31 декабря 2011 года участники группы «Война» сожгли полицейский автозак в Санкт-Петербурге - это была последняя задокументированная акция художников. Позади были штурм Белого дома, повешение мигрантов в супермаркете, публичный секс в Зоологическом музее и фаллос на Литейном мосту. «Поймите, это не художественная, это сверхудожественная акция! Это будет наш костёр тщеславия», - цитирует заявление «Радио Свободы» по итогам поджога. Группа объявила, что всего к 1 января 2012 года было сожжено якобы семь полицейских автомобилей. В январе 2012 года было возбуждено дело по факту поджога.

В марте 2013 года «Комсомольская правда» сообщила , что участники «Войны» Олег Воротников, ранее сидевший в СИЗО за хулиганство, и его супруга Наталья Сокол уехали в Италию. Сокол также обвиняли по статьям 318 и 319 УК за нападение на полицейских и оскорбление их в 2011 году во время акции «Стратегия-31». С тех пор активисты находились в Европе, перебираясь от одних знакомых к другим.

Сейчас лидеры арт-группы Воротников и Сокол вместе с тремя детьми вновь в бегах. После нападения соседей по сквоту российских художников арестовала швейцарская полиция. Их направили в лагерь для мигрантов, откуда они сбежали. В интервью FURFUR Олег Воротников рассказал о конфликте с соседями, миграционной политике Швейцарии и тоске по России.

«Война» снова в бегах, что случилось в месте вашего последнего проживания?

20 марта в нашу комнату, выломав дверь, ворвалась вооружённая толпа в мотоциклетных шлемах, с битами и щитами - чистый Майдан. Мы в это время купали детей в ванночке. Сначала нам залили глаза перцовым газом, потом меня повалили на пол и скотчем связали по рукам и ногам, сели сверху, стали душить. Козу (Наталья Сокол. - Прим. ред.) избили, оторвали от детей и вышвырнули с лестницы. У нас трое детей - шестилетнему мальчику Касперу повредили руку. Два наших ноутбука и два айпэда у детей напавшие украли.

Люди, которые это сделали, называют себя швейцарскими правозащитниками, борцами за права беженцев. Приехала полиция, арестовала нас, нападавших никого не тронули. Случай схож с венецианским - тогда тоже арестовали только нас. Как поступили бы русские мусора: арестовали бы всех и потом разбирались бы. Здесь же арестовывают только бесправных.

Что это вообще за место, в котором вы жили?

В Базеле есть улицa Вассерштрассе - это дома для бедноты, которые городское руководство сдаёт по мизерным для Швейцарии ценам. Часть квартир захватили сквоттеры и, хотя там продолжают жить старички и прочие несчастные люди, постепенно их выживают. Дом, где мы жили, принадлежит одному базельскому кооперативу, тем не менее нападавшие назвались хозяевами. Кого-то знаем в лицо, кого-то по имени. Мы туда попали благодаря цюрихской арт-институции «Кабаре Вольтер», её директор Адриан Нотц подыскал нам просторную комнату на чердаке. С прошлого лета сквоттеры начали нас травить, выкидывали коляски, нападали на детей на лестнице - был эпизод с туалетной бумагой, заснятый Козой на видео.

Вы говорите про травлю, из-за чего она началась?

Швейцарцы плохо относятся к чужим людям, и им нужно было помещение. Сквоттеры хотели сделать из комнаты кинозал. К «Кабаре» мы обращались - не отвечают, видимо, боятся, что будут втянуты в разборки с полицией за укрывательство нелегалов. Уголовное дело в подвешенном состоянии, ведь мы нелегалы - оно, считай, бесперспективно.

Что на ваши жалобы сказала полиция?

Нам удалось запечатлеть бойню, но когда заявили в полицию, то вырвали камеру из рук и спрятали. Затем мы посетили правозащитную организацию, которая помогает жертвам насилия. Предоставили на четыре часа адвоката - настолько они готовы оплачивать адвоката, а они тут дорогие. В миграционной тюрьме я имел беседу с полицией, они нарисовали две возможности: либо в лагерь и просить политубежища, либо нас разлучат с детьми и по отдельности депортируют на родину как нелегалов. Плюс в моём случае по запросу Интерпола. Началась обычная для полиции манипуляция детьми, и мы поддались на убежище. Мы не эмигранты, не беженцы, это не был жест, как у наших знакомых. Приехали на время, а потом канал возвращения захлопнулся. Традиционно швейцарские власти призывают покинуть страну к определённой дате. Если нет, то включаются репрессивные механизмы. Нас доставили в лагерь, оформили документы и буквально оставили лежать на полу в проходе. Нам сказали, что это лучший лагерь для семей с детьми.

Что представляет собой лагерь?

Швейцария - пожалуй, худшая страна с точки зрения поиска убежища. Во-первых, они избегают формулировок, связанных с политикой. Во-вторых, швейцарские условия для беженцев худшие. Мы ведь годами жили в самых непростых обстоятельствах. Тебя запирают в каморку - только *** [чудак] может предложить так жить и только *** [чудак] согласится на такие условия. Наверное, если ты сириец, у которого уже нет не только дома, но и родного города, то, может, и будешь рад. Сотрудники обыскивают каждый раз: я видел, как кавказского вида семья вернулась, и обыскали всех, включая разревевшегося младенца. И гордые кавказцы, которых не сломить, улыбались, когда ребёнок впал в истерику.

Затем семьи перегоняют в лагерь в местечке Эш. Людей селят в подвале в крошечных кладовках без окон, кладут штабелями, как гробы. В русской тюрьме немного получше. При этом отнимают любые средства связи, ноутбуки, запирают безвылазно на неопределённый срок. В стены вделаны глазки для наблюдения. В миграционной полиции нам гарантировали, что поселят вместе. В итоге в кладовке, куда нас завели, нары сплошняком в два ряда и десять человек уже лежат. Итого 18 человек на 15 квадратных метров. Беженцы ходят по лагерю как тени, мужиков, нарядив в салатовые жилетки, периодически вывозят на уборку мусора - наши таджики отдыхают.

Мы пробыли минут 20 - все живут буквально в кладовках без окон, набиты под завязку, мы гомерически посмеялись и покинули лагерь, что является грубейшим нарушением. Согласно данным полиции, тебя объявляют в национальной розыск и удаляют из базы заявителей - ты уже не проситель убежища, а нелегально находящееся лицо. Вообще, решение об убежище лежит на судье. Но я пересказываю то, что мне сказали в миграционной полиции.

«С прошлого лета сквоттеры начали нас травить, выкидывали коляски, нападали на детей на лестнице - был эпизод с туалетной бумагой, заснятый Козой на видео».

Ваши дальнейшие после бегства действия?

Если бы не необходимость вернуть камеру с видео и компьютеры с архивом, то мы бы забили на допрос 6 апреля, где могут арестовать. Сейчас детали - до или во время допроса, с камерой или без - вышлют. Адвоката сейчас напрягли вернуть камеру, власти же просто собираются ловить и депортировать. Мы же готовы продолжать нашу подпольную жизнь, и поймать нас практически невозможно. Мы ездили в Базель - пытались допроситься, безуспешно, только время потеряли. Плюс юрист Антон Дрель объёмнее обрисовал перед нами ситуацию: если мы не найдём способ дать показания, то мусора имеют право в итоге уничтожить доказательства как не пригодившиеся. То есть тупо выкинут камеру. О её возврате пока не идёт и речи. Стараюсь этому не верить.

Если вспомнить венецианский случай, на сайте «Послезавтра» в своё время опубликовали точку зрения самих итальянцев . Не думаете, что, увидев схожий эпизод, люди будут явно не на вашей стороне?

Такое мнение действительно бытует - оно основное среди европейских анархистов. Но, Господи, европейские анархисты - это пустое место. В Венеции было драматичнее намного, тогда нас избили до полусмерти - мне сделали операцию на голове. Я был уверен, что нападавшим ответственности не избежать, но, несмотря на адвокатов в Италии, никакой ответственности не наступило.

