894 0

Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция. Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.

Определение

Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица».

Парцелляция — это фигура речи, которая представляет собой процесс разделения высказывания на две и более самостоятельные фразы (на письме разделение осуществляется при помощи знаков препинания, а в устной речи — интонационно, используются паузы).

Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А.С.Грибоедов

Структура парцелляции

Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят.

Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. (Парцеллятов в высказывании может быть несколько)

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В приведенной синтаксической конструкции базовой частью будет фраза: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Все остальные предложения — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путем ее прерывистого произнесения.

Функции

Основные функции парцелляции:

  • характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;
  • изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;

    «Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами

  • эмоционально-выделительная: реализуется тогда, когда при помощи парцелляции автор пытается добиться усиления эмоций;

    «Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»

  • экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.

Оформление парцелляции

Парцелляция придает речи разговорный характер и усиливает концентрацию внимания аудитории на предлагаемой информации, поэтому на письме разделение парцеллируемых слов и фраз друг от друга производится через:

  • точку, многоточие;
  • восклицательный, вопросительный знаки;
  • точку с запятой;
  • тире;
  • скобки.

Примеры в русском языке

Парцеллированные конструкции часто можно встретить в стихотворной речи:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский. Гулливер

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.
(Р. Рождественский)

Рассмотрим, что такое парцелляция. Определение в общем понимании трактует этот приём как разбивание на лаконичные части передачи основной мысли. Задача заключается в том, чтобы придать экспрессии через отдельные конструкции. Чёткие, ёмкие, многозначительные. В коротких предложениях, которые следуют за главным, должен быть эмоциональный акцент. Цель их привлечь внимание, оживить слог, придать атмосферу.

Определение парцелляция в художественном тексте

Термин «парцелляция» пришёл из французского литературоведения parcelle, что переводится как «частица». Частица основной мысли раздроблена на более мелкие, как выстрел иллюстрирует в произведении намерение обратить внимание, структурировать и чётко передать состояние автора или героя. Поделив текст на мелкие смысловые единицы, достигается цель отобразить важность момента, расставив акценты на тех или иных словах. Выглядеть может конструкция по-разному, перечисление через многоточие или же с большой буквы с обилием знаком препинания - в любом виде, парцелляция призвана пробудить интонацию читающего. Язык автора в этот момент непринуждённый и живой.

Примеры парцелляции: как звучит приём в русском языке

Как использовать приём парцелляции в тексте

Существуют базовые фразы с привычной конструкцией , которые применяет человек для общения. Так, авторы передают свою мысль посредством слов, сотканных в предложения и целые тексты. Цель художественного повествования - произвести впечатления, захватить внимание читателя и повлиять на эмоциональную сферу. Так, в литературе видим примеры множества разнообразных приёмов, которые помогают автору овладеть словом, а через него уже чувственной сферой своего реципиента.

Парцелляция - это один из многочисленных приёмов в литературе, который помогает придать тексту окраски, эмоционально насытить предложения, чтобы расставить акценты. Примеры показывают, как автор в приёме нарочито отделяет слово от слова, как бы чеканя то, что может быть и единым организмом, придавая языку живого звучания. Совершенно несложно заметить, что точки как логические окончания ставятся там, где пунктуационно они могли бы и не стоять. Так же происходит с другими знаками препинания.

  • точкой;
  • точкой с запятой;
  • тире;
  • многоточие;
  • риторические знаки препинания.

Перечисление действий, а, возможно, свойств или состояний зависит от основной части конструкции. Без главной уже непонятно, что это за обрывки фраз, к чему они принадлежат и не будут содержать в себе ни малейшей эмоции. Язык покажется сумбурным и нелогичным. Однако же, в комплексе представляют собой парцеллированную конструкцию. Парцеллят передаётся зависимой частью предложения.

Приём парцелляции нужен в языке и в литературе, чтобы выделить что-то, поставить акцент .

Вот пример, где применённая парцелляция меняет смысловой оттенок:

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин» – Ю. Бондарев .

Здесь в конструкции появляется смысл не простого действия, а усиленное удивление и недоумение даже. Без такого расчленения единой структуры предложения совершенно иначе воспринимался бы приведённый текст.

