Август - черный месяц для российского военно-морского флота. 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Вокруг погибшего 16 лет назад "Курска" до сих пор бушуют страсти: как такое вообще могло произойти?

В свое время "Правда.Ру" была одним из первых (если не первым) из российских изданий, которое уже через год после трагедии опубликовало самую кошмарную версию гибели подводного ракетоносца. Группа российских ученых-"концептуалов" полагала, что нашу подлодку погубило боевое столкновение с иностранной, предположительно, американской, субмариной. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на нее до сих пор так и не появился. И по сей день эта версия полностью не опровергнута.

Напомним, К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". Заложен на северодвинской верфи "Севмаш" в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы "Курск" служил в составе Северного флота России, пункт базирования - Видяево. Затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на подлодке Б-37.

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала замалчиваться в пользу официальной версии. Адмиралам как бы приказали замолкнуть.

Однако режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме "Курск. Подводная лодка в мутной воде", который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, "Курск" выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками - "Мемфис" и "Толедо".

Тут ничего непривычного нет - обычно и российские, и натовские подводники наблюдают друг за другом как во время учений, так и в ходе обычных мероприятий боевой подготовки. Это и понятно - как лучше научить подводников боевому мастерству? Правда, делается это на безопасных дистанциях.

А вот "Толедо" шел на опасной близости под прикрытием "Мемфиса", который находился "в тени". В какой-то момент "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо" (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Этой же версии до сих пор придерживаются и некоторые российские отставные военные в больших чинах…

По-видимому, если мы и узнаем правду, то очень нескоро. Так или иначе, "Курск" был, самой "неудобной" российской подлодкой для американского флота. Еще бы - за год до гибели наш подводный ракетоносец поставил на уши все НАТО!

В августе-октябре 1999 года корабль, который в НАТО называли "убийцей авианосцев", участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. "Это был не прорыв, а песня!", - так комментировал действия "Курска" тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов, с которым автору этих строк довелось быть знакомым лично.

"Курск" вел скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец "Теодор Рузвельт", с которого самолеты наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал пять условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам. По сути, наш "Курск" прикрывал многострадальную Югославию!

Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Представьте себе - русские ведут себя, как настоящие невидимки!

Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Командир АПЛ капитан первого ранга Геннадий Лячин был представлен к званию героя России. Но получить заслуженную награду просто не успел - слишком долго ходят бумаги по береговым кадровым службам…

Говорят, в 1980 году знаменитая болгарская провидица Ванга предрекла: «В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Миф ли это, или Ванга действительно предвидела катастрофу, но спустя десятилетие в Северодвинске начали строить субмарину, которая навсегда вошла в историю России.

Гордость Северного флота

Атомную подводную лодку К-141 проекта «Антей» заложили на стапелях северодвинского «Севмаша» еще при СССР. В 1993 году в честь юбилея победы на Курской дуге строящейся субмарине присвоили имя «Курск», с которым она навечно вошла в историю.

Настоящий гигант, имеющий длину 154 и ширину 18,2 метра, поступил в распоряжение Северного флота в конце 90-х. «Курск», вооруженный сверхсовременными торпедами и ракетами П-700 «Гранит», являлся очень серьезной силой, способной без особого труда уничтожить авианосцы и подводные лодки потенциального противника.

Ее первый боевой поход 1999 года в Средиземное море завершился эффектными ракетными пусками по учебным целям, введя в транс представителей НАТО.

Второй же поход закончился жуткой трагедией. 12 августа 2000 года в 11.28 во время учений в Баренцевом море на борту «Курска» произошли два сильных взрыва, и лодка перестала выходить на связь.

Непонятная спасательная операция

Командование флотом по непонятным причинам ждало почти до полуночи, пока не была объявлена аварийная ситуация. Эхолоты кораблей эскадры Северного флота, также находившихся на учениях, начали исследовать район. Днем 13 августа им удалось обнаружить «Курск» на морском дне, на глубине 108 метров.

Первые действия командования Северного флота по спасению самой субмарины и ее экипажа вызывают настоящий шок. Высокие чины оказались абсолютно неподготовленными к подобному форс-мажору и боялись проявить личную инициативу.

Только около семи утра 14 августа спасательные команды получают приказ спуститься на глубину и выяснить, что случилось. «Курск» имеет дыру в борту и полностью затоплен, но в нем остаются выжившие моряки, которые отчаянно перестукиваются со спасателями, используя азбуку Морзе.