С нелегалами никто не церемонится, но ситуация в Базеле - не просто наши слова против их слов. Сейчас есть видеодокументация - она не у нас, но есть в полиции. Но даже если они уничтожат её, это будет далеко не единственная проблема - украли лэптопы со всем архивом, где вся наша жизнь и работы за последние годы.

Последняя акция «Войны» и Петра Павленского - это огонь, в одном случае поджог автозака, в другом - двери. Вас только ленивый не сравнил с Павленским, например, тот же Марат Гельман : «Павленский - безусловно, сильный художник, более сильный, например, чем группа „Война“, чьи высказывания не всегда внятны». Что сами думаете о подобных сравнениях?

Не думаю, что сейчас нам уместно заниматься арт-критикой и вести интеллектуальные беседы. У нас положение практически фантастическое - сам с утра просыпаюсь и удивляюсь. Подмечать какие-то нюансы у художников хорошо, когда у тебя всё в порядке. Что думает Гельман, что не думает Гельман - это совсем какая-то другая жизнь, но мы, конечно, в курсе всех событий.

Но из всех акций «Войны» какую вы считаете самой важной для себя лично?

Тогда придётся отвечать и про Павленского, и про чёрта лысого, а я бы хотел избежать этой арт-критической залипухи. Нет же ничего хуже, чем художник, ******** [рассуждающий] об искусстве, особенно из далёкой Швейцарии. Художник, как вы и сами, наверное, догадываетесь, - это как раз и про лагеря, и про аресты, причём про неожиданные.

Раньше вам вручали премии, брали интервью. Сейчас вы нелегалы, вас преследует драки - достаточная демотивирующая вещь для ваших симпатизантов.

Для них именно так всё и выглядит. Уже когда мы сюда попали, то столкнулись с тем, что никому не нужны. Ещё до всяких драк были брошены сами на себя. Нелегалы, без документов, денег, в розыске и с детьми на руках. Здесь изначально относятся к приезжему как к человеку второго сорта, а если есть дети - то это целиком твоя проблема. Пока ты весёлый хипстер - это одно, когда ты человек без документов - ты никому не интересен.

Образ Запада, что рисуют интеллигенты в России, - это выдумка. Люди здесь не нарушают ничего - недаром в европейском современном искусстве застой мощнее, чем при Брежневе. Арт забит в развлекательное гетто для богатых людей. Ты можешь побыть клоуном - и только тогда будешь интересен. Они сидят и ждут, когда из третьего мира подкинут идею. Этим я и объясняю успех российского акционизма, когда самые элементарные акции хорошо читаются.

Ваш бэкграунд известных художников помогал как-то в Европе?

Вот ведь поразительная ситуация. Когда с художниками встречаемся, они начинают писаться от восторга: «Ой, „Война“, „*** в плену“, „Панк в суде“, это же всё вы!». Чувствуют себя просто везунчиками, которым удалось пообщаться с теми легендами, о которых читали. Но когда разговор переходит в практическую плоскость - можно ли найти жильё или адвоката, - то практически все утрачивают интерес. Мы хороши где-то там - когда в российской тюрьме, то мы хорошие.

Хотели бы организовать «Войну» в европейских реалиях?

Когда приехали, то и не планировали вести деятельность, сочли обстоятельства неинтересными, а европейскую публику недостойной того, чтобы одаривать произведениями искусства. Во время скитаний мы занимались работой с архивами, но потом поняли, что нечего бисер метать. Мы попытались несколько акций адаптировать для европейского контекста, но оказалось невозможным найти активистов, готовых биться и нарушать, как в России. Человеческий материал гораздо ниже - нам не удалось найти ни одного человека, с кем можно хотя бы обсудить замыслы. Люди поголовно трусливые и зажатые во всех смыслах. Если что-то и делать, то в России. Европейцам же это не нужно - да и нам теперь тоже. Здесь просто сытый свинарник. Даже если не прекратятся преследования в России, то я хочу вернуться. Европа - это глухое место без живых идей. Жить в России - это жить в культуре, а здесь как животные на ферме.

В конце XIX столетия, желая избежать ареста, народоволец Лев Тихомиров уехал в Швейцарию, но по прошествии времени разочаровался в былых идеях, а затем ему разрешили вернуться в Россию. Находите в этом историческом примере для себя какие-то параллели?

Мы не считали себя эмигрантами и не общались с такими тусовками прежде. Только сейчас я стал общаться, и многие русские, которые уехали по политическим моментам, ходят со схожими настроениями. Они говорят, что тут полная культурная изоляция, а в России так много всего. Кто-то вспоминает уровень московских студентов, о которых здесь и мечтать нельзя. Интересно было бы сделать движение «грустных русских Европы». Многие русские сообщества Германии с удовольствием смотрят Дмитрия Киселёва - для души, что называется.

Сами тоже смотрите?

Киселёва сам не смотрю - просто нет телевизора, а так тоже с удовольствием посмотрел бы. Это символ своего времени, поп-патриотизма, который в одиночку одной лишь жестикуляцией доводит либералов до кипения.

Изображения: личный архив Олега Воротникова

Дмитрий Волчек, обозреватель «Радио Свобода», встретился с эмигрировавшим Олегом Воротниковым (Вором) - лидером гремевшей пять лет назад арт-группы «Война»

Последняя российская акция арт-группы «Война» с участием Олега Воротникова, Натальи Сокол, Леонида Николаева и анонимных активистов состоялась 31 декабря 2011 года . Никто тогда и подумать не мог, что «Менто-Ауто-Да-Фэ» станет их последним высказыванием на долгие годы и последней акцией, исполненной в классическом составе.

В свое время за радикальными акциями арт-группы с изумлением следила прогрессивная молодежь двух столиц, как минимум. Это они устраивали поминки по Дмитрию Пригову с застольем в метро, заваривали «железным занавесом» вход в ресторан «Опричник», «штурмовали» лазерной графикой Белый Дом, организовали пробег с синими ведерками на голове по крыше машины ФСО, и наконец, рисовали 70-метровый член на разводном Литейном мосту в Питере. За эту и другие акции они получили несколько месяцев заключения и государственную премию «Инновация». Ролики художественных и политических акций с участием Вора, Козы, Лени Чокнутого и нескольких анонимных активистов пять-шесть лет назад «взрывали» Интернет. Они были, пожалуй, самой желанной информационной «запрещенкой», символом бесшабашного протеста против консюмеризма и несвободы в те времена, когда две столицы, казалось, не могли надышаться воздухом перемен.

Потом что-то пошло не так. А если честно, то все пошло не так.

Примерно в 2010 году основных «зачинщиков» художественной смуты крепко прижали власти по уголовной линии. Несколько месяцев Воротников-Вор и Николев-Чокнутый провели в тюрьме. Выпущенные в 2011 году под небольшой денежный залог лидеры активистов тут же скрылись и были объявлены в розыск. В 2010 году из страны куда-то в Прибалтику уехал Алексей Плуцер-Сарно, рупор «Войны» в Интернете, соавтор и летописец всех акций. Через некоторое время стало известно, что Воротников с женой и двумя детьми тоже нелегально перебрался на Запад, в Европу. Такие же слухи ходили о самом безбашенном активисте группы Лёне-Чокнутом. Но они оказались враньем. Выяснилось это при самых печальных обстоятельствах. Леня, не раз дергавший судьбу за усы, погиб в результате бытового несчастного случая. 22 сентября 2015 года Леонид Николаев упал с высоты и позже умер в больнице от полученных травм . Оказалось, что несколько лет он жил на нелегальном положении в районе Домодедово и готовил новую радикальную акцию - пожалуй, самую смелую за всю историю «Войны».

Про Воротникова и Сокол с детьми после их эмиграции было мало что слышно в контексте акционистского искусства. В Европе семья переезжала с места на место. Периодически доходили странные сообщения об их стычках и драках с местными анархистами и неформалами. Потом дошли слухи, что Воротников и Сокол с детьми переехали в Швейцарию по приглашению Эдриана Нотца , знакомого нашим читателям директора колыбели дадаизма «Кабаре Вольтер» (тоже, кстати, одно из любимых мест Ленина). Но в остальном только слухи, подробностей мало.

