Самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык.

Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью.

Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, общественными деятелями.

Нормированность – употребление языковых средств, регулируемое единой общеобязательной нормой. Норма как совокупность правил словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения другому. Если бы не было единой языковой нормы, то в языке могли бы произойти изменения, при которых люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.

Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, – это его единство и общепонятность.

Современный русский литературный язык многофункционален, используется в различных сферах деятельности человека.

Основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, бытовое общение, межнациональное общение, печать, радио, телевидение.

Если сравнить разновидности национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны), литературный язык играет ведущую роль. Он включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи.

В научной лингвистической литературе выделены основные признаки литературного языка:

1) обработанность;

2) устойчивость;

3) обязательность (для всех носителей языка);

4) нормированность;

5) наличие функциональных стилей.

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной. Каждая форма речи имеет свою специфику.

Русский язык в самом широком понятии– это совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т. е. всех говорящих на русском языке, как на родном. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания, чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя или читателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики (последовательность, доказательность) и нормы литературного языка, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.

Основные черты русского литературного произношения сложились именно на базе фонетики среднерусских говоров. В наши дни диалекты разрушаются под напором литературного языка.


  • Понятие и признаки литературного языка . Самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык . Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности.


  • Понятие и признаки литературного языка .
    Происхождение русского литературного языка язык как общий язык


  • Понятие и признаки литературного языка .
    Происхождение русского литературного языка . До XIV в. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русских.


  • Понятие и признаки литературного языка .
    Происхождение русского литературного языка . До XIV в. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русски.


  • Понятие и признаки литературного языка .
    Происхождение русского литературного языка . До XIV в. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русских.


  • Литературный язык – это высшая форма национального языка , признак национальной самобытности, Культура речи.
    Во-вторых, это понятие связано с выбором средств языка – фонетических, лексических, грамматических – в определенном контексте.


  • Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность, которая проявляется в письменной и в устной форме.
    Например, в 1930-1940-е гг. употреблялись слова «дипломник» и «дипломант» для выражения одного и того же понятия : «студент, выполняющий...
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Литературный язык и его свойства
Рубрика (тематическая категория) Литература

Широкое понятие ʼʼязыкʼʼ как система ‒ этнический, национальный язык ‒ в реальной жизни представляет собой различные подсистемы, используемые в соответствии с коммуникативными обстоятельствами и социальными и индивидуальными установками коммуникантов.

Универсальным средством общения, подсистемой, обработанной и выверенной поколениями носителœей языка и деятелœей культуры, является литературный язык .

В западной социолингвистике, чтобы не было путаницы между понятиями литературный язык и язык литературы, используют термин стандартный язык.

Литературный язык ‒ это язык кодифицированный. Лингвистической кодификацией* принято называть сознательная работа ученых, специалистов по выработке правил наиболее целœесообразного и эффективного использования языка на всœех его уровнях. Эта работа͵ состоящая в создании словарей, грамматик, сводов правил, всœегда протекает при действенном контроле общества, заинтересованного в том, чтобы язык развивался как универсальное средство коммуникации.

Кодификации обычно подвергается не весь национальный язык, а только те его подсистемы, которые наиболее важны в социальном и коммуникативном отношении. Такой подсистемой, универсальным средством общения чаще всœего оказывается литературный язык, который в письменной форме принято называть кодифицированной подсистемой национального языка, в отличие от других подсистем – территориальных диалектов, социальных и профессиональных жаргонов и т.д.

Для типичного литературного (стандартного) языка характерны следующие этапы становления:

1)Отбор – один из вариантов по тем или иным причинам выбирается в качестве стандартного. Выбор такого языка – дело большой политической важности: данный вариант немедленно становится престижным, а вместе с ним вырастает и престиж тех, кто говорит на нем от рождения.

2)Кодификация – некий институт, к примеру, Академия наук, должен составить словари и грамматики, зафиксировать язык, с тем чтобы всœе люди могли свериться с этими кодифицированными изданиями и установить, что правильно, ʼʼстандартноʼʼ, а что нет. Как только кодификация состоится, люди, претендующие на высокий социальный статус, вынуждены учить данный вариант, чтобы писать и говорить ʼʼправильноʼʼ.