О ситуации докладывают главнокомандующему ВМФ адмиралу Куроедову … и спасательные работы временно приостанавливаются по причине якобы поднявшегося шторма и сильного подводного течения. Много позднее станет известно, что показатели подводного течения и морского волнения практически не отличались от нормы.


Мурманская область. АПЛ Курск, пришвартованная в доке военно-морской базы в Видяево. Изображение: Пресс-служба Северного флота ВМФ России

Запоздавшая помощь

Информация о трагедии проникает в СМИ. США, Великобритания и Норвегия немедленно предлагают свою помощь в проведении спасательной операции. Но на сверхсовременном «Курске» установлено новейшее оборудование и боевое снаряжение: всем иностранным судам запрещают заходить в зону катастрофы.

Только в 15.00 16 августа спасательные работы возобновляются с новой силой. Помощь от Норвегии все же принята, но из-за огромного расстояния спасательный корабль с мини-субмариной LR-5 приходит к месту трагедии только 20 августа.

21 августа норвежским спасателям удается открыть люк «Курска», но внутренние помещения исследуют исключительно россияне. Они подтверждают, что живых подводников на борту не осталось.


1994г. Северодвинск. Машиностроительное предприятие Севмаш. Атомная подводная лодка К-141 Курск и её разработчики

Мужество капитана Колесникова

В октябре 2001 года атомную подлодку К-141 «Курск» все же подняли с морского дна и отбуксировали в доки Росляковского судостроительного завода.

В 9-м отсеке обнаружили тела 24 моряков. На теле капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова находилось несколько записок, в которых задыхавшийся в запертом отсеке моряк перечислил своих товарищей и назвал причины трагедии.


Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Изображение: кадр видео Youtube

Достоянием общественности стала лишь одна из этих записок. «Шансов нет… Будем надеяться, что хоть кто-то прочитает…Всем привет, отчаиваться не надо».

Остальной текст немедленно засекретили. Почему? Можно только догадываться.

Официальная версия

Вывод следственной комиссии был прост и однозначен – ошибочный запуск учебной торпеды 65-76А («Кит»), которая спровоцировала последующий взрыв боекомплекта на борту. То есть обычное российское разгильдяйство и непрофессионализм.


Но почему же тогда все погибшие члены экипажа удостоились государственных наград, а командир, капитан 1-го ранга Геннадий Лячин , даже стал Героем России? Что-то не вяжется.

Руководство страны объяснило, что награды моряки получили за поход 1999 года, но многие из погибших членов экипажа в нем не участвовали. Явное несоответствие действительности.

Непрофессионализм ракетчиков или террористический акт?

Еще одна альтернативная версия утверждает, что всплывший на поверхность «Курск» был атакован ракетами класса «поверхность-поверхность», выпущенными российской береговой батареей, ошибочно принявшей К-141 за американскую субмарину, незаконно находящуюся в зоне военных учений.

В качестве доказательства приводится тот факт, что погибшая подлодка находилась на дне с выдвижными устройствами, которые поднимаются только в надводном положении.

Всего из внутренностей субмарины достали 115 погибших подводников, но следов тел троих членов экипажа обнаружить не удалось. Это дало возможность западным пропагандистам говорить о возможном теракте, после которого диверсанты покинули затонувшую лодку.

Косвенно эту версию подтвердили и норвежские спасатели, заявившие 21 августа о том, что через спасательный люк «Курска» кто-то пытался выбраться.


Мурманская область. Баренцево море. 24 августа 2000 г. Врачи помогают родственникам и близким погибших моряков атомного подводного крейсера `Курск` К-141, затонувшего 12 августа 2000 года, во время церемонии прощания

Столкновение с американской субмариной

Первой версией гибели К-141 стало ее случайное столкновение с американской подводной лодкой. Американские источники утверждают, что «Курск» шел на всплытие, когда его зацепили. Удар пришелся в район торпедного отсека, в котором находилась подготовленная к пуску торпеда.


Серьезно поврежденная американская субмарина с огромным трудом добралась до своей базы. Получивший крен «Курск» на скорости 18 узлов (около 34 км/час) врезался в морское дно. От удара произошел самозапуск торпеды, которая взорвалась прямо внутри торпедного аппарата, и детонация находящегося на борту К-141 боекомплекта.

Следственная комиссия посчитала эту версию не соответствующей действительности. Но почему же тогда уже через несколько часов после трагедии Москву тайно посетил директор ЦРУ? А сразу же после переговоров с Путиным президент США Билл Клинтон простил России огромный долг?

Незаживающая рана

Гибель суперсовременной атомной подводной лодки нанесла серьезный урон военному имиджу Российской Федерации и заставила командование пересмотреть способы подготовки российских моряков и подводников.