И вот на днях на сайте «Радио Свобода» была опубликована статья Дмитрия Волчека «Пять лет без “Войны”» . Автору удалось встретиться (где именно, напрямую не говорится, но, скорее всего, в Швейцарии) с Олегом Воротниковым и его женой Натальей Сокол. Интервью Вор давать отказался, но разговор состоялся. И его пересказ, порой с цитатами, записал Волчек. Текст пронизан симпатией к арт-бунтарям прошлого, но в целом информация не веселая.

Текст Волчека по понятным причинам изобилует недосказанностями, поэтому вкратце перескажу так, как сам понял. В Европе ребят тоже загнали в угол. Снова прижали детьми (их теперь трое, третья дочь, Троица, родилась в Швейцарии). В миграционной тюрьме поставили перед выбором: или они отправляются в лагерь для беженцев и просят политического убежища, или их разлучают с детьми и депортируют по линии Интерпола. Политического убежища они просить не хотели, но выбирать не из чего. В тексте Волчека приводятся слова Воротникова: «…и мы поддались на убежище… Нас доставили в лагерь, оформили документы и буквально оставили лежать на полу в проходе. Нам сказали, что это лучший лагерь для семей с детьми».

В словах Воротников тяжело отделить искренние высказывания от эпатажных, для этого нужно знать его лично. Но автор статьи подтверждает, что Воротников, воспринимавшийся как непримиримый противник властей, действительно теперь стал приверженцем Путина, положительно оценивает роль Володина (которого уже начинают называть возможным преемником), восхищен внешнеполитическими действиями Лаврова. О либералах высказывается скорее с презрением.

В отличие от политических, на художественные процессы внутри России Воротников смотрит крайне скептически. Павленский - «вторично, позорно». Вообще в России ничего интересного, разве что «Энджойкин» (делает прикольные ролики на youtube) молодец. Авторитетов для Воротникова по-прежнему не существует, и на глобальном уровне тоже. Даже Бэнкси, который перечислил «Войне» деньги, - это, по его словам, «маляры, все делают за деньги».

Такая вот странная метаморфоза. Правда, в ее истинности я не до конца уверен. Стоит ли воспринимать все слова художника за чистую монету? Или это нонконформизм, доведенный до предела, превратившийся в беспощадность к коллегам, друзьям и сочувствующим. Нет ответа.

В Западе Воротников очевидно тоже разочаровался, в местную художественную жизнь интегрироваться не хочет. Тоскует по родине, хочет вернуться. Позиция такая: «Я принципиально отказываюсь здесь устраивать акции, участвовать в художественной жизни. Критиковать Россию можно только изнутри, а не сидя на Западе… Мы не эмигранты, не беженцы, это не был жест, как у наших знакомых. Приехали на время, а потом канал возвращения захлопнулся…»

Вот так. Что в России их ждала тюрьма и риск лишения родительских прав, что на Западе - то же самое.

В целом лишний раз подтверждает мысль о том, что принуждение к эмиграции остается одним из самых изощренных и эффективных способов расправы над «почвенным» художником. Особенно над нонконформистом. И тем более над акционистом. Разрыв со страной, обеспечивающей автору художественный контекст и среду обитания, крепко выбивает из седла. А затрудняющийся информационный обмен между художником и его аудиторией еще сильнее усложняет ситуацию. В западню, похожую на ту, в которую ранее загнали Авдея Тер-Оганьяна и , теперь угодила и «Война». Но эти ребята особенные. Верю, что придумают, как выбраться. И желаю им удачи.


Владимир Богданов, AI

Наталья Сокол по прозвищу Коза, координатор арт-группы "Война" и супруга лидера "Войны" Олега Воротникова, ответила на вопросы Лайфа о новой жизни группы в Европе.

Арт-группа "Война" стала куратором праздничного ужина в честь 25-летия Института Кунстверке - организатора Берлинской биеннале. С 2013 года лидер арт-группы "Война" Олег Воротников по прозвищу Вор и его семья живут за границей. В ноябре 2010 - феврале 2011 года Воротников сидел в СИЗО в Петербурге за участие в акции "Дворцовый переворот", в ходе которой участники "Войны" перевернули несколько милицейских автомобилей в Санкт-Петербурге.

В мае 2011 года Воротникова и его жену Наталью Сокол по прозвищу Коза объявили в федеральный уголовный розыск. Причиной послужило опять же их участие в акции "Дворцовый переворот", а также участие в марше оппозиции 31 марта 2011-го в Северной столице. В июле этого же года Олег Воротников был объявлен в международный уголовный розыск и заочно арестован.

Будучи за границей они прошли через множество испытаний, их не раз арестовывали как нелегалов, их избивали местные правозащитники. В какой-то момент Коза и Вор , которых западные СМИ считали ярыми оппозиционерами, разочаровались в мифе о свободной Европе и начали давать патриотические и пророссийские интервью.

Сейчас быт "Войны" постепенно налаживается: на помощь им пришёл бывший министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Наталья Сокол рассказала Лайфу о творческих планах "Войны".

- Недавно вы посещали Берлин. Что за проект там был?

В Берлин мы были приглашены как кураторы на праздничный ужин в честь 25-летия Института Кунстверке - организатора Берлинской биеннале (мы были кураторами седьмой биеннале в 2012 году) - и поехали с целью приискать активистов. Я уже говорила, мы набираем команду отпетых акционистов, вроде той, что подобралась в "Острове Сокровищ" - помните мультик? За три недели берлинских шатаний нашли одного человека, что для Европы совсем немало. Правда, и он оказался русским, точнее белорусом.

Дважды за эту поезду нас чуть не арестовали. Первый раз полицию вызвали из-за того, что, сидя в кафе, мы пили кофе, но не заказывали еду. Официант предупредил нас, что сейчас позвонит в полицию, а затем взял и позвонил. Мы не поверили своим глазам! Ушли прямо из рук прибывшего наряда, притворившись тупыми туристами.

Второй раз - в электричке: по мнению пассажиров, мы возвращались домой слишком поздно. К нам подошёл типичный лысый немец и стал угрожать. Каспер (сын, ему семь) подпрыгнул и хлестнул его в ответ варежкой по морде. Тоже вызвали полицейских, но мы вышли на своей остановке раньше, чем приехал наряд.

Дети, семьи с детьми загнаны в своеобразные социальные гетто, вроде собачников, откуда лучше не высовываться. Ты - мать с детьми, тем более их у тебя больше одного? Ай-яй-яй, как не стыдно! Будь внимательна и отовсюду жди подвоха. Тебе лучше стать хищным животным, чтобы твоих детей не съели окружающие тебя бездетные твари.

В этом я вижу чудовищную трансформацию феминизма в наши дни: теперь борьба женщины в современном обществе - это борьба за права её детей, за их возможность творчески развиваться, становиться людьми с богатым духовным миром. Иначе тут же сделают из малышей роботов. Берлин только укрепил меня в мысли: эй, вы можете сколь угодно здесь у себя в Европе попирать семейные ценности, но не за счёт ограничения свободы моих детей.

Когда я рожала в Швейцарии третьего ребёнка - дочку Троицу, - доктор заранее предупредила полицию, будучи почему-то уверена, что я рожаю, чтобы продать ребёнка на органы.

Наталья, в "инстаграме" "Войны" одна из свежих фотографий - замок в Чимелице, в котором будет студия "Войны". Уже начали готовить какие-то проекты?

Проекты планируем, но никаких анонсов не делаем. Иначе просто не получится: придут и арестуют. Кодовое название - ГОУ, в смысле - "Горе от ума". Готовить начнём, как только прибудут наши активисты из России. К сожалению, в Европе не удалось найти активистов, достаточно смелых для участия в акциях "Войны". Легче выписать людей из России.

Вам активно помогает бывший министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Как вы познакомились? Знал ли он раньше про "Войну"? Почему, как вам кажется, он решил вам помочь, ведь до этого вам многие отказывали в помощи?

Карел сам вызвался помочь, причём в очень трудное для нас время. Олег тогда только освободился из тюрьмы в Праге, нас окружила местная пресса, мы раздали патриотические интервью, шокировавшие чешское общество. После их публикации местная общественность в один миг отвернулась от нас. Мы потеряли всё: жильё, юристов, поддержку.

