которые впервые прославили имя "Хезболлы", в 1985 году они уходят, после чего страна скатывается в полный хаос – шииты из "Амаль" воюют с палестинцами, армия громит друзов, фалангисты гоняются за коммунистами.
В сентябре 1988 года истекают полномочия президента Жмайеля, а нового уже невозможно избрать. За 15 минут до прекращения своей роли как президента Жмайель назначает популярного командующего армией генерала Мишеля Ауна премьер-министром. Мусульмане сочли это незаконным и признали премьер-министром поддержанного Сирией Селима Хосса.
Аун был хорошим генералом, но вот политиком… Короче, он стал воевать со всеми под лозунгом "освобождения Ливана" – пытался разоружить силой даже своих союзников-фалангистов. Похоже, именно бурная деятельность Ауна и привела к тому, что ливанские политики, собравшиеся осенью 1989 года по инициативе саудовского короля в Таифе, смогли договориться о примирении и реформе. Количество мест в парламенте мусульман и христиан было уравнено. Конфессиональное распределение высших государственных постов осталось прежним, но реальная власть большей частью перешла от президента к премьер-министру.
Аун, окопавшийся в президентском дворце и поддержанный Ираком, попытался противостоять реализации Таифских соглашений. Но сирийцы, при всемерной негласной поддержке США, осенью 1990 года разгромили силы Ауна. Гражданская война завершилась, незаконные вооружённые формирования были разоружены. Сирийцы остались в Ливане, что закрепил подписанный в 1992 году договор о братстве, сотрудничестве и координации.
В октябре 1992 года премьер-министром стал Рафик Харири, сколотивший многомиллиардное состояние в роли строительного подрядчика королевской семьи Саудовской Аравии. С его именем и связывают стремительное восстановление Ливана после гражданской войны. Правда, при этом резко выросло и личное состояние премьера.
Но осталась проблема юга страны, где боевики "Хезболлы" продолжают партизанскую войну против Израиля. В мае 2000 года Израиль выводит свои войска из Южного Ливана. Тем самым у сирийцев исчезает предлог для продолжения военного присутствия в Ливане.
В последующие годы усиливается как недовольство в самом ливанском обществе, так и давление со стороны США и западных стран. В сентябре 2004 года резолюцию о выводе всех иностранных войск из Ливана принимает Совбез ООН. В ноябре ливанский парламент на три года продлевает полномочия просирийского президента Эмиля Лахуда. Протестуя против этого, Харири уходит в отставку.
14 февраля 2005 года мощная бомба в Бейруте взрывает автомашину Харири. В его убийстве немедленно обвиняют Сирию. После месяца массовых демонстраций просирийское правительство пало, а сирийцы начали поспешный вывод войск из Ливана, завершившийся к 27 апреля 2005 года.
"Кедровая революция", устроенная маронитами, суннитами и друзами, победила. Но проблемы Ливана она не разрешила. В июле 2006 года постоянные вылазки "Хезболлы" вызвали новую израильскую операцию против Ливана. 33-дневная война привела к размещению в Южном Ливане международных сил.
В декабре 2006 года шииты начали демонстрации в Бейруте с требованием поделиться властью. Летом 2007 года в Триполи армия воевала с палестинскими боевиками. В ноябре 2007 года истекли полномочия Лахуда, и после нескольких месяцев неразберихи президентом стал командующий армией генерал Мишель Сулейман, поддерживающий неплохие отношения с "Хезболлой". В мае 2008 года в Катаре правительство и оппозиция договорились о перераспределении квот в парламенте.
На ливанской политической сцене сформировались два блока. "Движение 14 марта", поддерживаемое Саудовской Аравией, составили сунниты и марониты во главе с Саадом Харири, сыном убитого бывшего премьера. Ему противостоит "Движение 8 марта", поддерживаемое Сирией и Ираном, в составе шиитских партий "Хезболла" и "Амаль", маронитской "Свободной патриотической партии" вернувшегося из эмиграции Ауна, и коммунистов. Друзская "Прогрессивно-социалистическая партия" отошла от своих "кедровых" союзников и теперь занимает нейтральную позицию, призывая к диалогу.
На парламентских выборах в июне 2009 года "кедровые" победили с небольшим перевесом, Саад Харири стал премьер-министром, но уже 4-й месяц не может сформировать "правительство национального единства".
P.S. Едва успел разместить статью, как было объявлено, что после переговоров в ночь на субботу Харири-младший смог наконец договориться с оппозицией о формировании правительства.

С ноября по апрель, а в некоторых местах и по май, в Ливане наступает горнолыжный сезон. Он привлекает в страну очень много поклонников горных лыж и сноубординга со всего Ближнего Востока. Это не удивительно. Ливан – единственное государство в регионе, где снег лежит несколько месяцев. К тому же, добраться сюда из соседних арабских стран можно быстро и недорого, поэтому в ливанских отелях во время горнолыжного сезона бывает достаточно многолюдно.

Любителей зимнего отдыха в Ливане принимает шесть горнолыжных курортов. Самый высокий из них – Cedars – находится в двух с небольшим часах езды от Бейрута. Его оборудованные трассы имеют общую протяженность 120 км и расположены на высотах между 2000 и 3000 м над уровнем моря. Они обслуживаются пятью подъемниками и предназначены для катания и новичков, и опытных горнолыжников. Cedars был отстроен относительно недавно – в середине 2000-х годов, поэтому здесь существует развитая инфраструктура – комфортные отели и современные пункты проката снаряжения.

Другое востребованное место зимних развлечений – Mzaar – значительно уступает высокогорному Cedars в общей протяженности трасс. Их здесь всего 80 км. Зато этот горнолыжный центр предоставляет туристам 42 спуска, оборудованных 18 подъемниками. Да и дорога от Бейрута до Mzaar короче и занимает всего один час.

Достопримечательности Ливана

Путешествовать по Ливану можно самостоятельно и в составе организованных групп. Туров на русском языке не существует, но всегда есть возможность примкнуть к англоговорящей экскурсии.

В столице страны есть на что посмотреть. Каждый, приезжающий в Бейрут, старается посетить красивую городскую набережную. В любое время суток и при любой погоде в этой части города многолюдно. Многие приходят на набережную, чтобы заняться спортом, другие – чтобы посидеть в уютных кафе и ресторанах.

В самом сердце Бейрута находится площадь Звезды или Сахат аль-Нэжма. Она действительно напоминает звезду. Из центра площади по сторонам расходятся небольшие улицы. Возле высокой башни с часами любят фотографироваться туристы, а прилегающие к площади кварталы давно стали центрами ночной жизни ливанской столицы.

Самый древний архитектурный памятник Бейрута – мечеть Омара. Здание было возведено во времена Крестовых походов. Им владели и христиане, и мусульмане, а мечеть существует здесь с 1291 года. Чтобы познакомиться с историей столицы Ливана, стоит заглянуть в национальный музей Бейрута. Другой интересный музей – Сурсок – находится в районе Ашрафия. В нем размещены частные коллекции произведений современного искусства и богатое собрание старинных книг.

Большой интерес для путешественников представляет визит в один из самых старых городов мира – Библос, который находится недалеко от столицы и сегодня носит имя Джебейль. Это настоящее приключение для любителей истории! В городе сохранилась мощная крепость и развалины замка крестоносцев. Здесь можно увидеть римский амфитеатр и царский колодец, древний некрополь с саркофагами и руины финикийских храмов.

В северной части страны, на высоте 2000 метров над уровнем моря, расположена самая большая в Ливане кедровая роща, которую именуют Божественным кедровым лесом «Хорш-Арз-эр-Раб». До природного памятника можно доехать на такси из Триполи, второго по величине города в Ливане. Во время путешествия по стране также стоит обратить внимание на горный монастырь IX века Дейр Мар Антониус Козхая, храмы Бахуса, Венеры и Юпитера в Баальбеке, природный парк в долине Кадиша, римский ипподром в городе Тир, собор Святого Павла в Джунии и пещеры Джейта.

Все достопримечательности Ливана

Транспорт

В Ливане такси считается наиболее удобным средством передвижения по городам и внутри страны. Машин такси здесь очень много, поэтому поездки в любое время суток не являются проблемой. На счетчики рассчитывать не стоит, тем более, что установлены они далеко не везде. Обычно цену за поездку оговаривают заранее с водителем, и делать это лучше еще до посадки в машину. Ливанские таксисты принимают оплату как в местных фунтах, так и в долларах.

Поймать машину нетрудно прямо на улице, но, при желании, такси можно вызвать и по телефону. Удобно также и то, что стоимость проезда в любом городе Ливана будет примерно одинаковой. И в Бейруте, и в отдаленном от столицы городке таксист попросит за одинаковые расстояния те же деньги. Однако за проезд между городами таксисты запрашивают дорого. Такие поездки обходятся примерно в 10 раз дороже, чем передвижение на микроавтобусе. Так, например, путешествие на такси из Бейрута в Библос обойдется в 25 долларов, хотя расстояние между этими двумя городами составляет всего 35 км.