3)Развитие функций . Кодифицированный вариант должен обслуживать всœе функции государства – управление, законодательство, бюрократию, науку, образование. Это предполагает создание и кодификацию в словарях множества новых терминов.

4)Признание. Вариант должен быть признан достаточной частью населœения как стандартный вариант – обычно как национальный язык.

Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, - это его единство и общепонятность. Другие разновидности общенародного языка, к примеру, территориальные или социальные диалекты, не отвечают указанным требованиям.

Современный русский литературный язык многофункционален, то есть используется в различных сферах деятельности человека. В связи с этим средства литературного языка (лексика, грамматические конструкции и т.д.) функционально разграничены: для каждой сферы общественной деятельности характерны особые средства. В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском литературном языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорно-обиходный. Некоторые исследователи выделяют и художественный стиль, который признается не всœеми, так как считается, что создатель художественных текстов вправе использовать любые словесные средства для достижения своего замысла, следовательно, особого функционально-стилистического своеобразия такой стиль иметь не может и следует говорить лишь о языке и стиле конкретного писателя. Как быть ни было, к книжной разновидности русского литературного языка относятся научный, официально-деловой, газетно-публицистический стили, которым противопоставлен стиль разговорно-обиходный.

Литературный язык делится на две функциональные разновидности - разговорную и книжную.

Разговорная речьиспользуется, как правило, вситуациях непринужденного общения. Основные чертами разговорной речи являются 1)устная форма выражения; 2)реализации преимущественно в виде диалога; 3)неподготовленность, незапланированность, самопроизвольность; 4)преимущественная непосредственность контакта между коммуникантами.

Основные черты книжной разновидности литературного языка (книжного языка) - письменная форма выражения и реализация преимущественно в форме монолога. Письменная форма речи требует знания правил письма и, следовательно, регламентирована. Вместе с тем, общение между коммуникантами должна быть опосредованным (переписка) и дистанцированным как в пространстве, так и во времени (научные, беллетристические или иные тексты).

Литературный язык и его свойства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Литературный язык и его свойства" 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование системы норм литературного русского языка. Обзор морфологических, синтаксических и стилистических признаков официально-деловой речи. Анализ особенностей дипломатического, законодательного и административно-канцелярского стилей деловой речи.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Официально-деловой стиль как один из функциональных стилей современного русского литературного языка, существенные признаки и характеристика деловой документации. Основные текстовые и языковые нормы деловых документов, их стилистические особенности.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Слово как важнейшая единица языка. Лексическое значение слова, что такое лексическая сочетаемость. Синонимы, антонимы, омонимы. Многословие и лексическая неполнота. Слова с ограниченной сферой употребления. Слова иноязычного происхождения, афоризмы.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2011

    Общественные функции языка. Особенности официально-делового стиля, текстовые нормы. Языковые нормы: составление текста документа. Динамика нормы официально-деловой речи. Виды речевых ошибок в деловом письме. Лексические и синтаксические ошибки.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Стремление делового языка к точности передачи смысла. Морфологические и синтаксические признаки официально-делового стиля речи. Написание документов, деловых бумаг в государственных учреждениях и суде. Профессиональная терминология и языковые штампы.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Общая характеристика официально-делового стиля. Языковые нормы и особенности норм официально-делового (канцлерского) подстиля. Типовое построение официально-делового текста. Синтаксические особенности деловой речи. Грамматика в официально-деловой сфере.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2011

    Признаки русского литературного языка. Охрана литературного языка и его норм - одна из основных задач культуры речи. Характеристика письменно-книжной и устно-разговорной форм языка. Особенности научного, публицистического и официально-делового стилей.

    презентация , добавлен 06.08.2015

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую.