Правозащитники тиражировали мерзкие сплетни у нас за спиной. Готовившиеся творческие проекты были немедленно свёрнуты. Газетчики разразились пропагандистскими статьями, рисующими нас не гениальными художниками, как было до этого, а бесчеловечными маньяками, которым место в тюрьме или дурдоме. Тут появился Карел и оказался чутким человеком и большим политиком: он предложил нам резиденцию в Орлике.

А в качестве студии для творческих экспериментов - замок в Чимелице, где он, кстати, провёл свои детские годы в оккупированной немцами Чехословакии. Так что наша семейная история злоключений оказалась близка ему.

Карел любит русское искусство, на банкете цитировал Блока, любимого поэта своего отца.

Ещё одним благородным чехом оказался замечательный детский художник Петр Никл. Когда меня и Олега арестовали, дети - Каспер и Мама - оставались в его квартире в пражских Голешовицах, не зная, где мы и что с нами, и в ожидании нашего возвращения в одиночестве рисовали на стенах.

Детское творчество - гарантированный путь к потере жилья в Европе. Люди здесь разучились радоваться детям.

Но Петр пришёл в восторг от рисунков Каспера и Мамы. Он попросил оставить всё как есть. В благодарность мы устроили ему прощальный вернисаж перед отъездом в Орлик. Петр и дети провели совместную сессию - рисовали и вырезали из бумаги маски.

Это было просто мероприятие "для своих" или его можно позиционировать как один из проектов "Войны"? Как часто такие мероприятия организовываете?

У детей набрался большой архив творчества, но он был уничтожен во время нападения на нас группы швейцарских правозащитников 20 марта этого года в Базеле. Вооружённая толпа вломилась в нашу комнату на чердаке на Вассерштрассе, 21.

Правозащитники похитили детей и бросили их на улице голыми, избили нас, родителей, украли наши компьютеры, айпады, разворовали архивы, включая и работы Каспера и Мамы.

Прибывшая полиция не заинтересовалась нападением, вместо этого мы были арестованы как нелегалы, далее - депортационная тюрьма, а затем всю семью конвоировали в подземный концлагерь в местечке Эш кантона Базель-Ленд, откуда нам удалось бежать. Нам удалось сделать несколько фотографий скрытой камерой в концлагере Эш.

В Праге пришлось начинать всё сначала. Выставка у Петра Никла - первая после ужасов в Швейцарии.

Олег в одном из интервью сказал: "Художник, как вы и сами, наверное, догадываетесь, - это как раз и про лагеря, и про аресты, причём про неожиданные". За последнее время у вас накопилось много эмоций, связанных с подобными событиями. Найдут ли они отражение в проектах "Войны"?

Вы цитируете сфальсифицированное интервью, вышедшее в "Фур-Фуре". Мы, к сожалению, никак не смогли на эту публикацию повлиять, поскольку находились вне легального поля, а журналисты "Фур-Фура" этим воспользовались, выдав за интервью фрагменты переписки по электронной почте. Поэтому мне неприятно обращаться к данному тексту. Он - свидетельство нечестности со стороны этого издания.

В интервью Олег говорил, что многие знают про "Войну": "Когда с художниками встречаемся, они начинают писаться от восторга: "Ой, "Война", "*** в плену", "Панк в суде", это же всё вы!" Чувствуют себя просто везунчиками, которым удалось пообщаться с теми легендами, о которых читали. Но когда разговор переходит в практическую плоскость - можно ли найти жильё или адвоката, - то практически все утрачивают интерес. Мы хороши где-то там - когда в российской тюрьме, то мы хорошие". Может, всё-таки нашлись в Европе художники, которым интересно работать вместе с "Войной"?

- Мы изначально не собирались вести никакой художественной деятельности в Европе, поскольку сочли европейский контекст неинтересным в сравнении с русским. Мы также не планировали и задерживаться здесь.

Но обстоятельства сложились иначе: канал возвращения в Россию захлопнулся, и мы оказались в Европе как в ловушке. Если мы когда-нибудь всерьёз обратимся к творчеству здесь, - оно будет очень и очень критическим.

С европейскими художниками мы не общаемся, поскольку их просто нет в природе. Нам постоянно поступают предложения с Запада, но это как приглашение в могилу. Мы не спешим.

С кем-то из российских художников поддерживаете отношения? Интересуетесь тем, что делают сейчас современные художники в России?

В России нам нравится творчество видеохудожника Инджойкина, ему удалось лучше всех ухватить дух времени.

Цитата Олега: "Образ Запада, что рисуют интеллигенты в России, - это выдумка. Люди здесь не нарушают ничего - недаром в европейском современном искусстве застой мощнее, чем при Брежневе. Арт забит в развлекательное гетто для богатых людей. Ты можешь побыть клоуном - и только тогда будешь интересен. Они сидят и ждут, когда из третьего мира подкинут идею. Этим я и объясняю успех российского акционизма, когда самые элементарные акции хорошо читаются". Есть желание попытаться своими проектами как-то изменить ситуацию с этим "развлекательным гетто"? Либо сделать это будет очень сложно или даже опасно из-за особенностей законодательства?

Работать в Европе и на Европу - это пустая трата времени. Запад стонет от бессмысленности существования, но эти стоны заслужены. Осталось только варварам прийти и прекратить затянувшийся спектакль. В Европе сложилась странная ситуация. У них, как на войне, почти ни у кого нет своих детей, - но они командуют, как нам надо вести себя с нашими.

Недавно были новости про то, что . Хотя в сентябре этот вопрос уже поднимался, и тогда власти заявили, что для экстрадиции нет оснований. Есть ли у вас понимание, как поведут себя власти Чехии сейчас?

Действия чешских властей - это только их собственная головная боль. Нам, здоровым людям, она неинтересна.

Соосновательница скандально известной арт-группы «Война» Натиалья Сокол обратилась к уполномоченному по правам ребенка Анне Кузнецовой с просьбой эвакуировать ее в Россию из Берлина. После шести лет скитания по Европе Сокол и ее муж Олег Воротников оказались в отчаянной ситуации: Олег угодил в тюрьму, а сама Наталья беременна и с тремя маленькими детьми замерзает на улице.

Воротников пропал в Берлине после полицейской облавы и, по некоторым данным, содержится в тюрьме «Моабит». У Натальи на руках дети в возрасте от 2 до 8 лет, им приходится жить на захваченных лодках с брезентовым верхом в Руммельсбургском заливе.

При этом просить политического убежища в ЕС основателям «Войны» не позволяют убеждения. По этой же причине у них нет на руках практически никаких документов ни на себя, ни на детей, и все они вне закона.

«Арестован он, жив или нет, у меня никаких сведений. Пробовала загнать дачку в тюрьму Моабит - не приняли: значит его там нет? Обращалась к юристам - отказываются содействовать. А здешнюю прессу не пробить, это пропагандистский железобетон. Живу с тремя детьми на лодке с брезентовыми стенами, - чтобы не сидеть в пересыльной тюрьме, ожидая конвоя в швейцарский концлагерь, где людей держат по два года в кладовках под землей. Друзей или хоть каких-то вменяемых знакомых у меня в Берлине нет», - пишет Наталья Сокол в Facebook.

В аппарате Кузнецовой уже отреагировали на просьбу Сокол, вышли с ней на связь и направили запрос в Консульский отдел МИДа России , передает радиостанция «Говорит Москва» . Как сообщили Наталье переговорщики, Анна Кузнецова планирует направить просьбу о помиловании президенту России.

Напомним, леворадикальная акционистская группа «Война» претендует на достижения в области концептуального протестного уличного искусства. Она была образована в 2007 году Олегом Воротниковым по прозвищу Вор, его женой Натальей Сокол по прозвищу Коза, Петром Верзиловым с непристойным прозвищем и Надеждой Толоконниковой - участницей панк-группы Pussy Riot.

Среди самых резонансных акций «Войны» - «Дворцовый переворот» с милицейским автомобилем, секс-перформанс в биологическом музее имени Тимирязева, акция с запрыгиванием на автомобиль ФСО , а также акция с изображением фаллоса на Литейном мосту Петербурга и другие. Особенно возмутила общественность выходка участницы группы «Война» Елены Костылевой в петербургском супермаркете «Находка», где она засунула себе в промежность мороженую курицу.