Помимо привычного персонального такси, в Ливане существует «service taxi». В таких машинах водители подвозят по пути других пассажиров. «Service taxi» обходятся в 3-4 раза дешевле, но удобств в дороге значительно меньше. По местной традиции, в пятиместную машину сажают шесть пассажиров: двоих спереди, рядом с водителем, и четверых на заднее сидение. Правда, если кто-то из пассажиров хочет иметь больший комфорт, он может оплатить двойной тариф.

В стране нет внутренних авиарейсов и железной дороги, поэтому основным видом общественного транспорта здесь стали автобусы. При развитой сети автомобильных дорог и не менее развитом автобусном сообщении, в Ливане не существует рейсовых автобусов и привычных нам автовокзалов. В крупных городах есть стихийные парковки, куда съезжаются автобусы из разных мест. Самая крупная точка сбора автобусов в столице страны находится под развязкой автомагистрали Charles Helou, неподалеку от порта.

На большинстве автобусов и микроавтобусов нет четко обозначенных маршрутов, и поэтому узнать, куда отправляется машина, можно только у водителя. Иногда туристам, чтобы уехать в нужном направлении, приходится стоять у трассы и останавливать все автобусы подряд. Плату за проезд традиционно отдают водителю при выходе из автобуса. Фиксированных ценников, как и билетов, нет. Ориентировочно, поездка на расстояние в 30 км обходится в 2 доллара. Автобусы передвигаются по стране круглые сутки, но ночью их значительно меньше.

На больших туристических автобусах в Ливане перевозят только организованные группы. Для самостоятельных поездок более безопасными считаются большие микроавтобусы. Иностранным путешественникам не рекомендуют пользоваться маленькими 9-местными машинами. Их водители часто лихачат и попадают в аварии.

При желании, в Ливане можно арендовать машину. Как и во всем цивилизованном мире, в этой стране действуют международные права, а стоимость аренды определяется классом машины. Цены начинаются от 25 долларов за сутки.

Особенности национальной кухни

Традиционную ливанскую кухню отличает обилие овощей и рыбы. Мясные блюда, за исключением приготовленных из курицы или баранины, встретишь нечасто, а свинины практически нет. Овощи готовят по-разному и добавляют к ним много специй. Кроме того, в местной кухне много блюд из фасоли.

В Ливане делают превосходную шаурму, которую здесь называют «шавермой». По вкусу она отличается от шаурмы из Турции, так как ливанцы используют для нее специальные соусы. Придорожная шаверма имеет большие размеры и стоит 2 доллара.

В Бейруте для посетителей открыто около 400 ресторанов. В них подают блюда и ливанской, и международной кухонь. Самые дорогие рестораны существуют только в столице, во всех других местах общественное питание выглядит гораздо скромнее.

По всему Ближнему Востоку известно превосходное ливанское вино. Самым популярным считается Château Ksara. Оно бывает разных цветов. Продегустировать местные вина можно в любом ресторане.

Сувениры

В Бейруте не так много мест, где можно купить «тематические» безделушки с национальной атрибутикой или видами Ливана. Для того, чтобы приобрести сувенирные магнитики, кружки и футболки, стоит отправиться в центр города и посетить торговый центр «Саукс». Здесь, в магазине «Virgin Megastore», представлен самый большой выбор подобной продукции, а также книги и CD-диски.

Сувениры можно купить и в небольших лавках, открытых при музеях, а окаменелости на память – в исторических местах. Их можно вывозить из страны совершенно спокойно. А в отношении знаменитого ливанского кедра существует много запретов. Кедр в этой арабской стране считается священным деревом. Туристам запрещено вывозить из Ливана его семена. В качестве сувениров можно купить небольшие поделки из кедра, которые, по уверению продавцов, изготавливают исключительно из сломанных веток.

  • Несмотря на наличие национальной валюты – ливанского фунта – доллары в стране принимают повсеместно. Ими можно расплачиваться даже в государственных учреждениях.
  • Деньги обменивают в банках. Небольших обменных пунктов в Ливане нет.
  • В Ливан можно ввозить доллары наличными или снимать деньги в банкоматах. Сеть банкоматов существует не только в Бейруте, но и в небольших городках. В них получают деньги на выбор – в местной валюте или долларах.
  • Расплачиваться с помощью карточки можно лишь в крупных супермаркетах Бейрута. В остальных местах к оплате принимают только наличные деньги.
  • В Ливане говорят на арабском и французском языках. Большая часть уличных указателей и табличек также написаны на этих двух языках. Значительная часть населения владеет еще и английским. Среди англоговорящих ливанцев больше молодежи, а пожилые жители страны, как правило, не знают этого языка.
  • Ливанцы, как и жители всех арабских стран, очень любят торговаться. Совершенно нормальным считается торг между хозяином и продавцом в небольших магазинах и сувенирных лавках. Здесь принято торговаться в такси и с водителями автобусов, а также пытаться сбить цену на любую услугу.
  • Магазины открыты с 9.00 до 18.00. Немногочисленные супермаркеты работают до 22.00. Очень редко, когда торговое заведение закрывается на обеденный перерыв, как правило, в дневное время в нем просто становится меньше продавцов. По субботам и воскресеньям закрыта большая часть магазинов.
  • Вода из под крана не пригодна для питья, лучше всего пользоваться бутилированной водой.
  • Чаевые за обслуживание в этой арабской стране никогда не включают в счет. Если есть желание, официанта, портье или таксиста можно поощрить. Но здесь принято не оставлять деньги на столе – их отдают из рук в руки.

Визовые особенности и безопасность

Современный Ливан – государство, только начавшее переход к мирной жизни после большой войны. В южных районах, там где существуют очаги конфликта между Хезболлой и Израилем, до сих пор слышны выстрелы.

Граница между Израилем и Ливаном сегодня закрыта. Если путешественник имеет в паспорте печать о посещении Израиля, ему не разрешат въезд в Ливан. Даже если паспорт новый, всем туристам во время пограничного контроля задают вопрос – бывали ли они в Израиле. Аналогичная ситуация действует и в Израиле. С отметкой в паспорте о посещении Ливана, в эту страну попасть невозможно.

На приграничной с Сирией территории ситуация также не достаточно стабильна. Безопасной считается центральная часть Ливана, где расположена его столица. Иностранным туристам не рекомендуют путешествовать южнее Тира и севернее Триполи.

Внутри страны безопасность обеспечивает регулярная армия Ливана, полиция и члены Хезболлы. На улицах столицы очень много людей с оружием. Вполне обычное дело – досмотры содержимого рюкзаков или проверки на автотрассах. Тем не менее, ливанскую столицу признают вполне безопасным местом. Туристов просят только соблюдать простые правила в отношении личной безопасности и сохранности имущества во время прогулок по Бейруту. В отдаленных от центра районах и в темное время суток кражи здесь – обычное дело.

Как добраться

В Бейруте находится единственный ливанский аэропорт, который доступен для гражданской авиации. Сюда летают самолеты из Москвы, а также из некоторых городов Европы и Ближнего Востока. Добраться до Ливана можно как прямыми рейсами, так и с пересадкой.

Хотя страна имеет три крупных морских порта, остановку в них делают только круизные лайнеры. Раньше Ливан и остров Кипр связывал морской паром, но сегодня пассажирского сообщения на этом направлении нет.

По земле попасть в Ливан можно только через территорию Сирии. Между двумя странами на основных автотрассах работает несколько пропускных пунктов – Эль-Арида, Эль-Абудие, Маснаа и Ках. Они неплохо контролируются, однако, в настоящее время этот вариант нельзя считать полностью безопасным. В Сирии идут боевые действия, и поэтому КПП периодически закрывают на неопределенный срок.