Так, в похожем примере мы видим этот же приём, и русский язык, словно оживает из-за дробления на части:

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин .

Здесь разделение многоточием усиливает момент ожидания. Автор воплощает замысел передать идею не одной, а несколькими интонационно-смысловыми единицами. Бросает фразы, которые звучат вместе, но в то же время - это отдельные речевые обороты. Вот эти обособленные фразы в русском языке - парцелляты. Они являются зависимой частью от основной. Это отчленяемые структуры.

Рассматривая понятие «парцелляция», определение важно не путать с «присоединением» . Однако, эти дефиниции в русском языке не следует идентифицировать, потому что присоединением принято считать отдельную грамматическую категорию. Она стоит за основным предложением и может звучать автономно, не предполагая нарочитого нарушения правил пунктуации, чтобы добиться эффекта впечатляющего и удивляющего. Специального авторского ударения в нем нет.

Термин «» образован от французского «parcelle», что означает «частица». В литературе парцелляция – это стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Описание парцелляции.

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя » – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Примеры парцелляции из художественной литературы.

Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не только публицистические, как показано выше.

Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится точка или иной знак завершающий предложение.

Примеры :

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! » – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин » – Ю. Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин.

Оформление парцелляции.

На письме парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:

  • через точку или иной знак конца предложения,
  • через точку с запятой,
  • через тире,
  • с помощью скобок.

Примеры :

«Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно » – А. Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть » – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! » – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша
» – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака » – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

Это способ организации текста по принципу присоединения, но при той степени завершенности предшествующей части, которая позволяет говорящему (пишущему) поставить точку перед присоединением. Например: Дед Нечай опять заплакал.

Громко (Шукш.); Его необходимо взять! Не теряя времени, живым (Богом.). В отличие от присоединения и обособления, парцелляция выводит интонационно отчлененную часть за пределы высказывания. Парцелляция – это такое строение двух неразрывно связанных высказываний, когда в них обоих вместе взятых реализуется одна синтаксическая структура. Так, в последнем примере реализована структура осложненного предложения с деепричастным оборотом. Второе высказывание представляет собой парцеллят, то есть отчлененную несамостоятельную часть какой-либо конструкции. Парцеллированным может быть как осложненное предложение, так и элементарное. Любой член предложения (кроме предиката) может быть вынесен в парцеллят, но при соблюдении общих условий парцелляции. Примеры:

а) элементарное предложение: Братишку моего старшего в сорок первом убило. Под городом Лида (Бонд.); Человек смотрит прямо в глаза. Мне. Тебе. Нам (Рожд.);

б) осложненное предложение: В этих стихах я тогда ощутил нечто трагическое. Отчаяние. Ужас, Покорность (Кат.); Звук шел справа. И слева (из газ.). Интонационное расчленение подчинено общему правилу – автосемантичность и собственное АЧ основной части.

При парцелляции действуют особые законы порядка слов: поскольку парцеллят всегда стоит после основного высказывания, синтаксически связанные слова легко оказываются в неконтактном (дистантном) расположении. Например: Когда судят людей, ему их жалко. Даже виноватых (Сарт.); Им придется, очевидно, каждому позаботиться о своей судьбе. В том числе и этому мальчику (Сарт.).

Парцелляция, как и субъективно мотивированное обособление, факультативна; она является принадлежностью индивидуального синтаксиса и стилистически маркирована. Одни авторы более склонны применять этот речевой прием, другие – менее. Примеры из текстов В. Шукшина: К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью; А я здесь всем нужен. Людям, земле; [В избушке] было тепло и как-то очень уютно. И нестрашно; Анна Афанасьевна приходила в легкое движение – смеялась. Молча. Парцелляция относится к средствам речевой экспрессии и составляет предмет стилистического синтаксиса.

Еще по теме § 49. Парцелляция:

  1. 29. Синтаксические конструкции расчленения Парцелляция, сегментация. Присоединение.
  2. 21. Понятие «слова- предложения». Конструкции расчленения (парцелляция, сегментация, делиберативный оборот).
  3. 6, Парцелляция - использование распространителей в качестве отдельного высказывания - подчеркивает рему (тема легко восстанавливается из предыдущего предложения),
  4. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функционально-стилистическая роль обособлений. Синонимия обособленных и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.
  5. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функц-стил роль обособлений. Синонимия обособл и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.