Трагедия не оставила равнодушными никого, а народная память о погибших подводниках увековечена в сотнях памятников и монументов. Их семьи получили компенсацию от государства, но разве может она заменить потерянных мужей и отцов?

Но самое главное, народ так и не получил исчерпывающей информации о происшествии, которая позволила бы избежать подобных трагедий в дальнейшем.

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.

12 августа 2012 года исполняется 12 лет со дня гибели подводной лодки "Курск". 118 человек погибло.

2000 год. Владимир Путин "восходит на престол" в первый раз. Сразу же демонстрирует военную мощь нашей страны парадами с показом техники. Хочет зарекомендоваться как "предводитель" самой сильной на море державы.

Через восемь дней после инаугурации Путин подписывает указ о задержании на 20 лет строгого режима американского шпиона, пытавшегося выкупить чертежи новой русской торпеды "Шквал" - развивает скорость более 500 км в час.

"Курск" - новейшая подводная лодка, построенная в 1994 году, оснащённая по последнему слову техники. Ядерные боеголовки, по мощности в 40 раз превышающие бомбу, сброшенную на Хиросиму, двойное дно, и, конечно же, "Шквал".

Субмарина должна была участвовать в испытании "Шквала" 12 августа 2000 года. За ней наблюдал не только русский морской флот, но, подпольно, и США.

Американцы заметили на испытаниях представителей Китая, что закрало в них подозрения в приобретении китайцами сверхсовременной торпеды.

Тем временем Владимир Владимирович отправляется на дачу в Сочи.

В 11:28 минут 12 августа 2000 года, когда лодка уже практически готова к заданию, на ней происходит взрыв. В торпедном отсеке - сквозная пробоина. Обычно в таких случаях командир должен нажать кнопку, и подводная лодка сама поднимается на поверхность. Но по необъяснимой причине "Курск" продолжает двигаться вперёд.


11:30 - второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Курск идёт ко дну. Большей части команды уже нет в живых. Оставшиеся глушат атомный двигатель и укрываются в аварийном отсеке.

Версии:

Официальная. На "Курске" взорвалась торпеда 65-76 «Кит» с двигателем на
пероксиде водорода. Но таких торпед уже не используют в течение 50ти лет. Каким же образом на суперсовременной подводной лодке она появилась? Эта версия принята официальным поверенным Путина главным следователем И. И. Клебановым ещё до начала расследования.


Подлодки США. Когда американцы заметили присутствие Китая на испытаниях, сомнений не оставалось - последние покупают "Шквал". Такой оборот событий был не выгоден Америке, ведь тогда пропало бы превосходство их на море. Американцы принимают решение сорвать испытания русским и китайцам. Они отправляют две подводные лодки: Мемфис и Толедо. Первая - для дистанционного слежения и наблюдения за процессом, Толедо - для более деликатной и сложной задачи - следовать за "Курском" на как можно более близком расстоянии.

Немудрено, что на такой небольшой глубине - 100 метров - неповоротливая Толедо могла задеть Курск. Для нашей подводной лодки подобное столкновение - просто царапина на обшивке, а для Толедо такое приключение обернулось бы гибелью. Мемфис решил защитить отход Толедо. Но с Курска послышался звук зарядки торпедного оружия. Американцы испугались - "Шквал" бьёт качественно, а главное, очень быстро - времени на отступление не оставалось. Мемфис стреляет торпедой Мк-48 в нашу подлодку. Сама эта атака не смогла бы причинить Курску особого вреда, но она пришлась на торпедный отсек, спровоцировав взрыв собственного оружия Курска. Взрывная волна отбросила и сам Мемфис.

Доказывает эту версию пробоина, характерная именно для действия торпеды, а также найденный вблизи места происшествия аварийный буй американской подлодки.

Курск наткнулся на мину Второй Мировой Войны. В таком случае лодку от взрыва "перекосило" бы намного сильнее. Хотя в Баренцевом море действительно есть такие мины.

Действия после трагедии:

Военно-морским командованием России была направлена поисковая спасательная команда к месту крушения Курска. Произведён осмотр гибнущего судна. Информация о результатах осмотра, а также причины неоказания помощи оставшимся в живых навсегда останутся неизвестными.

В официальных СМИ сообщение о гибели Курска появляется только через два дня после взрыва. И сразу же читаем ложь: "Лодка затонула 13 августа..."