Литературный язык – это высшая форма национального языка. Главное его отличие от других форм в том, что это язык обработанный и нормированный. Это значит, что установлены нормы – правила употребления слов, грамматических форм, произношения слов и правописания, которые действуют в данный период развития данного языка; правила изложены в книгах по грамматике, в словарях и справочниках. Они закрепляют то, что выработано языковой практикой. Норма утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей, в частности, писателей. Нормированный язык – это язык госучреждений, науки, школы, театра, периодической печати, художественной литературы и публицистики.

Литературный язык делится на книжный и разговорный. Книжный язык – язык научных трудов, деловой переписки, периодической печати. Разговорный – язык неофициального общения образованных людей. Литературный язык имеет две формы – устную и письменную.

В письменной, как правило, более строго соблюдаются литературные нормы, в устной – они более свободны. Как указывают Д.Э.Розенталь и М.А.Теленкова: «Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную – с разговорным стилем. Книжный стиль не всегда воплощается в письменной речи (напр., орат. речь), а разговорный – в устной речи (напр., диалогич. речь в художественных произведениях)».

Отличительные признаки литературного языка:

1) Обработанность, нормированность.

2) Всеобщность (обязательность для всех членов национального коллектива).

3) Универсальность, многофункциональность (употребление в различных сферах жизни).

4) Стилевая дифференциация (наличие ряда стилей).

5) Определенная стабильность.

6) Вариативность языковых единиц на всех уровнях (фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом), что обогащает синонимию русского языка.

Литературный язык сложился исторически. Первым книжным, литературным языком наших предков был старославянский язык. Этот язык, в основе которого лежал македонский диалект древнеболгарского языка, был создан греческими монахами Константином и Мефодием во II половине IX века для перевода христианских богослужебных книг с греческого на более близкий славянам язык. В X веке эти переводы попадают на Русь. Позже старославянские формы сливались с восточнославянскими. Этот язык получил название церковнославянского языка русского извода (т.е.

русской редакции). На всем последующем протяжении русской истории православная церковь использовала этот язык. И на всех этапах происходило взаимодействие с русским языком. Но главная роль старославянского языка в том, что он активно участвовал в становлении древнерусского литературного языка. Приход на Русь старославянских текстов дал образцы древнерусским книжникам, которые создали свою, уже древнерусскую книжную словесность, впитывая приемы организации литературного текста, лексику и синтаксис греческого языка, посредником для которого стал старославянский.



Пушкин справедливо отметил, что древнегреческий язык избавил язык русской словесности от медленных усовершенствований времени, что «сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность».

Академик В.В. Виноградов выявил, что в формировании древнерусского литературного языка взаимодействовали четыре составляющих: 1) старославянский язык; 2) деловой язык государственно-правовой и дипломатической речи, развившийся еще в дописьменную эпоху; 3) язык фольклора; 4) народно-диалектные элементы. Старославянский язык играл ведущую, регулирующую и объединяющую роль. Но на практике характер взаимодействия всех четырёх компонентов зависел от жанра письменности. Так сложилась диглоссия – одновременное существование языка бытовой и литературной нормы, т.к. церковнославянский был книжным, преимущественно письменным языком, а древнерусский – разговорным.

К XVII веку расхождение между литературным и разговорным языком стало очень заметным, об этом писал протопоп Аввакум, противопоставляя «свой русский природный язык», «просторечие» «красноречию», т.е. книжному языку.

В XVIII веке старинный литературный язык стали называть «славянским» (Тредиаковский, Ломоносов). На рубеже XVIII-XIX вв. используется другой термин – «славяно-российский» или «славяно-русский язык». В нем есть указание на преемственность нового литературного русского языка по отношению к «славянскому». В это время происходит сближение разговорного и литературного языков.

Справедливо основоположником современного русского литературного языка считается А.С. Пушкин. Он утвердил народный разговорный язык (в большей части это язык образованного дворянства) и закрепил книжную традицию, напомнив, что литературный язык «не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

И писатели, и ученые единодушны в оценке роли А.С.Пушкина. «Нет сомнений, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам, нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением», - писал И.С. Тургенев. А вот мнение крупного лингвиста XX века Г.О. Винокура: «Имя Пушкина … стало для последующих поколений символом общерусской национальной языковой нормы».