На Воротникова завели уголовное дело об оскорблении полицейских и применении насилия к представителям правоохранительных органов после того, как 31 марта 2011 года он облил мочой сотрудников полиции во время питерского «Марша несогласных». Кроме того, есть вопросы и по прошлым акциям. После этого Воротников и Сокол с детьми подались в бега в Европу. В России они оба числятся в розыске и заочно арестованы.

Однако в в Европе у необычной семьи довольно быстро начались неприятности в таких масштабах, что впору писать приключенческую драму. О некоторых которых из них «Ридус» рассказывал в этой публикации. Спонсоры из числа любителей современного искусства бросили Воротникова и Сокол с их малолетними детьми на произвол судьбы и они фактически превратились в бомжей: живут где попало, еду и одежду воруют в магазинах, кочуют из страны в страну, регулярно имея дела с полицией, миграционными службами и агрессивно настроенными аборигенами.

«Я дрался с фашистами в пражском метро, с правозащитниками в Базеле, с барыгами, фанатеющими от «NO TAV», в Венеции. Теперь я всегда ношу с собой молоток», - рассказывал журналистам Воротников.

Полицейские при проверке документов несколько раз били Наталью в лицо.

«Даже русский мент, он не стал бы вот так поступать с женщиной, у которой ребенок», - жаловалась она чешским СМИ.

Страницу Сокол в Facebook, где она рассказывает о своих злоключениях, иначе как шокирующей не назовешь.

Диссиденты и оппозиционеры из России не горят желанием помогать семье из-за того, что Воротников, побродяжничав по Европе, выступил с положительными отзывами о деятельности президента Владимира Путина , а также о воссоединении Крыма с Россией.

Из своих приключений акционист вынес твердое убеждение, что Европа «переживает эпидемию психоза, вызванного страхом за свой высокий уровень жизни».

В 2010 году, когда активистов арт-группы «Война» Олега Воротникова и Леонида Николаева задерживали после акции «Дворцовый переворот», в их защиту выступила группа российских интеллектуалов: музыкальный критик Артемий Троицкий , искусствовед Андрей Ерофеев , издатель Александр Иванов , журналист Андрей Лошак , совладелец книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов , художники Александр Косолапов и Олег Кулик .

Андрей Ерофеев заявил «Ридусу», что находится на даче и пока не видел обращения Натальи Сокол к российским властям, и потому не может дать комментарий. Андрей Лошак сказал, что у него на это «нет времени», Куприянов сообщил, что «совершенно не знает про эту ситуацию и не может ее комментировать», а Троицкий, Иванов, Косолапов и Кулик оказались недоступны для комментариев.

«Видимо, в Европе еще хуже получается жить вне системы, особенно с детьми. Поэтому, разочаровавшись вообще во всем, семья и просит помощи у Родины. Своя система в сравнении оказалась получше, видимо. Либералы, когда-то защищавшие «Войну» сейчас помалкивают. Зато «ватники» начали комментировать ситуацию с беременной Сокол и детьми. Призывают вернуть уже этих намыкавшихся анархистов в Россию и как-то помочь им. Пусть уж дома воруют, что ли», - делает вывод журналист Наталья Радулова.

«Асоциальное поведение провозглашенных «художниками» утырков поддерживается ЕС исключительно как «экспортная» колониальная практика. Это очевидная банальность - так же, как банальностью является и лицемерие европейских СМИ и «общественности», вскармливающих упомянутых утырков для ведения информвойны - и немедленно забывающих о них, стоит только марионеткам выйти за рамки предписанной роли», - считает научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков . По его мнению, у безответственных родителей давно пора изъять детей.

Радикальное акционистское объединение

Леворадикальная акционистская группа, функционировавшая с начала 2007 года. Получила известность благодаря серии эпатажных и радикальных перформансов. В 2011 году стала лауреатом художественной премии "Инновация".

Возникновение арт-группы

Арт-группа "Война" (в произведениях самих участников группы принято писать ее название без кавычек) была создана по инициативе выпускника философского факультета Московского государственного университета (МГУ) Олега Воротникова (прозвище Вор), который далее именовался "отцом-основателем" , , , . Еще в 2005 году Воротников и Наталья Сокол (прозвище Коза) создали арт-группу "Соколег", которая занималась натурной фотографией (по иным данным, авангардной модой ) и перформансами на тему смен парадигм в искусстве. Весной 2006 года они познакомились с художником Антоном Николаевым, лидером арт-группы "Бомбилы", с которым начали активное сотрудничество. Штаб-квартирой объединенного проекта стала одна из мастерских видного художника-акциониста Олега Кулика, который, однако, отрицал использование каких-либо собственных идей в перформансах группы , , .

В начале 2007 года наиболее радикально и политически настроенные участники проекта во главе с Воротниковым и Сокол организовали группу "Война" , . Изначально арт-группа "Война" предполагалась как леворадикальная, "поскольку левый спектр в российском арте вообще отсутствовал" . При этом позже подчеркивалось, что политическая составляющая проекта была важнее, чем художественная часть .

Основные акции 2007-2010 годов

В феврале 2007 года состоялось первое выступление "Войны" - перформанс "Отморозки" в Зверевском центре современного искусства, куда группа была приглашена на открытие выставки "Военные действия". В ходе перформанса трое участников "Войны" были загипсованы так, что образовали единую скульптурную группу, которую затем пустили кататься по брикетам пломбира ("мороженная грязь под гусеницы танка") .

Вскоре после этого "Война" и "Бомбилы", а также акционист Сергей (Емельян) Гдаль создали "Профсоюз уличного искусства" . 1 мая 2007 года "Война" при содействии "Бомбил" провела акцию "Мордовский час" в ресторане "Макдоналдс" на Серпуховской площади в Москве. Активисты арт-группы с криками "Свободная касса!" забросали прилавки ресторана живыми кошками, что явилось "подарком низкооплачиваемой рабсиле фастфуда, лишенной в праздник отдыха и наслаждения современным радикальным искусством". Эта акция также содержала отсылку к протестной деятельности западных антиглобалистов, для которых сеть ресторанов McDonald"s представляет собой один из символов глобализации , , , , . В том же году "Мордовский час" был признан газетой "Re:акция" "самым хулиганским перформансом" .

На протяжении последующих месяцев активисты "Войны" провели еще несколько акций, а также приняли участие в ряде перформансов, основным организатором которых выступали "Бомбилы" . В начале июля 2007 года "Война" должна была провести совместный перформанс с известным деятелем художественного авангарда Дмитрием Приговым : предполагалось, что активисты группы занесут на двадцать второй этаж студенческого общежития МГУ шкаф с сидящим внутри Приговым, который должен был вести стихотворный диалог с собственными записями. Однако акция не состоялась - ее запретил декан философского факультета МГУ, а непосредственно накануне перформанса Пригов был госпитализирован, через несколько дней он скончался , , . В конце августа того же года "Война" при участии "Бомбил" провела акцию "Пир" - поминки по Пригову, накрыв столы в вагоне Московского метрополитена , , . Впоследствии, в феврале 2008 года, "Пир" была повторен на трех линиях метро в Киеве, после того, как власти украинской столицы инициировали закрытие выставки "Общее пространство", в рамках которой, в частности, демонстрировалась видеозапись московских поминок по Пригову , .

С этого времени стала очевидной политическая составляющая деятельности "Войны". В 2007 году ее активисты участвовали в Саратове в "марше несогласных" - выступлении противников президента Владимира Путина - с лозунгом "Я хочу халву есть, я хочу на Путьку сесть" (приписываемым поэту Александру Бренеру) . В ноябре 2007 года, накануне выборов в Государственную думу, "Война" провела несанкционированную акцию "ПП (Памятник Пригову vs План Путина)" на открытии ярмарки Non-Fiction в московском Центральном доме художника: активисты группы неожиданно спустились по растянутому баннеру с антресольного этажа выставочного центра с живыми баранами в руках , .