Во множестве терминов, используемых в языкознании, путаются не только школьники, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, но и студенты филологических факультетов. Частый недочет – это нахождение парцелляции в отрывке, предложенном для анализа. Парцелляция – слово красивое, и явление обозначает, на первый взгляд, вроде бы простое, но, увы и ах, ошибок в определении обычно бывает немало.

Парцелляция – это, как правило, два предложения. Одно из них считается базовым, из него и рождается второе предложение. Если первое всегда двусоставное, то есть оно имеет и подлежащее, и сказуемое, то второе представляет собой только односоставное. В качестве примера разберем такое предложение:

Я очень люблю этого человека и не могу без него жить. Очень люблю. Именно этого человека. Жить не могу. Совсем не могу. Без него не могу.

В первом предложении, как и было указано выше, есть подлежащее «Я» и сказуемое «люблю и не могу жить». Смысл парцеллята - следующих четырех предложений - понятен и без главных членов.

Для чего понадобилась парцелляция в этой синтаксической конструкции? Во-первых, говорящий выделил то, что посчитал самым важным. Во-вторых, читатель или слушатель без труда определил его манеру говорить. Что еще можно выразить парцеллированной синтаксической конструкцией? Изобразительная функция поможет показать речь так, как опытный оператор, снимая кино, показывает в замедленной съемке полет пули. Это поможет усилить эффект длительности быстрого действия. Эмоционально-выделительная функция сделает деталь более выпуклой, чтобы показать именно ее в общей картине. А можно показать и контраст, усилив его парцеллятом.

Вот оказывается, какая важная персона этот прием - оружие экспрессивного синтаксиса. Отличное средство, чтобы показать, как нарастают эмоции и внутреннее состояние говорящего. Нужно усилить эмоциональность высказывания? Применяем парцеллят. Не нужна эмоция? Важнее скрытая оценка? И снова парцеллят придет на помощь. Красоты и полноты владения речью говорящий здесь, конечно, не продемонстрирует, но мысль и чувства передаст, несмотря на явную склонность парцеллятов к телеграфному стилю.

Собственно, само слово «парцелляция» так и переводится с французского «parceller» на русский язык, как «делить на части» или можно сказать «дробить». Ставим точки между отдельными словами или словосочетаниями в предложении, а для большей выразительности можно и восклицательные знаки использовать и получаем парцеллированную конструкцию. Поэты и прозаики охотно используют этот прием в своих произведениях, добавляя бессоюзие или многосоюзие.

Прием, называемый «асиндетон» (бессоюзие) нужен для того, чтобы показать, как быстро, а лучше сказать, стремительно меняются изображаемые события. В таких предложениях нет лишних слов, показаны одни только действующие лица или действия, которые эти лица производят. Помните «Полтаву» А. С. Пушкина? Рассмотрим знаменитые строчки с точки зрения нахождения в них приема парцелляции с бессоюзием.

Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Картина получилась выпуклая, и для придания ей выразительности не нужны прилагательные и наречия. Читателю все предельно ясно, и картина представляется очень образной: страшный и безжалостный бой, несущий смерть!

Намеренное использование лишних союзов в предложении, то есть многосоюзие называется полисиндетон. Этот прием позволяет выделить, как-то обособить каждое слово, а вместе с ним и образ.

Я и кричала, и плакала, и на колени вставала – ничего не помогло. И ушел. И не позвонил. И не позвонит. И надеяться не на что.

Что сюда можно добавить? Пожалуй, нечего, потому картина отчаяния покинутой женщины, составленная из отдельных фрагментов, стоит перед глазами.

Знаете, с чем обычно сравнивают парцелляцию? Ни за что не догадаетесь! С картинами Пикассо! Та же расчлененность общего на части, и та же экспрессия в каждом фрагменте. Настоящий кубизм! Красиво, не правда ли? И абсолютно точно, с точки зрения определения термина «парцелляция».