ЛИВАН, Ливанская Республика, государство в Западной Азии на восточном побережье Средиземного моря. Граничит на севере и востоке с Сирией, а на юге с Израилем. Бльшую часть Ливана занимает одноименный хребет, от которого и произошло название страны. Территория Ливана вытянута вдоль побережья на 210 км. Ширина ливанской территории составляет от 30 до 100 км. В административном отношении она поделена на 5 провинций (мухафаз): Бейрут с окрестностями, Горный Ливан, Северный Ливан, Южный Ливан.
От античной эпохи до арабского завоевания. Уже в III тысячелетии до н.э. на побережье существовали города-государства, населенные финикийцами мореходами и торговцами. Важнейшими из них были Тир (совр. Сур), Сидон (совр. Сайда), Берит (совр. Бейрут) и Библ, или Библос (совр. Джубейль). В течение почти четырех веков, начиная с 16 в. до н.э. они находились под властью египтян. Финикийцы, особенно после 12 в. до н.э., когда их города-государства обрели независимость, основали множество колоний на побережье Средиземного моря, особенно в Тунисе (в частности, Карфаген), на западе Сицилии, на Сардинии, в южной Испании, Алжире и Марокко.
В 6 в. до н.э. финикийские города-государства были захвачены Персией. В 4 в. до н.э. их покорил Александр Македонский, а впоследствии они перешли во владения Селевкидов. После завоевания Египта и Сирии в 1 в. до н.э. Римом они подпали под его власть, а сама эта территория была включена в состав провинции Сирия.
Финикийские прибрежные города играли большую роль в экономической жизни Средиземноморья, по которому пролегали важные торговые пути вплоть до 7 в., когда Сирия, Египет и Северная Африка были завоеваны арабами. Мало что известно об истории горных районов Ливана в тот период, хотя развалины многочисленных римских поселений обнаружены на прибрежных холмах. Во внутренней области, у подножия хребта Антиливан, в плодородной долине Бекаа, находился город Баальбек - важный торговый и транспортный узел. В период правления Селевкидов и особенно в римское время Баальбек, называвшийся тогда Гелиополисом, был процветающим городом.
После того как арабские завоеватели овладели Сирией между 634 и 639 н.э., финикийские прибрежные города превратились в маленькие поселения, тогда как поселения внутренних районов Сирии - Халеб (Алеппо), Хама, Хомс и Дамаск - стали быстро развиваться как центры новой власти. Тем временем арабские завоеватели все более активно расселялись в горных районах Ливана, получающих достаточно атмосферных осадков и располагающих плодородными землями. Сильно пересеченный характер рельефа делал эту местность труднодоступной, в силу чего она неоднократно служила убежищем для преследуемых общин. Между 7 и 11 вв. в Северный Ливан из долины р. Эль-Аси (Оронт) переселилась христианская община монофелитов, известных как марониты. В начале 11 в. тайная шиитская секта, проповедовавшая о божественном происхождении аль-Хакима, фатимидского халифа Египта (996-1021), начала вербовать сторонников среди крестьян Сирии и особенно юга Ливана. Последователи Хакима стали называться друзами по имени одного из основателей секты Муххамада ад-Дарази.
Средние века. После захвата Библа в 1102 и Триполи в 1109 графом Раймоном де Сен-Жиллем и его преемниками и овладения Бейрутом и Сидоном в 1110 королем Иерусалимским Балдуином I все побережье Финикии, а также бльшая часть горных районов страны оказались в руках крестоносцев. Приморские и горные местности к северу от Библа вошли в состав графства Триполи, а Бейрут и Сидон с их землями стали ленами Иерусалимского королевства.
Крестоносцам Сидона удалось установить свое господство над соседней горной территорией Шуф, из Бейрута они контролировали лишь узкую прибрежную полосу. В горном районе Эль-Гарб, примыкающем к Бейруту, им успешно противостояли друзы под предводительством дома Бухтур. В знак признания заслуг друзов в борьбе с крестоносцами мусульманские властители Дамаска согласились с верховенством клана Бухтур в Эль-Гарбе. После изгнания крестоносцев из Сирии в 1291 клан Бухтур утвердился в Бейруте, и его представители поступили на службу к мамлюкам, правившим в то время в Египте и Сирии, в качестве кавалерийских офицеров и наместников. Мамлюки признали права Бухтуров на Гарб.
В северном Ливане марониты наладили отношения с крестоносцами. К концу 12 в. они согласились отказаться от монофелитства, заключили унию с Римом и признали верховенство папы.
Правление мамлюков и турок-османов. В период господства мамлюков, продолжавшийся с 13 до 16 в., северный Ливан входил в состав провинции Триполи; южный Ливан (Бейрут и Сидон) вместе с долиной Бекаа составлял округ Баальбек, один из четырех в провинции Дамаск. В провинции Триполи главы маронитских деревень, или мукаддамы, традиционно сохранявшие верность маронитскому патриарху, получили от мамлюков право собирать налоги, так что вмешательство в их внутренние дела было минимальным. В высокогорном районе Бшерри усилилось одно из семейств местных мукаддамов, которое взяло на себя защиту маронитских патриархов; оно сохраняло свое влияние до начала османского периода в истории страны. В южном Ливане и долине Бекаа мамлюки поддерживали туземных друзских и мусульманских вождей, или эмиров, таких как кланы Бухтур в Гарбе, Маан в Шуфе и Шихаб в Антиливане, чьи права на управление подвластными им территориями были подтверждены мамлюками. После завоевания Сирии и Египта османами в 1517 организация местной власти в Южном Ливане в целом осталась прежней. К концу 16 в. Мааны, эмиры Шуфа, были признаны верховными вождями друзов, а глава их семейства Фахр ад-Дин установил свою власть над всем южным Ливаном и долиной Бекаа.
Начало новой истории Ливана обычно датируют возвышением Фахр ад-дина II Маана (годы правления 1590-1635). Этот выдающийся государственный деятель постепенно подчинил себе населенные маронитами территории северного Ливана, а также значительную часть внутренних районов Палестины и Сирии. В своих ливанских владениях он стимулировал развитие шелководства, открыл порты Бейрута и Сидона для европейских купцов, добился помощи итальянцев в модернизации сельского хозяйства. Эмир благоволил лояльным и трудолюбивым христианам, особенно маронитам, и побуждал их переселяться на юг Ливана для расширения там шелкового производства. Поощряемое им политическое и экономическое сотрудничество между ливанскими христианами и друзами в дальнейшем послужило основой для возникновения ливанской автономии.
Независимость и достижения Фахр ад-Дина привели к росту напряженности в отношениях с Османской империей. В 1633 войска эмира были разбиты, а сам он попал в плен и позднее был убит в Стамбуле. Однако к 1667 его внучатый племянник Ахмед Маан сумел восстановить власть семейства Маанов над южным Ливаном и маронитским районом Касраван в центральной части страны, создав Ливанский эмират, ставший ядром современного Ливана.
В 1697, после смерти Ахмеда Маана, у которого не было сыновей, власть над эмиратом с одобрения Османов перешла к Шихабам из Антиливана, мусульманским родственникам друзских Маанов. К 1711 Шихабы кардинально изменили систему управления эмирата с тем, чтобы сохранить в нем свою власть. Позднее в том же веке правящая ветвь семейства приняла христианство и стала маронитами, что отражало усиливавшееся влияние этой общины. При эмирах Юсуфе (годы правления 1770-1789) и обратившемся в христианство Башире II (годы правления 1789-1840) власть Шихабов распространилась на север, включая весь Горный Ливан.
Башир II, выдающийся правитель из династии Шихабов, вступил в союз с пашой Египта Мухаммадом Али с целью ограничить при поддержке Египта власть различных местных правителей. В 1840 османы с помощью английских и австрийских войск разбили Мухаммада Али и сместили Башира II. Его преемник Башир III уже не мог контролировать друзских лидеров в южном Ливане и в следующем году покинул свой пост, положив тем самым конец существованию Ливанского эмирата. Прямое османское правление на этой территории так и не смогло укрепиться. Действия маронитов по реставрации эмирата усилили подозрения друзов, выступавших против этой политической акции. В 1842 Горный Ливан был разделен на два административных района, или каиммакамийи: Северную во главе с местным христианским губернатором и Южную под управлением друзов. Христиане, составлявшие к тому времени большинство на юге, выступили против такого раздела, и в 1845 между христианами и друзами вспыхнула война. После военно-политического вмешательства правительства Османской империи административная реформа все же была проведена. В 1858 маронитские крестьяне в Северной каиммакамийе подняли восстание против маронитской аристократии и добились отмены ряда ее привилегий. В 1860 ободренные этим событиями крестьяне христианского вероисповедания на юге стали готовить мятеж против друзских феодалов. Конфликт носил религиозную окраску. Друзы устроили резню, в которой погибло более 11 тыс. христиан.
Под давлением европейских держав, особенно Франции, традиционно защищавшей маронитов, османское правительство в 1861 ввело в Горном Ливане так называемый Органический статут. Горный Ливан был интегрирован в единый автономный район-мутасаррифийю, во главе с османским губернатором-христианином, или мутасаррифом, назначавшимся султаном с одобрения европейских держав. В качестве совещательного органа при губернаторе был создан административный совет, избиравшийся из представителей различных ливанских общин пропорционально их численности. Были ликвидированы основы феодальной системы; всем подданным были гарантированы гражданские свободы; на новую администрацию было возложено судопроизводство и исполнение законов. Данная система, с небольшими изменениями, внесенными в 1864, доказала свою жизнеспособность и просуществовала вплоть до 1915. Под руководством мутасаррифов Ливан развивался и процветал. Католические миссионеры из Франции и протестантские миссионеры из Америки и Великобритании основали в стране сеть художественных школ и колледжей, что сделало Бейрут одним из ведущих образовательных и культурных центров Османской империи. Развитие издательского дела и издание газет положили начало возрождению арабской литературы.
Французский мандат. В 1915, вскоре после того как Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии в войне против стран Антанты (Великобритании, Франции и России), действие Органического статута для горного Ливана было приостановлено, а вся власть перешла к турецкому военному губернатору. После победы Антанты в 1918 Бейрут и Горный Ливан, вместе Сирией были оккупированы французскими и британскими войсками. Верховный комиссар Франции в Бейруте генерал Анри Гуро присоединил к Горному Ливану прибрежные города Триполи, Бейрут, Сидон и Тир, долину Бекаа, а также территории, примыкающие к Триполи и Тиру, и провозгласил создание Государства Великий Ливан. Новое государство находилось под управлением французского губернатора, при котором действовал выборный Совет представителей, обладавший совещательными функциями. В 1923 Лига наций выдала Франции мандат на управление Ливаном и Сирией. В 1926 была разработана и принята конституция, согласно которой Государство Великий Ливан преобразовывалось в Ливанскую Республику.