В декабре 2007 года (по другим данным, в феврале 2008 года ) прекратилось активное сотрудничество "Войны" и "Бомбил". Это было связано с тем, что в то время, как группа Николаева планировала работать за пределами Москвы с местными коллективами, "Война" предпочитала работать в столице - отчасти рассчитывая на реакцию прессы на ее деятельность . Кроме того, сам Николаев признавался, что ему к этому времени надоело заниматься "клоунским акционизмом" . В это же время к группе присоединился филолог и автор трудов по обсценной лексике Алексей Плуцер-Сарно .

В конце февраля 2008 года, за несколько дней до президентских выборов, на которых победу одержал Дмитрий Медведев , "Война" провела одну из самых известных своих акций - групповую оргию в Биологическом музее в Москве на фоне лозунга "Е***ись за наследника Медвежонка" , , , (с аналогичными лозунгами члены "Войны" участвовали в эти же дни в митинге прокремлевского движения "Молодая гвардия" и в московском оппозиционном "марше несогласных" ). Участники группы охарактеризовали акцию в Биологическом музее как "напутствие молодому руководителю, посильная поддержка Медвежонка в начале длинной тропы" . Фотоотчет об акции был опубликован в блоге Плуцера-Сарно (там же появлялись отчеты и о дальнейшей деятельности "Войны"), в связи с чем на него было заведено уголовное дело о распространении порнографии . В действиях самих участников акции состава преступления найдено не было , но позже появлялись сообщения, что Генеральная прокуратура РФ повторно возбудила дело по поводу оргии в музее .

Непосредственно перед инаугурацией нового президента Медведева, в начале мая 2008 года, "Война" организовала новую акцию: ее участники ворвались в отделение милиции в подмосковном Болшеве, повесили большой портрет Медведева и стали зачитывать посвященные милиции тексты Пригова .

В дальнейшем тема правоохранительных органов занимала значительное место в деятельности группы. Так, в июле 2008 года состоялась акция "Мент в поповской рясе", в ходе которой Воротников, одетый в рясу поверх милицейской формы и олицетворявший "амбивалентное существо, которому всё позволено", набрал в супермаркете "Седьмой континент" большое количество продуктов и безнаказанно вынес их, не оплатив , ; впоследствии указывалось, что эта акция предвосхитила историю с майором милиции Денисом Евсюковым , весной следующего года устроившим расстрел покупателей в супермаркете . В мае 2009 года в первый день судебного процесса над организаторами скандальной выставки "Запретное искусство-2006" Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым участники "Войны" неожиданно исполнили в зале суда песню "Все менты - ублюдки!" , , что подверглось осуждению как адвокатов обвиняемых, так и присутствовавших правозащитников, в частности, Льва Пономарева , (при этом "Война" и раньше проводила акции против преследования кураторов "Запретного искусства"; например, в мае 2008 года группа устроила представление у здания прокуратуры, где проводился допрос Ерофеева ).

Значительный резонанс получили две акции, проведенные "Войной" в конце 2008 года. В ночь на 7 ноября несколько активистов группы спроецировали на Дом Правительства РФ изображение черепа и костей, после чего другие участники активисты перелезли через ограду правительственной резиденции, беспрепятственно пересекли ее двор, а затем скрылись , , , , . В следующем месяце "Война" заварила стальными листами вход в ресторан "Опричник", который, по некоторым данным, принадлежал прокремлевскому журналисту Михаилу Леонтьеву , ; в январе 2009 года по данному факту было заведено уголовное дело . В этот же период к группе присоединились некоторые борцы за права сексуальных меньшинств; кроме того, "Война" стала активнее сотрудничать с московскими анархистами и антифашистами .

Также продолжала "Война" использовать и тему супермаркетов (как впоследствии заявлял Плуцер-Сарно, это было связано с тем, что "супермаркет - это публичное пространство, где готовая сцена, готовый театр, готовые зрители, готовое противостояние, и там можно разыгрывать некие ситуации" ). В сентябре 2008 года группа имитировала повешение гомосексуалистов и гастарбайтеров в одном из гипермаркетов "Ашан" , ; это стало "символическим подарком мэру Москвы Лужкову в знак его заслуг по распространению в городе ксенофобии, гомофобии и национализма" . В 2009-2010 годах участники "Войны", публично признававшиеся в том, что продукты они обычно крадут в магазинах , проводили акции по потреблению или выносу продуктов в супермаркетах ряда стран Европы и США, изображая из себя голодных нелегальных мигрантов из России, что являлось своеобразным тестированием терпимости общества в этих странах , . Летом 2010 года "Война" провела ритуализованный вынос мороженного цыпленка из одного из супермаркетов в Санкт-Петербурге .

В июне 2009 года произошел скандал, связанный с участием группы "Война" в курировавшейся Андреем Ерофеевым выставке "Русский леттризм" в Центральном доме художника. Накануне открытия выставки директор выставочного центра Василий Бычков потребовал демонтировать экспозицию "Войны", посвященную, помимо прочего, акции группы в Биологическом музее. В результате возникла стычка участников "Войны" с охраной, причем, как сообщалось, некоторые экспонаты были испорчены; тем не менее экспозиция "Войны" была снята , .

В начале 2010 года к "основному составу" группы "Война" присоединился активист оппозиционного движения "Солидарность", член политсовета его московского объединения Леонид Николаев (в описаниях группы фигурировавший как Леня Е***нутый) , . В мае 2010 года, в разгар общественных протестов против чрезмерного использования спецсигналов на машинах, Николаев вышел с символизировавшим "мигалку" синим ведром на голове на дорожную полосу около Кремля и пробежал по капоту и крыше двигавшегося со спецсигналом автомобиля Федеральной службы охраны (ФСО); в течение следующих дней видео выступления Николаева широко распространилось в интернете , . В конце мая Николаев был похищен сотрудниками ФСО, но вскоре отпущен - после предъявления обвинения в хулиганстве . Хотя в дальнейшем суд отказался принимать к рассмотрению дело Николаева в связи с нарушениями норм при сборе доказательств его вины , сам активист "Войны" с этого времени фактически перешел на "нелегальное положение" и скрывался от правоохранительных органов .

В июне 2010 года в Санкт-Петербурге была проведена новая резонансная акция "Войны": в знак протеста против повышенных мер безопасности в преддверии Международного экономического форума активисты группы нарисовали на Литейном мосту огромный фаллос размером 65 метров в длину и 27 метров в ширину. После того, как мост был разведен, поднятое изображение фаллоса оказалось перед окнами Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области , , , , . Николаев был задержан во время проведения акции и оштрафован за мелкое хулиганство . Акция стала широко известной благодаря распространению информации о ней в блогах: сообщение о ней на протяжении нескольких дней удерживало первое место в основных рейтингах блогов .

В связи с деятельностью "Войны" в блогах и прессе регулярно обсуждалось, почему активисты группы не задерживаются милицией, а если и их задерживают, то вскоре отпускают. Сами члены "Войны" объясняли это тем, что все их акции тщательно планировались, чтобы избежать даже минимального риска , , .

В сентябре 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась акция "Войны" "Дворцовый переворот", целью которой было "показать, как надо проводить реформу МВД". Во время акции активисты группы перевернули несколько милицейских автомобилей, причем внутри некоторых из машин в этот момент находились милиционеры , , .

Преследования "Войны" (с 2010 года)

Вскоре после проведения "Дворцового переворота" на основных активистов "Войны" было заведено дело по статье 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору), члены группы были объявлены в розыск , . 15 ноября 2010 года Воротников, Сокол и Николаев были задержаны в Москве и допрошены в занимающемся борьбой с экстремизмом центре "Э" при МВД. Вскоре Сокол была отпущена, а Воротников и Николаев были отправлены в изолятор в Санкт-Петербург , , , . В том же месяце стало известно, что Россию, опасаясь преследований, покинул Плуцер-Сарно , .

Акция "Дворцовый переворот" и последовавший за ней арест Воротникова и Николаева вызвали в прессе бурную дискуссию о границах того, что должно трактоваться в первую очередь как искусство. Многие художники и критики признали, что акция являлась уголовно наказуемым деянием. В то же время ряд художников и журналистов выступили в поддержку "Войны", признавая ее право на радикальный акционизм, и призывали к отказу от наказания или по крайней мере к его смягчению , , , .