А.С.Пушкин оставил образцы всех жанров художественной литературы, критико-публицистической и научно-исторической прозы, открыл новые приемы и способы использования материала словесности.

В дальнейшем обогащение русского языка продолжалось другими выдающимися писателями – мастерами слова, а также культурными контактами с другими народами. В развитие и совершенствование русского языка вносят свой вклад и ученые, и политики, и журналисты, и деятели искусств.

Вопросы и задания

1) Что такое национальный язык?

2) Каково диалектное членение русского языка?

3) Какие особенности имеет литературный язык?

4) Какие разновидности имеет литературный язык?

5) Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

6) Какой язык называют старославянским?

7) Какова роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка?

8) Что говорит А.С.Пушкин о русском языке как материале словесности в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А.Крылова» (1825 г.)? Какова главная мысль его высказывания?

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного, но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей.

9) Определите, какие разновидности языка использованы писателями, с какой целью?

М. Шолохов «Тихий Дон». Эпизод «Сватовство Григория Мелехова к Наталье»:

… Дите, таких-то и на свете нет! Была б тебе слухмяная и почтительная … Слово, милая свашенька, вопоперек боится сказать …

И-и-и, моя милушка, … до скольких разов гутарила ему… В надышнее воскресенье так-то вечером сбирается идтить, табаку в кисет сыпет, а я и говорю: «Ты когда же ее бросишь, ангибел проклятый? До каких пор мне такую страму на старости лет примать? Ить он, Степан, вязы тебе в одночась свернет!..» (прим.: вязы – шея).

В. Шукшин «Живет такой парень» (киноповесть). Эпизод «Танцы в сельском клубе»:

Как здесь население – ничего?..

Что это за дивчина? (Пашка Колокольников увидел местную красавицу).

Предлагаю тур фокса … Я вас провожаю сегодня до хаты? Если у вас, конечно, нет какого-нибудь хахаля? Договорились?.. Поговорим, как жельтмены …

В. Высоцкий «Песенка про прыгуна в высоту».

Разбег, толчок … И стыдно подниматься:

Во рту опилки, слезы из-под век, -

На рубеже проклятом два двенадцать

Мне планка преградила путь наверх.

Но съем плоды запретные с древа я,

И за хвост подергаю славу я.

У кого толчковая – левая.

А у меня толчковая – правая.

В. Высоцкий «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную».

Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, - и спекся!

Подвела меня – ведь я предупреждал! –

дыхалка …

Б. Акунин «Любовник Смерти». Эпизод «В шайке Князя».

Когда стану туз, тогда другой балак пойдет … . Огольца этого кроме как шестеркой не возьмешь, так у меня и шестерка имеется …

Теперь Сенька понял, о чем толкует Князь. Пацаны рассказывали, что у настоящих деловых, кто по законам живет, шайка «колодой» называется, а в каждой колоде свой кумплект. Кумплект – это восемь фартовых, каждый при своем положении. Главный – «король»; при нем маруха, по-деловому «дама»; потом «валет» - вроде как главный помощник; ну и прочие бойцы, от десятки до шестерки…

Ладно, - проговорил Князь. - … Ты, Скорик, покрутись пока так, без масти…

Сенька от счастья даже зажмурился. Пускай без масти, а все равно он теперь настоящий фартовый… А как доля от хабара пойдет, можно будет Ташку в марухи брать… .

Д. Донцова «Три мешка хитростей».

С кем дело иметь хочешь?

Со Зверевой.

А, … с Ольгой, значит. Та еще штучка!

… Очень уж гонористая; … идет по двору, никогда не поздоровается. Я ей: «Добрый день, Олечка», а она только кивнет и в подъезд шмыг. Словно она царица. А все вокруг ейные слуги.

Глава I. Функционально-стилевая система современного русского литературного языка

Современный русский литературный язык - это образцовый вариант языка, который обслуживает разнообразные культурные потребности народа, который подчинён особым строгим правилам - языковым нормам.