Семьи команды подводной лодки приехали поближе к месту трагедии - в Мурманск. Они не знали, кто именно находился на борту 12 августа. У каждого судна есть два сменных экипажа, но никто не объявляет общественности, какой именно состав когда бывает в море. Перед тем, как начать операцию, первая обязанность капитана - отправить список команды, находящейся на борту, в своё военное управление на берег. Поэтому такая запись существовала.

Газете "Комсомольская правда", в конце концов, удаётся просто-напросто выкупить нужный список.

Каждый из родственников надеялся, что в числе 27 оставшихся на тот момент в живых и запертых в аварийном отсеке, оказался их муж, сын, брат или дядя...

"Нас осталось несколько на холодном дне
Три отсека взорваны, да три еще в огне
Знаю нет спасения, но если веришь - жди
Ты найдешь письмо мое на своей груди"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Тем временем стало точно известно, что на Курске действительно остались живые люди. И они

подают сигналы "SOS", постукивая по стенкам. "Постукиваниями"-азбукой Морзе капитан Колесников и его ребята говорили, что кислорода и продовольствия им хватит на 10 дней.

"Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души напополам!"


Владимир Высоцкий "Спасите наши души"


Путин выходит на связь только через пять дней, не выезжая с дачи. Говорит,
что у ВМФ есть всё для спасения моряков, что мы не нуждаемся в иностранной помощи.

Через неделю представители власти решаются встретиться с семьями пострадавших.
Отчаявшиеся люди бросают прямые и острые обвинения чиновникам и военным. Одну, по мнению властей, "слишком разговорившуюся" женщину успокаивают с помощью укола.
А военные выгоняют из зала журналистов.

Неделя! Неделя полного бездействия со стороны российского правительства!
"Плохая погода, не тот наклон подлодки, заклинило люк...", - так они оправдывали своё странное поведение.

11 стран НАТО предложили свою помощь узникам Курска. Ни одной власти России не разрешили приблизиться к умирающей подлодке.

А люди сидели в темноте, и надежда их угасала.
Вы считаете себя счастливо спасёнными, ведь из 118 человек выжили лишь 27, в число которых входите вы. Вас обязательно должны вытащить, вам же так повезло! Но проходит один день мучительного ожидания, второй... А нет даже попыток вам помочь. Представьте.

"Продуты полностью балластные цистерны,
Но субмарина с места ни на фут,
Ну, все - конец! А на земле, наверно,
Уже забыли, как нас всех зовут..."

Разные Люди "Над нами ласковое море"

Под давлением родственников и прессы В.В. Путин решает подпустить к лодке спасательную команду из Норвегии. По прошествии восьми дней с начала трагедии.

Норвежцы работали оперативно. "Заклинивший" люк открыли за 25 минут. Но "Курск" был заполнен водой целиком.
Уже ничего нельзя сделать. Люди погибли.


"Позже о случившемся долго будут врать:
Расскажет ли комиссия как трудно умирать?
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо?
Капитан Колесников пишет нам письмо"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Путин приезжает в Мурманск, к семьям моряков. Делает визит вдове командира "Курска". На экране Первого российского канала видно, какая "обшарпанная" и бедная обстановка в доме семьи. А ведь супруг работал на супермощной подводной лодке!

В. В. Путин встречается с родственниками остальных погибших моряков.

После этих "свиданий" семьи моряков "Курска" не хотят ехать с ним на место гибели
Курска.

При осмотре подводной лодки опознано одно тело - Дмитрия Колесникова,
командира центра управления гребной установкой. При нём нашли две записки.
Одна - жене, кусок которой всё-таки обнародовали, другая - для командования, засекречена. В ней были изложены истинные причины крушения.


"Карандаш ломается, холодно, темно
Капитан Колесников пишет нам письмо..."


ДДТ, "Капитан Колесников"


12 тел поднято.

Принято решение о поднятии субмарины. Опять таки только с помощью забугорных специалистов и только без торпедного отсека. То есть, пришлось отпиливать всю носовую часть. Сказали, она может взорваться. А почему бы она тогда не могла взорваться при отпиливании?

Стоимость "отпиливания" равнялась 130 000 000 евро. Ничего не жалко для сохранение "чести" Путина,
не так ли? Ни денег, ни жизней.

В октябре Курск подняли. На нём отчётливо просматривалась пробоина от торпеды.

Итог:

Умерли люди. Самой мучительной смертью, смертью в ожидании спасения. Стоят ли их жизни всех политических интриг, лицемерия, лжи и рейтинга наших властей?

Потрачены баснословные деньги также на сохранение репутации.

"Чтоб взлететь на небеса выпал этот акт
До свидания, милая, мы приняли парад"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.

Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».

До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.

В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.

Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.

А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.

Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.