В 1926 пост президента Ливанской Республики занял православный Шарль Диббас, но начиная с 1934 президентами Ливана избирались только марониты. После 1937 премьер-министрами назначались лишь мусульмане-сунниты. Нормой стало распределение должностей в правительстве и мест в однопалатном парламенте среди представителей различных религиозных общин в пропорции, приблизительно соответствовавшей их численности в стране. С 1943, когда было заключено соглашение о принципах государственного устройства Ливана, известное как «Национальный пакт», места в парламенте распределялись между христианами и мусульманами в соотношении 6 к 5, так что общее число депутатских мандатов было кратным одиннадцати.
Население Ливанской Республики почти в равной мере составляли христиане и мусульмане. Большинство суннитов, проживавших в различных частях Великого Ливана, находилось под влиянием сирийского национализма. Они враждебно отнеслись к французской оккупации и выступили за включение Ливана в состав Сирии. С другой стороны, марониты и часть друзов приветствовали провозглашение независимости страны и благожелательно относились к французам.
Ливан после провозглашения независимости. В июле 1941 администрация «правительства Виши», захватившая власть в Сирии и Ливане после поражения Франции от Германии в 1940, была изгнана из страны британскими войсками, при поддержке сил «Свободной Франции», которая обещала предоставить независимость обеим арабским странам. Однако выборы 1943 привели к власти режим, выступавший за немедленное обретение государственной независимости и ликвидацию французского влияния. Власти «Свободной Франции» арестовали вновь избранного президента Бешара аль-Хури и ведущих членов правительства. За этими событиями последовали демонстрации населения и вооруженные столкновения. Под давлением Великобритании и США власти были вынуждены освободить арестованных и восстановить законно избранное правительство. С тех пор этот день, 22 ноября, празднуется в Ливане как День независимости. В 1944 к правительству Ливана перешли все государственные функции, но британские и французские войска оставались в стране до 1946.
Одной из важнейших задач внешней политики Ливана после получения независимости было сохранение хороших отношений как со своими арабскими соседями, так и с государствами Запада. Ливан не принимал участия в разрешении Суэцкого кризиса 1956, однако большинство ливанских мусульман тогда поддержало Египет, а христиане в основном приняли сторону Англии и Франции. В 1958 раскол в ливанском обществе привел к политическому кризису, когда правительство президента Камиля Шамуна отказалось присоединиться к антизападной позиции Египта. Назревала гражданская война, но после высадки в Бейруте американских морских пехотинцев конфликт удалось погасить. Окончание кризиса совпало с завершением полномочий президента Шамуна. Новым президентом был избран командующий армией Фуад Шехаб. В 1964 его сменил Шарль Хелу, в 1970 президентом стал Сулейман Франжия, а в 1976 - Ильяс Саркис.
Ливан стремился избежать вмешательства в арабо-израильские войны 1967 и 1973. Однако после 1967 из лагерей беженцев в Ливане палестинские партизаны неоднократно наносили удары по Израилю. С его стороны последовали ответные вооруженные акции, и ливанское правительство попыталось ограничить военные вылазки палестинцев со своей территории. Напряженность возросла после событий «Черного сентября» 1970, когда силы палестинского сопротивления в Иордании были разгромлены усилиями регулярной армии, после чего были сосредоточены в Ливане.
Гражданская война и военная оккупация. Приток в страну палестинских партизан поставил Ливан в центр противостояния между Израилем, Сирией и палестинцами. Столкновения между ливанскими правительственными войсками и партизанами начались в мае 1973. В результате последние были вынуждены пойти на некоторые уступки в соответствии с Мелькартским протоколом, подписанным двумя сторонами в качестве приложения к Каирскому соглашению, заключенному в ноябре 1969. Ободренные успехами правительства, Фалангистская партия и другие умеренные организации потребовали усилить контроль над палестинскими отрядами, действовавшими против Израиля, так как ответные удары со стороны последнего имели негативные последствия и для коренных жителей южного Ливана. Большинство мусульманских политиков поддержали Организацию Освобождения Палестины (ООП). Крупнейшие движения создали свои собственные вооруженные формирования. С весны 1974 между ними возникали спорадические столкновения. После того как 13 апреля 1975 автобус с палестинцами подвергся нападению фалангистов в столичном христианском квартале Айн-Руммана в ответ на убийство телохранителей лидера Фалангистской партии Пьера Жемайеля, в Ливане вспыхнула гражданская война.
Таким образом, конфликт в стране начался со столкновений между консервативной христианской милицией и ООП. Ситуация быстро переросла в междоусобную войну, в ходе которой ливанцы разделились по вопросу о месте палестинцев в стране. Христиане видели в ООП «государство в государстве» и пытались поставить под контроль деятельность палестинских формирований, подобно тому как это было сделано в других арабских странах, например, в Иордании. Возглавляли приверженцев этой позиции Фалангистская партия «Катаиб» Пьера Жемайеля и бывший президент Камиль Шамун, усматривавшие в ООП опасность для национального суверенитета. В то же время они стремились представить действия ООП как идеологическую угрозу политическому устройству страны и тем самым консолидировать христианскую общину. Мусульманская община Ливана, со своей стороны, выступила в поддержку ООП. Ближайшим их союзником оказались Национально-патриотические силы Ливана (НПС) во главе с Камалем Джумблатом. Джумблат не только разделял цели ООП, но и предлагал использовать ее как ядро, вокруг которого удастся сплотить различные мусульманские общины, чтобы реформировать политическую систему страны и удовлетворить собственные амбиции. Джумблат перевел конфликт в стадию гражданской войны, выдвинув в августе 1975 программу политических преобразований, осуществление которой, по мнению лидеров Национально-патриотических сил, было необходимым условием прекращения внутренних военных междуусобиц.
Консервативный правохристианский лагерь надеялся опереться на ливанскую армию для того, чтобы принудить палестинцев по крайней мере принять Каирское соглашение и Мелькартский протокол, если не удастся разоружить их и изгнать из Ливана, как это сделал король Хусейн в Иордании в 1970-1971. В мае 1975 президент Сулейман Франжия, стремясь выполнить вышеназванные задачи, сформировал правительство из военных. Сразу после того, как Национально-патриотические силы вместе с ООП и большинством мусульманских политиков стали настаивать на замене военного кабинета министров так называемым правительством спасения во главе с Рашидом Караме, начались вооруженные столкновения. Президент Франжия был вынужден согласиться на выдвинутые требования. Главным посредником в формировании правительства выступила Сирия, пытавшаяся создать себе имидж беспристрастного партнера.
В действительности президент Сирии Хафез Асад преследовал свои интересы. Действия сирийского руководства в Ливане определялись двумя аспектами ближневосточного кризиса. Во-первых, Асаду было необходимо взять под свой контроль Ливан и ООП как участников в арабо-израильского мирного процесса, начавшегося после достижения договоренности между Египтом и Израилем о прекращении огня. Во-вторых, президент Асад вынужден был принять во внимание последствия заключенного самой Сирией соглашения с Израилем от 31 мая 1974 относительно Голанских высот, по которому на сирийско-израильской границе не допускались действия партизан. Ввиду того, что Иордания еще раньше выдворила со своей территории вооруженные соединения палестинцев, Асад мог поддерживать партизанскую войну против Израиля только с ливанской земли.
Поводами для сирийской военной интервенции в Ливане послужили два события. Прежде всего, в тупик зашли отношения между двумя основными ливанскими политическими силами. «Комитет по национальному диалогу», созданный в сентябре 1975 для выявления и окончательного урегулирования противоречий между христианами и мусульманами, погряз в спорах о повестке переговоров. Консервативные лидеры христиан требовали, чтобы страна сохранила суверенитет над всей своей территорией, тогда как НПС во главе с Джумблатом настаивали на внесении изменений в сложившуюся политическую систему, игнорируя проблему присутствия ООП в Ливане. Другими словами, одна сторона имела первоочередной целью защиту национального суверенитета, который ущемлялся деятельностью ООП, и возрождение законности и порядка, тогда как другая сторона выступала за проведение политических реформ и восстановление на новой основе равновесия между христианами и мусульманами.
Начало вмешательства Сирии в ливанские дела относится к январю 1976, когда консервативная христианская милиция начала активные действия, установив блокаду двух лагерей палестинских беженцев в пригородах Бейрута. Сирия умело управляла конфликтом через руководителя вооруженных сил ООП Зухейра Мухсена, лидера контролировавшейся Сирией организации «Ас-Сайка» («Удар молнии»), входившей в ООП. Президент Асад направил в помощь ООП и НПС Ярмукскую бригаду из состава Армии освобождения Палестины.
Второй импульс для вмешательства Сирии дал мятеж, поднятый в мусульманских частях ливанской армии молодыми офицерами, подстрекаемыми ООП и НПС, что привело к ее полному развалу в марте 1976.
Тем временем усилились требования со стороны НПС и политических лидеров мусульман об уходе в отставку президента страны. Сулейман Франжия отказался выполнить эти требования, но с помощью американского посланника Дина Мартина удалось достичь компромисса. В мае 1976 был избран новый президент Ильяс Саркис, который должен был вступить в должность 23 сентября 1976 после окончания срока полномочий Франжия, сохранив принцип преемственность власти.
Еще в середине апреля 1976 части сирийской армии перешли восточную границу Ливана и не собирались покидать страну. Опасаясь прибытия в Ливан французских войск, а такое предложение было высказано президентом Франции Валери Жискар д"Эстеном 22 мая 1976, Асад принял решение усилить военное присутствие Сирии. Было инсценировано нападение на два христианских города на севере Ливана, что подтолкнуло их жителей обратиться за помощью к сирийским вооруженным силам. Асад понимал, что военная интервенция Сирии может быть принята Израилем и США только в том случае, если она будет направлена на поддержку президента Ливана и консервативных лидеров христиан и против ООП и НПС. Учитывая данное обстоятельство, сирийская сторона к моменту полномасштабного вторжения в Ливан 1 июня 1976 поменяла союзников и начиная с этого времени вступила в конфликт с ООП и НПС. Сирию не остановили даже многочисленные посреднические усилия различных арабских стран, которым удалось лишь отсрочить продвижение ее войск в районы, контролировавшиеся НПС Джумблата и ООП.
После вступления в должность нового президента Ливана в Эр-Рияде 16 октября 1976 было проведено совещание глав ряда арабских государств, в котором приняли участие Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Кувейт, Ливан, а также ООП. Арабские лидеры призвали к прекращению войны в Ливане, для чего предлагалось использовать межарабские силы сдерживания (МСС) численностью 30 тыс. человек (85% из них должны были составить сирийские войска, уже находившиеся в стране). Предлагалось также вернуться к положению, существовавшему до 13 апреля 1975, и соглашениям, заключенным между ООП и правительством Ливана.