Уже в декабре 2010 года были проведены несколько мероприятий в поддержку "Войны". В частности, проживавший в Норвегии блогер Вагиф Абдилов организовал выпуск по индивидуальному заказу марок Норвежской королевской почты, на которых была изображена акция группы на Литейном мосту , . В середине месяца британский уличный художник Бэнкси устроил в интернете продажу репродукций одного из своих произведений и объявил о передаче вырученных с продажи денег в размере около 90 тысяч фунтов (приблизительно 4,5 миллиона рублей) на помощь "Войне" , , . 18 декабря в Москве был проведен немногочисленный митинг в защиту группы, в котором участвовали многие известные художники и арт-журналисты , . Впоследствии, в середине февраля 2011 года, видеообращение в поддержку лидеров "Войны" опубликовал известный рок-музыкант Юрий Шевчук .

Сроки задержания Воротникова и Николаева продлевались вплоть до 21 и 22 февраля 2011 года , , когда суд Дзержинского района Санкт-Петербурга согласился отпустить их под залог триста тысяч рублей для каждого , , , . Через месяц после освобождения Воротников и Николаев рассказали, что передали собранные в результате акций Абдилова и Бэнкси деньги на помощь двум политзаключенным, а также одному из их бывших сокамерников, обвинение которому, по их мнению, было сфабриковано .

Как стало известно, 3 марта 2011 года на Воротникова, Николаева и Сокол в центре Санкт-Петербурга было совершено нападение лицами, представившимся сотрудниками уголовного розыска , . В конце марта в связи с этим инцидентом было заведено уголовное дело по статье "побои" .

31 марта 2011 года несколько участников "Войны", включая Воротникова, Сокол и даже их маленького сына, на несколько часов задержали во время несанкционированного оппозиционного "марша несогласных" , . 14 апреля в отношении Воротникова было заведено второе уголовное дело: он был обвинен в хулиганстве, применении насилия в отношении представителя власти и оскорблении представителя власти , . В июле 2011 года стало известно, что за поведение на "марше несогласных" уголовное дело по статье 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) было заведено и против Натальи Сокол , .

В апреле 2011 года группа "Война" стала лауреатом российской художественной премии "Инновация": акция на Литейном мосту была признана лучшим "Произведением визуального искусства". Организаторы премии пытались исключить "Войну" из списка номинантов, мотивируя это несоблюдением регламента, но под давлением общественности были вынуждены вернуть ее в число претендентов на премию , . Полученные как главный приз 400 тысяч рублей "Война" передала межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора", которая собиралась использовать их для "защиты гражданских активистов". Юристы этой ассоциации помогали и самой арт-группе .

Воротников не являлся на допросы и в июле 2011 года был объявлен в международный розыск, заочно арестован, а его залог в 300 тысяч рублей был изъят в пользу государства , , . В конце августа 2011 года стало известно, что Сокол была объявлена в федеральный розыск . Спустя два месяца она была задержана, но через несколько часов освобождена , и снова скрылась , после чего в начале декабря Сокол, находившаяся на восьмом месяце беременности, была объявлена уже в международный розыск , и заочно арестована (хотя 27 декабря решение об аресте было отменено ). При этом в октябре 2011 года стало известно, что 1 сентября было прекращено уголовное преследование Воротникова и Николаева, начатое после акции "Дворцовый переворот" - в связи с тем, что инкриминировавшаяся им статья УК РФ не соответствовала совершенным им действиям , , , , . В связи с этим 24 октября было отменено решение об изъятии залога за Воротникова . Впоследствии расследование дела о "Дворцовом перевороте" неоднократно возобновлялось, а затем вновь приостанавливалось , , , , .

31 декабря 2011 года в новогоднюю ночь активисты "Войны" в качестве "подарка политическим заключенным" провели около одного из петербургских отделений полиции акцию "Менто-Ауто-Да-Фэ", или "Ё**аный Прометей", в ходе которой они подожгли полицейский автомобиль для перевозки заключенных "Урал" , , , . Через несколько дней в связи с этим инцидентом было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ "Хулиганство" .

"Московская фракция" арт-группы

Еще в конце 2009 года из "Войны" был изгнан один из наиболее активных участников проекта Петр Верзилов, якобы потворствовавший аресту акциониста Александра Володарского (известного под "ником" Шиитман) во время имитации совокупления около Верховной рады Украины в знак протеста против деятельности Национальной экспертной комиссии по защите общественной морали (согласно активистам "Войны" Верзилов исходил из того, что осуждение Володарского могло стать "крутым пиаром" для арт-группы) , . В дальнейшем Верзилов и примкнувшие к нему акционисты (в том числе его жена Надежда Толоконникова по прозвищу Толокно) продолжали выступать под именем "Войны", что фактически привело к противопоставлению двух одноименных проектов , . В отношении группы Верзилова также использовалось наименование "московская фракция группы "Война"" .

Одной из наиболее заметных акций "московской фракции" стал "Тараканий суд": в день начала оглашения приговора по делу организаторов выставки "Запретное искусство" в июле 2010 года Верзилов в знак протеста выпустил в здании суда 3,5 тысячи крупных тараканов , , (Плуцер-Сарно утверждал, что идея этой акции была украдена Верзиловым у группы Воротникова ). Кроме того, активисты этой группы в летом 2010 года принимали участие в протестах против строительства скоростной трассы через Химкинский лес .

Приуроченная к вступлению в силу нового закона "О полиции" 1 марта 2011 года акция "московской фракции" "Лобзай мусора", в ходе которой за два месяца в начале года активистки группы расцеловали в Москве около сотни женщин-полицейских , , в сентябре того же года была представлена на четвертой Московской биеннале современного искусства. Представление акции вызвало резкую критику Плуцера-Сарно и некоторых других художников, которые в связи с этим даже призвали к бойкоту биеннале .

В конце августа 2011 года "московская фракция" также провела заметную акцию "Дорога-кормилица". Во время акции активисты останавливали автомобили и собирали помощь прошедшим переаттестацию полицейским, которые в результате реформы полиции якобы потеряли возможность собирать деньги с водителей , .

Некоторые из участников "московской фракции" входили также в феминистскую группу Pussy Riot , получившую известность за провокационный "панк-молебен" в московском Храме Христа Спасителя в феврале 2012 года , .

Общая идеология и состав

Группа "Война" постоянно подчеркивала особый образ жизни, в частности, максимальный отказ от денег (с чем связывалась практика воровства продуктов в магазинах) и "агрессивное сквотирование" - проживание в незаселенных квартирах новостроек , , . Помимо акций, информация о которых распространялась, участники группы занимались также "ежедневными перформансами", то есть представляли акционизм как норму жизни , .

За период 2007-2010 годов в акциях "Войны" участвовали более двухсот человек . В то же время по состоянию на осень 2010 года основу группы составляли Воротников, Сокол, Николаев и Плуцер-Сарно , ; по некоторым данным, неофициально в "Войне" числились около шестидесяти человек . Бывшие участники группы называли "стопроцентным автором" "Войны" Воротникова , в то же время основные перформансы группы были придуманы Натальей Сокол .

Как критики, так и участники "Войны" отмечали, что в своем творчестве группа продолжала традиции политического акционизма, связанные с американскими активистами конца 1950-х годов, а также московским акционизмом и искусством соц-арта , , , . В качестве важной части деятельности группы отмечалась семантизация действия, приписывание ему интерпретаций (пусть и множественных), которое в медиасреде группа старалась контролировать , . В то же время Воротников и другие участники "Войны" критиковали своих предшественников, а также современных им акционистов за недостаточный радикализм и "вялость" , обвиняли их в том, что они занимались исключительно имитацией действия . Представители группы специально акцентировали внимание на реальности и неискусственности своей деятельности: "То, что в акциях "Войны" арта почти нет, - и делает их ультрасовременным новым искусством" , . Однако минимальной задачей группы ставилось "не устраивать яркие шоу, а сформировать круг людей, которым интересна подобная деятельность" .