Литературный язык представляет собой недиалектную форму существования (подсистему) национального языка, характеризующуюся определенными чертами. К ним относятся кодифицированность, нормативность, стилистическая дифференцированность, полифункциональность, а также высокий престиж в обществе, среди его носителей. языковой литературный рифма нормированность

Литературный язык является основным средством, которое обслуживает в социальной среде коммуникативные потребности. Противопоставляется он другим, некодифицированным подсистемам - диалектам, городскому просторечию (по-другому - городскому койне), а также социальным и профессиональным жаргонам.

Литературный язык - общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи. Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия.

Литературный язык характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью. Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, общественными деятелями.

Нормированность - употребление языковых средств, регулируемое единой нормой. Норма как совокупность правил словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения другому. Если бы не было единой языковой, то в языке могли бы произойти изменения, при которых люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.

Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, - это его единство и общепонятность. Современный русский литературный язык многофункционален, используется в различных сферах деятельности человека. Основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, бытовое общение, межнациональное общение, печать, радио, телевидение.

Если сравнить разновидности национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны), литературный язык играет ведущую роль. Он включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи. В научной лингвистической литературе выделены основные литературного языка:

  • 1) обработанность;
  • 2) устойчивость;
  • 3) обязательность (для всех носителей языка);
  • 4) нормированность;
  • 5) наличие функциональных стилей.

Русский литературный язык существует в двух формах - устной и письменной. Каждая форма речи имеет свою специфику. Русский язык в самом широком понятии - это совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т. е. всех говорящих на русском языке, как на родном. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания, чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя или читателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики (последовательность, доказательность) и литературного языка, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.

Основные черты русского литературного произношения сложились именно на базе фонетики среднерусских говоров. В наши дни диалекты разрушаются под напором литературного языка.

Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Современный русский язык многофункционален, т. е. используется в различных сферах деятельности человека. Средства литературного языка (лексика, грамматические конструкции и др.) функционально разграничены употреблением в различных сферах деятельности. Использование тех или иных языковых средств зависит от типа коммуникации. Литературный язык делится на две функциональные разновидности: разговорную и книжную. В соответствии с этим выделяются разговорная речь и книжный язык. В устной разговорной речи различают три стиля произношения: полный, нейтральный, разговорный.

Одно из самых главных свойств книжного языка - это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Функции книжного языка многочисленны и с развитием общества все усложняются. При выделении стилей общенародного языка учитывается множество разновидностей, охватывающих языковой материал от «высоких», книжных элементов до «низких», просторечных.

Функциональный - разновидность книжного языка, свойственная определенной сфере человеческой деятельности и обладающая определенным своеобразием в использовании языковых средств. В книжном языке существуют три основных стиля - это научный, официально-деловой, публицистический.

Наряду с перечисленными стилями существует еще язык художественной литературы. Его относят к четвертому функциональному стилю книжного языка. Однако для художественной речи характерно то, что здесь могут использоваться все языковые средства: слова и выражения литературного языка, элементы просторечия, жаргонов, территориальных диалектов. Автор использует эти средства для выражения идеи произведения, придания ему экспрессивности, отражения местного колорита и т. д.

Основная функция художественной речи - это воздействие. Используется исключительно в художественных произведениях. Также такой речи присущи эстетическая функция, как оценка функция коммуникативная. Художественная литература выступает как оценка окружающего мира и выражение отношения к нему.

Рифма, ритм - отличительные особенности речи. Задачи художественной речи - воздействовать на чувства и мысли читателя, слушателя, вызвать у него сопереживание.

Адресат - как правило, любой человек. Условия общения - участники общения разделены временем и пространством.

Каждый из языков, если он достаточно развит, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью каждый человек овладевает с раннего детства. Освоение литературного языка происходит на всем протяжении развития человека вплоть до старости. Литературный язык должен быть общепонятным, т. е. доступным к восприятию всеми членами общества.