Идущие параллельно Ливанским горам.

Прибрежная равнина узкая и прерывистая, местами почти исчезающая. На крайнем севере она расширяется, образуя равнину Акар.

Снежные вершины Ливанских гор - одна из самых характерных черт пейзажа страны. Этот известняково-песчаниковый хребет тянется от берега на восток, имеет примерно 160 км в длину и шириной от 10 до 56 км в ширину. Его высшая точка - Курнат эль-Савда (3088 м) на севере, где знаменитые кедры Ливана растут в тени пика. Затем горная цепь постепенно отклоняется к югу, где стоит второй пик, Джебель-Шанинь (2695 метров), к северо-востоку от Бейрута . На юге хребет разветвляется на западный отрог, образующий Шуфские горы, и на южном направлении спускается к холмам Галилеи , которые ниже.

Долина Аль-Бика находится между горами Ливана на западе и Антиливанскими горами на востоке; её плодородные почвы состоят из аллювиальных отложений с гор с обеих сторон. Долина длиной около 180 км и шириной от 10 до 26 км является частью большой восточноафриканской системы рифтов. На юге Аль-Бика становится холмистым и прочным, сливаясь с предгорьями горы Хермон (Джебель эль-Шейх), формируя верхнюю долину Иордана .

Антиливанский хребет (Аль-Джабаль-аш-Шарки) начинается с высокого пика на севере и склоняется к югу, пока его не прерывает гора Хермон (2814 метров).

Ливанские реки в основном являются зимними потоками, стекающими с западных склонов Ливанских гор. Единственным исключением является река Литани (протяженностью в 145 км), которая начинается у знаменитых руин Баальбека и течет на юг в Аль-Бика, впадая в Средиземное море вблизи исторического Тира . Две другие важные реки - Оронт (Нахр аль-Ави), который начинается на севере Аль-Бика и течет к северу, и Кабир.

Климат Ливана средиземноморский. Зимой выпадают осадки; летом, как правило, их не бывает. В прибрежных районах средние температуры варьируются от 30° С в июле до 10° С в январе. Средне-дневные январские температуры доходят до 2° С (в долине Бекаа). На высоте 1500 м температура падает примерно до 8° С.

В старину в Ливане было много лесов. Знаменитые кедры экспортировались. Флора и фауна страны сильно пострадала от сельскохозяйственного освоения земель и военных действий.

Демографическая ситуация

Этнически ливанцы составляют смесь, в которой заметны финикийские , греческие, армянские и арабские элементы. В большей ливанской общине также присутствуют этнические меньшинства, в том числе армянское и курдское население.

С VII века Ливан служил убежищем для преследуемых христианских и мусульманских сект. С 1932 года не проводилась официальная перепись, и данные о конфессиональном составе Ливана являются переменными. В целом, мусульмане (сунниты, шииты и друзы) - самая многочисленная группа в стране. Друзы составляют небольшую долю. Среди христианского населения Ливана марониты являются крупнейшей христианской общиной. Греческая православная община - вторая по величине христианская группа. Существует также очень небольшое еврейское меньшинство.

Большая часть населения живет на прибрежной равнине, и всё меньше людей находятся в глубине страны. Деревни расположены в соответствии с водоснабжением и наличием земли, часто в горах. Северные села относительно благополучны и имеют современную архитектуру. Деревни на юге, как правило, беднее и менее стабильны: местные сельскохозяйственные угодья менее плодородны, и из-за их близости к Израилю многие деревни подвергаются частым вторжениям и разрушениям с 1975 года.

Большинство городов расположены на берегу; они были затоплены мигрантами и перемещенными лицами, и в результате были созданы многочисленные, часто бедные пригороды. До начала гражданской войны перемещение людей из сельских районов было основным фактором урбанизации страны. Большая часть внутренней миграции была в Бейрут, на долю которой приходилось подавляющее большинство городского населения Ливана.

До 1975 года многие деревни и города состояли из нескольких различных религиозных групп, которые обычно жили вместе в гармонии, а сельская архитектура отражала единство стиля, независимо от религиозной самобытности.

Послевоенные усилия по преодолению этого процесса с помощью программ, направленных на переселение перемещенных лиц, не сразу имели успех. После войны между «Хизбаллой» и Израилем в 2006 году многие другие ливанские граждане - примерно один миллион жителей, особенно те, кто живет на юге страны, были перемещены из своих домов.

Экономика

За годы, предшествовавшие началу гражданской войны, Ливан пользовался статусом регионального торгового центра. Ливанская экономика характеризовалась минимальным вмешательством правительства в частное предпринимательство в сочетании с отсутствием налогов на импорт и прибыль. Туризм и денежные переводы рабочих, работавщих за границей, помогли сбалансировать торговый дефицит. Доходы, как правило, росли, и ливанская продукция находила место на международном рынке.

За первые 10 лет гражданской войны ливанская экономика оказалась чрезвычайно устойчивой. Но во второй половине 1980-х годов стоимость ливанского фунта резко упала из-за продолжавшегося разрушение инфраструктуры страны. После гражданской войны Ливан приступил к осуществлению программы социально-экономического восстановления, которая повлекла за собой значительную реконструкцию инфраструктуры.

Премьер-министр Рафик аль-Харири в 1990-х годах стремился возродить Бейрут в качестве регионального финансового и торгового центра. Программа реконструкции Бейрута достигла значительного прогресса в конце 20-го и начале 21-го веков, хотя и за счет увеличения внутренней и внешней правительственной долговой нагрузки. Возник бюджетный дефицит и растущий государственный долг. Тем не менее, для привлечения и поощрения инвестиций ставки налогов были снижены.

Это привело к жесткой бюджетной экономии, в результате которой были ограничены инвестиции в социальную инфраструктуру Ливана и выросла зависимость от регрессивного косвенного налогообложения для удовлетворения бюджетных дефицитов. Следовательно, хотя часть ливанцев стала очень богатой в послевоенном Ливаном, в начале 21-го века около одной трети населения Ливана проживало за чертой бедности.

Сельское хозяйство, рыболовство, промышленность продолжают играть меньшую роль в экономике Ливана, чем в других странах. Весьма велика доля торговли , финансовой отрасли и туристического бизнеса.

Политическая система

Ливан - унитарная многопартийная республика с парламентской системой правления. Его конституция, принятая в 1926 году во время французского мандата и измененная несколькими последующими поправками, предусматривает однопалатную палату депутатов, избираемую на четырехлетний срок всеобщим избирательным правом для взрослых.

Согласно Соглашению 1989 года, парламентские места распределяются между христианскими и мусульманскими сектами, тем самым заменяя более раннее соотношение, которое благоприятствовало христианам. Эти квоты для конфессий также должны соблюдаться при назначении на государственные должности.

Главой государства является президент, который избирается большинством в две трети голосов Национальной ассамблеи сроком на шесть лет и имеет право быть переизбранным на новые сроки. По неписаному соглашению президент должен быть христианином-маронитом, премьер-министр суннитом, а спикер Национального собрания - шиитом.

Президент, в консультации со спикером и депутатами парламента, приглашает мусульманина-суннита для формирования кабинета министров, а портфели членов кабинета распределяются в соответствии с конфессиональным балансом. Кабинет, который обладает большей исполнительной властью, чем президент, требует от парламента вотума доверия, чтобы остаться у власти. Вотум недоверия, однако, редко реализуется на практике. Кабинет обычно падает из-за внутренних разногласий, социальной розни или давления со стороны иностранных государств.