В середине февраля 2012 года на Берлинском кинофестивале был представлен фильм режиссера Андрея Глазьева "Завтра", посвященный образу жизни и акциям "Войны". Сам Глазьев некоторое время принимал участие в акциях группы; тем не менее некоторые критики обвиняли фильм в том, что философия "Войны" не была отражена в нем в должной мере , , .

Использованные материалы

"Pussy Riot" официально стали обвиняемыми. - Интерфакс , 12.03.2012

Дмитрий Маракулин . Дело о "Дворцовом перевороте" приостановлено. - Коммерсантъ-Online , 12.03.2012

Две участницы Pussy Riot арестованы до конца апреля. - Грани.Ру , 05.03.2012

Возобновлено расследование уголовного дела об акции арт-группы "Война" с переворачиванием милицейских машин. - Интерфакс , 20.02.2012

Алексей Медведев . Зрителей интересует только "Война". - Московские новости , 18.02.2012

Денис Катаев . Раскрыты секреты арт-группы "Война". - Дождь , 17.02.2012

Елена Костылева . Битва на небесах. - Сеанс , 15.02.2012

Арт-группа "Война" заявила о прекращении преследования ее активистов. - РИА Новости , 08.01.2012

Иван Скиртач . По факту поджога полицейской машины в Петербурге, который взяла на себя арт-группа "Война", возбуждено уголовное дело. - ИТАР-ТАСС , 07.01.2012

Вера Копылова . Поджог третьей степени. - Московский комсомолец , 05.01.2012. - №25837

Новая акция-треннинг группы Война "Менто-Ауто-Да-Фэ", или "Ё***аный Прометей". - plucer.livejournal.com , 02.01.2012

Арт-группа "Война" сожгла автозак питерской полиции. - BBC News, Русская служба , 02.01.2012

"Война" извоевалась. - Фонтанка.Ру , 02.01.2012

Горсуд Петербурга отменил решение о заочном аресте активистки "Войны" Сокол. - Интерфакс , 27.12.2011

Суд заочно арестовал участницу арт-группы "Война" Сокол. - Фонтанка.Ру , 07.12.2011

Активистка "Войны" объявлена в международный розыск. - BBC News, Русская служба , 06.12.2011

Иван Скиртач . Участница арт-группы "Война" объявлена в международный розыск. - ИТАР-ТАСС , 06.12.2011

Сергей Шабохин . Интервью с российской арт-группой Война. - Art Aktivist , 03.11.2011

Активист "Войны" Николаев снова стал обвиняемым, прокуратура отменила решение о прекращении дела. - Газета.Ru , 02.11.2011

Прокуратура отменила решение о прекращении уголовного дела в отношении активиста "Войны" Николаева. - Открытое информационное агентство , 02.11.2011

Суд отменил изъятие залога, внесенного за активиста арт-группы "Война". - РИА Новости , 24.10.2011

Активистка "Войны" повторно не явилась к следователю. - BBC News, Русская служба , 19.10.2011

Петербургская полиция задержала активистку группы "Война" Наталью Сокол вместе с сыном. - Газета.Ru , 18.10.2011

Задержанную активистку "Войны" отпустили из полиции, сообщил адвокат. - РИА Новости , 18.10.2011

Прекращено дело в отношении лидера арт-группы "Война" Воротникова. - Интерфакс , 13.10.2011

Мария Москвичева . "Войне" простили "Дворцовый переворот"? - Московский комсомолец , 12.10.2011

Прекращено дело в отношении активиста арт-группы "Война" Леонида Николаева. - Интерфакс , 11.10.2011

Никита Зея . Милиция не социальная группа. - Газета.Ru , 11.10.2011

Участие "Войны" в Московской биеннале вызвало конфликт. - OpenSpace.ru , 26.09.2011

Группа Война в акции "Дорога-кормилица": беспредел ментовских семей. - wisegizmo.livejournal.com , 12.09.2011

Удар по нищете. - Каспаров.Ru , 12.09.2011

Постановление о прекращении уголовного преследования следователя следственного отдела по Центральному району ГСУ Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу (уголовное дело № 276858), 01.09.2011

Жену лидера арт-группы "Война" объявили в розыск. - Интерфакс , 30.08.2011

Участники арт-группы "Война" готовят для власти новую акцию. - РБК , 22.07.2011

Суд заочно арестовал активиста "Войны" Воротникова. - Infox.ru , 22.07.2011

Активист арт-группы "Война" Воротников объявлен в международный розыск. - РИА Новости , 21.07.2011

Активистку арт-группы "Война" подозревают в оскорблении представителей власти. - БалтИнфо , 13.07.2011

Активистку "Войны" Сокол подозревают в оскорблении милиционеров. - РИА Новости , 13.07.2011

Юлия Виноградова . Искусство – политзаключенным. - Независимая газета , 05.07.2011

В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело в отношении уроженца Пермской области, подозреваемого в совершении хулиганства, применения насилия в отношении представителя власти и в оскорблении представителя власти. - Главное следственное управление СК РФ по Санкт-Петербургу (sledcomspb.ru) , 14.04.2011

Дело о "Войне". - Интерфакс , 14.04.2011

Светлана Янкина . Арт-группа "Война" получила премию "Инновация". - РИА Новости , 08.04.2011

Татьяна Вольтская . "Война" пострадала за Конституцию. - Радио Свобода , 01.04.2011

Мария Цветкова, Денис Пинчук . В борьбе властей с оппозицией в РФ пострадал младенец. - Reuters , 01.04.2011

Государственная премия "Инновация". Справка. - РИА Новости , 29.03.2011

Дело возбуждено в Петербурге о нападении на активистов "Войны". - РАПСИ , 25.03.2011

Группа "Война" отдала собранные Бэнкси деньги на помощь заключенным. - РИА Новости , 22.03.2011

По факту вчерашнего нападения неизвестными художники арт-группы "Война" обратились в милицию. - Эхо Москвы , 04.03.2011

"Война" натолкнулась на людей в штатском. - Интерфакс , 04.03.2011

Идеолог арт-группы "Война": милиционерш целовали не мы. - BBC News, Русская служба , 02.03.2011

Девушки из арт-группы "Война" насильно целуют женщин-милиционеров. - NEWSru.com , 01.03.2011

Владимир Костюшев . Как дело было? Комментарии и фото к процессу Олега Воротникова 21 февраля 2011. - Cogita!ru , 22.02.2011

Суд постановил отпустить Леонида Николаева под залог. - , 22.02.2011

Второго участника арт-группы "Война" отпустили под залог. - БалтИнфо , 22.02.2011

Суд постановил отпустить Олега Воротникова под залог. - Свободная Война (free-voina.org) , 21.02.2011

Активистов арт-группы "Война" оставили под арестом. - Искусство ТВ , 15.02.2011

Война с обществом. - Каспаров.Ru , 11.02.2011

Петербургский суд не отпустил из-под стражи Леню Николаева и Олега Воротникова из арт-группы "Война". - NEWSru.com , 14.01.2011

Митинг в поддержку арт-группы "Война" собрал около двухсот участников. - Грани.Ру , 18.12.2010

В Москве прошел митинг в поддержку арестованных художников. - Радио Свобода , 18.12.2010

Распродажа Бэнкси в пользу группы "Война" прошла на ура. - BBC News, Русская служба , 14.12.2010

Бэнкси собрал более 4 миллионов рублей для арт-группы "Война". - Новые Известия , 14.12.2010

Tom Parfitt . Banksy pledges £80,000 to Russian radical art group Voina. - The Guardian , 12.12.2010

В Норвегии вышли марки с "питерским фаллосом". - Соль , 08.12.2010

Марки с изображением акции группы "Война" выпустили в Норвегии. - РИА Новости , 08.12.2010

Нина Петлянова, Елена Рачева . Военные потери. - Новая газета , 29.11.2010

Михаил Боков . "Война" ударилась в бега. - MR7 , 29.11.2010

Антон Котенев . Что такое группа Война. - Liberty.ru , 22.11.2010

Нужно ли проявить солидарность с группой "Война"? - OpenSpace.ru , 22.11.2010