Краткие сведения об истории страны

Ливан разделяет многие культурные особенности арабского мира, но отличается от многих своих арабских соседей. Его прочный горный ландшафт служил на протяжении всей истории как убежище для различных религиозных и этнических групп и политических диссидентов. Несмотря на скудные природные ресурсы, Ливан долгое время служил в качестве коммерческого и культурного центра Ближнего Востока .

Ливан, особенно его прибрежный регион, был местом некоторых из самых древних населенных пунктов, сохранившихся в мире. Археологические находки указывают, что эта территория была населена ещё в палеолите. Неолитическая революция произошла там после 10 тысячелетия до н.э., причём лидировал в ней район Библоса. Следы металлургии появляются в 4 тысячелетии до н.э.

В эпоху эллинизма (323-30 г. до н.э.) Финикия контролировалась вначале Птолемеями , а с 2 века до н.э. Селевкидами. В 83 г до н.э. армянский царь Тигран Великий захватил Ливан, а в 64 г. до н.э. страну захватил Рим .

Финикия была включена в римскую провинцию Сирии, хотя Арад, Сидон и Тир сохранили самоуправление. Берит (Бейрут), провинциальный город, не имевший никакого влияния, получил статус римской колонии. Строительство там финансировалось Иродом Великим (и его внуком и правнуком). При династии Северов (193-235 гг.) Сидон, Тир и, вероятно, Гелиополис (Баальбек) также получили колониальный статус.

В период Римской империи финикийский язык вымер в Ливане и был заменен арамейским как народный. Языком военных и администрации вместо латыни стал греческий. Двумя наиболее важными городами Ливана во времена Римской империи были Гелиополь и Берит. В Гелиополе римские императоры, построили монументальный храмовый комплекс. Берит, с другой стороны, стал местом самой известной провинциальной школы римского права. Школа, которая, вероятно, была основана Септимием Севером, существовала до разрушения самого Берита последовательностью землетрясений, приливной волны и огня в середине 6-го века.

В 608-609 г. персы захватили внутренние районы Ливана. В 622-629 гг. византийцы их отбили. В 630-х годах мусульмане-арабы завоевали Эрец-Исраэль и Ливан, а старые финикийские города предлагали только символическое сопротивление захватчику.

В начале 7 века на севере среди коренного населения была создана военная группа неопределенного происхождения - мардаиты . Начиная с 7-го века в страну вошла другая группа, марониты - христианская община, придерживающаяся монотелитской доктрины. Вынужденные покинуть свои дома в северной Сирии из-за преследований, они поселились в северной части Ливанских гор и поглотили мардаитов и коренных крестьян, сформировав нынешнюю маронитскую церковь. Они постепенно перешли на арабский язык, сохраняя арамейский язык в литургических целях.

На юг Ливана арабские племена пришли после мусульманского завоевания Сирии в VII веке и поселились среди коренных народов. В XI веке многие из них перешли в новую друзскую религию, эзотерическое ответвление шиитского ислама. Южный Ливан стал штаб-квартирой этой конфессии. Группы мусульман-шиитов поселились на северной и южной окраинах гор и в Аль-Бика. В прибрежных городах население стало главным образом суннитскими мусульманами, но в городах и по всей стране оставалось значительное количество христиан различных сект. С течением времени практически все слои населения перешли на арабский язык.

Бейрут и горные районы Ливана управлялись дамасской династией Омейядов (661-750). Хотя марониты периодически восставали, Ливан был важен дамасским халифам, предоставляя им военно-морские силы в их нескончаемой войне с византийцами. Бейрутский юрист 8-го века аль-Авзай создал школу исламского права, которая сильно повлияла на Ливан и Сирию. С 9 по 11 век прибрежный Ливан, как правило, находился под властью независимых египетских мусульманских династий, хотя Византийская империя пыталась получить части севера.

В конце 11-го века Ливан стал частью государств крестоносцев; север был включен в графство Триполи, а юг в Иерусалимское королевство. Маронитская церковь приняла папское руководство, сохраняя при этом своего патриарха и литургию .

Рост христианских общин нарушил традиционный баланс Ливана. Шихабские князья все больше склонялись к ним, и часть семьи стала маронитами. Величайший из них, Башир II (правил в 1788-1840), после установления своей власти с помощью знатных друзов пытался ослабить их. Когда египетские войска оккупировали Ливан и Сирию в 1831 году, Башир заключил с ним союз, чтобы ограничить власть правящих семей и сохранить свою власть. Но египетское господство было прекращено англо-османским вмешательством, чему способствовало народное восстание в 1840 году, а Башир был свергнут. С ним княжество практически закончилось; его слабый преемник был свергнут османами в 1842 году.

С этого времени отношения ухудшались между маронитами во главе с их патриархом и друзами, пытавшимися сохранить свое традиционное превосходство. Французы поддерживали маронитов, а англичане - друзов, в то время как османское правительство поощряло крах традиционной структуры, которая позволила бы ей навязывать свои собственные прямые полномочия. Конфликт завершился массовым убийством маронитов друзами в 1860 году. Благодушное отношение османских властей привело к прямому вмешательству Франции от имени христиан.

Власти совместно ввели Органическое Постановление 1861 года (изменено в 1864 году), которое дало горному Ливану автономию под властью христианского губернатора, назначенным османским султаном, при содействии совета, представляющего различные общины. Горный Ливан процветала под этим режимом до Первой мировой войны (1914-18), когда правительство Османской империи поставило его под строгий контроль, подобно тому, как это уже было установлено для побережья и долины Аль-Бика.

В конце войны Ливан был оккупирован союзными войсками и помещен под военное управление Франции. В 1920 году Бейрут и другие прибрежные города, Аль-Бика и некоторые другие районы были добавлены к автономной территории горного Ливана, как было определено в 1861 году, чтобы сформировать Великий Ливан, впоследствии названный Ливанской Республикой. В 1923 году Лига Наций официально предоставила Франции мандат на Ливан и Сирию. Марониты приветствовали это, и в течение следующих 20 лет, когда Франция выполняла мандат, они были предпочитаемой общиной. Однако расширение довоенного Ливана в Большой Ливан изменило баланс населения. Хотя марониты были самым крупным отдельным элементом, они больше не составляли большинство.

Население было более или менее одинаково разделено между христианами и мусульманами, и большая часть его не требовала ни власти Франции , ни участия в независимом Ливане, а скорее являлась частью более крупного сирийского или арабского государства. Для ослабления напряженности между общинами в конституции 1926 года предусматривалось, что каждый должен быть справедливо представлен в государственных учреждениях. Таким образом, по традиции президент республики обычно был маронитом, премьер-министром мусульманином-суннитом и спикером палаты мусульманином-шиитом.

Под руководством французской администрации улучшились коммунальные услуги и коммуникации, а образование было расширено (хотя высшее образование оставалось почти полностью в руках религиозных организаций). Бейрут процветал как центр торговли с окружающими странами, но сельское хозяйство было подавлено из-за спада шелковой промышленности и мировой экономической депрессии. По мере того как средний класс Бейрута рос, и реальное, хотя хрупкое, чувство общего национального интереса возникало наряду с общинной лояльностью, также возрастало стремление к большей независимости. Франко-ливанский договор о независимости и дружбе был подписан в 1936 году, но не был ратифицирован правительством Франции.

Ливан контролировался властями Виши после падения Франции в 1940 году, но был оккупирован британскими и французскими войсками в 1941 году . Представитель «Свободной Франции» провозгласил независимость Ливана и Сирии, которая была подписана британским правительством. В 1943 году проши выборы, которые привели к победе для националистов. Их лидер, Бишара аль-Хури, был избран президентом. Новое правительство приняло законодательство, вносящее некоторые конституционные изменения, которые устраняли все следы влияния Франции, против чего французы возражали.

11 ноября 1943 года президент и почти все правительство были арестованы французами. Это привело к восстанию, за которым последовала британская дипломатическая интервенция; французы восстановили правительство и передали ему полномочия. Хотя независимость была провозглашена 22 ноября 1943 года, только после очередного кризиса в 1945 году было достигнуто соглашение об одновременном выводе британских и французских войск. Это было завершено к концу 1946 года, и Ливан стал полностью независимым; он уже стал членом Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств .

Ливан столкнулся с внутренними проблемами социальной и экономической организации, он должен был бороться за определение своей позиции в отношении Израиля , своих арабских соседей и палестинских беженцев , проживающих в Ливане. Деликатный баланс ливанского конфессионализма был разрушен под давлением этой борьбы.

Первый президент Ливана Хури в сотрудничестве с лидером суннитов Риадом аль-Сулхом занимался манипуляциями с выборами в парламент, развёл фаворитизм при назначении на государственные должности и коррупцию. Сирийский режим, пришедший к власти в 1949 г., инспирировал попытку переворота в Ливане силами Сирийской народной партии (Parti Populair Syrien). Путч провалился, и его лидеры были схвачены и расстреляны. Но оставшиеся просирийские националисты убили премьер-министра в 1951 г. В 1952 г. всеобщая забастовка заставила Хури уйти в отставку.

Новый президент Камиль Шамун заработал вражду Насера, отказавшись прекратить дипломатические отношения с Великобританией и Францией во время Суэцкого кризиса 1956 г . Его обвиняли в стремлении привести Ливан в организованную Западом организацию Центрального договора, также известную как Багдадский Пакт.

Когда Сирия вступила в союз с Египтом и образовалась Объединенная Арабская Республика - в феврале 1958 года мусульманская оппозиция Шамуну в Ливане приветствовала союз как триумф панарабизма, и были широко распространены требования о том, чтобы Ливан вступил туда. В мае была объявлена ​​всеобщая забастовка, а мусульмане Триполи подняли вооруженное восстание, которое распространилось. Командующий армией генерал Фуад Шихаб отказался нападать на повстанцев из опасения, что армия, состоящая из христиан и мусульман, разделится.

Правительство Шамуна поставило вопрос в ООН , обвинив Объединенную Арабскую Республику во вмешательстве, и наблюдатели ООН были отправлены в Ливан. Когда в июле прозападный режим в Ираке был свергнут в результате государственного переворота, президент Шамун немедленно попросил военную интервенцию США , и на следующий день морские пехотинцы США высадились за пределами Бейрута. Присутствие войск США мало повлияло на внутреннюю ситуацию, но восстание постепенно исчезло. Парламент обратился к командующему армией генералу Шихабу, как к компромиссному кандидату после Шамуна, поскольку его срок закончился; Рашид Караме стал новым премьером.

Шихаб делал примирительные жесты в сторону мусульманской общины, укреплял отношения с Египтом . В это время в Ливане происходил экономический бум, связанный с вывозом туда арабских капиталов из нестабильных стран. Шихаб произвёл ряд реформ, направленных на сокращение влияния старых полуфеодальных элит. Законодательство о реформе кадров, принятое в 1959 году, предусматривало равенство назначений для христиан и мусульман на бюрократические должности. Его усилия по расширению роли государства в предоставлении социальных услуг были восприняты традиционными элитами с подозрением, поскольку это развитие конкурировало со своими собственными сетями патронажа. Благодаря созданию государственных агентств, таких как Управление реки Литани, направленных на улучшение социально-экономического статуса относительно недостаточно обслуживаемого (и в значительной степени шиитов) к югу от страны, Чехаб также попытался повысить роль ливанского государства в деятельности по развитию.

Шарль Эло, бывший журналист и член конституционного блока Хури, был избран после Шихаба в 1964 году. Президентство Элоу, по сути, бвышее слабой версией администрации Чехаба, совпало с периодом великих перемен в Ливане, которые в конце привели к вспышке гражданской войны в 1975 году. В сочетании с нефтяным бумом реформы Шихаба привели к резкому увеличению социальной мобильности и урбанизации, особенно в Бейруте.

Однако, как и вся страна, город не смог обеспечить сбалансированную интеграцию своих различных групп. Бейрут стал отражением Ливана в целом, поскольку каждый квартал принимал религиозную принадлежность, а новички страдали от глубоких и растущих социально-экономических контрастов со своими более богатыми соседями. Эти мигранты, относительно непривилегированные по сравнению с более богатыми городскими классами Бейрута, освободившись от контроля своих сельских покровителей и не интегрировавшись в городскую социальную и политическую структуру, вскоре стали огромным источником потенциальной нестабильности.

К середине 1970-х годов вокруг города возник многоуровневый «пояс бедности» - кольцо обнищавших поселений, в значительной степени населенных бедными сельскими мигрантами. Социальная и политическая поляризация в Ливане еще больше усилилась из-за перемещения палестинских террористов в Ливан, особенно после иорданской кампании против палестинских ополченцев и последующей высылки Организации освобождения Палестины (ООП) из Иордании в начале 1970-х годов . После того, как они были вынуждены покинуть базы в Иордании , палестинцы думали о Ливане в качестве своего последнего убежища, и к 1973 году примерно одна десятая часть населения в Ливане была палестинской.

Палестинцы Ливана, безземельные, в основном бедные и не имеющие политического статуса, способствовали поляризации ливанской политики, поскольку они нашли общее дело с теми ливанцами, которые были бедными, сельскими и в основном мусульманами.

Межобщинное соперничество за политическую власть, усугубленное присутствием палестинцев и растущим «государством в государстве», привело к началу чрезвычайно разрушительной гражданской войны в 1975 году и разрушению правительственной системы. После окончания гражданской войны в 1990 году Ливан постепенно восстановил степень относительной социально-экономической и политической стабильности; но из-за сохраняющихся проблем внешнего вмешательства и сложных межконфессиональных отношений многие проблемы Ливана сохранялись в начале XXI века.

Происхождение названия

Название Ливан происходит, по-видимому, от цвета заснеженных вершин его гор (ср. на иврите лаван,`белый`). Это название упомянуто уже в документах из Египта , Месопотамии (Ассирия), Угарита , а также в литературе хеттов . Ливан был известен в первую очередь как страна, поставляющая отличный строевой лес (в основном кедры). Население Ливана было родственно жителям Ханаана .

В Библии названием Леванон (чаще hа-Леванон) обозначены горы Ливана, которые с частью побережья должны были войти в северо-запад земли колен Израилевых (Втор. 11:24 и в других местах; ИбН. 13:5–6), но не были ими завоеваны. Расположенная вдоль побережья Ливана Финикия тесно соприкасалась с Израильским царством: Хирам , царь финикийского города-государства Тир , помогал мастерами и материалами - кедрами и кипарисами с гор Ливана - Давиду и Соломону в строительстве дворцов и Иерусалимского храма (II Сам. 5:16–25). Из тех же мест поступал лес при постройке Второго храма (Эз. 3:7).

Горы, леса, реки, снега, цветы и животный мир Ливана многократно упоминаются в поэтических текстах Библии (например, в Песни Песней) как символ изобилия и пышности. Согласно талмудической традиции (Иома 21б к Ис. 35:2 и Раши к этому месту), топоним hа-Леванон является одним из названий Храма.

Еврейская община Ливана и отношения с Израилем

Синагога «Маген Аврахам» в Бейруте. 1972 г. Фото Саундерфан. Государственное бюро печати, Израиль.

Евреи стали селиться на территории Ливана, видимо, в начале эпохи Селевкидов (конец 4 в. до н. э.), поощрявших лояльных поселенцев и проявлявших веротерпимость. Евреев привлекала также близость Ливана к национальным культурным центрам в Эрец-Исраэль и Вавилонии . Число их в Ливане быстро росло (ср. Флавий, Война 7:43).

В 7 в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии , владевшей Ливаном с 4 в.: завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана, сосредоточенное главным образом в крупнейших городах - Тире , Сидоне , Триполи и Бейруте , - достигло материального и духовного процветания.

Средние Века

Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта . Фатимидский халиф, фанатичный ал-Хаким, завоевавший Ливан в начале 11 в., жестоко преследовал евреев. В Триполи синагога была превращена в мечеть и разрушены несколько домов евреев.

Но при его преемниках положение улучшилось. Община Тира стала одной из самых процветающих на Ближнем Востоке ; здесь нашли убежище многочисленные евреи из Эрец-Исраэль и Южной Сирии, спасавшиеся от насилий бедуинских племен, восставших против Фатимидов (30-е гг. 11 в.). После завоевания Иерусалима сельджуками (1071) в Тир была переведена на некоторое время Иерусалимская йешива .

Еврейские общины Ливана продолжали существовать и под властью крестоносцев , завоевавших страну в первой четверти 12 в. Биньямин из Туделы застал в Тире около 400 евреев (стеклоделы и купцы), в Бейруте - 50 еврейских семейств, в Сидоне - 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов , и отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине 12 в. Мамлюки, завоевав Ливан (конец 13 в.), убили многих евреев Бейрута, в Сидоне и Триполи их число резко сократилось, а община Тира перестала существовать.

В конце 15 в. – начале 16 в. в Бейруте и Триполи поселились небольшие группы евреев, изгнанных из Испании и ее владений. С включением Ливана в состав Османской империи (1516), покровительствовавшей евреям, началось постепенное восстановление еврейских общин страны. Итальянский путешественник Моше Басола (1480–1560) пишет, что в 1521 г. застал в Бейруте 12 еврейских семейств, прибывших из Сицилии , а в Сидоне - около 20 семейств арабизированных евреев.

В 16 в. община Сидона выросла, и многие ее члены разбогатели на внешней торговле и откупе пошлин, но с утратой городом торгового значения в начале 17 в. она пришла в упадок. В Триполи появились богатые купцы-евреи, но рост и процветание общины были прерваны в начале 17 в. произволом местных властей. Развитие общины Бейрута задержалось до середины 19 в., когда там сосредоточилось большинство еврейского населения Ливана (около 500 человек).

XIX век

Период вассальной зависимости Ливана от Египта при Мухаммаде-Али (1832–40) был отмечен некоторым улучшением экономического положения евреев страны. С восстановлением турецкого владычества в Ливан стали прибывать евреи-переселенцы из Турции и Греции , поселявшиеся главным образом в Бейруте и со временем занявшие видное место в торговой деятельности города. Еврейские общины существовали и в сельских районах, особенно там, где преобладало друзское население.

В горном поселке Дейр ал-Камар (80 еврейских семей в начале 19 в.) и окрестных деревнях евреи занимались сельским хозяйством, разведением шелковичных червей и мыловарением. Но когда в результате междоусобицы между друзами и маронитами друзы покинули эти места, еврейское население переселилось в Бейрут и Сидон. Большая часть известной с 18 в. общины поселка Хасбая (в центре Ливана) была в 1888 г. переселена бароном Э. Ротшильдом в Рош-Пину ; последние три семьи покинули поселок в 1913 г.

Отношения между евреями и маронитами, наиболее крупной христианской общиной Ливана, часто были напряженными. В 1862 г. и 1892 г. на евреев были возведены кровавые наветы , вызвавшие нападения на еврейский квартал в Бейруте, которые удалось прекратить лишь после решительного вмешательства турецких властей. В 1878–79 гг. Альянс открыл в Бейруте мужскую и женскую школы, а в 1897 г. - женскую ремесленную школу. В конце 19 в. в Бейруте имелись синагога и двенадцать батей мидраш .

XX век

С 1918 г. Ливан находился под контролем Франции (мандат подтвержден в 1922 г.). В последующие годы община Бейрута (в 1929 г. - свыше 5000 человек), возглавляемая выборным комитетом, была наиболее хорошо организованной в Ливане и Сирии. Главная синагога «Маген Авраhам» была центром общинных учреждений, в число которых входили пять учебных заведений Альянса , общинная школа, ложа Бней-Брит и спортивный клуб общества «Маккаби» .

Евреи, принадлежавшие большей частью к среднему слою общества, жили в богатых пригородах Бейрута, а в бывшем еврейском квартале оставались лишь семьи бедняков. Положение евреев Ливана не изменилось с обретением страной государственной независимости (ноябрь 1943 г.).

Война за независимость Израиля

В отличие от других пограничных арабских государств, участников войны против Государства Израиль (1948–49), Ливан соблюдал условия перемирия, подписанные им 23 марта 1949 г. Вдоль международной границы, ставшей демаркационной линией перемирия, царило затишье на протяжении почти 20 лет, а в самом Ливане еврейское население фактически находилось под защитой правительства страны.

Шестидневная война

После Шестидневной войны (Ливан не участвовал в ней) были наложены ограничения на трудоустройство евреев, не имевших ливанского гражданства, что вынудило их покинуть страну. В 1967 г. из Бейрута выехали 2,500 евреев, и к 1970 г. его община насчитывала около 1,500 человек. В ноябре 1969 г. правительство Ливана под давлением арабских стран (в первую очередь Египта и Сирии) и местных экстремистов-мусульман было вынуждено предоставить свободу действий группам террористов, завербованным из палестинских беженцев-арабов (около 300 тыс. в 1972 г.; около 180 тыс. в 1984 г.), нашедших убежище в Ливане.

Дислоцированные в октябре 1968 г. на южном склоне горы Хермон отряды террористов стали обстреливать еврейские поселения Верхней Галилеи и нападать на них, а в ряде ливанских городов и поселений на западе и юге они создали тренировочные лагеря и пункты для отправки террористов на диверсии в Израиль и другие страны, где имеются израильские и еврейские учреждения. После изгнания военных сил ООП из

Ливан издавна называют «вратами Востока ». Он расположен на пути, связывающем три части света – Европу, и Африку. Его считают также естественным, в силу географических особенностей, мостом между Востоком и Западом, их торговым перекрестком.

Еще в древности на территории нынешнего Ливана существовала легендарная Финикия . В истории редко бывало, чтобы столь малая страна, как эта, вносила столь большой вклад в летопись общечеловеческой цивилизации.

На счету финикийцев создание первого в мире буквенного алфавита, важные географические открытия. А название самой знаменитой книги в мире, «библия », связано с финикийским городом .

На берегу моря, на невысоких отрогах гор покоятся развалины древнего Библоса (ныне город Джубейль ). Самое древнее его финикийско-сирийское название, как установили ученые, — Губла. Новый город примыкает к старому, но расположен чуть в стороне от берега моря. Прежде всего, бросается в глаза большая квадратная каменная башня. Это остатки замка, построенного крестоносцами во времена их знаменитых походов в Иерусалим (в 1103 г.). От времен крестоносцев еще хорошо сохранилась церковь святого Иоанна-Баптиста с элементами ранней готической архитектуры XII века.

Однако главная достопримечательность Библоса не остатки строений крестоносцев, а древнее поселение, существовавшее здесь за три тысячи лет до нашей эры.

От него остались только основания стен, которые следуют друг за другом, выступая из земли, как ряды надолб. Всего можно насчитать семь рядов. Стены эти служили защитой города, в центре которого находился акрополь. Предполагают, что строительство стен велось на протяжении 1500 лет. Библос вслед за Иерихоном считается одним из древнейших городов мира. С ним может сравниться разве что столица Сирии, хотя фактически Дамаск возник позже. Первоначальный акрополь находится около сооружения, называемого «царским колодцем». Этот колодец имел подъемное устройство для воды. Во время раскопок было обнаружено, что в подземелье ведет ступенчатая лестница, относящаяся к X веку до нашей эры. Она упирается в естественный резервуар, образованный в скалистой породе. Не вызывает сомнений, что это был водный резервуар, из которого снабжался весь город.

Неподалеку на фоне зеленых деревьев виднеются сохранившиеся колонны эллинских храмов.

У самого подножья вскрыты каменные могилы-колодцы, в которые опускались тела царей. К настоящему времени обнаружено более 150 таких могил. Это царское кладбище второго тысячелетия до нашей эры относится к тому периоду, когда Библос находился под покровительством Египта и переживал времена относительного расцвета. Что же представляют собой эти царские усыпальницы? Глубокие, метров на шесть колодцы, вырубленные в твердой скале, в которые помещались тяжелые каменные саркофаги. К сожалению, грабители успели побывать здесь намного раньше археологов. По этому поводу при раскопках произошел курьезный случай. Ученый обнаружил в саркофаге побуревший свиток бумаги. Обрадованный, он подумал, что нашел древний папирус. Когда же попытался его обработать и прочитать, то оказалось, что это всего-навсего обрывок греческой газеты 1885 года. И, тем не менее, в захоронениях были найдены многие ценные предметы, в частности гончарные изделия, которые теперь можно увидеть в Бейрутском музее.

Пожалуй, самой знаменитой является гробница царя Ахирама . В ней найдены алебастровые египетские вазы и микенские сосуды, изделия из слоновой кости и даже серебряный сосуд, очень напоминающий современный чайник, служивший для вина и использовавшийся в ритуальных обрядах. Но славу саркофагу Ахирама принесли не обнаруженные в нем предметы, а надпись на очень древнем языке.

Сама по себе надпись довольно проста по содержанию:

В ней говорится, что царь Библоса Итобааль сделал этот саркофаг для своего отца, царя Ахирама, и предупреждает, что будет наказан тот, кто попытается нарушить место вечного успокоения.

Это послание, состоящее из трех строчек, сравнительно легко удалось расшифровать. Но эти три строки переносят нас в мир трехтысячелетней давности.

Сейчас мы рассматриваем алфавит как нечто само собой разумеющееся, почти не задумываясь о длительной предыстории его рождения. В принципе, алфавитная письменность дошла до нас без особых изменений с тех давних времен. Претерпев после этого период бурной эволюции, в конце концов, письменность оформилась в латинскую, арабскую и греческую кириллицу. Вот о чем напоминает гробница царя Ахирама.

Но этим не исчерпывается культурное наследие Библоса. Бродя по раскопкам, можно увидеть еще один древний – так называемый Обелисковый храм .

От него сохранилось пять разного размера обелисков, выстроившихся в ряд на каменных постаментах. Их высота не превышает трех метров. Один, стоящий в центре, имеет коническую форму, другие, расположенные по бокам — четырехгранны.

В этом храме, несомненно относящемся ко временам поклонения языческим богам, совершались или фантастические обряды, или жертвоприношения. Все здесь противоречит классическим формам эллинской и архитектуры. Но в этих обелисках сохранилось обаяние далеких времен.

При раскопках были найдены разные вещи : кинжал, сосуд с золотом, полный набор инструментов храмового ювелира, ритуальные статуэтки животных, покрытые яркой эмалью. И какой бы древней ни была эта постройка, исследования показали, что под ней хранятся остатки еще более старой, уничтоженной пожаром…

На побережье процветал культ финикийской богини любви и плодородия Астарты.

Богиня Астарта – покровительница Библоса.

(Для вавилонян ее аналогом была богиня Иштар, для греков – Афродита, для римлян – Венера.) Когда-то здесь стоял храм, посвященный Астарте.

Время подчас беспощадно стирает с лица земли наследие древних цивилизаций, лишая нас возможности познать историю происхождения и развитие мира. Но к старому Библосу оно оказалось более милосердным. Возможно, это одна из немногих сохранившихся ниточек, связующих тысячелетия.